Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНУИЛ I КОМНИН Имп. Мануил I Комнин с супругой имп. Марией Антиохийской. Миниатюра из рукописи 1166 г. (Vat. gr. 1176. Fol. 2r) Имп. Мануил I Комнин с супругой имп. Марией Антиохийской. Миниатюра из рукописи 1166 г. (Vat. gr. 1176. Fol. 2r) [Греч. Μανουλ Κομνηνς; 28.11.1118, К-поль - 24.09.1180, там же], визант. имп. (с 8 апр. 1143). М. К.- 4-й порфирородный сын имп. Иоанна II Комнина (1118-1143) и имп. Ирины (венг. принцесса Пирошка; ум. в 1134). Первоначально М. К. не имел шансов занять имп. престол. Однако в правящей семье уделялось значительное внимание его образованию, а также буд. положению. В 1135 г. велись переговоры о свадьбе М. К. и принцессы Констанции, дочери кн. Боэмунда II Антиохийского, к-рые, однако, закончились безрезультатно для Комнинов. В 1139 г. М. К. отличился во время осады Неокесарии (ныне Никсар, Турция) византийцами во главе с имп. Иоанном; М. К. лично успешно участвовал в стычках с сельджуками. В 1142 г. состоялась помолвка М. К. с Бертой, дочерью герц. Беренгара II Зульцбахского и свояченицей герм. имп. Конрада III, к-рая в это время приехала в К-поль и в правосл. крещении приняла имя Ирина. Буд. свадьба должна была послужить укреплению союза между Византией и Германской империей ( Cinnam. Hist. II 4). Однако их свадьба состоялась лишь в 1146 г., когда М. К. уже был императором. Заключению брака предшествовал обмен посольствами между М. К. и герм. имп. Конрадом III, в ходе к-рого византийцам, видимо, удалось договориться о более крупном приданом для невесты, к-рая в изменившихся политических обстоятельствах уже не просто входила в семью Комнинов, но становилась императрицей ( Magdalino. 1993. P. 43; Lilie. Handel. P. 398-402). М. К. наследовал престол неожиданно в кон. 1142 г., после смерти от эпидемии 2 старших сыновей Иоанна II - Алексея и Андроника. В нач. 1143 г., во время похода в Киликию , имп. Иоанн получил ранение отравленной стрелой и перед смертью завещал престол М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Мирелейон. 920–922 гг. [Греч. Εκκλησα το Μυρελαου; тур. Бодрум-джами или Месих-паша-джами], визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца в юго-вост. части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему мон-ря; была посвящена Пресв. Богородице. Церковь М. изначально была задумана как мавзолей для членов имп. семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В М. были похоронены по крайней мере 6 представителей имп. семьи, среди них сам имп. Роман I (948), останки к-рого были перенесены с о-ва Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена имп. Константина VII Багрянородного . Очевидно, желанием имп. Романа I устроить в М. мавзолей объясняется перенесение в новую постройку 3 саркофагов с останками имп. Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре , недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей. Известия об основании церкви и прилегающего к ней мон-ря содержатся в визант. источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы , в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа (Μον το βασιλως Ρωμανο) и стояла во дворце Мирелейон (ν τος παλατοις το Μυρελαου). Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь мон-ря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра имп. Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения имп. Исаака I Комнина в мон-рь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о визант. постройке восходят к нач. XII в. и затем ко времени турецкого завоевания К-поля.

