110 См. Служебн., ркп. Соф. библ. л. 121; Сборник, ркп., (1482 г.) Кирилло-Белоз. библ. 6/1053, л. 56 об.–57. 113 Псалтырь, ркп. (XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. л. 237 об.–239 (Достойно внимания, что здесь две первые молитвы чина написаны нераздельно, как одно целое, соединяясь словами: «яко мл[#с#][##]тив ч [##] и не[#с#][##] достойн»); Требн., ркп. XV–XVI в, Моск. Единоверч. Никольск. мон. л. 133–134. (Только в этой ркп., после «Три[#с#][##]тое,» – сказано: «и тро [##]е (sic). И поу; замечание о нераздельности указанных двух молитв приложимо и сюда.). 114 См. Канонич. Сборн., ркп. XVII в, Кирилло-Белоз. библ. л. 69 об.–70. Ср. Служебн., ркп Соф. библ. л. 116. 115 Служебн., ркп. (нач. XVI в.) Соф. библ., л. 80–82 об.; (XVI) л. 11 об.–18 об. (гл. [#д#][##]). 116 Служебн., ркп. (XVI в.) Соф. библ., л. 81 об.–83 (гл. [#з#]); Требн., ркп. (XVII в.) той же библ. л. 97–99 об.; ркп. (нач. XVII в.) Моск. Синод, библ. л. 503 об.–505 об. 117 Служебн., ркп. (XVI в.) Соф. библ. л. 108 об.–110 (Тоже – ркпп., обозначенные в цит. 115). 118 Служебн., с требн., ркп. (XVI в.) Соф. библ. 208 об.–211 (гл. [#кг#][##]). В чине, очевидно, недостает нескольких конечных слов. 125 Требн., ркп. Моск. Синод, библ. и 1095, loc. cit. В обеих этих ркпп. обозначение стих. «Царю небесный» сопровождается добавлением слова «оутешителю». 130 Служебн. с Требн., ркп. (XVI в.) Соф. библ. л. 231–232 об. В ркп. Импер. Публ. библ. I) 625, где при чине причащения больных (л. 115–118) имеется совершенно подобное дополнение, заметки о наклонении причастника на землю и способе произношения поновления нет, а вместо упоминания об отпусте, непосредственно присоединена молитва на исход души: «Владыко Господи вседержителю, Отче Господа нашего И. Христа, хотяй всем спастися»... 134 См. в современном требнике «Канон молебный... при разлучении души от тела, всякого правоверного» – в конце. 136 Служебн., ркп. (XVII в.) Троице-Серг. Лавры л. 221 об.–222 об. Далее прямо следует вопрос «чернцем». Любопытно здесь заглавие чина, именно: «Последование [#бо л ны м #] Вскоре причащаетца дати право, [##] прав в чесов места [#п млтв прича ны х #]» (Список был в употреблении).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

894, оп. 1, д. 963. ЦГА РТ, ф. 894, оп. 1, д. 697. ЦГА РТ, ф. 10, оп. 1, д. 11433, дело Совета КДА «О смерти членов корпорации», л. 3. ЦГА РТ, ф. 4, оп. 150, д. 116, л. 54; «Изв. по Казан, еп.», 1918, с. 152. Там же. «Изв. по Казан, еп.». 1918. С. 100. ЦГАРТ, ф. 10, оп. 1,д. 11433, л. 1. «Изв. по Казан, еп.». 1918. С. 187. Там же. См. Приложение Революционные события в Казанском крае и особенно в Казани, имели, конечно, национальную окраску. Так, например, мусульманам не только разрешалось преподавать детям Закон веры, но оставлялись и земли при мечетях. Характерна переписка между Духовной Консисторией и Уездным земельным Комитетом. 17 января 1918 года из КДК в земельный комитет было направлено отношение за «Вследствие отношения от 12 Декабря 1917 г. за и согласно определения Епархиального Начальства 20 Декабря — 10 Января 1918 г. состоявшегося, Духовная Консистория покорнейше просит Комитет не отказаться сообщить ей, почему не передаются в распоряжение уездных комитетов земли при мечетях, а также имел ли право Совет народных Комиссаров, а равно и съезд крестьянских, солдатских и рабочих депутатов: 1й — издать декрет, 2й — сделать постановление о передаче земель церковных, монастырских и частно-владельческих в распоряжение земельных комитетов до решения этого вопроса Учредительным Собранием» (ЦГА РТ, ф. 4, оп. 149, д. 17, л. 39). 