250. И на земли мир... Лк. 2:14 Праздник Рождества Христова поистине есть праздник мира, ибо пришел на землю давно обетованный Примиритель неба и земли, и Ангелы небесные воспели дивную песнь мира при Его рождении: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Протекло с того времени девятнадцать веков. Каждый год в Церкви Божией звучит эта ангельская песнь и сладостно отзывается в наших сердцах, но – отовсюду угнетаемые скорбями люди невольно вопрошают: где же этот превожделенный мир, когда в наши дни весь мир объят бранью, когда нет, кажется, уголка на земле, где не билось бы тревожно человеческое сердце в ожидании вестей с полей брани, когда и на суше, и на морях люди безжалостно истребляют друг друга, льются потоки крови и неутешных слез? Ангелы Божии, вестники небесные, вразумите нас земнородных, в юдоли плачевной, среди громов и молний всемирной войны бедствующих! Возлюбленные братия! Непреложны обетовании Божии, святая истина – благовестие Ангелов Божиих. Родившийся в вертепе Вифлеемском и почивавший во яслях Спас миру Христос воистину принес мир на землю и благоволение Отца Небесного к человекам; но кто же виноват, если люди не хотят воспринять сей мир в свои сердца, провести его в жизнь, в свои земные отношения, и обрести в нем свое счастье и блаженство? Слышите, что глаголет благовествованный Ангелами Спаситель мира – Христос Господь: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам ( Ин. 14:27 ). Это – не тот мир, при котором люди могут лицемерить и обманывать друг друга; не тот мир, о коем говорят, что он лучше доброй брани; но мир – всяк ум превосходящий, мир, сопровождаемый тихою радостью, наполняющий сердце любовью даже к личным врагам, мир, коего никто и ничто отнять у человека не может, это – мир совести, мир с Богом, с самим собою пред лицом Божиим, – такой мир, при коем православный воин, исполняя долг, спокойно идет на смерть, на битву с врагом мира, оставаясь мирным и к нему в своей душе. При таком душевном мире победитель, обезоружив врага, тотчас же и забывает, что он ему враг, и готов оказать ему помощь, как своему ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

