В провинциях войсками и гарнизонами командовали дуксы, магистры и трибуны. Вся собственность, захваченная готами при Тотиле, подлежала реституции. Византийцы надеялись восстановить рим. систему землевладения, городское хозяйство, вернуть население в И., но не смогли: принципы адм. устройства и социально-экономической политики, провозглашенные в 554 г., были реализованы лишь в небольшой степени. «Прагматическая санкция» имп. Юстиниана действовала до 568 г. Максимиан, архиеп. Равенны. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Максимиан, архиеп. Равенны. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. В период правления византийцев епископы И. принимали непосредственное участие в догматических спорах, происходивших на Востоке. Тяжелые последствия для Церкви в И. имел спор о «Трех Главах» . Декрет имп. Юстиниана I об осуждении учения епископов Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского (ок. 544) вызвал возмущение зап. иерархов. Оппозицию возглавил Медиоланский архиеп. Датий , к-рого поддерживал Римский папа Вигилий (537-555). Напротив, пользовавшийся расположением имп. двора Равеннский еп. Максимиан (546-556) выступил в поддержку имп. декрета. Имп. Юстиниан I, покровительствуя Максимиану как верному союзнику, без согласования с Папским престолом даровал ему титул архиепископа и митрополита. Расположение имп. Юстиниана к Равеннской кафедре получило отражение в созданных в то время мозаиках ц. Сан-Витале, где архиеп. Максимиан изображен рядом с императором. Воспользовавшись присутствием папы Вигилия в К-поле во время работы V Вселенского Собора (553), император принудил понтифика согласиться с осуждением «Трех Глав». Диак. Пелагий (впосл. папа Римский Пелагий I ), не согласный с решениями Собора, был брошен в тюрьму и освобожден только после того, как признал имп. декрет. Большинство италийских иерархов поддержали Пелагия, но епископы Сев. Италии во главе с архиепископами Медиолана и Аквилеи осудили постановления V Вселенского Собора и положили начало т. н.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Об этом можно судить, напр., по мозаике с изображением Христа и 12 апостолов в капелле Сант-Акуилино в ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 400 г.), а также по почти идентичным друг другу оплечным изображениям евангелистов в медальонах на диптихе слоновой кости, служившем окладом Евангелия (VI в., сокровищница кафедрального собора в Милане),- все имеют бороды и длинные волосы. На саркофаге нач. VI в. (Археологический музей, Стамбул) два евангелиста показаны бородатыми и два - юными и безбородыми. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Тем не менее есть основания полагать, что в раннехрист. искусстве И. Б. чаще изображался юным. Об этом свидетельствуют прежде всего те древнейшие изображения евангельских сцен, в которых его можно узнать: «Распятие» (на крышке реликвария, VI в., Музеи Ватикана; на миниатюре из Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) и «Преображение» (на мозаике в апсиде базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, сер. VI в.). Сохранились также нек-рые единоличные изображения И. Б., удостоверенные надписями. Так, юным и безбородым он представлен на равеннских мозаиках: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на зап. арке в виме ц. Сан-Витале (546-547). На мозаике на предалтарной арке капеллы св. Петра Хрисолога в Архиепископском дворце в Равенне (494-519) он также достаточно юн, но имеет небольшую бородку, как и на фреске алтарной апсиды капеллы пещерного мон-ря в Бауите, Египет (VI-VII вв., Коптский музей, Каир). Вероятно, в подобных случаях художники опирались на уже утвердившееся к тому времени представление о том, что И. Б. был самым молодым учеником Иисуса Христа. С И. Б. отождествляется также неизвестный молодой святой, чье оплечное изображение в медальоне помещено на верхнем поле иконы ап. Петра (VI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Основанием для такой атрибуции помимо внешнего облика святого служат различные варианты реконструкции символической программы синайской иконы ( Weitzmann K.