Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием , еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре. В 1544 г. митр. св. Макарий назначил В. игуменом Никольского Песношского мон-ря . В 1553 г. на пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Богородицы монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн IV Васильевич , обративший внимание на В.- опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В 1555 г. В., возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиеп. Гурием (Руготиным) и архим. Германом (Садыревым-Полевым) был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 июля того же года (по др. данным, 27 июля) вместе с иноками Песношского мон-ря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова мон-ря Симеоном В. прибыл в Казань, ок. 1557 г. иноки основали казанский в честь Преображения Господня монастырь , вскоре В. освятил первый монастырский храм - каменную теплую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) с трапезной, немного позднее - собор в честь Преображения Господня. В 1565 г. братия мон-ря, в к-ром с самого начала была учреждена архимандрития , насчитывала ок. 100 чел., обитель имела обширные вотчины, 3 села и 7 деревень, получала ругу (чтобы «старцы не нужны были руками работати и землю орати... а да орют сердца, сеют словеса Божия»). В. занимался миссионерством среди татар, чему способствовало знание им татар. языка. Святой тайно от всех носил вериги, благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали христианство. До 1918 г. в Преображенском мон-ре хранился написанный В. устав мон-ря (не сохр.). 4 дек. 1563 г. В. совершил чин отпевания свт. Гурия, архиеп. Казанского.

http://pravenc.ru/text/154327.html

Согласно П. М. Строеву , с 1677 по 1680 г. Г. был игуменом Данилова московского мон-ря , затем в сане архимандрита возглавил Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Строев. Списки иерархов. Стб. 151, 198). В грамоте, датированной июнем 1680 г., он упомянут как Симоновский архимандрит (ДАИ. Т. 9. 68. С. 146). При нем и по его поручению в мон-ре были возведены трапезная с церковью, «сушило», больничные кельи, приглашены мастера для художественных, отделочных работ. В 1682 г. Г. подавал прошение о том, чтобы из обители была выведена отставная надворная пехота, отправленная туда на прокорм и содержание, и чтобы мон-рь перешел в ведение Посольского приказа. Последняя просьба была удовлетворена (Там же. Т. 10. 31. С. 84-85; ЦГИАМ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 1738. Л. 33-36). На Г. посылались доносы, его подозревали в грубом обращении с монахами, пособничестве бегству Сильвестра (Медведева) в Литву, злословии на царицу Наталию Кирилловну Нарышкину и патриархов Иоакима (Савёлова) и Адриана . В янв. 1691 г. Г. подвергся допросу (ГИМ ОР. Син. 1399а-3, 1399-3), к марту того же года был отправлен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь (РИБ. Т. 5. 380). В 1699 г. управлял мон-рем, конфликтовал с насельниками, к-рые посылали на него жалобы на присвоение не принадлежавшего ему имущества и грубое обращение с подчиненными (Там же. 397, 398, 400). К марту 1701 г. Г. был перемещен в Юрьев новгородский мон-рь . В это время он предлагал повысить доходы казны с помощью введения гос. монополии на бани, о чем пытался известить имп. Петра I . Очевидно, в нач. XVIII в. положение Г. укрепилось, установились хорошие отношения с Новгородским митр. Иовом. В дек. 1704 г. Г. был определен настоятелем Юрьева мон-ря, занялся хозяйственной и адм. деятельностью. Но летом 1708 г. был обвинен в нерадении, продаже монастырских угодий и вотчин, отрешен от должности и уволен (ИРИ. Кн. 6. С. 809). Точных сведений о его дальнейшей деятельности не найдено. В лит-ре без достаточных оснований кончина Г. датируется 1709 г.

