Иконопочитание 1 . Священные принадлежности храма, определенные Богом. Первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним –херувимы славы, осеняющие очистилище ( Евр.9:1–5 ). Подробнее читай Исход, гл. 25–31, 35–40. 2 . Изображения в храме, установленные Богом. И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дал тебе ( Исх.25:1,18–19,21 ). И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечку его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; три чашечки на подобие миндального цветка с яблоком и цветами должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви ( Исх.25:31,33 ). И сделай умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания ( Исх.38:8 ). 3 . Кроме постоянных богослужебных принадлежностей и священных изображений в скинии, впоследствии времени Бог повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). 4 . Что знаменовало это изображение? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому ( Ин.3:14 ). Примечание. Этот медный змей был предизображением Самого Спасителя; потому-то он имел силу исцелять больных, обращавшихся с верою к этому прообразу Спасителя. Но когда израильтяне стали почитать это изображение ради целительной силы за бога, т. е. обратили его в кумира – идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение сего Богом дарованного изображения и отвратить израильтян от идолопоклонства ( 4Цар.18:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава вторая Языческие мистерии гнусны, а боги позорны § XI. О языческих оракулах Так вот, не заботьтесь о нечестивых святилища и полных обмана разверстых пастях бездны, будь это теспротийский котел, киррский треножник или медный додонский сосуд. Оставьте обветшалым мифам старый дубовый ствол, почитавшийся некогда в песках пустыни, и находящееся тут же прорицалище, захиревшее вместе с самим дубом. Умолк Кастальский источник, умолк и Колофонский, точно так же исчезли и остальные вещие ключи. Хотя и поздно утратившие свою суетную славу, они, однако, были полностью посрамлены, иссякнув вместе с собственными мифами. Расскажи нам и о других бесполезных прорицалищах, где безумия больше, чем пророческого дара: об Аполлоне – Кларосском, Пифийском и Дидимском, о прорицалище Амфиарая и об Амфилохе; если хочешь, прибавь к ним истолкователей знамений, птицегадателей и толкователей снов. Поставь рядом с Пифийцем толпу гадающих на пшеничной и ячменной муке и все еще чтимых многими чревовещателей. Да исчезнут во мраке святилища египтян и некромантия этрусков. Поистине безумны ухищрения недобросовестных людей – откровенный обман игорных домов. Спутники сего надувательства – козы, выдрессированные для прорицания, и вороны, наученные людьми давать оракулы. § XII. Связь мистерий со змеем и грехопадением Что, если я расскажу о мистериях по порядку? Не буду раскрывать их в пляске, как, говорят, поступал Алкивиад, но полностью разоблачу словом истины скрытое в них шарлатанство и самих так называемых богов ваших, которым принадлежат тайные посвящения, выкачу на сцену жизни к зрителям истины. Вакханты чтят оргиями исступленного Диониса, пожирая в священном безумстве сырое мясо, и освящают рассеченные мертвые туши, увенчав себя змеями, крича в ликовании «Эван!» – «Ева!», – имя той, из-за которой началось заблуждение человеческого рода. А знаком вакхических мистерий является посвященный змей. Сразу надо заметить, что имя Хевйа, произнесенное с густым придыханием, по-еврейски означает «змея». Деметра же и Кора стали уже персонажами мистической драмы, а их скитание, похищение и скорбь Элевсин освещает светом факелов. § XIII. О происхождении слов «оргии» и «мистерии»

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Возрождение (Rebirth) Образ перехода от смерти к возрождению получил название «архетипа архетипов» благодаря центральному положению, которое занимает в литературе и жизни переход от испытаний и опасности к освобождению и преодолению препятствий. Здесь, в первую очередь, имеется в виду не воскресение в буквальном смысле (хотя в нем мотив выражается в чистом виде), а метафорическая смерть, ведущая к обновлению. В рассказа о потопе ( Быт.6–9 ), например, мотив представлен на всемирном уровне – Бог разрушил весь мир, за исключением семьи Ноя и представителей всех видов животных, а затем возродил жизнь на земле. Этой схеме соответствует и рассказ о готовности Авраама принести в жертву Исаака, в новозаветном комментарии события подчеркивается, что Авраам получил своего сына «из мертвых» ( Евр.11:19 ). На еще более