Святоотеческая эгзегетика слов молитвы Господней «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Скачать epub pdf В святоотеческой и литургической традиции иногда даже после преложения Тело Христово именуется «хлебом», а точнее «хлебом божественным, небесным или святым». 1 Какой смысл вкладывается в данное наименование? Святоотеческая эгзегеза слов молитвы Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» ( Мф. 6, 11 ; Лк. 11, 3 ) может способствовать ответу на поставленный вопрос. Предварительно необходимо отметить, что данный тип эгзегезы единственный, поскольку слово πιοσιος впервые встречается в вышеуказанных евангельских местах, а у языческих авторов оно отсутствует. Прошение о хлебе насущном понималось святыми отцами и христианскими писателями двояко – буквально или типологически. 1) Во-первых, под «хлебом насущным» подразумевался обычный хлеб. Так, например, свт. Иоанн Златоуст писал: «Он повелел нам просить насущный хлеб, не сладость, но пищу, восполняющую телесную потребность» 2 . Данное понимание подтверждается первоначальной этимологией слова πιοσιος, которое буквально означает «грядущий», т. е. тот, который можно будет получить вскоре или в эсхатологическом будущем 3 (как причастие от глагола εμι «идти», ср. лат. quotidianus=π τν οσαν ημραν). После достаточно раннего переосмысления слово πιοσιος стало соотноситься со словом «сущность» (хотя в таком случае по правилам греческой грамматики приставка π должна была бы потерять йоту), также указывая на единое на потребу (ср. славянское «насущный» или лат. consubstantialis) 4 . 2) Во-вторых, под «хлебом насущным» подразумевался Сам Господь наш Иисус Христос , Который сказал о Себе: «Аз есмь хлеб, сшедый с небес» ( Ин. 6, 41 ). Именно так эти слова понимали Ориген 5 , свт. Григорий Нисский 6 , Маркелл Анкирский 7 , св. Кирилл Иерусалимский , св. Кирилл Александрийский 8 , прп. Максим Исповедник 9 , прп. Иоанн Дамаскин 10 , прп. Симеон Новый Богослов 11 , прп. Никита Стифат 12 . При этом в то время как первое буквальное понимание «насущного хлеба» как простого обычного хлеба никогда не прилагалось к Евхаристии, то второе типологическое понимание в подавляющем большинстве случаев относилось к этому таинству. Так, например, св. Кирилл Иерусалимский толкуя «хлеб наш насущный даждь» также прямо пишет о том, что это не обычный «общий» хлеб, а «хлеб святой», приносящий пользу душе и телу и неподлежащий законам обычного пищеварения 13 . Таким образом можно резюмировать просмотренный материал в следующих пунктах:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

2.2. Божественное установление молитвы Говоря о молитве, что она есть «глава всякого дела» 22 , святой Симеон, архиепископ Солунский, указывает также, что она «есть от Бога преподанное нам дело» 23 . О божественном установлении молитвы свидетельствуют и другие писатели. Так, святые Марк Подвижник 24 , Каллист патриарх и инок Игнатий 25 говорят, что молитва есть заповедь. Святой Исаак Сирианин приводит слова Господа, призывающего к молитве: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» ( Мф.26:41 ) и слова апостола Павла: «Молитесь – будьте не ленивы, во всякое время бодрствующе... и молящеся» ( Кол.4:2–3 ). 26 . Далее он говорит, что Иисус Христос к большей рачительности подвиг нас притчею о друге, просившем неотступно ночью о хлебе 27 . Каллист патриарх и инок Игнатий указывают 28 на ряд выдержек из слова Божия, где говорится о молитве как о заповеди Господней: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю...» ( Ин.14:14 ); «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:24 ). и т. д. Подобно этому и Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что Господь Своими словами «научает нас внутренней молитве, вниманию ума и молитве непрестанной» 29 . По объяснению святого Феолипта, митрополита Филадельфийского, первая и главная заповедь о любви к Богу исполняется человеком тогда, «когда ум, слово и дух (сердце) припадают к Богу, первый – вниманием, второе – призванием, третий – умилением; тогда весь внутренний человек службу совершает Богу, как заповедует и Господь: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» ( Лк.10:27 ) и прочее». Таким образом, осуществление этой главнейшей заповеди достигается при призывании Бога умом, устами и сердцем. Но призывание Бога не должно обязательно всегда заключаться в указанных трех видах. Часто бывает, что один из них заменяется другим, и все они равносильны искреннему мысленному возношению молитвы к Богу. «Если во время псалмопения или когда бываешь с людьми, – говорят святые Варсануфий и Иоанн, – случится тебе призвать Бога, – не подумай, будто без устного произношения ты не призываешь Его, но помни, что Он Сердцеведец и взирает на сердце, и призывай Его в сердце твоем. Это и есть сказанное в Писании: «Затвори дверь твою и помолись Отцу твоему... втайне» ( Мф.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

«Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». После этого могут быть прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы из Дополнительного требника 5 , где их приводится две. По своему происхождению первая молитва — значительно древнее второй, поэтому, с рассуждения настоятеля, вторая молитва может быть как прочитана, так и опущена. Прежде, чем читать молитвы (или молитву), предстоятель, обращаясь к собравшимся в храме, говорит о том, что Святая Церковь, заботясь о своих верных чадах, предлагает после взаимного прощения испросить благословения от Господа на предстоящий подвиг поста, и завершает свое слово возгласом: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй». Все преклоняют колени, предстоятель читает молитвы лицом к народу. В конце молитв хор поет: «Аминь». Приведенный в Требнике возглас «Благословение Господне на вас…» по окончании молитв не произносится, так как переносится в конец чина прощения. Завершив молитвы и коленопреклонение, предстоятель берет напрестольный крест с аналоя или столика и начинает подавать его верующим. В многоштатных приходах первыми к предстоятелю подходят священнослужители: целуют крест и предстоятеля в ланиты, испрашивая прощения. Затем священники берут напрестольные кресты (или иконы), которые должны быть положены заранее на уготованном месте, и становятся один за другим после настоятеля, по старшинству. Если имеются диаконы, они встают следом за священниками, также по старшинству, держа в руках святые образа Спасителя, Божией Матери, храмовых и чтимых святых. В монастырях уместно, чтобы игумен держал напрестольный крест, один из старших иеромонахов может держать Евангелие, а остальные иеромонахи — и, после них, иеродиаконы — могут держать святые иконы. Молящиеся подходят к целованию креста сначала к предстоятелю, а затем поочередно ко всем клирикам. Согласно обычаю, лобызая крест, прихожане обращаются к предстоятелю со словами: «Простите меня, грешного (грешную)», на что тот отвечает: «Бог простит». Во время целования креста хор поет «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и иные песнопения покаянного характера 6 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

В рассеянии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 От редакции. Не претендуя ни на какое бы то ни было решение вопроса о соотнесенности национальности и религии, более того, — сознательно уходя от этого вопроса, мы публикуем в этой нашей рубрике воспоминания о тех, кто, оказавшись не по своей в сущности воле за пределами России, ощущали себя русскими и всеми силами старались сохранить в себе и вокруг себя то, что они считали главным — свою веру. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс 25:8). Эти священные слова псалмопевца с глубокой осмысленностью отражают его духовное стремление к Богообщению — особенно там, где, как некогда в скинии и в храме Соломоновом (а затем — и в ново­заветных храмах), явственно ощущается присутствие Божие, где слава Господня наполняет сердца верных благоуханием Духа. Напрасно суетный греховный помысл в угоду духу злобы старается отвергнуть не человеческое, но Божие установление о почита­нии храмов и благоговейном служении в них. Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников , сказал некогда Хри­стос нарушителям благопристойности в Иерусалим­ском храме. Разве не говорит это о высоком зна­чении храма как дома Божия, о должном благолепии которого печется Сам Господь славы? Христианский храм — это поистине небо на земле. Формы церков­ного богослужебного обряда есть выявление высо­кого христианского духа молитвы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Церковь святая православная, апостольская имеет, по апостолу, ум Христов (1 Кор 2:16); поэтому все ее молитвы, возгласы, песнопения, обряды, уставы и пр. имеют особое высокое, достойно уважаемое значение и силу. Христианский храм — это средоточие духовной жизни чело­века, это училище благочестия, место освящения и единения верных чад Церкви с Единым Богом Отцом. Насколько важен храм для религиозного воспитания и духовного удовлетворения челове­ка, достаточно ярко свидетельствует история русского рассеяния. Где бы ни объединилась хоть малая группа православ­ных русских людей, ее первой заботой является создание духовного очага, места молитвы, места освящения в таинствах. Эта сила религиозного духа создала множество больших и ма­лых православных храмов во всех странах рассеяния, а около них — множество тех благотворительных и просветительных учреждений, которые свидетельствуют о дея­тельной христианской настроенности по заветам Евангелия.

