Новгороде. Обычно И. изображался в центральной части в схиме и архиерейской мантии (иногда украшенной орнаментом), с непокрытой головой (реже в белом клобуке), с волнистыми волосами с проседью и округлой бородой, в руке Евангелие или жезл. На прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в., где сонм святых представлен в молении образу Софии Премудрости Божией, И.- в 1-м ряду справа позади свт. Никиты, на нимбе надпись: «иоаннъ» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619). Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Моление архиеп. Иоанна Новгородского перед иконой Спасителя. 3-е клеймо иконы Божией Матери «Знамение». Кон. XVII в. (ГИМ) Моление архиеп. Иоанна Новгородского перед иконой Спасителя. 3-е клеймо иконы Божией Матери «Знамение». Кон. XVII в. (ГИМ) Житийная иконография И. известна по памятникам XVII в., в частности по иконе, опубликованной Гусевым в 1903 г. и утраченной во время Великой Отечественной войны, по миниатюрам сборника 1-й пол. XVII в. из собрания кн. М. А. Оболенского (РГАДА. Ф. МИД. 91), по фрагментам деревянной раки 1663 г. Икона И. «с деяниями», находившаяся в новгородской ц. свт. Власия на Торговой стороне в приделе во имя ап. Иакова, брата Господня, была отмечена еще архим. Макарием (Миролюбовым) ( Макарий (Миролюбов). 1860. Т. 2. С. 120. Примеч. 255). Местонахождение иконы в приделе, пристроенном в 1778 г., не изменилось и после 1847 г., когда он был утеплен ( Гусев. 1903. С. 6). Житийные композиции располагались в 2 ряда на 2 досках, присоединенных по сторонам средника с ростовым изображением И.; размер узких створок (1 сажень × 7 вершков=ок. 2 м × 31 см) дал Гусеву повод думать, что материалом могли послужить части первоначальной раки - предшественницы раки 1559 г. (Там же. С. 7). В 28 клеймах были представлены сцены из Жития, не во всем совпадающие с текстом, вошедшим в ВМЧ (напр., пострижение И.

http://pravenc.ru/text/468947.html

с. со специально подобранными псалмами - Диаковский. С. 252-255). В 10-й час дня (считая от восхода, т. е. ок. 17.00-18.00) с вечерни В. с. начинается пасхальное бдение. Вечерня открывается возгласом иерея, Пс 103 и великой ектенией; следуют псалмы и стихиры на «Господи, воззвах». Во время псалмов все иереи и диаконы мон-ря входят в алтарь и облачаются, совершается проскомидия; стихиры на «Господи, воззвах» поются на 8 (4 воскресных 1-го гласа и 3 В. с. (те же, что и в студийских памятниках; с повторением 1-й)), славник - «Τν σμερον μυστικς», на «И ныне:» - воскресный догматик 1-го гласа. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются 15 паремий - те же, что и в Типиконе Великой ц., но без прокимнов перед 1-й и 4-й паремиями. После паремий с малой ектении и «Елицы во Христа» начинается литургия свт. Василия; на литургии - те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (но перед Апостолом - прокимен из Пс 26; духовенство меняет темные облачения на светлые не в конце паремий, а после Апостола); вместо «Иже херувимы» по желанию настоятеля или уставщика поется «Да молчит всякая плоть». Литургия, согласно этому Типикону, должна окончиться ок. 2 ч. ночи (считая от захода солнца); сразу по ее окончании совершается благословение хлебов и вина, братия рассаживается в храме и во время вкушения благословенной пищи читается Книга Деяний св. апостолов. По окончании чтения совершается служба, названная в Типиконе словом «паннихис» (как в Евергетидском Типиконе), ее порядок: обычное начало (с Трисвятого), Пс 50, канон В. с. (с катавасией и на 14 - по тому же уставу, что и на утрене; по 3-й песни - седален и чтение слова свт. Епифания или толкования на Евангелие от Матфея или на Евангелие от Иоанна, по 6-й - кондак с икосом и окончание чтения), Трисвятое, воскресный тропарь 2-го гласа, ектения и отпуст. Сразу по окончании службы братия исходит в притвор и начинаются собственно пасхальные утреня и литургия (гл. 45). Положение во гроб. Плащаница. 2-я пол. XV в. (ГИМ) Положение во гроб.

