Председатель епархиального издательского совета, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке игумен Силуан (Туманов) 11 мая прочитал лекцию «Ладан: между золотом и смирной» в доме причта Феодоровского собора . Что же такое ладан? Что вкладывается в традицию каждения благовонными смолами? Об истории и смысле каждения, о том, как применять ладан у себя дома, какие виды и сорта ладана бывают, и даже о некоторых секретах его изготовления расскажет председатель Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, писатель и публицист игумен Силуан (Туманов). С глубокой древности люди, живущие на разных континентах, подметили, что при сгорании некоторые травы, деревья, смолы и цветы выделяют благовонный дым. Этот дым был приятен для обоняния, бодрил, поднимал настроение, даже оказывал целебное действие. Неудивительно, что эти растения и смолы издревле стали использоваться как в медицине своего времени, так и для выражения особых отношений между Богом и человеком, именуемых жертвоприношением, и состоящим из трех этапов: Итак, воскурение ладана, иначе называемого фимиамом — это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу в попытке снискать Его милосердие. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Отсюда и второе название ладана – фимиам. Слово фимиам (греч. θυμαμα) происходит от греческого глагола θυμιω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «воскурение». Говорить об использовании ладана в древнем мире пришлось бы довольно долго: в одном только Египте, например, существовали десятки видов составного ладана-кифи из разных смол и трав, а в Южной Америке для воскурений использовали щепки Святого дерева Palo Santo. т.е. Bulnesia sarmientoi — дерево, произрастающее в части области Гран-Чако в Южной Америке в районе стыка аргентинской, боливийской и парагвайской границ (Пример Palo Santo). Греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания — шишки пиний, листья лавра, смолу кипариса и миндальное масло.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Согласно т. н. анонимному Житию Д. С., созданному в 718-720 гг., преподобный род. в Фессалонике. Он удалился в мон-рь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый мон-рем Кукуллотов или Кукуллатов (греч. Κουκουλλτων, Κουκουλατν), в сев. части города близ стены, где предался аскезе и чтению Свящ. Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиеп. Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных. В Житии подробно описывается 2 чуда - исцеления бесноватого юноши и слепой женщины, причем юноша говорил об огне, исходящем из кельи святого (мотив, присутствующий у Иоанна Мосха, но не упоминаемый прямо в Житии). Далее в тексте излагаются сведения, отражающие отдаленное воспоминание о реальном событии - переносе адм. центра Иллирика из Фессалоники в Юстиниану Первую и обратно в 535-537 гг. (агиограф ошибочно называет Юстиниану Сирмием). Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к имп. Юстиниану I. Архиеп. Аристид и все горожане попросили Д. С. исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама: седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние. Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в К-поль. Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита. Д. С., попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через неск. дней отпустил его домой. На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где Д. С. увидел свой мон-рь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в мон-рь и положить их в гробницу. Спустя 150 лет игум. мон-ря Димитрий решил взять часть мощей преподобного и начал копать, но плита раскололась на мн. части, и копавшие, испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский). Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков Д. С. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп. Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме неск. волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Д. С., к-рое до этого передавалось только устно.