Церковь в Кёсеге. Кон. XVIII в. Церковь в Кёсеге. Кон. XVIII в. Во 2-й пол. XVI в. все большую популярность приобретало учение Ж. Кальвина , что повлекло за собой отделение сторонников Гельветического исповедания от лютеран. На соборе 1567 г. в Дебрецене кальвинисты создали собственную церковную орг-цию. В это же время в Трансильвании, ставшей самостоятельным княжеством (воеводством), увеличилось число сторонников антитринитаризма. Это в свою очередь стало основой для гонений католич. властей на инакомыслящих, что явилось началом Контрреформации . Необходимость защититься от давления католиков заставляла лютеран принимать аналогичные Аугсбургскому исповеданию собственные вероисповедные документы, что должно было привести к смягчению положения церквей на королевских территориях. В результате было принято 3 документа: исповедание 5 свободных королевских городов Сев. Венгрии 1549 г. (Confessio Pentapolitana), исповедание 7 шахтерских городов 1559 г. (Confessio Heptapolitana) и Сепешское исповедание 1569 г. (Confessio Scepusiana). Все эти акты, написанные на латыни, строго выдержаны в духе идей Ф. Меланхтона и Лютера с учетом особенности местных условий. Важно отметить, что документы не были направлены на борьбу с католицизмом, а противостояли кальвинизму и проч. отступлениям от учения Лютера. В ходе Контрреформации силами ордена иезуитов , начавшего свою деятельность в королевской части Венгрии в 60-х гг., а в 80-х обосновавшегося и в Трансильвании, католицизм смог частично вернуть утраченные позиции. Неоднократные войны венгерских протестантов (в первую очередь в Трансильвании) за свободу вероисповедания привели к заключению с властью соглашений, подписанных в 1606 г. в Вене и в 1647 г. в Линце. Тем не менее мн. деятели венг. протестантизма считали, что выгоднее искать союз с Османской империей, чем подчиняться Габсбургам. Это приводило к массовому участию протестантов во всех антигабсбургских революционных движениях. Лютеранский собор в Будайском замке. Архит. М. Каллина. 1895 г.

http://pravenc.ru/text/186835.html

Лаго-Маджоре (монополистов в генуэзском строительстве на протяжении неск. столетий),- характерный пример полихромной генуэзской готики. Форт Диаманте. Сер. XVIII в. Форт Диаманте. Сер. XVIII в. Для архитектуры Г. XIV-XV вв. был характерен классический стиль эпохи Возрождения, сохранившийся до XVI в. В 1550-1650 гг. в связи с утвердившимся статусом Г. как финансового центра и ростом благосостояния жителей стало заметно оживление художественной жизни. По заказам богатых горожан строились и украшались дворцы, виллы и храмы. Образцом загородных вилл является резиденция Андреа Дориа в Фассоло (1528), сочетающая классические и маньеристические черты, принесенные в Г. архит. Дж. А. Монторсоли. С 1548 г. в Г. работал архит. Г. Алесси (1500 или 1512-1572), учившийся в Риме и испытавший влияние архитектурных проектов Микеланджело. Лаконичные кубические объемы построенных им вилл Камбьязо (1548) и Паллавичино делле Пескьере (1555) были повторены в архитектурных формах ц. Санта-Мария Ассунта ди Кариньяно (1552-1603) с 2 фланкирующими фасад симметричными колокольнями. По проектам Алесси были созданы частично сохранившиеся дворцы Саули (1555), Камбьязо (1565), Пароди (1567) и Катальди (1588) на проложенной в XVI в. Страда Нуова. Традиции «живописного» стиля Алесси прослеживаются в архитектурных сооружениях Г. до XVII в. (Палаццо Дориа-Турси, 1565, архит. Дж. Лураго; Палаццо Подеста, 1563-1565, архит. Дж. Б. Кастелло; Палаццо Россо, 1671-1677, архит. М. Лагомаджоре, и др.). Тип архитектуры этих дворцов определялся необходимостью строить на крутом склоне и включал террасную композицию с аркадами и лестницами, связывающими расположенные на разных уровнях двор, парадные залы, сад. В кон. XVI - нач. XVII в. были реконструированы ц. Сан-Сиро (XIII-XIV вв.) и готическая ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато (XII в., перестроена в 1587-1600, архит. Дж. делла Порта; фасад - XIX в., архит. Дж. Ф. Барабино), декорированные фресковыми циклами в стиле барокко. Форт Спероне. 1629-1649 гг. Форт Спероне.

