ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Основы православного воспитания (сборник статей) МИТРОПОЛИТ АМФИЛОХИЙ РАДОВИЧ И НАШЕ ВРЕМЯ Глава из киниги Александра Стаматовича «Краткая история митрополии Черногорско–Приморской» Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий Радович родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, небольшом селе Бары Радовича, в Нижней Мораче, был крещен с именем Ристо (Христос). Окончив в родном селе среднюю школу, едет в Белград, где поступает в духовную Академию «Св. Савва». Получив 1962 году диплом, продолжает обучение на Филосфском факультете Белградского университета, по специальности классическая филология. Огромное влияние на духовную жизнь владыки Амфилохия оказали великие духовники о.Иустин Попович и Афонский старец Паисий. После окончания учебы в Белграде, будущий митрополит, продолжает обучение в Берне (Швейцария) и в Риме, откуда затем отправляется в Грецию. В Греции Ристо Радович проводит семь лет, там он принимает монашество постриг, в Греческой Православной Церкви его рукополагают в священника. В течение своего пребывания в Греции он защищает докторскую, посвященную св.Григорию Паламе (на греческом языке). Год проводит на Святой Горе, откуда его направляют преподавать в Париж в Институт Св. Сергия, а с 1976 года он становится преподавателем на кафедре Православной педагогики в Белградской Духовной академии Св. Иоанна Богослова. В мае 1985 года, после избрания его еписком Банатской епархии, переезжает в Цетине, где 30 декабря 1991 года возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско–Брдского и Скендерийского. Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Член Союза Писателей Сербии и Черногории. Опубликовал труды: «Тайна Святой Троицы по учению св.Григория Паламы» — научная работа на греческом языке 1973 год (докторская диссертация), «Смысл Литургии» научная работа на греческом языке, 1974 год; «Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века» — научная работа 1981 год; «Духовное движение Филокалия в XVIII и начале XIX века» научная работа на греческом языке, 1982 год; «Духовное значение храма Святого Саввы в Белграде (на Врачаре)» 1989 год; «Преподобный Рафаил Банатский» 1988 год, «Возвращение чистоты душевной», 1992 год; «Основы Православного воспитания» 1993 год; «Святосавской просветительское предание и просвещенность Досифея Обрадовича» 1994 год, сборник стихов «Агнец–Спаситель» 1996 год; «Исторический обзор толкования Ветхого Завета» 1996 год.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Трудно предугадать, как будет выглядеть мир после «короны». Однако ясно, что люди будут счастливы, если они снова будут иметь возможность пойти на концерт, в театр или отправиться в путешествие, не опасаясь вируса. – Изменилась ли роль Церкви в общественной жизни за последний год? Как сербский народ в целом оценивает труды на духовном поприще почившего в октябре минувшего года митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича)? Что он значил для Вашего народа? – Роль Церкви с началом пандемии несколько изменилась. Запрет на собрания распространялся и на храмы, поэтому в прошлом году верующие не могли церковно отметить некоторые важные праздники, как это бывало обычно. Велась полемика на тему того, должны ли священники выполнять свои обязанности, как и прежде, или же Церкви следует приспособиться к новым обстоятельствам. Сербская Православная Церковь стремилась сохранить баланс между необходимостью не подвергать опасности здоровье верующих и – не поколебать их доверие своими действиями, что было непросто. Роль Церкви в общественной жизни Сербии очень важна. В силу традиционного отношения к ней большинства населения Церковь является одним из столпов нашего общества. Однако в предыдущие десятилетия Церковь пережила тяжёлые времена, большие искушения и сильное давление. Всё это, конечно, имело свои последствия. Но и в наиболее трудные времена даже один сильный духовник был в состоянии изменить ситуацию к лучшему. Ярким примером тому являются жизнь и труды блаженнопочившего митрополита Амфилохия (Радовича), который укрепил роль Сербской Православной Церкви в Черногории и возродил веру в людях. Своими неустанными трудами и удивительным даром слова он оставил неизгладимый след в памяти нашего народа. Его погребение показало, каким большим уважением и искренней любовью он пользовался среди людей. Уход митрополита Амфилохия в столь непростое время для сербского народа ставит нас перед новыми вызовами. К сожалению, в прошлом году мы остались и без Святейшего Патриарха Сербского Иринея (Гавриловича), и без епископа Валевского Милутина (Кнежевича), а также без настоятеля монастыря Святого Стефана в Сланцах архимандрита Андрея (Йовичича). Поэтому Сербская Православная Церковь сегодня находится в ожидании перемен. Выборы нового Сербского Патриарха должны состояться 18 февраля (новым сербским Патриархом избран митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич). - Ред.). Порядок избрания Патриарха в Сербской Церкви позволяет избрать мудрого Предстоятеля, обладающего большим авторитетом, которому удастся примирить наше разделённое общество и противостоять всевозможному давлению в предстоящее время.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/20/...