3 февраля 1918 года из Казанской Губернской Земельной Управы последовал весьма недвусмысленный ответ, полностью игнорирующий вопрос о конфессиональной дискриминации: «Рассмотрев отношение Свияжской Уездной Земельной Управы от 27 Января с. г. за Губернская Земельная Управа сообщает, что Комиссары имеют право издавать декреты» (там же, л. 40). «Знамя революции». 1918. (25 сентября). С. 6 См. Жизнеописание епископа Амвросия. «Изв. по Казан, еп.». 1918. С. 190. «Изв. по Казан, еп.». 1918. С. 227–230. ЦГА РТ, ф. 4, оп. 150, д. 115. ЦГА РТ, ф. 4, оп. 150, д. 115, л. 6. ЦГА РТ, ф. 894, оп. 1, д. 960, л. 2. ЦГАРТ, ф. 4, оп. 150, д. 115, л. 131. Там же, л. 132.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

449 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 673. Оп. 1. Д. 342. Л. 1: Мужская воскресная школа при фабрике Товарищества; Д. 341. Л. 2: О воскресной школе. 451 См.: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913. С. 320. 452 ГА РФ. Ф. 63. Оп. 1905. Д. 25. Л. 218: О надзоре за рабочими и служащими в промышленных предприятиях Москвы. 453 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 549. Д. 18. Л. 15: Отчет по Московской епархии за 1905 год. 455 Труды высочайше утвержденного Всероссийского торгово-промышленного съезда в 1896 г. в Нижнем Новгороде. СПб., 1897. Т. 6. Вып. 11: Техническое образование. С. 174. 457 Труды высочайше утвержденного Всероссийского торгово-промышленного съезда в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Т. 6. Вып. 11. С. 180. 466 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 537. Д. 21. Л. 1: По отношению обер-прокурора Святейшего Синода об устройстве народных чтений с туманными картинами при Реутовской фабричной школе Московского уезда. 469 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 542. Д. 1. Л. 1: О разрешении священнику Воскресенской на посаде церкви вести духовно-нравственные беседы и чтения в столовой шелкокрутильной фабрики Абег в Коломне. 471 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 673. Оп. 1. Д. 182. Л. 4: Переписка с инспектором третьего участка народных училищ и заведующим воскресными чтениями на фабрике товарищества и о программе чтений. 472 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 673. Оп. 1. Д. 344: О вечерних чтениях для рабочих фабрики Товарищества. 474 Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. СПб., 1895. 476 Таблица составлена на основании данных: Воскресные чтения для рабочих на заводе К. Тиль и К°... С. 6. 478 См.: Маврицкий В. А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. С. 263. 480 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 538. Д. 14. Л. 7: По отношению Московского губернатора и обер-прокурора Святейшего Синода об устройстве народных чтений в г. Можайске и Можайском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти наставления не могли не повлиять на монахов, находившихся в стесненном положении, и действительно поддерживали их надежду, которая и оправдалась. Глава 7 Иеромонах Андроник, поверенный о. Феофана, получает во владение имения Кицканы и Копанка. Переселение Нямецко-Секульских иноков из с. Немцен в Кицканы. Начало иноческого жития в Кицканах. Тщетные усилия румынского правительства и некоторых других врагов повредить дело Феофана. Отношение Кицканских поселян к новопоселившимся у них инокам. Получив извещение о состоявшемся распоряжении правительства о том, чтобы имения Кицканы и Копанка были возвращены в получение иеромонаха Андроника, о. Феофан чрез особенную письменную доверенность за 155 от 5 августа, поручил о. Андронику озаботиться получить во владение Нямецко Секульской лавры упомянутые имения, согласно Высочайшему определению от 18 ноября 1860 