Имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, расстрелянного в 1922 году по приказу богоборческой власти, для жителей Санкт-Петербурга имеет особое значение. Это имя одного из самых близких по времени наставников нашего спасения. На нем, богомудром кормчем корабля Петроградской епархии Русской Православной Церкви, достойно встретившем натиск бурного революционного времени, сбылись слова св. апостола Павла: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Святителю пришлось возглавить Петроградскую Епархию в условиях, когда Церковь в одночасье была лишена всего: имущественных и юридических прав, казенных ассигнований, а главное, оказалась в условиях жесточайших преследований. Однако в тот короткий период (1918–1921) в условиях отделения от государства Церковь – среди кровавых на нее гонений – обрела внутреннюю духовную свободу первых веков христианства. Владыка не уставал повторять своей пастве: «К свободе призваны вы, братие, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовию служите друг другу» ( Гал.5:13 ). И в Петрограде, под омофором митрополита Вениамина, эта свобода принесла плод сторицей: и на приходском уровне, и в области духовного просвещения и богословского образования, и в деле объединения духовенства и мирян. Потому исторический опыт церковной жизни города на Неве в «Вениаминовскую эпоху» поистине бесценен. Не менее назидательно и письменное наследие митрополита Вениамина – выдающегося педагога, церковного администратора, проповедника и молитвенника. В годину, когда большевикам удалось соблазнить и увлечь массы своими лживыми лозунгами, Петроградский святитель «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» ( Евр.11:25 ). Многие десятилетия печать клеветы и забвения скрывала его кристально чистый образ. Слава Богу, это время ушло в невозвратное прошлое. Теперь, когда Церкви вновь предоставлена свобода, перед каждым встает задача принести «достойный плод покаяния» ( Мф.3:8 ). Откликнемся же на призыв священномученика митрополита Вениамина «действовать, работать, не покладая рук», принимая «посильное и возможное, но деятельное и живое участие в жизни приходской, служа общему делу приходскому и живя его интересами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 352 с. : ил.   Житие одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь. Житие священномученика Вениамина - один из самых благородных и незабываемых примеров живой, неподдельной веры, что от древних времен является основой величайшего из христианских подвигов - подвига мученического. В эпоху лютых испытаний архиерейскую кафедру в городе, ставшем " колыбелью революции " , возглавил человек глубокой веры и преданности евангельским идеалам. Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Исповеднический подвиг новомучеников становится особенно понятен в своей ценности и исключительности тогда, когда он рассматривается в историческом контексте, на фоне той исторической среды и обстановки, в которой по большей части проходила их жизнь. Эта обстановка воспроизводится в житиях новомучеников с максимально возможной для исследователя точностью на основании устных и архивных источников. Книга предназначена для широкого круга читателей. Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Книга повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но бóльшую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Российской Православной Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно лишь хорошо зная прошлое. В книге публикуются документы, касающиеся трагических событий получения автокефалии Православной Церкви в Польше. Книга предназначена для широкого круга читателей.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2021. - 251 с.: ил.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

В ходе войны И.В. Сталин осуществил очередной «маневр»: он изобразил себя радетелем прав верующих и отложил вопрос о построении «безрелигиозного общества» на неопределенное время. Русская Православная Церковь смогла в значительной степени восстановить свою структуру, хотя открытие приходов на неоккупированной территории было сведено до минимума. Во время войны к церковной работе среди многих других вернулся и заштатный протоиерей Николай Чуков. Приговоренный к расстрелу по делу митрополита Вениамина, но помилованный, о. Николай в 1924–1935 годах продолжал служить на приходе в Ленинграде, а затем был выслан в Саратов. В октябре 1942 года он принял постриг с именем Григорий и стал архиепископом Саратовским. Через три года архиепископ Григорий (Чуков) был утвержден митрополитом Ленинградским и Новгородским. Митрополит Григорий безбоязненно свидетельствовал свою любовь к убиенному митрополиту Вениамину. Не зря секретный осведомитель сообщал властям, что «бывшие поклонницы Митрополита Вениамина... концентрируются ныне ... вокруг Академического храма» 1168 (Ленинградская Духовная академия и ее храм были любимыми детищами митрополита Григория). Получив в одном из корпусов Александро-Невской лавры помещение для епархиального управления и архиерейской резиденции, митрополит распорядился написать и разместить на стенах большого зала портреты всех архипастырей С.