архиеп. Михаил (Попов) Часть II. Деятельность Димитрия в Ростове Глава I. Ознакомление с паствою На Ростовскую кафедру Димитрий прибыл 1 марта 1702, в воскресенье 3 недели поста с образом Ватопедской иконы Божией Матери. От ростовской паствы при встрече поднесена владыке Боголюбская икона Божией Матери. Он сначала приехал в Спасо-Яковлевский монастырь, находящийся на окраине города по дороге из Москвы. Помолившись здесь, он указал в юго-западном углу храма место, где желал быть похороненным 248 . Из монастыря он прибыл прямо в Ростовский Успенский собор и служил первую литургию. После литургии он обратился к пастве с замечательнейшим своим словом, так любимом теперь в простом народе. «Мир вам». Изволением Бога, все устрояющего на пользу, и повелением пресветлейшего Монарха, Благоверного Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, соизволением и благословением всего освященного собора, мое недостоинство, прибыв сюда, на престол пречестнейшей митрополии Ростовской и Ярославской, мир вам, о возлюбленные, словесного Христова стада овцы, возвещаю, мир пречестнейшему сему Пречистыя Матери Божия храму, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ярославлю, мир богоспасаемому граду Угличу, и всем богоспасаемым епархии сея церквям и градам мир и благословение, мир жительству и сожитию вашему, мир домам вашим, мир сердцам вашим, как и апостол говорит: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте ( Кол. 3, 15 ). Да не смущается сердце ваше о моем к вам пришествии, дверьми бо внидох, а не прелазая инуды: не искал, но поискан был, ни я не знал вас, ни вы меня не ведали, но неисповедимая глубина судеб Господних, она послала меня к вам; я же пришел не для того, чтобы вы послужили мне, но, чтобы послужить вам, по слову Господню: хотяй быти в вас первый, да будет всем слуга ( Матф. 20, 26 ). Пришел я к вам с любовию; сказал бы, что пришел, как отец к детям, но лучше скажу: пришел, как брат к братьям, как друг к любезным другам. Ито и Христос Господь не стыдится нарицать нас братиею. Вы друзи Мои, говорит, не ктому вас нарицаю рабы, но друзи ( Иоанна 15, 19 ), а что еще почетнее и удивительнее, что и отцами себе именует тех, кого любит, говоря: сей Ми есть и отец, и мати, иже творит волю Отца Моего Небеснаго ( Матф. 12, 49 ). Поэтому по любви моей к вам вы для меня и отцы, и братия и други. Если же и отцем меня назовете, то я апостольски вам отвечаю: чадца моя, ими же болезную, дóндеже вообразтся в вас Христос ( Галат. 4, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово на день Св. Пасхи С ей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117:24 ). И кто может не радоваться при исполнении того великого обетования Божия, события которого все благочестивые, начиная от первозданного, восхотеша видети, и не видеша ( Матф. 13:17 )! Если праотец наш Авраам, еще в отдаленнейшей будущности, узрев очами веры зарю сего великого дня, возрадовался радостию великою ( Иоан. 8:56 ): то мы ли, видя не зарю только, но уже светозарный день в полном его блеске и величии, не возрадуемся и не возвеселимся? Если Богоотец Давид, по выражению Писания, от душевного восторга, играл и скакал пред сенным ковчегом, сокрывавшим в себе тайну настоящей нашей радости: то мы ли, людие Божии святии, событие сей тайны зряще, в сей день не возвеселимся и не возрадуемся? Сей день есть день свободы нашей от поносного рабства духовному фараону: Ныне паки отверсты для нас врата в землю, кипящую истинным млеком и медом ( Исх. 3:8 ), в страну вечной радости и мира ( Рим. 14:17 ). Велик для нас, слушатели-христиане, день сей! Возрадуемся убо и возвеселимся в онь. Ныне все – и небо и земля и преисподняя, днесь всяка плоть и всяка тварь, исполнившись света воскресения Господня, веселится и радуется, яко Христос воскресе. Сама свыше озаренная св. Церковь , празднуя светоносный день сей, приглашает всякое создание к веселию и радости. Небеса убо достойна да веселятся, взывает она, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый; Христос бо воста, веселие вечноеûКан. Пасх. п. 1, троп. 2.. И сей глас Церкви, призывающий нас ликовствовать с нею в светоносный день сей, кажется, не оставлен нами без исполнения. Мы все подлинно празднуем Пасху Господню, и, как кажется, празднуем торжественно. Но каково наше празднование? Ибо и празднества от празднеств отличаются, и иногда так много и резко, что при однех из них остается только имя и внешний вид, самая сущность и цель совсем исчезают; а другия, быв в существе и форме обезображены и искажены, нисходят даже на степень низшую самых будней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Текст службы Сретения Господня. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст  службы Сретения Господня . Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. На Велицей вечерни, Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах, поем стихиры на 8, глас 1-й самогласны: [Германа патриарха:] Глаголи Симеоне, Кого нося на руку в церкви радуешися? Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего: Сей есть от Девы рождейся: Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. [Трижды.] Приими, Симеоне, Егоже под мраком Моисей законополагающа, провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася: Сей есть законом глаголавый, Сей есть во пророцех реченный: воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. [Трижды.] Приидем и мы, песньми божественными Христа усрящем, и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде, Сей есть, Егоже Давид провозвести, Сей есть во пророцех глаголавый: воплотивыйся нас ради, и законом вещавый, Тому поклонимся. [Дважды.] Слава, и ныне, глас 6. [Иоанна монаха:] Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты, не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти зовый раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи слава Тебе. Вход. Прокимен дне: и чтения 3. Исхода чтение. [Главы 12 и 13.] Глагола Господь к Моисею в день он, воньже изведе сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: Освяти Мне всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго ложесна в сынех Израилевых. И иде Моисей, и собра вся люди, и рече: Помните день сей, воньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-chto...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В эти святые дни над нашей землей непостижимый мир и тишина — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. И во всех православных храмах — ликование праздника: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всею Церковью, всею жизнью и смертью своей, потому что Ирод сказал, что он тоже желал бы поклониться Христу, и старался выведать от волхвов, где Христос рождается. Мир на земле объявляют ангелы человечеству, и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом мире Вифлеемские младенцы, первые мученики Христовой Церкви — телохранители Господни, — как назвал их святитель Филарет Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос, но меч, чтобы все узнали, какое величайшее благо есть мир, как он прекрасен и делом, и именем, что он Божий, что Бог есть его Бог, и Сам Бог именуется им, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды, там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Церкви Его? И вот мы видим сегодня триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Евангелия, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир в первую очередь с Церковью. И это разновидность его войны с Богом — чтобы устранить все препятствия для себя, чтобы не было ему никакого сопротивления, чтобы усыпить бдительность всех. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Мир, мир, — говорят они, а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — предупреждает пророк (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учения веры и Истины». А пытающиеся отсидеться в стороне, уклониться от этой войны все равно принимают участие в ней — только на чьей стороне?