г., объявленному журналом совета министров за 195 от 6 декабря 1860 года. Преисполнившись несказанной радости от такого поручения, о. Андроник в скорости получив благословение архиепископа Антония, отправился в г. Одессу к исправляющему должность генерал-губернатора Жиковскому, и чрез особое прошение просил его написать в Бессарабии, чтобы начальство бессарабское скорее возвратило имения во владение Нямецко-Секульской лавры. Получив на руки два отношения генерала-губернатора одно к губернатору Фантон-де Верранону за 401, и другое в Казенную Палату за 445, которыми предписывалось возвратить имения в руки иеромонаха Андроника, о. Андроник возвратившись в Кишинев 25 августа вручил их кому следовало и ждал распоряжений. Но воспользовавшись при этом временем, он попросил разрешения палаты поехать в Кицканы и Копанку, осмотреть их, увидеть, какие имеются там здания для помещения Немценской братии, которая ни в коем случае не могла бы оставаться чрез зиму в Немценах. Палата 28 август а вручила о. Андронику открытый лист за 4633, коим предписывалось Копанкскому волостному правлению допустить заступающего место поверенного Нямецкой лавры иеросхимонаха Андроника и бывшего поверенного, дворянина Константина Балтагу к осмотру вотчин Кицканы и Копанка, равно и Копанкских и Кицканских лесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В с[амом] д[еле], только та горячка, та лихорадочная жизнь, которую вели участники этого великого и весьма важного по своим последствиям в истории Русской Церкви и государства Собора и может оправдать этот преувеличенный отзыв, в котором не видим ни зрелого размышления, ни всестороннего обсуждения, а лишь одно только патетически-страстное желание во что бы то ни стало доказать противной партии (партии, стоявшей и отстаивавшей с не меньшей горячностью и запальчивостью status quo церковной богослужебной практики в Русской Церкви), что деятельность этого иерарха безупречна, и безупречна настолько, что ангел пред Никоном ничто. Понятно, такие доводы едва ли могли казаться убедительными не только для противников патр. Никона, но и даже для сторонников. Поэтому мы теперь постараемся, насколько это возможно беспристрастно, сделать оценку литературной деятельности патр. Никона. Так как вышеприведенные слова соборного определения ближайшим образом относились к Служебнику, то с него мы и начнем рассмотрение церковных богослужебных книг, изданных при патриархе Никоне , и укажем, насколько это будет доступно в пределах лекции, выдающиеся недостатки этой книги. Но прежде чем приступим мы к обозрению литературно-литургической деятельности, я приведу хотя и несколько сухой, но интересный перечень богослужебных книг, изданных при патриархе Никоне, перечень, сохранившийся в официальном документе, а интересный в том отношении, что из него мы видим, что этот патриарх и не мог при своей широкой и разнообразной деятельности внести в нее полного совершенства. «7160 г. Часослов, Триодь Цветн[ая], Псалт[ирь] учебн[ая], Апост[ол], Еванг[елие] толков[ое], Прав[ила] св[ятых] апост[олов], Часослов; 7161 г. – Часосл[ов], Ефр[ем] Сирин, Служебн[ик]; [г.] – Еванг[елие] напрест[ольное], Часосл[ов], Минеи общие, Триодь Постн[ая], Апост[ол], Скрижаль; [г.] – Часовн[ик]; [г.] – Чин освящ[ения] воды Богоявл[ений], Диаконник, Служебн[ик]; [г.] – Ирмологий, Служебн[ик]; г. – Служебн[ик], Евангел[ие], Служебн[ик], Псалт[ирь] Следованн[ая], Псалт[ирь] учебн[ая], Служебн[ик]».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Отец наш обручение Духа Святаго дарует и царства небесного нас удостоит чрез Иисуса Христа, Господа нашего» (Учит. Еванг. стр. 38). «Человек освящается причащением честного тела и животворящей крови Господа нашего Иисуса Христа» (Учит. Еванг. стран. 