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Шарль Диль (французский историк) Иллюстрации 1 Медная монета Юстиниана, выбитая в Равенне в 560 г. Золотой солид Юстиниана Консульский диптих Юстиниана Печать (свинцовая булла) Юстиниана Серебряный медальон Юстиниана Император Юстиниан (мозаика в Равенне) Император Юстиниан (мозаика) Медная монета Юстиниана Золотой солид Юстиниана Золотая медаль Юстиниана Статуя Юстиниана на Августеоне, по рисунку Нимфириуса Серебряный диск с изображением императора, найденный в Керчи Медная монета. Юстиниан на троне Обрывок византийской ткани Императрица Феодора (мозаика) Византийская ткань из Египта Костюмы женщин в VI веке (мозаика) Византийская ткань из Египта Девы мудрые и девы неразумные. Миниатюра Золотая пластинка с изображением императрицы Бюст женщины VI века (Амалазунты?) Печать (свинцовая булла) Иоанна апоэпарха Костюмы женщин VI века Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Обрывок туники Византийская ткань из Египта Пилат и Евреи (Миниатюра из Codex Rossanensis) Христос перед Пилатом (Мин. из Cod. Rossan.) Отделка из мрамора и перламутра стен церкви в Паренцо Развалины дома Юстиниана в Константинополе Прошивка рукавов Христос на троне среди ангелов (мозаика) Св. дева Мария на троне среди ангелов (мозаика) Хитон мужчины Печать Трибониана Мозаика абсида церкви св. Виталия в Равенне Восточная ткань VI века Серебряная чаша, найденная в Березове, в Сибири Прошивка рукавов Кайма византийской ткани Женский хитон: отделка и прошивка Печать или свинцовая булла консула Павла Мозаика арки в церкви Космы и Дамиана Золотой солид Юстиниана Диптих Магнуса, консула 518 г. Вход И. Христа в Иерусалим (миниатюра) Дворец Теодориха в Равенне Благословляющий Христос (мозаика) Печать Траземунда, короля вандалов Серебряная монета Аталариха Теодат, изображение на медной монете Сереб. монета Витигеса с изобр. головы Юстиниана Гробница Теодориха в Равенне Обломки золотой брони Теодориха Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Великолепная архитектура ц. Сан-Витале не имела продолжения в Равенне. Лишь косвенное ее влияние можно усмотреть в уникальной ц. Сан-Микеле-Арканджело в Перудже (VI-VII вв.) - ротонде с куполом на граненом барабане, центральное пространство которой отделено от кругового обхода аркадой на 16 колоннах. 3. Сев. Италия. В архитектуре Сев. Италии постепенно начинает формироваться собственная традиция, во многом с ориентацией на постройки Милана IV в. В V в. город перестал быть столицей и крупнейшим строительным центром. В отличие от сооружений Равенны и Рима почти все крупные сооружения Сев. Италии первых веков христианства известны в археологических раскопках. Целиком сохранились небольшие постройки - мартирии и баптистерии. Церковь Сан-Витале в Равенне. 525–547 гг. Церковь Сан-Витале в Равенне. 525–547 гг. Для большей части епископских комплексов Сев. Италии (особенно Ломбардии) были характерны «двойные церкви» ( Piva. 1990). Пример - изученный в раскопках собор в Брешиа (обл. Ломбардия), состоявший из большой (позже 3-нефный собор Сан-Пьетро-де-Дом, V-VI вв.) и малой (позже однонефная Санта-Мария-Маджоре, IV-V вв.) церквей. Наиболее типичными были 3-нефные базилики, напр. Санти-Феличе-э-Фортунато в Виченце (обл. Венето, нач. V в.), с прямоугольной апсидой и нартексом. Достаточно широко были распространены и однонефные постройки. Руины подобного храма - ц. Сан-Джованни-Эванджелиста (V в.), сохранились в Кастельсеприо, к югу от Варесе (обл. Ломбардия). Храм Апостолов (кон. IV - сер. V в.), изученный археологами под ц. Сант-Аббондио в Комо (обл. Ломбардия), имел И-образный нартекс, по образцу ц. Сан-Симпличано в Милане. Влияние крестообразного плана ц. Сан-Симпличано можно усмотреть в композиции раскрытой раскопками однонефной ц. Санто-Стефано (ок. 450) в Вероне (обл. Венето) с сильно выступающими рукавами трансепта. Редкий вариант чисто крестообразного плана - обнаруженная археологами под совр. постройкой древняя ц. Сан-Лоренцо в Аосте (обл. Валле-д " Аоста, V в.) с конхами на всех концах ветвей креста.