Сей вода жизни (Ин. 4, 14), и жизнь миру дарующая. Сей есть луч несозданный; от первосветного Солнца рождающийся, но непресекаемый. есть Бог Слово (Ин. 1, 1), словом единым из небытия в бытие все вещи составившее. Сей есть денница прежде денницы устроившая бесплотные Силы Небесных, бестелесных (Иов. 38, 7), невидимых воинств и чинов. Сей есть простерший небо един (Иов. 9, 8), и ходящий по морю, как по земле. Сей есть мглою повивший бездну (Иов. 38, 9).Сей есть утвердивший землю на водах (Пс. 135, 6). Сей есть оградивший море песком (Иов. 38, 10, 11). Сей есть Тот, Который свет разделил от тьмы (Быт. 1, 4). Сей есть Тот, Который составил круги звезд. Сей есть Тот, Который весь, видимый и мысленный, мир премудростью сотворил. Сей есть Тот, Который руками нерукотворенными из брения сложил и изобразил человека (Быт. 2, 7). Сей есть Тот, Который по образу Божию создал нас, и ныне Сам По образу нашему сделался человеком. Человек, но вместе и Бог. Человек видимый, весь как и я сам, и с частями, которые меня составляют, чтобы очистив, спасти меня: Бог же разумеваемый, совершенный от совершенного Отца Существо имеющий. Иже во образе Божии Владычне Сый (Флп. 2, 6.7), ныне зрак мой принял рабий: не умалив достоинство Божества, но освятив смешение моего естества. Горе весь, и доле весь Тот же познаваемый: горе родившийся безлетно, и доле бессеменно. Горних Творец яко Бог, и в дольних тварь яко человек. сия вси языцы (Пс. 48, 2): Слыши Израилю: Господь Бог твой Сей есть, Которого я, твой Священник Симеон, на руках нося, великим проповедаю гласом, народу во храме свидетельствуя. Посему внемлите люди Мои слову Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих (Пс. 77, 1). Сие Отроча есть, о Коем Исаия предвозвестил говоря: яко Отроча родися нам, сын и дадеся нам: и нарицается имя Его велика Совета ( Отчаго) Ангел: Чуден, Советник, Бог крепок, Властелин, ( Израиль!) Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9, 6). И если Бог крепок сие Отроча, то явствует, что о Нем Давид сказал: явится Бог богов в Сионе (Пс. 83, 8). О сем Отрочати Иеремия вопиет: яко Бог на земли явися, и с человеки поживе (Вар. 3, 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Сей есть «Бог Слово» ( ), словом единым из небытия в бытие все вещи составившее. Сей есть денница прежде денницы устроившая бесплотные Силы Небесных, бестелесных ( ), невидимых воинств и чинов. Сей есть «простерший небо един» ( ), и ходящий по морю, как по земле. Сей есть мглою повивший бездну ( ).Сей есть «утвердивший землю на водах» ( ). Сей есть оградивший море песком ( ). Сей есть Тот, Который свет разделил от тьмы ( ). Сей есть Тот, Который составил круги звезд. Сей есть Тот, Который весь, видимый и мысленный, мир премудростью сотворил. Сей есть Тот, Который руками нерукотворенными из брения сложил и изобразил человека ( ). Сей есть Тот, Который по «образу Божию» создал нас, и ныне Сам по образу нашему сделался человеком. Человек, но вместе и Бог . Человек видимый, весь как и я сам, и с частями, которые меня составляют, чтобы очистив, спасти меня: Бог же разумеваемый, совершенный от совершенного Отца Существо имеющий. Иже во «образе Божии» Владычне «Сый» ( ), ныне «зрак» мой «принял рабий»: не умалив достоинство Божества, но освятив смешение моего естества. Горе весь, и доле весь Тот же познаваемый: горе родившийся безлетно, и доле бессеменно. Горних Творец яко Бог , и в дольних тварь яко человек. «Услышите сия вси ( ): Слыши Израилю: Господь Бог твой Сей есть, Которого я, твой Священник Симеон, на руках нося, великим проповедаю гласом, народу во храме свидетельствуя. Посему «внемлите люди Мои слову Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих» ( ). Сие Отроча есть, о Коем Исаия предвозвестил говоря: «яко Отроча родися нам, сын и дадеся нам и нарицается имя Его велика Совета ( Отчего») Ангел: Чуден, Советник, Бог крепок, Властелин, («Израиль!») Князь мира, Отец будущего века» ( ). И если «Бог крепок» сие Отроча, то явствует, что о Нем Давид сказал: «явится Бог богов в Сионе» ( ). О сем Отрочати Иеремия вопиет: «яко Бог на земли явися, и с человеки поживе» ( Вар.