«Проблема детей-сирот — вызов нашей христианской совести». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на IV пленуме Христианского межконфессионального координационного комитета февраля 2014 Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на IV пленуме Христианского межконфессионального координационного комитета (Санкт-Петербург, 26 февраля 2014 года). Больше 20 лет назад страна, в которой мы жили, прекратила свое существование. На ее месте возникло 15 государств. В последующие годы христианские общины наших стран много сделали для восстановления церковной жизни, возрождая разнообразные формы служения людям, ранее на протяжении десятилетий находившиеся под запретом. Для Русской Православной Церкви последняя четверть века, начиная с исторического празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, стала временем беспрецедентного по масштабам духовного возрождения, не имевшего аналогов в истории. Одновременно наша Церковь выстраивала новую модель взаимоотношений с христианским миром. В 1990-е годы межхристианское сотрудничество вступило в фазу кризиса. В церковной среде часто высказывались опасения, что межконфессиональные отношения могут привести к компромиссу с совестью, доктринальным искажениям и отступничеству, а братскую любовь следует проявлять только к единоверцам. Православные верующие ставили перед священноначалием острые вопросы: о чем мы можем и должны вести диалог с инославными? Есть ли у нас общие задачи? Есть ли у нас поле для совместной деятельности? И нужно ли вообще Православной Церкви межхристианское сотрудничество? Эти вопросы возникали не только внутри Православной Церкви. В те же годы Российский совет евангельских христиан-баптистов покинул Всемирный совет церквей. Наша Церковь сохранила членство во Всемирном совете церквей, однако инициировала процесс его существенной реструктуризации, позволившей Православным Церквам не чувствовать себя в нем изолированным и маргинализованным меньшинством. Последняя Ассамблея ВСЦ, в которой я совсем недавно участвовал, показала, что, несмотря на всю справедливую критику, которую мы можем адресовать этой организации, она продолжает оставаться значимым форумом для межхристианского диалога.

http://mitropolia.spb.ru/docs/problema-d...

«Интервью главы МИД России С.В. Лаврова к 55-летию председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона» 26.07.2021 21:48:30 К 55-летию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров дал интервью телеканалу «Россия 24» . — Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион скоро отметит юбилей. Его часто называют Вашим церковным «аналогом». Как Вам кажется, в наши дни в Русской Православной Церкви нужен свой МИД? — Название «Отдел внешних церковных связей» говорит о том, что митрополит Иларион занимается контактами со своими многочисленными партнерами. Канонические территории Русской Православной Церкви гораздо больше территории России. Например, Украинская Православная Церковь обладает широкой автономией. Даже контакты с ней требуют навыков ведения дел с внешними партнерами. Эта должность проявляется в связях с Поместными Православными и с другими христианскими церквами (включая Ватикан, с которым у владыки Илариона регулярные контакты), а также с нехристианскими религиями. Мы такой диалог не просто приветствуем, а активно его поддерживаем. Есть целый ряд межгосударственных и межправительственных механизмов, призванных продвигать диалог цивилизаций. Существует даже специальная структура в ООН — Альянс цивилизаций, возглавляемый бывшим министром иностранных дел Испании. Она занимается организацией контактов по продвижению межконфессионального и межэтнического согласия. В этих усилиях Русская Православная Церковь имеет, что предложить. Она одна из наиболее активных сторон на этом поприще межцивилизационного и межконфессионального согласия. Еще один пример взаимодействия светских и церковных представителей — проводимая раз в два года Межпарламентским союзом и Генеральным секретарем ООН Всемирная конференция по межрелигиозному и межэтническому диалогу. Следующая должна состояться в мае 2022 года в Санкт-Петербурге. Будем активно сотрудничать с Русской Православной Церковью по обеспечению правильного подхода к определению повестки дня и к тому, чтобы максимально использовать этот форум для продвижения ценностей, отражающих православные идеалы, весьма востребованные сегодня.

http://radonezh.ru/2021/07/26/intervyu-g...

