Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14//PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254. Лит.: Franchi de " Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint)//DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès)//Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9. А. И. Макаров Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг. Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые - из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты , в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи , 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк , 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал - орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура , 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

http://pravenc.ru/text/63334.html

Без обращения к предыстории образа трапезы Господней трудно обойтись прежде всего потому, что его история знает слишком много утрат. Из них быть может, фатальная – иерусалимская церковь Св. Апостолов на Сионе (IV в ), с горницей (cenaculum) которой каноническая версия предания связывала само событие Тайной вечери. Изображения на этот сюжет впервые появляются в VI в. в двух основных иконографических типах. Один из них (обозначу его «тип А») иллюстрирует евангельские тексты о Тайной вечере (мозаика в нефею Сант Аполлинаре Нуово. Равенна: миниатюра в евангелии Россано). Другой тип («Б») рассказывает о Тайной вечере в образах актуального обряда причащения и имеет западную (Евангелие из собр. Корпус Кристи Колледж) и восточную (миниатюры в Евангелии Россано и в Евангелии Рабулы; дискосы из Риха и из Стума. Сирия) разновидности. Судьбы двух этих типов изображения оказываются различными в западной и в восточной традициях. В пространстве западноевропейского храма икона Тайной вечери (тип А) занимает место на портале над входом в церковь , в нефе – на капителях колонн, в настенных евангельских циклах, и многообразно – в алтарной части, а именно, на витражах, антепендиуме престола (-ов) на алтарях-полиптихах (обычно в среднем регистре), на дарохранительнице, на окладе Евангелия. Тип Б западной разновидности вплоть до эпохи Контрреформацнн оставался малораспространенным 1084 . В церквях византийской культурной сферы до XI в. известен только тип А и можно проследить тенденцию связывать изображение Тайной вечери с пространством вокруг (малого) жертвенника, на котором совершалась проскомидия. С появлением у южных славян и на Руси в XI в. традиции помещать образ Тайной вечери типа Б (восточная разновидность) в апсиде начинается сосуществование типов А и Б в храме. Тип Б помещается в алтаре – в апсиде и на литургических предметах (дискосах, покровах, элементах облачения 1085 ). В XV-XVII вв. Тайная вечеря типа Б занимает позицию «Царские врата» (специально см. далее). Что касается типа А. то в качестве фрагмента страстного цикла он занимает в храме самые разные позиции в алтаре, в нефе или в праздничном ряду иконостаса 1086 . Наиболее показательны случаи распределения функций между двумя типами иконы Тайной вечери в росписи одного и того же храма 1087 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В этих словах — ответ тем критикам евангельской нравственности, которые считают ее невыполнимой и неприспособленной для человеческого сообщества. В них содержится также важное указание на роль, какую должны играть христиане в мире. Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя человеческое сообщество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть. Наличие в мире Церкви как сообщества людей, живущих по более высоким в нравственным отношении законам, чем те, которые прописаны в земном законодательстве, должно преображать мир изнутри, менять его к лучшему, поднимать человечество в целом на новый уровень бытия. Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово, Италия, VI в. Несмотря на кажущуюся трудновыполнимость заповедей Иисуса и их кажущуюся неприспособленность к реальной жизни, мы знаем о том, какое преображающее действие христианство оказало на все человеческое сообщество. При полном отсутствии у Иисуса характерных черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе человеческих взаимоотношений — не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианской антропологии базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, которое позволило искоренить неравенство, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие общественные пороки, характерные для древнего мира, в том числе для той эпохи, в которую жил Иисус.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Точная иллюстрация к евангельской притче о Страшном суде, в которой Господь отделяет агнцев от козлищ, встречается крайне редко (25-я глава Евангелия от Матфея). Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, начало VI в. Иллюстрация к притче о десяти девах — еще один способ изображения Страшного суда. Миниатюра из Россанского Евангелия VI века передает само толкование притчи. Брачный чертог показан как райский сад с четырьмя реками, которые, согласно Книге Бытия, орошали Рай. Мудрые девы изображены в белой одежде, как неофиты, принявшие крещение. Жених, встретивший дев, — Христос. Эта тема будет подробно развиваться в поздней готике. Одним из сюжетов, характерным для изображения Страшного суда, является Деисус, молитвенное предстояние Богоматери и Иоанна Крестителя перед Судией. Старейший из известных — деисус базилики Санта Мария Антиква (VII — первая половина VIII века). До этого рядом с престолом изображались либо апостолы, либо старцы. Здесь земные родственники Иисуса умоляют Его о милосердии к миру. Деисус базилики Санта Мария Антиква (VII — первая половина VIII в.) В их руках иногда изображают свитки. Исследователи возводят этот сюжет к официальному процессу подачи петиции, существовавшему в Римской империи. Ближе к девятому веку появляются многорегистровые композиции, изображающие Страшный суд. Здесь ряд новых элементов — рай в виде архитектурного сооружения, куда входят праведники, и ад в виде пасти чудовища, куда попадают грешники. Появляется тема всеобщего воскресения — мертвые, встающие из гробов и занимающие места по правую и левую руку Судии. «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин 5:29). Пластина из слоновой кости, X в. Музей Виктории и Альберта в Лондоне В XI–XII веках складывается классическая схема изображения Страшного суда. Кроме евангельских и апокалиптических мотивов, здесь наблюдается влияние Мытарств блаженной Феодоры, описанных в житии святого преподобного Василия Нового , примерно за столетие до этого. Благодаря Мытарствам появляется несколько новых сюжетов. Один из них — море и земля, отдающие мертвых. У рыб и зверей открыты пасти, и из них появляются съеденные когда-то люди.

