Здесь оба акафиста имеют и русский перевод, сделанный о. Порфирием в Иерусалиме в 1851 г. (стр. 276–298). λ) Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике в русск. переводе с примечаниями, сделанными им же в 1866 г. в Киево-Михайловском монастыре (стр. 305–362). Этот чин напечатан в Труд. киевск. дух. акад. 1869, 3, стр. 334–372. μ) Liturgia Alexandrinae ecclesiae apostolica, in Aethiopum constitutionibus apostolicis adservata et a Ludolfe latine edita in commentaria ad historiam Aethiopicam, с русск. переводом, сделанным тем же и тогда же и напечатанным там же, 4, стр. 14–51 (стр. 373–380). ν) Чин общей литургии у эфиопов в русском переводе с латинского языка по изд. Ренодота, сделанном в Иерусалиме в 1849 г. и исправленном о. Порфирием красными чернилами, (стр. 383–418). ξ) Восток христианский. Успехи и неудачи немецких миссионеров во внутренней Африке. Напечат. в Труд. киевск. дух. акад. 1866 г. 10, стр. 289–304, и отд. брошюрой, здесь приложенной, при рукописи. ο) Богослужение Константинопольской церкви. Εχολγιον ρχαον (VIII в.). См. в Перв. путеш. в афонск. монаст. и скиты, ч. II, отд. I, Киев 1877, стр. 45–6. Состав этого требника весьма иитересен; рукопись его X в. принадлежала Синайскому монастырю, а ныне Публичн. Библиотеке (см. Отчет Публичн. Библ. за 1883, стр. 85–88). Недостающие части восполнены из барбериновского кодекса, и кроме того некоторые части требника сравнены преосвящ. Порфирием с списком барбериновым. Содержание требника передано здесь в списке преосвящ. Порфирия, который этим оказал большую услугу ученым, так как текст подлинной рукописи евхология представляет довольно мелкую скоропись с многими сокращениями. В нем заключается следующее: a) Θεα λειτουργα το γου Βασιλεου (стр. 449–496). b) Λειτουργα το γου Ιωννου το χρυσοστμου (стр. 497–532) со многими сравнениями на отдельных листиках. Об особенностях этой литургии см. у Мансветова Euchologium. Glagolski spomenik monast. Sinai brde. Izd. Dr. Lav Geitier. M. 1883, стр. 40–31, где отмечены и некоторые особенности всего требника.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Тарнавский В. В., нежинский уездный предводитель дворянства. Толстой Ив. Ив., граф. Троцкий И. А., протоиерей, законоучитель Киевского Кадетского Корпуса. Тумасов И. С., учитель второй Киевск. Гимназии. Филимонов Г. Д. , помощник директора Московской Оружейной Палаты. Хорошунов Ф. Д., священник, законоучитель Киевского Института благородных девиц. Христофор Архимандрит, ректор Вифанской дух. Семинарии. Царевский А С., доцент Киевской дух. Академии. Чернев Н. П., магистрант университета. Штрогофер А. Л., лектор французского языка в Киевской дух. Академии. Щеглов Н. Н , учитель Киевск. дух. Семинарии. Щербан А. Н., бывший редактор Львовской газеты «Новости». Яновский Ф., священник с. Вышенок, Остерского у., Черниг. губернии. Фоменко Кл., священник Киево-Спасской на Берестове церкви. 4 Члены корреспонденты Абрамович И. Г., инспектор Плоцкой Гимназии. Артемий игумен, начальник больничного Николаевского монастыря Киево-Печерской лавры. Вернадский Вл., священник с. Глуховец, Бердичевского у., Киевской губ. Борзаковский Г., священник с. Михайловки, Гайсинского у., Подольск. губ. Боцяновский Ф., священник сел Писок и Скоморох, Житомирск. уезда. Васютинский Ф., священник, благочинный Нежинских церквей. Воскресенский И., священник в г. Николаеве, Херсонской губернии. Ганицкий М., протоиерей, ректор Кишиневской духовной Семинарии. Гапанович П., священник, законоучитель Холмского Мариинского женского Училища. Громачевский А. О., учитель Рижского дух. Училища. Желтоножский И., протоиерей, настоятель Киево – Рожденственской церкви. Иваницкий В., священник с. Кагарлыгской Слободы, Киевского уезда. Иосаф, Архимандрит (в мире священник Н. Соколов), ректор Литовской духовной Семинарии. Кириллов Н., священник, законоучитель Новочеркасской Гимназии. Ковальницкий И., священник с. Баглай, Староконстантиновского уезда, Волынской губернии. Конский А., протоиерей, ректор Минской духовной Семинарии. Крылов А. Л., директор Молодеченской учительской Семинарии 27 – Кунелакис А. Г., бывший ктитор храма Нежинского греческого Михайловского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Проповеди, произносимые в храме и потом напечатанные в академических журналах. Одни из них были сказаны в систематической