60 Коновалов Д. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Его же. Психология сектантского экстаза. Сергиев Посад, 1909. 61 Книжник Иван Сергеевич (Бланк Израиль Соломонович; 1878–1965) – публицист, историк; член ПРФО (1912), в июле 1915 крещён с именем Иван. 63 Айвазов Иван Георгиевич (1872–1964) – православный миссионер, публицист; изучал русское сектантство. 65 Ивановский Николай Иванович (1840–1913) – окончил СПДА (1865), профессор КазДА (1869), ред. ж. «Православный собеседник» (с 1873), доктор богословия (1883), занимался миссионерской работой, беседуя и дискутируя со старообрядцами; автор «Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола» (Казань, 1886–1888). 66 Полянский Иоанн Васильевич, прот. – окончил МДА (1889), член Православного миссионерского общества, Московского епархиального Училищного совета (1914), настоятель хр. Тихвинской иконы Богоматери на Бережках (1922); автор кн. «Записки миссионера Вологодской епархии» (M., 1890–1895) и «Записки миссионера» (M., 1912). Не путать с полным тёзкой – начальником VI отд. секретного отдела ОГПУ, председателем Совета по делам религиозных культов. Мельников Фёдор Евфимьевич (1874–1960) – старообрядец белокриницкого согласия, начётчик, историк, писатель-апологет. 75 Там же. С. 635 (Слово 86. О6 ангельском движении). Свенцицкий цит. по: Тихон Задонский свт. Указ. соч. С. 109. 76 Толстой. Т. 38 (письмо «О самоубийстве»); с незначительными расхождениями: «О безумии» (1910). 80 Сергий (Веснин, псевд. Святогорец; 1814–1853), иеросхим. – окончил Вятскую ДС (1834), иерей. После смерти жены и дочери принял монашеский постриг (1839), вступил в братию Афонского Пантелеимонова м-ря (1843), где удостоился схимы. Семимесячное паломничество в Иерусалим описал в «Палестинских записках». В 1847 с целью издать свои письма отдельной книгой выехал в Россию, 1-е изд. вышло в 1850 (тогда же познакомился с Гоголем). После возвращения на Афон в 1851 жил в Космо-Дамиановской келье. Биография Святогорца, письма его к друзьям своим о Святой Горе Афонской, доныне не изданные, и келейные записки. M., 1883. Т. 3. С. 68–69; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской: В 3 ч. Изд. 8-е. M., 1895. С. 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

78. Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. 79. Исповедовать веру - значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. 80. Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим.10,10). 81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. 82. В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением во Единаго Бога - для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. 83. Сами слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ веры из следующего изречения Апостола Павла: никтоже Бог ин (иной), токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози (так называемые боги), или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози, и господие мнози; но нам Един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и Един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1Кор.8,4-6). 84. Само Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов. 85. О6 этом в Священном Писании через Апостола Павла сказано, что Бог во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1Тим.6,16). 86. Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. 87. Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что Дух есть Бог (Ин.4,24). О вечности Божией говорит пророк Давид: " Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ти еси " (Пс.89,3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый (Который был, есть и грядет) (Апок.4,8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению Вечнаго Бога (Рим.14,25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Если вспомнить то, что говорит в своей диссертации Введенский о принципиальной несовместимости языческого «естественного пантеизма» со сверхъестественным евангельским Откровением, становится понятной полная противоположность общих установок философской школы МДА позиции апологета магии имени как «общечеловеческого корня идеализма». Одновременно философия Флоренского не может быть рассмотрена и как возрождение мысли Голубинского, ибо исповедуемый в этих системах платонизм имеет совершенно различную типологию. Историческим выходом из этой ситуации явился для русской мысли, как известно, синтез «философии, филологии и математики» у А.Ф. Лосева с его эпатажным, но принципиальным «анафематствованием платонизма». Однако произошло это уже за академической оградой и в иных исторических условиях.   Примечания Zl, 1028b. A983a. Прп. Иоанн Дамаскин.  Источник знания. - М., 2002. С. 118. Климент Александрийский.  Строматы I, 1. духовной цензуры, п. 37. Котович 1909.  С. 438-439. же. С. 448. 1884-a.C. 27. же. С. 36. Лекции 1884-в. С. 124. Голубинский 1868.  С. 92. Там же. С. 93. же. С. 126. Там же. С. 188. 1884-а. С. 30. же. С. 72. Там же. С. 74. же. С. 138. Там же. С. 143. РГБ. Ф. 76/1. К. 1. Ед.хр. 1.Л. 12 о6, – 13/Расшифровка Н.В. Солодова. НИОР РГБ. Ф. 76/1. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 9 об. 1884-а. С. 63. Голубинский 1868.  С. 205. 1884-а. С. 65. Голубинский 1898.  С. 19. 1884-в. С. 61. же. С. 86. Голубинский 1898.  С. 22. 1884-а. С. 67. Голубинский 1898.  С. 22. Кудрявцев-Платонов В.Д.  Религия, ее сущность и происхождение. Тезисы//Сочинения. Т. 1-3. - СПб., 1892-1894. Т. 2. Вып. 1.С. 317. Кудрявцев-Платонов В.Д.  Религия и позитивная философия//Сочинения. Т. 1-3. - СПб., 1892-1894. Т. 2. Вып. 1. С. 332. Лосев А.Ф.  Владимир Соловьев и его время. - М., 1990. С. 135. См.:  Введенский 1894. Введенский 1894.  С.Х. же. С. XXXIII. Флоренский П., свящ.  Сочинения. Т. 2. С. 190. Введенский 1891.  С. 464. же. С. 444. Введенский А.И.  Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий: (Докторская диссертация).

