Милосердие Милосердие есть плод христианской любви. Взаимная любовь требует быть милосердным. Милосердие есть благоприятная ЖЕРТВА Богу. Господь выше всякой жертвы предпочитает милость. Милосердие есть свет. Быть милосердным – воля Божия. Слово Божие ублажает милостивых. Христианин должен ПОДРАЖАТЬ Богу в милосердии. Быть милосердными требует от нас имя христианина. Христиане должны быть милосердными друг к другу. Естество человеческое требует быть милосердным. Помогать друг другу, как члены в одном теле. Помогать друг другу, как воины на брани. Милосердие должно быть и духовным и телесным. Как человек из двух частей состоит, так и милость должна быть двоякого рода. Отсутствие милосердия свидетельствует об отсутствии христианского духа. Не имеющие милосердия далеко отстоят от Христа. Не помогающий ближнему не чувствует его нужды, и поэтому не находится в одном теле Церкви. Некоторые не хотят оказывать милосердие из-за роскоши, а не из-за жизненных необходимостей. Оставлять милосердие до смерти неразумно и опасно. Когда сам не можешь помочь ближнему, найди человека, который сделает это. Господь принимает не только дела, но и усердие и желание к деланию милости. Милость проявлять ко всем одинаково. Все, что имеешь, – Божие, поэтому уделять неимущим. Милосердие оказывать в зависимости от нужды. Милосердие истинное, когда оказывается людям, не заслужившим его. Милосердие оценивается по усердию. Милосердие оценивается не от количества, но от усердия. Милосердие истинное, когда оказывается без принуждения. Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя. Милосердие оказывать ради славы Божией. Не превозноситься оказанной милостью, а для этого забывать о своих добрых делах. Не допускать ТЩЕСЛАВИЯ, чтобы не потерять награду. Милосердие ради самолюбия не истинное. То, что создание Божие всем одинаково служит, побуждает к милосердию. Обращение к Богу с молитвой о милости побуждает самих быть милостивыми (8, с.506–514). Что такое милосердие Христианское милосердие – это особое чувство, которое имеет своим источником Бога и которое выражается в доброте, благожелательности, сострадании к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощении обид врагам. Эта добродетель неизменно сопутствует любви, как теплота огню (7, с.237).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Рассуждение пятнадцатое. Ο бальзаме 16 Мариа же приемши литру мира нарда пистики многоценны, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его: храмина же исполнися от вони масти благовонныя ( Ин.12:3 ). § I Бальзам есть драгоценный Иудейский елей, или вода, сделанная из нарда, которым Иудеи себя помазывали. Обычай сей взят от восточных народов, как то: Сириан, Персов, Аравов, Индиан и проч. Ежели иудеи когда-либо хотели веселиться, то как себя, так и гостей своих, помазывали бальзамом, который имел силу оживлять все телесные силы, и человека делать приятным; и чем кто из гостей был любезнее, тем более на него они бальзама истощевали. О сем бальзаме говорит Церковь Христова: нард мой даде воню свою ( Песн.1:11 ). Или как говорится о Христе: миро излияное имя твое ( Песн.1:2 ). И Давид говорит: умастил еси елеом главу мою ( Пс.22:5 ). Сим бальзамом в дому Симона прокажённого Христос, яко возлюбленный гость, помазан был. Сим помазала его Мария ( Мф.26:7 ), ( Ин.12:3 ). Сим достойно было помазать Исуса и Симону фарисею, чего, однако ж, он не учинил ( Лк.7:44 ). Сим умершего Иисуса помазали Иосиф и Никодим ( Ин.19:39 ). Но перейдём к дальнейшему духовному рассуждению. § II Бальзам означает Божие милосердие. 1) Милосердие Божие всегда зеленеет подобно бальзамному древу, чтоб все грешники свободно ко оному притекали и прощение грехов испрашивали, как говорит Павел: но сего ради помилован бых, да о мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати ему в жизнь вечную ( 1Тим.1:16 ). 2) Бальзам исцеляет телесные раны: милосердие Божие врачует раны душевные. Так Давид побуждает душу свою к благословению Бога: благослови, душе моя, Господа – очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя ( Пс.102:1–3 ). Врачует сокрушения и печали сердечные, как тот же пророк взывает: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). 