http://pravenc.ru/text/162152.html

4) Молитва Трисвятого Сте стыхъ бже нашь единъ стъ въ стых почиваи [публ. Желтов 2007: 294–295]; 5) Молитва Херувимской песни Влдко животвори блгымъ дателю [публ. Муретов 1895: 69]; 6) Молитва на Лобзание мира Ги исе хе любви творче [Муретов 1895: 98]. Группа 3. Причастные молитвы: 1) Множьства ради грховъ моихъ [публ. Муретов 1895: 94–95]; 2) Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши [публ. Муретов 1897: 1]; 3) Дажь ми ги исе хе избавителю рода члвчьскаго [публ. Муретов 1895: 95]; 4) Врую ко ты еси хъ снъ ба живаго [публ. Муретов 1895: 97]; 5) Како стжу т ги ты самъ вси ко персть есмь [публ. Муретов 1895: 95]; 6) Вечери твоеи таини дне [публ. Муретов 1895: 97]; 7) Тело и кровь юже прихъ [публ. Муретов 1895: 96]; 8) Тло твое стое буди мн въ живот вчныи [публ. Муретов 1895: 98–99]; 9) Прихъ тло твое стое вкуп [публ. Муретов 1895: 99]; 10) Буди мне ги въ отпущение грховъ [публ. Муретов 1895: 95–96]. Группа 4. Молитвы в конце литургии: 1) Ги бе нашь въ семь втормь олтари вис намъ [публ. Муретов 1895: 94]; 2) Ги бе нашь приими умиленую сию нашю службу [публ. Муретов 1895: 100]; 3) Приходще силы въ силу [публ. Желтов 2007: 321]; 4) Въшедъше въ стыи твои олтарь [публ. Муретов 1895: 99]; 5) Преклонъше колена и главы сво до земл [публ. Муретов 1895: 100]; 6) Се бысть наполнение смотрени ба нашего [публ. Муретов 1895: 100]. Тексты основных молитв всегда записываются полностью, без сокращений, произвольные замены со стороны писца здесь исключены. Дополнительные молитвы могут записываться неполностью, может быть приведен только инципит, однако такие случаи редки. Если в одной и той же молитве в разных рукописях имеются разночтения, то следует прежде всего выяснить, чем они вызваны. Варьирование в тексте может быть разного рода: одни разночтения появляются при тиражировании в условиях контролируемой рукописной традиции, другие – в результате исправления по греческому оригиналу. Разночтения первого рода не имеют текстологический значимости, второго – свидетельствуют о привлечении оригинала и о редактировании текста. Остановимся на этом подробнее. Вариации первого типа – это сверка текста с несколькими славянскими рукописями в процессе копирования (контролируемая рукописная традиция). Они вводятся простым переписчиком или редактором, проверяющим текст после его написания. При рукописном копировании текста невольно возникают ошибки, и средневековые писцы это очень хорошо понимали. Искажение текста может быть вызвано разными причинами: плохой сохранностью рукописи, с которой делается копия, неразборчивостью почерка, а также физическим состоянием переписчика. Процесс переписывания был довольно утомителен, поэтому уставшие писцы могли вносить в текст непроизвольные ошибки (lapsus calami). Такие ошибки подразделяются на следующие группы:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Известность к К. пришла в 1979 г., когда он оформил пространство возле Центрального детского музыкального театра (ныне Московский гос. академический детский театр им. Н. И. Сац; создал декоративно-парковые скульптуры «Лель», «Орфей», «Боян», «Трубач», «Бегущая по волнам» и др.), а для фасада здания выполнил композицию «Синяя птица», ставшую эмблемой театра (архитекторы В. Д. Красильников, А. П. Великанов). Скульптуры имеют выразительный силуэт, легко читающийся на фоне окружающего пространства. Свой успех К. закрепил созданием статуи «Меркурий», которая была установлена в Совинцентре в Москве (1979; Хаммеровский центр, ныне Центр международной торговли на Краснопресненской наб., архит. В. С. Кубасов; в 1982 К. удостоен Государственной премии СССР). К этому времени К. уже стал опытным организатором и сумел привлечь к работам разных специалистов, что позволило ему в короткий срок выполнять работы в различных материалах. Постепенно внимание скульптора сосредоточилось на изображении деятелей рус. истории и культуры. Его работы стали формировать галерею образов выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, ученых, исторических лиц. В нее вошли и станковые портреты, и десятки монументальных памятников. К. стремился передать духовное напряжение личности, драматизм ее внутреннего мира, связанный с самоотречением ради искусства, науки, справедливости, процветания Отечества. Среди работ К. памятники: акад. М. В. Келдышу (Москва, 1984, архит. Р. И. Семерджиев); актеру М. С. Щепкину (Белгород, 1986; совместно с А. А. Шишковым, архит. С. С. Михалёв); поэтам Н. М. Рубцову (Тотьма, Вологодская обл., 1986) и К. Н. Батюшкову (Вологда, 1987, архит. В. И. Снегирёв; в 1988 К. удостоен Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина); композитору А. С. Даргомыжскому (пос. Арсеньево, Тульская обл., 1988); А. С. Пушкину в Тирасполе (1990), Перми (1993, архит. М. И. Футлик) и Софии (Болгария, 2001); писателям И. А. Бунину (Орёл, 1995, архит. Семерджиев) и Ф. М. Достоевскому (Ст. Русса, Новгородская обл., 2001); промышленникам Ивану и Родиону Баташёвым (г. Выкса, Нижегородская обл., 2002); П. А. Столыпину (Саратов, 2002) и др.

