Иосиф (Русин) митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский, возведен † в начале 1534 (1535) Макарий (Москвитянин) митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, бывший еп. Луцкий и Острожский с 9.04.1535 (с 1.03.1534) Сильвестр (Белькевич) митрополит, поставлен с 30.09.1556 Иона (Протасевич-Островский) митрополит, бывший еп. Туровский и Пинский, утвержден с 25.06.1568 по 1576 отказался от кафедры, †1577 Илия (Куча) митрополит, управлял с апреля 1577 Онисифор (Петрович-Девочка) митрополит, рукоположен (наречен в 1579) с 27.02. до июля 1589 сведен с кафедры 1583 † после 1592 Михаил (Рагоза) митрополит, рукоположен 27.07.1588 † сентябрь 1599 Ипатий (Потей) митрополит (униат), бывший еп. Владимиро-Волынский и Берестейский, назначен с 26.09.1599 †8.07.1613 Киевская, Галицкая и всея Малыя России Иов (Борецкий) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 9.10.1620 †2.03.1631 Исаия (Копинский-Борисович) митрополит, бывший архиеп. Смоленский, избран на кафедру с 18.11.1631 по 1632 сведен с кафедры †30.10.1640 (1634) Петр (Могила) митрополит, экзарх Константинопольского трона, рукоположен с 28.04.1633 †1.01.1647 Сильвестр (Коссов), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский избран 25.02.1647 утвержден 18.01.1649 †13.04.1657 Лазарь (Баранович) епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии с апреля 1657 по декабрь 1657 еп. Черниговский и Новгород-Северский Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит, экзарх Константинопольского трона, бывший еп. Луцкий и Острожский с 28.02.1658 †10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1659 по май 1661 еп. Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 5.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранен от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан-Тукзльский), митрополит, экзарх Константинопольского трона (повторно)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ежегодно служились заздравные и заупокойные литургии за всех членов братства и членов их семей, в такие дни из братской казны раздавалась милостыня. Важной частью деятельности Л. У. б. в кон. XVI - нач. XVII в. была борьба за равноправие правосл. «русских» мещан с католич. населением Львова. Братство предпринимало акции против ущемления прав православных со стороны католиков, против насаждения унии и католицизма: подавало протесты в суды, выступало на сеймах. С 1599 г. имеются сведения о соглашениях между 11 львовскими братствами во главе с Л. У. б. о действиях для посылки объединенных делегаций на сеймы. В 1592 г. братство с просьбой о помощи обратилось к царю Феодору Иоанновичу , полученные соболя были проданы за 550 злотых. Новое посольство в Москву в правление Лжедмитрия I принесло 950 злотых. Поездка, о к-рой стало известно, вызвала резкое недовольство властей. Кор. Сигизмунд III в 1606 г. требовал арестовать послов братства. К посл. трети XVII в. относится ряд свидетельств о контактах Л. У. б. с рус. властями и с рус. резидентом в Польше. Во 2-й пол. 1675 г. рус. резидент В. М. Тяпкин был во Львове, через него просили о защите, подарили издания братской типографии. Львовские мещане находились в тесном взаимодействии с правосл. Львовскими архиереями, оказывали влияние на замещение Львовской кафедры. В 1-й пол. XVI в. объединение прихожан Успенской ц. сыграло важную роль при создании Львовской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ). «Старший мещан» Макарий (Тучапский) в 1539 г. стал первым Львовским архиереем. Львовский епископ был более подчинен власти Киевского митрополита, чем др. западнорус. архиереи, и львовяне могли искать у митрополита помощи в случае конфликта с епископом. Когда в 1551 г. возник спор между Львовским еп. Арсением (Балабаном) и мещанами из-за мон-ря св. Онуфрия, митрополит освободил горожан от отлучения, наложенного на них архиереем. В 90-х гг. XVI в. ситуация повторилась. Митр. Михаил (Рагоза), желая подчинить Львовского еп. Гедеона (Балабана) своей власти, поддерживал Л.

