Законом 19 апреля 1874 года положен конец прежнему неопределенному и стеснительному порядку вещей относительно брака раскольников. До этого закона раскольники были лишены возможности вступать в законный брак и иметь законных детей без перемены своих религиозных убеждений или по крайней мере без временной измены им. Упомянутым законом дана им такая возможность. Теперь каждый из раскольников, к какому бы толку ни принадлежал, может иметь семью, признаваемую законом; для этого от него требуется заявить о заключенном им браке полиции для внесения сведения о нем в особо установленные метрические книги. Существование брака раскольника считается доказанным со дня записи его в метрической книге. Закон 19 апр. 1874 г. имеет силу не только в отношении случаев бракосочетаний раскольников после его издания, но и относительно раскольнических браков, заключенных прежде него, после десятой ревизии; и эти браки должны быть записаны в метрические книги, если живущие в них желают, чтобы закон признавал их сожитие законным браком. Что касается до лиц, вступивших в брак до десятой ревизии, то и они признаются состоящими в законном браке, если записаны мужем и женой в сказках десятой ревизии (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 78 и прим. по изд. 1887 с прод. 1891). Таким образом закон 1874 г. дает норму для узаконения всех раскольнических браков, заключенных не только после, но и до его издания. В силу этого закона полиция освобождена от прежней обязанности «вести именные списки о рождающихся и умирающих раскольниках» (Уст. о пред. и прес. прест. 1807 г. ст. 67. Изд. 1876. ст. 55). а обязана вести метрические книги о рождении, браке и смерти раскольников по правилам закона 1874 г. (Уст. о пред. и прес. прест. по Прод. 1880. ст. 55). Казалось бы, что после закона 1374 г. семейная жизнь раскольников должна быть упорядочена с юридической стороны. Казалось бы, теперь должен был бы наступить конец сомнениям и колебаниям насчет значения раскольнического брака как в сфере юридических отношений, так в практике церковной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

А.А. Завьялов 1889 г. 1 .-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 15 Декабря 1888 г. за 5856, о неправильной записи в метрических книгах церкви одной из епархий рождения и крещения сына девицы с обозначением последней в сей записи не по званию её, а по месту полученного ею воспитания. Приказали: Главноуправляющий Собственною Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям Императрицы Марии сообщил Г. Синодальному Обер-Прокурору, что в делах одного из учреждений найдена копия с выписки из метрической книги, в каковой выписке мать рождённого младенца обозначена не по её званию, а по месту воспитания. Имея в виду, что обозначение матери ребёнка в упомянутой метрической записи не по званию родительницы, а воспитанницею учебного заведения представляется неправильным, Статс-Секретарь Дурново просит Г. Синодального Обер-Прокурора, не будет ли признано возможным сделать распоряжение о воспрещении церковным причтам именовать впредь в подобных записях бывших воспитанниц учебных заведений не по званию родителей, а по учебному заведению, в котором они воспитывались. Рассмотрев вышеизложенное и принимая во внимание, что в приложенной к 1035 ст. Зак. о сост. Т, IX, изд. 1876 г., форме метрических записей о событии рождения и крещения младенцев родители их означаются по званию и состоянию, Святейший Синод определяет: предписать по духовному ведомству, чтобы в метрических записях о рождении и крещении младенцев родители сих младенцев означались по их званию и состоянию, а отнюдь не по учебному заведению, в коем воспитывались. О чём послать циркулярные указы Епархиальным Преосвященным, Синодальным Конторам, Духовнику Их Императорских Величеств и Главному Священнику Гвардии, Гренадер, Армии и Флота. Февраля 8 дня 1889 года. 2. -слушали: а) предложение Г. Товарища Синодального Обер-Прокурора от 7-го Сентября 1888 года, за 4141, относительно устранения беспорядка в выдаче нижним чинам увольнительных билетов и указов об отставке в отношении перемен семейного положения нижних чинов и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прославление русофобской польской шляхты XIX века альянс западных спецслужб и местных идеологических властей, как правило, прикрывает их заслугами в сфере наук и искусства (только из Калиновского можно с натяжкой сделать «журналиста», а Костюшку и таковым бы - не удалось), заметим, искусства сугубо ренессансного, неоязыческого, коим уже многие столетия являлась польская культура. А ее стремление через революцию восстановить Речь Посполитую и господство католического Костела и польской шляхты - «радением о свободной Беларуси». В «пантеон» таких «великих беларусов» зачислен и польский поэт Адам Мицкевич, «просветитель, неповторимое творчество, жизнь которого стали одним из самых больших достояний мировой культуры, неиссякаемым источником духовности белорусского и польского народов». Ради такой фигуры даже увидеть и прикоснуться к таким святыням, как «метрическая запись о крещении Адама Мицкевича (1798 год), метрическая запись о браке дедушки и бабушки поэта (1763 год), метрика о крещении матери писателя Варвары Маевской (1769 год)» можно будет на «временной литературно-художественной экспозиции " Шляхетские былины Адама Мицкевича " , посвященной 220-летию со дня рождения великого поэта...в Государственном музее истории белорусской литературы». Напомним, что А.Мицкевич был организатором подпольных внутримасонских революционных кружков «филоматов» и «филаретов», сторонником масонского декабристского бунта и антирусского польского восстания 1830-1831 гг., проводником доктрины «польского мессианизма», которую «новый белорус» изложил в таком «шедевре белорусской литературы», как «художественно-публицистическое сочинение " Книги польского народа и польского пилигримства " ». Наконец, этот неутомимый русофоб еврейского происхождения, увлекавшийся Каббалой, «убежденный, что союз поляков и евреев Польши приведет к духовному и материальному возрождению страны» (отторгнув ее у России вместе с Белоруссией и Малороссией), во время британо-французской агрессии против России (Крымской войны) «в 1855 г. отправился в Стамбул, чтобы убедить турецкое командование создать еврейский легион, где умер, не осуществив свои замыслы».

