Это был перевод, осуществленный иеродиак. Стефаном, учеником прп. Паисия (Величковского) , с одного из изданий Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского. В равной мере румын. и рус. Ж. л. принадлежат Жития прп. Паисия (Величковского), написанные в 1-й пол. XIX в. Ок. 1814 г., через 20 лет после кончины подвижника, его Житие, освещающее в основном последние 30 лет земного бытия «родимца полтавского», было составлено одним из младших его учеников схим. Митрофаном (изд. впервые в 2004?). Поскольку его труд остался не вполне отредактированным, работа была поручена даскалу схим. Исааку, редакция которого (на румын. яз.), также не вполне завершенная, считается в наст. время утраченной. Иноки Нямецкого мон-ря обратились с просьбой о написании Жития к иеродиак. Григорию (митрополит Унгро-Влахийский; 1823-1824), созданная к-рым «Краткая повесть о жизни блаженного отца нашего Паисия» была издана в обители в 1817 г. Однако она не удовлетворила слав. часть монастырского братства, по инициативе к-рой мон. Платон, состоявший ранее писцом при прп. Паисии, написал в духе традиц. агиографических норм «Житие старца Паисия, собранное от многих писателей», напечатанное в Нямецком мон-ре в 1836 г. (Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв./Рус. на Афоне Св.-Пантелеимонов мон-рь. М., 2004. С. 17-19, 120-121). В 1843 г. по инициативе Валашского митр. Григория в мон-ре Кэлдэрушани был подготовлен 1-й т. «Житий святых» (не изд.). В 1906 г. в Кишинёвской епархиальной типографии вышел 1-й т. из многотомных «Житий святых», озаглавленный «Виециле сфинцилор пе лимба молдовеняскэ. Ынтокмите пе темейул кэрцилор «Виециле сфинцилор» але сф. Димитрие ал Ростовулуй…» (Жития святых на молдавском языке. Составлены на основе книг «Жития святых» св. Димитрия Ростовского...). Текст был набран кириллицей, распространенной тогда в Бессарабии. В 1916 г. вышел 8-й т. этого издания. Объем каждого из томов составлял 500-600 с. В соответствии с решением Свящ.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул; румын. Neofit Cretanul] (ок. 1690, о-в Крит - 16.06.1753, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Данные о времени приезда Н. К. в К-поль и о том, где он получил образование, отсутствуют. Известно лишь, что он обладал большими познаниями в древнегреч. и лат. языках и что ко времени приезда в К-поль был иеромонахом. В К-поле сблизился с семьей Маврокордат и в период 2-го господарства Константина Маврокордата в Валахии (13 окт. 1731 - 5 апр. 1733) прибыл в Бухарест в качестве духовника господаря и преподавателя древнегреч. языка у его брата, Александру, и сестры Султаны. В том же качестве Н. К. находился и при молдав. дворе, когда в 1733-1735 гг. Константин занимал господарский трон Молдавского княжества. В нояб. 1735 г., с возвращением Константина на валашский престол (16 нояб. 1735 - сент. 1741), в Бухарест приехал и Н. К. 27 янв. 1737 г. митр. Унгро-Влахийский Стефан II (1731-1738), епископы Неофит Нисский и Макарий Иерапольский хиротонисали Н. К. на титульную Мирликийскую кафедру К-польского Патриархата и возвели его в сан митрополита (Condica Sfânt. 1886. Р. 126-127). Акт об избрании Н. К. был подписан на румын. языке. Н. К. продолжал занимать должность наставника сына господаря Николая Маврокордата Александру. После смерти митр. Стефана II по настоянию господаря Константина Маврокордата Н. К. без избрания Собором архиереев Унгро-Влахийской митрополии 7 нояб. 1738 г. был перемещен на престол митрополита Унгро-Влахийского (Condica Sfânt. 1886. Р. 128; Arhiva Mitropoliei rii Româneti. 