[лат. Angelus Silesius; мирское имя - Иоганн Шеффлер, нем. Scheffler] (25.12.1624, Бреслау (совр. Вроцлав), Силезия - 9.07.1677, там же), свящ., нем. поэт-мистик, деятель Контрреформации . Род. в лютеран. семье. Учился медицине и философии в Страсбурге, Лейдене и Падуе. В 1649 г. стал придворным врачом герц. Виттенбергского и Эльского Сильвия Нимрода. Под влиянием изученных им трудов отцов Церкви ( «Ареопагитики» , блж. Августин и др.) и католич. мистиков в 1653 г., после конфликта с протестант. цензором, перешел в католичество, получив при конфирмации имя Ангелус. В 1654-1663 гг. врач при имп. дворе в Вене. В 1661 г. вступил в орден францисканцев и был рукоположен во священника. В 1666 г. гофмаршал при архиепископе Силезском в Бреслау. С 1667 г. занимался только писательским трудом. А. С. вел активную богословскую полемику с протестантами; 39 из 55 его полемических трактатов изданы в сб. «Учение о Церкви» (Ecclesiologia. 1677). На богословские воззрения А. С. повлияли сочинения И. Экхарта , Я. ван Рейсбрука , И. Таулера , В. Вайгеля (1533-1588), а также Я. Бёме через А. Франкенберга (1593-1652) и Кв. Кульмана . Книга А. С. «Святая страсть души, или Духовные пасторали влюбленной в своего Иисуса Психеи» (Heilige Seelenlust, oder Geistliche Hirtenlieder der in ihren Jesum verliebten Psyche. 1657; 16682) была задумана как сборник положенных на музыку (гл. обр. придворного силезского композитора Георга Йозефа) католич. духовных песен в противовес популярным протестант. гимнам. Впосл. многие из песен А. С. вошли в различные Гимнарии обеих конфессий, но уже, как правило, с др. мелодиями. Наибольшую известность получил сб. А. С. «Остроумные речения и вирши» (Geistreiche Sinn- und Schlussreime. 1657), во 2-м, расширенном, издании названный «Херувимский странник» (Der Cherubinische Wandersmann. 1675; 16763). Это мифопоэтическое произведение, завершающее средневек. традицию богословской мистики, оказало влияние на деятелей пиетизма (Г. Арнольд , Г. Терстеген ), гернгутеров (Н. Л. Цинцендорф ), нем. романтиков (Ф. Шлегель, Ф. Рюккерт, А. Шопенгауэр), а также на творчество Р. М. Рильке («Часослов»).

http://pravenc.ru/text/115102.html

Ангелус Силезиус (в миру Иоганн Шеффлер) (1624—1677), немецкий поэт-мистик, священник, член ордена миноритов. Родился в протестантской семье, в 1653 принял католичество. Один из самых одаренных поэтов контрреформации, автор более 200 духовных стихотворений, в основном собранных в книгу философских изречений в стихах «Херувимский странник» (1675). Андерхилл, Эвелин (1875—1941), английская религиозная писательница. В 1907 после пережитого ею обращения, начала изучать феномен мистической духовности. Первым литературным опытом А. стало признанное классическим исследование по мистицизму (Mysticism, 1911). Среди более поздних работ наиболее известна книга о богослужении (Worship, 1936). Анджела де Фолиньо (ок. 1248—1309), блаженная, визионер. Родилась и прожила всю жизнь в умбрийском городе Фолиньо. После смерти мужа обратилась к жизни в нищете и молитве и стала членом третьего францисканского ордена. Имела многочисленные видения, в особенности Страстей Христовых. По настоянию духовника запечатлела свой мистический опыт в книге Liber Visionum et Instructionum («Книга видений и наставлений»). Причислена к лику блаженных папой Uhhokehmueм XII в 1693. Память 4 января. Андрей Критский (ок. 660 — ок. 740), прп., византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона. Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, дьяконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — «Великий канон», состоящий из четырех канонов по 9 песней, в которых мотив личного покаяния сопоставлен со всей ветхо- и новозаветной историей. Память 4 июля. Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430), прп., русский иконописец. Память 4 июля. Антоний Великий (251—356), прп., христианский аскет, основатель монашества, один из первых пустынножителей Фиваиды (Египет). В 18 лет, услышав призыв Христа раздать все и следовать за Ним (Мф 19:21), раздал имущество и удалился от мира. Около 20 лет провел в уединении, затем основал монашескую общину и через несколько лет вновь удалился в пустыню, но выходил в мир для защиты православия от арианства. Имел множество учеников. Его аскетические наставления вошли в «Добротолюбие». Житие А. В., составленное свт. Афанасием Великим (см.) оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю монашества и на развитие христианской литературы. Память 17 января.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Его значение прежде всего в том, что отобрал, упорядочил и приспособил к религиозным и интеллектуальным запросам западного читателя результаты умственной работы Филона Александрийского, Оригена и представителей восточной патристики; эта посредническая роль сопоставима с ролью, которую в иных исторических условиях сыграл Цицерон. Популяризируемое им аллегорическое истолкование Библии облегчило для людей римской культуры усвоение христианства и указало пути средневековой экзегезе. Среди многих трудов Α., посвященных интерпретации библейских текстов, выделяется «Шестоднев», написанный под влиянием сочинения с тем же названием Василия Великого и суммирующий под знаком христианского креационизма главные мотивы позднеантичного философского созерцания космоса. Трактат «Об обязанностях церковнослужителей» — первое по времени систематическое изложение христианской этики с сильной стоической окраской (образцом для А. послужило сочинение Цицерона «Об обязанностях»). А. оказал личное влияние на Августина; причислен к «учителям Церкви». В историю культуры вошел как реформатор церковной музыки (т. н. амброзианское пение). АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС (лат. Angelus Silesius — «Силезский Вестник») — псевдоним, настоящее имя — Иоганн Шеффлер (Scheffler) (25.12.1624, Бреслау, — 9.7.1677, там же), немецкий мыслитель–мистик, мастер философского афоризма в поэтической форме. По образованию врач, служил лейб–медиком при различных дворах. С ранних лет изучал сочинения Я. БЕме и других представителей немецкой мистической традиции, был лично близок к мистикам, которые в стороне от официальной теологии искали синтеза между пантеистически понятой идеей Бога и натурфилософской картиной мира (А. фон Франкенберг, Д. Чепко). Не найдя в рационалистической лютеранской ортодоксии своей эпохи простора для мистических исканий, А. С. переходит в 1653 г. в католицизм. Главное сочинение — «Херувимский странник» («Cherubinischer Wandersmann», 1657) — книга глубокомысленных поэтических афоризмов, суммирующих идеи немецкой мистики от Экхарта до БЕме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

проводились совместно городским советом Кёльна и церковными лицами, выступавшими от имени архиеп. Г. фон Вида. Светские власти были представлены канцлером города Петером Беллингхаузеном и судебными заседателями из числа членов городского совета. Со стороны церковных властей в процессе принимали участие: архиепископский официал (т. е. руководитель церковного суда) Арнольд Бройхшмидт ( ок. 1531); архиепископский инквизитор (Ketzermeister) диоцезов Кёльн, Трир и Майнц мон.-доминиканец Конрад Кёллин (ок. 1476-1536); папский инквизитор в Кёльнском архиеп-стве Арнольд фон Тонгерн (в «Актах» должности Кёллина и Тонгерна перепутаны; см.: ActaClarenb. P. ср.: Klugkist Hesse. 1929. S. 365. Not. 53); офиц. обвинитель Иоганн Трип; теологи Кёльнского ун-та пресвитеры Иоганн фон Венрадт и Иоганн фон Буско ( 1543); мон.-доминиканец Иоганн фон Ромберх (ок. 1480-1532/33); а также др. клирики и теологи, включавшиеся в процесс на разных этапах (см.: ActaClarenb. S. Klugkist Hesse. 1929. S. 199-217; Sommer. 2000. S. 178-179). Во время 2-го допроса, происходившего 21 апр. 1528 г., канцлер повторно обратился к К. с требованием «объявить, какова его вера». К. уклонился от ответа и продолжал требовать светского суда, ссылаясь в т. ч. и на пример подобного требования со стороны ап. Павла, засвидетельствованный в Деяниях св. апостолов (см.: Деян 22. 