Не всегда ясно, когда надо, преподав такое наставление, крестить ребенка, а когда следует отказать, обратив внимание на то, что пока, увы, христианской семьи, которая могла бы воспитать младенца в вере, не существует (хотя это и дело принципиально поправимое). Некоторые случаи могут вызывать споры среди православных — что это было, пастырское попечение, которое всегда надеется на лучшее, или профанация Таинства. Но случай, который мы рассматриваем, не относится к категории спорных. То, что было демонстративно и на камеры сделано одним из высших иерархов Константинополя — это открытое заявление определенной позиции. Как пишет брат Эвангелоса, Джордж Бусис, «Вчера был действительно особенный момент не только для меня и моей семьи, но и для всей нашей Греческой Православной Церкви… Спасибо нашему великому духовному лидеру, Его Высокопреосвященству Архиепископу Американскому Элпидофору, за крещение младенцев и за то, что не отверг ни одного ребенка... Этот тот прогресс и то руководство, которое нужно нам в нашей Церкви, где ни один человек не должен быть лишен нашего Господа из-за того, кто он такой, или как он решает проводить свою жизнь, или кого он любит» Подчеркнем еще раз — отказ в Крещении относился бы не к детям (которые, разумеется, ни в чем не виноваты), а к взрослым, которые демонстративно и напоказ попирают заповеди Божии, и, таким образом, едва ли подают надежду на то, что воспитают детей в благочестии. Но риторика Джорджа Бусиса характерна и хорошо нам знакома — и является очевидно ложной. Разумеется, для ваших отношений с Богом и Церковью имеет значение, как вы решаете проводить свою жизнь — в благочестии или в нечестии. Разумеется, очень важно, кого вы «любите» — законную супругу или экскортниц. Или, тем более, модного модельера. Слово Божие имеет совершенно ясные указания в отношении того, как нам следует проводить нашу жизнь. Как пишет святой Апостол Павел, «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10)

http://radonezh.ru/2022/07/12/drugoe-bla...

Зачем я Вам об этом пишу? Мне кажется, что для больницы такого типа, которую вы окормляете, когда бывают закрытые стеклянные боксы и в них умирающий ребенок, нелишне знать и практику приобщения к Церкви через так называемые предкрещальные чины. С уважением Свящ. К. Пархоменко. P.S. По данному вопросу могу порекомендовать литературу в которой эти темы обсуждаются: Арранц М., свящ. Чин оглашения и крещения в Древней Руси.//Символ. Арранц М. Крещение и Миропомазание. Таинства Византийского Евхология. Ч. 1. Рим. Руссикум. 1998. (Здесь указана библиография); Дмитриевский А. Древнейшие Патриаршии Типиконы: Свято-Гробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев. 1907; Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. Об этом пишу и в своей книге: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002.   1 Вспомним слова св. Григория Богослова: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13. Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал: «В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви//Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155. Конечно, если ребенок был подозрительно слаб, его крестили тут же, не медля. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает: «…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2 Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/parkhomenko/otkrytoe-pi...

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия ( Деян. 10 ); Лидии«крестилась она и домашние ее» ( Деян. 16: 15 ); темничного стража «и всех бывших в доме его» ( Деян. 16: 31, 33 ); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» ( Деян. 18: 8 ); Стефана «крестил я также Стефанов дом» ( 1 Кор. 1: 16 ). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген , ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов , происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин , который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года. Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, святой Григорий Богослов , возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