Православные ценности сформировали основу российской культуры и российской государственности, и в этом — истоки уходящей вглубь веков традиции сотрудничества отечественной дипломатии и Церкви. Мы и сегодня, действуя рука об руку, помогаем российской диаспоре за рубежом, защищаем права оказавшихся вдали от Родины россиян, и, по сути, Церковь решает те же задачи, что и дипломатия, осуществляя миротворческую миссию на пространстве Содружества Независимых Государств и в других регионах мира. Мы — союзники с Русской Православной Церковью в противодействии любым проявлениям расизма, ксенофобии, в противодействии попыткам расколоть мир по религиозному, этническому или цивилизационному признакам. Нас объединяют общее понимание важности межкультурного, межконфессионального, межцивилизационного диалога и понимание того значения, которое такой диалог имеет сегодня для успокоения ситуации в мире. Колоссальный опыт российского государства, Русской Православной Церкви в этой сфере внутри нашего государства, безусловно, может, должен быть сегодня востребован на глобальном уровне в общемировом масштабе. Вместе с Русской Православной Церковью российское руководство поддерживает развитие инициативы под эгидой Организации Объединенных Наций, которая называется «Альянс цивилизаций». Мы по согласованию с Русской Православной Церковью предложили, чтобы этот процесс был дополнен консультативным процессом с участием основных мировых религий, и прообраз такого сотрудничества уже был заложен в 2006 году, когда по инициативе Святейшего Патриарха в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров. Рассчитываем, что инициатива о создании такого консультативного совета межрелигиозного взаимодействия под эгидой ООН будет поддержана. И, конечно же, продвижение межкультурного, межконфессионального диалога было одной из главных приоритетных тем российского председательства в 2006 году в Комитете Министров Совета Европы. Говоря о Совете Европы, хочу вновь подчеркнуть тот широкий позитивный международный резонанс, который вызвало выступление Его Святейшества на недавней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в рамках недавней беспрецедентной поездки в Западную Европу Святейшего Патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205953...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 10 июня 1997 года 8 2005 р. 10:00 10 июня 1997 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О состоянии взаимоотношений с Римско-Католической Церковью на современном этапе в связи с возможностью встречи Предстоятелей двух Церквей — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II в Австрии. Справка: В основе расхождений между Православной и Католической Церквами лежат вопросы вероучительного характера, которые и являются предметом общеправославно-католического диалога. Богословский диалог между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью начался в первой половине 60-х годов, после II Ватиканского собора и Всеправославных совещаний на о. Родос. Уже на I Всеправославном совещании в 1961 году была предложена тема «Православие и Римско-Католическая Церковь», включавшая в себя вопросы, об унии и прозелитизме, препятствующие установлению отношений между Церквами в духе христианской любви. Следующее II Всеправославное совещание в 1963 году предложило начать диалог между Православной и Католической Церквами на равных условиях. Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар в 1979 году. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, что и было сделано при согласии всех Поместных Православных Церквей. Первое заседание Комиссии проходило на островах Патмос и Родос в 1980 году. На рубеже 80-90-х годов межконфессиональные отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами осложнились. Причиной тому стала в первую очередь активизация Греко-Католических Церквей, вышедших из подполья и начавших восстанавливать свои приходы и структуры на местах силовыми методами. Наиболее болезненно для православных этот процесс протекал на Западной Украине (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, Закарпатье). Там дело доходило до массовых беспорядков, стычек, силовых захватов православных храмов, когда православные общины изгонялись просто на улицу, а в местной печати была развернута кампания по дискредитации православных Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4969529...

  разделы   рассылка  распечатать Комментарий относительно заседания рабочей группы по подготовке диалога УПЦ с представителями УПЦ КП и рабочей группы УПЦ КП по подготовке диалога с УПЦ В связи с возникшими в последнее время кривотолками, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира рабочая группа по подготовке диалога УПЦ с представителями УПЦ КП предлагает комментарий к происшедшим событиям для всех интересующихся данной темой. 2 октября в Киево-Печерской Лавре состоялась встреча рабочих групп нашей Церкви и т. н. УПЦ КП по вопросу о начале межконфессионального диалога. Рабочая группа Украинской Православной Церкви по подготовке возможного диалога была образована на заседании Священного Синода 9 сентября 2009 года и ее, согласно решению Синода, возглавил Высокопреосвященный архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан. Во время встречи рабочих групп стороны обсуждали возможность установления официального диалога между УПЦ и " УПЦ КП " , а также принципов, на которых такой диалог должен строиться. С нашей стороны было отмечено, что необходимым условием начала диалога является отказ от захватов храмов, а также отход от враждебной риторики по отношению друг к другу. Создание нашей рабочей группы происходит от осознания необходимости преодоления церковных разделений в Украине. О готовности к конструктивному диалогу Синод нашей Церкви заявил " иерархам " УПЦ КП, отвечая на их обращение от 14.12.2007г. Действия священноначалия Украинской Церкви были одобрены Архиерейским Собором РПЦ проходившим в Москве под председательством покойного Святейшего Патриарха AлekcuяII 24-29 июня 2008г.: п.25. Освященный Собор, оценивая жертвенное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также епископата и духовенства, несущих сегодня свое послушание в непростых условиях религиозной и политической нестабильности в Украине, с благодарностью Богу констатирует факт неукоснительного роста и развития Украинской Православной Церкви, объединяющей во Христе Иисусе православных людей независимо от их политических и идеологических настроений и взглядов.