23-30; 23. 23-35; 25. 10-12). После того как к допросу присоединился И. фон Венрадт, К. все же дал ответ на вопрос о собственном вероисповедании, заявив, что его вера выражена в Апостольском Символе веры ; он начал читать его и затем сказал, что верует во все, во что верует святая вселенская Церковь (ActaClarenb. S. Недовольный уклончивостью К. инквизитор А. фон Тонгерн задал ему вопрос, является ли, по его мнению, Римский папа главой Церкви. К. неск. раз пытался уклониться от ответа, заявляя, что он не ученый теолог и не изучал этого вопроса, однако под нажимом инквизиторов вынужден был дать прямой ответ: «Я верую, что Главой святой Церкви является Христос; если бы таким главой был еще и папа, то Церковь была бы чудовищем (eyn monstrum) с двумя головами» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Наряду с русскими кадетами в число воспитанников корпуса были приняты 120 отпрысков остзейского дворянства, во множестве переезжавшего тогда на службу к русскому императорскому двору в Санкт-Петербург. Вот фамилии некоторых из них: Фелькерзам, Эссен, Икскуль, Герздорф, Буксгевден, Розен, Бриммер, Альбедиль, Веймарн, Штофельн, Глазенап, Врангель, Гельвих, Пален, Гельфрейх, Унгерн, Берг, Удом, Корф, Медем и др. 583 С одним кадетом, выходцем из Остзейского края, приключилась такая история. Всесильный Миних (лютеранин по вероисповеданию) распорядился наказать кадета Сытина за отказ от православной веры. (Тот просил Миниха воспретить православному «корпусному» священнику «принуждать его к вере греческого исповедания»). По этому поводу Миних писал Люберасу: «Я рассуждал, что он (Сытин) суть из Лифляндского или Эстляндского шляхетства, но (так) как он (ранее) объявил, что отец его из российских и ныне бригадиром, то я признал, что он суть греческого (т.е. православного – а. А.) исповедания, в котором и крещен, и для того оное его прошение в начале Богу и Ея императорскому Величеству и духовным нравам весьма противно и к повреждению закона, чего ради оный кадет Сытин отослан от меня под караулом к Вашему Превосходительству…» 584 Большинство преподавателей Кадетского корпуса были немцами. С 1732 по 1741 гг. в разные годы в должности наставников кадетов подвизались: Христиан Гартвиг, Яган Клязген, Яган Людвиг – «письменный мастер немецкого языка прусской нации» 585 ; Иоганн Бейтер, Иоганн Мейвут, Эрнст Людвиг Бетье, Яган Балтазар Битнер, Иоганн Виндорф, Исаак Клеркен. 586 Членами преподавательской корпорации были также Иоганн Эрнест Греч, лейпцигский магистр философии; Зольберх, 587 Карл Генрих Бер, Эбель, Яков Фридрих Ферей, Христофор Мегандер, Венцель, Фридрих Брун, фон Траубниц, фон Фробен. 588 Для кадетов и преподавателей Корпуса выписывались «Санкт-Петербургские ведомости» на немецком и русском языках. 589 Поскольку в Кадетском корпусе или, как его еще называли, Рыцарской Академии оказалось много лютеран, при нем учредили должности пастора, кантора и кистера. Лютеранская церковь для кадетов-протестантов была устроена в 1732 г. – в год основания Корпуса. Она помещалась во флигеле и представляла собой длинную и узкую залу, куда могло поместиться ограниченное число кадетов. Церковь предназначалась в первую очередь для кадетов, офицеров, преподавателей и других служащих корпуса. Первым пастором при этой церкви был Тобиас Плашинг (Фома Плашнин, 1732–1747), который сказал свою первую проповедь в этом храме 26 декабря 1732 г., на второй день праздника Рождества Христова. В тот же день состоялось освящение церкви. 590