http://pravenc.ru/text/161297.html

Соловки – славянская «Голгофа». Памяти всех пострадавших от гонений посвящается 7 февраля по новому стилю будет поминаться Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Иерей Андрей Чиженко Источник: Портал «Православная жизнь»      Соловки. В XVIII преподобным Иовом Анзерским на одном из Соловецких островов – Анзер – был основан Голгофо-Распятский скит. По преданию, святому явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Слова Девы Марии оказались пророческими. Соловки стали воистину славянской «Голгофой» XX века. В данной статье мы не ставили задачу описать историю Соловецкого монастыря или подробности житий мучеников и исповедников, томившихся в многотысячной северной тюрьме. Наша цель – передать атмосферу Соловецкой тюрьмы особого назначения, обозначавшейся в советских бюрократических документах аббревиатурой «СТОН». Воистину «СТОН» Святой Руси… Соловки – это архипелаг, состоящий из шести островов, общей площадью до 350 километров. Они находятся на севере России – в Белом море. Климатические условия там сложные. Лето короткое, тучи комариного гнуса грызут человека до крови. Зимы длинные – морозы за тридцать градусов. Монахам Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря было очень непросто молиться и трудиться в условиях русского Севера на благо родной обители и во спасение собственной души. В мае 1920 года монастырь закрыли. В течение нескольких лет богатства, накопленные веками, грабили. Выковыривали драгоценные камни из окладов икон, митр. Позже над Спасо-Преображенским собором – главным храмом обители – повесили красный флаг. В церквях и других помещениях монастыря устроили арестантские палаты. Изо всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь архиереев, священников, монахов, дворян, бывших заводчиков, купцов, крестьян, политических оппонентов и всех тех, кто стал неугоден режиму.

http://pravoslavie.ru/90410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Кириллов (Кириллович); † после 1638), игум. львовского во имя преподобного Онуфрия Великого монастыря, издатель. И. был родом из поволжского г. Плёса, в 1618-1619 гг. работал печатником на Московском Печатном дворе. Его имя названо в послесловии к Минее общей, вышедшей в Москве в янв. 1618 г. «мастерством и труды... Иосифа Кирилова сына повольского города Плеса...». В нач. 20-х гг. XVII в. И. прибыл в Киев и стал одним из деятелей киево-печерского просветительского кружка. В 1623-1626 гг. он трудился в киево-печерской типографии, подготовил к изданию Псалтирь (вышла в июне 1624), внес текстовые поправки, дополнил издание нек-рыми величаниями, тропарями, молитвами и пасхалией. И. написал предисловие, в к-ром рассказал о происхождении и содержании Псалтири, а также об обстоятельствах издания. 11 янв. 1627 г. Киевский митр. Иов (Борецкий) назначил И. настоятелем львовского Онуфриевского мон-ря с возведением в сан игумена. Мон-рь находился под управлением Львовского братства. В архиве братства хранился привилей, данный митр. Иовом И. на игуменство и на руководство братской типографией. Однако львовские издания с именем И. неизвестны ( Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского ставропигийского братства. М., 2009. С. 199). В нояб. 1634 г. между И. и членами братства произошел конфликт из-за попустительства игумена «беззакониям» монастырского повара, с к-рым настоятель состоял в родстве. При помощи И. «злонравный» повар бежал, а игумену пришлось удалиться из мон-ря и искать помощи у Киевского митр. св. Петра (Могилы) , поскольку братство в февр. 1635 г. поставило др. настоятеля мон-ря. Благодаря вмешательству митрополита, отправившего 18 сент. 1635 г. братчикам послание, И. вернулся на свою должность. Последнее упоминание о нем как о настоятеле Онуфриевского мон-ря относится к маю 1638 г., когда игумен просил Львовское братство увеличить средства на содержание обители. Является ошибочным встречающееся в лит-ре отождествление И. с его современником - Иосифом , протосинкеллом патриарха Кирилла I Лукариса .

http://pravenc.ru/text/578509.html

(† 15 апр. 1601, Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Хиротонисан Московским Патриархом св. Иовом 20 февр. 1592 г., прежде был архимандритом московского Чудова мон-ря. Направляя В. в Новгород, царь Феодор Иоаннович особо поручал иерарху укреплять дисциплину среди духовенства («новых воров чернцов смирять и от воровства унять, и старых, сыскав, чернцов и попов от такова воровства унимать, и смирять, и воровство их вывесть»). Приехав в епархию 23 (по др. данным, 21) марта того же года, В. обнаружил казну архиерейского дома пустой, он жаловался царю также на то, что приказные люди «живут своим обычаем», не слушая владыки, «детей боярских много, не по обиходу» и они забрали себе в поместья лучшие земли. Царь дал В. полномочия не только «пересмотреть и перебрать» детей боярских (см. Бояре ), но и, взяв себе лучшие земли, устроить на них «села и пашни для себя». Эти планы были осуществлены в 1592 г., когда старец Левкий по приказу В. описал владения Софийского дома и отобрал у митрополичьих детей боярских часть их земель. После организации митрополичьего хозяйства в Полянской вол. Климецкого погоста Борис Годунов освободил от налогов 20 обеж митрополичьей пашни. В 1598 г., вскоре после своего венчания, царь Борис Годунов дал грамоту В. с подтверждением прежних пожалований новгородскому архиерейскому дому (ДАИ. Т. 1. С. 250-253. 148). В 1594 г. в Москве во время пожара сгорел Софийский двор; в 1599 г. В. построил новые хоромы, к-рые затем отошли в ведение Посольского приказа. Новгородский митрополит просил царя Бориса Годунова вернуть здания архиерейскому дому, и царь удовлетворил просьбу. При В. произошли нек-рые перемены в управлении новгородским архиерейским домом: митрополит не назначал дворецкого, поручив его обязанности особому «приказному» чиновнику, стало более точным делопроизводство. Как отмечает Б. Д. Греков, в целом В. продолжал традиции Стоглавого Собора по централизации церковной власти. С деятельностью по укреплению дисциплины среди духовенства связано послание В. 1592 г. в Антониев Дымский монастырь валаамским старцам (Антониев мон-рь был приписан к Валаамскому в 1581). Митрополит призывал иноков не нарушать «закона», установленного исстари в Валаамском мон-ре, жить в согласии и послушании.