http://pravenc.ru/text/1841520.html

Московская историческая мечеть, старейшая в М., появилась в 1823 г. в центре проживания татар. общины в Замоскворечье (Б. Татарская ул.) близ древней дороги в Орду - ул. Ордынки. Выстроенная на территории частного усадебного владения, она долго имела облик одноэтажного особняка, в декорации к-рого были использованы мотивы араб. архитектуры (в понимании европ. архитектурной традиции): рельефные кронштейны, круглые окна верхнего света и арочные окна с гирькой. В 1880 г. после получения разрешения к зданию была пристроена башня-минарет, в плане октагон с небольшим куполом, увенчанным луной, а над перекрытием здания установлена небольшая главка, аналогичная церковному приделу, также увенчанная луной (архит. Д. И. Певницкий). Первая соборная мечеть в Мещанской слободе (1904, архит. Н. А. Жуков; снесена в 2011) имела вид 3-этажного особняка с куполками над михрабом, центром здания и минаретом, декор фасада следовал традициям эклектики в арабо-мавританском стиле. На ее месте возведен новый, обширный комплекс зданий (2011-2015) - Соборная мечеть, в архитектуре к-рой стилизованы приемы ислам. архитектуры Ср. Азии и Ближ. Востока. Первая синагога (молитвенный дом, ныне Хоральная синагога) появилась в М. в здании по Б. Спасоглинищевскому пер. (1895, архит. С. С. Эйбушитц; с переделками в интерьере в 1906, архит. Клейн) - это большая базилика, первоначальная отделка главного зала подразумевала устройство купола. Главный фасад здания уподоблен особняку - с портиком в стиле неоклассицизма. Синагога на Б. Бронной (1883, архит. М. Н. Чичагов; перестроена) имела вид особняка с отделкой в мавританском стиле. В виде многоэтажного здания и многофункционального комплекса возведена Центральная синагога во 2-м Вышеславцевом пер. В 90-х гг. XX в. в М. появились 2 архитектурных комплекса, объединившие здания нескольких конфессий, традиционных для города и страны. Первым был комплекс на Поклонной горе, где наряду с музейным сооружением и парком Мемориала в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Если в религ. архитектуре И. наметился спад, то развитие светской отмечено резким ростом числа построек и участием в работах многочисленных архитекторов из Европы и США. Наряду с историзмом (гостиница «Палас», тур. архит. Нахас-бей; 1928-1929) распространился стиль ар-деко в международном варианте, представленный камерными (вилла К. Саламе, франц. архит. Марсель Фавье; 1930) и монументальными (гостиница «Царь Давид», швейцар. архит. Эмиль Фогт; 1929-1931) зданиями. Крупнейшей постройкой И. стало здание ИМКА, возведенное в 1927-1933 гг. по проекту амер. архит. Арчера Хармона, одного из авторов небоскреба «Эмпайр стейт билдинг» в Нью-Йорке. Здание с высокой центральной башней и охватывающими двор боковыми крыльями сочетает ар-деко с визант., романскими и исламскими формами, воплощая замысел заказчиков о месте, где «будут забыты религиозная и политическая зависть» (из речи Алленби на открытии здания). Эффектными объемными построениями, сочетанием ар-деко и функционализма с элементами вост. колорита отличаются постройки местных англ. архитекторов: Музей Рокфеллера (Остин Харрисон; 1927-1938) и