метафорическом уровне Иаков, лишившийся всего, кроме своей внутренней сущности, провел темную ночь в борьбе с ангелом Божьим и вышел из испытания с новым именем и как новая личность, вступив в новую жизнь, когда «взошло солнце» ( Быт.32:31 ). Иосиф тоже пережил серию злоключений, прежде чем его судьба пошла по восходящей линии и он стал самой сильной фигурой в Египте после фараона. Схема повторяется в эпическом рассказе об исходе. На национальном уровне Израиль возрождается после четырехсот лет рабства в Египте, а затем народ умирает в пустыне, пока не появилось следующее поколение, вошедшее в обетованную землю. Пример этой схемы на личном уровне: родители Моисея оставили его в корзине на берегу Нила, но он был спасен и возвращен к жизни. Во время десяти казней египтяне подверглись серии смертельных катаклизмов, но, когда фараон смягчился, они вернулись к обычной жизни, пока не наступил окончательный суд. Такая динамика выражается и в других эпизодах исхода – Мариамь покрылась проказой, а затем исцелилась ( Чис.12:9–15 ), жезл Аарона пустил почки и расцвел, символизируя жизнь ( Чис.17 ), медный змей Моисея исцелял человека, ужаленного одним из «ядовитых змеев» ( Чис.21:5–9 ). В завуалированной форме символика присутствует и в эпизоде перехода израильтян через Красное море посуху на другой берег, откуда они видят, как тонет египетское войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Собор Российской Империи 10.03.2017 1342 Время на чтение 5 минут Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом. Нужно сказать, что сами Романовы, начиная с императора Павла и его сыновей, гораздо лучше нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской империи. Лучшее свидетельство этому - Санкт-Петербургские храмы. Самый замечательный памятник Петру I - не «Медный всадник». Медный всадник - это символ Екатерининской эпохи, а настоящим памятником Петру I скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор, от которого - так получилось! - пытается ускакать, давя по пути змей, бронзовый всадник Этьена Фальконе. Храм, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (По новому стилю), и родился Петр I, строили, по сути дела, почти до самой революции.. Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года... Между тем, деревянная церковь Исаакия Далматского, совмещенная с «чертежным амбаром», была сооружена вблизи Адмиралтейства вскоре после основания Санкт-Петербурга. В этой церкви в 1712 году венчался Петр I с Екатериной I, и пять лет спустя вместо деревянной церкви построили здесь каменный храм с деревянной часовней. Однако часовня в 1735 году сгорела, и храм, по приказу Екатерины II, разобрали на кирпичи... Про строительство нынешнего Исаакиевского собора написано множество книг, но все-таки, почему с таким упорством и такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в нерассеивающемся даже в электрическом освещении сумраке собора слушаешь акафист Исаакию Далматскому. Поразительно точно соединяются гонения на православных, учиненные царем Валентом из жития преподобного, и наступление на Православную Церковь первых Романовых; политика святого царя Феодосия Великого и попытка Романовых-Павловичей возвратить неограниченное самовластие в рамки служения Богу и народу.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еврейская литература, не в пример прочим литературам древнего мира, пользуется у нас широкою, хотя в то же время и странной известностью. На школьной скамье мы знакомимся с произведениями греческой и римской литературы: но те из нас, кто впоследствии становится далеко от филологии и истории, скоро теряет те жалкие отрывки знания античных классиков, которые даёт современное гимназическое преподавание; самое большее, в памяти удерживаются крайне неопределённые представления о гомеровском эпосе и, быть может о Тите Ливии. На школьной же скамье нас знакомят и с еврейской литературой, но это знакомство имеет специфический характер, и благодаря этому оно дольше и тверже, хотя и крайне причудливо, хранится в памяти. Ранняя христианская церковь признала иудейский канон, т. е. бльшую часть произведений древней еврейской и иудейской литературы, Божественным откровением, Ветхим Заветом рядом с Новым Заветом, образовавшимся постепенно из произведений христианской литературы. Церковь создала, а традиция сохранила до наших дней и во всех церквях представление, что христианство вышло из иудейства, которое есть предуготовительная к христианству ступень. Исходя из этого представления, христианская мысль