http://moral.ru/война-и-мир/

Речь преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, пришедшего на свой престол в Ростов Волей Бога, все на пользу устроившего, повелением Пресветлейшего Монарха благоверного Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России Самодержца, соизволением и благословением всего освященного собора, мое недостоинство, придя на престол пречестнейшей Ростовской и Ярославской митрополии, говорю: мир вам, возлюбленные овцы словесного стада Христова, мир пречестнейшему сему храму Пречистой Божией Матери, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ярославлю, мир богоспасаемому граду Угличу, всем богоспасаемым городам и церквам епархии сеймир и благословение, мир жительству и сожитию вашему, мир домам вашим, мир сердцам вашим, как говорит и апостол: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны» ( Кол. 3:15 ). Да не смущается сердце ваше о моем пришествии к вам, ибо я пришел дверьми, а не влез снаружи ( Ин. 10:1 ). Я не искал этого, но найден был. Ни я вас не знал, ни вы меня не знали; бездна же великая судеб Господних, она послала меня к вам. Пришел же я к вам не для того, чтобы вы служили мне, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф. 20:26 ). Пришел я к вам с любовью. Сказал бы, что пришел, как отец к чадам, но лучше так скажу: пришел, как брат к братии, как друг к дорогим друзьям, ибо и Господь Христос не стыдится назвать вас братией. «Вы друзья мои, – говорит Он, – Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:14–15 ). Но еще более дивно и многочестно то, что Он любимых Своих называет даже отцами Своими: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ). Итак, и вы, любезные мои, являетесь для меня и отцами, и братьями, и друзьями. Если же и вы отцом меня назовете, то я по-апостольски отвечу вам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При всей употребительности сего святого приветствия в случаях, подобных настоящему, и при всем желании моем, чтобы мир Божий всегда водворялся в сердцах и душах ваших, я не осмелился бы теперь употребить сих евангельских слов в приветствие, если бы мне надлежало произнести их к вам от моего собственного лица. Ибо кто я, чтобы мне изрекать мир и благословение целой Церкви, которая, кроме других преимуществ, красуется целым собором святых угодников Божиих, по всем пределам ее почивающих нетленными и чудотворными мощами своими? Не паче ли мне самому должно предать себя молитвам сей Церкви, и от них ожидать мира душе моей и благословения служению моему? Но я уже сделал сие при самом вступлении моем в пределы паствы Вологодской. А между тем я прихожу к вам, братие, с тех святых гор, откуда воссиял свет веры для всей земли отечественной, из недр той Церкви, которая достойно и праведно именуется матерью всех Церквей российских. Приходя из такого места, от такой Церкви, как не принести с собой некоего дара духовного? - И я, оставляя святой град, прилежно молил о том всех святых Божиих, там нетленно почивающих. Дерзая о их-то предстательстве у престола Божия, о их богатстве духовном, я отверзаю теперь уста мои, чтобы от лица Церкви Киевской изречь мир и благословение Церкви Вологодской. Мир вам и благодать от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицы Единосущной и Нераздельной, Которая равно исповедуется и славится на юге и севере, востоке и западе, везде просвещает, всех и все животворит и спасает. Мир вам и благословение от Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, нерукотворенное изображение Которой благоговейно созерцал и лобызал я в самоизбранном Ею для Себя доме на земле -святой п чудотворной Лавре Печерской! Мир вам и благословение от собора Архангелов и Ангелов, имени которых посвящена обитель, где обитал я доселе! Мир вам и благословение от святой великомученицы Варвары, нетленным мощам которой в продолжение нескольких лет благочестно предстоял я! Мир вам и благословение от преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, у подножия коих я совершал последнее служение перед путешествием к вам! За молитвами толиких и таких предстателей у престола благодати я дерзаю надеяться, что мое желание вам мира и благословения не будет одним праздным приветствием, что благодать Божия, действительно, осенит души и сердца ваши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Скачать epub pdf доклад на Андреевских чтениях, Москва 11–13 декабря 2004г. К основным фигурам, символизирующим в Книге Откровения богопротивные силы на земле, относятся два неких зверя. Впервые они появляются в 13-й главе книги. Один зверь выходит из моря, а второй – из земли. Кроме этих апокалиптических зверей в 17-й главе изображена также некая жена, сидящая на звере багряном. Имя ей – «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:5 ). Прежде краткого описания этих символических фигур Откровения дадим несколько кратких предварительных замечаний общего характера о самой книге. Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе ( Откр.4:1–2 ). Взор Иоанна очищается, и он теперь способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится. А находится он «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.1:9 ), то есть в ссылке за Евангелие, которое Апостол возвещал в римской провинции Асия при императоре Домициане в середине 90-х годов I века. Иоанн переносится в запредельный мир не только в пространстве (в небо), но и во времени, в конец истории, так что может видеть настоящее в эсхатологической перспективе. Эффект видений Иоанна – протяжение мира читателя и в пространстве (небо) и во времени (эсхатон), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Рамки и узы, наложенные римской властью и идеологией, прорываются, и мир становится открытым в великую цель его Творца и Господа. Этот мир, видимый оттуда в апокалиптическом видении – новый, символический мир, в который попадают читатели. Но реально это не другой мир, но наш мир, увиденный с неба и из эсхатона. Задача такого взгляда – противостоять ложному, иллюзорному взгляду на действительность. Создается целый символический мир, в который читатель погружается так полно, что изменяется его восприятие окружающего мира. Далее, важно сравнить ( Откр.22:10 ) с концом книги пророка Даниила, аллюзиями на которую насыщена книга Откровения. Ангел говорит Даниилу: «Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» ( Дан.12:4,9 ). Даниил жил во времени, отдаленном от эсхатона. Его пророчество – тайная книга, которую люди поймут только в конце века сего. Иоанну же Ангел дает прямо противоположное повеление: «Не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко» ( Откр.22:10 ). То есть пророчество св. Иоанна имеет непосредственное отношение к его современникам (и к нам, его читателям). Оно относится не к отдаленному будущему, но к настоящей ситуации, в частности, к ситуации тех церквей в Асии, которым книга и была предназначена. Это их (и наша) ситуация эсхатологична.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