В его переводе опубликованы следующие произведения: Еп.Николай (Велимирович) «Кассиана», роман, перевод с сербского на греческий, 1973 год; Иустин (Попович) «Житие Святых Симеона и Саввы» перевод с сербского на греческий 1974 год; с греческого на сербский — старец Арсений Каппадокийский; митрополит Иоанн Зизулас — «От маски до личности» 1993 год; «Премудрость Соломонова» 1995; «Древний Патерик», проповеди св.Григория Паламы, другие многочисленные научные работы, очерки, и проповеди в журналах «Светигора», «Евангельский строитель» и других изданиях. Митрополит Амфилохий Радович взошел на престол митрополита в очень тяжелое для Черногорско–Приморской митрополии, да и для Православия в Черногории в целом, время. Пятьдесят лет коммунизма сделали свое дело, практически оставив за собой духовную пустыню. Церкви и монастыри в запустении, священников не хватает, целые поколения, отравленные коммунистической пропагандой, утратили религиозное и национальное самосознание. После принятия Святого престола Цетиньской Митрополии от своего предшественника, митрополита Даниила (Дайковича), который хранил и сохранил его в самые тяжкие времена, нужно было начинать все заново — возрождать церкви и монастыри, обучать священство, вернуть заблудившийся народ к истинным национальным ценностям и Сербской Святосавской Церкви. Задача трудная, ибо пять десятков лет антисербской и антиправославной работы в Черногории, оставили свой глубокий след. На фундаменте черногорской коммунистической антисербской доктрины, в многопартийной жизни Черногории стали появляться сепаратистские антисербские и антисвятосавские политические группировки, которые породили злокачественную опухоль в виде попытки создания Автокефальной черногорской церкви. Митрополия Черногорско–Приморская, как и во все прежние времена, являлась одной из основ духовного и национального возрождения в Черногории. Митрополиту Амилохию (Радовичу), с помощью духовенства и народа, удалось восстановить большое количество церквей и монастырей, построить новые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Преподаватель канонического права Нижегородской духовной семинарии иерей Михаил Уланов в своем выступлении рассмотрел действия Константинопольского Патриархата с точки зрения канонического и церковного права, исторической практики. «Сторонники автокефалии Украинской Православной Церкви ссылаются на исторические основания для предоставления ей статуса независимой. Такая аргументация недобросовестна с точки зрения науки, она содержит множество искажений исторических фактов, их подтасовку и подмену. Аргументация Священного Синода Русской Православной Церкви строится на прямом толковании канонических определений. В ответных публикациях сторонников автокефалии мы не находим ответы на заданные вопросы о причинах и смысле нарушения канонов. Логика Константинополя очень простая: нам дана власть Вселенской Церкви, и мы пользуемся ей, как хотим». После выступления иерея Михаила Уланова глава митрополии отметил, что подобное отношение к церковным канонам только усиливает необходимость развития духовного образования на всех уровнях, а также потребность в специалистах, глубоко знающих церковную историю, церковные каноны и традиции. «Прежде всего, это касается наших духовных школ», — сказал митрополит Георгий. Давая оценку произошедшим событиям, епископ Августин сказал, что на жизнь Церкви оказывает влияние сложившаяся политическая ситуация, в частности, то давление экономическое, дипломатическое, культурное, которое испытывает на себе Российская Федерация на международной арене. «Константинопольский Патриарх на сегодняшний день имеет только право чести, но не может единолично, без согласования с поместными Церквями принять решение о предоставлении автокефалии одной из них», — подчеркнул управляющий Городецкой епархией . Он также привел слова митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича): «Впервые Константинополь, на основе якобы права Энквитона, права принятия апелляций, таким образом вмешивается в жизнь другой поместной Церкви, да еще через 300 лет после того, как окончилась его церковная юрисдикция над Украиной».

http://patriarchia.ru/db/text/5299584.ht...