http://pravmir.ru/v-rasseyanii/

Молитва, как выражение внутренней жизни Церкви Духовная связь членов Церкви в молитве Молитва является проявлением жизни Церкви и духовной связи ее членов с Богом во Святой Троице и всех между собой. Она настолько неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитва – нити живой ткани церковного тела, идущие во всех направлениях. Молитвенная связь пронизывает все тело Церкви, вводя каждую его частицу в общую жизнь тела, оживляя ее и помогая ей питанием, очищением и другими видами взаимодействия ( Ефес. 4:16 ). Она соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и с ее небесными членами. Она не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии. Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17). «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом» ( Ефес. 6:18 ). «Сказал им также притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). Совершенный пример личной молитвы дал Сам Господь Иисус Христос. Он оставил, как образец, молитву Отче наш – молитву Господню. Молитва есть а) форма жизни Церкви, б) орудие, или способ ее действия, в) ее побеждающая сила. Молитва различается: общая и частная; бывает молитва словесная, в частности – песенная, и молитва внутренняя, «умная» или умносердечная. Содержанием молитв служат: а) хвала или слава, б) благодарение, в) покаяние, г) просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Покаяние перед Богом иногда имеет форму беседы с собственной душой (напр. в молитвенных последованиях – «канонах»). Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Так как, по апостолу, «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ), то члены Церкви, не только земные молятся друг за друга, но, по закону христианской любви земные молятся об отошедших, т.е. усопших братьях, нуждающихся в молитвенной помощи. Наконец, мы сами обращаемся к небесным с просьбой молиться о нас и о наших братьях. На этой же связи небесных с земными основано и попечение ангелов о нас и молитвы им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Наставление церковному чтецу Читай благоговейно, со страхом Божиим 1. Богобоязненный чтец должен всегда памятовать, что он возглашает славословия и молитвы за себя и за всех молящихся в храме, где всегда невидимо присутствует Сам Бог, Его Пречистая Матерь, Ангелы и святые. Господь Сердцеведец ведает чувство и отношение, с каким чтец совершает свои обязанности. 2. Богобоязненный чтец знает, что и предстоящие в храме замечают его ошибки, его невнимание и прочее, и могут соблазниться этим. Потому он не допускает небрежности, боится прогневать Бога. Ибо в Писании сказано: «Проклят всяк человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48:10). Читая в святом храме молитвословия вслух для всех верующих, мы исполняем дело Божие, поэтому читай благоговейно и благообразно, внятно и неспешно. Тщательно подготовляйся к чтению 3. К чтению, которое ты должен исполнять, надо тщательно подготовиться: заблаговременно с ним ознакомиться и вдумчиво прочитать текст, обратив внимание на произношение слов, ударения, на содержание, чтобы читать правильно, сознательно и осмысленно. Если плохо читаешь, не ленись чаще упражняться в чтении, прочти несколько раз и попроси другого, знающего, проверить тебя. Читай осмысленно 4. Читай так, чтобы прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в твое сердце. 5. Вместе с этим не забывай народа, стоящего в храме, и читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобой, читающим, едиными устами и единым сердцем молился и прославлял Господа, — для этого-то и собираемся в святой храм. 6. Читая в Церкви, помни всегда, что твоими устами произносится и возносится к Престолу Божию молитва всех предстоящих, и что каждое произнесенное тобою слово должно проникать в слух и душу каждого молящегося в храме. Читай неспешно, внятно и отчетливо 7. Поэтому не торопись, читая святые молитвы, и не унижай молитвы торопливым чтением, не гневи Бога. Торопливое и невнятное чтение не воспринимается слухом, мыслью и сердечным чувством слушающих. Такое чтение и пение, по словам святителя Тихона Задонского, — «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3047...

