кн. Димитрия Донского. У И. И. короткие вьющиеся волосы и короткая округлая коричневая борода, руки в молитвенном жесте простерты в сторону кн. Владимира, изображенного вверху (см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 163). Поздним повторением миниатюры является эмалевая икона кон. XIX в. (мастерская Виноградова; ГМЗРК). В композициях с изображением родословного древа и таблиц рус. государей портрет И. И. встречается на декоративных костяных пластинах холмогорской работы 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Там же. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ; надпись: «Резано сие родословие 1774 года августа 15 дня Колмогорской округи Куростровской волости Яковом Ивановичем Шубным»), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Егорьевские диковины. 2008. С. 230-233), известна резная костяная кружка, украшенная 58 медалями с портретами рус. князей и царей (Дудин, 70-е гг. XVIII в., ГЭ; Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470); Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Гравюры и литографии с образом И. И., включенным в состав родословного древа рус. государей, создавались в XVIII - нач. XX в. (ГИМ, ГЛМ, РГБИ; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240). Фронтальное погрудное изображение И. И. в княжеском облачении есть на картине И. Никитина «Родословное древо русских царей» (1731, ГРМ; см.: Гос. Рус. музей: Живопись XVIII - нач. XX в.: Кат. Л., 1980. С. 216. Кат. 3803; Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998. С. 186. Кат. 23). Портрет И. И. входит в серию живописных изображений реальных и вымышленных персонажей российской истории (1-я пол. XIX в., Егорьевский ист.-худож. музей; Егорьевские диковины. 2008. С. 46-47). Изображение И. И. есть в серии рельефных инталий на зеленой сибирской яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Деятельность И. Д. по строительству и украшению храмов составила сюжеты мн. миниатюр. Так, проиллюстрированы «Совет о строительстве каменной церкви во имя Богородицы» (Л. 310); основание И. Д. мон-ря с ц. Преображения Господня «близ сущу своего двора» по благословению митр. Феогноста (Л. 341 об.); посещение И. Д. основанного им мон-ря (Л. 342); украшение И. Д. монастырской церкви «святыми и честными иконами, и святыми книгами, и священными сосуды» (Л. 342 об.; И. Д. со свитой показан на фоне царских врат, прикрытых завесой, за к-рой видна часть престола, его руки простерты в сторону монахов во главе с архимандритом); закладка ц. арх. Михаила «внутрь града» (Л. 352 об.). В сцене преставления И. Д. изображен в схимнической одежде (Л. 381). Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Образ И. Д. включался в композиции, представляющие генеалогическое древо великих князей и государей Российских, напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV) и в стенописи центрального свода парадных сеней в здании Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова, общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24). На миниатюре из синодика, созданного царевной Татианой Михайловной для Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря (1676-1682, ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), по сторонам кроны древа в центре миниатюры расположены фигуры князей и царей. И. Д. представлен слева, 7-м снизу (его имя указано на левом поле листа), между своим дедом блгв. кн. Александром Невским и своим внуком блгв. вел. кн. Димитрием Донским. И. Д. изображен вполоборота, в схимническом облачении, с куколем на голове. Его руки подняты к равноап. кн. Владимиру, который показан вверху в визант. имп. венце (см.: Самойлова. 2004. С. 162; Гос. Ист. музей. 2006. С. 163. Ил. 36). Аналогичная композиция представлена на ростовской эмали кон. XIX в. (мастерская Виноградова, ГМЗРК). И. Д. изображен справа, по левую руку от равноап. кн. Владимира, 5-м сверху; представлен в схиме, руки в молитвенном жесте вытянуты вперед.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Изображение И. В. включалось в композиции, представляющие родословное древо рус. князей и царей, распространенные в XVII-XIX вв. На миниатюре из синодика, созданного царевной Татианой Михайловной для Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря (1676-1682, ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), по сторонам кроны древа, расположенного в центре миниатюры, размещены фигуры князей и царей. И. В. представлен слева, руки в молитвенном жесте простерты в сторону изображенного вверху равноап. кн. Владимира. На левом поле надпись: «вел. князь Иоан всеа Росии». Над И. В. помещена фигура его отца вел. кн. Василия Тёмного, под ним - его внука царя Иоанна IV Грозного (см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 163. Ил. 36). Аналогичная композиция представлена на ростовской эмали кон. XIX в. (мастерская Виноградова, ГМЗРК). Бракосочетание Иоанна III с тверской кнж. Марией. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 735 об.) Бракосочетание Иоанна III с тверской кнж. Марией. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 735 об.) Роспись «Родословное древо российских государей» находится на сводах галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (1689). У корней большого древа, написанного «по лазоревому полю», стоят равноап. кн. Владимир и кнг. Ольга, поливающие его из кувшинов. В ветвях - 71 фигура князей и царей начиная с кн. Рюрика. Фигура И. В. в рост, в парадном княжеском одеянии и шапке помещена в 10-м ряду, в правой руке - скипетр, вокруг головы нимб ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей Российских//Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества с кр. описанием и биографиями художников. М., 1839. С. 48-51). Ростовое фронтальное изображение И. В. присутствует в композиции «Генеалогическое древо великих князей и государей российских» в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова; общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24).