http://pravenc.ru/text/154169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЗАМСКИЕ МОНАСТЫРИ [груз. ] Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ),- комплекс из 10 муж. мон-рей, называемых также Дзамская долина. Расположены в Дзамском ущелье, в долине р. Дзама (массив Лихского хребта, Карельский р-н Грузии). С древности Дзамское ущелье благодаря выгодному географическому положению (проход из Вост. в Зап. Грузию) считалось одним из важнейших узловых пунктов Картли. Неподалеку от древнего г. Мдзорети (совр. дер. Ортубани) была выстроена крепость Дзама - форпост региона. Сб. груз. летописей Картлис Цховреба упоминает эту крепость в связи с походом брата абх. (западногруз.) царя Деметре III - Феодосия III (абх. царь в 70-80-х гг. X в.), воспитанного при визант. дворе и стремившегося «самолично овладеть вотчиной своей». Летопись повествует, что Феодосий, разбитый в Самцхе войсками Деметре, ушел в Картли и при помощи дзамского мтавара Адарнасе 3 месяца удерживал крепость (КЦ. Т. 1. С. 271-272; Бердзенишвили. 1975. Т. 8. С. 171-172). Первой основанной в ущелье обителью стал муж. монастырь Козифа (VII-IX вв.) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в 35 км от г. Карели). Монастырский комплекс составляют 5 церквей, наиболее ранняя - Введения во храм Пресв. Богородицы - датируется VI-VII вв. Церковь сложена из обтесанных плит базальта со следами росписи, орнаментированный иконостас из канклийского камня. Церковь во имя прп. Шио Мгвимского сохранилась практически в первозданном виде, ц. Всех святых сильно разрушена, церкви во имя вмч. Георгия и в честь Воскрешения Лазаря в наст. время превратились в руины. Уцелела рака, сложенная в древности под полом Лазаревской ц. По описаниям Д. Мегвинетхуцеси, Я. Цицишвили (XIX в.) и С. Макалатия (XX в.), монастырский комплекс занимал обширную территорию, где были размещены кельи и хозяйственные постройки; в мон-ре был водопровод. В XVII в. мон-рь пришел в упадок. Возобновлен 17 июня 1997 г. митр. Руисско-Урбнисским Иовом (Акиашвили). Настоятель - игум. Ефрем (Гамкрелидзе). В обители подвизаются иеромонах, 11 монахов и послушники.