http://religare.ru/2_70320.html

Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 От редакции Публикуя материалы, связанные с биографией архиепископа Варфоломея (Ремова), мы вынуждены предварить их некоторыми замечаниями, поводом для которых послужила упорная циркуляция слухов, порочащих память Владыки. Суть их сводится к тому, что владыка Варфоломей якобы тайно принял католичество и недостойно вел себя во время следствия. Поводом для такого смущения послужила статья А. Юдина “Я готов на любые жертвы…”. Расстрельное дело архиепископа Варфоломея (Ремова). Она опубликована в журнале “Истина и жизнь” 2, февраль 1996 г.). …Не всякий задумывается о том, что латинский афоризм habent sua fata libelli (“книги имеют свою судьбу”) имеет и чисто текстологическое значение: написанное далеко не всегда соответствует задуманному, и текст может значить нечто иное, чем то, что имел в виду автор и даже иное, нежели он сам в нем видит. Попытаемся же посмотреть, что на самом деле написано в этой статье. Первый и главный аргумент автора — Владыка передавал в комиссию Ватикана “Pro Russia”, занимавшуюся проблемами христианства в России, сведения о гонениях на Православную Церковь. Это обвинение фигурирует и в приговоре к расстрелу, — но обязательно ли считать, что сделать это мог только католик? Несколько далее в статье отмечается, что владыка Варфоломей был доверчив и в политике не очень силен; в таком случае он, считая, что глава Апостолической администрации в Москве епископ Неве способен оказать гонимой Церкви помощь, и не мог поступить иначе. К сожалению, из статьи никак не видно, какие действия были предприняты получившими эти сведения для того, чтобы помочь гонимым братьям. Между тем мы располагаем свидетельством о том, что святитель и исповедник Патриарх Тихон дал Владыке между 1921 и 1925 гг. поручение общаться с католиками, вести, как сейчас принято говорить, межконфессиональный диалог, и тем самым тот просто исполнял обязательное для него послушание 1 .

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Варсонофий: Межрелигиозный мир все чаще испытывается на прочность В Санкт-Петербурге прошла конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: ткань традиции и вектор конфессиональной эволюции» 28.04.2017 493 Время на чтение 3 минуты 26-27 апреля в Санкт-Петербурге состоялась международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: ткань традиции и вектор конфессиональной эволюции», сообщает сайт Санкт-Петербургской епархии. Конференция была посвящена 20-летию принятия федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях. Организаторами выступили совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, секретариат Межпарламентской ассамблеи СНГ, комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Санкт-Петербургская епархия, Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, Санкт-Петербургская еврейская религиозная община большой хоральной синагоги, Санкт-Петербургский дацан буддистской традиционной Сангхи России, РГПУ имени Александра Герцена, РХГА и АНО «Центр этнорелигиозных исследований» при поддержке правительств Санкт-Петербурга и Ленинг радской области. В конференции принял участие автор «Русской народной линии», доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валентин Евгеньевич Семенов. В первый день заседание состоялось в Санкт-Петербургском художественном музее. Были зачитаны приветствия губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и других. «Отрадно, что в центре внимания встречи, проходящей накануне 20-летия принятия федерального закона " О свободе совести и религиозных объединениях " , - диалог культур и межрелигиозное сотрудничество, - говорилось в послании правящего архиерея. - Безусловно, вера в Бога призвана облагораживать человека, делать его добрее и нравственнее, но, к сожалению, в последнее время в отдельных случаях межрелигиозный и межконфессиональных мир все чаще испытывается на прочность. Убежден, что лишь совместная позиция политиков и религиозных деятелей, всех здоровых сил общества способна остановить конфликты на религиозной и национальной почве, серьезно угрожающие миру на земле».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/28/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русско-польский ответ воинствующему секуляризму Андрей Мельков о значении визита Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу 20.08.2012 1683 Время на чтение 5 минут За шумихой вокруг вынесения приговора активисткам скандальной группы «Pussy Riot» в российских СМИ и экспертном сообществе практически незамеченным осталось историческое событие – визит в Польшу Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. И в религиозном, и в политическом отношении это событие представляется чрезвычайно важным и уникальным. Визит Московского Патриарха в Польшу сам по себе является событием экстраординарным. Никогда прежде нога Первосвятителя Святой Руси не ступала на польскую землю. Однако программа визита Патриарха Кирилла не ограничилась общением с православными поляками и польскими католическими кругами, а была гораздо шире и глубже. Важнейшим этапом визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Польшу стало подписание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши , которое состоялось в ходе торжественной церемонии в Королевском дворце Варшавы 17 августа 2012 года. Послание состоит из трех частей: «Диалог и примирение», «Прошлое в перспективе будущего», «Вместе перед новыми вызовами». Уникальность Послания состоит в том, что его нельзя считать богословским или межконфессиональным документом. Оно не поднимает вопросы межхристианского диалога или богословских собеседований. Его содержание выше и оно преследует исторические и благородные цели – примирить народы России и Польши с тем, чтобы вместе отстаивать общехристианские ценности на просторах Европы и мира. Первая часть Послания говорит о необходимости взаимного прощения друг друга в духе христианской любви и ради общего блага. «Мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/20/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Франциск лишь отложил раскол Внутренние противоречия разорвут Католическую церковь 14.03.2023 742 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в послании Папе Римскому Франциску поздравил его с 10-летием избрания Предстоятелем Римо-Католической церкви, сообщает Патриархия. ru. «В нынешних сложных обстоятельствах Вы вносите значительный вклад в проповедь Евангелия Христова и уделяете внимание развитию межконфессионального взаимодействия», — отмечается в поздравительном адресе Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что «в переживаемые нами трудные времена диалог между религиозными лидерами может принести благие плоды и способствовать объединению усилий людей доброй воли для исцеления ран (Иер. 30:17) творения Божия». Святейший Патриарх Кирилл пожелал Папе Франциску крепкого здоровья, душевного мира и неоскудевающей помощи от Христа Спасителя в трудах. О десятилетии понтификата Франциска рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко: В Римско-католической церкви нет оформившегося раскола. Однако десятилетний итог понтификата я оценил бы так: политика лавирования и попытки угодить либералам и в то же время консерваторам привели к тому, что в целом удалось сохранить формальное единство в Католической церкви. Но с другой стороны, как мне кажется, некие разночтения, разногласия и поляризация внутри Католической церкви за эти 10 лет только расширились. Франциск лишь «заморозил» или лучше сказать отсрочил раскол в Католической церкви, который неминуемо произойдёт. Прежде всего, признаки раскола мы наблюдаем в Католической церкви Германии. В авангарде модернизма шли американцы. Всё женское монашество в Америке выступало за женское священство, но немцы опередили всех. И не совсем понятно, почему и зачем всё это внутри Католической церкви Германии, когда рядом существуют протестантские церкви? Казалось бы, все те идеи, за которые они борются, процветают рядом, так уходите туда. Но, видимо, подспудно где-то живёт мысль, что там не совсем всё настоящее. С одной стороны хочется остаться добрым католиком, а с другой стороны – максимально либерализовать всё для себя и вокруг себя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/14/fr...