прибегала к помощи оригинального метода толкования произведений еврейской литературы, чтобы применить её к оправданию и доказательству основных христианских догматов: к методу отыскания таинственного скрытого смысла тех или иных мест еврейской литературы, которые таким путём приобретали значение христологических пророчеств п прообразов. С этой точки зрения целый ряд не только мест, но и персонажей и событий, описываемых в еврейской литературе, приобрёл совершенно неожиданный смысл. Мы все их знаем: это и судьба младенца Моисея, и сорокалетнее странствование евреев по пустыне, и медный змей, и борьба Давида с Голиафом, и Даниил во рве львином, и Иона во чреве «кита» (собств. большой рыбы), и эротическая «Песнь Песней», и бесчисленные цитаты из пророков. А в завершение всего, наивное сказание о рае и грехопадении ( Быт.2 :2а-3), носящее очевидное вавилонское влияние и даже, быть может, заимствованное из вавилонского цикла сказаний о начале мира и человечества, было истолковано, как пролог великой драмы спасения людей через Христа, Сына Божия, который своею смертью , как Безгрешный, удовлетворил Божественную справедливость, ставь заместителем всех людей, которые, когда бы то ни было верили, верят и будут верить в Истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Разделы портала «Азбука веры» Сост. Ольга Соколова Библия в рассказах для детей " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Библия в рассказах для детей " > Оглавление Ветхий Завет 1. Сотворение мира 2. Адам и Ева в раю 3. Первый грех 4. Изгнание из рая 5. Каин и Авель 6. Ноев ковчег 7. Вавилонская башня 8. Вера Авраама 9. У дуба Мамврийского 10. Гибель Содома и Гоморры 11. Авраам и Исаак 12. Исав и Иаков 13. Лестница Иакова 14. Двенадцать сыновей Иакова 15. Иосиф в рабстве 16. Иосиф — правитель Египта 17. Встреча Иосифа с братьями 18. Многострадальный Иов 19. Рождение Моисея 20. Призвание Моисея 21. Десять казней египетских 22. Пасха Ветхого Завета 23. Переход через Красное море 24. Чудеса в пустыне 25. Синайское законодательство 26. Заповеди о любви к Богу 27. Заповеди о любви к ближнему 28. Устройство скинии — походного храма 29. Сорокалетнее странствование. Медный змей 30. Завоевание земли обетованной 31. Судьи народа израильского 32. Храбрый Самсон 33. Пророк Самуил и царь Саул 34. Юный помазанник. Давид во дворце. 35. Давид и Голиаф 36. Царь Давид 37. Покаяние Давида 38. Мудрость царя Соломона 39. Создание Иерусалимского храма 40. Грехи Соломона 41. Разделение царства Израильского 42. Пророк Божий Илия 43. Пророк Божий Иона 44. Пророк Исаия 45. Три отрока и пророк Даниил 46. Вавилонская печь 47. Пророк Даниил 48. Даниил во рву со львами 49. Ожидание Спасителя Вопросы к рассказам из Ветхого Завета Новый Завет 1. Предисловие 2. Святая Троица 3. Евангелие и евангелисты 4. Священное Писание и Священное Предание 5. Рождество Пресвятой Богородицы 6. Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. Обручение. Пресвятая Дева Мария у Иосифа 8. Ангел возвещает о рождении Предтечи 9. Рождество святого Иоанна Предтечи 10. Благовещение Пресвятой Деве Марии 11. Свидание Марии и Елизаветы 12. Ангел открывает Иосифу тайну Боговоплощения 13. Рождество Христово 14. Ангелы возвещают радость пастухам 15. Сретение Господне 16.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Глава 21 Битва израильтян с ханаанским царем Арада. – Ропот народа. – Необыкновенное обилие ядовитых змей.Медный змей. – Движение к пределам аморрейского царя Сигона. – Посольство к последнему с просьбой беспрепятственного пропуска. – Отказ. – Занятие Аморрейского царства. – Занятие Васана. Чис.21:1 .  Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен. Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана. Урочище, известное в настоящее время под именем «Тель-Арад», быть может, указывает на то место, где некогда существовал Арад. Чис.21:2 .  И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие [на них и] на города их. Чис.21:3 .  Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарек имя месту тому: «Хорма» 1 Древнюю Хорму (или Цефаф, см. Суд.1:17 ) отождествляют с урочищем Ракхма, лежащим невдали от ущелья, ведущего из Вади-ель-Араба на возвышенность юго-восточной окраины Ханаана. Чис.21:4 .  От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, «Путем Чермного моря» – «путем равнины от Елафа и Ецион-Гавера» (северная оконечность залива Акаба, Втор 2.8 ), имея слева – Идумею, справа – Аравийскую пустыню. Чис.21:8 .  