http://azbyka.ru/katehizacija/istoriya-k...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 68. О ПОЛУЧАТЕЛЯХ КРЕЩЕНИЯ Далее мы рассмотрим получателей крещения, в отношении которых наличествует двенадцать пунктов: 1) все ли обязаны получить крещение; 2) может ли человек спастись без крещения; 3) можно ли откладывать крещение; 4) должны ли креститься грешники; 5) надлежит ли налагать епитимию на крестившихся грешников; 6) необходимо ли исповедание грехов; 7) необходимо ли намерение крестимого; 8) необходима ли вера; 9) могут ли креститься младенцы; 10) могут ли креститься дети евреев против воли своих родителей; 11) может ли кто-либо креститься в утробе матери; 12) могут ли креститься сумасшедшие и слабоумные. Раздел 1. ВСЕ ЛИ ОБЯЗАНЫ ПОЛУЧИТЬ КРЕЩЕНИЕ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не все обязаны получить крещение. В самом деле, Христос не сузил путь человека к спасению. Но до пришествия Христа люди могли спастись без крещения; следовательно, могут они [спастись без крещения] и после пришествия Христа. Возражение 2. Далее, похоже, что крещение было установлено в первую очередь как средство против первородного греха. Но если крещеный лишен первородного греха, то дело представляется так, что он не может передать его своим детям. Следовательно, похоже, что дети крещеных могут не креститься. Возражение 3. Далее, крещение сообщается для того, чтобы человек мог благодатно очиститься от греха. Но тот, кто освящен в утробе, обладает всем этим и без крещения. Следовательно, не все обязаны получить крещение. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Кроме того, в [книге] «О церковных догматах» сказано: «Мы верим, что пути спасения открыты только для тех, кто крещен». Отвечаю: то, без чего люди не могут получить спасение, является для них обязательным. Затем, очевидно, что никто не может получить спасение иначе, как только через посредство Христа, согласно сказанному апостолом: «Как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни» ( Рим. 5, 18 ). Но крещение сообщается человеку ради того, чтобы он, возродившись, мог облечься в Христа и стать Его членом, в связи с чем читаем: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3, 27 ). Отсюда понятно, что креститься обязаны все и что без крещения человеческое спасение невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры» Протоиерей Вадим Леонов 10 декабря 2018 года преподаватель Сретенской духовной семинарии и кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов прочитал десятую лекцию на тему «Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств» в рамках Православных просветительских курсов, проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией. Лекции этого, пятого года обучения объединены темой «СИМВОЛ ВЕРЫ» . В лекции рассмотрены следующие темы: Лекция (продолжительность: 1:20:50) Ответы на вопросы (продолжительность: 35:07) Рейтинг: 9.8 Голосов: 350 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алла 13 ноября 2020, 19:30 Вообще не поняла, как католицизм, монофизитство (ересь) и пр имеют апостольскую приемственность? Они же потеряли все приемство когда исказили учение Христово. Анатолий 19 сентября 2019, 11:21 Слава Богу! Прошу сообщить: можно ли обучаться дистанционно, так как живу в другой стране? И что для этого нужно? Храни вас Господи! Владимир 18 декабря 2018, 14:14 Сергей, для такого случая есть правило VI-ro Вселенского Собора: 84. Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякаго недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею. Толкование Аристен: Все те, которые не знают, крещены ли они в их младенческом возрасте, и о которых не находится каких либо достоверных свидетелей, утверждающих, что они несомненно крещены, должны быть крещены без всякого недоумения. Екатерина 18 декабря 2018, 12:13 Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.