-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Едва ли случайно портрет митрополита Вениамина в этой галерее оказался одним из самых притягательных и выразительных. По благословению митрополита Григория в Николо-Богоявленском кафедральном соборе при совершении «чина» торжества Православия возобновилось перечисление имен всех усопших архипастырей города на Неве, с возглашением им «Вечной памяти». Таким образом, стало возможным хотя бы раз в году, совершать публичное поминовение убиенного митрополита Вениамина. В 1946 году митрополиту Григорию довелось встретить годовщину казни Петроградского святителя далеко от «всеслышащих ушей» родины – в Париже, куда он был командирован возглавить погребение митрополита Евлогия (Георгиевского). Похороны пришлись на 12 августа. 1169 Наступал уже вечер, когда на кладбище Сент-Женевьев де Буа митрополит остался один на один с 40-летним священником Борисом Старком. В разговоре выяснилось, что о. Борис родом из Петербурга. Митрополит поинтересовался, не узнает ли тот его и, получив отрицательный ответ, назвал свою фамилию. О дальнейшей беседе о. Борис вспоминал: «Я совсем сконфузился и пробормотал: «Как же, Владыко, ведь Вас расстреляли вместе с Владыкой Вениамином». Владыка усмехнулся и сказал: «Как видите, не совсем, не до конца», – и рассказал мне подробности процесса, о которых я не знал, будучи уверен, что он был тоже расстрелян». На вопрос о. Бориса: «А Вы помните, какой сегодня день?» – митрополит ответил: «Ну как же, эти дни у меня на всю жизнь в памяти»... 1170

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) . Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой “даже до смерти” ( Откр 12:11 ). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве – колыбели христианства на Руси, взойдя на свою Голгофу. Другой архипастырь и вдохновенный молитвенник – митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) духовно окормлял верных чад своих в то время, когда внешние гонения и внутренние расколы грозили поколебать Церковь Христову. Перед лицом ожидавшей его смерти он произнес: “Я верный сын своего народа, я люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал и я счастлив тем, что простой народ платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной Церкви. Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, – жизнь или смерть, – но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все " ”. Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров как верные соратники его пошли на заклание с архипастырем своим. Великая княгиня Елисавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского 5 июля старого стиля 1918 года. Освященный Собор, рассмотрев подвиг сих и удостоверившись в их страданиях как мученичестве за Христа, единомысленно определяет: 1. Митрополита Киевского Владимира, убиенного в Киеве гонителями Церкви 25 января старого стиля 1918 года, митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним: архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, пострадавших в Петрограде 31 июля старого стиля 1922 года, Великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару, убиенных близ Алапаевска 5 июля старого стиля 1918 года, причислить к лику святых мучеников и святых мучениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На третьем курсе Василий принимает монашество с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина. В ноябре 1895 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в мае 1896 года - в сан иеромонаха. В 1897 году отец Вениамин закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1897 года по 1899 год он последовательно получает назначения преподавателя Рижской духовной семинарии, инспектора Холмской духовной семинарии и инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии. 18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и направлен в Самару на должность ректора Духовной семинарии. Его удивительные организаторские способности и редкий педагогический талант буквально подняли на новую ступень деятельность учебного заведения. Тогда же ярко стал проявляться его проповеднический талант. Богослужения с его участием стали привлекать очень многих православных людей . 12 октября 1905 года архимандрит Вениамин (Казанский) вновь вернулся в Саект-Петербург. Он был назначен ректором столичной семинарии. Здесь он вновь с полной самоотдачей служил на ниве духовного просвещения, всецело пребывая в любви к меньшей братии. В это время по Промыслу Божию преданным духовным другом и соработником этого великого ревнителя веры и благочестия стал известный петербургский купец-благотворитель Василий Николаевич Муравьев - впоследствии - насельник Александро-Невской Лавры и ее духовник, а затем всероссийский старец-утешитель, прославленный в лике святых - преподобный Серафим Вырицкий. 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Вениамина в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Ее совершили три первоиерарха Русской Православной Церкви - митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении многих известных архиереев. На новом поприще во всей красоте своей раскрылся дивный пастырский дар Владыки Вениамина. Не на словах знал неутомимый архиерей жизнь простого трудового народа. Его можно было увидеть на далеких окраинах Петербурга, в местах изобиловавших ночлежками и притонами. Епископ Вениамин нес Слово Божие нищему люду, простым рабочим, учащейся молодежи. Часто Владыка служил литургии в храмах Общества религиозно-нравственного просвещения и Александро-Невского общества трезвости. Владыка побывал во многих уголках епархии. Его архиерейские службы в сельских храмах собирали всегда множество верующих.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/11/...