http://pravenc.ru/text/171891.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) VI. Епархия Астраханская Астраханская епархия учреждена в 1606 г. Вторая из второклассных. I. Архиепископы Астраханские и Терские 1. Феодосий хирот. 1602 из игум. Астраханского Троицкого монастыря; в 1606 был в Москве и возвращаясь † 18 дек., в городе Царицыне. На особом листике об архим. Феодосии сказано, что он «женился 20-ти лет. Поставлен в иереи Никандром, архиеп. Ростовским. Был 6 лет. По пострижении в монашество сделан игум. Тольгского монастыря тем же Никандром. Поставил церковь каменную. Жил в том митре 25 лет. Переведён в Астраханский Троицкий мнтрь игуменом по воле царя Феодора Ивановича и патриарха Иова. Построил соборную в Астрахани церковь . В 7110 (1602) хирот. патриархом Иовом в архиереи Астраханские. При Ростриге чуть не убит. Обличал его. Переносил мощи из Углича Димитрия царевича 7114 (1606) 3 июня. Отпущен в Астрахань и на пути, в Царицыне, † 18 дек. 7115 (1606). Тело стояло в церкви не погребено многое время. В 7116 Ф. И. Шереметев, ехав из Астрахани, привёз тело в Казань, где митр. Ефрем похоронил в Спасо-Преображенском мнтре. В 7125 (1617) мощи перенесены в Астрахань». 2. Ануфрий хирот. 15 февр. 1615, из игум. Тихвина монастыря; † 23 июля 1628. 3. Макарий хирот. 13 янв. 1629, из архим. Спасо-Преображенского Казанского монастыря; † 28 янв. 1638. 4. Рафаил хирот. 17 мая 1638 из архим. Хутыньских; † 20 дек. 1640. 5. Пахомий хирот. 17 июня 1641 из архим. Хутыньских; † 31 мая 1655. II. Митрополиты Астраханские и Терские 6. Иосиф дек. 1655?] 3 мая 1656 хирот. из архим. Астраханского Троицкого монастыря; 17 мар. (sic) 1667 произведён в митрополиты 73 . Убит мятежниками 11 мая 1671. 7. Парфений 25 февр. 1672 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 5 окт. 1680. 8. Никифор хирот. 27 июня 1681 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; † 22 окт. 1682. 9. Савватий хирот. 4 мар. 1683, из крестовых патриарших иеромонахов; † 1 июля 1696. 10. Самсон хирот. 2 февр. (sic) 1697 из архим. Курского Знаменского монастыря; † в мае 1714. III. Епископы Астраханские и Ставропольские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. (Зарицкий Владимир Николаевич; род. 12.09.1953, с. Стодульцы Винницкой обл.), митр. Оренбургский и Саракташский, глава Оренбургской митрополии .. Из семьи рабочего. В 1970 г. окончил школу в с. Лука-Барская Винницкой обл. С 5 мая 1973 г. жил послушником в ТСЛ. 12 сент. того же года стал иподиаконом еп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) , 21 февр. 1974 г.- чтецом в Успенском соборе г. Кинешма Ивановской обл. 30 марта 1975 г. архиеп. Ивановским и Кинешемским Иовом (Кресовичем) В. Н. Зарицкий был рукоположен во диакона, 6 апр.- во священника к Преображенскому кафедральному собору г. Иваново. В авг. 1975 г. определен настоятелем Знаменской ц. в с. Красном Палехского р-на Ивановской обл. 27 мая 1977 г. принял монашество с именем в честь прп. Вениамина Киево-Печерского. 16 дек. того же года зачислен в клир Орловско-Брянской епархии, назначен настоятелем Христорождественской ц. в г. Болхове Орловской обл. В июле 1978 г. переведен настоятелем в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, в окт. того же года также назначен настоятелем храма в пос. Кромы Орловской обл. В марте 1982 г. возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В 1985 г. окончил Московскую ДС, в 2002 г.- МДА. 19 мая 1987 г. назначен секретарем Орловского епархиального управления, в июне того же года возведен в сан архимандрита. С янв. 1989 г. нес послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупово Рязанской епархии. В дек. 1990 г. направлен в возрождаемую Николо-Угрешскую обитель, в мае 1991 г. назначен старшим священником, в июне 1992 г.- наместником обители. 6 окт. 1999 г. возглавил в качестве ректора Николо-Угрешскую ДС. Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. 7 мая 2003 г. В. определено быть епископом Люберецким, викарием Московской епархии, с оставлением в должности наместника Николо-Угрешского мон-ря. Архиерейская хиротония состоялась 14 авг. 2003 г. в храме Христа Спасителя в Москве, ее возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