А ещё спустя несколько лет с владыкой лично встретилась и я, и мало в чьем обществе мне было настолько хорошо и покойно. В тот день владыка, несмотря на свой крайне плотный график, смог посетить несколько залов иконописи в Третьяковской галерее. Суровые хранительницы, сначала настороженно смотревшие на нас, быстро идущих по залам и переговаривающихся, спустя мгновение фотографируются с владыкой, просят у него благословение, а у него снова находится для всех и доброе слово, и маленькая икона Петра Цетинского... Приезжайте к нам ещё!” – прощаются с Митрополитом сотрудницы сразу нескольких залов...» (Наталья Лукина, историк-балканист). «Имела счастье и честь быть представленной Митрополиту Амфилохию... Крошечный кабинет в монастыре в Цетине, по периметру заставленный книгами – резиденция” Митрополита. Не хотелось уходить, рядом с ним было чувство полной безмятежности. Небольшой, невесомый, исполненный любви и одновременно бесстрашный воин» (Вера Водынски, режиссер). Наше время будет измеряться тем, что мы были современниками этого великого человека Моя же первая личная встреча с Митрополитом Амфилохием произошла в 1995-м году, тогда его еще почти никто не знал в России. Он выступал перед небольшой группой прихожан Данилова монастыря, говорил необычные для нашего слуха слова об объятии Бога и человека, эта беседа глубоко врезалась в сердце. Несколько лет спустя мне в руки попала книга Митрополита «Основы православного воспитания», в которой я нашла ответы на все волновавшие меня тогда вопросы. А в 2000-м году я поехала в Черногорию, чтобы показать русский текст владыке и взять его благословение на издание книги в России. С тех пор я стала постоянным сотрудником митрополии, радио и издательства Черногорско-Приморской митрополии «Светигора». Владыка Амфилохий (Радович). Фото Светланы Луганской Когда мы встречались с владыкой, у него неизменно в руках появлялась книга, которую он передавал мне для перевода. Я практически никогда не беспокоила его своими личными вопросами и проблемами, достаточно было видеть этого человека, но сам он, узнавая от братии о моих бедах и болезнях, невероятным образом помогал, поддерживал.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/20/rab_bo...

Во всех этих трудах архимандрит Арсений предстает как человек недюжинного ума, проводник мудрой прогрессивной политики, носитель патриотического сознания, как человек кипучей энергии и твердых моральных устоев. И не удивительно, что Пивский монастырь при архимандрите Арсении на рубеже XVIII–XIX столетий переживал расцвет не только как духовный, но и как политический и освободительный центр. О личности архимандрита Арсения (Гаговича) можно говорить долго. Сохранилось и большое количество исторических документов, имеющих отношение к архимандриту Арсению, которые все еще не изучены полностью. Большая часть этих документов сейчас хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, а часть архива сохранилась в нашем монастыре и монастыре Хиландар на Святой Горе. До сих пор в Пивском монастыре хранится императорская грамота Александра I, выданная в Санкт-Петербурге в 1816 году, утверждающая ежегодную помощь российского государства Пивскому монастырю, которая продолжалась вплоть до 1917 года. Монахи с особой заботой хранят и поминают этого великого благотворителя в тихих молитвенных воздыханиях, обращенных ко Пресвятой Богородице и Господу Христу. В новое время, а точнее – во второй половине XX века, монастырь пережил чудесное и единственное в своем роде переселение со своего первоначального местопребывания – у истока реки Пивы – на новое место в связи со строительством плотины и искусственного озера. В течение тринадцати лет, пока шли уникальные работы по переносу монастыря на новое место, с монастырских стен церкви Успения Пресвятой Богородицы было снято, перенесено и вновь возложено на стены 1260 м2 фресковой живописи XVI и XVII веков. Сейчас монастырь Пива – это обитель мужского общежительного типа, где совершается полный дневной круг богослужений. Все это, как и живая связь монастыря Пива с монастырем Хиландар на Святой горе, поддерживаемая в течение более 400 лет, подтверждает, по словам архиепископа Цетинского, митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), что здесь, в Пиве, присутствует духовность святогорского типа, которая и сегодня являет себя как духовный светильник.