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

А. Н.- трехнефная базилика с открытой изнутри балочной кровлей, с повышенным средним нефом, отделенным от более низких боковых нефов аркадами на 24 колоннах греч. мрамора с капителями коринфского ордера, сделанными в кон. V - нач. VI в. мастерскими в окрестностях К-поля. Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в. Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в. Первоначальное (до 526) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг. VI в.). От мозаичной росписи, украшавшей весь интерьер А. Н., в наст. время уцелели 3 горизонтальных регистра на боковых стенах центрального нефа. В верхнем регистре представлен самый ранний из известных в церковной декорации развернутый цикл евангельских событий. 26 сюжетов, относящихся к остгот. периоду росписей, расположены по 2 сторонам нефа: на сев.- Чудеса, на юж.- Страсти и Воскресение Христово. Ниже, между нишами окон, изображены 32 фигуры в рост, с нимбами, держащие в руках свитки и кодексы (до 526), в к-рых видят ветхозаветных пророков и новозаветных святых. Над аркадами помещены процессии праведных мужей (на юж. стене 26 фигур) и жен (на сев. стене 22 фигуры), принадлежащие 2-му периоду декорации. Фигуры святых показаны в легком 3-четвертном развороте, подчеркивающем их движение, к-рое направлено с запада на восток. Во главе шествия святых мужей - св. Мартин, еп. Турский, первым предстоящий Иисусу Христу, восседающему на троне в окружении 4 ангелов. На противоположной стене, впереди процессии святых жен, изображены волхвы - святые Валтасар, Мельхиор и Гаспар, предстоящие Богоматери на престоле с Младенцем Христом на руках, также в окружении ангелов. В зап. части нефа сохранились изображения дворца Теодориха и порта Равенны, Классе, к-рые, как и образы Спасителя и Богоматери, сохранились (в неск. измененном виде) с остгот. периода. Первоначально ряд с процессией святых занимали изображения придворных кор. Теодориха и его супруги, возглавлявших свою свиту. Фрагменты его можно видеть, напр., на фоне колоннады дворца, в нише к-рого сохранилась мозаика с предполагаемым изображением кор. Теодориха.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г. К сер. VI в. относятся изображения 4 епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещенные в простенках окон апсиды, на крайних из к-рых сохранились композиции 2-й пол. VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви имп. Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре - медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже - символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах - архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.). Из А. К. происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI-VII вв.) т. н. равеннского типа, дающая представление о переходном итало-визант. этапе от античных форм к христ. погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христ. искусства представляет собрание архитектурных деталей А. К., среди к-рых престол времени архиеп. Максимиана (1-я пол. VI в., реставрация 1753), 8 колонн от первоначальных кивориев и др. Лит.: Mesini G. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1949; Benini A. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Ravenna, 1950; Mazzotti M. La basilica di Sant " Apollinare in Classe. Vat., 1954; Dinkler E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Köln; Opladen, 1964; Л. Мозаици равенских базилика//ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 257-293; Demus O. Zu den Apsismosaiken von Sant " Apollinare in Classe//JÖB. 1969. Bd. 18. S. 229 ff.; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. C. 47, 206 [Библиогр.]. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. До 526 г. [итал. Sant " Apollinare Nuovo] (далее А. Н.), воздвигнута кор. остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского . Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в А. Н. мощей святого. тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от др. городских церквей с тем же посвящением, гл. обр. от А. К., где первоначально покоились мощи священномученика.