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Рассуждение тридцать первое. О мире или спокойствии Мир оставляю вам, мир мой даю вам: не якоже мир дает, аз даю вам ( Ин.14:27 ). – Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк.2:14 ). I Мир есть спокойствие ума и воли, когда человек себе мирен в совести, мирен и с ближним, мирен и со Христом. Сего мира беззаконные не имеют. II Есть мир Мирской, но обманчивый, непостоянный, вредный. Да и как может тот обещать человеку мир, кто непримиримую с ним брань имеет? Есть ещё мир Философский, состоящий в спокойствии совести, и в состоянии, не имеющем страха. Но сей отрицать можно, ибо помыслы их как бы между собою сражаются ( Рим.2:15 ). Иные мир сей называют спокойною свободою. Но какое спокойствие грешнику пред лицем Божиим? Какая свобода рабу греха? Человек, в состоянии греха понимаемый, не может иметь мира ( Ин.8:34 ); а человек, отрожденный водою и духом – оным владеет. Христос есть мир ему, и мира ходатай, как говорит Апостол: той бо (Христос) есть мир наш ( Еф.2:14 ). До рождения Сына Божия не мог человек иметь мира: а когда родился Он, тогда и мир явился. Ангелы открыли оный, когда воспели: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Примирился человек с Небесами. Бог, Кой прежде угрожал мукой – обещает верующим Царство. Ангелы, кои с пламенным оружием стояли при дверях рая – уже отверзают сами двери, и призывают всех к райским утехам. Сюда приступить не могут все те, которые утверждают, что они собственными делами оправдаются, и которые не признают, что Иисус, страданием Своим, удовлетворил за грехи всего мира. III 1) Мир есть деятельный, который нам Бог даёт, и повелевает просить от него сими словами: да воздвигнет Господь лице свое на тя, и даст ти мир ( Чис.6:26 ). 2) Мир есть страдательный, который Христос смертию Своею приобрёл.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Сатана прервал мир между Богом и человеком Сладчайший и дражайший мир сей между Богом и человеком пресеклся было, когда сатана, змий лукавый, позавидел блаженству наших прародителей, и их злым и лукавым своим советом ввергнул в ров преслушания, и от того последующего гнева Божия, Которым гневом Божиим, как темным мраком, вся вселенная покрылася; и следовало всякому не инаго чего от разгневаннаго Бога ожидать, как достойныя клятвы и вечнаго осуждения. Яко «все согрешиша и лишени суть славы Божия, и весь мир учинился повинен Богу» ( и 19) (3:432). Мир души только в чистой совести и есть дар Святого Духа Сей мир не может, как только в чистой и непорочной совести быть; и есть высочайший дар Святаго Духа. Сего мира Апостол святый в начале почти всех своих посланий христианам желает: «Благодать вам и мир», и проч. Сего мира и служители Божии на всех публичных богослужениях нам желают: «мир всем!» (4:192). Мир души имеет место в совести и сердце Мир бо сей в совести и сердце имеет место свое; но совесть, пороками оскверненная и беззакониями раздраженная, не иное что грешнику, как Бога, законопреступлением огорченнаго, и гнев Божий, клятву Божию и осуждения вечное возвещает: почему тако и мир сей места не имеет, но вместо того червь злый, смущение и всякое безпокойствие. А имеют драгое сие и небесное сокровище тии только, которые, верою очистивше сердца, «творят плоды покаяния» ( ), «распинают плоть со страстьми и похотьми» ( ); яко Христовы раби, «плотоугодия в похоти не творят» ( ), и «работают друг другу любовию» ( ), и «мир» друг с другом о Христе «имеют» ( ) (3:433). Мир от духовного сердца и духовного мудрования (3:57; см. БРАНЬ , 116). В христианах должен быть мир (4:44; см. ХРИСТИАНИН , 1069). Тот имеет мир, кто и благополучие и неблагополучие одинаково воспринимает с ТЕРПЕНИЕМ и БЛАГОДАРЕНИЕМ Богу Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать; и благоприятное, сладкое, Христову житию подобное и сообразное будет иметь житие; и на земли небесную будет чувствовать радость, и во временной жизни вечнаго живота сладости вкушать. «Господи, помози мне! И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое» ( ) (4:198).