Иерей Иоанн Уайтфорд: В отличие от некоторых других частей США, на американском Юге идея разрешить однополые браки не находят поддержки. Есть некоторые (инославные) церкви, которые их совершают, но в религиозном ландшафте Юга они маргинальны. Однополые браки – современный феномен. Двадцать лет назад сама такая идея не воспринималась серьезно, но гомосексуальная пропаганда делает все, чтобы создать ощущение неизбежности ее принятия: раньше или позже. – Приходилось ли вам принимать покаяние гомосексуалистов. Чаще ли стали в последнее время на исповеди каяться в грехе противоестественного блуда? Протоиерей Иосия Тренхам: Постоянно. Радикальное увеличилось число исповедей гомосексуалистов, потому что этот образ жизни пропагандируется буквально от детского сада до колледжа. В этом предмете американские школьники будут хорошо образованы. Извращенная сексуальность стала навязчивой идеей культуры. Иерей Иоанн Уайтфорд: Лично я не заметил такого увеличения. Но подозреваю, что будь я рукоположен 30 или 40 лет назад, то сегодня ответил бы «да». В церковной ограде все индивидуально. Я замечаю иное: вне Церкви все больше и больше школьников заявляют о себе как о гомосексуалистах, бисексуалы или трансгендеры, что недавно было просто неслыханно... Эта тенденция видится мне результатом гомосексуальной пропаганды в средствах массовой информации. – Как вы объясняете своим прихожанам, что гомосексуальные отношения – греховны и почему они греховны? Как пастырю правильно построить исповедь гомосексуалиста? Протоиерей Иосия Тренхам: Я подхожу к просвещению моей паствы на эту тему с разных точек зрения и часто говорю об этом много. Это необходимо, если мы хотим уравновесить проповедью пропаганду светских СМИ. Гомосексуализм – это грех, потому что это одержимость сексуальностью, которая унижает человека и ведет его не к жизни, а к смерти. Наслаждение этой противоестественной страстью, лишает верующего благодати Святого Духа, а в конечном итоге ведет к вечной погибели. На исповеди я пытаюсь дать кающемуся надежду на изменение жизни, которое может быть устойчивыми, и уверенность, что, если они хотят следовать за Господом, то и Он будет с ним и поможет ему наследовать жизнь вечную.

http://pravoslavie.ru/60755.html

– Программа строительства 200 храмов в Москве началась год назад. Как сегодня Вы видите ее цели и задачи? Что изменилось за прошедшее время? – Самое главное, что программа состоялась и назад, как говорится, хода нет. Сделано немало. Хотя, конечно, предстоит сделать еще больше. Сегодня на разной стадии строительства находится 30 храмов. Еще более 40 проектов будут готовы до конца года. Первый храм, построенный в рамках программы, уже сдан – это церковь Иоанна Предтечи в Братееве. Строительство еще восьми храмов планируется закончить до конца года. Как вы знаете, каждую неделю в Храме Христа Спасителя проводятся большие совещания, на которых собираются все, кто так или иначе участвует в программе: строители, проектировщики, представители Патриархии, городских префектур, департаментов и подразделений. Все текущие вопросы решаются в оперативном порядке. А по субботам выезжаем на строящиеся объекты, проверяем ход строительства на месте. Согласно технологии, после завершения общестроительных работ храм должен год устояться, после чего можно приступать к росписи. Поэтому принято решение, что после завершения строительства в храмах начнутся регулярные богослужения, а внутренняя отделка (роспись, убранство) будет идти параллельно с повседневной жизнью прихода. Конечно, главный вопрос – это финансирование. Все строится на народные деньги. Чем больше средств пожертвуют люди, тем быстрее пойдет строительство, поэтому трудно давать точные прогнозы. Но я думаю, что в целом программа может быть реализована лет за десять. Москву издревле называли городом сорока сороков. Сейчас мы хотя бы частично стараемся восполнить потери советского времени. – Какие храмы будут закончены в ближайшее время? Какие строительные площадки Вы считаете образцовыми? – Уже завершено строительство храма в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского на Полярной улице, 34 – на два месяца раньше срока, сейчас объект готовится к сдаче и скоро будет освящен. Его строительство профинансировал заслуженный строитель России Гаджи Гаджимусаев, мусульманин по вероисповеданию. Его мотивы понятны: он сам живет в Москве, у него двое детей, жена православная. Кроме того, он участвует и в строительстве мечети в Москве.

