После структурных преобразований в Румянцевском музее и создания Б-ки им. В. И. Ленина (ГБЛ) Г. в 1925 г. возглавил Отдел старых рукописей б-ки. В 1935 г. он был освобожден от должности главного хранителя, а затем и хранителя, оставаясь консультантом отдела до конца жизни. В 1938 г. ему присвоили ученое звание профессора книговедения. При участии Г. был издан альбом «Древнерусская миниатюра» (М., 1933), в к-ром воспроизводились фрагменты лицевых рукописей XV-XVI вв. из фондов ГБЛ. В 1942 г. на юбилейной сессии Ученого совета ГБЛ, посвященной 80-летию б-ки, Г. выступил с докладом «Рукописные книги библиотеки как исторические памятники русской культуры». Г. с кон. 20-х гг. XX в. был прихожанином Богоявления Господня собора в Елохове . С 1942 г. состоял в редакционной коллегии по изданию кн. «Правда о религии в России» (М., 1942), с 1943 г. был постоянным сотрудником «Журнала Московской Патриархии» , опубликовал в нем ряд статей, в частности в 1944 г. после смерти Патриарха Сергия (Страгородского) писал о необходимости Патриаршего правления. Воспоминания о встречах с Патриархом вошли в кн. «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947). Г. был членом Поместного Собора 31 янв. - 2 февр. 1945 г. и участвовал в избрании Патриарха Алексия I . В 1945 г. награжден орденом «Знак Почета». Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Арх.: РГБ ОР. Ф. 217; РГБ. Архив. Оп. 199. Д. 34. Т. 1-2; РГАЛИ. Ф. 345. Соч.: Христианство в понимании рус. людей в домонг. период. М., 1893; Завет прп. Сергия. М., 1893; Москва, ее святыни и памятники. М., 1894, 19044; Никон - Святейший Патриарх Всероссийский, и основанный им Новый Иерусалим. М., 1895; Коронование рус. государей. М., 1896; Праздничные службы и церк. торжества в старой Москве. М., 1896; В старой Москве: Великий пост и Пасха//РВ. 1900. 4. С. 554-569; Смутное время: Очерки и рассказы. М., 1903; Моск. Александровский ин-т. М., 1905; Отд-ние рукописей Имп. Моск. и Румянцевского музея//50-летие Румянцевского музея в Москве: 1862-1912: Ист. очерк. М., 1913. С. 41-78; Собрание Н. С. Тихонравова. М., 1913; Рукописи Т. Ф. Большакова, хранящиеся в Моск. и Румянцевском музее. Пг., 1915; Очерки по истории Красной Гвардии. М., 1919; Рукописи с летописями (датированные)//Путев. по Гос. Румянцевскому музею. М., 1923; Рукописи Н. В. Гоголя: Кат. М., 1940; Первый Патриарх Московский//ЖМП. 1944. 8. С. 12-16; Патриархи Московские: 1589-1944 гг.//Там же. 9. С. 11-16; О составе Поместного Собора//Там же. 10. С. 10-14; Предстоящий юбилей (1448-1948)//Там же. 1946. 10. С. 52-56.

