Первым среди праздников пасхального цикла считается Вербное воскресенье - Бзоба (от груз. бза - вечнозеленая пальма, самшит), в Мегрелии сохранилось и др. название праздника - Айоба (от мегр. айа - верба). На Бзоба освящают веточки с маленькими цветочными бутонами, их считают особенно благодатными и называют пуриани (хлебный). В Великую пятницу корешками морены красильной (эндро) в ярко-красный цвет красят яйца к Пасхе. На Пасху (Агдгома - Воскресение, Агвсеба - наполнение) в постройке (марани), где хранятся сосуды с вином, совершается особый обряд: старший в роду мужчина открывает амфору (квеври) с острым дном, наполненную красным вином, во имя Господа зарытую осенью в землю справа от входа, и начинает священную праздничную трапезу, передавая хлеб и вино всем членам рода (общины, села, семьи). В Вост. Грузии этот обряд известен как Сероба (вечеря) и Рджулис Дге (день веры); он совершался в Великий четверг и имел соответствие в шествии в ночь Великого четверга согласно практике древнего иерусалимского богослужения . Горцы для исполнения обряда спускались в равнинную Кахети, где держали пожалованные царем виноградники и марани. Крестный ход возглавляли священники со знаменем джвари; в каждом храме, встретившемся на пути, останавливались для молитвы. Отпраздновав Сероба вместе с жителями равнины, горцы в тот же день возвращались обратно, принося вино и хлеб в свои дома. На Пасху закалывают ягненка и поросенка; совершается также обряд чона (шерстяная шапка; этимология слова неясна, возможно, связана с использованием шапок при сборе подарков): молодежь или дети обходят окрестные деревни с песнями и радостной вестью о Воскресении Христа, их одаривают яйцами, мукой, продуктами, деньгами и т. п. Пасха празднуется в течение мн. дней. Первое воскресенье по Пасхе называют Ахал Квире (Новая Неделя), Квирацховлоба (день Господа Животворящего), Чиче Танапа (Малое Воскресение, сохр. в Мегрелии). На Вознесение поминают умерших, закалывают овец и готовят поминальную пищу. На Пятидесятницу (Меергасе Дге), в Духов день (Султмопеноба, Мартвилиа, Халарджоба, Халарджвеба) на могилах поминают умерших ритуальным хлебом, водкой (араки), кипяченым молоком с топленым маслом и др. пищей, устраиваются конские состязания (доги) в честь усопших.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Архангелы Михаил (8 нояб.) и Гавриил (13 июля) почитаются в Грузии и по отдельности и вместе (Микам-Гариа; Микам-Гарио; Мкамгариа; Акамгариа). В Зап. Грузии (Мегрелия и Абхазия; в 1-й понедельник нового года) чаще встречается парное почитание. Его особенности нек-рыми исследователями объясняются местной контаминацией христ. и языческих верований: почитание архангелов заместило поклонение языческим божествам диоскурам (бытование некогда в Грузии культа близнецов подтверждают археологические находки: золотая скульптура юноши из Гонийского клада (II-III вв.), отождествляемая с изображениями диоскуров ( Лордкипанидзе, Микеладзе, Хахутаишвили. Гонийский клад), аналогичная бронзовая скульптура из Мегрелии (Цаленджихский р-н, хранилась в краеведческом музее Зугдиди, утеряна в 40-х гг. XX в., сохр. фотоснимки), изображения парных всадников на топоре из Вани (VII-VIII вв. до Р. Х.) и декор (2 пеших близнеца-стрельца) бронзовых поясов (IX-VII вв. до Р. Х.), обнаруженных на территории Вост. Грузии (Сагареджо, Самтавро)). В Мегрелии в 1-й понедельник после Нового года существовал обычай совершать в честь архангелов Михаила и Гавриила охвамери (от хвама - молитва): старший в деревне (роду, семье) мужчина зарывал посвященный архангелам винный сосуд в землю в винном погребе, или в огороженном месте, или на вост. стороне виноградника, что символизировало жертвоприношение и приносило процветание деревне (роду, семье). Микам-Гариа ассоциируется с луной, на что указывает день исполнения молитвы (в переводе на мегр. понедельник - туташха, день луны), а также подтверждается примерами ранней груз. иконографии архангелов - с полумесяцем на головных уборах. В народных верованиях встречаются образы архангелов как целителей и проводников душ. Согласно верованиям хевсуров, путешественника от одного села до др., т. е. пока путник не попадет под покровительство др. святилища, сопровождает свита архангела (подразумевается парный образ архангелов). Отправляясь в путь и по возвращении домой хевсуры молились Архоти (по названию посвященной арх. Михаилу церкви в Архоти). Как судьи, подобно вмч. Георгию и прор. Илии, парные образы архангелов участвуют в третейском суде, к-рый осуществлялся на территории всей Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/168199.html