http://religare.ru/2_97605.html

Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Почему даже в храм приходите ныть? Такой интересный опыт: несколько лет назад, может быть, пять или больше, один журналист представил себе мир деревней из 100 человек и подсчитал валовый продукт этого мира. Сколько людей, сколько мужчин, сколько женщин. Сколько черных, сколько белых. Сколько верующих. Интересная получилась статистика. Валовый продукт всей деревни сосредоточен в руках двух человек, оба живут в Америке. Человек 70 неграмотных, 30 грамотных. У подавляющего большинства заработная плата на прожитье – в день 1 доллар. У 30–40 из 100 – 5–7–8–10 долларов. Мы попадаем в топовое число. Грамотные. Едим хорошо. Чтобы так ели наши предки! Если бы наши предки встали из гробов и сели за наш стол да посмотрели бы на разносолы, которые мы едим, то сказали бы: «Ну, братья, вы в раю живете!» Если бы они в ванну залезли, выпрямили ноги под горячей водой и в мыльной пене отдохнули полчасика или телевизор включили, какую-то песенку послушали… – они сказали бы вам: «Это чем же вы заслужили такую великолепную жизнь?! А ведь мы в IX, X, XI, XV, XVIII… веке жили совершенно по-иному, и мы не роптали. Мы грызли сухарь и радовались». Паисий Святогорец рассказывал о том времени, когда он на Синайской горе в монастыре святой Екатерины молился. Этот монастырь «обслуживали» бедуины: сопровождали туда туристов, этим зарабатывая на жизнь, привозили воду, продукты… Бедуины – арабы, не христиане, они мусульмане. Паисий Святогорец рассказывал: «Я помню тех бедуинов: когда у них была щепотка чая и немножко сахара, они плясали на одной ножке от радости и благодарили Бога, что у них есть чай и сахар. А евреи… ох уж эти евреи! Они построили им коттеджи в пустыне и свезли к ним поломанные автомобили со всего Израиля в подарок. Теперь у каждого бедуина есть поломанный автомобиль – и никакой у них радости». Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать, мечтать о себе.

http://pravoslavie.ru/96285.html

Е. Грачева: Как Вы оцениваете роль старцев в жизни современных русских священнослужителей, государственных деятелей? Митрополит Иларион: Похороны архимандрита Кирилла (Павлова) показали, какую роль этот старец сыграл в жизни очень многих людей. На его погребении было не менее 20 архиереев, более сотни священников и тысячи, может быть, десятки тысяч мирян, то есть Лавра была заполнена так, как на дни памяти преподобного Сергия Радонежского. Причем надо помнить, что отец Кирилл многие годы лежал больной, то есть уже не принимал людей, и все те, кто пришли на его похороны, общались с ним 20, 30 или 40 лет назад. И тем не менее его влияние сохранялось, народная любовь к нему сохранилась. Я вообще думаю, что и отца Кирилла (Павлова), и отца Иоанна (Крестьянкина) Церковь когда-нибудь причислит к лику святых. И это большое счастье иметь возможность увидеть святого человека вживую — не на иконах, а своими глазами. Е. Грачева: А в духовно близкой нам Греции какое отношение к старцам? Много ли их там? Митрополит Иларион: В Греции тоже есть старцы, очень почитаемые, в том числе, на Афоне. К ним ездят люди со всего мира. Мне посчастливилось знать одного афонского старца, который уже прославлен в лике святых. Это святой Паисий Святогорец. Я с ним встречался в начале 90-х годов. Это был совершенно поразительный человек. К нему всегда была очередь, он принимал большое количество людей, беседовал с ними на самые разные темы. Старец Паисий был удивительно прост в общении, так же, как и отец Кирилл. То есть, если судить по речи старцев, по их подаче мысли, то сразу и не скажешь, что в этих людях было что-то выдающееся. Но они всегда излучали добро и любовь, и при общении с ними чувствовалась благодать Божия и тот особый свет, который от них исходил. Думаю, именно это и привлекало и привлекает к ним тысячи людей. Е. Грачева: Православная община храма при Спасо-Андрониковом монастыре направила мэру Москвы письмо с просьбой переименовать ближайшую к ним станцию метро «Площадь Ильича» в станцию «Андрея Рублева». А 1 марта Законодательное собрание Петербурга проголосовало за переименование МО Парнас в МО Сергиевское — в честь преподобного Сергия Радонежского. Почему Церковь считает важным эти переименования? И кто должен, на Ваш взгляд, определять, что можно оставлять без изменений, а что необходимо переименовать? Можно вспомнить и скандал в связи с переименованием станции «Войковская», например.