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/02/ko...

Поле памяти в вятской тайге 13 вересня 2022 р. 18:44 Одна из важных задач Русской Церкви сегодня — сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в годы большевистского террора. «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как ведется эта работа в Вятской епархии . Открытый в феврале 1938 года в непроходимых кайских лесах один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ) Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятлаг) оставил после себя множество массовых захоронений, которые долгие десятилетия были заброшены и забыты. Сегодня усилиями православных волонтеров-поисковиков имена узников лагеря возвращаются из небытия ( 9, 2022 , PDF-bepcuя ). Найти могилу репрессированного деда — Еще не так давно мы с супругом и не подозревали о существовании старинного города Кирс, а сегодня возвращаемся из него, наполненные покоем и светом удивительно добрых и неравнодушных людей. Эта поездка сложилась так легко, как будто ангелы передавали нас с рук на руки, — рассказывает Анна Тасмаева из Ижевска. В Кирс Анну привели поиски места захоронения репрессированного и сосланного в Вятские лагеря двоюродного брата ее деда Степана Николаевича Третьякова. Просмотрев метрические книги, материалы переписи 1897 года, обратившись в архивный отдел администрации района, затем в архив республиканской Федеральной службы безопасности (ФСБ), она узнала, что в октябре 1937 года ее родственник был арестован и осужден тройкой Народного комиссариата внутренних дел на десять лет исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую деятельность. В архиве ФСБ Анну ознакомили с уголовным делом Третьякова. Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области прислало архивную справку, из которой выяснилось, что Степан Николаевич прибыл в Вятлаг в марте 1938 года из тюрьмы города Глазова Удмуртской АССР, а умер в лазарете десятого отдельного лагерного пункта (ОЛП-10) от резкого истощения в марте 1943 года. — Мне очень хотелось выяснить, где находится это место — ОЛП-10, а может быть, и побывать там на месте захоронения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5958868...