связи и последовательности, представляя полное изложение богословского учения нашей церкви – О приготовлении рода человеческого к пришествию Спасителя (шесть слов: Воскр. Чт. XXII. 35, 36, 37, 38, 39, 40). Другие были произносимы независимо одна от другой, представляя раскрытие разных предметов по поводу общих или особых случаев. Сюда относятся слова на церковные празднества, напр., слово в 14 неделю по пятидесятнице. (Воскр. Чт. XVI. 32). Слово на страсти Господни (Труды Киевск. Акад. 1861 г. апр.) и др. Слова на дни высокоторжественные: в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Труды Киевск. Акад. 1861 г. май), в день св. равноапостольного князя Владимира (там же, июль), в день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны (там же, август); слова и поучения на особые случаи: слово над гробом профессора Василия Трейерова (Воскр. Чт. XIX. 22), слово перед панихидой, совершаемой в Киевской духовн. Академии ежегодно 31 декабря (XXI. 44), речь перед совершением таинства брака (XXV. 5) и друг. Кроме глубокого и ясного разумения истины веры и нравственности христианской, проповеди профессора Фаворова отличаются превосходным практическим тактом: умение всякую истину поставить к слушателям живой её стороной, т. е. найти в ней такие стороны, которые имеют самое близкое отношение к текущему ходу жизни и к душевному строю слушающих, умение в то же время найти для своей мысли самое рельефное выражение, тон всегда спокойный, рассудительный, полный живого участия, уважающий в слушателе личное его чувство и право сознания, но в то же время тон всегда твердый, решительный, одушевленный искренним убеждением в евангельской истине, – эти качества дают проповедям профессора Фаворова достоинство произведений образцовых. В его поучениях истина является не только ясной, но и приятной, и в то же время живой и убедительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

32.  Зыков В. И., свящ. Библейский Патриарх Авраам: Библейско-исторический апологетический очерк. — Пг., 1914. — VII+606 с. 33.  Иваницкий В. Иудейеко-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. — Киев, 1914. (автор — правосл. богослов и библеист, преп. в Киевск. Дух. Акад.). 34.  Иосиф (Петровых), архим. (Впоследствии митроп.). История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. — Серг. Посад, 1903. — IV+485 с. 35.  Казанский П. Свидетельства памятников Египетской истории о пребывании евреев в Египте. — М., 1864. — 67 с. 36.  Ключарев Г. История ветхозаветного священства до заключения священного канона. — Ставрополь, 1902. 37.  Корин И. Очерки по истории и культуре еврейского народа. — Екатеринослав, 1908. — 168 с. 38.  Кустодиев К. Л., прот. Опыт истории библейской женщины. — СПб., 1870. 39.  Лебедев А., прот. Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении. — Пг., 1916. — 308 с. 40.  Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий: т. 1–2. — СПб., 1889–1890. 41.  Маккавейский Н. К. Воспитание у древних евреев. — Киев, 1903 (автор — проф. в Киевск. Дух. Акад.). 42.  Мибихов М. Я. История еврейского народа от Вавилонского плена до эпохи Танаев. — СПб., 1901. — 222 с. 43.  Миролюбив А. Быт еврейских царей. — 1890. 44.  Муретов М. Ветхозаветный храм. Внешний вид храма. — М., 1890. — 505 с. 45.  Никитин А. Синагоги иудейские, как места общественного богослужения. — Киев, 1891. — 347с. 46.  Пальмов М. Идолопоклонство у древних евреев. — СПб., 1897. — 416 с. 47.  Певзнер М. С. Религия евреев. — СПб., 1914. — 92 с. 48.  Петрово-Соловово М. Краткий очерк отношений между ассиро-вавилонянами и евреями. — СПб., 1895. — 113 с. 49.  Платон (Рождественский), иером. Древний Восток при свете Божественного Откровения. — Киев, 1898. — 671 с. 50.  Покровский Ф. Я. Вавилон. История города и государства в связи с библейскими событиями и ветхозаветными пророчествами. — М., 1902. — 96 с. 51.  Его же. Военачальник Давидов Иоав: К характеристике Иоава. — Киев, 1903. — 51 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