http://pravenc.ru/text/150073.html

I. К первой группе относим те Евангелия, в которых все иконографическое содержание заключается лишь в четырех, пяти или шести миниатюрах; они служат по большей части как бы заглавными листами Евангелий или заставками. Выбор их делается применительно к особенностям содержания Евангелий, причем отдается преимущество темам, имеющим ближайшее отношение к церковным праздникам. Сюда относятся: 1) греческое Евангелие национальной библиотеки в Париже XI в. 75). Перед Евангелием Матфея помещено изображение рождества Христова (л. 1), Марка – крещение Иисуса Христа (л. 95), Луки – благовещение Пресв. Богородицы (л. 153), Иоанна – воскресение Христово (л. 255). Бордье верно заметил, что все эти изображения превосходно нарисованы и обнаруживают силу экспрессии в движениях и физиономиях 19 . Но с нашей точки зрения, заслуживает внимания само сочинение изображений: миниатюрист здесь не ограничивается передачей внешних подробностей событий, но сообщает им идеальный оттенок: в картины крещения и воскресения он вносит изображение неба с отверстыми вратами, в изображение рождества Христова – лик ангелов, славословящих родившегося Спасителя. 2) Евангелие ватиканской библиотеки 1128 г. 2 Urbin.). Показателем времени происхождения его служит, помимо записи, также превосходная миниатюра на 19-м листе: представлен на троне Спаситель в лиловой тунике и голубом иматии; на Его плечи опираются руками стоящие сзади две женские фигуры в роскошных раззолоченных мантиях, в коронах, с распущенными волосами; одна из них по правую (от зрителя) сторону – олицетворение δικαιοσνη, другая с левой стороны – λεημοσνη. Спаситель возлагает руки на двух стоящих ниже императоров Алексея и Иоанна Комненов, одетых в императорские раззолоченные одежды и диадемы с привесками: императоры держат лабары в правых руках и свитки в левых 20 . Вышеупомянутые олицетворения относятся, прежде всего, к Спасителю, в лице которого сочетались милость и истина; в дальнейшем смысле – к императорам, как выражение важнейших качеств, требуемых царским званием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

С Иисусом Христом поступили совсем иначе. За взятием под стражу следовал ночной допрос. Вооруженный конвой привел Иисуса сперва к Анне ( Ин.18:13 ), самому влиятельному члену синедриона. В этом собрании заседало не менее пяти его сыновей, из которых одни уже пользовались, а другие должны были в течение нескольких следующих лет пользоваться достоинством первосвященника. Старик Анна пред этим двадцать лет отправлял эту высокую должность и, быть может, в отсутствие римского правителя 254 простер свою власть (как впоследствии его сын) до того, что стал произносить смертные приговоры. Нет ничего невероятного, что прокуратор в негодовании на самовластие Анны настоял на удалении его от должности; 255 впрочем Анна, хотя уступил формально, но продолжал пользоваться своим влиянием на великий совет, через младших членов своего семейства. Теперь председательское место занимал его энергичный зять Каиафа, хотя престарелый глава дома оставался во мнении правоверных иудеев первосвященником de jure judaico. Связанного Иисуса Христа Анна послал к Каиафе, может быть только в другое отделение архиерейского дома. Перед тем или другим (это все равно) из этих сановников Обвиняемый, несомненно, был подвергнут предварительному допросу прежде, чем были призваны свидетели. Трудно решить, Анной или Каиафой был произведен этот первосвященнический допрос, 256 записанный у одного Иоанна. Впрочем, это совершенно безразлично для нашей задачи. 