[греч. Κωνσταντνος Μανασσς] (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130, К-поль - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель. К. М. некоторое время служил секретарем при дворе имп. Мануила Комнина и уже в юности примкнул к интеллектуальному кружку под покровительством севастократориссы Ирины, жены Андроника Комнина, брата Мануила. Вскоре после смерти мужа Ирина попала в немилость из-за подозрений в участии в заговоре; возможно, в этот период К. М. отдалился от кружка. Вероятно, преподавал риторику и был профессором Патриаршей школы в К-поле. К. М. имел связи и с др. аристократическими родами, в т. ч. с семьей Иоанна Контостефана, родственника Мануила. Ему принадлежит монодия на смерть жены Иоанна Феодоры ( Курц. 1900). В 1160 г. Контостефан возглавил посольство в Палестину к Иерусалимскому кор. Балдуину III и гр. Триполитанскому Раймонду III для переговоров о заключении брака между Мануилом и Триполитанской принцессой Мелисендой. Путешествие, в к-ром принял участие и К. М., длилось 2 года и нашло отражение в стихотворных «Путевых заметках». Ряд исследователей полагают, что К. М. в последние годы жизни был митрополитом Навпактским ( Bees. 1928/1929; Καρπζηλος. 2009. Σ. 537-538). В заглавии неск. списков «Хроники» (Bodl. Misc. 205, Monac. gr. 254) К. М. сказано, что автор «впоследствии стал митрополитом Навпактским». Кроме того, в одном из писем Иоанн Апокавк сообщал, что в молодости служил секретарем у митрополита Навпакта Константина Манасси. Также известна печать 1170 г., принадлежавшая Константину Манасси, епископу фракийского г. Панион (в таком случае это была предшествующая карьерная ступень) ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 293). К. М. мог принять монашеский постриг уже к 1160 г., поскольку в начальных строках «Путевых заметок» сказано, что он, «избежав потрясений бурной жизни… наконец пристал к тихой гавани» ( Horna. 1904. S. 325-326). Др. ученые полагают, что упоминание сана К. М. в заглавии «Хроники» является результатом ошибки переписчиков XIV в., а 2 др. аргумента считают недостаточными ( Lampsidis. 1988. P. 97-104; Magdalino. 1997. P. 161). Также противники отождествления полагают, что придворный поэт вряд ли согласился бы покинуть К-поль ради митрополичьей кафедры в провинции.

http://pravenc.ru/text/2057092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МОРОЗОВЫ предприниматели (гл. обр. в сфере текстильной промышленности), благотворители , меценаты, коллекционеры; старообрядцы МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов] Андреа Георгиевич (1822-1889), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель МУРАТОВ Павел Павлович (1881-1950), российский историк искусства, переводчик, критик, писатель и издатель «МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА» общее наименование, применяемое исследователями к группе но связанных сочинений о музыке Н. П. Дилецкого

http://pravenc.ru/rubrics/123062_49.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк; арм. Ka8mi8 Vanq ] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы , близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция). В нач. XII в. был резиденцией католикосов Армянской Апостольской Церкви ; один из важнейших миссионерских и образовательных центров в кон. XI-XIII в., где наиболее образованные представители Армянской Церкви из Киликийской Армении , а также из Вел. Армении занимались в основном богословием и переводческой деятельностью. Ок. 1086-1112 гг. владельцем мон-ря был кн. Васил Гох, глава арм. Кесунского княжества, к-рый поддерживал арм. подвижников и их труды. Он приобрел неск. мон-рей Чёрной Горы, принадлежавших ранее сирийцам, в т. ч. К. м. В 1101 г. после долгих странствий на Чёрную Гору прибыл арм. католикос Григор II Вкаясер ; в 1105 г. он скончался в К. м. Интеллектуальная деятельность в К. м. и др. обителях Чёрной Горы пока мало исследована. Однако в этом регионе развивалось сотрудничество между мон-рями, принадлежавшими к разным этно-конфессиональным группам, возрождались старые лит. традиции. В мон-рях ученые разных конфессий и национальностей, хорошо знавшие арм. язык, переводили преимущественно богословские труды с греч., лат., сир. и др. языков по заказам. В К. м. и др. обителях Чёрной Горы подвизались такие средневековые арм. ученые, как католикос Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), еп. Степанос Манук, Игнатий Черногорец (ок. 1090 - ок. 1160), Саркис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Мхитар Гош и др. Лит.: Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885. С. 402-411 (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. С. 248 (на арм. яз.); Норайр (Похарян), еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 203-206 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; Степаненко В. П. Из истории международных отношений на Ближ. Востоке XII в.: Княжество Васила Гоха и Византия//АДСВ. 1980. Вып. 17. С. 34-44; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 140-141; Weitenberg J. J. S. The Armenian Monasteries in the Black Mountain//East and West in the Medieval Eastern Mediterranean/Ed. K. N. Ciggaar, D. M. Metcalf. Leuven, 2006. Vol. 1: Antioch from the Byzantine Reconquest until the End of the Crusader Principality. P. 79-94. (OLA; 147). М. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458979.html