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея ) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг. (в композиции на триумфальной арке - крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» - бескрылые) и ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест,- крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» - бескрылые). С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких рим. сандалиях. Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526) поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Cod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V-haч. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 (Археологический музей. Стамбул)). Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах - в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре ), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (ц. Успения Богородицы в Никее, VII в.). Такой тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных визант. имп. двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, сослужащие Иисусу Христу (роспись апсиды ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.), так, в сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы. В XIII-XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)). Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из жития прп. Пахомия Великого . Впосл. ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XVI в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)). В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос - Ангел Великого Совета . В позднесредневек. период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные. В кон. XVII в. в рус. искусстве получает распространение образ ангела-хранителя .

http://pravenc.ru/text/115092.html

547); Богоматери, если церковь была посвящена Пресв. Богородице (Санта-Мария-Маджоре в Риме (не сохр.); Санта-Мария-Маджоре в Санта-Мария-Капуа-Ветере, 1-я пол. V в. (не сохр.); базилика Евфразиана в Порече, 543-553); мученика, если базилика исполняла функцию мартирия (Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне - бывш. Сан-Мартино-ин-Чьель-д " Оро, нач. VI в.; Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., и проч.). В куполах центрических сооружений (баптистерий, мартирий, мавзолей) чаще всего использовались символические образы Христа (Хризма, Крест, Агнец, Его монограмма) на фоне темно-синего звездного неба (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, 425-450; капелла Сан-Джованни-Эванджелиста в Латеранской базилике в Риме, 2-я пол. V в.; Архиепископская капелла в Равенне, кон. V - нач. VI в.), значительно реже - Вознесение или Второе пришествие Христа (ротонда вмч. Георгия в Фессалонике, 1-я пол. V в.). В декорации алтарного пространства используют сюжеты из ВЗ, получившие в святоотеческой традиции истолкование в связи с таинством Евхаристии («Жертвоприношение Авраама, Авеля и Мелхиседека», «Гостеприимство Авраама»; см. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне). Т. о., в раннехристианских и ранневизантийских храмах уже присутствуют отдельные элементы классической системы визант. храмовой декорации, которая получит свое логическое завершение и богословское обоснование в послеиконоборческое время и найдет визуальное выражение в системе украшения храмов крестово-купольного типа. Мозаика апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия. Сер. VI в. Мозаика апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия. Сер. VI в. В эпоху иконоборчества, судя по историческим свидетельствам, М. по-прежнему продолжали создавать, но использовали эту технику прежде всего для украшения светских интерьеров. Ни один из этих интерьеров не сохранился; по мнению ученых, представление о них могут дать полы Большого дворца в К-поле (2-я пол. VI в., Музей мозаик Большого имп. дворца, Стамбул). Поскольку на стенах визант.