http://pravenc.ru/text/162163.html

«Толкование» состоит из 12 книг, каждая из них подразделяется на историю (storia) и толкование (explanatio). Сочинение Б. Л. написано в форме катен и показывает большую начитанность автора в святоотеческой лат. лит-ре предшествующего периода. Б. Л. активно использует толкования на Апокалипсис сщмч. Викторина , еп. Патавского, соч. к-рого было известно Б. Л. в полном виде, а не в переработке Иеронима , труды блж. Иеронима, Апрингия , еп. г. Пакс-Юлия, св. Примасия, Псевдо- Исидора Севильского. Кроме того, именно благодаря труду Б. Л. сохранились фрагменты некогда объемного толкования на Апокалипсис донатиста Тикония Африканца . Из проч. авторов, дававших толкования лишь на отдельные части Откровения св. ап. Иоанна Богослова, Б. Л. использует сочинения блж. Августина , свт. Амвросия Медиоланского , папы свт. Григория I Великого , св. Фульгенция из Руспе , св. Григория , еп. Эльвирского, сщмч. Иринея Лионского . Компилятивный характер «Толкования» не дает возможности определить богословские взгляды Б. Л., однако можно отметить, что ему свойственны напряженное эсхатологическое ожидание и уверенность в близком конце света. С т. зр. Б. Л., Апокалипсис следует рассматривать как мистическую историю Церкви. Конец 6-го дня, к-рый будет ознаменован гонением на Церковь и уменьшением числа верующих, Б. Л. соотносит со своим временем, ожидая скорого конца мира, к-рый, по его мнению, должен был наступить в 800 г. Толкование на Апокалипсис из Сен- Севера. Миниатюра. XI в. (Paris. Lat. 8878. Fol. 108v — 109) «Толкование» Б. Л. было снабжено многочисленными иллюстрациями, выполненными, очевидно, по указаниям автора или при его участии; сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X-XII вв.; его рукописные списки получили название «беатов» (beatos). До наст. времени сохранилось полностью или фрагментарно 32 манускрипта X-XVI вв. (из них 23 рукописи относятся к X-XII вв.), они являются памятниками средневек. книжной миниатюры. Для разработки изобразительной программы «Толкования», состоящей более чем из 70 иллюстраций, использовались, очевидно, не сохранившиеся древние испан.

http://pravenc.ru/text/77748.html

Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться. Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом , Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. " У тебя в келлии - Мой враг " ,- сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку 8 июня). На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет. Иконописный подлинник Афон. 1547. Прп. Кириак. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Константинополь. 985. Прп. Кириак. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Дечани. Ок. 1350. Свв. Харитон Исповедние (28 сентября), Кириак Отшельник (29 сентября), Григорий Армянский (30 сентября). Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Афон. XV. Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. XV. Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1552. Прпп. Кириак Отшельник и Нил Синайский. Фреска монастыря св. Павла. Афон. 1552 г. Греция. XVII (?). Прп. и прп. Кириак. Икона. Греция. XVII (?) в. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913980.htm...

Евангелие Хитрово, миниатюра Ученик при признанных мастерах Так или иначе, но чернец Андрей очень резко изменил свою жизнь и в немолодом уже возрасте стал младшим в артели иконников. В 1408 г. Андрей — снова второй: его имя следует после Даниила, в других источниках названного Черным (еще одна загадка происхождения иконника). Но теперь он уже не назван чернецом. Да и Данило здесь тоже не чернец. Почему? Потому что оба они уже больше трех лет как монахи. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в., фрагмент) Итак, из скудных фраз прижизненных источников удается извлечь необычайно ценную информацию. Мастер-иконник по прозванию Рублев был очень известен в мирской жизни, но после пострижения с именем Андрея он мог рассчитывать только на положение ученика при более признанных мастерах. В конце XV в. Иосиф Волоцкий записал со слов игумена Троице-Сергиева монастыря старца Спиридона: «Поведаше же нам и се честный он царь Спиридон… чуднии они пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей… толику добродетель имуще, и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественныя благодати сподобится и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных валов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения, на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыка Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

http://pravmir.ru/on-prosto-videl-inoy-m...