резиденция Верховного комиссара Палестины (Харрисон, Холлидей; 1930), в меньшей степени здание муниципалитета (Холлидей; 1930-1932). В 30-х гг. ХХ в. в архитектуре И. стала преобладать стилистика Баухауса, в к-рой с 20-х гг. ХХ в. возводился г. Тель-Авив. Наиболее существенным в эту эпоху оказался вклад нем. архитекторов евр. происхождения, к-рые были вынуждены покидать Германию. Еврейский ун-т на горе Скопус проектировался под рук. шотл. градостроителя Патрика Геддса; в 1934-1940 гг. участие в строительстве принял крупный мастер функционализма Эрих Мендельзон. Он был также автором университетского медицинского центра Хадасса (1934-1939), виллы и б-ки Залмана Шоккена (1934-1936) и здания Англо-Палестинского банка (1936-1939). Из произведений др. архитекторов выделяются здания страховой компании «Ассикурациони дженерали» (1936), построенное ведущим мастером итал. неоклассицизма Марчелло Пьячентини, а также Центральный почтамт (1934-1938, архит. Харрисон), в к-ром творческая манера архитектора изменилась под влиянием функционализма. И. после 1948 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

ХХ в. Единственным памятником бюджетного варианта неорусского стиля на территории епархии была Покровская ц. в с. Катарбей (Нижнеудинский р-н, 1909-1911, не сохр.), построенная по проекту А. Н. Померанцева для переселенцев. Храм завершался высокой 2-скатной кровлей с маленькой главкой, над зап. частью возвышалась небольшая звонница с 3 главами по поперечной оси. Лит.: Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., Т. 2. С. 137-143; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Иркутская губ.//ИИАК. 1913. Вып. 50. С. 99-138; Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах худож. строительства. Пг., 1915. Ч. 1: Рус. провинция. С. 92-93; Серебренников И. И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губ. Иркутск, 1915; Болдырев-Казарин Д. А. Народное искусство в Сибири. Иркутск, 1924; Сперанский М. Н. Повесть о городах Таре и Тюмени//Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. 1932. Т. 1. С. 13-32; Ащепков Е. А. Рус. народное зодчество в Вост. Сибири. М., 1953; Одинцова М. К. Из истории рус. деревянного зодчества в Вост. Сибири: (XVII в.). Иркутск, 1958; Кочедамов В. И. Антон Лосев - иркутский архитектор кон. XVIII - нач. XIX вв.//Архит. наследство. 1972. Вып. 19. С. 102-106; он же. Первые рус. города Сибири. М., 1978; Ащепков Е. А., Оглы Б. И. Архит. памятники Иркутска XVIII-XIX ст.//Вопросы науч.-метод. работы над сводом памятников истории и культуры народов Сибири. Новосиб., 1974. С. 111-120; Скопин В. В. Новые мат-лы по Богоявленскому собору Иркутска//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 245-246; Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири: Кон. XVII-XVIII в. Новосиб., 1979; Оглы Б. И. Архит. памятники Иркутска XVIII - нач. XIX вв.//Архит. наследство. 1979. Вып. 27. С. 161-169; он же. Особенности архитектуры городов Вост. Сибири 2-й пол. XVIII - нач. XIX в.//Сибирские города XVII - нач. XX в. Новосиб., 1981. С. 196-219; он же. Иркутск: О планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982; Полунина Н. М. У истоков каменного града.