http://pravoslavie.ru/101922.html

Здесь генеральный план застройки только формируется, поэтому мы не сталкивались с теми трудностями, которые у нас возникли при поиске участков в Юго-Восточном округе столицы, где нет свободной земли и в любом случае вступаешь в зону чьих-либо интересов. В этом плане на новой территории гораздо лучше и проще. Действуем по следующему плану: благочинные вместе с настоятелями храмов и главами управ проводят совещания по поиску подходящих участков под строительство нового храма, с учетом их равномерного расположения. Эти предложения поступают мне, мы их рассматриваем и утверждаем, затем подаем заявку. Таких заявок уже подано на 110 участков, согласовали около 30, а по остальным идет проверочная работа. По официальной статистике, мы имеем 200 тыс. человек, которые зарегистрированы на новых территориях. Однако эта цифра сильно поменялась, есть те, кто не прописаны, дачники... Сейчас, думаю, можно смело говорить и о миллионе жителей. Пока нам хватает тех 60 храмов, что есть. 110 поданных заявок — это только первый этап. Святейший Патриарх Кирилл поставил перед нами задачу построить 150 храмов, потому сейчас идет поиск оставшихся 40 участков. Работа идет, и мы движемся вперед. — Вы уже говорили об отличии сельских священников от столичных, у вас есть опыт наместника крупного монастыря, вы также занимаетесь духовным образованием священнослужителей. Кто такой, на ваш взгляд, современный священник? — Мне кажется, что молодое духовенство воспитано как-то по-иному, я не всегда вижу в молодых священниках элемента... жертвенности. Некоторые из них стремятся как-то быстро обосноваться, служить сразу в хорошо благоустроенном храме, они изначально не хотят терпеть каких-либо трудностей... Тогда как многие из духовенства, если так можно назвать, старой формации преодолели на своем пастырском пути значительные лишения. У современного духовенства немножко притуплено умение ценить то, что мы имеем. И это меня беспокоит в современных священнослужителях. Это результат того, что они выросли и сформировались во время благорасположенности власти и общества к Церкви и не испытали серьезных трудностей. Хотя, конечно, я уже не видел всех испытаний, которые духовенство прежних поколений пережило, — только немного. Тогда Церковь находилась на некотором отдалении от общества, государства. Но нынешнее духовенство формируется в более благополучных условиях, и им будет тяжело, если эти условия как-то изменятся в худшую сторону. Может быть, через некоторое время к нам будут иначе относиться, не так лояльно, как сейчас. Поэтому я беспокоюсь большей частью за то, будут ли у нас духовные плоды такие, какими они были 100 лет тому назад в эпоху гонений?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5020571...

