Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной патристической конференции, посвященной наследию святителя Василия Великого 13 апреля 2019 г. 11:38 Доклад «Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей» митрополита Волоколамского Илариона , главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Выступление владыки состоялось в рамках VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада». Дорогие отцы, братия и сестры! Мы проводим уже шестую патристическую конференцию Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Каждая из предыдущих была посвящена конкретному отцу Церкви. Но в этом году мы оказались в особой ситуации: наследие учителя Церкви, которое на конференции станет предметом нашего внимания, настолько велико, что для его осмысления потребовалось бы несколько симпозиумов. Мы знаем святителя Василия Великого как догматиста, во многом определившего церковную триадологию; как экзегета, разработавшего целые жанры толкования Священного Писания; как выдающегося канониста, без которого невозможно представить себе церковное право; как литургиста, с именем которого связан один из основных типов анафоры на Востоке. В меру наших сил мы постараемся охватить все эти грани его творчества в рамках одной конференции, не претендуя на то, чтобы исчерпать имеющиеся вопросы, но скорее намечая пути для дальнейшей работы. В своем докладе я обращаюсь к одному из перечисленных направлений, а именно, к литургическому творчеству святителя Василия Великого. Как известно, под его именем сохранился текст анафоры, имеющий несколько редакций. Предание Восточной Церкви рассматривает святителя Василия как автора этого текста, но консенсус исследователей заключается в том, что великий каппадокиец переработал вариант анафоры, бывший в употреблении в его общине.

http://patriarchia.ru/db/text/5414170.ht...

В 1924 г. В. закончил богословский фак-т Лейденского ун-та; женился на Г. Бодаерт; познакомился с Дж. Моттом, видным деятелем международного христ. студенческого движения, к-рый впосл. стал его другом и наставником. В том же году В. был избран одним из секретарей Всемирной христианской студенческой федерации, в 1932 г. стал ее генеральным секретарем. В авг. 1925 г. В. принял участие в работе 1-й Всемирной конференции «Жизнь и деятельность» в Стокгольме (Швеция), собравшей 600 делегатов из 37 стран (в т. ч. представителей 9 Православных Церквей), созванной для рассмотрения вопросов, поставленных перед христианами первой мировой войной. В 1928 г. в Лейденском ун-те В. защитил докт. дис. на тему «Истоки социального Евангелия в Америке». После прихода А. Гитлера к власти (1933) он решительно поддержал антифашистскую Исповедующую Церковь Германии, открыто встав на сторону Д. Бонхёффера и М. Нимёллера . В 1936 г., будучи пастором Голландской Реформатской Церкви, В. начинает свое служение в Национальной Протестантской Церкви Женевы. В июле 1937 г. на 2-й Всемирной конференции экуменического движения «Жизнь и деятельность» в Оксфорде возглавил подсекцию «Церковь и война»; в августе того же года принял участие в работе 2-й Всемирной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Эдинбурге. Обе конференции приняли решение о создании ВСЦ и выделили из числа делегатов по 7 полномочных представителей в учредительный «Комитет 14-ти», в состав к-рого был избран и В. Комитет ставил своей задачей осуществить слияние экуменических движений «Вера и церковное устройство» (1927) и «Жизнь и деятельность» (1925). В мае 1938 г. «Комитет 14-ти» на консультативной конференции в г. Утрехте принял решение о создании ВСЦ. Председателем «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки» был избран Архиепископ Йоркский Уильям Темпл , генеральным секретарем - В. В 1939 г. он принял участие в подготовке и проведении Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме, получил звание почетного доктора богословских наук Абердинского ун-та. В дек. 1940 г. стал одним из инициаторов создания Комиссии по изучению основ справедливого и длительного мира.