http://pravenc.ru/text/75640.html

Я предлагаю вспомнить, что Христос обещал быть посреди нас, может и в этот раз Он зайдет? И дальше посмотрим что будет получаться. Будет ли плод. Удастся ли от мытья чаши снаружи, перейти к вытаскиванию грязи изнутри? Не с поступками бороться, а с их причинами.  Удастся ли стать ближе к Богу? В общем, взять на себя немножко ответственности. Потому что у священника, на которого приходится восемь  тысяч граждан и сотни три прихожан на это нет времени. И скорее всего не будет. Те, у кого действительно есть духовник – могут тихонько благодарить Бога и забыть про эту статью. Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. Будут ли нас ругать? Конечно. Если наших учителей гнали, то почему нас должны хвалить? Многие великие святители имели массу проблем со священноначалием. От святителей Григория Богослова и Иоанна Златоустого и до Кирилла Казанского и иже с ним новомученников, запрещенных в служении. Синодальный перевод Библии свт. Филарета Дроздова , который сегодня является оплотом консерватизма, когда-то сжигали. Да-да, работы по переводу были остановлены более чем на 20 лет, печать Нового завета и Псалтири запрещена, Пятикнижие сжигали.  К счастью нам, мирянам, это сегодня не угрожает. Нас слишком мало, чтобы тратить на нас силы и время. И государство давно уже не теократическое и за внутрицерковные споры не будут выгонять со светской работы. В общем, я призываю учиться быть Церковью в ребрах. В малых группах, потому что человеку сложно научиться быть близким с сотней людей. А вот с двумя-тремя или пятью – можно. И когда мы научимся это делать, когда нас, совместно молящихся (а не вычитывающих молитвы) станет много (5-10% от числа прихожан) – тогда можно будет попробовать что-то глобально сдвинуть. Пока же перевод богослужения может лишь оттолкнет традиционалистов. Точнее, он этого не сделает, поскольку никакой реформы не будет. Эта реформа не нужна тем, кто ходит в храм и платит за его содержание.   Я не верю, что русификация богослужения поможет не отпасть или вернуться на приходы отпавшим христианам. Потому что отталкивает вовсе не язык. Я считаю, что ищущим спасения не хватает воплотившейся Церкви, того Тела в котором все нужно: руки, ноги, глаза.  В котором, собираясь на Вечерю, ждут друг друга, радуются друг другу, вкушают от Чаши вместе с близкими людьми. Разговаривают друг с другом, делятся важным, получают поддержку и помощь. И я полагаю,  что Та Церковь не может состоять из больших общин. 12 человек – вот тот масштаб собрание, о котором говорит Евангелие. И где-то рядом 70 человек.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

Существует также особое греч. Мученичество И. (BHG, N 2178), составленное на основе лат. Мученичества Полихрония (опубл. Фольери по рукописи XIII в.). В заглавии И. назван великомучеником, в Мученичестве также сообщается о Конкордии (Кункордии) и 19 родственниках и слугах И., пострадавших с ним. Основная часть Мученичества посвящена диалогу между И. и имп. Децием, который тщетно пытался принудить святого принести жертвы богам. После различных пыток И. был выведен из города через Тибуртинские ворота и казнен. Предания об И., вошедшие в состав агиографических произведений о святых Сиксте и Лаврентии, оказали значительное влияние на лат. агиографическую традицию и на иконографию святого. На мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (вероятно, 60-е гг. VI в.) Сикст, Лаврентий и И. участвуют в процессии мучеников. Изображение И. (вместе со святыми Лаврентием и Стефаном) сохранилось среди мозаичных украшений триумфальной арки базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) в Риме, построенной при папе Пелагии II (579-590). Сказания об И. во франк. «исторических» мартирологах IX в. основаны на Мученичестве Полихрония. В поэме «Победы Христа в Италии» (ок. 940) Флодоард Реймсский представил И. как соратника святых Сикста и диак. Лаврентия и верно датировал их кончину правлением имп. Валериана. Иаков из Варацце в «Золотой легенде» (2-я пол. XIII в.) пересказал агиографическое предание о мученичестве И., датировав эти события эпохой имп. Деция, которого он отождествил с соправителем и преемником Валериана Галлиеном (253-268). Иаков добавил сказание об исцелении Богоматерью и И. возницы Петра, наказанного немощью за непочтительное отношение к праздничному дню. Более подробный рассказ об этом чуде, которое предположительно произошло в Провансе, включен в легендарий Петра Кало (ок. 1330 - ActaSS. Aug. T. 3. P. 14-15). Почитание Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц.