" Понятно, кому важно мнение Евросоюза сегодня. Даже, по словам г-на Бжезинского, на счетах западных банков лежит 500 000 000 000 долларов США нашей " элиты " (нашей ли?). Там же дома, бизнес, любимые чада. Что им проблемы 80% населения России? Минус 1 000 000 человек в год. Создается нехорошее ощущение: может быть чем " нас " меньше, тем " им " лучше? Ведь из детей вырастают взрослые, которым нужно предоставить работу (а в ТЭКе можно пристроить только 40-50 млн.). А потом они станут пенсионерами, которым нужна " достойная " пенсия. То ли дело: население - 40 млн., образование - ЕГЭ, медицина - платная, выборы - свободные! Неужели это правда? " , -вопрошает автор письма. " Мы не являемся дремучими противниками всего, что связано с Евросоюзом. Мы понимаем, что по многим экономическим и социальным вопросам отстаем от них на 30-50 лет. Но мы отстаем от них и по обеспечению безопасности своих граждан. Как раз 30 лет назад Евросоюз и отменил смертную казнь. Когда уровень преступности в РФ станет таким, какой был, скажем, в Германии в 1980 году, тогда и отменим смертную казнь " , -предлагают представители родительской общественности. В документе приводятся контраргументы против принятого решения о запрете смертной казни: " Первый аргумент (возможность судебной ошибки). Как мы знаем, возможность роковой ошибки есть не только у судей, но и у хирурга, лётчика, взрывотехника, ракетчика. Многие из них совершают ошибки, которые влекут за собой ежегодно смерть сотен людей. Причём, в отличие от приговора к смертной казни, который никогда в современном обществе не приводится в исполнение сразу же, ошибка хирурга или лётчика приводит к летальному исходу практически моментально. Однако, несмотря на это, ни один здравомыслящий человек не собирается вводить мораторий на хирургические операции или на авиаперелёты. Тем более никто не собирается снимать с боевого дежурства стратегические ядерные ракеты. Здесь же можно задать вопрос: получается, что наши милиционеры и ЧОПовцы, имея пистолеты и " калашниковы " , вместе с оружием наделяются правами большими, чем следователи, прокуроры, судьи и Президент РФ вместе взятые. Ведь им дано право самостоятельно принимать решения: в какой ситуации можно стрелять на поражение, по сути дела, приводя в исполнение смертный приговор от имени государства. Разве они не совершают " судебных ошибок " ? Почему же тогда противники смертной казни не требуют, чтобы все они сдали оружие и ходили на службу с газовыми балончиками? "

http://moral.ru/2009/1127.html

Но я бы сказал так в ответ на ваш вопрос: в настоящее время я восхищен тем, что у нас в значительной мере повысился уровень качества наших основных квалификационных работ. Замечательные стали работы! То, что раньше в семинарии вообще никакие работы не писали – только сдавали экзамены и получали аттестат – а теперь пишут настоящие достойные квалификационные работы (в семинарии, на бакалавриате). А уже в магистратуре, аспирантуре – пишутся университетские, магистерские и кандидатские диссертации на уровне (это теперь можно сказать совершенно объективно, уровень этих работа совершенно не уступает уровню работ сверстников наших студентов в светских университетах и вузах страны). Я просто удивляюсь, какая произошла великая метаморфоза в таком грандиозном масштабе – когда наши студенты имеют доступ к первоисточникам на разных языках, на древних и на новых. Когда они трудятся, когда они в самые глубокие, может быть, труднодоступные для исторического для исторического свидетельства какие-то области исторического, церковного знания стремятся проникнуть – конечно, это восхищает! Вот, например, издательство «Православная энциклопедия»… Я уже говорил, что мы должны благодарить Бога за то, что в наше время храмы строятся – но еще и «Православная энциклопедия» издается! Это многотомное издание, на мой взгляд, вообще величайший коллективный шедевр нашей богословской и вообще церковной мысли. Развивается у нас библеистика, каноника, литургика, догматическое богословие – в общем, во всех областях и сферах наблюдаются такие достижения, что просто невероятно! Невозможно было представить еще лет 30-40 тому назад, что наступит такое возрождение нашей богословской и – вообще – нашей церковной мысли. Н. Б.: А что касается «внутренних» аспектов: богослужение, проповедь, служение ближним, общение, может быть, какое-то пастырское… Как вы оцениваете это – хотя бы по нашему, академическому, храму? А. П.: Ну, я думаю, и в этих областях есть несомненные достижения. Скажем, проповедь: теперь проповедь стала более актуальной, уровень ее – в плане интеллектуальном – стал, несомненно, гораздо выше, скажем, чем был несколько лет или десятилетий тому назад.