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ибо если мы свято исповедуем и достодолжно проповедуем, что все совершенства Зиждителевы аки бы соуслаждались сей жизни нашей, всемерно споспешествуя тому, дабы настоящее наше пребывание достойно было оного Всевысочайшего существа, которому мы всем, и во всем должны. Ежели весь сей свет ничто иное есть, как театр чудесных Божиих доброт, как приятное зрелище, где богатодатная рука Божия непрестанно сыплет на нас неоскудеваемые свои то и при самой той минуте, в которую прощаемся мы с сим светом, когда все при западе нашем пропадает от очию нашею, не поведует ли нам разум соглядающий все Творческие благотворения, излиянныя при жизни нашей, оного образования, не внушает ли тех мыслей, что не можно тому статься, дабы Сей же Творец, Сей Бог сильный, Сей Владыка милосердый, совсем нас по смерти оставил, и чтобы сей самый океан Его щедрот пресекшись погрузил нас в вечном тартаре; сей самой верх Его благостыни низринул нас в бесконечные Понеже таковое решение Господне не только не сообразно будет прешедшим нашим опытам, но и противно тем впечатлениям, тем желаниям, тем надеждам, в которых Он Сам нас утвердил, Сам укрепил, Сам неложными обещаниями удостоверил: Веселися земле, говорит Святый Израилев, яко помилова Бог люди своя, и егда забудет жена отроча свое, но аз не забуду тебе, глаголет Господь. А от сих кратких рассуждений и следует, что смерть, во-первых, не может быть всецелым разрушением нашего бытия, а есть она в самой вещи простое рассоединение двух существ, то есть, чувственного и разумной и что, наконец, сей разрыв не только не должен быть нам горестен, но еще лестной и блаженной для разумной твари, для человека, говорю, которого превыспренная душа всегда желает, ищет и возносится к высочайшему своему и которая, возгораясь любовию Своего Благодетеля, повинуясь Ему, благоговея пред Ним, оставляет сей мятежный мир при сладких чувствиях надежды, объемля твердым упованием Начальника жизни. Но чтобы остаться больше в том нам уверенными, чтобы паче иссушить источник при смерти наших изнеможений, то, наконец, представить должны на среду и те понятия, которые вливает в нас святое наше благочестие; понятия подлинно возвышающие сердце, обещания и сильные утешить всякого Христианина противу временные смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

что, аще был бы сладок, сотворили быхом? Аще терние его 3065 нам годе толико, что 3066 бы с 3067 шипки 3068 деяли? Пощади. Владыко 3069 . 8 Яко же в мори рыба в беде 3070 пребывает. ибо, яже велика, малу поглощает 3071 , И многажды малая великую морит, подобне ся во мире всепрелестном творит, Ибо малаго 3072 болей томит, озлобляет, невиннаго сый винен люте погубляет. Множицею и малый великаго губит; мир сей, во зле лежащий, в злобах жити любит. 9 Сладко птицеловитель свирелми пискает, егда птицы ловити лестно промышляет. Сладшыя человеком мир поет обеты, хотя уловити й, но деет наветы. Тем же гласов онаго несть слушати требе хотящым пресвободно 3073 жити вечно в небе. 10 Сугуба любы в людех обитает 3074 , к Богу и к миру та ся протязает. Бог, любяй люди, хощет любим быти от нас, мира же не велит любити, Яко те любви купно не бывают, но една друзей възаим 3075 уступают 3076 . Есть любы мира сего в сердцы 3077 кому? В том любы Бога не витает дому. Хощеши к Богу любовь содержати, нужда есть любовь мира вон изгнати, Яко бо с тмою свет не обитает. велиар с Христом купно не бывает, Тако и любовь едина с другою, Бога и мира, не живут с собою За противства си, к Богу бо благая, яко к благому, к злому миру злая. Ова спасает, сия душы губит, безумен убо есть, кто мир сей любит. Противне, мудр есть муж, любящий Бога, тому зде милость, в небе слава многа. Мир гонит 3078 благих Аще тя мир сей ненавидит зело, Бог тебе любит, ими веру смело, Ибо, его же Господь мужа любит, того своими рабы мир сей губит. Авеля Господь праваго любил есть, мир же Каином онаго убил есть. Бог Исаака от чрева избраше, того Исмаил, раб мира, гоняше. Иаков, точне Богом 3079 возлюбленный 3080 , много Исавом братом бе гоненный 3081 . Род Исраилский сын Богу вменися, а