Об этом снова и снова будут рассказывать художники разных эпох. Миниатюра из Минология Василия II. «Рождество Христово». Константинополь, 985 год На странице византийской рукописи конца X века — традиционная каноническая схема изображения Рождества Христова — Вифлеемская пещера, восседающая перед нею дева Мария, Младенец. В евангельских сюжетах у художников всегда есть «пророчество» — символический язык изображения указывает, зачем и как продолжатся события. И эти ясли уже похожи на гробницу. И пелены младенческие напоминают пелены, в которых ученики положат в гроб своего учителя — казненного Христа. Но вот служанки готовят младенца к омовению — они обязательно встречаются в этом сюжете как напоминание об очищении, о смывании греха, о победе света над тьмой. Очень важная деталь — практически всегда в сюжете Рождества присутствует фигура согбенного, тревожного, отягощенного думами Иосифа. Он все еще не может в себя вместить великую тайну и чудо Рождества от непорочной Девы. И любопытно, что рядом с Иосифом изображен старец в косматой шкуре с кривой палкой — он выглядит как пастух, и его часто истолковывают как одного из пастухов. Но, возможно, это искушающий дух, нечто темное и злое, что внушает Иосифу недобрые мысли. Неслучайно рядом или между ними — сцена омовения Того, Кто омоет всякую тьму. Икона «Рождество Христово». Москва, XVI век. 56x44,5 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург В иконе московской школы изображена беседа Иосифа и старца в шкуре с изломанной палкой: что-то недоброе, неправильное вторгается в праздничную атмосферу Рождества. Дева Мария изображена рядом в сиянии красного покрова — цвета жизни, любви и вместе с тем грядущей жертвы, она смотрит не на своего Младенца, а на искушаемого Иосифа и через него — на весь земной мир, будто обещая утешение и защиту. Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» (фрагмент фрески), 1459-62 гг. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция Итальянский мастер Беноццо Гоццоли при дворе Медичи считался одним из лучших мастеров. В длинных вереницах гостей он запечатлел своих современников, заказчиков, могущественных герцогов-правителей Флоренции. Художник позволил всем стать участниками торжественного шествия к родившемуся Спасителю.

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Погребение мучеников кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 978) Погребение мучеников кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 978) Люди из княжеской свиты перенесли останки М. В. и мч. Феодора для захоронения в Чернигов. Однако после событий осени 1246 г. из-за разногласий между Ольговичами, возможно, по вопросу об очередности наследования прав на Чернигов не сразу возникло почитание св. мучеников. В краткой редакции проложного Сказания об этих мучениках отмечено, что после гибели М. В. и Феодора их память на Руси не отмечалась на протяжении неск. лет ( Лосева. 2009. С. 296). В связи с возможностью политических конфликтов в Чернигове вряд ли может быть случайным то обстоятельство, что Борис Феодорович Половой, сын мч. Феодора, во 2-й пол. XIII в. покинул Чернигов и перешел на службу к Владимирскому, Новгородскому и Тверскому вел. кн. Ярославу (Афанасию) Ярославичу (РИИР. 1977. Вып. 2. С. 178; РГАДА. Ф. 210. Оп. 18. 43. Л. 1). Пространное поминание М. В. и Феодора в списках 2-й пол. XVII-XVIII в. т. н. Любечского помянника носит характер поздней вставки в первоначальный текст ( Зотов. 1892. С. 25). Текстуально эта вставка близка к фрагменту «Сказания о Житии Михаила Всеволодовича и его боярина св. мч. Феодора», частично - к текстам синодиков Успенского собора Московского Кремля, а также епархиальных соборных синодиков, которые бытовали в Сев.-Вост. Руси с сер. XIV в. (ДРВ. Ч. 6. С. 438, 492). Прославление М. В. связано с деятельностью его дочери ростовской кнг. Марии Михайловны и ее детей князей Бориса и св. Глеба Васильевича . В Ростове в память о М. В. был построен деревянный храм, сгоревший в кон. 80-х гг. XIII в. До 1271 г. было составлено краткое проложное Житие с рассказом о подвиге и мученической кончине М. В. и Феодора, погибших за правосл. веру после отказа участвовать в языческих обрядах в Орде. В основу ростовской версии мог быть положен устный рассказ либо кн. Бориса Васильковича, либо одного из ростовцев, находившихся осенью 1246 г. в составе свиты М. В. Этот текст ростовского происхождения был широко распространен на Руси и известен в неск. редакциях, соотношение между к-рыми до конца не исследовано. Большое число списков Жития М. В. и его боярина Феодора вошло в состав Прологов, сборников житийного и смешанного состава, четьих сборников, летописей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