3–8 мая – участие в Чрезвычайном собрании Училищного Совета при Святейшем Синоде, посвященном совершенствованию церковно-школьной деятельности. 20 мая – первый крестный ход трезвенников во главе с епископом Вениамином от Воскресенской церкви у Варшавского вокзала в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь. 29 июня – закладка больницы Петра Великого. 23–28 августа – первое архипастырское посещение епископом Вениамином Гдовского уезда. 19 сентября – освящение церковно-приходской школы Малоохтинского прихода. 1911, 30 января – открытие воскресных духовных бесед в доме Епархиального братства на Боровой ул. 6 мая – награждение орденом св. Владимира III ст. 22 мая – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином от церкви села Смоленского в Колпино. 26 октября – участие в освящении моста Императора Петра Великого (Большеохтинский мост). с 22 ноября – третий викарий С.-Петербургской епархии. 1912, 19 февраля – погребение священника Сергия Слепяна, одного из пионеров пастырско-миссионерской деятельности в рабочих районах Петербурга. 11 марта – возрождение Вонифатьевского общества трезвости при Покровской церкви на Боровой ул. 3 мая – празднование Епархиальным братством 25-летия архиерейского служения митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) . 6 мая – освящение Георгиевской церкви в селе Ложголове (ныне Сланцевского р-на). 7–8 мая – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином из Луги в Череменецкий монастырь. 12–18 июня – 168-верстный крестный ход во главе с епископом Вениамином из Петрозаводска в карельское село Порос-озеро. 5 ноября – участие в отпевании митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония. 1913, 17 марта – рукоположение епископом Вениамином во священника своего младшего брата, Григория Казанского. 28 апреля – участие в хиротонии архимандрита Алексия (Симанского; впоследствии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси), во епископа Тихвинского в Новгороде. с 30 мая – второй викарий С.-Петербургской епархии. 2 июня – участие в хиротонии архимандрита Пантелеимона (Рожновского) во епископа Двинского в Витебске. Избрание почетным членом православного Карельского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Светлую Пятницу митрополит Вениамин возглавил общегородское празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В подобной форме оно совершалось в Петрограде впервые, причем центром его архипастырь назначил Покровско-Коломенскую церковь . За образец был избран церемониал, принятый в Константинопольском Патриархате, где этот праздник «имеет своим символическим значением вечность христианской религии» 735 . Всенощное бдение, совершенное накануне, длилось четыре часа. На литию митрополит Вениамин выходил в церковный сад, который, как и храм, был весь заполнен молящимися. В половине двенадцатого ночи по улицам Коломны двинулся крестный ход. В нем участвовали митрополит и епископ Геннадий. Народ шел с зажженными свечами, в ночной тишине раздавалось громкое пение «Христос воскресе» и пасхальных ирмосов. В самый праздник, после литургии, крестный ход с митрополитом во главе выступил из Покровской церкви к Исаакиевскому собору. По пути к нему присоединялись другие приходы. Соборное духовенство встречало процессию с хоругвями и крестами, и общее шествие направилось к Медному всаднику, а оттуда на Неву для водосвятия. Здесь митрополит Вениамин отслужил молебен о спасении Петрограда, России и об умиротворении междоусобной брани. В середине дня под звон колоколов и всенародное пение пасхальных молитвословий крестные ходы начали расходиться по своим церквам 736 . Своей вершины пасхальные шествия достигли в Неделю Антипасхи, 12 мая (29 апреля). По благословению митрополита Фомино воскресенье стало и повторением, и воспоминанием дня защиты Александро-Невской лавры – 21 января. Как весенние ручьи, крестные ходы от всех петроградских церквей стекались на площадь перед Надвратной лаврской церковью, чтобы затем двинуться грандиозным общим потоком по маршруту памятного январского дня, но уже не к Казанскому, а к Исаакиевскому собору. Главным «головщиком» всей процессии митрополит Вениамин назначил настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Крестный ход открывали «благообразные и доброгласные» отроки и мужи, несшие фонари и кресты, за ними следовал митрополит с епископами Геннадием и Артемием 737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько раз за время службы о. Вениамина в Холме в город приезжал архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский) . В мае 1899 года он посетил духовную семинарию и присутствовал на экзаменах. За болезнью ректора, архимандрита Евлогия (Георгиевского), его встречал иеромонах Вениамин. Разрядный список воспитанников за 1898/1899 учебный год также был подписан о. инспектором. Много лет спустя, уже в эмиграции, митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал об о. Вениамине как своем сослуживце по Холмской семинарии: «Это был молоденький, скромный, кроткий, улыбающийся монах, а дело повел крепкой рукой и достиг добрых результатов. Между нами установились дружеские отношения, с ним мы шли рука об руку. Хороший он был человек» 134 . И в Холме иеромонах Вениамин вел религиозно-нравственные чтения. 