Фараоном из лиха гонися. Давид по сердцу Господню мужь бяше, а Савл его убити искаше. Сокращу: Христос, единый Сын Бога, коль от злочтивых злая страда многа? Пришедый мир сей смерти свободити, биен и распят, даже в гробе быти. Искони добрым злии врази быша,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Речь, произнесенная по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года Мир граду сему! Произношу это приветствие, возлюбленные братия, по завещанию Господа моего, пришедши с посохом пастыря в богоспасаемый град Ставрополь, да проповедую и глаголю в сем граде и в окрестных градах и весях, яко приближися царствие небесное Царствие небесное, царствие Божие внутри нас есть Царствие небесное - мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов. Но мир Христов отнюдь не есть мир века сего; подает Господь мир Свой не так, как доставляется мир обычаем падшего человечества Единство суетной, даже неблагонамеренной цели нередко водворяет между человеками временное и душепагубное согласие. Мир Христов - свят! Мир Христов - весь во Христе! Мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, - питается этим невидимым, но небеструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, во едино; человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до падения, соединяет с Богом. Такой мир испрашиваю себе и вам, возлюбленные братия, у единого Подателя истинного и святого мира, у Господа нашего Иисуса Христа. Мир Божий, превосходяй всяк ум, по живому и точному пониманию Апостола, да соблюдет для Христа сердца и разумения наши да соблюдет для Него земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь. Аминь. Примечания Матф. X, 12 Матф. X, 7 Лук. XVII, 21 Иоан. XIV, 27 Филип. IV, Поучение на Богоявление Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшего человечества. Братия! Окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Многажды же случается с иными правда и сие, что хотя человек во уме своем и не содержит мира; однако мир его упражнениями своими привязывает к себе. Сам убо таковый миру отчасти уже мертв есть; но ему мир еще не мертв: ибо аки еще живый взирает на него, и своими действиями инако восхитити его тщится. Обличает таковых Св. Апостол, говоря: Аще умросте со Христом от стихий мира, почто ака живы суще в мире стязается 58 ? Умерши миру, почто действиям его прилепляетесь? He только мертвого в сердце своем мира мертвым оставити надлежит мирским, но да и тем самим, яже мир вменяет в крест, ко кресту пригвоздятся, сим прилепятся, сия всем помышлением да воспримут. Высокая и Апостольского достоинства степень есть сия, о ней же Св. Павел предвозвести, глаголя: Якоже отреби миру быхом, всем в попрание доселе. Такие, говорит он, у мирских в рассуждении мы были, что мир весь, удалившийся от нас, думает о себе, акибы он от всякой скверны был очищен, а мы пред ним столь излишни и не чисты, и человеческой пользе неблагопотребны, как отреби, или плевы яблока, которое со всех сторон очищается, да сладостнее снестся. И не только Апостоли, но и все хотевшие и хотящие послужити Богу, от мира суть презираемы; их же издревле такое ко Господу воздыхание: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых 59 . Однако всех рабов Господних увеселяет то, что Господь, отходя от мира сего ко Отцу, приказал им, и в том их укрепляя сказал: Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были; мир убо свое любил бы; яко же от мира несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир 60 . Коль убо за благо, и коль за сладко таковые вменяют себе немирный сей мир, ненавидящий их, совершенною ненавистию ненавидети, и коль за полезное мир себе распяти, и ему подобнее распятися! и поскольку Божию премудрость, ею же вся быша, духовне разумеют, по толику от плотских похотений удаляющеся, да мертв им сей мир возмнится, сами сему миру умирают, и говорят: нам мир распялся, и мы миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Это нам известно; сколько же других совершенств Божиих он являет и отражает другими сторонами, для нас неведомыми!.. Таким образом, несовершенства Божии зависят