http://pravenc.ru/text/674055.html

После сноса в 1838 г. галерей, игравших роль контрфорсов, собор начал разрушаться: в 1903 г. лопнуло железное кольцо в основании барабана, в 1915 г. обнаружились трещины в юго-зап. углу здания. С переменой власти в стране в 1917 г. собор не потерял своего значения как памятник древнерус. искусства. В 1918 г. здесь работала Комиссия по сохранению и раскрытию памятников живописи под рук. И. Э. Грабаря . В 1919 г. храм был закрыт и перешел в ведение Коллегии по охране памятников старины, служба прекратилась. Храм стал использоваться как фондохранилище Владимирского музея. Отопление бездействовало, страдали от сырости настенные росписи, разрушались конструкции. В 1922 г. предполагалось провести ремонт Д. с.: необходимо было восстановить хотя бы водосточные желоба и трубы, поставить вентиляторы в окнах барабана, положить новую кровлю. В 1928 г. начали выламывать плиты из панели вокруг здания, в 1932 г. смыли позолоту с иконостаса 1843 г. и разобрали его. Ремонтные работы начались только в 1937 г. под рук. аспиранта Всесоюзной академии архитектуры архит. П. С. Касаткина. В 1939 г. здание было поставлено на коренные леса по чертежам Академии архитектуры под рук. архит. И. Л. Белоусова. Здание спасло инженерное укрепление: по проекту архит. И. П. Суханова в 1940-1941 гг. заменили лопнувшее кольцо в основании барабана, в 1941 г. по проекту архит. А. В. Столетова собор укрепили металлическими и железобетонными связями, основные работы по укреплению конструкции - парусов, арок, сводов, зап. столбов, верха собора - проводились в 1947-1953 гг. под рук. Столетова. В 70-80-х гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня и устройства внутреннего микроклимата. Ранее наружную поверхность здания начали очищать от многослойного красочного покрытия, игравшего защитную роль. Это привело к быстрому разрушению структуры белого камня, подверженного пагубному воздействию ветра, влаги, мороза, биоорганизмов, сероводорода в атмосфере и др. Особенно пострадали рельефы. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг. (ГУП «Владспецреставрация»). Белый камень укреплен и покрыт защитной пластической смесью известковой штукатурки и белокаменной крошки. Для отвода влаги поставлены обычные водосточные трубы, к-рые оказались надежнее белокаменных водометов, устроенных в 1974 г. Положена медная кровля, заменен крест на главе. В здании создан стабильный микроклимат с незначительным подогревом. Скульптурное убранство

