Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Январь Память 1 января Слово на Обрезание Христово Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить» (Мф.5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно [ 1 ]. Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу».

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июнь Память 1 июня Житие и страдание святого мученика Иустина Философа Святый мученик Христов Иустин философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии, в городе, называвшемся первоначально Сихем, а впоследствии [ 1 ] Неаполис Флавил [ 2 ]. Отец его, по имени Приск, был знатный язычник; язычником же был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Усвоив себе искусство красноречия, он почувствовал стремление к философии и сначала сделался учеником одного философа-стоика [ 3 ], чтобы узнать, в чем состояло учение стоиков. Иустин горел желанием получить понятие о Боге, но, пробыв несколько времени у стоического философа, он ничего не узнал от него о Боге, так как стоик не знал Бога и учение о Нем не считал нужным.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июль Память 1 июля Страдание святых мучеников Космы и Дамиана После плотского прославления на земле Владыки Христа Бога нашего повсюду стали известными, как весьма удивительное дело, подвиги святых Христовых мучеников; ибо в них проявилась сила Спасителева; для всех было изумительным высказанное святыми мужественное сопротивление мучителям своим и непобедимое терпение. К числу таковых мучеников принадлежали и сии, родившиеся в древнем Риме от одного отца и матери и воспитанные в правилах христианского благочестия, — братья по плоти — святые страстотерпцы Косма и Дамиан, о которых предстоит наше слово. Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, — веры во Христа. И действительно не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим. Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Т.Р. Руди Четии-Минеи братьев Денисовых: новые находки Ε.Μ. Юхименко Четии Минеи братьев Денисовых – памятник легендарный. Известно свидетельство историка Выговской пустыни Ивана Филиппова об организующей роли Петра Прокопьева и участии братьев Денисовых в составлении этого обширного свода, о переписке книг лексинскими писицами 1005 . О чтении на Выгу составленных здесь Четьих Миней, как то завещал Пётр Прокопьев, писал в 1747 г. Григорий Яковлев, упоминавший «минеи месячные собрания их» 1006 . Единственная работа, посвящённая Выговскому житийному своду, – статья Елпидифора Васильевича Барсова «Четии Минеи братьев Денисовых» 1917 г 1007 . Её автор – единственный из учёных – имел возможность увидеть эти книги и прояснить их историю. В XIX в. (возможно, в середине века, при закрытии общежительства) они попали в филипповскую среду и находились в Череповце, где 11 их томов (месяца марта уже не было) приобрёл в 1864 г. за 400 рублей серебром московский филипповец Андрей Михайлов 1008 . По дороге в Москву одна книга (Минея за май) пропала. Книги числом 10 были пожертвованы на знаменитый Братский двор в Дурном (Дурновском) переулке на Таганке. После того как из комплекта была украдена ещё одна книга (месяц январь), настоятельница филипповской общины инокиня Парасковия, в миру Пелагея Потаповна Кокушкина 1009 , перенесла Четьи Минеи из часовни в свою келью для лучшего сбережения. Однако напасти подстерегали и здесь. Книгу за октябрь она дала на прочтение близкому знакомому, но полиция, проводившая в его доме обыск, рукопись изъяла и передала в Московскую духовную консисторию, откуда матушке Парасковии с большим трудом удалось получить её обратно. После этого случая она зареклась выдавать кому-либо книги на дом. Именно в келье настоятельницы не позднее 1915 г. занимался с уцелевшими рукописями Е.