1961. Vol. 1. P. X). Указ К-польского патриарха Неофита VI о переводе Н. К. в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии и назначении его на престол предстоятеля Валашской Церкви был подписан 10 дек. 1738 г. (Bucur. Arhivele Naionale Istorice Centrale. Ms. 139. Fol. 6v - 7). Впервые прецедент перемещения с почетной митрополичьей должности на пост митрополита Унгро-Влахийского без соблюдения обычаев Валашской Церкви, в соответствии с которыми предстоятель должен быть уроженцем этой земли и избран на церковном Соборе или гос. собрании под председательством валашского господаря (во избежание купли церковных должностей), был создан отцом Константина, господарем Николае Маврокордатом в период его 1-го пребывания на валашском престоле (21 янв. 1716 - 25 нояб. 1716), когда он возвел во митрополита Унгро-Влахийского титульного митр. Нисского Митрофана II (1716-1719). После Н. К. аналогичным способом возглавил Унгро-Влахийскую митрополию Григорий II из Колця (1760-1787).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

В документах нет указаний о канонической территории и кафедральном центре Северинской митрополии. Преемник митр. Анфима, митр. Афанасий, назван «митрополитом со стороны Северина» (греч. κατ τν Σεβρινον - FHDR. 1982. Vol. 4. P. 260-263, 268-269), на основании чего ученые делают вывод о принадлежности митрополии территорий к западу от Олта (впосл. Олтения). Кафедра, очевидно, находилась в Северине и впосл. была перемещена, т. к. Северин располагался на окраине епархии, в местности, граничившей с Сербией, Болгарией и Венгрией, и вдалеке от господарской резиденции. Кроме того, между 1375/76 и 1383/84 гг. Северин был занят венграми и стал центром Северинской бановины. Наиболее вероятным местом установления новой кафедры считается г. Рымник, что объясняет более позднее название епархии: «Рымника - Нового Северина». Митр. Северинский Анфим в 1379-1380 гг. участвовал в заседаниях Синода К-польской Церкви; возможно, к 1379-1380 гг. фактически управлял и делами Унгро-Влахийской митрополии, т. к. поставленный в 1372 г. митр. Унгро-Влахийский Харитон, сохранив за собой пост игумена мон-ря Кутлумуш и протоса всего Афона, бóльшую часть времени находился на Св. Горе. После кончины или ухода от дел митр. Харитона (очевидно, в июне 1380) Анфим стал митрополитом Унгро-Влахийским (Ibid. P. 210-217). Северинскую кафедру занял митр. Афанасий, также греч. происхождения (впервые упом. в документе от июля 1389 - Ibid. P. 228-229). В этот период он единственный представлял в Синоде Валашскую Церковь (очевидно, по причине болезни или старости митр. Анфима) (DRH. B. 1966. Vol. 1. P. 43, 45. Doc. 17). В синодальных актах он упоминается до 1402/03 г. как митрополит Унгро-Влахийский, «Унгро-Влахии со стороны Северина» или «части Унгро-Влахии со стороны Северина» (FHDR. 1982. Vol. 4. P. 260-263, 268-269). Митр. Афанасий примкнул к соперникам патриарха Матфея I , возглавляемым Макарием Анкирским, и отказал в послушании патриарху и имп. Мануилу II Палеологу. После 1403 г. его имя в документах не упоминается: очевидно, он либо скончался, либо был отстранен от должности ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 243-244).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУНТЕНИИ И ДОБРУДЖИ МИТРОПОЛИЯ [Румын. Mitropolia Munteniei i Dobrogei] (с 1 июля 1990; в 1864-1990 - Унгро-Влахийская митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) с кафедрой в Бухаресте. Возглавляет М. и Д. м. предстоятель РумПЦ с титулом «Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенийский и Добруджский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх всей Румынии». География М. и Д. м.