http://pravenc.ru/text/158808.html

Репортажи Международная конференция «Христианство в мире постмодерна: к 100-летию со дня рождения митрополита Антония (Блума)» состоялась в Москве 29.09.2014 13:31 Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Сурожского Антония, состоялась 25 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Организаторы – Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), факультет теологии Амстердамского университета, фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» – решили обсудить на форуме тему «Христианство в мире постмодерна». «Для многих – православных, католиков, протестантов – митрополит Антоний был символом современного христианства.., его влияние в Англии далеко выходило за рамки православия», -- свидетельствовал ректор ББИ Алексей Бодров, который познакомился с митрополитом Антонием в начале 1990-х гг. А. Бодров отметил, что конференция задумана не как мемориальная (хотя воспоминания о Сурожском архиерее тоже были), сколько как дискуссионная, затрагивающая важные темы для современного христианства и межконфессионального диалога. Историк, профессор Андрей Зубов представил доклад на тему «Церковь без государства в эпоху постмодерна». Начав с рассказа о древних государствах, которые «возникают в ответ на религиозный запрос людей», историк проанализировал взаимоотношения религии и светской власти вплоть до конца XVIII века. Поставленный во время Великой Французской революции исторический «эксперимент», длившийся два столетия, показал, что мир не может быть нейтральным по отношению к Церкви. В последние 10-15 лет, когда в памяти человечества постепенно стираются ужасы II Мировой войны, секулярный мир стал все более агрессивен к религии: он навязывает религиозным организациям жизнь по своим законам, рассматривает Церковь, умму и другие религиозные формирования в числе своих, секулярных организаций. «Если вы живете по своим законам – вы тоталитарная секта», -- как бы говорит религии мир. А. Зубов выделил два тренда в нынешних религиозно-государственных взаимоотношениях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В Москве открылась международная богословская конференция о таинствах Церкви (дополнено) 13.11.2007 21:50 Москва, 13 ноября, Благовест-инфо. V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» открылась 13 ноября в Москве, в гостиничном комплексе «Даниловский». В форуме, который продлится до 16 ноября, примут участие более ста докладчиков из 15 стран мира: России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Греции, Сербии, Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Италии, США и Индии. На конференции выступят представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, региональных духовных школ, Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Издательского совета, Отдела внешних церковных связей, сотрудники институтов Российской академии наук и гуманитарных вузов. Среди участников конференции -- представители Константинопольского патриархата, Сербской, Элладской, Американской, Украинской Православных Церквей, а также крупнейших научных центров мира. В конференции примут участие представители католической, нехалкидонских и протестантских Церквей. Конференцию открыл Патриарх Алексий II. В своей речи он отметил новое качество регулярных богословских форумов РПЦ: они стали межправославными и международными, «существенно вырос» их научный уровень, что является свидетельством развития церковной науки и совершенствования духовного образования. Напутствуя новое поколение православных богословов, предстоятель РПЦ отметил, что оно должно будет «развеять мифы и предрассудки тех, кто считает богословие находящимся вне поля современной науки». Напротив, Алексий II не раз подчеркивал междисциплинарный характер современной церковной науки, что делает ее «открытой к творческому, хотя иногда и полемическому взаимодействию с наукой светской и светским образованием». Говоря о богословии как «особого рода церковном служении», Патриарх сказал: «Богословие подлинно лишь в том случае, если оно опирается на духовный опыт Церкви и при этом нацелено на разрешение задач церковной практики».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Католическая церковь получила на свое чело неизгладимую каинову печать» Предисловие епископа Артемия (Радославлевича) к русскому изданию книги «Архиепископ геноцида» 25.10.2010 572 Время на чтение 4 минуты «Дорогой читатель, перед вами книга, являющаяся еще одним лучиком света, освещающим хорошо известную историческую истину о роли Ватикана (и Католической церкви в целом) в политических и военных событиях, приводивших к геноциду . Этот луч света важен, ибо он высвечивает один конкретный кусочек мученической истории сербского народа во вполне определенном - не таком уж и далеком - отрезке времени», - говорится в предисловии к русской версии недавно вышедшей книге итальянского ученого Марко Аурелио «Архиепископ геноцида», которое написал бывший епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий (Радосавлевич) (перевод с сербского Павла Тихомирова). Напомним, что к выходу книги группа ученых и общественных деятелей России, Украины и Сербии выступила с идеей провести в Санкт-Петербурге международную историко-богословскую конференцию на тему «Православно-католический диалог после Ясеноваца» . Эту идею поддержал исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, который и выступил организатором проведения конференции, которая состоится 28 октября с.г. в Петровском зале университета. Информационную поддержку конференции оказывает информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». В конференции принимают участие маститые ученые и общественные деятели из Сербии, Боснии и Герцеговицы, Великобритании, Украины, Москвы и Петербурга. В рамках конференции состоится Круглый стол на тему: «Зачем Ватикан канонизировал духовного вдохновителя геноцида сербов Алоизия Степинаца: геополитические и церковно-политические последствия этого акта». Для освещения конференции в Санкт-Петербург специально прибывает корреспондент одного из самых популярных журналов Сербии «Печат». «Тот факт, что автор книги - итальянец по происхождению и католик по вероисповеданию - добавляет ценности этой публикации, - пишет в предисловии к русскому изданию книги владыка Артемий. - Поэтому ни с какой стороны нельзя приписать ему пристрастность по отношению к сербскому народу. Марк Аурелио Ривели, как ученый и историк, руководствовался исключительно любовью к утверждению истины о трагических событиях накануне и в ходе Второй Мировой войны на территории т.н. НДХ. Свое повествование он ткал из пряжи документов и " железно " подтвержденных фактов, а потому изложение событий (опубликованное на итальянском и сербском языке еще в 1999) имеет ту силу, которой обладает свидетельство очевидца».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/25/ka...

