48 Блаженный Августин. О заслугах и отпущении грехов, к Марцеллину. Его же О браке и вожделении, к Валерию//Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. С. 444—445. 49 Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 13. Гл. 15. 50 Блаженный Августин. О нравах кафолической церкви и о нравах манихеев. – Гл. 22. 51 Свт. Ириней Лионский Против ересей. Кн. 3. Гл. 22. 52 Архим. Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении. – 1895. – С. 146—147 53 Гусев Д.. Антропологические воззрения Блаженного Августина в связи с учением пелагианства. Ч. 2.//Православный собеседник. 1876. С. 276, 284—285. 54 Блаженный Августин. Исповедь. Кн. 10 Гл 29. 55 Блаженный Августин. Письмо. Гл. 157. С. 2. 56 Незавершенное сочинение Гл. 1. С. 104. 57 Блаженный Августин Послание к Виталу Карфагенскому: «Все те, кто спасаются, спасаются единственно потому, что Бог хочет их спасения», см. также Малиновский. Православное догматическое богословие. Т. 3. С. 367—368. 58 Свт. Ириней Лионский. Против ересей 5, 1, 3; Ч. 15. – С. 3. 59 Беседа во время голода и засухи//Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1, § 92. 60 Свт. Григорий Богослов. Слово 40-е на святое Крещение, п. 32. 61 Об употреблении в Церкви этого последнего выражения: весьма ценный труд профессора А. Л. Катанского. Учение о благодати Божией в творениях древних святых отцов и учителей Церкви до Блаженного Августина. СПб., 1902. — С. 33. 62 Макарий, митрополит. Там же. Т. 1. – СПб., 1883. – § 193. С. 288. 63 Малиновский Н. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. – 1909. § 109. С. 389—390. 64 Учение святого апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой//Христианское чтение. 1904. 7. – С. 30. 65 Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950. – С. 225. 66 Символы веры//Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец Догмат 630-ти святых отец Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского. 67 В. В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви. ?. 4. – С. 293—295.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

  «Мы рискуем потерять приоритет» Хорошо известно, что изначально планировался запуск большого спутника, однако Королев, понимая, что сроки изготовления большой орбитальной научной лаборатории сдвигаются, еще в январе написал докладную записку в Совет Министров: «Имеются сообщения о том, что в связи с Международным геофизическим годом США намерены в 1958 году запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории – объекта «Д» вывести в космос простейший спутник». Добро было получено 15 февраля, и начались работы над образом ПС-1. Как он выглядит, все хорошо знают: две полусферы из полированного алюминиевого сплава диаметром 58 сантиметров, состыкованные и герметизированные резиновой прокладкой, внутри – аккумуляторы и радиопередатчик с четырьмя антеннами. Хотя… Вот тут есть еще одно маленькое заблуждение: на самом деле антенн у спутника было две. Две уголковые антенны с углом между плечами в 70 градусов, одно плечо – штырь 2,4 метра; другое – 2,9. Они передавали простые сигналы на двух частотах: 20 и 40 мегагерц, доступных радиолюбителям. Так что «хвостов» у спутника было четыре, но антенн – две. Всего 83,6 килограмма – таким «снежком» было разбито окно в космос. 2 октября 1957 года у Королева все было готово. Сергей Павлович подписал приказ о летных испытаниях ПС-1 и отправил уведомление в Москву. Москва промолчала, и Королев сам дал команду отправлять ракету на стартовый стол тогда еще не Байконура и начинать отсчет. В пятницу, в 22 часа 28 минут 34 секунды московского времени 4 октября Р-7 оторвалась от стартового стола и взмыла в ночное небо. Через 295 секунд первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту с апогеем в 947 километров и перигеем в 288 километров. Здесь, кстати, тоже кроется одна неточность. На самом деле на орбиту вышло сразу ДВА первых искусственных спутника Земли. Вторым стала вторая ступень ракеты весом в семь с половиной тонн. И, кстати, те, кто говорит, что видел спутник своими глазами, на самом деле видели именно ее.

http://pravmir.ru/ogonek-kotoryiy-sdelal...