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Если король посылает теперь другого своего дворянина для передачи Потею митрополичьих имений и своим именем приказывает всем митрополичьим подданным повиноваться ему, то, значит, прежде посланный для этого дворянин Кошиц не успел передать Потею названных имений и митрополичьи подданные еще не покорились ему. И замечательно, что, тогда как в первой грамоте король ясно говорил о папе, о подчинении ему, об испрашиваемом у него утверждении для Потея, во второй грамоте он совершенно умолчал о папе. Между тем сохранилось письмо папы к Сигизмунду III еще от 5 февраля 1600 г. Здесь папа уведомлял короля, что потому долго не отвечал на его ходатайство об утверждении Ипатия Потея на митрополитской кафедре, присланное еще в августе прошлого года, что опасался, как бы Потей не потерял, променяв имения Владимирской кафедры на более скудные имения митрополии; теперь же, получив известие, что за Потеем оставляется и Владимирская кафедра, он, папа, одобряет выбор короля и дает обещание немедленно исполнить его желание, т. е. утвердить Потея митрополитом . Эта-то медленность со стороны папы, может быть, и огорчила короля и была причиною, почему он вовсе не упомянул о папе во второй своей грамоте, данной по случаю возведения Потея на митрополию. Как бы, впрочем, ни было, только король действительно, отдав Потею митрополитскую кафедру со принадлежащими ей имениями, оставил за ним и его прежнюю, епископскую, кафедру со всеми ее имениями, отчего Потей сделался несравненно богаче своего предместника и писался обыкновенно «митрополитом Киевским, и Галицким, и всея России, владыкою Володимирским и Берестейским» . Более тринадцати лет правил он Западнорусскою митрополиею и во все это время вел самую энергическую, неустанную и беспощадную войну против православных для привлечения их к унии. Прежде всего война эта открылась в Вильне. Как только скончался митрополит Михаил Рагоза, в виленском Троицком монастыре внезапно появился Стефан Зизаний, прежде, как известно, осужденный и отлученный от Церкви Рагозою и изгнанный из отечества королем, но потом оправданный и разрешенный православным Собором в Бресте, и снова начал проповедовать против унии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Скончался митрополит Михаил (Рагоза) в сентябре 1599 года. Митрополит Макарий (Булгаков) писал в «Истории Русской Церкви» о нем: «Недолго пришлось ему управлять Церковию по принятии унии, но довольно для того, чтобы разочароваться в своих надеждах, какие мог питать пред принятием ее, и чтобы почувствовать, как горько он ошибся. Он увидел, с каким жаром и твердостью православные противятся унии, как не многие принимают ее и сколько выпало на его долю тревог, огорчений, усилий и бесплодной борьбы. Он слышал проклятия, какие раздавались против него со стороны православных за измену вере отцов, и не мог не понимать, что эти проклятия не прекратятся и после его смерти. Неотрадна была его жизнь в унии, безотрадна и самая кончина». Архимандрит Захария (Копыстенский, † 1627) в «Палинодии» писал, что сам митрополит Михаил (Рагоза) говорил о себе, что он ходит, как мертвец. А потом встретил смерть внезапную. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 453, 1418–1420, до 1460. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 56. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 540, 543. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 378. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 412, 415, 416, 488. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 617, 619. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Основанием такого ответа служат акты и книги того времени, печатанные в разных областях русских, присоединенных к Польше. Приведу свидетельства тех и других: Вот первая книга, напечатанная в Киеве в типографии Печерской лавры - Часослов 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захарии Копыстенского сказано: " Се, правоверный христианине и всеи благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь лавры Печерския… " . Обратимся к земле Галицкой. Там Львовское братство в своей типографии прежде всего издало " Грамматику " , 1591 года, в наставление " многоименитому российскому роду " . В ней упоминается о пришествии патриарха Иеремии " в страны Российския " , митрополит Киевский и Галицкий Михаил (Рагоза) именуется " архиепископом всея России " . Того же 1592 года Львовское братство обращалось в Москву к царю Фёдору Иоанновичу с просительными посланиями, в которых именуют его " светлым царём Российским " , вспоминают " святого князя Владимира, крестившего весь российский род " . Такое же употребление имен " Россия, Российский " было тогда на и Северо-западе Русском. В столичном городе литовского княжества, Вильне, где была долго и резиденция митрополитов Киевских, Михаил Рагоза первый из них стал писать в своём титуле " всея России " - как это видно из подлинных актов 1590-1599 годов. Так писал и его преемник, униатский митрополит Ипатий Потей в 1600-1608 годах. А прежние митрополиты Киевские, бывшие до Михаила Рогозы писали и " всея Руси " или " всея Руссии " . Так же писали в своём титуле и Московские митрополиты, бывшие до учреждения патриаршества в Москве. Первый патриарх Московский Иов писал уже " и всея России " (в 1576-1589 годах) " . Сама историческая топонимика убедительно показывает, что русский народ Киевской Руси, спасаясь от междоусобиц и половецких набегов, мигрировал на Северо-восток. Потомками переселенцев было основано Владимиро-Суздальское княжество и Новгород-Нижний и т.д. На русской земле, от Карпат и до Волги, при реке Трубеж существовало три города Галича (1 - на Западе: на Волыни, 2 других - на Востоке: в Костромской и Вологодской областях), два Владимира-Волынских, три Звенигорода, три Новгорода - Великий, Волынский и Нижний, три реки Лыбедь и три Припяти. Язык и фольклор Киевской Руси наиболее сохранился на Северо-востоке, Киевские святые канонизированы в Москве, Киевский митрополит, а именно, коренной галичанин св. Пётр, указал на Москву, как на будущую столицу и добровольно перенес в неё свою резиденцию.