http://pravoslavie.ru/41599.html

Духовная география Среднерусский Афон Главный храм Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверская епархия) братия называют кафоликоном, как на Афоне. Богослужению предшествует стук в талантон (деревянное било), на Литургии звучат византийские песнопения, используется настоящая греческая кацея (кадило), а в самые торжественные моменты службы монахи специальными шестами раскачивают хорос. Строгий святогорский устав не единственное отличие Николо-Малицы от других обителей – афонской традиции соответствуют и архитектура, и внутреннее убранство храмов. О далёкой Святой Горе в этих стенах напоминает почти всё, кроме природного ландшафта (вместо пальм – родные сосенки да берёзки, вместо синего моря – белый снег зимой) и того факта, что посещать Малицу, в отличие от Афона, могут и женщины. Репортаж Дениса Халфина. Путеводитель Самоцветы Черногории Сегодня наблюдается возрождение черногорского монашества. На обочинах живописных дорог страны часто встречаются указатели на монастыри. За 26 лет, в течение которых Черногорско-Приморской митрополией руководит митрополит Амфилохий (Радович), открыто более 600 храмов и монастырей. Предлагаем вниманию читателя путеводитель по некоторым из них. Материал подготовила Елена Галкина. Terra Sancta Тишина за Иорданом Не так давно паломникам на Святой Земле стал доступен для посещения участок на реке Иордан недалеко от места Крещения Господня. Чтобы узнать, как живётся русским монахам в месте, где летом температура превышает отметку +50, корреспондент «МВ» Елена Галкина отправилась по ту сторону реки и пообщалась с архимандритом Сергием (Объедковым) – клириком Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарём Подворья Миссии на месте Крещения Господня в Иордании. Духовная жизнь Дневник инокини «МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, её переживания, впечатления, вопрошания, размышления. Текст печатается по благословению духовника инокини.

http://pravoslavie.ru/110158.html

Но и за все это мы их не презираем, но печалимся о них. Обо всех наших мучителях мы только скорбим, потому что знаем, что триумф мучителей — это лишь преходящее, призрачное торжество. Они нам бросили перчатку, и мы ее подняли. Наше Восстание они вызвали, они нас к нему подтолкнули. А мы завтра, когда исполнится поворот истории, больше всего хотели бы бросить им масличную ветвь и предложить им всеобщее братство — всеобщее братство и добрую волю. Да, всеобщее братство и добрую волю!” Вновь сегодня над миром нависла угроза войны, хаоса, смуты и смертоубийства... Господи, не дай свершиться беззаконию! Помните исполненные глубокого смысла слова великого английского поэта Джона Донна: «Нет человека, подобного острову, замкнутого в себе, каждый человек есть частица материка, частица целого… смерть каждого человека истощает меня, ибо я принадлежу человечеству, а потому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол — он звонит по тебе». Как близка и понятна нам эта мысль, простая и мудрая. Славянские народы, умоначертание которых зиждется на святой идее жертвенности и любви, не раз спасали Европу от погибели, вставая живой стеной на ее рубежах. Но словно не слышит она, словно забыла и теперь будто не понимает — по ком звонит колокол… или слепые властители ее вновь ведут народы в бездну?! Тысячи ежедневных, суетливых забот поглощают душу современников наших, забывших о том, что они принадлежат единому богозданному человечеству, что священный закон Домостроительства Божия есть служение Творцу и любовь к ближнему своему, человека к человеку. Замер Врачар… И после Косовского молебна миллионы сербов внимали слову владыки Черногорского Амфилохия. Казалось, тишина объяла Сербию, и только твердые и мерные глаголы пастыря пронзали ее. Господи, не дай свершиться беззаконию! Из Проповеди Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия/Радовича/на молебне за спасение сербского народа в Косове и Метохии перед храмом св. Саввы на Врачарском холме в Белграде 21 февраля 2008 года. Всечестный народ христианский, дорогие братья и сестры!