И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. «Взглянув на него» с верою в исцеляющую силу всемогущего и всеблагого Господа. «Не вещию, – замечает премудрый, – зримою целяшеся, но слово Твое, Господи, исцеляющее вся. Милость Господня прихождаше и исцеляше их» ( Прем.16:7, 10–11 ). Преобразовательное значение медного змея ясно выражено в словах Спасителя: «Как Моисей вознес змию в пустыне, – так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3.14–15 ). Уясняя подробности прообраза, блаж. Феодорит замечает: «Как медный змей был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» (Толк. на кн. Чис., вопр. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 4 февраля, 2016 14 августа, 2014 «Воля Божия свершилась» — участники исторического Собора об избрании Предстоятеля Мы все будем молиться за нашего архипастыря, чтобы Господь укрепил его, даровал мудрость и дал сил нести тот крест, который Промыслом Божиим, через епископат нашей Церкви, был положен сегодня на его плечи. 26 октября, 2011 Родители без будущего, или заметки мамы-дракона " Моему сыну от роду восемнадцать месяцев, и он, вероятно, не доживет до своего третьего дня рождения " . Как чувствует себя родитель без будущего, знающий, что потеряет свое дитя, что оно будет мало-помалу мучительно угасать? 26 сентября, 2010 Христианство – это весть о смертном Боге Медный змей (интересно было б рассмотреть применительно к этому символику меди, но сути дела это не меняет) и живой, истекающий кровью, судорожно хватающий, приседая, воздух на кресте «червь, а не человек» – это само зло, становящееся спасением 7 мая, 2010 Молитва Патриарха благодарственная за избавление Отечества Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? 1 апреля, 2010 Бог ждет покаяния! Бог еще ждет! Самоистребление нашего народа куда страшнее любой войны или терактов. Но необходимо понимать, что это самоистребление – лишь следствие извращенной духовной жизни, немыслимого для нас ранее сочетания внешнего благочестия и внутреннего цинизма, а по сути – практического неверия Богу. 30 декабря, 2013 18 февраля, 2007 Настоящее прощение — это подвиг! Мы просим и прощаем, потому что видим в человеке, который сейчас находится перед нами образ Божий. Видим Христа, страдающего за нас. Мы просим и прощаем от всей души. Мы видим Крест Христов, видим человека страдающего и, сами зная силу страдания, надеемся и молимся, что крест и страдания будут преодолены " усилием Воскресения " . Что мы пройдем время Великого поста и осилим бремя креста воскреснувшими для жизни.

http://pravmir.ru/search/сотворение ...

Сортировать по Исключить новости Христос Имя им — легион Стадо свиней выполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям – ко всем без исключения. Святитель Иннокентий Московский: Крест Христов Итак, первая обязанность христианина – отвергнуться себя. Отвергнуться себя - по слову Апостола Павла, быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога. Вторая обязанность идущаго за Иисусом Христом – взять крест свой. Возьми крест свой В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее бесконечными «зачем» и «почему». Воздвижение Креста: Кто жаждет – иди ко Мне и пей Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побоев. Христианство – это весть о смертном Боге Медный змей (интересно было б рассмотреть применительно к этому символику меди, но сути дела это не меняет) и живой, истекающий кровью, судорожно хватающий, приседая, воздух на кресте «червь, а не человек» – это само зло, становящееся спасением Преображение Господне: фильм о празднике 19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании " Неофит " о Преображении Господнем и местах Святой земли. День Всех Святых: «Питаем собою жизнь полнозначной почвы» С моей дочерью учится девушка из глухого дагестанского аула – мусульманка, симпатизирующая христианству. Но скорей всего она никогда не перейдет в него и прежде всего из-за страха – страха быть убитой родственниками. Примерно в том же положении находились слушатели Иисуса. Протоиерей Александр Лаврин: «Благоговение невозможно без покаяния» «Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти мя грешнаго» - молится прихожанин перед тем, как войти в храм.Проходит какое-то время, человек втягивается в церковную жизнь, начинает нести послушания при Церкви, входит в общинную жизнь. «Нет, какие там три поклона перед входом в храм, тут расписание старое висит, где Иван, почему не проследил? Так, а это у нас тут что?

http://pravmir.ru/tag/xristos/page/22/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010