http://pravenc.ru/text/673789.html

В христ. искусстве Б., или демоны, не персонифицированы и изображаются в контексте библейских сюжетов в различных видах. Чаще всего это маленькие антропоморфные фигурки черного, серого или синего цвета, в такого же цвета хитонах, с крыльями или бескрылые, с вздыбленными волосами. Под влиянием античных образов, напр. Сатира, Б. изображаются покрытыми шерстью, с копытами, хвостом и рожками. Наиболее ранние изображения б. встречаются: в сценах исцеления бесноватых (напр., миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.), мозаики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.), искушения Христа в пустыне (миниатюры Евангелия (Paris. gr. 510, IX в.), Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), мозаики собора в Монреале (о-в Сицилия), 1180-1190 гг., и Сан-Марко в Венеции, после 1200, роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1315-1321); в композиции «Страшный Суд» (миниатюра Евангелия (Paris. gr. 74, XI в.), икона XII в. (Синай), мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130, роспись параклиса мон-ря Хора, 1315-1321, роспись собора свт. Николая в Новгороде, 1-я четв. XII в. (с когтистыми лапами), роспись собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 (с волосами и бородой в виде расходящихся веером игл), на рус. иконах XVI в. свергаемые с неба Б. противопоставляются поднимающимся к небесному Иерусалиму крылатым монахам, НГОМЗ, СИХМ); в композициях «Апокалипсис» (икона XV в., ГММК), «Сошествие во ад» (Б.- в виде связанного человека - мозаика ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло), «Видение Иоанна Лествичника» (икона XII в., Синай). Различные эпизоды изгнания Б., изображенных в виде темных фигурок, представлены также в житийных иконах свт. Николая: посечение древа, спасение тонущего судна (икона, Синай, XIII в.), изгнание Б. из кладезя (икона, ГТГ, XIV в.); в иллюстрациях назидательных сочинений, повествующих об искушениях монашеской жизни (напр., икона «Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких», сер. XVI в., ГММК). На рус. иконах в пещере ада помимо сатаны изображены многочисленные б. с надписями грехов (икона XIV в., ГТГ; икона письма Дионисия, 1502-1503, ГРМ).

http://pravenc.ru/text/78216.html

Об этом дают наглядное представление изображения на ампулах — серебряных флаконах VI в., сохранившихся в Менце близ Милана и Боббио и служащих образцами христианских евлогий, предназначенных для паломников. Один из таких Евангельских циклов представлен, например, в мозаиках второй четверти VI в. базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Празднование Преображения устанавливается на Востоке с VI в. Но уже в сооружённой императором Юстинианом церкви Богоматери в монастыре святой Екатерины на Синае около 550–565 гг. была выполнена апсидальная мозаика с изображением этого Евангельского события, композиция которой в значительной мере предопределила развитие иконографии данного сюжета в византийском искусстве 22 . Христос представлен в светлых одеждах с золотыми клавами, в голубом ореоле, между стоящими в рост Илией и Моисеем, а внизу — объятые страхом трое Апостолов, выразительно жестикулирующие. Экспрессия композиции сбли­жает её с произведениями сиро-палестинского круга. В выработке образного языка были использованы и античные способы выражения, теперь наполненные новым содержанием в соответствии с требованиями христианского вероучения. Точно так же отличаются от обнаруженных в Фаюме позднеантичных портретов 23 выполненные тоже в энкаустической технике христианские иконы VI–VII вв., сохранившиеся преимущественно в монастыре святой Екатерины на Синае 24 . Одни из этих икон и сегодня находятся там же, а другие в XIX в. вывезены епископом Порфирием Успенским в Россию и ныне хранятся в Киеве 25 . Если современные исследователи оценивают эти образцы главным образом с точки зрения художественных достоинств или эстетической ценности, то в церковной среде всегда большее значение придавалось вероучительной стороне образа. Поэтому антикизирующие изображения встречали неоднозначное к себе отношение. Синайские иконы заслуживают внимания прежде всего как моленный образ доиконоборческого периода с присущей ему художественной характеристикой, по крайней мере распространяющейся на элитарные произведения 26 .

http://pravmir.ru/hristianskaya-ikonogra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010