http://pravenc.ru/text/178253.html

Традиционные классические мотивы мастера нач. XX в. соединяли со стилизацией, с подражанием античной пластике: в виде саркофага с лежащей поверх фигурой обнаженного спящего отрока было выполнено Н. худож. В. Э. Борисова-Мусатова, похороненного в его усадьбе в Тарусе (1910, А. Т. Матвеев). Советский период и современность Могила усопшего с Н. на ней, в православной мемориальной культуре служившая частным местом для молитвы и поминовения, трансформировалась в объект публичной, политической, агитационной деятельности. Форма Н. стала востребована в связи с планом монументальной пропаганды, увековечиванием памяти революционеров и погибших в гражданскую войну. Появилась традиция захоронения и установки Н. в центре городов, в парках и скверах. Один из ранних советских памятников-Н. был установлен в Ржеве на могиле военкома В. В. Грацинского (ныне в парке им. Грацинского), он представляет собой скромный обелиск на постаменте и надгробную плиту с надписью (1918, архит. Д. В. Чупятов). Возможность появления памятников-Н. вне кладбищ, в публичном пространстве города, привела к взаимопроникновению форм Н. и монументальной городской скульптуры. Первые памятники В. И. Ленину, стихийно возведенные сразу же после его смерти, часто имели форму Н., а революционная скульптура носила ярко выраженный траурный характер ( Алексеев Е. П. Провинциальный монументализм: Первые памятники В. И. Ленину на Урале в 1924-1926 гг.//Изв. Уральского гос. ун-та. 2005. 35. С. 144). Вместе с тем огромные скульптурные монументы стали появляться на кладбищах, напр., на кладбище Памяти жертв 9 января в С.-Петербурге на месте захоронения погибших в 1905 г. был установлен памятник в виде фигуры рабочего на высоком постаменте, гранитное основание которого включает рельеф и решено как трибуна для митингов (1926-1931, скульптор М. Г. Манизер, архит. В. А. Витман); останки погибших были перезахоронены в фундаменте памятника. В раннюю советскую эпоху сложился тип монументального оформления братской могилы, ориентированный на классицизм и романтизм, связанные с событиями Французской революции и Парижской коммуны. Первыми братскими захоронениями в центре городов стали некрополи на Марсовом поле в С.-Петербурге и у кремлевской стены на Красной пл. в Москве. В центре памятника «Борцам революции» на Марсовом поле (1917-1919, архит. Л. В. Руднев, худож. В. М. Конашевич) в 1957 г. был зажжен 1-й в стране Вечный огонь, а захоронения у кремлевской стены с мавзолеем Ленина (1924-1930, архит. А. В. Щусев) стали главным некрополем Советского гос-ва, к-рый на протяжении всего XX в. пополнялся Н. гос. деятелей с их портретными бюстами (скульпторы С. Д. Меркуров, Н. В. Томский, Н. И. Брацун, И. М. Рукавишников, Л. Е. Кербель).

http://pravenc.ru/text/2564602.html

В XVII в. все башни были надстроены высокими шатрами, кроме Никольской: у нее шатер появился только в нач. XIX в. С кон. XVII до нач. XX в. стены и башни белили. За более чем полутысячелетнюю историю мн. башни М. К. и отдельные участки стен неоднократно разрушались и восстанавливались. В нач. XIX в. ров, к тому времени давно утративший оборонительную функцию, был засыпан. I. Угловые башни. 1. Собакина (Угловая Арсенальная) - именовалась по находившемуся поблизости двору бояр Собакиных, совр. название получила по расположенному рядом зданию Арсенала. Одна из самых мощных башен М. К. Была поставлена над родником-колодцем, служившим для снабжения гарнизона питьевой водой. 2. Беклемишевская (Москворецкая) - прежде именовалась по находившемуся рядом двору бояр Беклемишевых, ныне - по названию реки, у переправы через к-рую была размещена, занимая т. о. важное стратегическое местоположение. Почти не подвергалась серьезной реконструкции. Спасская башня. Архит. П. А. Солари. 1491 г. Спасская башня. Архит. П. А. Солари. 1491 г. 3. Свиблова (Водовзводная) - старое название также связано с располагавшимся вблизи боярским двором; служила для защиты брода в устье р. Неглинной. Совр. название получила после устройства в башне в 1633 г. англ. инженером Христофором Галовеем водоподъемного механизма, при помощи к-рого вода набиралась в расположенный в верхней части башни резервуар, откуда по свинцовым трубам через систему водонапорных башен распределялась по территории М. К. В 1805-1806 гг. была разобрана до основания и возведена вновь под рук. архит. И. В. Еготова. В 1812 г. взорвана отступавшими из Москвы французами. Восстановлена в 1817-1819 гг. по проекту архит. О. И. Бове. Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом. Надвратный образ на Спасской башне. Сер.— 2-я пол. XVII в. Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом. Надвратный образ на Спасской башне. Сер.— 2-я пол. XVII в. II. Проездные башни. 1. Фроловская (Спасская) - была поставлена в 1491 г.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010