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Кроме тех 476 монастырей, которые имели крестьян и почти все основаны были еще до исхода XVI в., были у нас монастыри, не имевшие крестьян и содержавшиеся то небольшими участками земли, то царскою ругою, денежною и хлебною, то какими-либо угодьями — мельницами, рыбною ловлею, то добровольными приношениями и пособиями от православных христиан. К числу таких монастырей, за весьма малыми исключениями, принадлежали и монастыри, явившиеся у нас при патриархах Филарете и двух его ближайших преемниках. Одни из этих монастырей основаны теперь вновь, другие только возобновлены, третьи в первый раз теперь упоминаются, хотя время происхождения их с точностию неизвестно. В Москве основаны теперь монастыри: а) Феодоровский в 1626 г. патриархом Филаретом по обету у Никитских ворот; б) Знаменский в 1631 г. царем Михаилом Федоровичем в Зарядье у старого государева двора, т. е. бывшего дома бояр Романовых; в) Страстной девичий в 1641 г. по повелению государя у Тверских ворот на месте, где встречена была чудотворная икона Богоматери «Одигитрии», именуемой «Страстною», перенесенная в Москву из села Палец, вотчины князя Бориса Лыкова; г) Андреевский, иначе Преображенский, около 1648 г. окольничим Федором Ртищевым у Воробьевых гор для ученых старцев, прибывших из Киева. Из числа этих московских монастырей только один Знаменский, созданный самим царем, имел крестьян 230 дворов: царь наделил его своими родовыми имениями, бывшими за его материю инокинею Марфою Ивановною, скончавшеюся 27 генваря 1631 г. В других местах основаны монастыри: а) в Севске Спасский в 1619 г.; б) в 20 верстах от Соловок Анзерский скит в 1620 г. преподобным Елеазаром Анзерским; в) в Воронеже Акатов Алексеевский в 1620 г. и Покровский женский в 1623 г., оба эти монастыря имели крестьян: первый 30 дворов, последний 46; г) в Верхотурье Покровский женский в 1621 г.; д) в 30 верстах от Алапаевска невьянский Богоявленский в 1621 г.; е) в Лебедяни Яблонова Троицкая пустынь в 1621 г.; ж) близ Уржума Спасский в 1624 г.; з) в Вятке Спасо-Преображенский в 1624 г.; и) в 30 верстах от Суздаля Золотниковская пустынь в 1624 г.; й) в 15 верстах от Костромы игрицкий Богородичный около 1624 г.; к) в Лыскове Рождественский женский в 1624 г.; л) в Белеве Крестовоздвиженский женский в 1625 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

М.И. Александровский, полностью не отвергая возможности возведения Знаменского храма над вратами в 1623 году, писал: «В 1623 году в монастыре была церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1677 году октября 9 значится освящение новопостроенной Знаменской церкви на воротах. Стены церкви, а также самые ворота говорят за то, что от постройки 1623 года ничего не осталось. В 1834-1836 годах постройка 1677 года несколько переделана: над нею возведен купол, перед западной стеной выстроена вторая стена, закрывающая входы наверх, и здание обработано в готическом стиле. Переделанная церковь получила нынешнее наименование Николая Чудотворца. Однозначно датировали возведение Знаменской церкви над восточными (Луговыми) воротами В.И. Троицкий и С.А. Торопов, имевшие возможность и пользоваться архивными материалами, и осмотреть храм в натуре. Они писали: «В 1677 году была построена каменная же церковь Знамения на Луговых восточных воротах, взамен сломанных церквей прежней постройки Одигитрии и Знамения». Далее В.И. Троицкий и С.А. Торопов отмечали: «Во время постройки колокольни к ней были пристроены справа и слева двухэтажные больничные корпуса, а сама церковь в 1834 году архитектором Е.Д. Тюриным и переименована в Николаевскую». Кардинальная перестройка принципиально изменила церковь 1677 года, поэтому неудивительно, что В.П. Выголов, уже не имевший возможности изучить снесённый памятник и опиравшийся в датировке на работу И.