3) Бальзам имеет силу предохранять тела от гнилости. Повествуют, что во времена кесаря Августа найдено было в Египте тело Александра Великого, которое триста лет в гробнице лежало, но совсем так было свеже, как бы он вчера умер: так милосердие Божие предохраняет нас от вечной гнилости, дабы не могло нам приличествовать оное изречение: червь их не скончается ( Ис.66:24 ). И как Христос из мертвых восстал, так и мы от гнилости нашей воскреснем по оному: воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли: роса бо, яже от тебе, исцеление им есть ( Ис.26:19 ). Не бойся убо, христианине! смерти; ибо как ты бальзамом милосердия Божия в слове и Таинствах помазан, так тою же милосердия силою и паки оживотворишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 58 Будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть ( Лк 6:36 ). Празднуя день тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича, мы, слушатели, не уменьшим радости настоящего торжества, если пред общим молением о здравии и долгоденствии Царя нашего, посвятим несколько минут на размышления об одной из заповедей Христовых, – не уменьшим, если размышлением пробудим в нашем сердце такие чувствования к нашему ближнему, какими полна к народу душа Монарха нашего. Заповедь, о коей надобно теперь размыслить, есть заповедь о милосердии. Будите милосерди. Но почему сия, а не другая какая, заповедь предлагается вашему вниманию? Потому что исполнение оной, если когда, то особенно ныне, при всеобщей скудости в существенной для жизни пищи, ныне, когда очень многие из наших ближних нуждаются в насущном хлебе, есть одно из необходимых средств к уменьшению числа нуждающихся. По истине, если тезоименитый ныне Благочестивейший Государь милосердствует о нас непрестанно, подавая нам в наших нуждах благопотребную помощь; и если Правительство печется о нас неусыпно, изыскивая все способы и средства к отвращению угрожающего бедствия: то не должны ли и мы сами пещись друг об друге, высшие о низших, сильные о немощных, богатые о бедных? – Не должны ли быть милосердыми, сострадательными? – Не должны ли? – Но приступим к размышлению. Будите милосерди. Первое побуждение к милосердию в обществе человеческом есть милосердие Божие к человеку. Не будем доказывать, что Господь милосерд к нам грешным. Это так верно, как дважды два составляют четыре; так ясно, как солнце в безоблачный день, так понятно, как любовь отца и матери к своим детям. Кто внутренно не слеп, тот, без сомнения, видит опыты милосердия Божия – везде, особенно в необычайных случаях жизни. Так, если больной выздоравливает, тогда как врачи совершенно отчаялись в его жизни, что это, как не милосердие Божие? Если ловец, оторванный бурею от морских берегов и брошенный в ярящиеся волны, спасается – выплывает: что это, как не милосердие Божие? Если путешественник проходит сквозь стаю хищных и лютых зверей безвредно: что это, как не милосердие Божие? Много, очень много примеров, в коих милосердие Божие самым очевидным образом открывает себя человеку. Смотрите внимательно на все необычайные события в жизни, и замечайте направление их и ход: верно найдете, что вси путие Господни милость и истина ( Пс. 24:10 ), и воскликните с Пророком: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс. 102:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

О любви Божией и Божием милосердии Милосердие Божие – это море бесконечное, омытые слезами покаяния – капля единая, которая покрывается и исчезает в бесконечном море милосердия Божия. Итак, омыв грехи свои слезами, покаемся, очистим сердце свое от всякой скверны, чтобы в нем снова мог воссиять Божественный свет. (бат. О. Герман) О благодарности к Богу. Наш ответ – в усилиях спастись. 1)  Преклонимся преднею (любовью Божественною), тем более, что воспринять Божию любовь до конца сможем ли?! 2)  Благоговейно склонимся пред промышлением Божием о нас! Благословен Бог . Что воздадим ему?! Будем пить чашу спасения, Им обещанную для друзей Его, чашу, Им же поданную (…) Наши пусть будут усилия спастись, жалкие и ничтожные, но всецелые (…) «Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди мя (…)» 3)  Преклонимся в умилении пред любовью божественною к нам (…) благодарить Господа за то, что он явил нам. Сознаем наше ничтожество во всем. Положимся (и теперь и всегда впредь – только на Божию силу и Божие милосердие к нам. Преклоним колена сердца пред божественным милосердием Христа Спасителя нашего. 4)  А любовь-то Божественная (…) должна иметь ответ? И его вам нужно дать… 5)  Всегда имей в сердце любовь божественную во спасении человека через крест богочеловека. 