Научение молитв О молитве и крестном знамении Молитвою называется обращение человека к Богу. В молитвах мы просим Бога о своих нуждах, благодарим Его за полученные милости и прославляем Его. Кроме Бога, мы обращаемся с молитвами к Божьей Матери, святым ангелам и угодникам Божьим. Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Для этого складываем вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки, а два остальные пригибаем к ладони. Сложенные таким образом три пальца полагаем на чело, на грудь, на правое плечо и на левое плечо. Крестным знамением мы показываем, что верим в распятого за нас на кресте Господа Иисуса Христа. Три пальца, сложенные вместе означают, что мы веруем в Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, а два пальца, пригнутые к ладони, – что Господь Иисус Христос вместе и Бог, и человек. При осенении себя крестным знамением, мы возлагаем пальцы на чело, чтобы освятить наш ум, на грудь, чтобы освятить наше сердце, на правое плечо и на левое, чтобы освятить наши телесные силы. Когда священник благословляет верующих, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы Ис. Хс., что означает: Иисус Христос . Кроме крестного знамения мы во время молитвы преклоняем голову, становимся на колена, делаем поклоны поясные и земные. Всеми этими действиями мы выражаем смирение перед Богом. Краткие молитвы Господи благослови. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Господи, помилуй. Боже, милостив буде мне грешному(-ой). Буди имя Господне благословенно отныне и до века . Молитвы Пресвятой Троице Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Во имя значит: в честь, в славу; аминь – истинно, так. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь . Ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно. Серафимская песнь. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господь Саваоф – Господь небесных воинств. – Эту молитву удостоился слышать от серафимов, то есть, высших ангелов, пророк Исаия. Трисвятое. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Агапита, епископа Северодонецкого и Старобельского Вступление Молитва есть дыхание живой души, молитва есть разговор с Богом, молитва есть сила, отверзающая врата помощи Отца Небесного страждущему и труждающемуся рабу Божию. Промыслом Божиим в помощь нам на земле определены святые заступники и покровители в самых разных житейских и духовных нуждах. Молитвенное предстательство этих святых перед престолом Господним имеет великую силу в призывании помощи Божией к нашим нуждам, начинаниям и делам. В эту книгу входят редкие молитвы, которыми молились сами великие русские святые и подвижники благочестия. В молитвах святых передан драгоценный духовный опыт — заветы, как относиться к близким и родным, к врагам и гонителям, как стяжать дары Духа Святаго, как начинать каждое дело, как молиться в беде, в болезни, при приближении кончины. Тайну рождения этих молитв приоткрыл святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовию ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, — пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостию… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и искренно произносимых». На протяжении многих веков эти святые молитвы горячей верою и любовью ведут нас, грешных, ко Господу, помогая преодолевать в благодарении к Богу за все печали, скорби и притеснения наш тернистый жизненный путь. Молитвы святых о стяжании даров Духа Святаго Преподобный Никон Оптинский о стяжании даров Духа Святаго сказал следующее: «…Мы сподобились получить дары Святаго Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как? 1. Читать Священное Писание, — ведь святые книги написаны Святым Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения, псалмы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/redkie-moli...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия Священник Иоанн Анурьев, 1884 Вместо предисловия Предисловие 1. Что значит молиться Богу? 2. Как установила Святая Церковь молиться Богу?  3. Почему так установлено молиться Богу? 4. Когда нужно молиться Богу? 5. Как нужно креститься? 6. Начинательная молитва 7. Иисусова молитва  8. Краткое славословие  9. Молитва Святому Духу 10. Трисвятое 11. Полное славословие 12. Молитва к Пресвятой Троице о помиловании. 13. Молитва Господня 14. Утренняя молитва  15. Вечерняя молитва 16. Молитва за Отечество 17. Молитва о живых и умерших  18. Молитва перед принятием пищи 19. Молитва после принятия пищи 20. Ангельское приветствие Богородице 21. Похвальная песнь Богородице 22. Беседа о чудотворных иконах Божией Матери 23. Молитва Ангелу Хранителю 24. Молитва соименному святому 25. Беседа об именах Христос и христианин Впервые изданная в XIX столетии книга священника Иоанна Анурьева не утратила своей актуальности и в наше время. На ее страницах представлено: как объяснить ребенку соответственно его возрасту и развитию первые молитвы, которые он учится произносить; как вместе с живым пониманием молитвы преподнести основы христианской веры, сведения о Боге как Творце мира, рассказать о Божественных свойствах, Промысле Божием, Ангелах, грехопадении, пришествии в мир Господа Иисуса Христа, о Боге Духе Святом; и наконец, как донести до ребенка смысл молитвы и разбудить в нем живую потребность общения с Богом. Вопросы, приведенные в конце каждого раздела помогают закрепить пройденное и усвоить молитву не только умом, но и сердцем. Книга «Объяснение церковных молитв детям» будет полезна для родителей, преподавателей Закона Божия и православных педагогов. Вместо предисловия В объяснительной записке к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ между прочим сказано: «В первый год учения предполагается пройти повседневные молитвы. Молитв перечислено немного. Требование знания наизусть большого числа молитв было бы обременительно для детей, поступающих в училище безграмотными, и нецелесообразно в религиозно-педагогическом отношении. Так как в молитвах выражаются христианские верования, чувства и стремления, то дитя, изучив их, с доступным своему возрасту пониманием, получит первые элементарные знания о христианской вере в полном, хотя и не обширном объеме».

http://azbyka.ru/molitvoslov/obyasnenie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010