ПАМЯТЬ «Любовь к псалмопению породила монастыри» Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях. По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают… ПОЗИЦИЯ Ярые церковники В синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, но сохранились документы и собраны факты только по 8 новомученикам… МИССИЯ Московский Валаам Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве. Трехэтажный праздничный «ларец» – так окрестили в прессе это здание: необычная для храма архитектура, богатый декор снаружи, резные двери в два человеческих роста. Перешагнув порог, окунаешься в размеренную и упорядоченную жизнь подворья Валаамского мужского монастыря. Марина Ермаченкова ИНТЕРВЬЮ «Если Вы приняли монашеский постриг, никогда об этом не жалейте» Об особенностях чинопочитания на Афоне, важности келейного правила и монахах в миру журнал «МВ» беседует с начальником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря игуменом Петром (Романовым) ВОСПИТАНИЕ «Сироту пристроить, что храм построить» Еще в далеком 1994 году игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, тогда еще архимандрит Панкратий, благословил создание церковно-приходской школы при Приозерском подворье под руководством начальника подворья иеромонаха Фотия… Светлана Панченко А также: ПРЯМАЯ РЕЧЬ Послушник двухсот игуменов «Меня часто спрашивают журналисты об институте старчества в наших монастырях, не понимая того, что само монашество – великая Божия тайна. И монастырь не семинария – за пять лет никто не берется подготовить монаха…» Епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря ИСКУССТВО «Кто сказал, что ангелы поют во второй октаве?» Когда Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря завершил свое выступление в Спасо-Преображенском соборе Валаама, слушатели не сдержались: певчим и их регенту монахине Иулиании (Денисовой) устроили овацию. Мы обратились к монахине Иулиании с просьбой рассказать о ее опыте общения с живой традицией, новом поколении христиан и образе современного церковного пения.

http://pravoslavie.ru/105407.html

4 июня, накануне дня памяти преподобной Евфросинии, мощи святой были торжественно перенесены из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую обитель. Мощи угодницы Божией внесли в Кресто-Воздвиженский собор, где было отслужено всенощное бдение. На следующий день, по окончании Божественной Литургии, мощи святой перенесли из собора в древнюю Спасо-Преображенскую церковь. С 1913 года в монастыре было введено перенесение мощей преподобной Евфросинии из Спасского храма в Кресто-Воздвиженский собор. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. В современный период жизни обители, с 1994 года, накануне дня памяти преподобной Евфросинии в Кресто-Воздвиженский собор из Спасо-Преображенского храма переносили мощи угодницы Божией, а в день праздника, 5 июня, после богослужения крестным ходом их возвращали обратно. Это совершалось до 2006 года. С 27 декабря 2006 года в связи с начавшимися реставрационными работами в Спасской церкви Кресто-Воздвиженский собор стал местом постоянного пребывания святых мощей. 29 мая 2007 года из Бреста была привезена серебряная рака для мощей преподобной (изготовлена художником-ювелиром Н.П. Кузьмичом), в которую и были переложены мощи угодницы Божией из прежней, дубовой раки. 17 августа 2009 года в соборе над мощами преподобной Евфросинии была установлена деревянная сень. (Изготовлена минским резчиком М.М. Юревичем и расписана художниками-иконописцами Минского Свято-Елисаветинского монастыря.) В XX веке Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал. В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные.