http://pravoslavie.ru/117911.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Надежды Ткаченко Почему Церковь крестит младенцев, которые не могут иметь сознательной веры? 3 мин., 14.05.2022 Критики церковной практики крещения младенцев чаще всего ссылаются на следующее место Священного Писания: кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк 16:16), подчеркивая, что крещению должна предшествовать вера. Соответственно, поскольку младенец не может иметь такой веры, то и с крещением нужно обождать. Однако между евангельской последовательностью — сначала вера, а потом крещение — и обычаем крестить детей нет никакого противоречия. Крещение детей тоже совершается по вере — в данном случае по вере их родителей и восприемников, крестных, которые берут на себя обещание дать ребенку правильное духовное воспитание. Дело в том, что ребенок — существо максимально несамостоятельное. В отличие от детенышей многих животных наши дети еще долгое время после рождения остаются беспомощными, несознательными и требуют особой заботы. Даже самый минимальный набор навыков выживания формируется у них лишь к 10 годам. Поэтому естественно, что в детский и подростковый период родители несут полную ответственность за своих чад, в том числе и духовную. Интересно, что люди, которые обычно возмущаются обычаем крестить детей во младенчестве, называя это чуть ли не насилием над личностью ребенка, не выступают против права родителей и общества на воспитание и образование подрастающего поколения. Рождаясь в определенной культуре и конкретной семье, младенец с самых первых дней испытывает влияние окружающего мира. В процессе воспитания и образования у него формируются привычки, мировоззрение, представления о том, что хорошо, а что плохо. Если следовать логике противников младенческого крещения, ребенка до достижения им совершеннолетия нужно поместить в некое вакуумное пространство, внутривенно обеспечивая поступление в организм питательных веществ для поддержания жизненных сил. Ведь не только передача идеологических и мировоззренческих установок, но и выбор продуктов, который определяют родители или образовательное учреждение, можно при желании классифицировать как насилие — многие дети не любят кашу и предпочитают полезным продуктам сладости и чипсы.

http://foma.ru/pochemu-cerkov-krestit-ml...

Многие уверовали уже во взрослом возрасте. Как они могут учить своих детей вере, если сами не имеют личного опыта воцерковления в детском возрасте? Что можно посоветовать таким родителям? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.      — Владыко, сегодня есть немало взрослых людей, у которых детские воспоминания о храме, как правило, эпизодичны. Могут ли они учить детей тому, чего сами на практике не проходили? — Не стоит забывать, что всех воспитывает Сам Господь Бог. Он ведет каждого человека особым путем. Поэтому те, которые хотят воспитать из своих детей настоящих христиан, должны понимать: главная задача родителей — не мешать Божественной благодати преображать душу ребенка. Нужно поддерживать ребенка в его пути к Богу, ограждать от дурных влияний. Но при этом никогда нельзя забывать, что общение ребенка с Богом — это таинство, святость которого необходимо оберегать и защищать. На этом и должно основываться христианское воспитание. — Как правильнее поступать: приносить детей в храм с младенчества или дождаться их повзросления и осознанного выбора веры? На практике принято крестить младенцев с первых дней жизни. Но многие говорят, что это ограничивает свободу выбора самого крещаемого и что к Таинству Крещения следует подходить добровольно, т. е. в сознательном возрасте... — Крещение младенцев — древняя практика, берущая свое начало еще с первых времен существования Церкви. В Священном Писании можно встретить косвенные свидетельства того, что младенцев крестили уже сами апостолы. Например, в Книге Деяний неоднократно говорится о том, что апостолы крестили людей целыми семьями. Так, апостол Петр крестил всех собравшихся в доме сотника Корнилия (см.: Деян. 10: 48). Апостол Павел крестил жительницу города Фиатиры Лидию со всеми ее домашними (см.: Деян. 16: 15). Апостолы Павел и Сила крестили тюремного сторожа и всех, бывших в его доме (см.: Деян. 16: 31–33). В городе Коринфе был крещен начальник синагоги Крисп со всем домом своим (см.: Деян. 18: 8). В Первом послании к Коринфянам апостол Павел упоминает, что, находясь в Ахаии, он крестил местного жителя Стефана со всем его домом (см.: 1 Кор. 1: 16). В том же послании апостол Павел называет семейство Стефана образцом для всех христиан и упоминает о том, что эта семья посвятила себя на служение святым (1 Кор. 16: 15).