О ярости, о гордости, о папе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 11 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 В последние дни произошло сразу несколько событий, которые побуждают нас задуматься о христианской идентичности, об основах нашей веры, о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях. Мы перечислим эти события не в порядке их важности, — Господь знает, что из них важнее. Скончалась известная писательница, журналистка, один из самых неравнодушных и ярких авторов западно-европейских масс-медиа последних десятилетий Ориана Фаллачи (отечест­вен­ный читатель знает ее только по хронологически последней ее книге “Ярость и гордость”). 18 сентября после более чем пятилетнего перерыва в Белграде собралась смешанная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и Поместными Православными Церквами. Этот диалог был прерван в 2001 году после встречи в Балтиморе, США, из-за нежелания папы Иоанна Павла II решать вопросы об униатах на Украине и в других православных странах. Наконец, 12 сентября в городе Регенсбурге, у себя на родине нынешний римский понтифик Бенедикт XVI произнес в университете перед ученым сообществом лекцию, посвященную теме соотношения веры и разума, веры и насилия, христианства и эллинизма, — ключевых тем, которые уже многие столетия находятся в центре богословского дискурса как в западной, так и в православной богословской науке. Из этих трех событий наиболее сильную реакцию во внешнем мире неожиданно вызвала речь папы. Повторим, что речь была произнесена в христианской стране, на богословском факультете, обращена к ученым людям, но из нее пожелали услышать только одну цитату, приведенную папой, — цитату из диалога византийского императора Мануила II Палеолога с неким мусульманином, диалога, который имел место в конце XIV столетия, незадолго до падения Византии. В этой беседе христианский император делает своему оппоненту предложение: “Покажи мне, что нового принес Мохаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал”. Император, выразившись столь бесцеремонно, затем подробно разъясняет причины, по которым распространение веры путем насилия является неразумным. Насилие противоречит природе Бога и природе души. “Богу не нравится кровь, — говорит он, — и тот, кто действует без разума (sine logo), тот противоречит природе Бога. Вера есть плод души, а не тела. Тот, кто желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать Чтобы убедить благоразумную душу, вовсе нет необходимости применять ни рук, ни оружия, ни любого другого средства, которым можно грозить человеку смертью…”.

http://pravmir.ru/o-yarosti-o-gordosti-o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010