http://pravenc.ru/text/469780.html

Изображения П. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в. Ок. 1665 г., при митр. Ионе (Сысоевиче), Д. А. и Г. Д. Строгановы вложили в ростовский Успенский собор комплект архиерейского облачения, выполненный в мастерской А. И. Строгановой, куда входил клобук митр. Ионы (ГМЗРК). На затылочной части клобука под изображением Успения Богородицы вышиты образы святых, слева - св. царевич Димитрий Угличский и П. (с небольшой окладистой бородой, в молении, напротив него - прп. Авраамий Ростовский). Одновременно с архиерейским облачением Строгановыми в Успенский собор был дан вкладом орарь с изображением П. и Ангела Господня (ЯИАМЗ). В описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. сообщается о наличии в ризнице митры ростовских архиереев, на к-рой были вышиты Московские и Ростовские чудотворцы, среди них назван П. (Архив ГМЗРК. Р-1083. Л. 55-55 об.). На обороте деревянного запрестольного креста сер. XVI в. на нижнем перекрестии слева в медальоне вырезан поясной прямоличный образ П. в традиц. иконографии (ГМЗРК). На резной иконе «Избранные святые» сер. XVI в. (ГМЗРК) П. представлен в рост 2-м справа, со свитком в руке. На серебряном с позолотой окладе Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (из ц. Толгской иконы Божией Матери, ГМЗРК) на нижней крышке в 16 медальонах помещены чеканные поколенные изображения святых (преобладают Ростовские чудотворцы) и в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери». П. представлен вполоборота вправо, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода небольшая, правая рука возле груди, в левой - четки. В XIX - нач. XX в. образ П. писали в многочисленных произведениях ростовской финифти, использовавшихся, вероятно, в качестве монастырской продукции для паломников. Получили широкое распространение образки с сюжетом «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому», иконографической основой большинства из них стали литография 1837 г. (эмалевая икона ок. 1860 г., ГМЗРК; см.: Госкаталог РФ. 4568855) и ее воспроизведения. Ансамбль Петровского мон-ря, как правило, передан одним зданием - колокольней обители. Икона ростовских мастеров финифти была поднесена от жителей Ростова имп. мч. Николаю II и его супруге в день коронации, 14 мая 1896 г. (известна по фотографии из собрания ГМЗРК): образ свт. Николая, мц. Александры и Ростовских святых окружали дробницы с видами местных мон-рей. Изредка встречаются единоличные эмалевые образки П. в виде седовласого старца в монашеской мантии и епитрахили, с четками и со свитком в руках (сер. XIX в., частное собрание). Образ П. неизменно встречается в композициях «Собор Ростовских чудотворцев», «Вид Ростовского кремля», «Вид Спасо-Иаковлевского монастыря» в технике финифти (ГМЗРК, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Изображения Л. встречаются в художественном металле. Икона Божией Матери «Одигитрия» (кон. XIV - нач. XV в., Византия (?), ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. С. 151. Кат. 84) украшена серебряным окладом XVI в., на полях - парные изображения с полуфигурами святых; Л. представлен на левом поле. В ростовский Успенский собор в 1623 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет вложили напрестольный крест, в центре его нижней перекладины помещено чеканное поясное изображение Л. (ГМЗРК, Царская Серебряная палата, мастер Архип Тимофеев; Игошев В. В. Серебряные и золотые напрестольные кресты «московского» типа XVI-XVII вв.