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в. В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II. Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки. Иконография

http://pravenc.ru/text/153805.html

МИХАИЛ РОСТИСЛАВИЧ († 1279), князь Смоленский (1277-1279), блгв. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) МОРДОВИЯ [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) «О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 апр. 1929 г. ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858)

http://pravenc.ru/rubrics/123030_9.html

159. Col. 482; PL. 104. Col. 1140). Аббат Гуго III де Фразан (1157/58-1161) по примеру святых Одилона и Гуго I попытался наладить отношения с герм. императором. Он поддержал антипапу Виктора IV в борьбе с папой Александром III . На Соборе в Павии (февр. 1160) аббат Клюни присоединился к герм. епископам, выступившим на стороне Виктора IV, однако на стороне папы Александра III выступали цистерцианцы, премонстранты и картузианцы. Отказавшись принять папского легата Генриха, еп. Бове, Гуго III был низложен монахами на основании данных легатом распоряжений (7 апр. 1161), однако император продолжал считать его законным аббатом Клюни. На Турском Соборе (1163) Гуго III был предан анафеме вместе с Виктором IV, но в 1177 г. он примирился с папой Александром III ( Constable G. The Abbots and Anti-Abbots of Cluny during the Papal Schism of 1159//RBen. 1984. T. 94. P. 370-400). О судьбе Гуго III после смещения сохранилось мало сведений; известно неск. адресованных ему писем Петра, аббата мон-ря Монтье-ла-Сель близ Труа (The Letters of Peter of Celle/Ed. J. Haseldine. Oxf., 2001. P. 113-133). Аббат Стефан I (1161-1173) заручился поддержкой франц. кор. Людовика VII и получил от него ряд привилегий, укрепив положение К. к. в Юж. Франции. В то же время отношения Клюни с императором остались дружественными, т. к. кор. Людовик VII в условиях острого конфликта с Англией примирился с имп. Фридрихом I Барбароссой . Незадолго до смерти аббат Стефан добровольно сложил полномочия; его преемник Рауль де Сюлли (1173-1176) также отрекся, сочтя обязанности настоятеля слишком тяжелыми. Аббат Готье де Шатийон (1176-1177) был низложен из-за родственных отношений с графом Фландрии, союзником англ. короля. Аббат Вильгельм I (1177-1179), ранее приор монастыря Сен-Мартен-де-Шан, также был сторонником Англии; в связи с этим англ. кор. Генрих II пожертвовал Клюни 1 тыс. марок серебром. Аббат Тибо де Вермандуа (1179-1183) выступил посредником в конфликте между кор. Генрихом II и его сыновьями; в 1183 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Остии, затем стал папским легатом в герм.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