257 Главное здесь то, что если допрос, подробно записанный Иоанном, происходил у Анны, то он был отделен и местом и временем от последующего разбирательства у Каиафы. В таком случае более вероятно, что допрос свидетелей и осуждение, происходившие перед младшим штатным первосвященником, происходили несколько позже или ночью, или даже уже под утро, и имели форму и порядок правильного гласного разбирательства. С другой стороны, если Анна без разбора дела отослал Узника к Каиафе, и если допрос, записанный в Евангелиях, производился последним, то за этим допросом непосредствённо могли последовать представление свидетелей, заклинание ( Мф.26:63 ) и осуждение; и в таком случае вероятно, что за всеми этими событиями последовал значительный промежуток времени, прежде чем на формальном или открытом утреннем заседании совета было утверждено неформальное ночное осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах IV 9: PG 3, 705A. 252 Красота или убранство, особенно волос, по–гречески выражается тем же словом «космос», что и мир, человеческая вселенная. (Ср. рус. космы — В. Айрапетян). 253 Византийское каноническое право запрещало монахам ночевать вне своего монастыря. 254 См. II 1, 16. 255 Ср. I 3, 3. 256 Здесь названы принятые у христианских писателей доптолемеевские астрономические представления. Варлаам придерживался птолемеевской астрономии (см. примеч. к II 1, 20). 257 Св. Максим Исповедник. Малые богословские и полемические сочинения. К Марину: PG 91, 12А. 258 См. I 1, 4; 23. 259 Отношение к Варлааму здесь пока еще мягче, чем в 1–м письме к Акиндину, написанном непосредственно перед июньским Собором 1341 года. Однако в III 1, 4, говоря о близости Варлаама к «латиномыслию», св. Григорий Палама становится намного суровее. 260 Т. е. св. Григорий Палама допускает на время, что научное умозрение и Откровение совпадают в своих последних выводах. 261 Св. Иоанн Златоуст не раз повторял эту мысль, см. Беседа 23 на Евангелие от Матфея 5: PG 57 314; Беседа 4 на Евангелие от Иоанна 4: PG 59, 50–51. 262 Иоанн Креститель, этот прообраз всего монашества, никогда не учился, как о нем писал Палама в I 1, 4. Св. Антоний мальчиком отказался учиться, но впоследствии мог опровергать греческих философов (св. Афанасий Александрийский. Житие Антония 1 и 72: PG 26, 841А и 944 слл.). 263 См. выше I 1, 23. 264 О Никифоре и упоминаемых ниже Феолипте, Селиоте и Илии см. выше I 2, 12. 265 Имеется в виду стойкость Феолипта и, по-видимому, других перечисляемых (о них подробнее почти ничего не известно) в противодействии Лионской унии (см. выше I 2, 12 и прим.). 266 Св. Григорий Богослов. Слово 16, 2:PG 35, 936D–937A. 267 Варлаам. 1–е письмо к Игнатию: Schiro, 315. 268 Св. Григорий Богослов. Слово 24, 11: PG 35, 1181В. 269 Св. Иоанн Синаит. Лествица 6; 18: PG 88, 796В; 932В. К 18–й главе («О бесчувствии, или умерщвлении души и о смерти ума прежде смерти тела») есть старое анонимное примечание: «Бесчувственный есть тот, кто сделал чувства бездейственными и воспрепятствовал природным состояниям своих ощущений, и то же самое в отношении мыслей». 270

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

251 Зрячая Пасхалия указывает, в какой день седмицы будет праздник Рождества Христова, в какое число последует начало пения Триоди, в какие числа будут мясопустная и сыропустная Недели; какое вруцелето начнется с марта, в которую Неделю Великого поста и в какой день будет 1-е марта – мученицы Евдокии, 9 марта – 40 мучеников, 17 марта – Св. Алексея, 25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы; в какой месяц и число будет день Пасхи, Преполовение, Пятидесятница, в какую Неделю по Пасхе будет 23 апреля – Св. великомученика Георгия, 8 мая – св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; в