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан) Изображения агнца не только как символа Христа, но и христиан были широко распространены в раннехрист. и ранневизант. искусстве. Агнец с нимбом является наиболее частым символическим образом Христа (напр.: мозаика апсиды старой базилики св. Петра в Риме, IV в.; мозаика свода капеллы базилики св. Иоанна Латеранского в Риме, V в.; рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.; диптих VI в. из сокровищницы собора в Милане). Агнец с изображением креста на голове или держащий крест (Крест Юстина II. 565-578. Ватикан) указывал на искупительную жертву Христа. В раннехрист. искусстве символические образы существуют параллельно с реалистическими. Изображение агнца с нимбом может соседствовать с образом Спасителя (мозаики свода вимы Сан-Витале в Равенне. Ок. 547). В катакомбах Претестата, IV в., в виде агнца изображена ветхозаветная Сусанна , по сторонам от к-рой 2 волка, и она же представлена в позе оранты в катакомбах святых Петра и Марцеллина, III в., по сторонам от Сусанны двое юношей. Типичной композицией, украшающей триумфальные арки ранних рим. базилик, является изображение 2 градов - Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят или перед ними стоят 12 агнцев, символизирующих апостолов (базилика св. Петра, IV в.; Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440, и др.). В алтарной мозаике ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., помимо вышеуказанного изображения 12 апостолов также под видом агнца представлены апостолы Петр, Иаков и Иоанн в композиции Преображение. 82-е прав. Трул. Собора (691-692) запретило символические изображения Христа, отдавая предпочтение историческому образу Воплотившегося Слова Божия: «На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившегося искупления мира». Однако в зап. художественной традиции древнейшие формы сохраняются и позднее (мозаика апсиды ц. Сан-Марко в Риме, 829-830). Изображение агнца встречается в памятниках, следующих традиции визант. искусства (медальон с агнцем в композиции «Сошествие Св. Духа»; мозаика мон-ря Гроттаферрата (XII в.), а также в рус. искусстве XVI в. напр., в клейме Владимирской иконы Богоматери с Акафистом вместо Эммануила в медальоне на груди Богоматери изображен агнец (XVI в., СИХМ).

http://pravenc.ru/text/63318.html

Мч. Гервасий. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–548 гг. Мч. Гервасий. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–548 гг. В зап. церковных календарях мученики поминаются под разными датами. Так, в Иеронимовом мартирологе «основной» день памяти Н. и К.- 28 июля (MartHieron. P. 399), Г. и П.- 19 июня (MartHieron. P. 325). Однако в бернской рукописи Мартиролога (кон. VIII в.) и рукописи (между 756 и 772 гг.), хранившейся в аббатстве Вайсенбург, под этими датами содержатся имена всех 4 мучеников (MartHieron. Comment. P. 326, 400); под 30 окт. также обозначены имена Н., П., Г. и К. (MartHieron. P. 577; MartHieron. Comment. P. 578). В некоторых списках Иеронимова мартиролога память Г. и П. дополнительно отмечена под 20 мая (MartHieron. P. 264). Под 8 июня в Иеронимовом мартирологе содержится запись: «В Риме на Аврелиевой дороге Набора и Назария» (Romae via Aurelia Naboris et Nazarii). По мнению Делеэ, эта память была ошибочно перенесена сюда с 12 июня (MartHieron. P. 309; MartHieron. Comment. P. 310, 316). В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) отмечена память только Г. и П. под 19 июня, Н. и К. не упоминаются (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 1. P. LXXI). В 1-м зап. «историческом» Мартирологе Беды Достопочтенного ( 735) память Г. и П. содержится под 19 июня, в краткой заметке упоминаются обретение их мощей свт. Амвросием после божественного откровения и исцеление слепого во время перенесения св. останков в Медиолан (см.: Quentin. 1908. P. 101; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 110). В Мартирологе Флора Лионского под 12 июня обозначена память Н. и К. с кратким рассказом о нахождении и перенесении их мощей в базилику св. Апостолов; под 28 июля обозначено «торжество» (festivitas) в честь Н. и К. в Медиолане (см.: Quentin. 1908. P. 252, 337; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 105, 137). Дата 12 июня была ошибочно заимствована Флором из бернской рукописи (кон.