//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 491). На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. (мастер Я. Г. Фролов, ГМЗРК, происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) в центре верхнего ряда помещена дробница с поясным образом Л. (Рус. серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК/Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74). В дробнице на сборном окладе Евангелия (кон. XVII в., ГМЗРК) - поясное изображение Л. в крещатой фелони, с Евангелием; фон, нимб богато декорированы растительным орнаментом. Святители Л., Исаия, Игнатий и Иаков были изображены на панагии митр. Ионы 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК. Арх. Инв. Р-1083. Л. 51, 51 об.). Образ Л. встречается в произведениях выговского литья XVIII в. (ГРМ; Образы и символы старой веры. 2008. С. 44-45. Кат. 30; С. 46. Кат. 32; С. 146. Кат. 128). В XIX в. широкое распространение имели гравюры с изображениями святынь древнего Ростова. На гравюре А. Г. Афанасьева «Вид с юго-восточной стороны города Ростова» 1856 г. (ГМЗРК) Ростовские чудотворцы представлены над храмами и мон-рями Ростова в молитвенном обращении к Владимирской иконе Божией Матери, поддерживаемой ангелами. 12 Ростовских чудотворцев изображены коленопреклоненными по 3 святых на облаке, Л.- вместе со святителями Исаией и Игнатием, у него белый клобук, короткая борода. На гравюре А. А. Осипова по рис. В. Г. Юрова «Вид с северо-западной стороны Ростовского Успенского собора» 1825 г. (ГМЗРК) над Успенским собором и Ростовским архиерейским домом (кремлем) в облаках ангелы поддерживают Владимирскую икону Божией Матери. Святые Л., Исаия, Игнатий изображены стоящими каждый на отдельном облаке в молитвенном обращении к иконе. Л. представлен слева, ближе к куполам Успенского храма, над своим захоронением в Леонтиевском приделе собора (надпись с именем святого располагается по окружности нимба).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

В XVI в. Ростов был крупным центром резьбы по дереву. На обороте запрестольного креста сер. XVI в. (ГМЗРК; см.: Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 196) на нижнем перекрестии справа в медальоне вырезан поясной образ И. в традиц. иконографии. На резной иконе «Избранные святые» сер. XVI в. (ГМЗРК; см.: Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVI в.//СРМ. 1994. Вып. 6. С. 112-126) представлены в рост свт. Николай и Ростовские святые Авраамий, Петр, царевич Ордынский, и И.; на левом поле - полуфигура свт. Алексия, митр. Московского. На резной с росписью иконе «Мч. Харалампий и блж. Исидор Ростовский» XVIII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК), где святые молитвенно предстоят образу «Рождество Христово» (внизу - композиции Страстей Господних), И. обращен влево, правая рука прижата к груди, в левой - кочерга. В XIX - нач. XX в. изображения И. получили распространение в многочисленных произведениях ростовской финифти с образами местных святых, напр. в изводах «Собор Ростовских чудотворцев», «Вид Ростовского кремля» блаженный обычно показан в левой части композиции (образки из собрания ГМЗРК, ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 147, 150-151, 231-232. Кат. 190, 193). Известны отдельные поясные и ростовые эмалевые иконы И. (ГМЗРК, ЦМиАР; см.: Там же. С. 149, 232. Кат. 192). И. представлен под 14 мая в Минее годовой (1864, ГМЗРК), в святцах на май 1-й пол. XIX в. (ГМИР). На майской минее из серии эмалевых икон 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - редкое изображение И. в хитоне и гиматии. Работа ростовских мастеров финифти была подарена от жителей Ростова имп. мч. Николаю II и его супруге в день коронования 14 мая 1896 г. Дальнейшая история иконы неизвестна, сохранилась ее фотография (ГМЗРК. ФТ-2238). На иконе были размещены дробницы с видами ростовских мон-рей, в центре - образ свт. Николая, мц. Александры и Ростовских святых (среди них - И.). Внизу расположена дробница с текстом: «Их Императорским Величествам Государю Николаю Александровичу и Государыне Александре в память Священнейшего коронования 14 мая 1896 г. От мещанского Общества г. Ростова Великого. Яр. Губ.». Традиц. иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали, напр. в произведении А. Г. Алексеева «В мастерской А. И. Всесвятского» (2001-2008, ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/674886.html