То есть: † Кончена настоящая работа рукой Ефрема мастера (и мозаиста) в царствование Мануила великого царя Порфирородного (Комнина) и во дни великого царя Иерусалимского (кира Аммори и святейшего епископа святого Вифлеема кира Раула, в лето 6677, индикта 2). Здесь слова между скобками заимствованы из сочинения Кварезмия о Святой Земле 86 , который в свое время (1626г.) видел эту надпись цельной. Нельзя сомневаться в верности указанного летосчисления. Ибо Мануил Комнин Порфирородный царствовал с 1145 года по 1180, Амори, пятый король иерусалимский, – с 1163 по 1173, а Раул (Радулф) был епископом в Вифлееме с 1160 года по 1173. Под греческой надписью была стихомерная надпись латинская. Но вся она осыпалась, кроме буквы «S» и слогов «AT», «BAT». Даже Кварезмий видел только четыре строки неполные: comes hostis et impietatiS et graecis imperitabAT hic ecclesiamque doceBAT S.Ephrem fertur fecissetu avtem 87 . В первой строке слова «hostis et impietatis», т.е. «враги нечестия», намекают на короля Амори; во второй строке – «et graecis imperitabat»=«и греками управлял» – Мануил Комнин; в третьей – «hic ecclesiamque docebat», – «и церковь учил» – вифлеемский епископ Раул; в четвертой прибавляю к букве «S» «picturas», и читаю: «живопись Ефрем произвел». Налево от главного алтаря, там, где священнодействуют армяне и сириане, высоко на стене видны две мозаические картины: Осязание Фомы и Вознесение Христа на небо. Картина осязания Фомой прободенного копьем тела Христова велика. Тут изображена многофиленчатая и узорчатая дверь той горницы, в которой происходило это событие. Косяки этой двери облицованы красивыми узорами в виде сердец с трилиственными лилиями в середине их, а по обе стороны ее поставлено восемь разноцветных колонн, четыре – направо и четыре – налево. Обе крайние колонны – витые, а на всех их наглавия – лиственные. С колонны на колонну перекинуты полукруглые и огибные арки, которых ободы украшены вставными, будто дорогими, камнями. На этих арках покоится подпотолковая часть горницы с ее разновидными окнами. На первом плане сей картины у затворенной двери стоит воскресший Христос. Голова Его окружена сиянием с крестом в нем; лицо сурово. Одной рукой Он полуоткрыл Свой хитон, дабы Фоме показать Свою язву у правой стороны груди, а другой взял сего апостола за руку и вложил перст его в эту язву. Неверный Фома склонился, устрашенный уверенностью в том, чему не верил. Прочие апостолы, числом одиннадцать, смотрят на него с удивлением. Все они без сияния вокруг голов их, и у всех их лица немиловидны (и эта картина сходна с описанием в «Ерминии» Фурноаграфиота) 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