http://bogoslov.ru/article/6176354

[ 77 ] Имеется в виду постановление Политбюро от 12.07 1923 г. (протокол 16, п. 42): см. 12–47 (25–39), 25–38, а также 12–45,12–46, 12–51, комм. 38 к д. 25. [ 78 ] Имеются в виду документы 12–79, 12–80. [ 79 ] В ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 56, л. 82–83об. находится один из предварительных вариантов Статута с многочисленной рукописной правкой по тексту и замечаниями после него (см. также л. 81-об.). Здесь же находятся следующие документы (без окончания текстов): – “Правила о порядке открытия и контроля религиозных курсов” (л. 86-о6.); – “Основные элементы устройства и управления рим[ско]-кат[олической] церкви в СССР” (л. 80-об.); – “Три предложения, относящихся к католическому культу в СССР, в соответствии с положением конституции СССР об отделении церкви от государства и о свободе богослужений и вероисповеданий” титулярного епископа Лионского Мишеля д " Эрбиньи (перевод) (л. 79-об.). [ 80 ] Возможно, имеется в виду Инструкция НКЮ и НКВД от 15.04 1923 г. (см. комм. 44 к д. 12) или Постановление НКЮ и НКВД по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства, от 19.06 1923 г. (см.: СУ. 1923. 72. С. 1280–1284). [ 81 ] Имеется в виду Циркуляр НКЮ и НКВД о ликвидации и закрытии храмов от 23.04 1924 г. – Еженедельник советской юстиции. 1924. 18. С. 437. 12–1, 12–2 В деле находится сопроводительное письмо, направленное 12 мая 1922 г. за подписью Л. Д. Троцкого в “ПОЛИТБЮРО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ” с просьбой “разослать последовательно членам Политбюро (не снимая копий)” “для ознакомления”. На письме гриф: “С. секретно”. В левом верхнем углу рукой И. В. Сталина резолюция: “Членам П[олит]Б[юро] (для сведения). С просьбой вернуть в Секр[етный] отдел ЦК. 12/V. И. Сталин”. Внизу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с датой “12/V. 1922 г.” и входящим номером. (Л. 12). В деле находится сопроводительное письмо на бланке ЦК РКП(б), направленное между 12 и 16 мая 1922 г. “по поручению тов. СТАЛИНА” “для сведения” “Т.т. Ленину (Далее зачеркнуто Троцкому.), Каменеву, Рыкову, Томскому, Молотову, т. Зиновьеву” за подписью помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна. На письме входящий номер, совпадающий с номером Бюро Секретариата ЦК РКП(б) на сопроводительном письме Л. Д. Троцкого (л. 12), и помета: “вх[одящий] 456/Л. 16.V.22”. (Л. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О пятом члене Символа веры 210. Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть (1Кор.15,20). 211. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до Воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: " Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный " . 212. Слово " ад " в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1,6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4). 213. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия. 214. О6 этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: зане (потому что) и Христос единою (однажды) о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда (1Пет.3,18-19). 215. Слова Символа веры " воскресшаго в третий день по Писанием " взяты из Послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял), яко (что) Христос умре грех наших ради, по Писанием; и яко погребен бысть, и яко воста (воскрес) в третий день по Писанием (1Кор.15,3-4). 216. Словами " по Писанию " обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. 217. Например, в 53-й главе книги пророка Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом (Ис.53,5). О Воскресении Христовом Апостол Петр приводит слова псалма 15: яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному (и не дашь святому) Твоему видети истления (Деян.2,27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Посвященное патриарху Тихону дело фонда Политбюро (д. 25) завершается документами, связанными с его кончиной 7 апреля 1925 г. Принципиально новых сведений они не содержат. Следует отметить разве что сам факт принятия Политбюро особого секретного решения в связи со смертью патриарха Тихона. В деле помещено известное послание патриарха об отношении к существующей государственной власти, подписанное им в день смерти. Экземпляр этот примечателен тем, что текст документа дан здесь в странной “антицерковной” редакции РОСТА; так, в строке “Господа и Спаса нашего Иисуса Христа” слова написаны сплошь со строчных букв, но зато “Советская Власть” – с заглавных 25–41). Члены Политбюро узнали о смерти патриарха из записки начальника Секретного отдела ОГПУ Т. Д. Дерибаса помощнику И. В. Сталина Л. 3. Мехлису. Ранее не известных фактов эта записка не содержала. Дерибас выражал пожелание, чтобы газеты ограничились самым кратким сообщением об этом событии, указав лишь, кто лечил патриарха, от какой болезни и в чьем присутствии он умер 25–42). Мехлис составил в соответствии с этим пожеланием текст постановления ПБ с инструкцией газетам. 