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН, АНТИОХ, АНТОНИН, МОИСЕЙ, ЗЕВИНА, ПОЛИХРОНИЙ, МОИСЕЙ, ДАМИАН [греч. Ιωννης, Αντοχος, Αντωννος, Μωσς, Ζεβινς, Πολυχρνιος, Μωσς, Δαμιανς] (кон. IV - 1-я пол. V в.), преподобные (пам. 23 февр.), сир. пустынники, о подвигах к-рых рассказывается в «Истории боголюбцев» (ок. 444) блж. Феодорита Кирского . В гл. 23 этого сочинения повествуется об И., Антиохе, Антонине и о Моисее. И. 25 лет подвизался на утесе, обдуваемом сев. ветрами, перенося холод. Он отличался кротостью, соблюдал строгий пост и носил железные вериги. Не желая потакать человеческим слабостям, И. велел срубить миндальное дерево, посаженное одним из паломников рядом с местом его отшельничества, чтобы оно не давало ему тени и не радовало своей красотой. Столь же строгую аскетическую жизнь вели Моисей на высокой вершине близ Рамы и 2 старца - Антиох, устроивший себе ограду в пустынном месте, и Антонин, «подвизающийся, подобно молодым» ( Theodoret. Hist. rel. 23. 2). В гл. 24 «Истории боголюбцев» рассказывается о З., П., Моисее и Д. Пребывая в монашеских трудах, З. дожил до глубокой старости и умер прежде рождения блж. Феодорита (т. е. ранее 393). Он превосходил своих современников усердием в молитве, проводя в молитвенном стоянии дни и ночи. З. отличался страннолюбием. Прп. Марон (пам. 14 февр.) называл З. «отцем, учителем и образцом всякой добродетели» (Ibid. 24. 2). Подвижник был погребен в Китте, от его мощей происходили исцеления, и вскоре над его могилой был построен храм. Учеником З., ведшим такую же подвижническую жизнь, был П., которого блж. Феодорит знал лично. Не желая носить вериги, чтобы не возгордиться, П. во время ночных молитв, когда его никто не видел, возлагал себе на плечи тяжелый корень дуба. Он при жизни сподобился дара чудотворения (в т. ч. по его молитве пустой сосуд наполнился елеем). П., обладая великим смирением, падал ниц перед каждым из приходящих к нему, кем бы тот ни был - воином, ремесленником или крестьянином. «Бедность он предпочитал всем царствам мира», поэтому не принимал пожертвований, отослав назад даже накидку из козлиной шкуры, дар прп. Иакова Нисибинского (Ibid. 24. 9). Предполагают, что П. скончался в 427-431 гг.

http://pravenc.ru/text/469802.html

Взгляд 08.08.2015 19:21:20 Протоиерей Андрей Ткачев Верно ли, что мужчина любит глазами, а женщина ушами? До конца ли верно это, то есть то, что женщина слепа, а мужчина глух, когда одну уловили шепотом, а другого - картинками? Лукавый Еве шептал в уши, но и она, взглянув на дерево пристально, увидела, что оно «приятно для глаз» (Быт. 3:6). Заползал яд в уши – менялось и зрение на мир. Христа в пустыне враг искушает словами: «сделай», «свергнись вниз», «поклонись». Но и Ему, Безгрешному, показано некое труднопереносимое роскошное зрелище: «все царства мира и слава их» (Мф.4:8)Образ соблазна добавлен к дерзким словам. Давид падает не от столько от шепота лукавых советников, сколько от глаз – видит купающуюся женщину. Так что на людей обоих полов враг нападает словами и образами. Нападает и через зрение, и через слух. Слово и Образ врачуют человека, когда это Слово Божие и Образ Христов. Слова и картинки губят людей, когда это сладкие слова лжи и мультики, нарисованные в воображении чешуйчатым мультипликатором, ползающим во прахе. Вот почему были у Церкви затворники, приносившие необычную, изысканную жертву: молчали с миром и не смотрели на мир. Не только на запрещенное не смотрели, но вообще ни на что не смотрели, прежде смерти добровольно причитаясь к усопшим. Этот что-то за гранью. Это, как и долгие страдания Великомучеников, явление, стоящее у порога сознания и не могущее вместиться в него. Мы не можем повторить этого, хотя должны и можем молиться словами «Отврати очи мои еже не видети суеты». Смотреть на то, что надо, и не «полагать перед очами вещи непотребной» (Пс. 100:3) - искусство великое. В известном библейском рассказе о Лаване и Иакове сила воздействия зрительных образов на жизнь показана беспримерно. Лаван по предварительному договору обещает отдать Иакову пестрых животных из стада. Делает это, зная, что у него все животные с гладким окрасом. (См. Бытие глава 30) Иаков тогда снимает полосками кору с тополевых, миндальных, яворовых прутьев и кладет эти прутья (ставшие похожими по полосатый, нам известный жезл инспектора)в поилку для скота. Самки, приходя туда, пьют воду, глядя на пестрые прутья перед глазами. А самцы покрывают их на водопое. И в результате зримый образ перед глазами самок в момент зачатий проявляет себя неожиданно. Потомство рождается с крапинами и пятнами!

http://radonezh.ru/analytics/vzglyad-145...