от мира, а мир есть естественное следствие совершенств Божиих. Последний вопрос: когда мир произошел? Здесь две стороны в вопросе, которые должно различать решающему оный. Предположим, что сей вопрос предложен Богом и человеком. Как бы отвечал на него Сам Бог ? Что сказал бы Он на вопрос, – когда сотворен мир? Сказал бы: никогда, ибо у Него нет времени. Это может быть только с нашей стороны, а там и вопрос сей невозможен. Следовательно, смотря сверху, от Бога, видим, что мир не имеет начала во времени и потому в сем смысле верно то, что он существует от вечности; ибо прежде его вечность, а вечности измерять нельзя. Итак, по нашему только понятию мы спрашиваем, – когда мир сотворен? Но и в нашем понятии удерживает ли этот вопрос свою силу? У нас когда означает время, а под словом мир мы заключаем и время; следовательно, спрашивая, когда мир произошел, мы спрашиваем: когда произошло время? вопрос явно вздорный; а что под словом мир разумеется время, то это видно из слов апостола Павла: Имже и веки сотвори ( ), где веки или же время принимается за самый мир. И в самом деле, вопрос несостоятельный. Если мы спрашиваем – когда, то перед этим «когда» предполагаем время или другое когда, а перед сим еще когда, и так далее. Следовательно, спрашивая таким образом, мы будем искать начала вечности. Ум должен согласиться, что не было времени прежде существования мира, следовательно, и спрашивать: когда мир произошел? – не можно. Этот вопрос обращается в следующий: сколько протекло или сколько мы считаем лет существованию мира? Как будто мало кажется времени; но если бы и миллионы протекли лет, то тот же бы вопрос можно было предложить. Таким образом, мир произошел не in tempore, как говорит Августин, а cum tempore, а спрашивать о начале времени – значит спрашивать о двух несовместных вещах. Метафизический вопрос здесь может быть такой: как вечность сочетана со временем? Но это сочетание существует уже несколько веков, и потому мы не можем отвергать его. Таким образом изъясняет происхождение мира Священное Писание, если понимать его здраво. Оно говорит, что мир получил свое начало от Бога и не есть вечен.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Разделы портала «Азбука веры» Прослушать стихотворение 9:54 Умолкни, чернь непросвещенна, Слепые света мудрецы! Небесна Истина, священна! Твою мне тайну Ты прорцы. Вещай: я буду ли Бессмертна ли Се слово мне гремит предвечно: Жив Бог! — Жива Жива душа моя! Она жить будет Сиянье длится безпресечно, Текуще света От лучезарной единицы, В ком всех существ вратится круг, Какие ни текут частицы, Все живы, вечны: — Дух тонкий, мудрый, сильный, сущий, В единый миг и там, Быстрее молнии текущий Всегда, везде и Неосязаемый, незримый, В желаньи, в памяти, Непостижимо содержимый, Живущий внутрь меня Дух, чувствовать, внимать способный, Все знать, судить и заключать; Как легкий прах, так мир огромный Вкруг мерить, весить, исчислять; Ревущи отвращать перуны, Чрез бездны преплывать морей, Сквозь своды воздуха лазурны Свет черпать солнечных лучей; Могущий время скоротечность, Прошедше с будущим вязать; Воображать блаженство, вечность, И с мертвыми совет держать; Пленяться истин красотою, Надеяться бессмертным быть: Сей дух возможет Пресечься смерти и Как можно, чтобы Царь всемирный, Господь стихий и Сей дух, сей ум, сей огнь эфирный, Сей истый образ Являлся с славою такою, Чтоб только миг в сем Потом покрылся б вечной тьмою? Нет, нет! — сего не Не может быть, чтоб с плотью тленной, Не чувствуя нетленных сил, Противу смерти разъяренной В сраженье воин выходил; Чтоб властью Царь не ослеплялся, Судья против И человек с страстьми сражался, Когда бы дух не укреплял. Сей дух в Пророках предвещает, Парит в Пиитах в высоту, В Витиях сонмы убеждает, С народов гонит слепоту; Сей дух и в узах не боится Тиранам правду говорить: Чего бессмертному страшиться? Он будет и за гробом жить. Премудрость вечная Во знаменье В персть земну душу, дух вложила, И так во мне связала их, Что сделались они причастны

http://azbyka.ru/fiction/bessmertie-dush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010