http://pravenc.ru/text/150293.html

Града Астрахани Святыя 454. Святый Феодосий архиепископ Астраханский новый чудотворец преставися в лето 7115 месяца декабря в 18 день Первый архиепископ Астраханский и Терский. У П.М. Строева («Списки Иерархов», стр. 309) помещены следующие сведения о нем: «женился 20 лет. Поставлен в иереи Никандром архиепископом Ростовским. Иереем был 6 лет. По пострижении в монашество сделан игум. Тольгского монастыря тем же Никандром. Поставил церковь каменную. Жил в том монастыре 25 лет. Переведен в Астраханский Троицкий монастырь игуменом по воле царя Феодора Ивановича и патриарха Иова. Построил соборную в Астрахани церковь . В 7110 (1602) хирот. патриархом Иовом в архиереи Астраханские. При Ростриге чуть не убит. Обличал его. Переносил мощи из Углича Димитрия царевича 7114 (1606) 3 июня. Отпущен в Астрахань и на пути в Царицыне, ум. 18 декабря 7115 (1606). Тело стояло в церкви не погребено многое время. В 7116 Ф.И. Шереметев, ехав из Астрахани, привез тело в Казань, где митр. Ефрем похоронил в Спасо-Преображенском монастыре. В 7125 (1617) мощи перенесены в Астрахань». Житие святителя Феодосия представляет несколько любопытных подробностей из истории «смутного» времени. В 1617 году, в Москву приезжал из Астрахани протоиерей с «явленным списком» чудес Феодосия и с просьбой перевезти мощи его из Казани в Астрахань. Житие оканчивается рассказом об этом перенесении (Ключевский, стр. 333). Не канонизирован. 455. Преподобный Отец Кирилл архимандрит Троицкаго монастыря, иже в посаде, преставися в лето 7100 Может быть первый игумен Астраханского Николаевского монастыря, в 1700 году приписанного к Сергиевой Лавре, после упраздненного; настоятельствовал с 1568 до 1575 года (Строев, «Списки Иерарх.», стр. 316). Сведений о жизни его не найдено. Не канонизирован. 456. Преосвященный Иосиф митрополит Астраханский и Терский, иже пострада от русских изменников и казаков Донских Стенки Разина от ясаулов Васки Уса и прочих, сринут с раскату в лето 7170 Хиротонисан в 1663 году из игуменов Троицкого Астраханского монастыря. В 1667 году 1 мая много мучен и сброшен с раската изменниками из шайки Стеньки Разина. Погребен в кафедральном соборе. Не канонизирован (Сергий, III, пр. 3, стр. 64). Страдания его подробно описаны в «Акт. Историч.» IV, 487–490. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Отношения Б. Г. с высшей церковной иерархией первоначально не сложились. Согласно рассказу Хронографа, митр. Дионисий вместе с кн. И. П. Шуйским, др. вельможами, противниками Б. Г., и московскими купцами в 1586 г. принял участие в соборном челобитье царю Феодору Иоанновичу о его разводе с бесплодной женой. В кон. 1586 г. митрополит был смещен с кафедры и сослан в Хутынский мон-рь в Новгороде, вместе с ним утратил кафедру Крутицкий еп. Варлаам, сосланный также в Новгород в Антониев мон-рь. С преемником Дионисия митр. св. Иовом , близким к правителю еще до возведения на митрополичью кафедру, и др. иерархами у Б. Г. серьезных конфликтов не было. Высших церковных иерархов и Б. Г. дополнительно объединяла «проиосифлянская» ориентация. В 1585 г. Ростовский архиеп. Евфимий позволил себе резкие отзывы об «иосифлянах», после чего был смещен с кафедры и заменен свт. Иовом, установившим в 1591 г. общерус. почитание прп. Иосифа Волоцкого . К «иосифлянам» принадлежал и один из виднейших иерархов того времени свт. Ермоген Казанский (впосл. Патриарх Московский). Б. Г. сыграл большую роль в учреждении Патриаршества в России. Именно он вел переговоры сначала с Антиохийским Патриархом Иоакимом V Довом в 1586 г., затем с посетившим Москву К-польским Патриархом Иеремией II , добившись согласия последнего на учреждение Московского Патриаршества в 1589 г. Не случайно при утверждении этого решения на Соборе в К-поле в 1590 г. участники особой грамотой благодарили Б. Г. за милости и выражали свою радость, что могли удовлетворить его желания. Отношения Б. Г. с высшей церковной иерархией и впосл. оставались достаточно тесными. Патриарх Иов оказал активное содействие избранию Б. Г. на царский трон, Церковь всем своим авторитетом поддержала Б. Г. в его борьбе с Лжедмитрием, предав самозванца анафеме. Царь Борис Феодорович Годунов. Портрет кон. XVII– XVIII в. («Пушкинский заповедник») Царь Борис Феодорович Годунов. Портрет кон. XVII– XVIII в. («Пушкинский заповедник») В 1584 г. при участии Б. Г.

http://pravenc.ru/text/153195.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010