«Георгий Илорский» считался целителем, освободителем пленных, покровителем бедных, помощником во время войн, приносящим мир. Илорскую икону вмч. Георгия призывали в качестве судии на спорах: посреди церкви висели весы, истец и ответчик молились до тех пор, пока одна из чаш не склонится над головой того, кто прав. В Мегрелии существует обычай «гиночама» (мегр.- передача), согласно к-рому на суде должен присутствовать список Илорской иконы, к-рый переносит из села в село мехатули (иконник, прислужник иконы, от груз. «хати» - икона). Ламберти описывает, что на большие ярмарки возле церкви съезжались жители со всех уголков Зап. Грузии. В 1962 г. в километре к югу от И. экспедиция Абхазского совета Грузинского об-ва охраны памятников культуры обнаружила участок древней, мощенной булыжником дороги, связывавшей прибрежные районы Абхазии и Мегрелии с предгорными зонами. И. находилась на пересечении торговых путей ( Пачулиа. 1968. С. 63-64). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 27-28, 34, 36, 257-260, 284, 292, 383, 779) много раз упоминает И. Так, в «Истории царства Грузинского» он дает точное описание местоположения церкви: «Севернее этой Дадисцкали [р. Ингури] течет Эгрисцкали [р. Галидзга], названная из-за Эгроса, сына Таргамоса. Берет начало у Кавказа, течет к западу и впадает в [Чёрное] море у Илори. А на берегу моря, на западном берегу этой реки, стоит Илорская церковь святого Георгия. Восточнее от нее протекает Эгриси, к западу - река Мокви, с юга - море, а с севера - равнина». Историк так характеризует И.: «На краю моря есть Илорская церковь святого Георгия... без купола, маленькая, богатая и украшенная». В другом месте Вахушти описывает, как в 1730 г. турки заняли Одиши и «вступили... в Илори, однако кресты и иконы и церковное имущество были упрятаны в укрытиях. Подожгли, сожгли церковь и сняли свинцовую крышу и уничтожили роспись, а затем ушли и вступили в Абхазети». Позже, как передает историк, абхазы «ушли» от турок и в решающей битве с ними одержали победу благодаря «чуду святого Георгия Илорского, ибо в ту ночь направил их в поход и укреплял их в бою». Историк уточняет, что с тех пор мн. абхазы «отказались от мусульманства и вернулись к своей вере» ( Он же. 1976. С. 287).

http://pravenc.ru/text/389441.html

О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию непреоборимую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест - воскресение мертвых. Крест - упование христиан. Крест - жезл хромым. Крест - утешение бедных. Крест - узда для богатых, низложение горделивых. Крест - памятник победы над демонами, пестун юных. Крест - торжище для торжников, надежда отчаянных, кормило для плавателей. Крест - пристань обуреваемым, стена окруженным врагами. Крест - отец сирот, советник правдивых. Крест - утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест - свет сидящим во тьме. Крест - велелепие царей, любомудрие для варваров. Крест - свобода рабов, мудрость невежд. Крест - проповедь Пророков, сопутник Апостолов, похвала мучеников. Крест - целомудрие дев, радость иереев. Крест - основание Церкви, утверждение вселенной. Крест - разорение идольских храмов, соблазн для Иудеев. Крест - сила немощных, врач недужных. Крест - очищение прокаженных, восстановление сил в расслабленных. Крест - хлеб алчущих, источник жаждущим. Крест - благонадежность монахов, покров наготующим. Он водружен посреди вселенной, насажден на лобном месте, и тотчас произрастил грозд жизни. Сим святым оружием Христос расторг всепоядающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу. Увидев сие, смерть пришла в трепет и ужас и освободила всех, кем возобладала она с первозданного. Им вооружившись, блаженные Апостолы покорили всю силу вражию, и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедывали с дерзновением. Его взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великою радостно вселяются в пустыни и горах, в пещерах и пропастях земных. О, безмерная и несравненная благость щедрот Божиих! Сколько благ даровал Бог крестом человеческому роду! Слава Его человеколюбию, и поклонение, и держава во веки! Аминь. Слышали вы, возлюбленные и христолюбивые, какова сила креста, сколько успешных его действий, сколько благ от него. Сей добрый кормчий, удовлетворив собою всей жизни нашей и умирив ее, стал для нас предуготовителем будущей вечной жизни. Ибо сей же честный крест первый явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопокланяемый и святый скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф.24:30). Итак крест первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа. И сего довольно о кресте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/854/...