236 С XL главы начинается новая часть пророческих речей Исаии, сходная с предыдущими в образе речи и частных особенностях языка, но вместе и отличающаяся от них более общим содержанием и единством в самой внешней форме. Если прежде непосредственным содержанием речей Исаии было настоящее, те различные отношения, в которых состоял народ еврейский к другим народам, и только по поводу этих отношений пророк прозревал в будущее, – то теперь, видя себя у цели своего служения, он весь погружается в созерцание будущего с его скорбями и радостями. При строгом единстве этого отдела прор. речей Исаии, в нём можно отличать следующие части: 1) с 40 гл. по 48 пророк преимущественно выставляет на вид политическое отношение иудеев к языческим народам в будущем, полную победу и торжество первых над последними. Эти отношения иудеев и язычников сводятся на отношение Бога израилева к богам языческим, и самый первый факт этого торжества иудеев – освобождение из ожидающего их плена – пророк рисует не столько как уединенное историческое явление, но более с его идеальной стороны, в его высшем значении для иудейской теократии, которой в лице Кира, этого орудия планов Иеговы, приносит благоговейное уважение все язычество. 2) 49–57. Израиль не только спасён сам, но и открывает у себя средоточие спасения для всего мира (49, 6). Если первоначальным освобождением Израиль будет обязан Киру, то последнее спасение принесёт раб Иеговы, искупитель. Раб Иеговы, идеал терпения, кротости и послушания, вольными страданиями и смертью искупит грехи Израиля и утвердит навеки союз всего мира с Богом. 3) 58–66. Предсказывается полнейшее восстановление в мире теократии. Тут ряд величественных образов: мир и спокойствие в новом царстве, уничтожение всех видов безбожия и внутреннее ближайшее общение Иеговы с торжествующим народом. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

5 . 59-й армии (376, 372, 374, 378, 366, 382, сд) с временно приданными из состава 52-й армии (111 и 288 сд, 163 и 166 тб, шесть лыжных батальонов, 203, 105, 104-й гвардейские минометные дивизионы, 827 ап) наступать в направлении Чудово, Дубовик, имея в первом эшелоне пять-шесть сд, овладеть Чудово и, очистив от противника западный берег р. Волхов от реки до железной дороги Кириши,Чудово, выйти не позднее 10 января 1942 г. главными силами на рубеж р. Равань. В дальнейшем прорвать оборонительную полосу противника на р. Равань и к исходу 13 января 1942 г. выйти главными силами на рубеж (иск.) Малая Кунесть, Дубовик, имея главные силы на своем левом фланге. Граница слева – Наротово, Бахарика, Ефремово (на р. Волхов), ст. Дивенская. 6 . 2-й ударной армии (327 сд, 23, 24, 25, 53, 57, 58-я, 59-я стрелковые бригады, 259 сд – временно придается из состава 52-й армии, 39, 40, 43 и 44-й лыжные батальоны, 160 и 162 тб, 108-й гв.минометный дивизион, 18 и 839 ап) с утра 7 января 1942 г. перейти в наступление, имея в первом эшелоне не менее пяти стрелковых бригад и одну сд, и во втором эшелоне – одну сд и две бригады. Нанося удар своим левым флангом, прорвать оборонительную полосу противника на западном берегу р. Волхов и к исходу 9 января выйти главными силами на рубеж р. Кересть. В дальнейшем наступать в направлении Финев Луг, ст. Чаша, разъезд Низовский. Частью сил обеспечить левый фланг со стороны ст. Батецкая. Иметь в виду с выходом на железную дорогу Ленинград – ст. Чолово поворот главных сил армии для удара на Луга. Граница слева – Засоболье, ст. Бурга, Русса (на р. Волхов), ст. Чолово, Ташино (12 км юго-восточнее Луги). 7 . 52-я армия (46, 267, 305, 225 сд, 25 кд, 442, 561 ал РГК, 884 ап ПТО, 44-й гвардейский минометный дивизион, 22-я стрелковая бригада). С выходом 59-й армии в район Чyдobo-III 288 сд возвращается в состав 52-й армии. С выходом 2-й ударной армии на линию Октябрьской железной дороги 259 сд также возвращается в состав 52-й армии. Перегруппировав свои силы, с утра 9 января перейти в наступление, нанося главный удар из-за левого фланга 2-й ударной армии по западному берегу р. Волхов в обход Новгорода с северо-запада и запада. Не позднее 12 января 1942 г. овладеть Новгородом. В дальнейшем наступать в направлении Сольцы с задачей обеспечивать наступление Волховского фронта с юга и юго-запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гимны (hymn.) Издания и переводы на европ. языки Editio princeps (Дионисия Загорея 59 ): 27 . Το σ ου... Συμεν... τ ερισκμενα... Venetiis 1790. 2 ( 2 ν Σρω 1886). В изд. (вместе с другими прозаич. соч. в новогреч. пер.) вошли только 54 гимна, но в др.-греч. оригинале, отсутствуют гимны 10, 15, 21 и 53. ГЪшны 10, 15 и 21 были впервые изданы иеромон. Пантелеймоном (см. 6 .32). Первое полное крит. изд. др.-греч. оригинала (с паралл. франц. пер.): 28 . Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Koder J., Paramelle J., Neyrand L. 1: Hymn. 1–15. P. 1969. 302. (SC 156); 2: Hymn. 16–40. P. 1971. 512. (SC 174); 3: Hymn. 41–58. P. 1973. (SC 196). Catafygiotu Topping (Eva C.)//GOTR 1972. 17(2). 288–290; Aedem.//GOTR 1974. 19(1). 76–77. Последнее, самое надежное крит. изд.: 29 . Symeon der Neue Theologe. Hymnen/Prolegomena und krit. Text, besorgt von Kambyles A. B. 1976. CCCLXXXIII, 573. (Supplementa Byzantina. 3). Текст: 34–462 [=TLG 3116/2]. Hörander W.//BZ 1979. 72. 82–86. Nota . В обширнейшем предисл. анализируется почти исключительно рукописная традиция. В изд. включены также древние схолии к гимнам Симеона. Таблицы соответствий нумерации гимнов в изданиях Камбилис – Загорей и Загорей – Камбилис на с. 572–573. Флам. пер.: 30 . Symeon de Nieuwe Theolog. Hymnen/Vertaald door Zr. Marcella Troosters OCSO. Ingeleid door Abt Gerard Mathijsen, OSB. Kapellen, Patmos 1987. 318. Нем. пер.: 31 . Symeon der Neue Theologe. Licht vom Licht. Hymnen/Übers. Pater Kilian Kirchhoff OFM. Hellerau 1930. 217. 2 München 1951. 309. Schultze В.//OCP 1952. 18. 423–425. Рум. пер. – в сост. рукописной «Драгомирненской Филокалии» 13 .11), а также в др. ркп (см., напр., 13 .16, 20, 22, 139). Русские переводы В серии Scrinium Philocalicum готовится (при уч. специалистов Киева, Петербурга, Москвы) полный рус. пер., с имитацией размера подлинника и с параллельным греч. текстом по изд. Камбилиса. Полный (за искл. гимна 53 по изд. SC) рус. прозаический пер. с лат. без сохранения строк и дальнейшей сверкой с др.-греч. текстом по печатному изд. ( ν Σρω, 1886) и греч. ркп, а также прозаич. перевод с сохранением строк в гимнах, переведенных с греч. иером. Пантелеймона (Успенского):