http://pravenc.ru/text/2563310.html

Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом , еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн , впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII ) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата ), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сар. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Имп. Лев I. Золотой солид. Аверс. Реверс. 457–474 гг. [Греч. Λων; лат. Flavius Valerius Leo] (Фракиец, Старший, Великий; 401 - 18.01.474, К-поль), восточнорим. (визант.) имп. (с 7 февр. 457). Большинство визант. авторов называют его выходцем из пров. Фракия (ныне Болгария). Историк Кандид Исавр (кон. V в.) указывает, что родиной Л. была пров. Дакия (диоцез Иллирик, ныне Сербия; Phot. Bibl. 79). Историк Иордан (сер. VI в.) сообщает, что Л. происходил из племени бессов фракийского народа, обитавшего в районах среднего и верхнего течения р. Гебр (ныне Марица). Т. о., сведения о происхождении Л. основаны на указаниях Кандида Исавра и Иордана, позднейшие визант. хронисты лишь обобщенно называют Л. фракийцем. Он былженат на Верине (ум. в 484), в браке имел дочерей Ариадну (императрица с 474; ум. в 515) и Леонтию, а также сына, к-рый род. в 463 г., но прожил всего 5 месяцев (Vita S. Danielis Stylitae. 38). Л. поступил на военную службу и постепенно продвигался к высоким чинам. К 457 г. он был трибуном старшей схолы маттиариев, расквартированной в Силимврии (ныне Силиври) близ К-поля. Выдвижение Л. на имп. престол все авторы приписывают влиянию на гос. дела могущественного магистра армии презентала Аспара. Отец Аспара Ардабурий, алан по происхождению, выдвинулся на военной службе при имп. Феодосии II (408-450), был женат на дочери гота Плинты, консула 419 г., и сам был консулом в 427 г. Аспар был консулом в 434 г., старший сын Аспара Ардабурий (Ардавурий) - в 447 г. Аспар и Ардабурий-мл. играли значительную роль при к-польском дворе. Им обязан был своим выдвижением предшественник Л. имп. Маркиан (450-457). О характере связей между Аспаром и Л. сведений нет, однако Л. был обязан Аспару своим выдвижением. У византийских хронистов XII в. Иоанна Зонары и Константина Манасси есть рассказ о том, что Л. обещал сделать его младшего сына Патрикия цезарем и своим преемником, т. к. ни сам Аспар, ни его старший сын Ардабурий, будучи арианами, не могли претендовать на престол. 7 февр. 457 г. в военном лагере в Евдоме близ К-поля в присутствии ряда военных командиров, членов синклита и К-польского патриарха Анатолия Л. был избран и представлен войску, к-рое встретило его криками одобрения. Церемония была продолжена в храме Св. Софии в К-поле, где патриарх Анатолий возложил на голову Л. имп. диадему. Об организации церемонии избрания Л. сохранился подробный отчет в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.; Const. Porphyr. De cerem. 410-417; Дагрон. 2010. С. 86-93). Его сведения считаются вполне аутентичными только в части описания событий в Евдоме, однако именно ритуал в соборе Св. Софии был 1-й церковной коронацией в истории христ. Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Елизавета Петровна. 1754 г. Худож. Г. Г. Преннер (ГТГ) (18.12. 1709, с. Коломенское Московской губ.- 25.12.1761, С.-Петербург), имп. Всероссийская (с 25 нояб. 1741), дочь имп. Петра I и имп. Екатерины I . Род. до офиц. заключения брака между родителями, в детстве жила в Москве и подмосковных селах Преображенское и Измайлово. Ее воспитанием занимались в основном сестра отца царевна Наталия Алексеевна и семья кн. А. Д. Меншикова. Цесаревна училась танцам, музыке, иностранным языкам (хорошо говорила по-французски, знала итал. и нем. языки). Гос. делами не интересовалась, хотя читала своей неграмотной матери официальные бумаги и даже иногда подписывала вместо нее указы. Петр I и его преемники видели в ее возможном браке средство для заключения политического союза: рассматривались варианты брака Е. П. с франц. кор. Людовиком XV, принцами Морицем Саксонским, Георгом Английским, Карлом Бранденбургским, Мануэлем Португальским, Карлом Августом Голштинским и другими претендентами, но замуж она так и не вышла. После смерти сестры имп. Петра II вел. кнж. Наталии Алексеевны в 1728 г. Е. П. имела все шансы стать основной претенденткой на трон. Но слухи о ее любовных похождениях дискредитировали ее репутацию при дворе и отдалили от Петра II. Она уехала в Александровскую слободу под Москвой, где ежедневно посещала богослужения в александровском в честь Успения Божией Матери монастыре и читала духовные книги. После смерти императора Верховный тайный совет, решавший вопрос о престолонаследии, сделал выбор в пользу Анны Иоанновны , Новая императрица не любила двоюродную сестру и видела в ней угрозу своей власти. Е. П. не имела права являться к императрице без предварительной просьбы или специального приглашения. Ей сократили содержание со 100 тыс. до 30 тыс. р., запретили устраивать у себя ассамблеи. В нач. 30-х гг. XVIII в. Е. П. переехала в С.-Петербург. Приход к власти В 1740 г., после смерти Анны Иоанновны и воцарения имп.