3.13.3 Город Страдела (Stradela, Церин), где царствовал Ахав и пророчествовал Илия. Здесь поле, где Давид убил Голиафа. 3.13.4 Город Неаполь (Neapolis, Наблус). Здесь гора Гаризим (Garizim, джебель ет-Тор), где, по словам Самарян, Авраам приносил жертву. 3.13.5 Место, называемое Сихем (Sichem, Белата), где есть гробница, в которой положен Иосиф, в поместье данном ему Иаковом, его отцом. Отсюда сынами Эмморовыми похищена была Дина, дочь Иакова. 3.13.6. Место именуемое Сихарь (Sichar, Белата), откуда спустилась жена Самарянская, идя почерпнуть воду из колодца, выкопанного на этом месте Иаковом и где Господь Иисус Христос с нею разговаривал. 3.13.7 Поместье, называемое Вефар (Bethar, Бейтин); в тысячи шагах стоит миндальное дерево, на месте, где Иаков на пути в Месопотамию спал и видел сон и ангел с ним боролся. 3.14 Четырнадцатый отрезок пути: от Иерусалима в Иерихон (Uericho, ер-Риха), миль 18. Упоминается в Иерусалиме: 3.14.1 Два большие водоема возле храма, сооруженные Соломоном, внутри же города имеются два смежных водоема с пятью крытыми ходами, называемые Вефсаида (Bethsaida), где излечивались многолетние больные. 3.14.2 Пещера, в которой Соломон мучил злых духов. 3.14.3 Угол весьма высокой башни в, на которую Господь взошел, и сказал ему искушавший Его: Если Ты Сын Божий, бросься вниз. 3.14.4 Две статуи Адриана, а недалеко от них пробитый камень, к которому раз в год приходят Иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются. 3.14.5 Дом Езекии, царя Иудейского. 3.14.6 На Сионе находится водоем, называемый Силоа (Siloa, аин Силван), имеющий четыре крытых хода и другой большой водоем вне города. Источник этот течет в продолжение шести дней и ночей, на седьмой же день, который есть суббота, он вовсе не течет ни днем, ни ночью. 3.14.7 Место дома первосвященника Каиафы и до сих пор находится здесь столб, у которого бичевали Христа. 3.14.8 Место внутри же Сионских стен, где стоял дворец Давида. 3.14.9 Стены бывшего дома или претория Понция Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

В отличие от обрывистой и почти неприступной горы Моисея (2285 м) гора Хорив (2168 м) была пологой и, кроме того, изрезанной множеством долин и оврагов, в которых сохранились остатки 15 строений византийского времени. Расцвету монашества во многом способствовали уникальные природные условия. Из-за недостатка сельскохозяйственных земель здания приходилось возводить на горных склонах или искусственных платформах по краям долин. Многие кельи отшельников были устроены в скальных нишах или расселинах, к которым пристраивали стены из камня. Характерной чертой синайской архитектуры были молитвенные ниши (их известно 14): небольшие каменные постройки с открытой западной стороной и полукруглой или угловатой апсидой, обращенной на восток. Считается, что они были местом молитв паломников, обходивших синайские святыни. Монастыри, часовни и скиты были соединены сетью троп, местами мощенных или выложенных ступенями и обрамленных стенами. На арке над лестницей сохранилась надпись VI-VII вв. с упоминанием тогдашнего игумена Иоанна, которого некоторые авторы считают возможным отождествить с прп. Иоанном Лествичником. Как отмечает иг. Петр (Пиголь): «На аскетическую систему преп. Григория Синаита имела влияние «Лествица» св. Иоанна, игумена Синайской горы…подобно святому Иоанну Лествичнику, учение об исихии он также свел в сложную, но детально разработанную систему, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста–созерцанию и обожению» . В XIII веке, Григорий Синаит отшельником жил в скале, где теперь стоит часовня и поднимался на вершину Горы Синай каждый день молиться. У него был свой маленький садик, которым бедуины пользуются до сих пор и называют Farsh эль Looz (бассейн миндаля), а очень старое миндальное дерево стоит рядом. Необходимо отметить зафиксированные в источниках социокультурные особенности его практики на Синае – самоотверженное послушание, смирение, преданность постоянной безмолвной молитве (в том числе ночной), усердное чтение Священного Писания, ежедневная исповедь всех своих помыслов игумену, участие в монастырской трудовой деятельности, а в дополнение ко всему – каллиграфическое переписывание священных книг.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