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов – хронологически от V в. до н.э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения – по большей части прозаические – по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Как отмечает А. Каждан, Фотий игнорировал в своих аннотациях школьные тексты, – а в программу тога входили именно поэты и классики философии (Платон и Аристотель) C.288]. В некоторых кодексах даны также сведения об авторах, и зачастую приводятся критические оценки их произведений. Кроме того, нужно отметить, что около 60 светски и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке» считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппа, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполит Римского , Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериаского, Диона Кассия и др.) – этот факт делает труд Фотия особенно ценным для истории многих научных дисциплин. Тематический состав «Библиотеки» выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21– 24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120–123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Философия: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod.15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Иоанникий (Соколовский), еп. 304 Иоасаф (Попов), еп. 328 К Каледин А. М. 166, 293 Кандель Ф. 304, 355 Кандидов Б. П. 4, 5, 50, 54, 56, 249, 253, 254, 343, 356 Капков К. Г. 319 Капнист П. И. 301 Карпенко С. 302, 356 Карташев Н. Т., прот. 37, 38, 84, 90, 92, 95, 102, 127, 128, 136, 146, 148, 152, 153, 156, 179, 189–192, 195, 252, 285, 319, 346 Кастальский А. Д. 308 Кашеваров А. Н. 6 Келле-Шагинов С. К. 301 Кендель Ф. 304 Керенский А. Ф. 201, 316 Киприан (Керн) , архим. 309, 310, 356 Киреев Ф. 323, 355 Кияшко Н. В. 319, 323, 342, 356 Ковырзин К. В. 300, 356 Кожин (Кожин-Урюпинский) В. И., свящ. 10, 23, 30, 32, 84, 95, 102, 127, 136, 143, 147, 153, 157, 158, 184, 185, 190, 197, 232, 250, 259, 274, 276, 285, 286, 319–321, 357, 358 Козлов А. Н. 206 Козлов В. Ф. 299, 356 Козлов И. Н. свящ. 33, 84, 95, 102, 126, 134, 135, 153, 154, 159, 196, 230, 235, 284, 321 Козлов Н. А. 266, 301 Колчак А. В. 38, 40, 66, 68, 87, 153, 269, 274, 291, 339 Кондратьев Д., диак. 315, 356 Конограй М. А., свящ. 21, 26, 84, 95, 102, 104, 109, 110, 125, 136, 143, 147, 150, 153, 156, 157, 179, 189, 191, 215, 284, 321 Константин Великий , имп. 207 Коппе А. 302 Кораблева Е. Ю. 8 Корвацкий И. А. 79, 206 Корнилов Л. Г. 118, 120, 165, 166, 288, 297, 298, 339 Корсакова Н. А. 332, 356 Косик В. И. 310, 311, 316, 356 Костников В. 336, 356 Кострюков А. А. 2, 7, 13, 42, 47, 309, 310, 340, 356, 357 Красовский А. Ф., свящ. 84, 95, 102, 126, 151, 153, 157, 190, 191, 197, 210, 235, 284, 322, 352 Кривошеин А. В. 289 Кручинин А. С. 43, 58, 354 Крючков Ф. 230 Крячко H. Н. свящ. 7, 8, 42, 54, 321, 323, 335, 336, 343, 354, 357 Кузнецов В. П. 297 Куршунджи Д. 230 Л Лаванов В. А., свящ. 36, 39, 84, 95, 102, 104, 126, 142, 147, 149, 152, 154–156, 158, 196, 235, 285, 322 Лебедев А. 217 Лев Великий , Папа Римский 298 Левашев А. Н. 235 Левшин Д. Ф. 15, 67, 69, 70, 72, 75, 76, 84, 91, 92, 94, 95, 102, 104, 127, 129, 136, 185, 190, 191, 285, 289, 333 Ленин (Ульянов) В. И. 167, 200 Ллойд Джордж Д. 291 Ломако Г. П., свящ. 12, 14, 15, 32, 33, 36, 39, 64–70, 72, 75–78, 84, 90, 95, 102, 126, 133, 136, 142, 147, 149, 150, 152–158, 184, 185, 235, 236, 274, 284, 320, 322, 353