http://sobory.ru/article/?object=04903

 Управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий заразился коронавирусом и госпитализирован 24 апреля, сообщила рабочая группа при Патриархе по ковиду. С 22 апреля закрыта Голосеевская обитель на Украине. Она стала третьим монастырем в Киеве на строгом карантине после Ионинского и Киево-Печерской лавры. В лавре уже умерли два монаха и несколько десятков больны. Мэр Киева закрыл монастырь, после того как у 63 священнослужителей там обнаружили коронавирус.  В Белоруссии из-за ковида закрыта Духовная академия. В реанимации епископ Новогрудский и Слонимский Гурий. Массовые заболевания зафиксированы в минском Свято-Елисаветинском монастыре. Такие данные со ссылкой на монахинь минского монастыря публикует журналист Марина Ахмедова.  « Из ста тридцати сестер сто больны », - сообщили в обители. « Только на Пасху за ночь от одной ложечки причастилось 970 человек. Ложечка не обрабатывалась », - цитирует журналист очевидцев, которые уточняют, когда одна девушка из желавших причаститься расплакалась и попросила ложку обработать, ей ответили отказом. Таким образом, масштаб заболевания среди прихожан еще полностью неизвестен.  «Надеваем защитный костюм и идем к больным» Тем не менее, в Москве священники посещают пациентов с COVID-19 дома и в стационарах. « Мы уже несколько раз ходили к таким пациентам домой, соблюдая все меры безопасности.  Мы надеваем защитный костюм, маску, перчатки — делаем все так же, как делают врачи », - сказал в интервью порталу «Православие и мир» протоиерей Иоанн Кудрявцев, заместитель председателя московской епархиальной Комиссии по больничному служению. В Италии умерли от ковида более 60 священников, «заботясь о больных в госпиталях, как и врачи и медсестры»,  сказал Папа Римский на предпасхальной службе.  Большинство были в преклонном возрасте и имели другие заболевания, но это не умаляет их священнического подвига. И вряд ли в начале эпидемии у них были защитные средства. Самая тихая Пасха Во всем мире и православные и католики, которые на неделю раньше в этом году отпраздновали Пасху, в основном, ограничились онлайн богослужениями.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Каждая из хористок носит костюмы тех цветов, которые указывают на местность, в которой она родилась, и вносит в репертуар песни своего региона. Название грузинского хора «Мздлевари» означает «пение птиц», с которыми пение участников коллектива может быть сравнимо по мастерству. Что не удивительно, ведь для грузин пение — это стиль жизни.Единственный концерт академической музыки в цикле — исполнение «Страстей по Иоанну» Софии Губайдулиной хором и симфоническим оркестром Мариин-ского театра (17 апреля, Большой зал филармонии). Сочинение было написано по заказу города Штутгарта в честь 250-летия со дня смерти И.С.Баха. По идее организаторов торжества страсти по четырем евангелистам — Луке, Марку, Матфею и Иоанну — должны были быть написаны композиторами из разных стран. Вот что говорит о своем грандиозном творении (оно длится 90 минут) сама Губайдулина: «Когда я получила заказ, то сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна. Моя страсть — это Страсти по Иоанну. Впрочем, каждому свое: Вольфганг Рим, например, когда ему предложили написать Страсти, воскликнул: „Только не по Иоанну!“ И выбрал Страсти по Луке. Самым важным для меня в этой работе было соединение текстов Страстей с текстами из Апокалипсиса. Это сразу придавало сочинению объем». Но лучше всего о замысле сочинения скажет сама музыка Губайдулиной — композитора, умеющего сочетать мистическую концептуальность с искренностью человека живой веры. Екатерина Юсупова 4 марта. Канун Прощеного воскресенья Санкт-Петербургская филармония Большой зал Православные молитвословия и традиционные песни в обработке Сергея Жарова BOLSCHOI DON KOSAKEN (Австрия)п/у Петра Худякова 7 марта. Первая седмица Великого поста (Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского)Академическая Капелла " Се время покаяния... " Стихи покаянные и духовные ПРАЗДНИЧНЫЙ ХОР МИНСКОГО СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ (Беларусь)п/у инокини Ирины (Денисовой) 12 марта.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

На богослужении присутствовали заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Лилия Ананич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Валентина Курсевич, представители местных властей, Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Посольства Республики Сербия в Республике Беларусь. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора города Минска под управлением Виталия Соболевского. Трансляция богослужения велась на телеканале «Беларусь 3». Проповедь перед причастием произнес ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов). По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен. Митрополит Вениамин поздравил верующих с праздником и обратился к ним со словом назидания. Торжества продолжились на открытых площадках города Заславля. Для гостей праздника работали выставка-ярмарка «Кладезь» Елисаветинского монастыря города Минска, детская гостиная, демонстрировались кукольные спектакли театра «Батлейка», проходили мастер-классы по народным ремеслам. Желающие могли поучаствовать в семейной игре-приключении «Святая Русь. История Православия на белорусских землях». До вечера действовала выставка ремесленников «Город мастеров Заславля». Были организованы экскурсии по историческим местам города Заславля. На Центральной площади состоялся праздничный концерт «Духовные истоки земли Белорусской». В Музейно-выставочном комплексе Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» организована временная экспозиция православных икон ко дню празднования 1030-летия Полоцкой епархии и Православия на белорусских землях, возле Центральной площади работают временная экспозиция живописи Виктора Данилова «Этюды древнего Заславля» и вернисаж работ учащихся Заславской детской школы искусств. Также вниманию гостей праздника представлена фотовыставка «Связь времен», посвященная 1030-летию Православия на белорусских землях, подготовленная Синодальным информационным отделом Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5947230...