165 Указат. для обозрен. Моск. Патр. разницы, изд. 2, 1858 г., Поясн. Словарь слово «панагия», стр. 20. 167 Посему и иерей, совершающий проскомидию, должен быть с открытой головой, без скуфьи или камилавки. 168 В XVIII веке носили скуфью (Σκοφια, Σκοφος – чаша для пития) священники и диаконы и не во время только богослужения, но и в житейском быту. Они днем ее не снимали, разве лишь когда требовалось остричь волосы. С ношением духовными лицами скуфьи существовал особый обычай, который обязательно требовал иметь на голове «прострижено зовемое гуменцо не мало, власы же оставляти по округлости главы, яже являет терновый венец, его же носи Христос» (Киевск. Епарх. Вед. 1868 4 стр. 155). Эта остриженная часть головы покрывалась скуфьею. Весьма вероятно, что обычай иметь гуменец не нравился духовным пастырям. Духовная власть должна была уступить народному взгляду – отказаться от поддержки нерусского обычая о гуменце. За сим и в домашней жизни, а потом и при богослужении прекратился обычай носить скуфью. (О скуфье и камилавке, употребляемых священнослужителями в древней греческой и русской Церкви. К. Невоструева . Μ. 1867. Из Душепол. Чтен. 1867 г. и Киевск. Епарх. Вед. 1868 г. 4 о скуфье и камилавке). Скуфья; как награда (фиолетового цвета бархата) вошла в употребление со времени указа Императора Павла I-ro, от 18 декабря 1797 г. (Истор. Росс. Иер. Т. I. стр. 397). Священнослужителям, не имеющим фиолетовой скуфии при погребальном шествии дозволено надевать черную скуфию. 169 Камилавка (καλομμαχιον), (от καμα – жар и ε=λανω – укрощаю) есть шапка, защищающая от жара солнечного, или шапка из верблюжьего волоса (от κμηλος – верблюд), какую носили на востоке, и αχν – затылок. Она духовно означает умерщвление плоти, которое должно быть, по слову апостола: «яко мир мне распятся, и аз миру» ( Гал.6:14 ). 170 Клобук у русских означал шапку и покрывало. В прежнее время клобук – шапка имел вид колпака с меховым околышем. Клобук носили князья. Так, читаем в летописи: «Но перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь , построенную Изославом, во время литургии рече» Святослав: нечто мя на главе будет и сня клобук» (Полн. Собр. русск. летоп. т. V, стр. 146). Князья носили клобуки вместо короны и не снимали их в церкви (Карамз. Истор. Госуд. Росс. т. II, примеч. 126. Савваитова Описание старин. царск. утвари 1865 г., стр. 197. В памятниках XIV века князья изображены в клобуках пред образом (Христ. Древности, изд. Прохоровым 1863 г., 9. Статьи Срезневского: Древния изображения Бориса и Глеба. Древности Росс. госуд. отд. 1, стр. 133. Археол. опис. Новгорода Арх. Макария ч. 2, стр. 350). У монашествующих клобук означает покрывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1, т. 1, стр. 391–394). В 1582 году 22 декабря князь Константин Константинович Острожский пожертвовал этому монастырю, основанному им, сёла Дроздовское, Ильинское и Монастырское. Заступивший место Феофана Бабацкого архимандрит этого монастыря Тимофей присутствовал на Брестском соборе в 1596 году. Епископ Владимирский Феодосий закрыл было этот монастырь и фундуши его отдал во владение одному из архимандритов Жидичинского монастыря, но князь Константин воротил фундуши оного. В 1644 году монастырь этот был уже униатским, и Пётр Могила в своём Лифосе указывает на упадок его во времена унии. Затем в акте, поданном послами казацкими во время Сейма 1659 года, когда дело шло о подтверждении договорных статей Гадячских, сказано: «монастырь Дорогобужский, принадлежащий униатам, также монастырь и госпиталь Св. Троицы в Остроге, с местечком Суражем и принадлежащею к нему волостью, взяли отцы иезуиты» (Памятники, ч. 3, т. 3, стр. 317). В настоящем столетии греко-униатская бывшая консистория, по собственному побуждению, вошла с представлением о передаче его в ведение православного духовенства. Вследствие этого Дорогобужский униатский монастырь передан в 1834 году в православное ведомство и обращён в приходскую православную церковь . По представлении Волынским архиепископом описи Дорогобужского монастыря, Обер-Прокурор Св. Синода потребовал представления Евангелия, написанного в 1580 году. Это Евангеле оставлено в Синодальной библиотеке (Волын. Еп. Ведом. за 1867 г., стр. 84–86). Ещё о Дорогобужском монастыре упоминается в акте от 1565 года 29 декабря в жалобе архимандрита Дорогобужского Тимофея на пана Григория Сокера, Ровенского наместника пана Альбрехта Ласского, о беспрестанных наездах, грабежах и других обидах, чинимых им земянам и крестьянам села Козлинич, – имения князя Константина Константиновича Острожского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 26, п. 48). Ещё о нём упоминается в акте от 1565 года 15 сентября в жалобе архимандрита Дорогобужского Тимофея об отнятии слугами пана Альбрехта Ласского села Новоставок, – имения старосты Дорогобужского Городищского (Опись актовой книги Киевск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