13 сентября 1897 года он был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу которого пожертвовал значительную сумму. В «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» было опубликовано его «Поучение на 9-е сентября», произнесенное в семинарской церкви в 1899 году. В нем он не только говорит о высоких задачах семинарского образования и о практических средствах к достижению их. О. Вениамин приводит живой идеал пастыря, близкого к нуждам верующего народа и способного «успешно исполнить свое многотрудное и ответственное служение»: «Духовная школа русская воспитала Иннокентия, митрополита Московского, знаменитого миссионера. Когда он был священником, то, удовлетворяя духовные потребности пасомых, просвещая их светом Евангелия и утверждая их в христианской нравственности, он, смотря по их нуждам, был и каменщиком, и слесарем, и архитектором, и филологом, создавшим азбуку и грамматику и синтаксис для инородцев, просвещаемых светом Евангелия» 135 . Ныне этот великий труженик-миссионер причислен к лику святых... 6 октября 1899 года иеромонах Вениамин был переведен инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 13 октября, в день своего ангела, он служил в семинарской церкви Холма молебен, за которым присутствовала вся семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, многия и словесы и делы наставивый: «Вся возможно совершить со Христом и во имя Христово». Радуйся, талант свой в земле не сокрывый; Радуйся, во славу Божию и на спасение душ человеческих его употребивый. Радуйся, смирением своим духа гордыни низложивый; Радуйся, ратоборче доблий, полки невидимых врагов победивый. Радуйся, терпению житием своим вся научивый; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы. Кондак 5 Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, Боготочною Кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан епископа, викария Гдовского, приял еси, темже и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно с лики праведных воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 5 Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, сияющее в просвещение народа Божия на свещнице святительского, окормлявшего Петроградскую паству, и не леностно трудившегося на спасение душ человеческих, темже и слышиши таковые тебе похвалы: Радуйся, во епископа нареченный митрополитом Владимиром-священномучеником; Радуйся, хиротонисанный во святительство будущим патриархом Тихоном. Радуйся, яко притяжал еси сердца людския любве к тебе исполненныя; Радуйся, архипастырю, «батюшкой Вениамином» с любовию в народе именуемый. Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый; Радуйся, неусыпный делателю винограда небеснаго. Радуйся, пастырский долг и апостольскую проповедь восприял во епископском служении; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы. Кондак 6 Проповедник учения Христова воистину явился еси, священномучениче Вениамине, егда Петроградскую митрополию вручил ти Господь, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсияв светом Богоразумия твоего в северном крае страны нашея, святителю Вениамине, людие бо видевше тя наставника добра Божественных учений радовахуся зело и единодушне избраша тя кормчим кафедры Петроградския. Приими и от нас, угодниче Божий, похвалы сия:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

День ликвидации духовной семинарии стал днем рождения Богословско-Пастырского училища. Его заведующим на чрезвычайном организационном собрании был избран Иван Павлович Щербов, сразу же утвержденный в должности митрополитом Вениамином. Владыка хорошо знал И.П. Щербова еще со студенческих лет: тот учился курсом младше и входил в число самых активных студентов-проповедников. Позднее, в годы своего инспекторства и ректорства в столичной семинарии, будущий Петроградский святитель был непосредственным начальником Ивана Павловича. Известить верующий народ о появлении более чем скромного очага духовного образования удалось лишь в устной форме. Благочинные епархии получили такое предписание, датированное 11 октября 1918 года: «Петроградский Епархиальный Совет уведомляет Вас для объявления настоятелям на предмет широкого оповещения прихожан, что в ближайшие дни, с благословения Митрополита Петроградского и разрешения Комиссариата Народного Просвещения, открываются занятия на I и II курсах Богословско-Пастырского Училища. В училище принимаются лица обоего пола от 18 лет, со средним образованием, вольнослушатели с особого разрешения Совета Училища, могут поступать и без требуемого ценза...» 978 15 (2) октября митрополит Вениамин совершил молебен пред началом учения в лаврском Троицком соборе у мощей св. Александра Невского. На другой день в помещении бывшей образцовой школы при семинарии начались эпизодические, а с 23 (10) октября – систематические занятия. Они проходили по вечерам, ежедневно, кроме субботы, с 6 до 9 часов. 21 (8) октября митрополит утвердил в должности преподавателей училища почти всех членов корпорации духовой семинарии (кроме преподавателей новых языков и гигиены). Богословско-Пастырское училище имело двухлетний курс. На его 1-й курс приняли бывших воспитанников III и IV классов семинарии, на 2-й – прошедших общеобразовательную школу. Всего было зачислено 50 человек, в том числе 3 девушки 979 . Вскоре власти реквизировали и здание образцовой школы. Митрополит Вениамин приютил училище в одном из корпусов Александро-Невской лавры – под северо-западной башней 980 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010