На Боголюбской иконе Божией Матери «в молении Ростовских чудотворцев» (кон. XVII в., ГМЗРК) И. представлен в монашеских одеждах (в надписи назван «преподобный»), с короткими кудрявыми волосами и со средней величины бородой (см. также икону-пядницу XIX в. из собрания ГМИР). Известна прорись с иконы XVII в. с группой Ростовских святых и с архангелом перед Богоматерью с Младенцем (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 447). Образ И. предположительно есть на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Centuries: Из коллекции И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК) в молении к Св. Троице Новозаветной написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, И.- крайний слева во 2-м ряду, за прп. Петром, царевичем Ордынским. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» - 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - И. изображен крайним слева в верхних рядах, волнистые волосы и борода с проседью, руки сложены на груди. Его образ включен также в иконную композицию «Собор Ростовских чудотворцев» XIX в., возможно связанную с ростовским мон-рем в честь Рождества Пресв. Богородицы (ГМИР, см.: Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собрания ГМИР//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 217, 409. Ил. 8). Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Несмотря на широкое почитание И., во 2-й пол. XVII в. его образ не встречается в росписях храмов, построенных в Ростове и Ярославле митр. Ионой (Сысоевичем).

http://pravenc.ru/text/469398.html

Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. 1886 г. (ГМЗРК) По благословению И. восстановленная Белая палата Ростовского кремля была предоставлена Музею церковных древностей (ныне ГМЗРК). Архиерей выразил готовность помочь в собирании экспонатов. Открытие музея 28 окт. 1883 г. И. благословил Владимирской иконой Божией Матери. В дар музею И. преподнес портрет Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (ок. 1858, ГМЗРК). Позднее И. подарил музею из архиерейской ризницы омофор митр. Ионы (2-я пол. XVII в.- ГМЗРК), коллекцию серебряных греч. и рим. монет. При участии И. в 1883 г. было создано братство свт. Димитрия Ростовского, которое занималось просветительской деятельностью. По инициативе И. в устав братства был включен параграф: «Братство помогает Ростовскому музею расположением приходских священников и других просвещенных лиц к доставлению в Музей церковных древностей, рукописей, книг, крестов, икон, сосудов и прочего» (Церковно-правосл. братство. 1884. С. 4). В «Обращении к отцам благочинным» епархии (24 июня 1884) И. призвал пастырей «уступить музею те предметы церковных древностей, которые, не составляя существенной принадлежности их храмов, могут быть помещены в музее, где они будут тщательнее сохраняться, чем в церковных кладовых, и по своему достоинству будут обращать внимание посетителей как простого звания, так и образованного общества и, т. о., служить цели братства» (цит. по: Вахрина. 2006. С. 6). Благодаря обращению И. в ростовский музей поступили такие уникальные экспонаты, как крест дьяка Стефана Брадатого (1458), деревянная скульптура вмч. Георгия Победоносца (XV в.), надгробный покров прп. Авраамия Ростовского (1553), царские врата из ц. в честь Вознесения Господня (XVI в.). В день празднования 50-летия служения И. в священном сане музей благодарил архиепископа: «Как член Императорского Московского археологического общества, вы не мало способствовали изучению русских и в особенности местных древностей… благодаря вашему непосредственному влиянию из церквей вверенной вам епархии были доставлены в Музей разные церковные достопримечательности и этим даром было положено начало быстрому росту Музея… вы, понимая высокое научное значение этого учреждения, много заботились о дальнейшем его процветании» (цит. по: Титов. 1909. С. 63).