http://pravoslavie.ru/36468.html

С тех пор и до сегодняшнего дня, начиная с начальной школы сербского языка, которая была стержнем обновления сербской национальной идентичности в Албании. Сербская национальная библиотека была основана при поддержке покойного митрополита Амфилохия Радовича и Черногорско-Приморской митрополии. Наши соотечественники основали культурно-художественное общество, поэтическое сообщество, традиционное мероприятие «Дни сербской культуры в Албании», спортивный клуб, экономический и туристический центр.  На эти мероприятия приезжают люди из Сербии, Черногории и Республики Сербской. К настоящему времени мини-школу сербского языка закончили более 2000 учеников, а 40 молодых людей стали студентами в Сербии. Если бы это происходило в другой стране, это было бы событием десятилетия, о котором знал бы весь мир, событием, которое нужно праздновать, а дату начала возвращения к своим корням праздновала бы Родина. Однако два года назад мы поставили под угрозу выживание сербской общины в Албании. Мы маргинализировали возрождение сербской общины как в историческом, так и в духовном смысле. Как будто дело не в нашем народе, у которого есть только мы, наша Родина. Люди из Сербии и Черногории стали приезжать к своим соотечественникам и  помогать им. Многие начальные школы в Сербии, связанные со Школой сербского языка и Ассоциацией, покупали и отправляли в Шкодру книги на сербском языке. Позже в Албании, в местечке Фир, где живут сербы-мусульмане, так же открылась школа сербского языка. Напомним, что по решению правительства Республики Сербия,  Министерство диаспоры с 2008 года, затем Министерство иностранных дел, обязалось ежегодно финансировать работу сербской школы в размере 12,5 тысяч евро. Так было 12 лет. Скромная сумма обеспечивала аренду помещения, зарплату учителя, покупку книг и уроки. Эта небольшая помощь из Сербии была большой поддержкой для нашего народа. Однако уже два года не было адекватной помощи от Матери Сербии! Она значительно сократилась, вместо того, чтобы  стать более щедрой нашему беззащитному народу, восставшему из пепла и тьмы. Школа сербского языка, которая была историческим маяком для нашего народа, больше не работает в Шкодере. У сербов недостаточно денег из того, что они получают, чтобы оплачивать работу учителей, работу школы, квартплату, работу Экономико-туристического центра. Существование сербской общины в Албании, находится под угрозой, потому что из-за отсутствия финансирования все учреждения, школы и всё, что взращивалось долгие годы, будет закрыто. Мы обращаемся за помощью ко всем неравнодушным людям.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/22/vo...

После четырех веков страданий с освобождением от турецкого владычества потомки славных мучеников твердо решили восстановить свой сожженный храм. Первые свидетельства об этом встречаются в 1903 году, когда братство Поповичей просило у тогдашнего митрополита Черногорско-Приморского Митрофана (Бана) благословения на восстановление этой церкви. Митрополит дал свое благословение, но работы по восстановлению храма были отложены из-за нищеты и недостатка средств. Только в 1930 году по благословению высокопреосвященного митрополита Черногорско-Приморского и будущего патриарха Сербского Гавриила (Дожича) восстановление было начато. Движимые живой памятью о пострадавших детях, верующие быстро восстановили храм, перенеся в него из храма святого Георгия под Горицей в 1936 году мощи своих мучеников. В день перенесения мощей прошел незабываемый крестный ход: когда несшие кресты во главе хода уже входили в новый храм, богомольцы, находящиеся в церкви святого Георгия , расположенной в 2 км от нового храма, еще даже не начинали шествовать. Мощи мучеников были захоронены в алтаре под святым престолом, где находились вплоть до 1995 года, когда они были перенесены в кивот справа от алтаря внутри храма. С приходом на митрополичий трон блаженнопочившего митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) началось обновление церковной жизни на приходах Черногории. В числе многочисленных обновленных храмов и монастырей оказались и оба момишичских храма: храм Вознесения Господня – в нижней части села, и храма великомученика Георгия – в верхней. Узнав о страданиях момишечских новомучеников блаженнопочивший митрополит Амфилохий (Радович) вторично обрел их святые мощи, благоговейно омыл, по древнему православному обычаю, вином и отер розовым маслом из Иерусалима. Мощи были вынесены на поклонение верующему народу и с тех пор постоянно почивают в селе Момишичи, в храме святого Георгия. В храме были написаны новые фрески, посвященные событиям 1688 года в селе Момишичи, и икона «Сорока двух мучеников Момишичских», которые были освящены в храме Святого Саввы на Врачаре. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_42_нов...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010