- преемница Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Возникла после самопровозглашения 3 дек. 1864 г. автокефалии РумПЦ, когда церковные образования Румынии, в т. ч. и Унгро-Влахийская митрополия, перешли из юрисдикции К-польского Патриархата в юрисдикцию новой национальной Церкви. К этому времени Унгро-Влахийская митрополия включала Бухарестскую архиепископию и 3 епископии: Рымникскую, Бузэускую, Арджешскую. Согласно новому Уставу РумПЦ (от 13 февр. 1949), в состав Томисской и Нижнедунайской архиепископии Унгро-Влахийской митрополии вошли территории Нижнедунайской епископии Молдавской митрополии РумПЦ, представленные румын. исторической обл. Добруджа (на востоке Румынии, между Дунаем и Чёрным м.). До 1878 г. Добруджа входила во владения Османской империи, правосл. население окормляла митрополия Дристры (Доростола, ныне Силистра, Болгария) К-польского Патриархата, с 1870 г. епархия входила в состав Болгарского Экзархата (подробнее см. в ст.: Доростольская епархия Болгарской Православной Церкви). По итогам русско-тур. войны 1877-1878 гг. в соответствии с решениями Сан-Стефанского мирного договора и установлениями Берлинского конгресса 1878 г. Добруджа отошла Российской империи, к-рая в свою очередь передала эту территорию Румынии в обмен на Юж. Бессарабию, утраченную Россией по итогам Крымской войны (в 1856-1859 Юж. Бессарабия находилась в составе Молдавского княжества , с 1859 - в составе объединенных княжеств и затем Румынии); территории Добруджи, составившие жудецы Тулча и Констанца, в церковном отношении были включены в Нижнедунайскую епископию Молдавской митрополии РумПЦ. В 20-х гг. XX в. Добруджа в церковном отношении была оформлена в самостоятельную епископию с кафедрой в Констанце.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Среди архиереев, возглавлявших входившие в этот период в состав Унгро-Влахийской митрополии епархии, наиболее известны свт. Каллиник Черникский , еп. Рымникский (1850-1868), старец из мон-ря Черника , продолжатель традиций прп. Паисия (Величковского) , инициатор создания храмов, благотворительных учреждений и типографии; видный богослов Дионисий (Романо) , еп. Бузэуский (1863-1873 с перерывом), автор церковных учебных пособий, один из основателей б-ки Румынской академии; выдающийся молдав. церковный деятель Неофит (Скрибан) , еп. Арджешский (1862-1865, 1868-1873). В Добрудже, вошедшей в состав Румынии в 1878 г., большинство населения составляли мусульмане (турки, татары); христиане были представлены румынами (ок. 20% населения, менее 50 тыс. чел.), болгарами, тюркоязычными гагаузами, компактно проживавшими потомками переселенцев из Российской империи (старообрядцами, в т. ч. казаками-некрасовцами). Потомки переселившихся за Дунай запорожских казаков, составлявшие в этом крае отдельную диаспору, к тому времени в основном были репатриированы в Российскую империю либо ассимилировались. Нижнедунайская епархия, окормлявшая эти территории, имела на момент вхождения в РумПЦ 117 православных храмов и 3 мон-ря (2 русских и румынский). В кон. XIX - нач. XX в. здесь развернулось активное церковное строительство. В 1925 г., с провозглашением Патриаршества РумПЦ, Унгро-Влахийскую митрополию возглавили патриархи, первым патриархом - митрополитом Унгро-Влахийским стал Мирон (Кристя; до 1939). В 1990 г. Унгро-Влахийская митрополия получила совр. название. Архиепископии Бухарестская архиепископия с кафедрой в Бухаресте была образована в древности. В 1668 г. кафедра Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата была перенесена в Бухарест, после чего предстоятели Валашской Церкви стали носить титул «архиепископ и митрополит града Бухарестского и всей Унгро-Влахии». Согласно синодальному постановлению, в 1872 г. в РумПЦ были введены должности викарных архиереев; в Бухарестской архиепископии они носили титулы «Плоештский», «Яломицкий», «Илфовский» и «Праховский».