http://pravenc.ru/text/578362.html

С., а потом к князьям Борису и Глебу, называя их «богосадной отраслью» святого (Там же. Стб. 398). Сребреник кн. Владимира IV типа. Кон. X. - нач. XI в. Аверс, реверс Сребреник кн. Владимира IV типа. Кон. X. - нач. XI в. Аверс, реверс С XVI в. активно разрабатывается тема родства московских правителей из рода Рюриковичей, потом Романовых и князей Киевской Руси. В идеологии Иоанна Грозного святость рус. князей призвана была укрепить авторитет царской власти. В Книге Степенной царского родословия жития кнг. Ольги, В. С., князей Бориса и Глеба открывают 1-ю степень генеалогии рус. правителей; перечисление имен этих святых как прародителей московских царей встречается во мн. офиц. документах XVI в. Родство царя Иоанна Грозного с В. С. стало одним из аргументов принятия им царского титула: «Государь наш зовется царем потому: прародитель его, великий князь Владимир Святославич, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и Патриарх венчали ево на царство Русское, и он писался царем, а как преставился, инои образ ево на иконах пишут царем» (СбРИО. Т. 59. СПб., 1887. С. 436-437). Свое зримое воплощение эта тема получила в росписях домовых храмов и палат Кремлевского дворца, в изображениях родословного древа рус. государей - композициях, получивших наибольшее распространение со 2-й пол. XVII в., после присоединения Украины к России (1654). Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) В XVI в. крестильное имя Владимир распространяется в боярской и дворянской среде. В. С. был небесным покровителем старицкого кн. Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Особый иконографический тип представлен в шитых покровах на раку А. Р.: сер. XVI в. из мастерской царицы Анастасии Романовны , вклад царя Иоанна IV в Авраамиев мон-рь (ГМЗРК); 1592 г. (местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице глаза, густые и резко очерченные брови. Сохранились 2 житийные иконы А. Р.: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой представлен попирающим крестом беса; состав клейм соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями А. Р. и надписи восходят к житию 3-й редакции, в среднике помещен сюжет «Явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ Ростова», ставший затем особым иконографическим изводом и получивший распространение в различных видах искусства (лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап. Иоанн передает А. Р. принесенный из Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия А. Р. В службе и акафисте подвиги А. Р. сравниваются с апостольскими: «Тебя хвалим сотворившего дело равноапостольного». Фресковые изображения с образом А. Р. находятся в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц. ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г., житийный цикл). Ист.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225; ВМЧ. СПб., 1880. Октябрь. Дни 19-31. Т. 1. С. 263-265; Соколов М. И. Пространное житие прп. Авраамия, Ростовского чудотворца//Яросл. ЕВ. 1890. Ч. неофиц. 14. Стб. 213-222; 15. Стб. 225-239; Титов А. А. Житие преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в.//Яросл. ГВ. 1892. Ч. неофиц. 52. С. 2; 53. С. 2; О редакциях жития св. Авраамия Ростовского//Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 238-240; он же. [Проложная память прп. Авраамия Ростовского]//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы/Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 42-44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188; Повесть о водворении христианства в Ростове//Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 130-134.

http://pravenc.ru/text/62956.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010