В Православной Церкви подлинно употребляется и четвероконечный крест, но ничем нельзя доказать, чтоб этот крест она почитала во всем паче креста осмиконечного. И того, что в ней допускается употребление четвероконечного креста, отнюдь не должно быть поставляемо ей в вину: ибо четвероконечный крест никогда не был запрещен ни одним святым Собором и в истинно Христовой Церкви он во все старые времеиа был признаваем и уважаем так же, как и крест осмиконечный. Доказательства на это видны везде.   Известный Корсунский крест, находящийся ныне в алтаре Большого Московского собора, есть крест четвероконечный. – Ваши наставники говорят, что этот крест приводится в пример несправедливо, потому что на нем написан крест осмиконечный, и крест этот уважен в церкви по сему второму кресту. – Ничтожная увертка! За св. престолом стоит и всеми виден крест четвероконечный, а не осмиконечный, который на нем написан. Написанного на нем осмиконечного креста никто не видит. Ежели четвероконечный крест есть крест еретический, то как св. Церковь с весьма давних времен держит его на самом видном месте и чтит возжиганием свеч?   Крест на главе Московского Благовещенского собора равно и на многих других древнейших церквах в Москве, Новгороде и Киеве, есть крест четвероконечный.   Крест, каким вообще все крестимся, молясь Господу Богу, есть крест четвероконечный; ибо он везде у всех делался, как и ныне делается, из двух линий, проводимых сверху вниз и поперек.   Крест, какой всегда употреблялся и теперь употребляется в благословении рукою при совершении всех священных действий: при освящении воды для крещения, при миропомазании, при освящении святых даров, при рукоположении в Архиерея, Иерея, Диакона и проч., есть крест четвероконечный. Преимущественно такой же крест всегда был употребляем на всех Архиерейских облачениях, Иерейских ризах, воздухах, пеленах и проч. Такой крест преимущественно употреблялся на всех Царских венцах или коронах. Такой же крест изображен на короне, присланной Византиею в половине 12 века в дар Владимиру Мономаху . Вид ея такой:  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Скачать epub pdf Седмица 22-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 43. (9,18–22) О СТРАДАНИЯХ И СМЕРТИ ГОСПОДА, О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ Пришел Сам Сын и крестною смертию совершил наше искупление (37,169). Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо Крест делится на четыре части так, что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. И предпочтена крестная смерть, чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста, или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный мысленный крест, в сердце которого соприкасаются четыре части Вселенной и сила которого, заключающаяся в середине, проходит по четырем частям (2,298). Крест есть знамение будущего бессмертия (61,338). Крест освятил Вселенную, он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение, он собрал народы от востока, запада, севера и юга и соединил их любовью в единую Церковь , в единую веру и единое крещение (23,357). Крест – путь заблудшим, Крест – упование христиан, Крест – узда богатым, Крест – памятование победы над демонами, помощь беспомощным, надежда обуреваемых, заступник вдов, упование скорбящих, цель старцев; Крест – оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; Крест – безопасность Вселенной, Крест – уничтожение идолов, сила сильных, разрешение расслабленных, покров нагим; Крест – воскресение мертвых, жезл хромых, низложение горделивых, победа над диаволом; Крест – надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; Крест – свет сидящим во тьме, любомудрие для варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; Крест – радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; Крест – хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержанным; Крест – пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; Крест – советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков, Крест – упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущих; приходит Крест – и преисподняя разорена (24,423).