какой месяц и число будут праздники Вознесение и Пятидесятница; в какое число будет мясопуст перед Петровым постом и сколько Недель и дней Петрова поста; в какой день седмицы будет св. апостолов Петра и Павла. В Зрячей Пасхалии под каждою ключевой буквою находятся указания для простого и високосного года. Различие в этих годах (при каждой ключевой букве), по отношению к дням седмиц и числам месяцев, состоит в одном дне, и различие касается тех дней, которые бывают до 1-го марта. С 1-го же марта нет различия в указаниях для простого и високосного года. Например, если сыропустная Неделя случится после 29 февраля, то она бывает и в простой и в високосный год в одно число. 252 Дополнительный Требиик издан благословением Св. Правит. Синода и Преосвящ. Арсения митрополита Киевского и Галичского, и печатан в Киево-Печерской лавре в 1863 и 1866 годах. 253 В Большом Требнике есть чин на основание храма, но он короче изложенного в Дополнительном Требнике. 255 При этом сказано, что указанный чин и молитвы должны быть совершаемы после каждого обновления или очищения сосудов рукою не священною. 256 Этот чин положено совершать и тогда, когда иконостас освящается вместе с церковью неосвященной, и тогда, когда в освященной уже церкви новопоставлены суть иконы (Дополн. Требн., л. 67). 257 Этот чин печатается и в книге Молебных пений. В Большом же и Малом Требниках находятся: «молитва о копании кладезя» и «Чин, бываемый аще случится чесому скверному якову либо пасти в кладезь водяной».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Or. contr. arian. IV 11-15; Basil. Magn. Ep. 210; общий анализ: Спасский. 1914. С. 110-117). Эта Монада открывается вовне через Лица, Которые, однако, не имеют собственного ипостасного бытия, суть не существа, но лишь способы проявления, силы, энергии, действия. Л. рождается в Монаде перед творением мира; при этом Л. отличается от Сына, поскольку действие единого Бога как Л. начинается при творении мира, тогда как Лицо Сына возникает лишь в связи с воплощением. Т. о., единая Монада в ее отношении к миру предстает сперва как произносимый Отцом Л., Которым задается вся полнота отношений между Богом и творением, а затем - как три последовательно открывающихся Лица: Отец открылся в ВЗ, Сын явился людям во Христе, Св. Дух проявляется в благодатных дарах, подаваемых верующим. Савеллиане учили, что Бог по мере необходимости может проявлять Себя в любом Лице, при этом Л. не есть Лицо, но есть лишь некая внешняя энергия Бога, основание бытия всех Лиц. После конца мира Л. упразднится и Бог вернется к домирному молчанию. В период арианских споров IV в. наиболее влиятельным продолжателем традиции умеренного савеллианства был Маркелл , еп. Анкирский ( 374/5), критиковавший взгляды Ария с савеллианских позиций и, несмотря на различие в представлениях о Св. Троице, поддерживавший правосл. епископов в их борьбе с арианством (анализ учения Маркелла о Л. см.: Gericke. 1940. S. 103-169; Wiles. 1987; L ö hr. 2009. Sp. 412-414; Фокин. 2014. С. 254-255). Как и Савеллий, Маркелл учил, что Бог есть Монада (см.: Marcel. Ancyr. Fragm. 71, 76, 77), Которая «расширяется» в двоицу при происхождении Л. от Бога для творения мира, а затем далее расширяется в троицу при произведении Св. Духа (см.: Ibid. 66-67, 71). Маркелл проводил различие между именованиями, которые могут относиться только к Иисусу Христу как к воплотившему Л., напр., «Путь» или «Жизнь», и именем Л., к-рое указывает на вечную и неотделимую силу Бога, единый и тождественный с Богом словесный Разум (см.: Ibid. 61, 71-73). Комментируя пролог Евангелия от Иоанна, Маркелл отмечал, что выражение «в начале было Слово» (Ин 1.