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Так, мон-рям было дано зафиксированное в источниках того времени право самим выбирать игумена путем голосования на монашеском соборе. Афонский дух, который культивировал Н. Т., будучи советником неск. валашских господарей, усиливал стремление РумПЦ к получению статуса независимости, автокефалии (neatarnare) от Матери-Церкви - К-польской Патриархии. По мнению мн. историков, в т. ч. Н. Шербэнеску, «автокефальные амбиции» Унгро-Влахийских митрополитов появились сразу же после основания Унгро-Влахийской митрополии в мае 1359 г., когда Синод К-польской Церкви издал соответствующий эдикт. Уже митр. Унгро-Влахийский свт. Иакинф Вичинский не соблюдал нек-рые его положения, господарь Николае Александру Басараб, а затем его сын Владислав I способствовали этому, и основание Водицы и Тисманы на основе самоуправления, по сути, было неканоническим, поскольку это было проявлением самовластия ( erb nescu. 1987. P. 51-53). Самоуправление валашских монастырей положило начало культурному соперничеству между иерархией Унгро-Влахийской митрополии, представители которой с самого начала происходили из среды к-польских клириков и имели хорошее богословское и философское образование, и монастырским монашеством, формировавшимся в рамках слав. культуры. Независимость мон-рей от греч. церковной иерархии и усиливавшееся влияние соседних слав. земель создавали условия для того, чтобы слав. начало, культивировавшееся в мон-рях Н. Т., все более обретало почву, утверждая славянский язык в качестве не только языка Церкви, но и офиц. языка гос-ва. В нач. 1375 г. в составе миссии во главе со старцем Исаией Серрским, призванной примирить К-польскую Патриархию с Сербской Церковью, на которую была наложена схизма, Н. Т. посетил К-поль (иногда указывается, что в качестве переводчика). Считается, что в К-поле Н. Т. был возведен патриархом К-польским Филофеем Коккином (1353-1354; 1364-1376) в сан архимандрита, получил право освящать церкви и был награжден набедренником. Нек-рые ученые высказали сомнения в том, что он виделся с патриархом Филофеем ( Бойчева.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

После заключения Карловацкого мирного договора (1699) Трансильванское княжество вошло в состав Габсбургской монархии. Это привело к резкому усилению гос. политики навязывания правосл. населению унии с католич. Церковью. В результате давления митр. Трансильванский Афанасий (Ангел) принял унию, постановление о чем было закреплено Собором митрополии 17 июня 1701 г. Наибольшее противление унии оказали клир и паства Страны Бырсы, и в первую очередь Н. с. ц. Они составили обращение к митр. Афанасию, в к-ром категорически отвергли свое участие в акте заключения унии: «Мы, отче, [только] мертвыми папистами, но живыми не будем никогда… готовы [прежде], чтобы пролилась наша кровь, чем закон наших предков предать» ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. Р. 311). В том же году община Н. С. ц. обратилась с декларацией к митр. Унгро-Влахийскому Феодосию с просьбой принять ее в свою юрисдикцию ( Dragomir. 1920. P. 196). Позже при содействии митрополитов Феодосия и сщмч. Антима Ивиряну , а также валашского господаря мч. Константина Брынковяну правосл. населению Страны Бырсы удалось перейти под духовное окормление Рымникских епископов Унгро-Влахийской митрополии, хотя юридически оно продолжало находиться в ведении униат. епископа, что выражалось в уплате надлежащих податей ( Dragomir. 1920. P. 195-196; P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 382-383). В 1718 г. валашская обл. Олтения, составлявшая епархиальное пространство Рымникской епископии, после Пассаровицкого (Пожаревацкого) мира также была включена в состав Габсбургской монархии. Рымникская епископия была выведена из подчинения Унгро-Влахийской митрополии и переведена в юрисдикцию Карловацкой митрополии Сербской Церкви. В связи с этим с 1724 г. генерал-комендант и обер-директор Олтении Тиге разрешил правосл. Церкви Страны Бырсы по всем церковным вопросам обращаться к епископу Рымникскому, но с условием прекратить отношения с Унгро-Влахийской митрополией; согласно его же указу от 20 янв. 1728 г., Церковь Страны Бырсы была переведена в юрисдикцию Рымникской епископии Карловацкой митрополии Сербской Церкви ( Stinghe. 1899. P. 85). Сохранились переписка еп. Рымникского Иннокентия с представителями клира Н. с. ц., а также его указы о рукоположении священников к этой церкви (Ibid. P. 100-109).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