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ужели требуется от последователя Христова, чтобы он претерпел все это? Нет, Господь не благоволил наложить Свой – столь тяжкий, ужасный крест на всех последователей Своих: Он не требует, чтобы они взяли и понесли Его крест, а только заповедовал, чтобы каждый нес свой крест; не сказал: «Да возьмет Мой крест», а – «свой крест». Какой же крест христианина и где взять его, чтобы понести его? Это не тот Крест, на котором Господь был распят; это не тот крест, который возлагается на христианина при его крещении и который христианин носит на теле своем, но это крест скорбей, напастей, нищеты, тяготы – словом, все то скорбное и трудное, что должен переносить христианин ради Христа, ради жизни для Христа. Этот крест не сам христианин устраивает для себя, не изыскивает его, а он возлагается на него Промыслом Божиим. На каждого Господь возлагает крест такой, какой человек может понести: у царя есть свой кресткрест царствования, у начальников – крест начальствования, у находящихся на службе – крест служения и подчинения; у богатого свой крест – управлять богатством; у бедного также свой крест – терпения нужды и нищеты; имеющие детей скорбят иногда о многочадстве, о трудности воспитания детей; бездетные плачут о своем бездетстве. У пастыря свой крест – пастырства, у инока – иночества, у мирянина – крест семейных забот и житейских попечений. Словом, нет такого звания, состояния, пола и возраста, в котором бы не нашлось предмета крестоношения. Напрасно христианин иногда тяготится своим крестом, какой представляет для него звание или состояние; напрасно ему хочется переменить свой крест на другой: мирянину – на иноческий, подвластному – на начальнический; напрасно нищий завидует богатому. Неси каждый свое бремя, каждый пребывай в том звании, в каком призван ( 1Кор.7:20 ), неси трудности и неудобства этого звания – и спасешься. Если самовольно станешь отягощать свой крест или будешь искать перемены своего креста на другой, кажущийся тебе более удобным, то опасайся, чтобы, самовольно увеличив тяготу своего креста, не пасть тебе под тягостью его, а переменив, не пришлось бы раскаиваться о том и сожалеть о прежнем кресте, как более удобном для тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Крест – пристань обуреваемых. Крест – отец сирот. Крест – утешение скорбящих. Крест – хранитель младенцев. Крест – слава мужей. Крест – венец старцев. Крест – свите сидящим во тме. Крест – свобода рабов, мудрость невежд. Крест – проповедь пророков, сопутник апостолов. Крест – целомудрие дев, радость иереев. Крест – основание Церкви, утверждение вселенной. Крест – разорение идольских храмов, соблазн для иудеев. Крест – очищение прокаженных, восстановление расслабленных. Крест – хлеб алчущих, источник жаждущих. Крест – благонадежность иноков, покров наготующих. Сим святым оружием – крестом – Христос Господь расторг всепоядающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу. Увидев крест, смерть пришла в трепет и освободила всех, кем возобладала она с первозданного. Вооружившись крестом, богоносные апостолы покорили всю силу вражью, и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Распятому. Облекшись в крест, как в броню, мученики Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением Божественного Крестоносца. Взяв на себя крест, ради Христа, отрекшиеся всего в мире вселились в пустынях и горах, в пещерах и пропастях земных. Но какой язык достодолжно восхвалит крест, сию непреоборимую стену православных, сие победоносное оружие Небесного Царя?! Крестом Вседержитель даровал неизреченные блага человеческому роду!». «Посему и на чело, и на очи, и на уста, и на перси свои наложима» животворящий Крест, вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сей надеждой верных, сим светом кротких, сим оружием, отверзающим рай, сей опорой Православной веры, сей спасительной похвалой Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновенье не будем оставлять Креста и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем ли, едим ли, пьем ли, идем ли в путь, плаваем ли по морю, переходим ли реки, – все члены свои будем украшать животворящим Крестом, – и не убоимся «от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго» ( Пс.90:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Чем же будем умерщвлять врага нашего, т. е. нашу плоть и кровь, наше