33). «Научены естесьмо, братие, от Господа нашего Иисуса Христа отпускати братии нашей грехи их» (Учит. Еванг. стран. 73). «Послужил нам, братие, единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос» (Учит. Еванг. стран. 161). «Не опущай нас до конца, Иисусе Христе, Боже наш, для имене твоего святаго» (Учит. Еванг. стран. 258). 125. В Полууставе, изданном за девять лет до патриаршества Никона, имя Спасителя «Иисус» сокращенно, но с двумя гласными в начале, напечатано более пятисот раз. Прочтите несколько изречений. «Господи Iucyce Христе, Боже наш, помилуй нас» (Полууст. стр. 889). »Iucyce, сладчайший, спаси мя» (Полууст. Канон Iucycy сладчайшему. Стр. 241). «Iucyce, Сыне Божий, помилуй мя» (Полууст. Канон Iucycy сладчайшему. Стран. 247). »Iucyce, Iucyce, Iucyce, Сыне Божий, помилуй мя» (Полууст. стр. 206). 126. Те места старопечатных книг, в которых имя Спасителя изображено под титлой двумя буквами: IC, доказывают ли, что надобно произносить: «Исус»? Те места старопечатных книг, в которых имя Спасителя изображено под титлой двумя буквами: IC, нисколько не доказывают, что надобно произносить: «Исус». Тут в имени IC, буква С не вторая буква, а последняя; так же, как и в имени ХС, буква С не вторая, а последняя. 127. Что говорится в одном старопечатном Апостоле о писании под титлой IC? «В имени збавеяном и пресвятом IC звычай старый заховалисмо, любо собе не неведомо маючи, жесямает писати Iucyc, а не Icyc». (Апостол печат. во Львове 1639 года. Предисловие к читателю). То есть: в имени спасительном и пресвятом IC мы сохранили старый обычай, хотя не безызвестно нам, что должно писать Iucyc, а не Icyc. Апостол этот можно видеть в библиотеке Московского почетного гражданина Хлудова. 128. От чего произошло произношение, а за тем и писание, имени Спасителя: Исус, вместо Iucyc?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

л. 14–15. Печатная молитва 2 преподобному отцу нашему Григорию, иже на Пельшме реце, вологодскому чудотворцу. л. 16. Молитва Михаилу Архангелу грозному воеводе небесных сил. 31. Молитва на благословение артоса в день Святыя Пасхи. Ркп. в лист, 2 л., полууст. XIX в. В конце молитва на раздробление артоса. 32. Служба Пресвятый Богородице Троеручице, яже во святей Афонстей горе. Отправляется месяца июля в 12 день. Рукопись 4 , 14 л., скороп. нач. XIX в. на синей толстой бумаге, без переплёта. Содержатся стихиры, канон – вообще изменяемые части. 33. Эктении и молитвы, возглашаемые на Литургии, о победе над врагами. Рукопись 8 , полууст., без переплёта, 8 л., на синей бумаге нач. XIX в. На обёртке надписано: «В церков». 34. Молебен на новый год. Рукопись 4 , 18 л. полууст., половины XVIII в., в папке. 35. Заклинательные молитвы. Рукопись в лист, на 44 листах, полууставом XIX в. Полное заглавие рукописи: «Последование молебное о избавлении недугующего от обуревания и насилия духов нечистых и молитвы заклинательные техжде лукавых духов. Нач. Аще и всяк истинныя православнокофолическия Христовы веры исповедователь, отрекся верою в крещении сатаны, и во Христе оболкся, приял есть от Христа и от церкве его власть наступати на змия и скорпия адския. 36. Молитвы, выписанные из книг св. Дмитрия Ростовского . Ркп. 4 , 12 л., на синей бумаге нач. XIX в., без переплёта. Прав писание юно русское; блаженния жизни л. 3, подажд 3 ктиторей, обытелей 7 об. 38. Эктении и молитвы, из чина Литургии. Ркп. 4°, 8 л., 1 л, не записан, полууставом, на синей бум; нач. XIX в., без переплёта. Рукопись была в практическом употреблении в алтаре. Нач. «В начале божественныя Литургии. О еже не помянути безаконий и соблазнов нас грешных и недостойных рабов своих…». 39. Служба благодарственная в викториальный день 27 июня. Рукопись 4°, 31 л., полууст. в., переплёт обтянут оригинальной набойкой. 40. Молебен нового года, певаемый месяца генваря 1 дня. Рукопись в лист, 12 л., полууставом, XVIII в. На эктениях возглашается имя Императрицы Анны Иоанновны. В современном бумажном переплёте. Правописание южно-русское: обытель л. 10, презырая 10, излеял 10 помолемся 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