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Е. Е. Макаров Иконография Первые изображения мучеников Г. и П. могли появиться уже вскоре после обретения и перенесения их мощей в 386 г. в гробницу в базилике Сант-Амброджо в Милане. В мозаичной декорации капеллы Сан-Витторе-ин-Чьель-д " Оро (2-я пол. V в.), включенной в пространство базилики Сант-Амброджо (перестроена после пожаров 70-х гг. XI в.), сохранились самые ранние изображения Г. и П. Крупные, монументальные образы святых представлены парно в крайних простенках окон на сев. стене капеллы; оба - в рост, облачены в светлые туники с клавами и плащи, на ногах сандалии. Г.- темноволосый безбородый юноша, в правой руке держит закрытый свиток, левая скрыта под плащом; П.- седовласый муж с короткой округлой бородой, правая рука в молении, левая также скрыта. Рядом с Г. и П., в центральном простенке,- образ свт. Амвросия Медиоланского, способствовавшего прославлению мучеников и впосл. погребенного рядом с ними. Раннее по времени появление почитания Г. и П. в Равенне отражено в мозаичных ансамблях 2 храмов: базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (561-569) и ц. Сан-Витале (546-547). В базилике Сант-Аполлинаре-Нуово мученики представлены в торжественном шествии к престолу Спасителя с венцами в руках. Они молодые, полнолицые, поскольку Г. темноволос, у него хорошо видна тонкая полоска бороды, очерчивающей абрис нижней части лица, у светловолосого П. золотистая линия бородки просматривается значительно хуже; у обоих на голове тонзура. В ц. Сан-Витале оба мученика изображены юными, темноволосыми и похожими друг на друга. Данная иконография святых могла опираться на раннее (между 415 и 450), возможно, созданное в Равенне Мученичество Г. и П., в к-ром мученики названы близнецами. Мученики Гервасий и Протосий. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равене. 561–569 гг. Мученики Гервасий и Протосий. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равене. 561–569 гг. В восточнохрист. традиции средневизант. периода иконографии Г. и П., Н. и К., следуя за агиографическими произведениями того времени, объединяются.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

В следующем равеннском цикле – мозаиках храма Сан Витале – приемы и средства мозаичного убранства достигают окончательной выразительности и символической полноты. Историческое повествование безвозвратно уходит в прошлое. Рассказ, изобразительные мотивы сведены к минимуму, главным становится внутренний духовный смысл. Сюжеты отныне не книга для неграмотных, наоборот, необходима тонкая богословская эрудиция для того, чтобы прочесть комплекс изображений. Узнавание связано с таинственной расшифровкой смысла, доступного через посвящение. В этом мозаики Сан Витале родственны более позднему циклу в базилике Сант Аполлинарио ин Классе. Постройка храма Сан Витале и последующее украшение его мозаикой тесно связаны с возвращением Равенны под византийский патронат. Храм был заложен при епископе Экклесии (до 532 г.), декорация его закончена в 545-м, а освящен он в 547 г. Его постройку финансировал знаменитый банкир и последовательный сторонник Византии в Западной империи Юлиан Аргентарий. Храм по типу – восьмиугольный мартирий с двухъярусным обходом и экседрами, раскрывающимися в центральное пространство аркадами. Образцом для него послужила одна из главных построек Константинополя – дворцовая церковь Св. Сергия и Вакха. Правда, и в архитектурной интерпретации, и в сосредоточении мозаичного убранства в алтарной части можно видеть влияние западных черт и приемов, но в целом этот ансамбль имеет облик классического византийского памятника. Очарование беспрестанно кружащегося ритма полукруглых аркад, огибающих центр храма, дополнено переливчатым блеском наборной мраморной инкрустации, украшающей стены в основном пространстве, мраморным кружевом резных деталей и капителей колонн и таинственным мерцанием мозаик, расположенных на вогнутых поверхностях апсиды и пресбитерия. Иконографическая программа целиком определена идеей мистического жертвоприношения, пронизывающего историю и круги Вселенной. Символически тема жертвы на всех уровнях соотнесена с жертвой Христа, начиная от ветхозаветных ее прообразов и заканчивая темой принесения даров реальными светскими и церковными властителями – Экклесием, Максимианом, епископом Равенны, Юстинианом и его супругой со свитой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010