http://pravenc.ru/text/189799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЫ СВЯТОЙ ХРАМ в К-поле [храм Св. Мира, Древняя церковь, Патриаршая церковь; греч. Νας τς Αγας Ερνης, Αγα Ερνη, Παλαι Ερνη, Παλαι (ρχαα) Εκκλησα, πατριαρχεον; лат. Ecclesia Antiqua], один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи ; основан не позже нач. IV в., сохранившаяся постройка возведена имп. Юстинианом в 30-50-х гг. VI в.; позднее неоднократно частично перестраивалась. В наст. время - часть музея собора Св. Софии в Стамбуле. История Точное время возникновения христ. храма на месте И. х. неизвестно. Храм расположен на окраине городской территории античного Византия, возле т. н. Греческой стены древнего города. Вероятно, здесь уже в нач. IV в. находилось место собраний христ. общины. Церковный историк V в. Сократ Схоластик упоминает о том, что в Византии до эпохи имп. Константина I Великого были христ. община и скромный храм ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 16). Известно также о епископском престоле в Византии. Для уверенного отождествления И. х. с наиболее ранним храмом Византия недостаточно сведений. Согласно большинству визант. источников, И. х. был возведен в 20-30-х гг. IV в. имп. Константином, к-рый, по сообщению Сократа Схоластика, дал ему новое имя - в честь Св. Мира (Ibidem; Theoph. Chron. P. 23; Georg. Mon. Chron. P. 501; Phot. Bibl. Cod. 257; Patria CP. 1901. Т. 1. P. 18, 74). Название храма знаменовало одержанную в 324 г. имп. Константином победу в борьбе за единоличную власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских войн. В названии первоначально превалировал политический смысл. Подобные сооружения в честь установления мира были широко известны в рим. гос. традиции. Таковы алтарь Мира имп. Августа Октавиана (Ara Pacis Augustae), возведенный на Марсовом поле в Риме после завершения долгих войн между 13 и 9 гг. до Р. Х.; храм Мира, построенный в Риме имп. Веспасианом после победы в Иудейской войне (70 г. по Р. Х.). Т. о., строительство И. х. в К-поле стало продолжением римской традиции, но существенно обновленной христ. мировоззрением. Представления византийцев ранней эпохи о названии И. х. отразились в замечании историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.) о том, что и «Святой Мир» (И. х.), и «Святая Премудрость» (храм Св. Софии) - это священные свойства Бога, Которому в действительности и посвящены оба главных к-польских храма ( Mathews. 1971. P. 79).

http://pravenc.ru/text/674053.html

Н. род. в семье чиновника имп. канцелярии Феодора. Возможно, Н. связывали родственные отношения с семьей будущего патриарха К-польского свт. Тарасия (784-806) ( Афиногенов. 1997. С. 39). Феодор подвергся репрессиям со стороны имп. Константина V (741-775). По сообщению Игнатия Диакона, это произошло из-за его иконопочитательских убеждений. Феодор был дважды отправлен вместе с семейством в ссылку (не ранее 761), а затем, вероятно, вновь приближен ко двору (о чем Житие Н. умалчивает) и скончался не ранее 767 г. После смерти отца Н. получил в К-поле светское образование, включавшее знакомство с античной лит-рой и основными положениями аристотелевской логики ( Boor. 1880. P. 150-151). Между 770 и 780 гг. Н. стал асикритом и служил предположительно под началом буд. патриарха Тарасия, бывшего в это время главой имп. канцелярии (протоасикритом). Точно датировать назначение Н. нельзя. Видимо, Игнатий Диакон не желал акцентировать внимание читателя на том, что Н. был приближен ко двору императоров-иконоборцев, поэтому датировка в Житии отсутствует. В 787 г. Никифор принял участие во Вселенском VII Соборе , восстановившем иконопочитание. В качестве представителя двора «славнейший асикрит» Н. зачитал на 2-м заседании Собора греч. перевод послания папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Константину VI и имп. Ирине ( Mansi. T. 12. P. 1055A). Нек-рое время спустя Н. оставил службу, покинул столицу и, согласно Игнатию Диакону, удалился в пустынное место на азиатском берегу Босфора, недалеко от К-поля (возможно, там располагалось его семейное имение), где впоследствии основал мон-рь ( Boor. 1880. P. 147). Вероятно, это был либо Агафов мон-рь, либо мон-рь св. Феодора, в к-рых Н. позже находился в ссылке. Согласно др. источникам, Н. поселился в Пропонтиде (на побережье Мраморного м.) (PG. 100. Col. 176A; SynCP. Col. 724). Игнатий Диакон не называет иных причин отставки Н., кроме желания вдали от столицы обрести возможность в спокойствии изучать Свящ. Писание. Большинство исследователей склонны относить эти события к 797 г. и связывать их с возвращением к власти имп. Ирины и тем, что она одержала верх в конфликте с Константином VI, за которого, по всей видимости, выступил Н. ( Alexander. 1958. P. 63; Pratsch. 1999. S. 115). После свержения Ирины (31 окт. 802) и возведения на престол Никифора I Н. вернулся в К-поль и был назначен птохотрофом (руководителем богоугодных заведений столицы). Это могло произойти уже после коронации соправителем Ставракия в дек. 803 г.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010