http://pravenc.ru/text/Логос.html

В отделе «кто есть Сын человеческий?» мы старались словами вселенских учителей разъяснить таинственные отношения Ипостасей Святыя Троицы. Здесь мы только присовокупим, что в отношениях Отца и Сына надо помнить единосущность Их, как Единого Бога, и раздельность Их в отношении Бога к Богочеловеку. Бог, благоволивый сделаться совершенным человеком, сливает в Себе Божество и полное человечество, и как таковый, представляет Собою перед Богом весь человеческий мир, на который изливается любовь Божия. Только отрицающийся Господа Иисуса не участвует в сей великой любви Божией, по собственной злой воле. В Господе Иисусе возлюбил нас Бог, «отдав Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Сему Господу Иисусу «покори Бог вся под нозе его... да будет Бог всяческая во всех». ( 1Кор. 15:27–28 ). В Господе Иисусе все наше спасение; вдали от Него мы не участники в любви Божией: только с Ним и у ног Его мы соучастники этой любви. «Только верующий в Сына имеет жизнь вечную». Не сказано: будет иметь, а сказано имеет: он уже начал жизнь вечную; он имеет впереди себя радостное будущее; все надежды его в вечности, а земные случайности и скорби, – если и трогают его как человека, в земной оболочке находящегося, – не могут лишить его внутреннего спокойствия и счастия, ибо он знает, что все это преходящие, кратковременные страдания, за которыми вечная жизнь. Гностиком в хорошем смысле этого слова, т. е. ведущим, называет св. Климент Александрийский 369 Христианина, устремляющего свои помыслы в светлое вечное будущее. «Не веруяй» не может узреть жизни и света, ибо волею своею пребывает во мраке. Бессмертие, дарованное душе его, если «гнев Божий пребывает на нем», называется уже не жизнь, а смерть вечная. «И сия есть смерть вторая» ( Откр. 21:8 ). 255 То есть старцы не получили онаго дара высшего или разнообразнейшего, чем тот, который имел от Бога Моисей. «Дары Духа Божия многообразны и различны, но Дух один» ( 1Кор. 12:4 ). По сему выражение кн. Чисел «взял от Духа, который на Моисее» (Числ. 11и 25) означает, что старцы получили тот же дар, как и Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Д. Бем (D. Behm) 254 , опираясь на употребление слова μορφ в греческой литературе, относил значение слова к тому, что может быть воспринято органами внешних чувств. Но у ап. Павла слово употреблено по отношению к Богу, и такое понимание не может быть адекватным, поскольку Бог является невидимым ( Кол 1:15 ; 1Тим 1:17 ), и значит, не может быть постигнут человеческими чувствами. Другое толкование предлагает понимать μορφ в смысле δξα 255 , поскольку выражением внешнего образа Божия в Ветхом Завете была слава Божия ( Исх 16:10; 24:15 ; Лев 9:6, 23 ; Числ 12:8; 14:10 ). Если это правильно, тогда можно обрисовать предсуществующего Христа как облеченного в одежды Божественного величия и славы и объяснить слова «будучи в образе Божием» в контексте слов Христовых в Евангелии от Иоанна, где Он говорит, что вместе с Отцом имел δξα прежде создания мира ( Ин 17:5 ). Однако этот вариант толкования μορφ неприемлем, поскольку не может быть отнесен в той же степени к выражению μορφν δολου в 7-м ст. Следующая точка зрения указывает на тождественность μορφ и εκν, а гимн объясняется в свете уже обсуждавшихся выше идей первого и второго Адама из Быт 1:26–27 и Быт 3:1–5 256 . Но по мнению Готорна (Hawthorne), толкование μορφ с помощью εκν кажется натянутым и неестественным, если не придерживаться того взгляда, что гимн относится не к предсуществующему Сыну Божию, а только к человеку Иисусу, Его земной уничиженной жизни и Его возвеличению в земной славе 257 . Существует также и попытка объяснить μορφ как «модус бытия», которая следует из сопоставления гимна с гностическими текстами (Corpus Hermeticum), т.