Иер. 1:10 . Се поставив тя днесь. И раньше сказал: прежде неже изыми тебе из ложесн, освятих тя. Как же здесь говоришь: днесь? То – по предведению, а это – самым делом. Иер. 1:10 . Да искорениши. Прекрасный вид земледельческого труда, состоящий в вырывании терния. О чем нужно пророчествовать, сказал кратко: искорениши – об изгнании из города, разориши – о разрушении храма, расточиши – об умерщвлении множества, разрушиши – о гибели домашнего (имущества), созиздеши – о призыве (из плена), и насадиши – о безопасной жизни в земле после возвращения. Иер. 1:11 . И бысть слово Господне. Златоуста, иное Олимпиодора. Чрез промежуток (времени) это, когда говорит: и бысть слово Господне ко мне, глаголя. Не по порядку речи, но давал (Господь) уразуметь то, что сказано. Иер. 1:11 . Жезл ореховый. Это дерево твердое, тяжелое и годное для нанесения ударов ( πληκτεικν). Почему это видели ( βλεπον)? Потому что предметы и видения более ясны и привлекали внимание слушателя. Жезл есть символ наказания. Повелевая ему пророчествовать, еще более возбуждает посредством видения. Ореховый жезл некоторые объясняли, как – из миндального дерева. С еврейского (эти слова) переводятся: «я вижу жезл бодрствующий» 7 , потому что по-еврейски «бодрствование» и «миндальное дерево» обозначаются одним и тем же словом. Поэтому и продолжает: и рече Господь ко мне: благо видел еси, то есть, не долго терплю более им, но навожу наказания. При этом употребил переносное выражение, заимствованное от (действия) наблюдающих за совершителями проступка и настигающих на месте преступления. Ореховый жезл некоторые объясняли тем, что чрез это изображалась сила наказания. Таким образом чрез это показывал, что наказывает их, а относительно способа (наказания) прибавил: Иер. 1:12 . Понеже бдех аз. Так как сон, когда он приписывается Богу, означает долготерпение, как в словах: Вскую спиши Господи ( Пс. 43:24 ), то (слова в кн. Иеремии) значат: уже приступаю к наказанию. Увещеваю не словами; убедись видением, жезла. Не говорю, а действую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– И все? – Все. – И ты больше ничего не хочешь? – Как не хотеть! Хочу, чтоб дважды два было пять, да ведь не будет… О сотворении мира и другое сказано: Ищешь ты жизни, но не найдешь. Когда боги людей сотворили, То себе оставили жизнь, А людям назначили смерть. Все надвое. Выбирай, что хочешь: или дважды два пять – жизнь, иди дважды два четыре – смерть. Помолчал и спросил: – А что, девушка, правда, будто бы у вас здесь, на Острове, человеческие жертвы приносятся – отцы заколают первенцев?.. – Молчи! Разве можно говорить об этом, – прошептала она с ужасом. – Говорить нельзя, а делать можно? – Молчи, молчи, безбожник! Если скажешь еще слово, я тебе больше не друг! – проговорила она так повелительно грозно, что он замолчал. II Давно уже сошли с дороги на глухую, как звериный след, тропу. Вдруг вышли на лесную поляну, отовсюду огражденную скалами, тихую, теплую. Посреди нее миндальное деревцо розовело розовым цветом, под белым снегом, в мутных сумерках. – А может быть, ты и ошибся в счете, купец: дважды два четыре не все? – сказала она, взглянув на деревцо. – Может быть, и ошибся, – опять усмехнулся он горько. – Слушай, девушка. Сказал безумный мудрому: «Все ли зло под солнцем? Нет ли добра?» И мудрый безумному ответил: «Есть и добро». – «Какое же»? – «А вот какое: разбить нам обоим головы и бросить нас обоих в реку». – Вот так ответил! Вот так ответил! – рассмеялась она весело. Он тоже взглянул на дерево и понял: для нее, смеющейся, он, скорбящий, – как этот мокрый снег для розовых цветов. – Стой, куда мы зашли? – оглянулась она. – Что-то я этой поляны не помню. – Так и знал, что заблудимся! Зачем же свернула с дороги? – Покороче хотела. – Вот тебе и покороче! Ах, бестолковая! Небесных путей искавши, земной потеряли. А ночь на носу… Он присел на поваленный ствол сосны и вытер ладонью пот со лба. О себе она не думала; ко всему привыкла на звериных ловлях; переночевала бы в лесу, как дома. Но видела, что он устал и ослабел от раны. Подумала, решила: – Не бойся, найдем ночлег.