http://pravoslavie.ru/88898.html

Примечания 33. См. мое " Црквено казнено право " , стр.433.  Правило 44. В случае нужды, может крестить и простой монах, точно так же, как по нужде крестит и диакон. (Ап. 49, 50). Право совершать таинство крещения принадлежит епископу или пресвитеру, как об этом упоминалось в толковании 49-го Апостольского правила. В настоящем правиле св. Никифор говорит, что в случае нужды, может крестить и диакон, равно и простой монах. Мы же, в дополнение к тому, что сказали в толковании означенного Апостольского правила, присовокупляем, что в случае нужды, может крестить и каждый мирянин, и даже женщина.  Правило 46. Если в каком либо месте нельзя будет найти священника, то некрещенных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин. (Ап. 49, 50). Настоящее правило есть дополнение к 44-му правилу св. Никифора, причем оно подтверждает сказанное нами в толковании 49-го Апостольского правила о том, кто может, в случае острой нужды, крестить младенца, если нет священника.  Правило 47. Не следует причащаться у священника, который не постится в среду и пяток, хотя бы он и казался православным, ибо быть в одном отношении благочестивым, а в другом оскверняться - не свято. (Ап. 69; Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаод. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10).  Правило 48. Монахи, находящиеся в течение св. четыредесятницы на работах, могут вкусить в девятый час немного хлеба, а вечером - ужинать. Настоящим правилом св. Никифор дополняет свое предписание в 20-м правиле о постах св. Апостолов и Рождественском.  Правило 49. Если случится, что в каком либо месте и пресвитер и диакон и чтец подпали извержению, а налицо окажется монах, то пусть он и благословляет трапезу. (Ап. 28; I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29, 65; Василия Вел. 88). Здесь разумеется монах (μοναχς), не имеющий вовсе иерархической степени. Таковой монах не имеет, согласно правилам, права благословлять, как этого права не имеют также ни диакон, ни чтец, о которых упоминает правило, и если здесь сказано, что монах ευλογε (благословляет), то это нужно понимать в смысле чтения предобеденных молитв, каковые может читать и благочестивый мирянин, а тем более тот, кто удостоился св. монашеского образа чрез молитвы и благословение церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если Крещение необходимо для возрождения человека, то оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения этого греха («Послание Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл.16). В Церкви обычай крестить младенцев практиковался издревле. Ориген рассматривает этот обычай как апостольское Предание. Карфагенский Собор 252 г. решает вопрос: крестить ли детей на второй и третий день по рождении или на восьмой, причем решено было крестить на второй или третий. Младенцы, с одной стороны, не чужды прародительского греха и, стало быть, нуждаются в очищении от него, а с другой стороны, они способны воспринять и сохранить в себе благодать Святого Духа. Это видно из того, что Иисус Христос не почитал младенцев чуждыми Своего благодатного Царства и не удалял их от Себя ( Мк.10:16 ). Священное Писание указывает случаи, когда Бог освящал младенцев и исполнял их Духом Святым еще в утробе матерей, например, прор. Иеремию, прор. Иоанна Предтечу и, наконец, Священное Писание указывает, что апостолы иногда крестили целые семейства, например, дом Лидии ( Деян.16:14–15 ), дом Стефанов ( 1Кор.1:16 ), весь дом некоего стражника темницы ( Деян.16:30–34 ). Нет оснований утверждать, что в этих семействах были только взрослые, или что при Крещении взрослых дети в этих семействах были оставлены без Крещения. Древнецерковная практика Крещения младенцев подтверждена была Карфагенским Собором 419 г., который определил крестить и тех младенцев, о которых неизвестно, крещены они или нет, например, младенцев, брошеных родителями. Крещение совершается над младенцами по вере их родителей и восприемников, которые дают пред Церковью обязательство воспитывать в крещаемых веру и благочестие, укреплять и утверждать в младенцах воспринятую ими благодать Крещения. Верование в такую замену оправдывается примерами евангельской истории. Евангелие говорит нам, что Иисус Христос по вере других исцелил больных одержимых духами нечистыми, например, дочь хананеянки, расслабленного, спущенного и положенного к ногам Спасителя чрез крышу дома, одержимого немым духом. Во всех этих случаях, мы видим веру не самих больных и страждущих, а веру просящих и молящих о них.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010