08.04 1925 г. Политбюро опросом своих членов приняло это постановление 25–43), и граждане России и мира смогли на следующий день вполне законно узнать о кончине главы Русской Православной Церкви. А канцеляристы Политбюро могли теперь отправить дело 25 на полку секретного архива в логичном, законченном виде 67 . 1 История СССР с древнейших времен до наших дней. Вторая серия. Т. VIII. М., 1967. С. 585. Патриарх Тихон, не в первый уже раз призывая 6 февраля 1922 г. верующих и церковь жертвовать ценности на помощь голодающим, говорил об убыли от 12 до 25% населения в пораженных голодом губерниях – П-5 (буква П в номере документа отсылает ко второй книге издания – приложению). 4 Там же, л. 3-об. – автограф Ф. Э. Дзержинского. ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 5, д. 12, л. 76 – неисправная машинописная копия. 6 В деле 93, оп. 39, фонда Политбюро (ф. 3) АПРФ отложились выписки из постановлений Политбюро, отражающие итоги обсуждения вопроса о реализации конфискованных у самых разных владельцев ценностей на заседаниях главного властного органа страны, имевших место 14.02 1921 г., 16.02 1921 г. (или 1922г.??), 23.03 1921г., 12.01 1922г., 20.01 1922г., 26.01 1922г. (дважды), 20.03 1922 г., 4.05 1922 г., 16.05 1922 г., 18.05 1922 г., 26.05 1922 г., 12.06 1922 г., 22.06 1922 г., 26.06 1922 г., 17.08 1922 г. (л. 5, 7, 11, 38, 39, 42, 43-о6., 45, 46, 47, 49, 54, 56, 65, 66, 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

359. То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла: оставит человек отца своего и матеръ, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф.5,31-32). 360. Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. О6 этом именно сказал Господь Иисус Христос: " Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий (кто может) вместити, да вместит " (Мф.19,11-12). И Апостол говорит: " Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак). Не оженивыйся печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене... Вдаяй браку (выдающий замуж) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит " (1Кор.7,8-9,32-33,38). О Елеосвящении 361. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. 362. Это Таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху (Мк.6,13). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: болит ли кто ввас, да призовет пресвитеры иерковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему (Иак.5,14-15). Об одиннадцатом члене Символа веры 363. Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, или ожидаем, - это действие Всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1Кор.15,44). Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися е безсмертие (1Кор.15,53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

241. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19). 242. В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. 243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: " Ни бо волею бысть когда человеком пророчество (никогда пророчество не произносилось по воле человека), но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы " (2Пет.1,21). 244. Дух Святой говорил и через апостолов, по слову Апостола Петра: " Открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам (что ныне проповедано вам), благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе " (1Пет.1,12). 245. О6 апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время составления его никто не сомневался в богодухновенности апостолов. 246. Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом. 247. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3,16). 248. Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через Таинства.. Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы), умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче (тем более) Отец, Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11,13). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые) сотворихом мы, но по Своей (Его) милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения) и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим (Тит.3,4-6). 