ХОЗИН, ЗАПОРОЖЕЦ, СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп. 97. Д. 91. Л. 80. Подлинник. О чрезвычайных происшествиях в частях 2-й ударной армии за период с 1 января по 25 мая 1942 г. ДОНЕСЕНИЕ 4 июня 1942 г. За время боевых действий с 1 января по 25 мая 1942 г. в армии отмечено следующее количество аморальных явлений и чрезвычайных происшествий: 1 . Переход на сторону противника Из них служебн. п олож. специал. положен. национ. примеч. Членов и андидат. ВКП(б) членов ВПКСМ Старш. и Сред. п/с Младш. п/с Рабоч. крестьянин русск. украин. белорус. осужд. 3 осужд. заочно осужд. заочно Данных об осужд. нет Всего перешло на сторону противника уроженцев оккупированной территории и призванных с территорий, ранее оккупированных немцами, 28 человек, из других областей СССР – 57 человек. Наибольшее количество переходов было: в 92 сд – 17; 191 кд – 8; 58 осбр – 13; 53 осбр – 15; 25 осбр – 11 случаев. 2 . Попытки перехода на сторону врага Из них служебн. п олож специал. положен. национ. при- меч. Членов и кандидат. ВКП(б) членов ВКПСМ Старш. и средн. п/с младш. п/с кр-цев Рабоч. крестьян русск. украин. белорус. Осужд. 3 . Дезертирство Из них служебн. полож. специал. положен. национ. при- меч. Членов и кандидат. ВКП/б Членов ЛКСМ старш. и средн. п/с Младш. п/с кр-цев Рабоч. крестьян русск. Украин. Белорус. Осужд. Сведений нет Всего арестовано за намерение перейти на сторону противника: лиц, родственники которых проживают на оккупированной территории, – 31 чел. Лиц, ранее проживавших на территории, оккупированной немцами и призванных в Красную Армию после освобождения этой территории, – 6 человек. С других областей СССР – 26 человек. Наибольшее количество попыток к переходу было в 327 сд – 7, 53 сбр – 7, 25 осбр – 8; ппг 2181 – 7 случаев. 4 . Членовредительство Из них служебн. полож. специал. положен. национ. при- меч. Членов и кандидат ВКП(б) Членов ВЛКСМ Старш. и средн. п/с Младш. п/с кр-цев Рабоч. Крестьян Русск. Украин. Белорус. Осужд. 5 . Пропавшие без вести Из них служебн. полож. специал. положен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

или говорят об этом моменте приблизительно также: δερευς ευλογε τον λαν λγει – . 5 Сербск. Служебн. ркп. XIV в. собр. Григоровича 1713 л. 29; ркп. Импер. публ. библ. XVI в. Молдо-влах. письма 8 л. 59 об.; Венец, изд. Сербск. Служебн. 1519 г., 1554 г. и» 1570 г.; Угро-влахийск. 25 (Все эти служебники хранятся в М. Румяцн. муз.); Гласн. срп. учен, друшт. 1869 г. кн. VΙΙΙ, стр. 303; Часослов. Сербск. ркп. XV–XVI в. 10 (по описи Ватикан, ркп. Красносельц. 24) л. 54 об., 55. В древнейших сербских богослужебных памятниках, как и в греческих, нет ни возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя», ни ответа на него (Красносельц.. сведен. о некот. литург. ркп. Ватик, библ. стр. 168), а в позднейших XV или XVI в. рукоп, находится этот возглас, но или без на него в виде стихиры: »Видехом свет истинный« (Ibid. стр. 192; ркп. Импер. публ. библ. 8 л. 59 об.), или с ответом словами: »Ες πολλ ’τη δσποτα« (Красносельц. стр. 161). Что касается современной нам практики церквей южно-славянских относительно пения стихиры: «Видехом свет истинный» то она во всем сходна с нынешнею практикою греческой церкви (см. предыдущее примечание), современный Типикон которой регулирует и богослужением в южно-славянских землях (Типик, церк. по чину великия Церкви Г. К. протопсалт. Констант. 