Ф. Токмакова, считал, что Знаменский храм, как и церковь Всемилостивого Спаса над западными вратами, был включён в 1640-х годах в систему мощной новой ограды монастыря, чем и объяснял сильно удлинённую алтарную часть Знаменского (Никольского) храма. Остановившись на датировке надвратной Знаменской церкви 1677 годом, можно по документам в значительной степени проследить дальнейшую её судьбу. В доношении, поданном монастырём в 1725 году, говорилось о том, что на всех церквах и строениях обители кровли, крытые «белым железом» и тесом, «весьма обветшали и развалились». В деле нет материалов, подтверждающих выполненные работы, но в опубликованной описи Ивана Мичурина, датированной апрелем 1741 года, позиции с описанием ветхостей Знаменской церкви нет. Возможно, наиболее серьёзные разрушения на церкви к этому времени уже были устранены. Однако ремонтные работы в эти годы на Знаменской церкви всё же происходили, о чём свидетельствует запись 1743 года: «... расход на исправление на церкви Знамения Пресв. Богородицы старой ветхой главы, которая была крыта зеленою каменною черепицею по деревянным стропилам и на перестройку вновь каменной главы другим новым манером: июля 8, у купецкого человека Андрея Михайлова куплено белил, сурику, олифы, умры, вохры, шмелти, мунии, щетин и смолы на рубль 1 коп. Июля 12, оная глава покрыта прежнею черепицею и на прибивку той черепицы куплено в Скобяном ряду гвоздей двухтесных 3 тысячи на 3 руб. Июля 13, на оной главе поставлен прежний железной крест, которой вновь вызолочен».

http://sobory.ru/article/?object=39883

В 1872 году праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, и в Карловых Варах на этом празднике были собраны большие пожертвования на строительство храма. Особенно большую заботу проявил церковный староста домовой церкви Александр Аггеевич Абаза, личный секретарь великой княгини Елены Павловны, которая очень просила его заботиться о строительстве будущего храма. Настоятель Пражского и Карловарского приходов протоиерей Н. П. Апраксин начал переговоры с местными властями о приобретении земельного участка. Место было выбрано в красивейшей части города, у подножья лесистых гор между улицами Петра Великого и Садовой. Храм строился под наблюдением архитектора Густава Видерманна (построившего также храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги во Франтишковых Лазнях и храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Марианских Лазнях). Архитектор Г. Видерманн решал трудную задачу: храм строился на гористом неровном месте. За основу был взят ранее составленный проект академика Д. В. Ухтомского. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, ширина - 14 метров, высота колокольни - 40 метров, высота храма под куполом - 21 метр. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия закладка храма состоялась 29 июня (12 июля) 1893 года, в день храмового праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Город помогал возведению храма строительными материалами, отпускаемыми со скидкой на двадцать процентов, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма. Административные и юридические дела по строительству безвозмездно вели городской советник Э. Штарк и адвокат Ф. Флейшнер. За безвозмездную помощь на строительстве православного храма в Карловых Варах архитектор Г. Видерманн и бургомистр Л. Шеффлер были награждены русским правительством орденом Станислава II степени, адвокат Ф. Флейшнер - орденом Анны III степени, многие лица, активно участвовавшие в строительстве храма - золотыми медалями. Православный храм в Карловых Варах строился исключительно на добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=10146

Хотя Мария Петровна живет в Германии с 1969 года, она - гражданка нашей страны и подданство менять не собирается. Пробуждение Ассимиляция далась художнице тяжело: «Шесть лет в Германии я болела, у меня была страшная депрессия, - рассказывает Мария Петровна. - Это было, вероятно, какое-то психическое расстройство. А над кроватью у меня висела икона Николая Чудотворца. Я просила мужа: «Убери икону». А он говорил: «Хорошо» - и не убирал. Иоганн был верующим католиком, в детстве прислуживал в церкви. Несколько месяцев я провела в коме. Когда очнулась, помню, комната наполнилась сиянием, и я услышала голос: «А с кем останется твой ребенок?» В этот день я впервые опустила ногу с кровати, начала понемногу