5 . Посещение царем Алексеем Михайловичем узников. (Журн. «Нива» 1875 г. 9, стр. 130–131). 6 . Родословие Алексея Михайловича. (Русская Старина. 1873 г., т. 7. стр. 74). 7 . Благочестие царя Алексея Михайловича. (См. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М. 1865 г.). 8 . Празднование нового года при царе Алексее Михайловиче (Владимирск. Губ. Ведом. 1868 1). 9 . Празднование Вербного Воскресения при царе Алексее Михайловиче. (Воронежск. Епарх. Ведом. 1873 г. 15, стр. 370–374). 10 . Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Н. Чаев. (Соврем. Летоп. 1869, 42). 11 . Судное дело времен царя Алексея Михайловича. (Новгородский Сборник 1865, 2). 12 . Зернин. «Царь Алексей Михайлович». (Москвитянин. 1854 г. 14). 13 . «Как постились наши предки на св. Руси при царе Алексее Михайловиче» (Христианин 1912 г.) 14 . И. С-ва. «Замечательный арабский литературно-исторический памятник о России 17 века». (Исторический Вестник. 1900 г.). 15 . Из истории сношений России с Востоком в половине 17 столетия. Свящ. Π. Ф. Николаевского. (Христ. Чтен. 1882 г.). 16 . Об отношении русских священноцерковных служителей к приходам в 17 и 18 ст. (Прав. Собеседн. 1867). 17 . «О рукописном сборнике 17 в. г. Муркоса, помещенном во 2-м выпуске 1-го т. Древностей Восточных Императорского Московского Археологического Общества». М. 1891. 18 . «Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского». (Труды Киевск. Дух. Академии 1904). 19 . 5 т. Приб. к актам историч. стр. 98–154. 20 . Очерки народной жизни в Малороссии во второй половине 17 ст. (Киевск. старина. 1901 г.). 21 . Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 в. Перев. Г. Муркоса. (Библиографическая заметка Яцимирского. «Живая Старина». СПБ. 1900). 22 . Путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию, описанные бывшим при нем архидиаконом Павлом Алеппским, ч. 1-я, кн. 1-я. Перев. с английск. Д. Д. Благово. (Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском унив. за 1875 г., ч. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проф. А.С. Архангельский : «Преп. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси». Историко-литературный очерк. Ч. I (о Ниле). Спб. 1882. – Наиболее подробный и обстоятельный труд, которым главным образом и руководился автор. Проф. В.П. Шевырев: «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь». М. 1850. Митр. Макарий: «История русской церкви», т. VI. Спб. 1874. В. Жмакин : «Митрополит Даниил и его сочинения». М. 1881. Две первые главы в книге – об истории направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского . Проф. Н.И. Костомаров : «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», гл. XVI. Проф. А.С. Павлов : «Исторический очерк секуляризации церковных земель». Архиеп. Филарет: «Обзор русской духовной литературы» и «Жития святых». А.В. Горский: «Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова-Волоколамского монастыря в XVI веке» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», издававшихся при Моск. Дух. Академии, т. X, 1851 года). А. Правдин: «Преп. Нил Сорский и устав его скитской жизни» (в «Христианском Чтении», январь 1877 года). Дружинин В. и Дьяконов М.: «Беседа Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Спб. 1889. Иконников: «Русские общественные деятели XVI века» (в «Киевск. Университ. Известиях», 1866 г., 1–2). Иконников: «Опыт исследования культурного значения Византии». Киев, 1869. Проф. С.М. Соловьев : «История России», т. V. Панов: «Отношения иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», ч. X, 506. Розанов: «Спор иосифлян с белозерскими старцами» (в «Страннике» за 1877 год, т. II, май). Архим. Иустин (впоследствии еп. рязанский): «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни». М. 1886. « Нила Сорскаго преподобнаго, перваго основателя скитскаго жития в России, духовныя наставления о скитском пустынножительстве». М. 1889, изд. Морозова. Ф. Успенский, акад., директор Константинопольского Археологического Института: «Очерки по истории византийской образованности в XIV веке». Радченко: «Церковно-религиозное движение в Болгарии пред турецким нашествием» (в «Киевск. Унив. Известиях»). – Последние две книги весьма важны для понимания настроения Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