6)  Не медли благодарить Господа за все, (…) являемое (а есть много и неявляемого) и что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» 7)  На пользу нам это ощущение (изумление милостию Божию) и плохо, если его не будет. Да, этого невольно трепет душа, когда раздумаешься (о бездне Божьего милосердия). Да, будет (…) Человеческий и сила мысли ничтожна, и ум недоумеет, недумывает о Господе и пред Господом (…) 8)  Что теперь предъявим, какую душу?! Нет греха, побеждающего Божие милосердие. А если так, что же будем вопиять, мы должники Божии! Мы все должники пред Господом. Да, Он Солнце Свое светит на добрых и на злых. 9)  Да, как велика к нам милость Господа! Всю жизнь прожить как скот., не подозревая, что есть нетленная красота (…) подобной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Милосердие Божие У Него сопряжены между собою милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления, и один суд не довел до отчаяния (свт. Василий Великий , 5, 232). Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот; но в таком только случае, если найдет, что ты, по содеянии греха, стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится Суда; тогда любит суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и мягчительные врачевства, употребляет, наконец, в дело острые орудия (свт. Василий Великий , 5, 232–233). ...Земля полна одною милостию Господнею, между тем как суд отложен до определенного времени (свт. Василий Великий , 5, 233). ...Ежели кто возьмет во внимание, что повреждение с каждым днем распространяется и что тленный род человеческий достоин тысячей смертей, поколику пребывает во грехах, то удивится богатству Божией благости, снисходительности и долготерпения (свт. Василий Великий , 5, 233). Источник. Бог, и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным и, судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное (свт. Василий Великий , 5, 342). Источник. ...Не будем знать Бога вполовину, и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености... Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою; Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое – строгость... (свт. Василий Великий , 9, 79). Источник. ... сделал все, что могла принять сотворенная природа. Уставил чин естеств и нашел, что они, как изменяемые, имеют нужду в милосердии (прп. Ефрем Сирин , 30, 247).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

составитель Терещенко Т. Н. СПАСЕНИЕ Души спасти – не лапоть сплести (прп. Лев, 22). Бог печется и промышляет о нас более, нежели сами мы, Он устраивает наше спасение, однако ж не хочет, чтобы мы искали его в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. С ослабой ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем прибрели его? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и это служило им отрадой в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении которых и совершенном смирении получили и совершенное успокоение, и даже духовное дарование (прп. Макарий, 20). Ты описываешь свои неисправности и не видишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим, а смирение и одно сильно спасти нас; об этом надо попещись – стяжать оное, и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие (прп. Макарий, 20). Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в исполнении правил, но предостерегаю вас от этого. И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, – много и этим были обольщаемы, но на милосердие Божие возлагать надо [надежду] о своем спасении. Надо и делать, но с великим смиренномудрием (прп. Макарий, 20). Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы (прп. Макарий, 20). Спасение наше состоит в вере и в уповании на милосердие Божие, предании в Его святую волю себя и всех нас (прп. Макарий, 20). В чем же состоит успеяние нашего спасения? Как вы полагаете? В том ли, чтобы проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и этим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит в смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землей и пеплом. Когда же мы, делая, что благо, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью? Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и сама одежда есть нам помощь к стяжанию смирения (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