http://radonezh.ru/2023/09/18/ot-gospoda...

Шпигель:... то есть, если я Вас сейчас правильно понял - Россия будет нападать? Двигаться вперёд? Караганов: Вы поймите - сейчас совершенно другое, новое оружие. Ситуация намного хуже, чем 30-40 лет назад. Шпигель: Президент Путин пытается убедить свой народ в том, что Европа чуть ли не планирует нападение на Россию. Но это же абсурд! Вы так не считаете? Караганов: Конечно же, это несколько преувеличено. Но американцы сейчас открыто говорят о том, что санкции против России призваны сменить власть в России. Это - открытая агрессия, мы должны реагировать. Шпигель: Совсем недавно возглавляемый Вами президентский совет опубликовал открытый доклад президенту. Я с ним ознакомился подробно. В нём Вы часто говорите о единственно возможном пути для России - возвращении былой мощи. Идея понятна, но каковы Ваши конкретные предложения? Караганов: В первую очередь мы делаем хорошее дело - хотим противостоять дальнейшей дестабилизации мирового сообщества в будущем. И мы хотим статус великой державы, хотим получить его назад. К сожалению, мы просто не можем отказаться от этого - 300 лет отложили свой след в наших генах. Мы хотим стать центром большой Евразии, местом, где царит мир и сотрудничество. К этой Евразии будет принадлежать и континент Европа. Шпигель: Европейцы сейчас не доверяют России, не понимают её политику, считая её странной. Цели Вашего руководства в Москве нам непонятны. Караганов: Вы должны понимать - мы вам сейчас доверяем ровно на процентов. После всех недавних разочарований это естественно. Исходите из этого. Мы делаем нечто, что можно назвать тактическим предупреждением. Цель - вы должны осознать, что мы умнее, сильнее и решительнее, чем вы думаете. Шпигель: Например, нас сильно, и причём неприятно, удивил Ваш недавний подход к военным действиям в Сирии. Мы как бы не действуем там вместе, но всё же в некотором смысле сотрудничаем. Но недавно Вы вывели часть своих войск, даже не поставив нас об этом в известность. Так доверие не работает... Караганов: Это был очень сильный, прекрасный шаг моего руководства. Мы действуем на основе того, что мы сильнее в этом регионе. Русские может быть не так сильны в экономике, в искусстве ведения переговоров, но зато мы прекрасные воины. У вас в Европе политическая система, которая не выдержит испытания временем. Вы не можете подстраиваться под новые вызовы. Вы слишком приземлённы. Ваш канцлер как-то сказала, что наш президент оторвался от реальности. Так вот - вы слишком реальны в этом смысле.

http://ruskline.ru/opp/2016/iyul/14/sove...