У виставка чудеса Соловецьких святих» 12 листопада 2012 р. 17:50 25 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге на ледоколе «Красин» откроется выставка Соловецкого морского музея «Ранние морские чудеса Соловецких святых (конец XV — середина XVII вв.)». В рамках экспозиции будут представлены древнейшие агиографические свидетельства и изобразительные материалы о морехождении на Севере России. Выставка продлится до 10 января 2013 года. Исторический период с конца XV по середину XVII столетия вошел в историю как эпоха великих географических открытий русских мореходов в Арктике и на Дальнем Востоке. Русскими кормщиками были проложены морские пути в Сибирь и далее до восточной оконечности Азии и Тихого океана. Важнейшей вехой в этом движении «встречь солнцу» стал 1648 год, когда экспедиция Федота Попова и Семена Дежнева открыла пролив между Азией и Америкой. К сожалению, сохранилось немного исторических свидетельств, проливающих свет на повседневную морскую практику русских мореплавателей названного времени. В такой ситуации исключительную ценность имеет комплекс письменных и изобразительных источников, связанных с агиографической традицией Соловецкого монастыря. Соловецкая агиография — свидетельства о жизни местных святых, их посмертных явлениях и чудесах — включает в себя целый ряд рассказов о морских происшествиях. Как правило, записывались они со слов участников событий. Повествуя о небесной помощи, оказанной мореплавателям, агиографы невольно знакомят читателя с судовым и промысловым обиходом своих современников, их морским бытом, приемами морехождения, верованиями и обычаями, с трудностями и опасностями хождения по Студеному морю. Древнейшие из сохранившихся изобразительных источников — иконописные и книжные миниатюры, произведения прикладного искусства — иллюстрируют эти рассказы в манере, характерной для средневекового искусства с его своеобразным визуальным языком. Основу выставки составили рассказы о морских чудесах прпп. Савватия (†1435) и Зосимы (†1478) Соловецких, произошедших в конце XV — середине XVI вв. и записанных не позднее 1548 г., а также копии древнейших изображений этих чудес. Речь идет о фрагменте иконы «Прпп. Зосима и Савватий Соловецкие с житием» 50-60-х гг. XVI в. (ГИМ), фрагменте резной раки преподобного Зосимы 1566 г. (ПТ) и лицевой (иллюстрированной) рукописи «Жития прпп. Зосимы и Савватия Соловецких» рубежа XVI-XVII вв. (ГИМ. Вахр. 71). Этот материал дополняют повествования о морских чудесах прп. Иринарха Соловецкого (†1628), записанные не позднее середины XVII в. Тексты чудес приводятся по рукописям ГИМ. Вахр. 71 («Житие прпп. Зосимы и Савватия Соловецких») и ГИМ. Увар. 886 («Житие прп. Иринарха Соловецкого») в переводах на современный русский язык — соответственно М.М. Черниловской и В.В. Аксючиц-Лаушкиной.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2585823...

Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы и фрески Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, Преображение и Воскрешение прав. Лазаря. Синай. XII в. vk fb tw ok @ g+ lj Пьетро Каваллини, Благовещение, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». XIV век. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей vk fb tw ok @ g+ lj Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век, Государственная Третьяковская Галерея vk fb tw ok @ g+ lj Миниатюра Евангелия апракос. Вторая четверть XII века, Государственный Исторический Музей vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение у кладезя. Роспись собора Рождества Богоматери, 1502 год, Дионисий и сыновья vk fb tw ok @ g+ lj Икона последней трети XVII, Костромской музей vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. 2-я пол. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаичная икона 1300-1325 года, Музей Виктории и Альберта, Великобритания vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г. vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. 1670. Автор: Иван Максимов vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Фреска православного храма на Кипр vk fb tw ok @ g+ lj Фрагмент византийского Диптиха из слоновой кости, VI век, сокровищница Миланского собора vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 г. vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение. Современная икона vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/52692.html