Потому что силой Веры всем внушил - спасенье есть, потому что вспомнил первый Бога, Русь и предков честь. Чего не скажешь о духовном стихе, там - сокрушение о потере рая, глубокая печаль. В белорусских источниках этот текст называется «Три ангела». Он широко известен в исполнении Минской этно-группы « Троица» и хора женского православного Свято-Елисаветинского монастыря на окраине Минска, где регентом является монахиня Иулиания (Денисова). Матушка с консерваторским образованием для этого канта подобрала свою музыку. Редактором текста обозначен Виктор Кравченко. Это только редактор, который адаптирует старый текст под новую музыкальную форму. Автор же слов, история и география песнопения пока неизвестны. Невольно помогают интернет-ресурсы. В мае прошлого года пользователь сети Иван Дорошенко после прослушивания «Троицы» с ее «Тремя ангелами» одобрил пение фольклорной группы, но заметил: «Слишком много русскоязычных слов. Но это суть души белорусской не меняет». Иван не исключил возможное использование в белорусском языке его восточных диалектов, формирование которых не обошлось без русского языка. Как, в свою очередь, белорусский и украинский языки породили, по определению лингвистов, стародубский говор в юго-западных районах Брянской области. А могло ли русское песнопение также быть принято белорусами и со временем претерпеть изменения, впрочем, как и русское песнопение могло быть переиначено с белорусского? Похожий на «Три ангела» русский духовный стих, но уже под названием «Рай», когда-то занимал место в репертуаре Елены Камбуровой. Все не так просто. Русский историк и философ Георгий Федотов в своем исследовании «Стихи духовные», изданном в Париже в 1935 году, признает, что духовный стих сложился в допетровской Руси, в XV-XVI столетиях, и представляет уцелевший «обломок московской культуры» в чуждой и разлагающей его цивилизации последующего времени. В XIX веке русский духовный стих переживает процесс «постепенного выветривания и отмирания». Но благодаря писателю Петру Киреевскому по царской России эти жемчужины народного творчества были собраны и заняли свое место в отдельных книгах. Время издания записанных стихов некоторые музыковеды-фольклористы стали ошибочно указывать временем их зарождения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Фильм «Два Андрея» Галины Адамович (студия Иоанна Воина, Беларусь), сразу можно сказать, будет безусловно востребован нашей православной аудиторией. Московской аудиторией – однозначно. Это фильм о двух известных современных батюшках, любимых не только своей паствой, но и далеко, далеко за… Речь идет о прот. Андрее Лемешонке, духовнике Минской епархии, духовнике и строителе известного Свято-Елисаветинского женского монастыря (Минск). В его ведении и студия Иоанна Воина, фильмы которой прекрасно знает аудитория к/ф «Радонеж». Еще один Андрей - протоиерей Андрей Логвинов, клирик Костромского храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, член Союза писателей, член союза журналистов. Батюшка-поэт. Из фильма мы узнаем невероятное: оба Андрея пришли к вере и крестились – взрослыми, а потом даже привели к вере и крестили своих родителей. Они давно и хорошо знакомы, часто встречаются, вместе служат к утешению и вдохновению своих паств. А главное: мы получаем опыт живого горения веры. Особенно после этих слов о. Андрея Лемешонка к пастве: «Поймите, нам все надо начинать сначала, мы – в самом начале пути…». И это из недавней проповеди, когда он уже построил и монастырь, и мужское подворье для бывших алкоголиков, и ту же известную на весь крещеный мир киностудию… Фильм Анастасии Галкиной « БРАТСТВО». Полное название: «Казанская духовная семинария. Вера. Познание. Братство» длится менее 7 минут. Это конечно, авангард  нашего духовного кино: смело доведенный до символизма «разговор» семинаристов  о познании себя, своей молодой духовной природы, своей греховности. А грех, как всегда, приходит исподволь… Какие чистые, одухотворенные юноши-семинаристы поют в классе псалмы… Но вот один из них, одиноко стоит у книжного стеллажа, читает наверное древний трактат. В этот момент из книги выпадает 1000-рублеая купюра. Он медленно наклоняется, чтобы поднять ее… И видит в это время свою руку в перстнях. Другой семинарист во время спортивных занятий бросает мяч не в баскетбольную корзину, а в своего товарища. При этом вместо мяча мыслит в своей руке камень…Но вот весь семинаристский класс из 12 человек выходит в город (за ограду, в мир), шествует по центральной улице мимо богатых витрин… И один за другим впадают в грех. Пока что – в мыслях. Вот они остановились в некоем недостроенном помещении. Напротив стояли их двойники, порабощенные тем или иным грехом. Долго рассматривают свое падение. Наконец вся группа решительно делает шаг вперед. Наступает. Что наверное символизирует решимость победить грех. Хорошо.

http://radonezh.ru/analytics/prazdnik-na...