поиск:   разделы   рассылка Выступление Митрополита Минского и Слуцкого Филарета на открытии богословской конференции РПЦ " Эсхатологическое учение Церкви " Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники настоящей конференции! Сегодня мы открываем очередную международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви. Проведение подобных форумов стало традицией. Это одна из важнейших форм деятельности Синодальной Богословской комиссии, в задачи которой входит организация обсуждений фундаментальных и наиболее актуальных богословских тем и проблем, а также координация научно-богословской работы в нашей Церкви. Хочу напомнить, что мы начали эту работу на общецерковном уровне с подведения итогов богословского развития минувшего века. В Юбилейном году 2000-летия Рождества Христова состоялась конференция " Православное богословие на пороге третьего тысячелетия " (Москва, 7-9 февраля 2000 г.). Затем мы обратились к конкретным темам. В 2001 году состоялась конференция " Учение Церкви о человеке " (5-8 ноября 2001 г.), два года спустя, в 2003 году — конференция " Православное учение о Церкви " (17-20 ноября 2003 г.). И вот теперь очередная тематическая конференция посвящена эсхатологическому учению Церкви. Прежде чем обратиться к теме нашей конференции, хотел бы обратить внимание на то, что церковное богословие — это единое целое. Нельзя рассматривать содержание какого-либо " раздела " богословия в отрыве от целостного богословского видения. В этом случае можно говорить, скорее, об особом ракурсе, позволяющем увидеть, как Церковь отвечает на конкретные вопросы в свете существа ее веры и в рамках единого церковного Предания. Это в полной мере относится и к церковной эсхатологии. На нашей конференции будет представлено около 60 докладов. Мы рассмотрим эсхатологическое учение Церкви с разных точек зрения. Прежде всего — в библейской перспективе. Имеется в виду эсхатологическое видение, содержащееся как в ветхозаветных книгах, так и в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа, то есть в текстах Священного Писания, которые являются нормативными для церковного вероучения. Пониманию эсхатологической темы в Священном Писании будет способствовать рассмотрение того исторического и религиозного контекста, в котором создавались Богодухновенные Книги. Кроме того, будут рассмотрены эсхатологические аспекты древних вероучительных споров и соответствующих соборных решений, в которых было сформулировано догматическое учение Церкви. Определения церковных соборов по вероучительным вопросам являются теми опорами, на которых непоколебимо стоит здание церковной веры. Ибо это были не выводы человеческого разума, но деяния, совершаемые по действию Духа Святого и потому подтверждающие данное ранее Откровение Божие.