86. Пути Промысла Божие в обращении грешников I. Иногда Господь Бог останавливает грешника на пути беззаконие какими-либо необыкновенными случаями в жизни, которые тем глубже проникают в душу, чем внезапнее и неожиданнее поражают ее. Грешница Мария, привлеченная любопытством в Иерусалим, вместе с другими идет в храм, где находилось животворящее древо Креста Господня; но неизвестная сила возбраняет ей вход и удаляет ее от церковного порога. Несколько раз, всегда с новым усилием, она возобновляла свое покушение, и столько же раз неведомая сила отстраняла ее: церковные врата при всем усилии оставались для нее недоступными. Пораженная чудом, она невольно углубилась в саму себя, стараясь открыть причину странного явление. Благодать Божие, ожидавшая, так сказать, этой минуты, озарила ум ее: – и она, увидев с одной стороны бездну греха, в которой находилась, с другой бездну милосердие Божие, доселе щадившего ее, и долготерпеливо ожидавшего ее обращение, – в слезах раскаяние пала пред иконою Богоматери, призывая Пресвятую Деву во свидетельство искренности своего покаяние (См. Жизн. Марии Египетской апр. 1). Юный военачальник Неаний, отправленный Диоклитианом из Антиохии в Александрию для преследований и мучение находившихся там христиан, путешествуя ночью, внезапно при ясном небе остановлен был ослепительным блеском молнии: «Куда идешь и против кого вооружился ты, Неаний», воззвал к нему неведомый голос. «Иду, по повелению царскому, убивать верующих в Распятого» – отвечал трепещущий военачальник. «Неаний! и ты против меня?» продолжал прежний голос. «Но кто ты, Господи?» вопросил в смятении Неаний. Знамение креста из света и слова: «Я Иисус распятый» – были ему ответом. Смятенный и трепешущий военачальник пал на лице свое, и сделался христианином («Чет.-Мин.», июл. 8 д.). II. Всего чаще и обыкновеннее Бог вразумляет грешника различными явлениями во время сна. Сон отлучает на время душу человека от всего видимого; от того душа самого рассеянного человека в состоянии сна бывает спокойнее, а потому способнее к приятию благих впечатлений. Примеры чудесных сновидений, кои служили побуждением к обращению грешников, многочисленны в истории. Когда Авимелех, царь Герарский, взял к себе Сарру, жену Авраама, то «прииде Бог к Авимелеху нощию во сне и рече ему: се, ты умираеши жены ради сея, юже поял еси» ( Быт. 20:3 ). Патермуфий – язычник, разбойник и гробокопатель, чтобы обокрасть жившую уединенно девственницу, в начале ночи скрылся на верху дома ее и там, в ожидании благоприятного времени, нечаянно заснул. Во сне предстал ему некий световидный муж, облеченный в царскую одежду, и, строго обличая его злодеяние, требовал, чтобы он соделался христианином и пустынником, угрожая в противном случае жестокою казнию. Устрашенный грозным видением Патермуфий немедленно, по пробуждении, принял св. Крещение и удалился в пустыню («Чет.-Мин.», июля 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Илия (Рейзмер) По трудам русских богословов и мыслителей Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Ин. 12, 24 Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Деян. 14, 22 . Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтобы сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его. Св. Игнатий (Брянчанинов) Вступление Множество благодеяний оказал людям Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни. Многих болящих Он исцелил, многим слепым даровал зрение и скорби многих претворил в радость. Воистину был Он другом страждущих и утешителем скорбящих, как предрёк о Нём пророк Исаия: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» 1 . Евангельское повествование о благодеяниях Господа нашего Иисуса Христа страждущим рождает неодинаковые мысли и чувства в душах слушателей. Души, искренне верующие, преисполняются благоговением перед благостью и всемогуществом Господа Иисуса. В душах же маловерных возникает недоумение, они готовы обвинять и упрекать Самого Господа, говоря: «Если Господь так милосерден и всемогущ, то почему Он попускает скорби и испытания людям?» Действительно, слово Божие ясно говорит нам, что против силы Божией ничто и никто не устоит. Но то же слово Божие устами святого псалмопевца вещает нам: много скорбей у праведного 2 . Если Господь силен сохранить и избавить нас от всякой скорби, то почему много скорбей должен терпеть праведник? Такой вопрос рождается в душе, не утверждённой в вере. Ответ даёт нам Божественное Откровение. Слово Божие говорит нам, что скорбь наша в руках промысла Божия – лекарство для исцеления и исправления плотоугодливой души. Бог , желающий всем спастись, потому попускает многие испытания праведным, что в этих страданиях душа их очищается от греха и уготовляется для вечной жизни, ибо страждущий плотию перестает грешить 3 . И святой апостол Павел пишет: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» 4 И Господь наш Иисус Христос ясно учит, что жизнь наша немыслима без испытаний. «В мире скорбны будете» 5 ‚ – говорит Он. Эти испытания составляют крест, который каждый христианин должен понести в своей жизни. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми»“ 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), – говорит святой апостол Павел в своих наставлениях христианам. Потому-то, придавая большое значение слышанию людьми слова Божия, Господь наш и предложил сегодня нам на страницах Святого Евангелия притчу о сеятеле и семени, в которой изобразил разнообразные действия Своего Божественного слова на сердца человеческие. Слово Божие, дорогие мои, имеет весьма важное значение для религиозно-нравственной жизни людей. Без Божественного Откровения, заключенного в слове Божием, мы не имели бы надлежащего понятия ни о Боге и о Его существе и свойствах, ни о мире и о его происхождении и последних судьбах, ни о себе самих – о нашем назначении в жизни настоящей и будущей, о нашей природе. Без слова Божия мы не могли бы вести и жизни действительно нравственной. Только слово Божие ясно определяет, в чем состоит существо и совершенство истинно нравственной жизни. Слово Божие есть то духовное, Божественное семя, от которого зачинается и возрастает духовный человек. Как в мире вещественном всё – от малой былинки до большого дерева – рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новый благодатный человек, новая тварь во Христе, возрождается в новую жизнь через слышание слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля, но бросьте в нее семена, и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучами солнечными – и она украсится многообразными, золотистыми цветами, плодами и злаками. Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только к взращиванию греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарелого возраста. Но, когда посеется на ней живое семя слова Божия и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Христовой и согреется дыханием Пресвятаго Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святаго Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием (см.: Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Беседа 28 Ин.3:17 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 1. Чем больше милосердие Господа, тем строже будут Его наказания жестоковыйным. – Бог открыл двери щедрот всем людям. – Два пришествия Иисуса Христа. – 2. Неверующие подлежат осуждению – Кто удаляется от Иисуса Христа. – Великие грешники – люди, закоснелые в своем упорстве, преданные обуявшим их порокам. – 3. Чтобы быть христианином, нужно вести добрую жизнь с соблюдением чистоты учения. – Причина уклонения язычников от принятия веры Христовой. – Языческие философы делали добродетель из пустого тщеславия. Любовь к тщеславию губит людей. – Тщеславие пагубнее всех других пороков. – Чтобы приобресть славу пред людьми и славу, исходящую от Бога, нужно стремиться к достижению только последней. 1. Многие из людей беспечных, злоупотребляя человеколюбием Божиим к умножению грехов и к большему нерадению, говорят такие слова: нет геенны, нет мучений; Бог отпускает нам все грехи. Заграждая уста таким людям, один мудрый муж говорит: «и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его» ( Сир.5:6–7 ). И в другом месте: «как велика милость Его, так велико и обличение Его» ( Сир.16:13 ). Где же, скажет кто-нибудь, человеколюбие Его, если мы получим то, что следует за грехи наши? Но мы получим заслуженное, послушай и пророка и Павла. Один говорит: «Ты воздаешь каждому по делам его» ( Пс.61:13 ); а другой: «Который воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). Тем не менее однакож велико человеколюбие Божие, и это видно вот откуда: Бог разделил судьбы наши на два века жизни, настоящий и будущий, и, определив первую для подвигов, а последнюю для получения венцов, показал таким образом великое человеколюбие. Каким образом? Тем, что, хотя бы мы совершили множество тяжких грехов и не переставали от юности до глубокой старости осквернять свою душу несчетными пороками, Он не истязует нас ни за один из этих грехов, а в бане пакибытия подает отпущение их и дарует оправдание и освящение. Но что скажешь ты, если сподобившийся таинств с самого детства после того впадет во множество грехов? Такой заслуживает уже тем большего наказания. За одни и те же грехи мы подвергаемся не одному и тому же осуждению, но гораздо строжайшему, когда согрешаем после освящения таинствами. Это и показывает Павел в следующих словах: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр.10:28–29 ). Такой, следовательно, достоин большего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010