1853 г. стр. 4, 25 и т. д.). Впрочем, в Болгарском Типиконе; есть небольшая особенность относительно настоящего вопроса. Так в субботу пред Пятидесятницею вместо « Помяни, благоутробне, и нас, якоже помянул еси разбойника во царствии небесном» поют, по всей вероятности, стихиру: «Видехом свет истинный», потому что, по Уставу, на литургии вся бывают непременно по чину изложенному в субботу мясопустную (Ibiil. стр. 318), а в этом чине после каноника положена стихира: «Видехом свет истинный» (Ibid. стр. 251). 6 Служебн. Моск. изд. 1655 г. стр. 364; 1658 г. стр. 362 и другие служебники Моск, печати до издания Служебника 1667 года. 7 Материалы для истор. раскола за первое время его существования, изд. редакц. «Брат. Слова» τ. II, Моск. 1876 г. стр. 332 – 333. Слич. Служебн. Моск. изд. 1667 г. 8 Такой ответ мы видим в служебниках митрополита Киевскога Петра Могилы 1620 и 1629 годов в Черниговском Служебнике 1697 г. л. 69, в котором слова « Εις πολλ ετη δσποτα» переводятся на русский язык так: «сиречь на многа лета, владыко». Это многолетствование служит ответом хора на возглас священника «Спаси, Боже, люди Твоя»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

585 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 543. Д. 4. Л. 1: Об открытии общества трезвости при Успенской, при Ивановской суконной фабрике, церкви Звенигородского уезда. 586 См.: Там же. Оп. 550. Д. 76: Об открытии Общества трезвости при Троицкой, на Покровской мануфактуре, церкви при селе Крушине Дмитровского уезда. 587 См.: Устав общества трезвости при фабрике товарищества Пелагеи Чернышевой сыновей в сельце Пирогове, Московского уезда. М., 1910. С. 2. 588 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 545. Д. 14. Л. 7. Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. 591 Таблица составлена на основании материалов ГБУ «ЦГА Москвы» (Ф. 203); «Московских церковных ведомостей» за 1890–1910 гг.; Памятной книжки Московской губернии за 1914 г. (М., 1913). 596 Таблица составлена на основании данных переписи 31 января 1902 г. (Русская мысль. 1905. 5. С. 121–145), а также при учете сведений Э. Крузе (Крузе Э. Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 1900–1914 гг. Л., 1981. С. 99). 598 Любимов Л., свящ. Практическое осуществление дела борьбы с народным пьянством в Даниловском отделении Первого московского общества трезвости. М., 1911. С. 12. 599 См.: ГА РФ. Ф. 63. Оп. 22. Д. 32. Л. 8, 12, 13. О публичных лекциях, чтениях и заседаниях различных дозволенных обществ. 601 Публичная народная читальня в чайной Первого московского общества трезвости за 1897 г. М., 1899. С. 2. 603 См.: ГА РФ. Ф. 63. Оп. 22. Д. 32. Л. 12, 13, 21, 22. О публичных лекциях, чтениях и заседаниях различных дозволенных обществ. 605 См.: Публичная народная читальня в чайной Первого московского общества трезвости за 1897 г. М., 1899. С. 10. 612 Любимов Л., свящ. Практическое осуществление дела борьбы с народным пьянством в Даниловском отделении Первого московского общества трезвости. М., 1911. С. 18. 613 См.: Исторические и статистические сведения о церковно-приходских школах Московской епархии. Московский уезд. М., 1903. С. 74. 614 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 638. Оп. 1. Д. 24. Л. 39–40: Отчеты московского губернского комитета и уездных комитетов попечительства о народной трезвости за 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010