Архипастырь отметил, что в этот праздничный день мы вспоминаем людей, которые стояли у истоков славянской письменности и книгоиздания. Это равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святитель Кирилл Туровский, преподобная Евфросиния Полоцкая, первопечатники Франциск (во Святом Крещении Георгий) Скорина и диакон Иоанн Федоров и многие другие подвижники и просветители. Митрополит Павел напомнил, что нынешний год в Белорусской Православной Церкви объявлен годом митрополита Иосифа (Семашко), труды которого способствовали духовному единению белорусского народа в лоне Православной Церкви. Патриарший экзарх пожелал, чтобы единство, мир и согласие, укреплению которых служил митрополит Иосиф, присутствовали и в нашей современной жизни. Согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла директор Национальной библиотеки Беларуси Роман Мотульский был награжден юбилейной медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Патриаршую награду вручил митрополит Павел. Вниманию собравшихся были предложены фрагменты документального фильма, посвященного жизни и деятельности митрополита Иосифа (Семашко) и его сподвижников. Далее состоялся концерт с участием камерного хора Salutaris (художественный руководитель и дирижер Ольга Янум), сводного хора Минской духовной академии и Минского духовного училища (регент Наталья Медведь), детского хора гимназии при Елисаветинском монастыре (регент Мария Бахвалова), братского хора Елисаветинского монастыря (регент Евгений Прокофьев), клирика Свято-Духова кафедрального собора города Минска протодиакона Владимира Назарова. В стенах академии была открыта выставка книг белорусских православных издательств: издательства Белорусского экзархата, издательства Елисаветинского монастыря, Братства в честь святого Архистратига Михаила, издательства Петропавловского собора в Минске и издательства Дмитрия Харченко, которые представили свои новинки детской литературы, творений святых отцов и учителей Церкви, духовно-просветительских и апологетических изданий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5163155...

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси выразил соболезнование в связи с трагической кончиной игуменьи Василиссы. «Весть о ее кончине отозвалась скорбью не только в моем сердце, но и в сердцах многих и многих православных христиан», – говорится в соболезновании Предстоятеля Белорусской Церкви. Митрополит Павел отметил вклад настоятельницы в развитие монашеской жизни Борисовской епархии. «Новопреставленная матушка понесла многие труды по устроению монашеской жизни, строительству храмов и корпусов, попечению о многочисленных паломниках Ксениевской обители, – подчеркнул он. – Верю и молитвенно надеюсь, что Господь примет ее боголюбивую душу в Свое нетленное Царство». Игумения Василисса (Медведь) родилась 10 марта 1949 г. в городе Соснице Черниговской области (Украина). Окончила исторический факультет Черниговского педагогического института. Преподавала в школе. Была прихожанкой Петро-Павловского собора г. Минска, затем после образования Елизаветинского сестричества при соборе стала сестрой милосердия. В 2001 году служила послушницей Свято-Елисаветинского женского монастыря, потом, будучи инокиней, приняла постриг. С 2004 г. по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси – настоятельница Свято-Ксениевского женского монастыря в деревне Барань Борисовского района Минской области (Беларусь). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 февраля, 2024 25 октября, 2023 28 сентября, 2023 26 сентября, 2023 25 сентября, 2023 28 августа, 2023 20 июля, 2023 26 июня, 2023 17 июня, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-belorussii-ubita-nas...

Произведения на конкурс присылались под псевдонимами, а члены жюри практически до последнего момента не знали, кто в жюри вместе с ними: Юлия Бройдо уточнила, что москвичам специально покупали билеты в разные вагоны, чтобы они не могли случайно встретиться в поезде. «Это самый объективный конкурс из всех, что я знаю», — отметил один из членов жюри композитор Андрей Микита. Монахиня Иулиания (Денисова), регент и художественный руководитель Праздничного хора Минского Свято-Елисаветинского монастыря, была в жюри прошлого конкурса (сейчас она приехала на фестиваль как преподаватель летней школы) и вспоминает, что, несмотря на то, что члены жюри не знали друг о друге и не общались, было поразительное единодушие в оценках конкурсных произведений. Из пяти номинаций первая премия была присуждена только в третьей — «Хоровое сочинение малой формы на псалмы Давидовы или их поэтическое переложение». Ее получила Виктория Полевая из Киева. Отвечая на вопрос журналиста, почему не была присуждена первая премия в других номинациях, композитор Андрей Микита объяснил, что жюри было строгое и надеялись найти шедевр — «ту музыку, которая будет исполняться часто и много лет», но таковой пока не обнаружили. А главный хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко, член жюри прошлого конкурса, сказал: «Вдумайтесь, сколько хоровых произведений осталось в веках — " первые премии " иногда столетиями не присуждались. Мы должны выявить шедевр, а не наклеить ярлык шедевра». Среди победителей конкурса есть петербуржцы: в первой номинации, «Вокально-симфоническое произведение, посвященное Сергию Радонежскому», третьей премии удостоились Вячеслав Римша и Алексей Захаров, а в третьей номинации, «Хоровое сочинение малой формы на псалмы Давидовы или их поэтическое переложение», третья премия была присуждена Валерию Фадееву. Следующий конкурс «Роман Сладкопевец» состоится в будущем году. Он будет посвящен благоверным Петру и Февронии Муромским. «Вода живая» /Патриархия.ru  Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010