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1) Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1) (РНБ. Глаг. 1), Евангелие-тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности. Состоит из 3 частей: 1) л. 2-40, 58-288 написаны округлой глаголицей (XI в.); 2) л. 41-57 - угловатой глаголицей с вкраплением кириллических букв (XII в.; эта часть содержит палимпсест, смыт текст глаголического Евангелия-тетр XI в.); 3) л. 289-304 - кириллицей, среднеболг. извод (XIII в.). Согласно преданию, рукопись вначале хранилась в метохе афонского мон-ря Зограф близ г. Иерисс, затем попала в мон-рь. В 1843 г. ее увидел и неск. раз безуспешно просил предоставить для публикации австр. консул в К-поле А. Миханович. В 1860 г. через П. И. Севастьянова настоятель Зографа архим. Анфим подарил З. Е. рус. имп. Александру II, к-рый в 1861 г. передал его в Императорскую Публичную б-ку, где оно, по мнению современников, составило «pendant к Остромирову Евангелию» (см. Остромирово Евангелие ). В 1879 г. З. Е. было издано В. Ягичем в кириллической транслитерации (ранее И. И. Срезневский и В. Ганка публиковали фрагменты). В наст. время кодекс состоит из 303 пергаменных и 3 бумажных листов (XIX в.) размером 18×12,5 см. Включает 4 Евангелия с оглавлениями, Синаксарь и Месяцеслов (та же структура в глаголическом Мариинском Евангелии ). Рукопись без начала (с Мф 3. 11), конца (Месяцеслов начинается с 1 сент. и обрывается указанием евангельских чтений на 7-8 янв.) и с утратами в середине. В Месяцеслове отмечены памяти прп. Иоанна Рильского (19 окт.) и сщмч. Климента, папы Римского (25 нояб.); параллельно употребляются рим. и слав. названия месяцев. Глаголицей написаны Евангелия, а кириллицей «грешным иереем Иоанном» - Синаксарь и Месяцеслов. Кодекс неск. раз был расплетен: в 1844 г., по свидетельству В. И. Григоровича , он был подготовлен к переплету и имел сквозное отверстие «для закрепления подобно шнуровой». В 1852 г. К. Д. Петкович зафиксировал у кодекса хороший переплет (он сохр. на фотоснимках Севастьянова, сделанных перед передачей рукописи в С.-Петербург: РНБ ОР. Ф. 680. 1). В России для З. Е. со слепков с серебряного оклада греч. сборника из мон-ря Пантократор на Афоне (XVI в.; Ath. Pantokr. Lampr. N 1268) был сделан оклад: широкие бронзовые позолоченные рамки с медными позолоченными рельефными изображениями. В XX в. рукопись была вновь расплетена для уничтожения грибка и в таком виде хранится до сих пор.

http://pravenc.ru/text/199957.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010