8) Вестарх. Этот чин, происхождение которого ученые производят от армян или грузин, 1155 но который скорее от греков перешел к грузинам и армянам, носили при Мономахе: Михаил Пселл , 1156 Михаил Докиан, 1157 Михаил Ясит (до возведения в магистры); 1158 при Стратиотике Михаил Вурца; 1159 в начале царствования Комнина Константин Дука; 1160 при Константине Дуке Роман Диоген; 1161 при Михаиле Парапинаке Нестор. 1162 8) Вест. Этот чин имели при Мономахе: Пселл до возведения в вестар-хи, 1163 Лев Торник, 1164 Аргир до прибытия в Византию, 1165 Михаил Ясит до возведения в вестархи, 1166 Катакалон Кекавмен, 1167 Аарон, 1168 Иоанн И, герцог Амальфи. 1169 9) Антипат. В этот чин возведен был в начале царствования Михаила Пафлагона Константин Далассин; 1170 при Парапинаке в чине антипата состояли Феогност Вурца 1171 и Михаил Атталиот. 1172 Кроме того, Роман III произвел в антипаты сарацина Саламу (Солимана) за то, что он передал грекам Эдес-су. 1173 10) Патриций. В этом чине, между прочим, упоминаются: Роман Аргир при Константине VIII; 1174 при Романе IIÏ Константин Далассин, 1175 Константин Карантин, 1176 Николай Хрисилий; 1177 при Михаиле Пафлагоне: Константин, племянник царя, 1178 Никита Пигонит, 1179 Алусиан до возведения в магистры, 1180 Василий Феодорокан 1181 и Георгий Таронит; 1182 при Калафате: Константин Ка-васила, 1183 Георгий Маниак; 1184 при Мономахе: Стефан Лихуд, 1185 Константин Адровалан, 1186 Василий Абукаб, 1187 Константин Хаге 1188 и Михаил Докиан; 1189 при Феодоре Михаил Стратиотик; 1190 при Стратиотике: Феодор Хрисилий, Христофор Лампрос; 1191 при Константине Дуке Роман Диоген до возведения в вестархи. 1192 Кроме того, произведены были в патриции: при Романе III Алах, сын трипольского эмира Пинзараха (Ибн-Зайраха), 1193 при Мономахе Кеген Печенежский. 1194 Нужно заметить, что различие между вестом, антипатом и патрицием было весьма незначительное. Вероятнее всего, титулы вест и антипат были дополнительными к титулу патриция, так что и вест, и антипат были патриции, лишь с оттенком некоторого преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Глава 78. Вопрос 1160 . Которая есть 5-я тайна церковная? Ответ. Покаяние, еже бывает за грехи с сокрушением сердечным во исповедании грехов с надеждою о отпущении ради излияния честныя крове Сына Божия; и то разрешением священническим, имже дана от Христа власть вязати и решити грехи. И егда рече иерей: прощает тя Христос невидимо, и аз грешный властию Его мне данною прощаю тя и разрешаю и прочее 1161 , того ради яко и на судном дни не имать быть осужден по реченому: Аминь, аминь, глаголю вам, аще свяжете на земли, будет связано на небеси, и елико разрешите на земли, будет разрешено и на небеси 1162 . Разрешить кающагося никто же может, точию православный священник, понеже кроме церкви несть спасения, прощения и разрешения. (об.). Глава 79 1163 . Благовестник Евангелие Матфея 1164 . Толкование. Аще Богу согрешит, не могу аз препростый простить его, но аще кто Божий чин имея священнический и прочее. Святый Василий Великий пишет во 1165 мнишеских книгах своих, глава 51 1166 . Согрешения несть лепо исповедать к якову любо человеку, разве ко иерею, понеже иерей есть земный аггел и небесный человек. Святый Афанасий Александрийский 1167 . Якоже человек от священнаго человека крещаем бывает, просвещается Святаго Духа благодатию, тако и исповедуется в покаянии, ради иерея Христовою благодатию приемлет оставление грехов 1168 . И о сем явите, како неосвященнй, в покаянии 1169 прощает и разрешает, по коим правилом? Глава 80. Книга Кормчая. Вопрос. Подобает ли дети духовныя приимать не презвитеру сущу 1170 ? И весьма убо, се речем: яко онем достойно есть приимати, и вязати, и решити, иже от духовныя благодати власть прияша, иже суть епископы и презвитеры. А 1171 емуже несть достойно оставлять и не имущим рукоположения, вотще отнюдь к таковому исповедание. Таковии никакоже не могут вязати и разрешати 1172 . Како самогубители могут самочинно вязати и решити 1173 ? Глава 81. Аще кто без повеления дерзнет приимать помыслы и исповеди, таковый по правилом приемлет казнь 1174 ; не точию себе погубя, но елицы у него исповедашесь неисповедани, и елицех связа или разреши, не исправлени суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Но вместе с тем у нас, подобно Византии, признавалась и существовала тесная связь между церковью и государством. Вследствие этой связи светская власть в лице князей с самых первых пор принимала деятельное участие в разнообразных церковных делах. Так, они принимали участие в созвании соборов 1157 , в установлении законов 1158 , в избрании епископов 1159 , игуменов 1160 , в открытии 1161 и перенесении епископских, кафедр 1162 , в установлении праздников 1163 , в перенесении мощей 1164 и др. С некоторого времени (после нашествия монголов) им принадлежало вместе с собором епископата право рекомендации кандидата в русские митрополиты 1165 , a после флорентийской унии право участия и в самом избрании митрополита 1166 . Особенно близкое участие в сколько-нибудь значительных церковных делах 1167 светская власть принимает со времени усиления великокняжеской власти, по мере централизации около Москвы разных удельных городов, ослабления и свержения татарского ига, а также со времени приобретения (после флорентийской унии и падения Константинополя) русской церковью фактической независимости от Константинополя 1168 . После флорентийской унии и падения Константинополя у нас ясно провозглашаются великие обязанности государя московского касательно веры и церкви. На великого князя у нас в то время смотрели даже как на преемника миссии византийского императора касательно вселенской церкви 1169 . Воззрением того времени на великого князя решительно возлагаются обязанности защиты, покровительства церкви и христианского воспитания своих подданных. Это воззрение неоднократно высказывалось разными духовными лицами (Кирилл, основатель Белозерского монастыря, архиепископ ростовский Вассиан, старец Филофей, митрополит Филипп II, Иосиф Волоцкий ) 1170 . Оно разделялось и государями 1171 . Это воззрение ясно было высказано Грозным в соборной грамоте (1564 г.) о белом клобуке и затем в переписке с Курбским. «Прияхом скипетры российского царства тако же и во благосостояние святых Божиих церквей и монастырей и мест» 1172 . «Тщу же ся со усердием люди на истину и на свет наставити, да познают единого истинного Бога, в Троице славимого» 1173 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010