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Плата дани словенами, кривичами, чудью и мерей варягам, полянами, северянами и вятичами — хазарам (859). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. Иллюстрация: ru.wikipedia.org Под 6370-м годом от сотворения мира (862 от Р. Х.) в «Повести временных лет» помещен рассказ о событии, которое принято называть «призванием варягов», или, что то же, началом княжения Рюрика – родоначальника династии, правившей на Руси до конца XVI века: В «Летописи» зафиксирован конституционный характер княжеского правления «В лето 6370. Изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву”» . Таким образом, в «Летописи» зафиксирован договорный, в наше время сказали бы – конституционный, характер княжеского правления – призываемый на престол князь и, очевидно, его преемники должны были править «по ряду, по праву», а не самовластно. Именно такой статус князей утвердился и продержался в течение нескольких веков в Новгороде, но не в Киеве, не во Владимире-на-Клязьме и не в Москве. И далее говорится, что посланцы «идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами”. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу» . Интерпретация этого текста, содержащего не одну загадку, вызывает затруднения, разрешить которые пытался сонм ученых мужей и – в наше время – также жен, отечественных и зарубежных, посвящавших этой теме статьи, трактаты и монографии в течение по меньшей мере последних трех столетий, но и до сих пор нельзя сказать, что все вопросы и недоумения, возбуждаемые этим кратким летописным рассказом, получили окончательное и доказательное разрешение. Хотя летописное сообщение о призвании Рюрика было записано чрез два столетия после самого этого события, его достоверности можно доверять, хотя и не безоговорочно, потому что устная традиция, равно как и записи, сделанные до окончательной редакции «Повести временных лет», могла воспроизводить реальные события, с одной стороны, с искажениями, а с другой, – в виде некоего резюме, для наглядности представленного при этом в лицах. По остроумному замечанию В. О. Ключевского,

http://pravoslavie.ru/154336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I (Емелиан Брадатый; † 1.11.1429, Вел. Новгород), архиеп. Новгородский. Иером. Омельян (Емелиан) был избран архиепископом по жребию в Вел. Новгороде ок. 10 сент. 1423 г. (сообщение псковских летописей об избрании Е. 1 нояб. является ошибочным). Согласно Новгородской 4-й и Симеоновской летописям (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 431; Т. 18. С. 167), до избрания он был иноком Деревяницкого монастыря (см. Деревяницкий в честь Воскресения Христова женский монастырь ), тесно связанного с Новгородской кафедрой. По Сокращенному Новгородскому летописцу (список Н. К. Никольского) и Новгородской 2-й летописи, Е. был духовником архиеп. Симеона († 1421) (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 606; Т. 30. С. 168). Социальное происхождение Е. остается неясным. В Новгороде на территории Людина конца, на усадьбе «И» Троицкого раскопа, связанной с проживанием священнослужителей, был найден фрагмент деревянного посоха с именем Емелиан. О выдаче зерна некоему Емелиану говорится в новгородской берестяной грамоте 253 (1369-1396), найденной на боярской усадьбе Онцифоровичей на территории Неревского конца Новгорода ( Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1956-1957 гг. М., 1963. С. 80-81). И. А. Стерлигова предположила, что Е. был заказчиком «панагии Серапиона», на внешней створке которой изображены св. Емелиан (исп. Емилиан Кизический?) и мч. Онисифор (Онцифор), и являлся сыном новгородского посадника XIV в. Онцифора Лукинича (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. 21. С. 94-95, 168-171, 379). Исследователи относят падение Онцифоровичей как посадничей династии к нач. 20-х гг. XV в., т. е. ко времени накануне возведения Е. на кафедру (см.: Бобров. Новгородские летописи XV в. 2001. С. 86). Возведение архиеп. Евфимием I ц. Спаса Милостивого в Новгороде. Преставление прп. Кирилла Белозерского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225.Л. 393 об.)

http://pravenc.ru/text/187751.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010