Часть II. Стихотворения лирические Лучшую и в собственном смысле поэтическую часть произведений святого Григория Богослова составляют его чисто лирические стихотворения, которые, по цитируемому нами изданию мавриниан, все почти, за незначительным исключением, находятся в первом разделе второй книги, под номерами с 19 по 89 включительно. В этих превосходных образцах христианской лирики ярко и оригинально обозначился весь его поэтический гений. В них не видно ни следов подражательности, ни влияния риторики, ни подавляющего элемента рефлексии. Они не задуманы по каким-нибудь внешним, сторонним для поэзии мотивам, но выходят прямо из непосредственного источника поэзии – сильного и глубокого одушевления, оплодотворенного чувством христианского сознания. Они не сочинены искусственно, по законам теории поэзии, не обработаны механически, по правилам стихометрической техники, а вылились и создались сами собой, как живой отголосок живейших движений сердца, как естественное проявление известного состояния души, отличающего всех истинных представителей поэтического дарования, которые, выражаясь словами одного из них, «рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Область чистой лирики, как сфера свободного, непосредственного проявления внутреннего мира человека – сокровенной жизни души и сердца, всего более сродна была мягкой, нежной, в высшей степени впечатлительной и отзывчивой душе поэта, всего более гармонировала с личными особенностями его поэтического дарования. Оттого лирические стихотворения его дышат таким теплым, искренним чувством, таким могучим одушевлением, глубоко захватывающим и увлекающим даже тех, кто читает их в переводе. Разнообразием душевных настроений, определяющих содержание лирических произведений поэта, различием свойств и направлений чувства, сообщающих известный тон и форму их, условливается и разнообразие видов лирической поэзии святого отца; внешним образом оно выражается у поэта уже в самом надписании лирических стихотворений: « Θρνος» [ «Плач»], " Θρηνητικν» [ «Плачевное«],» κετριον εις Χριστν« [ «Прошение ко Христу], " Αεησις προς τον Χριστν» [ «Моление ко Христу " ], « Ε ς την εαυτο ψυχην» [ «К душе своей " ], « Προς τον ατο θυμον» [ «К своей душе " ], « Κατ του πονηρο» [ «На лукавого " ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Краснинский. Церковь Михаила Архангела (старая). Карта и ближайшие объекты О времени постройки церкви, о ее первых служителях мы узнаем из клировой ведомости «Краснинского отряда Михайло-Архангельской церкви» за 1861 год. «Церковь сия построена в 1860 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, теплая. Престол в ней один, во именование Архистратига Михаила. Утварью еще недостаточна. Причта положено по штату, священник и дьячок. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной в отводе не имеется, священноцерковнослужители сенокосными участками пользуются от прихожан малыми. Дома для священно-церковнослужителей получается от прихожан денежного жалования 160 рублей серебром в год, из коих священник получает 120 руб., а дьячок 40 руб. серебром. Частного хлебного сбора в год не более 70 пудов на причт, денежного сбора 50 руб. серебром. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет. Расстоянием сия церковь от Консистории в 600 верстах, от местного Благочинного в 200 верстах. Ближайшая к Сей церкви суть станицы Карагайской Вознесенкая в 25, станицы Петропаловской Петропаловская в 28, и отряда Арсинского Христорождественская в 22 верстах. Приписной церкви нет. Домовой церкви нет. Опись церковному имуществу есть, сделана 1861 года, скреплена членом консистории ключарем Священником Высотцким и утверждена печатию Духовной Консистории. Приходорасходные книги о сумме святой и церковной за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории выданы 1861 года, ведутся исправно и хранятся в целости. Копия с метрической книги за 1861 год хранится в целости. Исповедальная роспись за 1861 год имеется. Обыскные книги, выданные в 1861 году за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории, хранятся в целости, в них ненаписанных листов 194-ре. О причте означенной церкви: Священник Василий Павлов Ребрин, дьякской сын, по окончании курса в Уфимской семинарии 1844 г., уволен с аттестатом 2-го разряда и сего же года ноября 8-го дня Преосвященным Иоанникием рукоположен в священника Верхнеуральского уезда в Петропаловскую крепость к Петропаловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=52090