е. из понимания гимна на фоне поэтического мифа о «Небесном искупителе». У Швейцера (Schweizer) 258 μορφ толкуется как «состояние», «положение» в смысле первоначального положения vis-a-vis 259 перед Богом: «Он был первым человеком, Который занимал уникальное место в Божественной жизни». Хотя такое толкование удовлетворяло бы значению, требуемому в ст. 7, отсутствие такого понимания слова μορ φ в греческой литературе делает данную точку зрения еще менее вероятной, чем предыдущие 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Но когда, по прошествии 40 дней, разгородили стену, то нашли патриарха еще живого, но едва дышащего; через 4 дня он скончался. В сонном видении римскому папе Иоанну VI было повелено свв. апостолами Петром и Павлом, чтобы он похоронил честное тело п. Каллиника в апостольской церкви. Папа исполнил повеление. (Пролог. Четьи-Минеи). 24-е число Св. священномуч. Евтихия. Муч. Татиона. Пр. Георгия лимнеота исповедника. Св. муч. Сиры девицы. Пренесение честных мощей св. Петра, митрополита Киевского и всея России. Пр. Арсения, игумена Комельского. (Петровские иконы Божией Матери). Св. священномуч. Евтихия Св. Евтихий происходил из города Севастополя или Севастии в Палестине. Слыша проповедь о Христе, он оставил родителей и сродников и сделался учеником возлюбленного апостола Христова Иоанна Богослова, внимал его учению и следовал его жизни и делам. С апостольскою ревностью он проповедовал Евангелие и искоренял язычество. Во время своих проповеднических трудов он встретился с ап. Павлом и вместе с ним проходил разные страны, мужественно перенося всякие лишения. За свои труды на поприще евангельской проповеди он назван одним из меньших апостолов, хотя и не упоминается в числе 70 апостолов. Одним из начальнейших апостолов, только неизвестно Иоанном Богословом или Павлом, он был рукоположен в сан епископский. Во время своей проповеди св. Евтихий претерпел много различных мучений: однажды он долго был томим голодом в темнице, но ангел Господень принес ему хлеба и подкрепил его силы; в другой раз, когда его повесили на дерево и начали строгать железными когтями, из его тела вместе с кровью истекло благовонное миро; когда же его бросили в огонь, пошедший дождь и снег угасили его. Наконец, когда его бросили на съедение диким зверям, он укротил их и сделал подобным овцам; но всего удивительнее было то, что выпущенный на него лев заговорил человеческим голосом. Так велика была благодать Божия, почивающая на св. Евтихии! Он окончил жизнь свою в своем родном городе Севастополе, куда был приведен из Ефеса: он был усечен мечем (Пролог. Служба, находящ. в Минее месяч.). Св. муч. Татиона Св. Татион родился в Гонориадской области в Вифинии, в Мантинее, принадлежавшем к Клавдиопольской митрополии. Обличенный в исповедании Христа, он был приведен в Клавдиополь к правителю Урбану, перед которым безбоязненно исдоведал себя христианином, за что и был посажен в темницу. Через несколько времени, принуждаемый к отречению от христианства и к принятию идолопоклонства, святой в другой раз отказался. Его сильно били палками, строгали железом; наконец, влачимый по городу на место казни, у городских ворот предал дух свой Господу. Так как мучителем св. Татиона был Урбан, то мучение его относится ко временам Диоклитиана, и именно к 305 году. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 255). Пр. Георгия лимнеота исповедника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010