249. Святой пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис.11,1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Скитской патерик говорит, что не стоит даже («лихо есть и глаголати») рассказывать об аскетических подвигах и постах подвижников скита, так как там «и в ленивых несть обрести объядения или бесчиния.., скудости ради потреб, и ревности подвига сущих тамо» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 77). Одновременно с Египтом скитская форма монашеской жизни распространилась и в Палестине. Первые палестинские лавры (первоначальное палестинское название монастырей скитского типа) со строгой уставной жизнью основал преподобный Харитон († ок. 350): Фаран, Лавру Сука и Иерихонскую Лавру 7 . Лавра другого палестинского подвижника, преподобного Иллариона Великого († 371), в отличие от монастырей преподобного Харитона не имела строгого устава. Устройство Лавры святого Иллариона наглядно показывает его житие. Как и в монастыре преподобного Антония Великого , иноки Лавры жили обособленно, вели свое собственное хозяйство – возделывали огороды, но всегда могли пользоваться советами своего старца (РГБ. Тр., 684, л. 62 об. – 64). Наиболее известными палестинскими лаврами стали монастыри преподобных Евфимия Великого († 473) и Саввы Освященного († 532). Правила жизни египетского скита строго соблюдались в Лавре святого Евфимия, который был ревностным подражателем подвигов одного из знаменитых подвижников скита – преподобного Арсения Великого : «и в сладость послушаше от приходящих к нему отец из Египта о великом Арсении... и велми тщашеся делание его подражати...» (РГБ. Вол. собр., 630, л. 165 об.). В тексте «Жития Евфимия Великого» неоднократно встречаются поучения подвижников египетского скита, которые преподобный Евфимий Великий пересказывал в назидание своим ученикам (РГБ. Вол. собр., 630, л. 167 о6. – 168). Преподобный Савва Освященный в своей игуменской деятельности также использовал опыт предшественников. Известный церковный писатель XV в. Симеон Солунский писал: «святой Савва изложил Устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и исповедника Харитона» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

И томился он поневоле, желая добраться до острова, но не мог. И остался Герман зимовать на побережье, потому что невозможно было переправиться на остров: плавали по морю огромные снежные льдины и морская стихия была неукротима, устремляясь то в одну, то в другую сторону с огромной скоростью. О6 этом и пророк Давид написал в Книге Псалмов, говоря: «Духом уст Его вся сила их; собрал Он, словно мех, воды морские, положил в хранилищах бездны». А на море был сильный прибой. И в волновой круговерти носились льдины вращаясь, швыряемые течением и стираемые одна о другую. Потому и невозможно было переплыть на остров или с острова. Блаженный же Зосима один оставался на острове. И сперва потужил он по старце Германе, потом же, возложив упование на Господа Бога, сказал: «Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня! Ибо Тебе предан от юности моей и от чрева матери моей! И ныне, Человеколюбец, утверди меня на камне веры и сохрани меня в постоянстве, ибо Тебе отдал душу мою! Ведь Ты никогда не отступаешь от рабов своих, но, всегда в них пребывая, Христе, Свете Истинный, не оставь меня, раба своего, уповающего на Тебя!» И устремился он к еще большим подвигам, слезами каждый день ложе омывая, молитвами, постом и жестоким изнурением тело свое удручая, и непрестанные молитвы вознося к Богу. Бесы же, видя себя поруганными и изгоняемыми с острова молитвами преподобного Зосимы, стали вооружаться против него и учинили страшный грохот, и двинулись на него всею силою, сколько их там обитало. Ибо никогда раньше не жили на острове том люди – с тех пор как солнце светит в небе и до прихода блаженных Савватия и Зосимы. Пришли нечистые духи к преподобному Зосиме, скрежеща зубами, обратившись: одни в змей, другие – в различных зверей, и гадов, и ящериц, и скорпионов, и всяких пресмыкающихся по земле. И устремились все вместе на него: змеи – отверзая зев, желая поглотить его, звери же – рыча, как будто готовые его растерзать. Раб же Божий Зосима нисколько не испугался и не устрашился их наглости и притворства, но воскликнул: «О вражия грубая немощь, если получили на меня власть от Бога, то делайте, что хотите; если же нет, то напрасно себя утруждаете, ибо от любви Христовой ничем отлучить меня не сможете!» И осенил себя непобедимым оружием Животворящего Креста Господня со словами: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010