18 апр. 1824 г. на кафедру был избран архим. Неофит, хиротонисан 20 апр. митр. Унгро-Влахийским свт. Григорием IV (Даскэлом). Ему удалось оплатить часть долгов епископии, однако в 1825 г. епархиальная типография прекратила деятельность. 8 нояб. 1837 г. была открыта Рымникская ДС, 1-м ректором стал протоиерей из Никольской ц. в Шкей-Брашове Раду Темпя VI. 29 июня 1840 г. еп. Неофит стал митрополитом Унгро-Влахийским (см. в ст. Неофит II ), но управлял также и Рымникской епископией. В 1840-1850 гг. делами епархии также занимались епископы Тимофей (Евдоксиадос) и Нифонт Севастийский. В янв. 1848 г. дела епископии были поручены еп. Нифонту (Русаилэ), однако 11 авг. 1849 г. он был назначен местоблюстителем митрополичьего престола. 15 сент. 1850 г. во епископа Рымникского был избран свт. Каллиник Черникский , настоятель мон-ря Черника. Был хиротонисан 26 окт. в кафедральном соборе Бухареста, интронизация состоялась 26 нояб. в Крайове, т. к. рымникская епархиальная резиденция была почти разрушена в результате пожара. Епископия находилась в бедственном состоянии (ДС закрыта, клир малочисленный, плохо подготовленный и находящийся в тяжелом материальном положении, мн. церкви не функционировали и находились в запустении). Свт. Каллиник предпринял архипастырскую поездку, установил точное состояние дел, назначил новых протоиереев, произвел ряд рукоположений. В 1851 г. была возобновлена работа ДС (сначала в мон-ре Буковэц, затем в Крайове, с 1855 - в Рымнике). При благочиниях были открыты школы для подготовки клира, в 1853 г. при помощи господаря Барбу I Штирбея свт. Каллиник восстановил скит Попынзэлешти, метох епископии. В 1854 г. он перевел епархиальную администрацию из Крайовы в Рымник, при поддержке господаря к 1856 г. был построен новый кафедральный собор (план составил свт. Каллиник, расписал церковь известный худож. Г. Таттареску). Были восстановлены др. здания епархиального центра, больничная церковь, открыто новое здание ДС. В 1859-1864 гг. на свои средства епископ построил скит Фрэсиней. Ок. 1860 г. на одолженные средства свт. Каллиник основал новую типографию, которая находилась в его собственности, и возродил издательские традиции епископии. В 1867 г. он завещал типографию с инвентарем и книгами на складе городу с условием, что половина дохода будет использоваться для поддержки школ города и для обучения детей из малоимущих семей, а другая - на содержание скита Фрэсиней. Рымникская епископия в составе Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (1864-1939)

http://pravenc.ru/text/2578355.html

К тому же из записей методистской и пресвитерианской церквей видно, что ни преподобный Стоктон, ни преподобный Лэйн не получали направления в Пальмиру до 1824 года. Преподобный Лэйн прибыл в июле 1824 года и уехал в январе 1825 года в связи с состоянием здоровья. Преподобный Стоктон был пастором пресвитерианской церкви в Скэнителз, штат Нью-Йорк, до 30 июня 1822 года. Он посещал Пальмиру, когда и проповедовал на похоронах Алвина, но он стал пастором в Пальмире лишь 18 февраля 1824 года. Таким образом, пробуждение в Пальмире под руководством этих двух людей могло быть только в 1824 году. Есть множество других свидетельств того, что пробуждение, на которое ссылается Люси Смит, произошло именно в 1824 году. О нем сообщало не меньше десятка газет и религиозных периодических изданий (a letter of George Lane, dated January 25, 1825, in Methodist Magazine 8, [April 1825]:159, the Wayne Sentinel 1 [September 15, 1824]:3. Лэйн писал, что работа Господня в Пальмире и ее окрестностях «началась весной и медленно ширилась до времени ежеквартального собрания, которое проходило 25 и 26 сентября» 1824 года. Статья в Wayne Sentinel сообщала: «В этом городе происходит реформация великих масштабов. Любовь Бога щедро излилась в сердца многих, и излияние Духа Святого, похоже, дало надежные результаты» ). Те же церковные записи, которые были рассмотрены выше, но относящиеся уже не к 1820, а к 1824 году, свидетельствуют о необычайном росте количества прихожан вследствие приема новых членов. Баптистская Церковь приняла 94 человека, пресвитерианская – 99, а число методистов выросло на 208 человек. Никакого пробуждения такого рода, приведшего в церкви «массы людей», о котором говорил Иосиф Смит, в 1820 году в окрестностях Пальмиры-Манчестера не было, зато оно было в 1824 году. Когда Иосиф Смит в 1838 году написал новый вариант своей истории, он произвольно перенес события на четыре года назад, в 1820 год, и включил их в свой рассказ о Первом Видении, но ни его мать, ни другие его близкие сотрудники в те первые годы об этом знать не знали (Подробности можно найти в журнале Dialogue: A Journal of Mormon Thought, Spring 1969, pp. 59–100) .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010