Открытие собеседования состоялось в четверг 18 сентября 2008 года. Митрополит Владимир зачитал приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , где, в частности, говорилось: «Тема свободы человека, его выбора между добром и злом всегда была одной из основных в христианском богословии, начиная с эпохи древних Отцов Церкви. В наши дни она стала особенно актуальной, поскольку стандарты мировоззрения и поведения человека, диктуемые секулярном миром, зачастую входят в противоречие с христианским взглядом на человека, общество и нравственные ценности. В правильном воспитании и образовании молодого поколения закладываются основы общества, способного ориентироваться в своей жизни на идеалы правды и добра. Такое общество должно не только стремиться к житейскому успеху, но и быть способным к вере, милосердию и состраданию. Оно призвано не только проявлять терпимость к различным мнениям, но и уметь отстаивать свои жизненно важные принципы и идеалы. В связи с этим хотел бы напомнить слова известного русского подвижника святителя Феофана Затворника: " Воспитание из всех дел самое святое " ». Во вступительном слове митрополит Владимир приветствовал всех участников собеседования и о теме предстоящего диалога сказал следующее: «Тема " Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе " включает в себя ряд вопросов, которые обсуждаются впервые и являются чрезвычайно важными для современного христианства, находящегося перед лицом вызовов секулярного общества. Дарованная Богом свобода зачастую вырождается в служащий удовлетворению греховных наклонностей человека эгоизм. Ссылаясь на защиту прав человека, в современном мире нередко насаждают воззрения, принципиально расходящиеся с христианским учением. Все это не может не отражаться на воспитании подрастающего поколения, духовное здоровье которого будет определять будущую картину нашего мира». В своей приветственной речи Архиепископ Юкка Паарма вспомнил, что 5 сентября этого года исполнилось 30 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), и 17 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Архиепископа Мартти Симойоки. Примерно 40 лет тому назад в значительно более сложных условиях оба они были решительными инициаторами настоящих собеседований. Они «были в свое время смелыми церковнослужителями, которые всматривались в будущее и видели будущее, желая построить его в духе апостольской веры, основываясь на общей традиции Церкви. Их пример поддерживает сегодня и нас в следовании за Господом нашим Иисусом Христом по пути правды и любви. Обе Церкви и далее желают строить церковную жизнь на основе апостольской веры и общей церковной традиции. Так как мы считаем, что нашим наивысшим авторитетом является Слово Божие, которое дано нам в Библии, то для наших собеседований существует общая основа».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208350...

Митрополит Иларион: Меня в силу моей, как Вы выражаетесь, профессиональной принадлежности гораздо меньше интересует будущее Европейского союза как политического альянса, нежели будущее тех народов, которые населяют европейский континент. Конечно, говоря о христианских корнях Европы, мы не только обращаемся к истории или культуре, или к тому, что очевидно для всякого, кто приезжает в Европу, когда ты просто идешь по улице и видишь, например, христианские храмы. Христианские мотивы в живописи, в музыке, в поэзии, в европейской литературе — все это не только наследие прошлого. Когда мы говорим, что надо вернуть Европе ее душу, то, прежде всего, имеем в виду те нравственные и духовные ценности, которые дало Европе христианство, ведь именно они на протяжении двух тысяч лет служили основой для развития европейской цивилизации. И сейчас мы видим, как сознательный отказ от этих ценностей ставит Европу перед той чертой, перейдя которую она может погибнуть как цивилизация, как цивилизационное и духовно-нравственное сообщество людей, чья жизнь строится на одинаковых ценностях. С. Караганов: Это очевидно. Я не разделяю мнение тех, кто говорит, что Рубикон перейден. Считаю, что возвращение, хотя бы частичное, возможно. Европа прекращает быть Европой. Трагическая, драматическая история российского сближения с Европой заключалась в том, что 30-40 лет назад, когда у нас было запрещено христианство и формально была запрещена демократия, мы хотели идти этим путем. Мы и сейчас движемся в этом направлении, восстанавливая свои христианские корни, и, конечно, спасибо Русской Православной Церкви за это. Но мы увидели, что Европа ушла куда-то в сторону и стала существенно проигрывать в мировой конкуренции. Уже не говоря о том, что Европа не имеет возможности сопротивляться внешнему воздействию, в том числе исламу. Ислам в европейской истории, науке и культуре сыграл огромную позитивную роль, но сейчас эта роль негативна, а сопротивляться европейцы не могут и не хотят. Но будем надеяться, что это аберрация.

http://pravoslavie.ru/92612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010