В. Барсов . Вполне понятно, что учёный работал в стеснённых условиях. Ему удалось зафиксировать краткие палеографические сведения и расписать содержание 9 томов, приведя названия статей (иногда точные, но по большей части приблизительные), в ряде случаев инципиты и указания на листы тогда, когда рукопись имела старую фолиацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В научной литературе вопрос генезиса представлений Федора Михайловича Достоевского о народе-богоносце до сих пор не ставился в контекст учения свт. Димитрия Ростовского о страстотерпчестве. Между тем обнаруживаемые параллели позволяют говорить об очевидной неслучайности совпадений. В то же время разделяющей авторов чертой является проблема мотивировки страданий. Вопрос о генезисе богословских идей Достоевского, казалось бы, можно было бы считать вполне разрешенным за протекшие со дня его кончины 130 лет, особенно если учесть количество посвященной гениальному русскому писателю литературы. Оказывается, однако, что и здесь еще есть свои белые пятна, заполнение которых позволит, быть может, по-новому взглянуть на некоторые излюбленные идеи творца Карамазовых. В 1849 г. Достоевский писал брату из крепости: «Я здесь читал немного: два путешествия к св[ятым] местам и сочинения с[вятого] Димитрия Ростовского . Последние меня очень заняли; но это чтение – капля в море, и какой-нибудь книге я бы, мне кажется, был до невероятности рад. Тем более, что это будет даже целительно, затем, что перебьешь чужими мыслями свои или перестроишь свои по новому складу» 1 . Позднее имя святителя Димитрия в текстах Достоевского, правда, не встречается, однако несколько раз он упоминает Четьи-Минеи. Резонен вопрос: о каких Четьях-Минеях – свт. Димитрия или свт. Макария – идет речь? Прямого ответа на него нет. Единственный однозначный в этом отношении текст находится в записных книжках писателя за 1872 г.: «Книги необходимые Великие “Минеи-Четии” Макария (в Москве) у С. Т. Большакова в Малом Охотном ряду…» 2 Поскольку полностью Великие Четьи-Минеи были тогда не изданы, то речь, судя по всему, идет об их сокращенном издании: «Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней, по месяцам в 12 книгах» 3 . Во всяком случае это издание имелось в библиотеке Достоевского 4 . Однако комментарий к приведенному фрагменту указывает, что «наиболее популярными в XIX веке были Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского » 5 , и с этим трудно не согласиться, а следовательно, там, где специально не оговаривается авторство святителя Макария, под «Четьями-Минеями» следовало бы понимать скорее труд свт. Димитрия (вобравший в себя в том числе и многие тексты из макарьевских Миней).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Т.Н. Протасьева Минеи-Четьи В настоящем описании даются краткие сведения о внешних признаках той или иной рукописи, указываются жития русских и славянских святых, редкие произведения древней литературы. Ввиду ограниченности объема издания при описании Миней, библиография к каждой рукописи не указывается. Общая литература к Минеям-четьям: арх. Филарет. Русские святые ... М., 1863–1865; В.О.Ключевский . Древнерусские жития ...; Н.И.Лебедев. Макарий, митрополит всероссийский. Чтения Общества любителей духовного просвещения, кн. 9, 10.М., 1877; К.Засцынский. Макарий, митрополит всея России, ЖМНП, 1881, 11; Н.П.Барсуков. Источники ...; В.О.Ключевский . Великие четьи-минеи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Отзывы и ответы. Сб.Ш. М., 1914, стр.1–20. (Син.169) Минея-четья, месяц Сентябрь, домакарьевского состава, 16 в., 1°, русский полуустав и скоропись, 341 л. Водяной знак: Тиара, Тром. 616, 618, 1538 г. л. об. Скорописное оглавление 1 . л.3. Изящная плетеная заставка в красках на золотом фоне. Инициал византийского стиля в красках и с золотом. Заглавие золоченой вязью. В тексте инициалы киноварные 2 . л.195. Житие Сергея Радонежского, 25 сентября 3 . Жития Людмилы и Вячеслава не имеется, 16 и 28 сентября. л.306. Житие Григория священномученика великой Армении. В тексте много редакторских исправлений, сделанных скорописью XVII в. С л. ЗЗ1 об. добавления. л.331 об. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о – Слово в начале индикту септевриа в 1 день». л.333. «Месяца септевриа 26 Иоанна Златоустог о похвала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову». л.339. «Месяца септевриа 19 Преставление благоверного и христолюбивого князя Феодора Смоленского и Ярославского в граде Ярославля нового чудотворца». л.341. О персидском царстве, взято из Хронографа (скоропись) По листам рукописи часто встречаются карандашные пометы К.И.Невоструева , сравнивающие текст рукописи с текстом Макарьевских четей-миней (см. стр.28, 157 и др.). Арх. Савва. Указатель ... стр.209; М.Н.Сперанский, Сентябрьская минея-четья домакарьевского состава, Сборник ОРЯС, т.64. СПб., 1899, стр.20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