центр. архива 2,038, стр. 8, п. 25). Ещё оно упоминается в акте от 23 января 1568 года в жалобе подкомория Холмского Михаила Дзелынского о нанесении тяжких побоев его крестьянам и грабеже у них имущества в селе Острове крестьянами пана Дмитра Рогозенского. Ещё оно упоминается в акте от 25 сентября 1568 года в жалобе дворянина Николая Харлинского о грабеже одежды, водки и мёду, нанесении побоев его крестьянину, сыну и жене его, и об уводе последней в село Остров крестьянами княгини Анны Любецкой, при нападении их на дом потерпевшего крестьянина в селе Любче (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 3, 30, пп. 20:347). Ещё оно – под именем села Острова – упоминается в акте от 5 июня 1560 года в подробном перечислении разного рода вымогательств и убытков, причинённых Черниговским воеводою Станиславом-Казимиром Беневским и паном Каспром Куницким жителям м Берестечка и принадлежащей к нему волости; в числе потерпевших указаны и крестьянин Мартин Костюк из с. Острова, у которого Куницкий забрал корову стоимостью в 35 злотых и деньгами 10 злотых (Архив, ч. 6, т. 1, прилож., стр. 134). 445 Село Редков – под именем села Редькова – упоминается в акте от 20 мая 1560 года в жалобе Луцкого земского писаря Михаила Корытенского о поорании его полей под селом Редьковым при вооружённом наезде на него крестьян жены Гнезненского каштеляна Феодоры Требуховской (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 15, п. 38). 446 Село Перемилье некогда, в удельную эпоху русской истории, было удельным городом, в котором жили удельные русские князья из дома св. Владимира Равноапостольного. Впервые о нём, как о городе, упоминается в истории в 1098 году по следующему поводу. Давид Игоревич, князь Владимирский, ослепил Василька, князя Теребовльского. Владимир Мономах и другие князья, возмущённые таким неслыханным дотоле злодеянием, вознамерились наказать виновника его. Давид, узнав об этом и желая отвратить беду, призвал некоего Василия, вероятно – инока или священника, и сказал ему: «Василько говорит, что я могу примириться с Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

по 1827 г.); 7) набдюд. свящ. с. Кораблищ Назарий Левицкий (с 1827 г. по 1832 г.); 8) свящ. Силвестр Павлович Кременецкий (с 1832 г. по ноябрь 1868 г.) и 9) зять его – Арсений Каминский – с 1868 г. по настоящее время (1889 г.) служит. При приписной церкви села Кораблищ священнослужителями состояли: 1) свящ. Симеон Питкевич (с 1791 г. по 1813 г.); 2) наблюдающий свящ. с. Косарева Симеон Ракуцкий (с 1813 г. по 1826 г. и 3) свящ. Назарий Левицкий (с 1829 г. по 1844 г.); в 1844 году церковь эта приписана к Косаревскому приходу. При церкви села Мошкова, в бытность её самостоятельною, священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Питкевич (с 1762 г. по 1799 г.) и 2) свящ. Аввакум Петрович Комарницкий (с 1799 г. по 1832 г.); в 1832 году церковь эта приписана к Косаревскому приходу. Уния в Косаревском приходе уничтожена в 1793 году. 394 Село Мошков – под именем села Можкова – упоминается в акте от 12 февраля 1566 года в заявлении пана Гневоша Вороновича об ограблении его в с. Можкове только крестьянами пана Яхима Яворницкого, но не крестьянами Серадского военоды Альбрехта Ласского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 5, п. 10). 395 Село Малин упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого указана городня «панов Еловичей с Малина»; ниже в той же описи указываются пустые городни, из коих одна распределена была паном Василием Тишковичем «на Еловичей с Малина»; ещё ниже, в том же акте, в описании большого земского моста – Луцкаго упоминается городня «Михайла и Сокола Еловичей с Малина»; ещё ниже, в приведённой в этой описи грамоте Казимира, короля Польского, сказано между прочим: «в Малине, в Мительне не надобно» давать место (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 82, 90, 103 и 127). Ещё оно упоминается в акте от 1566 года 7 мая в жалобе земянина Ивана Борзобогатого об ограблении, нанесении побоев и заключении в тюрьму в селе Малине его слуги господарским маршалком Михаилом Малинским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010