От рабства к свободе Книгу «От рабства к свободе» составили расшифровки лекций отца Александра Меня о Ветхом Завете, читанные им в Московском Историко-Архивном Институте (МГИАИ) на излёте советской эпохи. Отец Александр Мень первый священник, которому за очень долгое время позволили читать лекции в ВУЗе. Названия этих лекций следующие: Закон и этика Ветхого Завета Метрические книги Ветхого Завета (две лекции) Пророки. Профетизм Книги Исайи, Софонии, Наума, Аввакума, Иеремии Учительные книги Книга Иова и Книга Экклезиаста Псалтирь Эсхатология Ветхого Завета Введение в Новый Завет Н. И. Басовская, преподаватель МГИАИ, принимавшая непосредственное участие в организации лекций, составивших книгу «От рабства к свободе» пишет о них: «В текстах лекций отца Александра раскрываются его обширные знания прежде всего о ранних страницах истории человеческого общества. При чтении записанных на магнитофон и теперь восстановленных лекций отца Александра не покидает ощущение, что Александр Мень — востоковед, специалист по истории Древнего Востока. Тем более, что он неоднократно упоминает авторов специальных научных исследований по древней истории, говоря о них легко и уверенно, как о добрых знакомых, которые видят проблемы библейской эпохи несколько односторонне (вне вопросов веры), однако по–своему интересно и достойно серьезной оценки. Многочисленные литературные ассоциации и реминисценции, постоянно возникающие в лекциях отца Александра, говорят о его гуманитарной образованности как о чем–то совершенно органичном для лектора, служителя не только Православной Церкви, но и ответственнейшего дела обучения и просвещения юношества. Таким и только таким должен быть тот, кто берется вести молодых в бесконечно прекрасный мир духовной культуры человечества. Не перечислить тех, кого легко и естественно включает в контекст своих раздумий о древности, о заре человеческой духовности отец Александр: Пушкин и Гёте, Достоевский и Чаадаев, Байрон и Андрей Белый… Эрудиция лектора вполне очевидна, но она не демонстрируется ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию. Нет, тональность разговора отца Александра с сидящей в зале молодежью — самая непринужденная и доверительная. Это как «разговор по душам». Лектор часто говорит: «Вы, конечно, знаете», «Вам наверняка известно». Скорее всего, не «наверняка». Но эти обороты речи — дань уважения к тем, кто еще так молод и вырос в советское время, абсолютно вне мира Библии, с туманным школьным представлением о древности как времени господства «рабовладельческой формации», чьи «производительные силы» были шагом вперед по сравнению с первобытностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации У старообрядцев появился свой " патриарх " (комментарий в цифрах и фактах) Беглопоповцы в XIX-XX вв. Новозыбковская Древлеправославная архиепископия Древлеправославный " Патриарх всея Московский и всея Руси " Александр (Калинин) Первая треть XIX в. была весьма благоприятна для согласия, принимающего священников из синодальной Церкви. Высочайше утвержденные 26.03 1822 г. правила " о попах и молитвенных домах " позволяли священникам беспрепятственно проводить службы у старообрядцев в храмах и моленных, но с условием для " порядка " вести метрики. Однако закон вызвал неоднозначное отношение в среде староверов, возникла полемика, итогом которой стало появление лужковского согласия. Особое возмущение у жителей посада Лужки в Стародубье (ныне Брянская обл.) вызывало требование вести метрические книги, в чем они усмотрели " важную ересь " . По мнению лужковцев, правильным священством могло быть только прежнее, тайное, которое испытывало преследования от царской власти. Они решили держаться своего " тайного " священства. В дальнейшем лужковцы всех поповцев, которые к ним переходили, принимали третьим чином, а священников, пришедших из Русской Православной Церкви - вторым. Согласие имело последователей также среди донских казаков, на Урале, в Гуслицах и в Молдавии-Бессарабии, Впоследствии лужковцы все же приняли «еретические» метрики, но только под названием «обывательской книги», в которую также вносились имена родившихся, бракосочетавшихся и умерших последователей лужковского согласия. Вместе с тем, последователи согласия считали за грех носить мундиры, принимать присягу, брать паспорта для отлучки и подписывать бумаги, относившие их к расколу. Верным прежней лужковской традиции оставался лишь один священник этого посада, к которому приезжали, несмотря на запреты, трудности, кои более преданные последователи, отчего Лужки назывались Новым Иерусалимом. В 1845 г. это согласие было признано властями вредным, моленная в Лужках была запечатана, священник отправлен к духовному начальству.

http://sedmitza.ru/text/394294.html

Бабаи. Церковь Михаила Архангела (утраченная). Михаило-Архангельская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1782. Год утраты:приблизительно 1936 (разобрана) Архитектор:П.А. Ярославский Адрес: Украина, Харьковская обл., Харьковский район, пгт Бабаи Изменить описание объекта Первый храм во имя Архангела Михаила был построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 года. В 1782 году губернским прокурором Петром Андреевичем Щербининым была построена каменная церковь с колокольней, освящённая во имя Архангела Михаила. Церковь была выдержана в формах «сельского» классицизма. Она имела довольно громоздкую круглую колокольню и полукруглый портик с колоннами, повторявший портик  церкви в с. Кузьмино (близ Царского Села), спроектированной знаменитым Дж. Кваренги  Храм имел низкий восьмигранный купол, увенчанный луковичной главкой с крестом. Церковь была закрыта и разобрана в 1930-е годы. И только в 2012 г. в селе была выстроена  новая каменная церквь , выдержанная в совершенно другом стиле. Источник: Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - Харьков, Факт. 2005 В грамотах и других бумагах с. Бабаи с 1653 г. обыкновенно называется так: «село Архангельское, Бабаи тож». Потому первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 г. В 1782 г. владельцем Бабаев Петром Андреевичем Щербининым построен ныне существующий каменный храм. В топографическом описании Харьковского наместничества 1785 г. сказано: «Помещика Щербинина село Бабаи, в коем церковь каменная с иконостасом лучшей работы». И здесь же сказано о тогдашнем уезде Харьковском, что в нём только «одна каменная церковь», т. е. бабаевская. В настоящее время экономия помещика снабжает св. храм ризницей и отоплением, но ныне, за отсутствием помещика, нельзя сказать того же о храме, что говорено о нём в 1785 г. Книги храма: Триодь постная м.п. 1696 г., Евангелие м.п. 1737 г., Минея служ. в 12 кн. м.п. 1741 г., Деяния церковные, Метрические книги в церковном архиве начинаются с 1744 г., а в архиве Харьковской консистории – с 1725 г.

http://sobory.ru/article/?object=56830

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010