самолюбие и страсти, наше плотоугодие и гордость? Для этого требуется орудие самоумерщвления твердое и могущественное; потому-то и повелевается, отвергнувшись себя, взять крест. Т. е. что сделать? Т. е. полюбить, избрать, усвоить себе все, что умерщвляет в нас наше самолюбие и злую волю, нашу чувственность и страсти. А что умерщвляет все это в нас? Крест. Что же такое крест? Крест – бедность и недостатки; крест – бесчестие и клевета; крест – болезни и слабости; крест – худое супружество и соседство; крест – бездетство и бедная многосемейность; крест – потеря сродников и друзей; крест – все несчастные случаи. Сей-то крест, эту совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий, надобно взять, т. е. избрать и усвоить себе тому, кто хочет быть истинным последователем Христовым. Крест сей надобно взять добровольно, с усердием, в повиновении благой воле Божией, по любви к своему спасению, в твердой уверенности в его пользе и необходимости. Надобно взять крест сей, как больной берет самое горькое и противное лекарство, ожидая от него возвращения себе здоровья и жизни. Только таким образом взятый крест составляет врачевство, есть признак последователя Христова, есть символ и знамение христианства. Такой именно крест, т. е. совокупность лишений, неизбежен человеку на земле: от него нельзя уйти никому, его надобно нести всякому, и не следуя за Христом, подобно тому, как нес его – вместе со Христом – разбойник, Его хуливший, только такой крест, не взятый, а возложенный необходимостью, не спасает, а убивает и мучит бесплодно. Но нам нужно взять крест свой добровольно, с любовью и полною покорностью воле Божией; и взять именно крест свой, а не чужой, т. е. тот крест, который принадлежит точно нам, – назначен для нас свыше. Выбирать кресты по своему, так сказать, вкусу – значит своевольничать; а своеволие-то и должно быть само распято на кресте. Понятно, какой крест оно выбрало бы, – никак не спасительный, а пагубный.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Подите сюда, снимем и соберем плоды древа жизни, стоящего у исходов воды от ребра Христова и давшего плод свой во время свое. Крест Христов есть древо бессмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства. Крест – оружие мужества и крепость воздержания, крест – основание веры и устой благочестия, крест – светоч богопознания и отмена приговора, крест – изгнанных возвращение и пленных освобождение, крест – заблуждающихся обращение и падающих восстановление, крест – спасаемых сила и изнемогающих исцеление, крест – праведных преуспеяние и мучеников дерзновение, крест – апостолов проповедь и пророков радование, крест – учителей наставление и иноков похвала, крест – венец мира и проповедник согласия, крест – небесных и земных соединение и преисподних попрание, крест – твари освящение и небесных благ дарование, крест – празднующих торжество, залог усыновления и Царства Небесного наследование. И что всего замечательнее, крест – величайший символ любви к нам Бога и Отца – есть вместе с тем и свидетель божественного послушания до самой смерти со стороны Сына и показатель мудрости Духа (свт. Иоанн Златоуст , 54, 952–953). Источник. На Крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать плоть нашу возвышаемой и смерть низложенной (свт. Иоанн Златоуст , 54, 953). Источник. Крест ночью светится, днем испускает лучи, души делает ясными, бури зол утишает, супружества скрепляет, сирых питает. Это – грань божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа креста, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников. Крест – сокровище Ветхого Завета, дорогая жемчужина Евангелий, многоценный венец Царства, превосходящий всякое слово и разумение (свт. Иоанн Златоуст , 54, 953). Источник. Крестом расторг Христос ненасытную утробу велиара и сокрушил его плотоядную пасть, Крестом в корне подорвал его силы и стер его кости, обобрал его оружие, обрезал его волосы, поверг его в плач и мрачное безысходное горе, потушил его бесстыдные глаза, посрамил его бесчестное лицо, пронзил его острыми иглами, поразил его трехсоставным мечом, рассеял его надежды, раскрыл тайные его убежища и опустошил вконец его запасы (свт. Иоанн Златоуст , 54, 957).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010