     Иногда люди спрашивают, зачем перечитывать Священное Писание? Какой смысл снова и снова вникать в текст Евангелия и других книг Нового Завета, если мы уже помним, о чем там идет речь? Многие христиане знают наизусть целые отрывки Евангелия. Но мы читаем Евангелие не для того, чтобы получить новую информацию. Для чего тогда надо стараться ежедневно обращаться к священным строкам? «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12, 2), — писал апостол Павел христианской общине Рима. Актуально ли это для нас? В наш век запредельных скоростей, возможности молниеносного извещения о новостях со всех концов света и свободного общения с людьми, живущими в разных странах на разных континентах, мы связаны с миром тысячью незримых нитей. Как же на практике выполнять апостольский завет не сообразовываться с «веком сим»? Неприметно одеваться? Ходить с опущенной головой? Удалить свой аккаунт из социальных сетей? Дело в ином. Под выражениями «мир сей» или «век сей» апостолы подразумевают зацикленность людей на земном. Это такой образ жизни, когда человек посвящает свое время, силы, способности исключительно поиску временных преимуществ — власти, денег, удовольствий. В этой ситуации действует и обратная реакция, когда не только человек ищет от мира всех возможных удовольствий, но и мир ищет человека и стремится поглотить его целиком. «Век сей», давая человеку то, что тот жаждет получить, требует взамен все больших и серьезных усилий, ничего не оставляя на другое. Мир завлекает все новыми возможностями удовольствий и приобретений, до последнего высасывая из человека его жизненную энергию, таланты, время. Как пишет преподобный Исаак Сирин, человек познает всю льстивость и обманчивость мира только в день своей смерти, когда уже ничего невозможно исправить. Но разве не предупреждает об этом Господь, говоря, что нельзя работать одновременно Богу и мамоне — земному благополучию, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Мф. 6, 24).

http://pravoslavie.ru/117013.html

Иконоборчество и иконопочитание Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. 21 февраля, 2010 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. В чем же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане, «не щадя живота своего», впрочем, как и чужого. В этой борьбе мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.

http://pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikon...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010