есть. Пришлось заново учиться ходить. И Иоганн, и дочь Марина меня поддерживали, но им досталось… Врач таблетки мне выписывал, но говорил, чтобы я их принимала, только когда будет совсем плохо, чтобы не возникла зависимость. И я старалась лекарства не принимать, боролась с недугом сама. Все три года меня преследовали страшные видения, я даже спать боялась. И вдруг однажды - много лет не молилась - сказала: «Господи, огради меня!» И тварей этих, что терзали меня, перекрестила. С тех пор они стали отступать, я начала спать нормально. И теперь без «Господи, благослови!» не начинаю ни одного дела. Врач говорил мне: «Тебе надо родить второго ребенка». Когда Наташа родилась, муж и старшая дочь мне очень много помогали. Появление Наташи отвлекало от мрачных мыслей, появилась снова жажда работать. И решила я вышить гладью икону Архангела Михаила - всегда его особенно чтила. Сказала: «Иоганн, купи мне черной шерсти». Когда начала вышивать, каждый стежок давался с трудом. К концу работы стала замечать, что стало легче, не было уже такой боли. Эта икона до сих пор у меня дома - многие мои иконы теперь в храмах, но эту никому не отдам». В Германии Мария Петровна начала работать в технике текстильного коллажа. На Западе это стало настоящим открытием. Еще в конце 1980-х Мария Хасцлер-Краснорепова стала выставляться в России: в Центральном доме художника в Москве, в Ленинграде - в Манеже и в музее семьи Бенуа, в музее Нестерова в Уфе… А после перестройки Мария Петровна стала бывать в России очень часто.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/23...

И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. (Примечательно, что сам А. С. Пушкин родился в Москве, в доме Скворцова, на Немецкой улице...) С 1801 по 1819 г. должность пастора церкви св. Екатерины занимал Иоганн Генрих Буссе (Busse) (Иван Фомич) (1763–1835). Будущий пастор родился в 1763 г. в Гарделебене (Прусская провинция Бранденбург). Закончив курс обучения в Галльском университете, Буссе отправился в Петербург, где в августе 1785 г. был назначен конректором при гимназии Академии наук. В 1788 г. он получил должность унтер-библиотекаря при Академии наук; в этом звании он оставался до 1795 г., после чего был назначен адъюнктом Академии. С 1800 г. Буссе – почетный член Петербургской Академии наук. В эти годы Иоганн Буссе предпринял повременное издание – «Journal von Russland» (с 1794 по 1796 г.), посвященное сведениям о России. Он также старался знакомить своих соотечественников с лучшими литературными и научными трудами русских авторов. Буссе перевел, в частности, с русского на немецкий язык «Путешествие по северо-восточной Сибири» Сарычева и издал это сочинение в Лейпциге в 1805 г. 372 В 1801 г. Буссе оставил Академию и с званием консисториальрата был определен пастором в церковь св. Екатерины на Васильевском острове. Здесь он продолжил свою церковно-литературную деятельность на проповедническом поприще. Одно из поучений пастора Иоганна Буссе было напечатано на русском языке под названием: «Слово, говоренное в Екатерининской лютеранской церкви 17 мая 1803 г., по случаю тридневного торжественного празднования первого столетия, прошедшего от основания столичного града С.-Петербурга» (СПб., 1803). Круг знакомств пастора Буссе постоянно расширялся; в него входили представители столичного духовенства, ученые, литераторы. В 1817 г. на квартире А. И. Тургенева он встречался с Пушкиным. На этой встрече также присутствовали другие лютеранские пасторы: Ласозе, Фридрих Ганеман (пастор Стрельнинского прихода, с 1814 по 1821 г.); был там и реформатский пастор Иоганн Муральт. Находясь в октябре 1826 г. в Саксонии во время местного юбилея Реформации, А. И. Тургенев записал в дневнике: «Этот день напомнил мне и мой вечер в 1817 году, когда я сближал пасторов протестантских и реформатских, и поэт Пушкин угощал их у меня пуншем и ужином , – Буссе, Ласозе, Муральта». 373

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010