http://religare.ru/2_22856.html

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», состоявшейся в Москве 6-9 июня 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», особо отметив необходимость дальнейшего развития диалога православного богословия с важнейшими направлениями современной научной мысли. 2. Считать полезной публикацию трудов означенной конференции. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Астанайской епархии: от Кировоградской епархии: от Латвийской Православной Церкви: от Московской епархии: от Орловской епархии: от Самарской епархии: от Тульской епархии: от Чебоксарский епархии: от Ярославской епархии: 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4896109...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дебеатифицировать «архиепископа геноцида»! Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви обращается к папе Римскому с просьбой отменить канонизацию архиепископа Алоизия Степинаца 28.05.2011 894 Время на чтение 3 минуты На Священном Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви, который завершил работу 26 мая, было принято очень важное решение, касающееся темы конференции, которая завершилась в Баня-Луке и была посвящена теме расследования преступлений геноцида православных сербов в системе концентрационных лагерей Ясеновац, сообщает наш собственный корреспондент в Сербии. Собор принял обращение к папе Римскому с призывом дебеатифицировать «архиепископа геноцида», главу Католической церкви Хорватии Алоизия Степинаца. Это очень знаковое решение, и особенно приятно, что первыми с призывом дебеатифицировать Алоизия Степинаца обратились участники конференции в Петербурге, которая была организована при информационном участии «Русской народной линии». Теперь и Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви обращается к папе Римскому с просьбой отменить канонизацию архиепископа Алоизия Степинаца. Таким образом, возможно, и решение нашей конференции оказало влияние на принятие этого важного решения. И, как нам сообщили наши источники в Сербской Патриархии, неофициально было заявлено, что Патриарх Сербский Ириней может встретиться с папой Римским только в Ясеноваце, и нигде больше, чтобы напомнить папе Римскому об участии прелатов и епископов Католической церкви в геноциде против православных сербов, и, разумеется, чтобы папа мог покаяться за членов Католической церкви перед православным сербским народом. Напомним, что 28 октября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца» . На конференции, организатором которой выступил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а информационную поддержку оказала «Русская народная линия», с докладами выступили ученые из Сербии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Украины , Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция была приурочена к выходу в свет русской версии книги итальянского историка Марка Аурелио Ривели «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45 г.». Эта книга была издана Фондом единства православных народов имени святителя Марка Эфесского.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/28/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Феофан (Шкобо): «По возвращении на Родину я буду рассказывать о русских монастырях» Участники V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства посетили русские обители 08.05.2010 406 Время на чтение 3 минуты С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы " Александр Невский - имя России " прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед» , посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года. Конференция проходила в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Участники конференции посетили несколько монастырей. 4 мая паломники посетили Феодоровский мужской монастырь в городе Городец, где епископ Друцкий Петр, возглавляющий паломничество в сослужении духовенства отслужил молебен перед началом конференции-круиза. 6 мая, в день памяти Великомученика Георгия Победоносца паломники посетили Горицкий, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, в последнем была отслужена архиерейским чином Божественная литургия, многие паломники причастились Святых Даров. 7 мая паломники побывали в Александро-Свирском монастыре, где у мощей преподобного Александра Свирского владыка Петр возглавил Акафист и молебен преподобному. 8 мая паломники завершили свой путь в Александро-Невской Лавре, где у мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского епископы Петр и Назарий, наместник Лавры, отслужили благодарственный молебен. Затем у могилы генералиссимуса Александра Суворова была отслужена панихида генералиссимусу и всем вождем и воином на поле брани за Веру и Отечество убиенным, а многие паломники посетили могилу митрополита Иоанна (Снычева), где помолились у могилы приснопоминаемого владыки. Один из участников конференции клирик Сербской Православной Церкви, кандидат богословских наук игумен Феофан (Шкобо) в интервью «Русской народной линии» поделился своими впечатлениями от посещения России, русских храмов и монастырей:

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/8/igu...

поиск:   разделы   рассылка Гальперина Анна Митрополит Антоний и... Источник:  Богослов.ру 23-25 сентября 2011 года в Москве, в Доме Русского зарубежья им. А. Солженицына проходила третья международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония (Блума). Организаторами форума выступили Фонд " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и Дом Русского Зарубежья. Тема конференции была заявлена как " Церковь – Богочеловеческое общество " . В первый день перед началом работы конференции с приветствием выступил директор Дома Русского зарубежья Виктор Москвин. Он отметил, что предыдущие конференции и семинары были очень плодотворны в изучении наследия митрополита Антония, а также по традиции пригласил провести работу следующей конференции в стенах Дома Русского зарубежья. Также были зачитаны приветственные телеграммы от председателя Библейско-богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона. Богословиебогословам Первым прозвучал доклад протоиерея Иоанна Ли (Лондон, Великобритания) " От мира к любви? " . Сам о. Иоанн приехать в Москву не смог, поэтому его доклад зачитал ведущий первой сессии, настоятель храма свв. Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. Доклад протоиерея Иоанна Ли был посвящен не столько богословию или трудам владыки Антония, сколько воспоминаниям о нем самом – живом и любимом человеке: это были рассказы и о смешных, и о грустных моментах в жизни митрополита Антония, свидетелем которых пришлось быть докладчику. Например, перед рукоположением протоиерея Иоанна епископ Антоний беседовал с ним: " Иногда мы обсуждали богословские вопросы, но не часто; он как-то сказал мне, что богословие надо предоставить богословам: они, по всей видимости, единственные, кому богословие действительно необходимо! Я уверен, что он говорил не всерьез, – это было сказано в самом начале и, вероятно, с тем, чтобы я не так волновался " . Говорилось о искренности и благоговейном отношении к службе, о его советах священникам и мирянам, о богослужении и исповеди, о его самодисциплине и отношении к людям: " Он высоко ценил самодисциплину, такие люди его всегда привлекали.

http://religare.ru/2_89079.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010