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Здесь не сказано, чтобы пророк в настоящем случае имел видение в состоянии пророческого экстаза. Нет, он действительно видел цветущую миндальную ветвь и взгляд на эту ветвь, под действием божественного вдохновения, привел его к убежденно, какое он выразил в 12-м и 14-м стихах. Миндальное дерево по евр. называется бодрствующим деревом очевидно потому, что оно раньше других расцветает после зимнего сна, именно – в Палестине – в конце января и в начале февраля, когда еще в природе, можно сказать, все мертво, все застыло от зимней стужи. Образ этот разъяснить не трудно. Хотя в жизни человечества, по-видимому, еще все спокойно, все замерло, – Иегова бодрствует, и слово Его исполнится, придет в полное осуществление все, что Он определил народам и царствам. Пророк не должен поэтому смущаться кажущеюся прочностью того порядка вещей, о разрушении которого он будет проповедовать. Иер.1:13 .  И было слово Го­с­по­дне ко мне в другой раз­: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. Иер.1:14 .  И сказал мне Го­с­по­дь: от севера откроет­ся бедствие на всех обитателей сей земли. Здесь Бог ближе раскрывает способ, каким Он приведет в осуществление Свое слово. Пророку, увидевшему большой котел (ср. 4Цар 4.38 и Иез 24.3 ), который кипел, Бог объяснил, что этот котел, представлявшийся пророку как бы движущимся к Иудее с севера, обозначает собою бедствия, несчастья, какие обрушатся на жителей Иудеи с севера, откуда уже пришла, недавно сравнительно, беда на царство Израильское. Варятся, кипят в этом котле, следовательно приготовляются, для Иудеи разные наказания от Бога, которые придут на Иудею от руки могучего северного (халдейского) царства. – С 14-го ст. и до конца главы речь пророка принимает опять ритмический характер. Иер.1:15 .  Ибо вот, Я при­зову все племена царств северных, говорит Го­с­по­дь, и при­дут они, и по­ставят каждый пре­стол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. Иер.1:16 .  И про­изнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и по­кло­нялись делам рук сво­их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Среди исторических событий, нашедших отражение в речах Иеремии,- битва при Кархемише, 605 г. (Иер 46. 3-12); пленение царя Иоахаза егип. фараоном Нехао, 609 г. (Иер 22. 11-12); по мнению одних комментаторов, поэмы о нашествии народа «с севера» (ряд текстов в главах 4-6 и нек-рые др.) говорят о вавилонском вторжении в Иудею в 597 или в 587 г., по мнению других - в этих текстах имеется в виду вторжение скифских племен в Сирию и Палестину, предположительно, в посл. четв. VII в. до Р. Х. И. п. к., и особенно ее масоретская редакция, в целом может отражать интересы израильтян, оказавшихся в изгнании именно в Вавилонии; наиболее ярко эта позиция проявилась в гл. 24, где израильтяне, оставшиеся в Иудее, сравниваются с гнилыми смоквами. По мнению исследователей, некоторые тексты, имеющие внутренние датировки, в действительности относятся к иной исторической ситуации. В частности, ряд текстов, по мнению Кэрролла, представляет интересы политических групп в период возвращения из изгнания при Ахеменидах. Так, Иер 22. 28-30 отражает борьбу партий за власть в период реставрации; эти строки опровергают право Зоровавеля, внука Иехонии, на престол ( Carroll. 1986. P. 442). Содержание Призвание пророка на служение (Иер 1. 1-19). В начале книги сообщается о происхождении ее автора («Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе...» - Иер 1. 1), приводятся сведения о времени его служения и перечисляются иудейские цари, при которых оно происходило (Иер 1. 2-3). Пророческое служение Иеремии предваряется божественным призванием: он слышит «слово Господне», в к-ром сообщается, что еще прежде рождения Бог поставил его «пророком для народов». Несмотря на возражения Иеремии, ссылавшегося на свою молодость и неопытность, Господь «простер... руку Свою, и коснулся уст» его; это действие означало поставление его на пророческое служение: отныне он будет изрекать слова Божии (Иер 1. 4-9). Иеремия получает от Господа символические видения (миндальное дерево, кипящий котел), свидетельствующие о непреложности божественных решений и о бедствиях, ожидающих жителей Иерусалима «за все беззакония их» (Иер 1. 10-16). Пророк выходит по повелению Божию «против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей», чтобы обличать грех и отступление от Бога (Иез 1. 17-19). Пророчества об Иудее

http://pravenc.ru/text/293622.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010