протоиерей Александр Державин Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник. Часть 1 Источник Книга, которую Вы, читатель, открываете – первая часть исследования магистра богословия, протоиерея Александра Державина, посвящена одному из величайших православных писателей конца XVII – нач. XVIII в., святителю Димитрию Ростовскому и его знаменитому труду – Четьи-Минеи. В краткой форме в исследовании изложена история греческой и русской агиографии и более подробно рассмотрено состояние житийной литературы на юго-западе России в XVII в. На этом широком историческом фоне А. М. Державин подробно излагает биографию Святителя, его труды по собиранию материала, составлению книг житий святых и печатанию их. В исследовании содержится много цитат из переписки свят. Димитрия с разными лицами, что позволяет еще ярче увидеть личность этого замечательного писателя житий святых. К читателю В сонме великих ростовских святителей Был ты сияющей новой звездой, Лучший из наших духовных учителей, Праведник с любящей чуткой душой! Державин А. М. Кантата в честь 200-летия со дня кончины Святителя Димитрия, митрополита Ростовского Юго-западная русская литература XVII века дала нашему народу немало замечательных, выдающихся произведений. Одним из таких произведений являются и Четии-Минеи, составленные сначала скромным иеромонахом, а потом знаменитым Ростовским митрополитом свят. Димитрием. Появившиеся в самом конце XVII и в начале XVIII века Четии-Минеи по степени распространения и силе влияния на мировоззрение и духовный склад православного русского народа далеко превзошли другие подобные им юго-западные издания и заняли между ними первое место. Тотчас же после своего появления они сделались любимым чтением русских православных людей, в XVIII и XIX веках выдержали значительное количество изданий, в начале XX века переведены были с церковнославянского на современный русский язык и до сих пор не утратили своего значения. Мало того, они остались незаменимым и единственным произведением подобного рода, – других, настолько же содержательных и любимых народом Четиих-Миней русская богословская наука доселе не создала. Все составители после свят. Димитрия и вышедшие в XIX и XX веках сборники житий святых – пользовались его творением и в большинстве представляют переложение и сокращенное изложение его Четиих-Миней. Вполне понятен поэтому интерес к Четиим-Минеям свят. Димитрия, изучение и исследование их с научной точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Великий Новгород – выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» 1 . Академик М. Н. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью»  2 . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители летописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «Владычные паробки» Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела» 3 . Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей 4 , Евфимий II и др. 5 . Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель древней Руси – афонский иеромонах Пахомий Серб 6 . Особое место среди владык занимает святитель Геннадий – богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» 7 . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526–1542), позднее – митрополит Московский и всея Руси (1542–1563) 8 . Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник – Великие Минеи Четьи (далее ВМЧ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Достопримечательные статьи, в Четьи-Минеях находящиеся, по порядку месяцев и чисел Январь 1. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской Происхождение Божественной литургии Василий Великий весьма желал совершать Божественную литургию своими словами: для сего молился об этом в продолжение шести дней; в седьмой день нисшел на него Дух Святый, и он стал ежедневно совершать бескровную жертву. Затем, с верою и молитвою он начал писать своею рукою тайны Божественной литургии. В ту же ночь явился ему Господь в видении с апостолами, совершил предложение хлеба и чаши на святом жертвеннике и, возставив Василия, сказал ему: «по твоему прошению да исполнятся уста твои похвалы, дабы ты отселе собственными устами совершал