http://pravoslavie.ru/5195.html

1) Михаил Рагоза , с 27 июля 1589 г. из архимандритов Минского Вознесенского монастыря митрополит киевский; в 1595 г. увлеченный происками и настойчивостью владимирского и луцкого епископов принял унию. Умер 1599 года. 2) Ипатий Поцей , литвин, епископ владимирский, с 26 сентября 1599 г. митрополит. Умер 18 июля 1613 г. во Владимире Волынском и погребен при тамошнем соборе. О деятельности Поцея в пользу унии, М. О. Кояловича Литов. церк. уния, т. II, стр. 54 – 79. Трипольского: униатский митрополит Ипатий Поцей и его проповедническая деятельность. Труды киевск. акад. 1877 г. 3) Иосиф Велямин-Рутский , с 1613 года митрополит. В 1617 г. преобразовал униатское монашествующее духовенство в базилианский орден и выпросил у Владислава IV привиллегию на предоставление высших иерархических мест и должностей монахам этого ордена. Умер в Дермане 5 февраля 1637 г. Папа Урбан VIII называл его fidci columnam Russiaeque Athanasium. 1131 4) Рафаил Корсак , белорус, учился в Несвижской иезуитской коллегии; галицкий епископ; с 1637 года митрополит. Вытесненный православным митрополитом Петром Могилой из Киева, он удалился в 1639 году в Рим искать помощи у папы и там умер в 1643 году. 1132 Погребен в униатской церкви св. Сергия и Вакха. 5) Антоний Селлява , архиепископ полоцкий, с 1640 г. администратор митрополии, с 1645 г. митрополит. Ему довелось управлять митрополией в самое тяжелое время казацких войн Хмельницкого, когда святая уния (sancta unia) была в опасности совершенного уничтожения. 1133 Между тем это был больной старик, которому были не под силу и менее тяжелые испытания. 1134 В 1655 году «убегая от Москвы», прибыл из Белоруссии в Супрасль, а отсюда выехал в Тыкоцин на Подляшье, где тяжко заболел и умер. Тело его перенесено в Супрасль и похоронено в гробнице ктиторов. 1135 После него в униатской церкви, по случаю военных замешательств, 9 лет не было митрополита. 6) Гавриил Коленда (Коляда), архиепископ полоцкий, с 1656 года администратор митрополии, с 1665 г. митрополит «по милости Божией и святой апостольской столицы». Коленда умер 18 февраля 1674 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Гедеон, епископ Львовский и Каменец-Подольский (Балабан Григорий Маркович) Родился в 1530 году. С 1566 года, будучи еще светским человеком, помогал своему отцу, епископу Арсению, в управлении Галицко-Львовской епархией. В 1569 году (по Строеву – в 1570 году), по смерти отца, хиротонисан во епископа Львовского и Каменец-Подольского. Скончался 10 февраля 1607 года. Епископ Гедеон происходил из старинного западно-русского рода, давшего в 15–16 веках несколько борцов за Православие против католичества и униатов. Таким борцом был и его отец епископ Арсений (в миру Марк), около 20 лет управлявший Львовской епархией. Жизнь и деятельность самого епископа Гедеона можно разделить на два периода: до Брестского Собора 1596 года и после него. Первый период проходил, главным образом, в начатый еще при его отце борьбе за свои имущественные и иерархические права против Львовского Успенского братства и его покровителей за обладание Уневским и Онуфриевым монастырями. Во второй же период епископ Гедеон становится ревностным и самоотверженным защитником Православия в Юго-Западной России. Киевский митрополит Михаил (Рагоза), а затем Собор 1590 года в Бресте и Константинопольский патриарх решили спор между епископом и братством в пользу братства и признали, что оно должно быть свободно от власти Львовского епископа и подчиняться только митрополиту. Епископ Гедеон обратился к королю с просьбой назначить комиссию для пересмотра этого дела, после чего митрополит с ведома патриарха объявил его лишенным сана и кафедры, как не подчиняющегося ни митрополиту, ни Собору, ни патриарху и представившего чисто церковное дело на суд светской власти. Профессор Н. И. Петров объясняет упорство епископа Гедеона тем, что он понимал необходимость усиленного отпора католицизму, стремился создать во Львове крепкую епископскую власть, сильную материальными средствами, самостоятельностью, сосредоточением прав и авторитетом епископа. Правда, меры, принимавшиеся им, не могут быть оправданы с православно- христианской и общечеловеческой точек зрения, пишет профессор, но они объясняются и несколько извиняются духом времени и общественно- политическими неурядицами в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил, митрополит Киевский и Галицкий (Рагоза) В 1579 году пострижен в монашество и в этом же году возведен в сан архимандрита Минского Вознесенского монастыря. С июля 1582 года – архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря. 27 июля 1588 года Константинопольским патриархом Иеремией хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Михаил был человек благочестивый, скромный, сравнительно безукоризненной нравственности, далекий от дел насилия, но, к сожалению, с этими достоинствами честного человека, монаха и епископа Михаил не соединял других достоинств, необходимых для западнорусской Церкви в то бурное время. Он был слаб, боязлив, вследствие чего вынужден был играть жалкую, двоедушную роль в вопросе принятия унии. М. В. Толстой говорит, что митрополит Михаил «был старик добрый, но с характером слабым». А в то время требовался не просто твердый характер, а готовность к мученичеству. Михаил (Рагоза) проявил слабость с самого начала. Патриарх Константинопольский Иеремия, являвшийся тогда верховным главой Киевского экзархата, предложил митрополиту Михаилу собрать Собор по вопросу о церковном благочинии и для суда над Кириллом (Терлецким, † 1607). Но Кирилл заставил Михаила (Рагозу) опасаться за свою жизнь, и Собор не состоялся. В последующие годы, когда польский король и католическое духовенство усиленно стремились ввести унию, митрополит Михаил лавировал, не присоединясь твердо ни к той, ни к другой стороне. В 1593 или 1594 году он издал окружную грамоту, в которой говорил, что и не думает об унии, и клятвой уверял, что дорожит союзом с патриархом Константинопольским. 8 октября 1596 года на Брестском Соборе на вопрос православных он ответил, что не хочет унии. Но унию требовал король Сигизмунд III, и Михаил через несколько часов после своего ответа на том Соборе вместе с пятью епископами подписал акт соединения, т. е. принятия унии. Он был первый униатский митрополит. После этого православные на том же Соборе составили приговор, в котором объявили всех изменников Православия лишенными власти. (Со своей стороны, первый униатский митрополит Михаил Рагоза сразу же после принятия унии объявил окружной грамотой от 10 октября 1596 года, что епископы и священники, не последовавшие за ним, своим архипастырем, в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда и что потому православные не должны считать их за своих епископов или пресвитеров как проклятых, а кто станет считать, тот сам да будет проклят со всем своим домом. Главным образом это проклятие относилось к верным Православию Гедеону (Балабану, † 1607) и Михаилу (Копыстенскому, † 1610).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Николая собра­лись католики и епископы-униаты. Не имея возможности собраться в храме, православные собрались в частном доме некоего пана Райского (протестанта) и попытались связаться с митро­политом Михаилом, но «митрополит Рогоза, на которого рассчитывали, как на хозяина съезда, в это время где-то скрывался» (8). 6-го октября, на которое было намечено открытие собора, события развивались следующим образом. Рано утром в Свято-Никольском ка­федральном храме собрались: митрополит «Киевский и Галицкий и всея Руси» Михаил (Рагоза), епископ Владимирский и Брестский Ипатий (Потей), епископ Луцкий и Острожский Кирилл (Терлецкий), архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский Григорий (Герман), епископ Холмский и Белзский Дионисий (Збируйский), епис­коп Пинский и Ту­ровский Иона (Го­голь), три архиманд­рита – Брацлавский Богдан (Гадкинский), Лавришевский Гедеон (Бралницкий) и Минский Паисий. Здесь же были: послы Римского Папы Кли­мента VIII – арцибискуп Львовский Дмитрий Соликовский и бискуп Холмский Станислав Гамалицкий, 4 иезуита, среди них известный уже нам Пётр Скарга, а также представители властей – гетман Великого княжества Литовского Николай Радзивилл, канцлер Лев Сапега и князь Дмитрий Халецкий. Униатское духовенство отслужило Божествен­ную Литургию (с поминовением Папы Римс­кого) и молебен, после чего было объявлено, что собор начал свою работу. Как видим, всё происходило согласно предписанию короля: собор составили католики Римского Костёла и Греческой Церкви, которые были в единстве с ним. Председательствовал на этом соборе арцибискуп Соликовский. Православные, собравшиеся в доме про­тестанта Райского, «ожидали, что митрополит Рагоза пригласит их на собор. Они ждали с утра до заката и, не дождавшись, пришли к выводу, что имеют право проводить свой собор, незави­симый от королевского, униатского» (10). По­скольку экзарх Никифор имел письменные полномочия от Константинопольского Патриар­ха председательствовать на местных соборах, то он и возглавил православный собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010