бескровную жертву.» Василий в трепете поднялся, не могши очами взирать на пресветлое явление Господа; потом вошел в храм, приступил к святому алтарю, начал произносить и вместе писать на Греческом языке следующее: «да исполнятся уста моя хваления, яко да пою славу Твою», и проч. По окончании молитвы, Василий поднял хлеб и стал прилежно молиться: «Вонми, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего» и проч. В это самое время высшие клирики видели небесный свет, осиявающий алтарь и святителя и некиих в белых ризах пресветлых мужей, окружающих сего великого архиерея, что самое привело их в ужас, и они пали лицем на землю и в слезах славили Бога. Хлеб и вино по освящении суть тело и кровь Христовы Один еврей из любопытства вошел с христианами в церковь и увидел святого Василия, державшего в руках своих отроча и раздробляющаго его. Приняв, вместе с верными, в руки святейшие дары, еврей заметил в руке настоящее тело и в самой чаше настоящую кровь; по возвращении в дом с остатками святых даров, еврей показал их жене своей и рассказал ей все виденное во храме; затем вскоре был просвещен святою верою и удостоен святого крещения со всем своим семейством. Немилосердие наказывается немилосердием Одна убогая жена просила у Василия Великого ходатайства об ней пред князем – сборщиком податей о невзимании с нее дани по ее крайнему убожеству. Дважды писал к нему об этом Василий, и в последний раз, за его немилосердие ко вдовице, предсказал князю немилосердие к нему царя, что вскоре и сбылось над ним: князь заключен был за свою жестокость в темницу и освобожден только по ходатайству Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Д.И. Протопопов Месяц июль 1-е число Свв. муч. Космы и Дамиана, безмездных врачей. Пр. Петра, бывшего патрикия. Св. муч. Потита (Пр. Василия, основателя монастыря Глубокие реки. Пр. Льва пустынника. Муч. Маврикия. Мучч. 25 в Никомидии огнем. Мучч. 2000 усеченных. Пр. Ангелины, деспотиссы сербской). Свв. Муч. Космы и Дамиана Мученики Косма и Дамиан, родные братья, ремеслом были врачи. С больных они не брали никакой платы, почему и были названы безмездными врачами. Исцеление, которое они подавали болящим, приписывалось ими не искусству их, а Богу. «Своею силою», говорили они больным, «мы ничего не можем сотворить; все творит всемогущая сила Христа; веруйте в Него и будете здоровы». При этом они возлагали на приходящих руки. Обыкновенным местопребыванием свв. братьев было одно селение близ Рима, где у них было родовое имение. Слава, которою пользовалось их врачебное искусство, и широкая благотворительность, которою отличались оба брата, привлекли к ним любовь окрестных жителей; но нашлись между последними и такие, которые обвиняли их перед римскими властями в волшебстве. Братьев позвали на суд к императору Карину. Жители селения хотели скрыть их, но они добровольно отдали себя в руки посланных за ними воинов. Косма и Дамиан без всякого страха предстали пред царем и, отрицая обвинение в волшебстве, говорили, что они врачуют болезни силою Того, Кто сказал: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте»; они смело обличали религиозное заблуждение царя и, сотворив знамение, дали ему почувствовать силу истинного Бога. Карин отпустил их, и братья продолжали свою плодотворную деятельность. Знаменитый римский врач, у которого когда-то учились свв. Косма и Дамиан, завидуя их врачебной славе, завел их, под предлогом собирания трав, в глухое место, убил и скрыл тела их. Это случилось во второй половине 3 века (Четьи-Минеи). Пр. Петра Пр. Петр был родом из константинопольских патрициев. Во время войны императора Никифора (802–811) с болгарским князем Крумом, он сражался в рядах греческих воинов. Император Никифор, окруженный болгарами в балканских ущельях, пал в битве, а Петр был захвачен в плен. Освободившись из плена, св. Петр решился покинуть жену и детей и удалиться на Олимпийскую гору для духовных подвигов. Здесь он в течении тридцати четырех лет подвизался вместе с знаменитым Иоанникием, потом возвратился в Константинополь. Он не застал в живых жену и сына. Надев на себя грубую власяницу, он снова ушел в уединенное место и здесь провел остаток дней в подвигах благочестия. (Пролог. Четьи-Минеи). Св. мученика Потита

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010