На крещеном ребенке в будущем, на его родителях и восприемниках, а также на церковной общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры и Крещения как действенного Таинства. Катехизация крещенных в младенчестве детей должна осуществляться их семьями (в широком понимании этого слова, включающем крестных родителей), священниками, специальными приходскими структурами (например, в воскресной школе) или общиной в целом. С другой стороны, в наше время — в силу редукции общинности, замкнутости семейной жизни довольно узким кругом немногих именно кровных родственников, а также в силу стремления семьи сохранить в неприкосновенности свое интимное, внутрисемейное пространство — роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Поэтому основные функции по воцерковлению детей в наше время по-настоящему могут лежать только на родителях ребенка. Таким образом, основная и минимально-необходимая роль восприемников — быть дополнительным гарантом воцерковления детей, то есть быть именно поручителями (людьми, дающими обещание за кого-то) за будущее воцерковление. Поэтому в идеале восприемники должны быть церковными людьми, в то же время имеющими опыт воспитания детей. Вполне допустима практика двух крестных — при том, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок. В наше время восприемником разумнее считать и приглашать того из потенциальных крестных родителей, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола. Очень важно помнить, что в каноническом праве, признающем духовное родство наравне с физическим, брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми детьми или с их родителями, т.е. крестный отец или крестная мать не могут вступить в брак ни с самими крестниками или крестницами, ни с их родными отцом и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак или уже быть женатой парой, также могут беспрепятственно вступать в брак «крестные братья» с «крестными сестрами» (лица, имеющие одного восприемника, крестного родителя). В то же время российские церковные правила наделяют правящего архиерея епархии правом разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятого им крещаемого ребенка, если не встретится других законных к тому препятствий (Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).

http://pravmir.ru/katexizaciya-v-russkoj...

– В землю кипящую млеком и медом. Обилие молока и меда предполагает, что земля обетованная богата была пастбищами для скота и следственно способна была к скотоводству, богата была цветами, дающими мед, и деревьями, дающими медоподобную жидкость, – виноградными, фиговыми, пальмовыми. Дикий мед в обилии встречался в скалах и дуплах древесных и давал даровую пищу людям пустынным, путешествующим, военным во время походов ( 1Цар. 14:26–27 ; Мф. 3:4 ). Вообще же выражение кипеть млеком и медом, имеет значение пословицы и употребляется не только в Священном Писании , но и у языческих писателей для изображения изобилия земли во всех потребностях жизни. Земля обетованная даже в состоянии опустошения была богата луговыми и полевыми продуктами ( Исх. 7:15–22 ). Что же касается до современного нам состояния Палестины, то несмотря на страшные перевороты политические, изменившие лице ее, несмотря на препятствия к полеводству и скотоводству от набегов кочевых Арабов, некоторые местности ее, например около Яффы, около Вифлеема, берегов Геннисаретского озера, отличающиеся богатством растительной жизни, показывают, что и теперь она не лишена способности к плодородию, если только приложить к ней руки. А те страшные перевороты, которые сделали ее бесплодною и безводною, посланы Богом в наказание за грехи прежних ее обитателей ( Втор. 28:23–24 ). Паримию о явлении Бога в купине положено читать в праздник Благовещения потому, что это явление предызображало тайну воплощения Сына Божия, которую прославляет Святая Церковь в праздник Благовещения. Это предызображение относится отчасти к лицу Сына Божия, отчасти к лицу Богоматери. В первом отношении смысл предызображения св. Кирилл Александрийский так раскрывает: «Чудо купины поистине удивительно и превышает разум. В Священном Писании Божественная природа часто сравнивается с огнем по причине его безмерной истребительной силы. А древа и полевые растения означают земного человека ( Втор. 12:24 ; Пс. 106:15 ). И как терние не могло снести огня, так Божество не может (по законам естественным) совместить человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Так, кроме книг божественной истории, содержащих повествование о его царствовании, именем его надписан семьдесят первый псалом; в этом псалме много говорится такого, что совершенно не может относиться к нему, но с полнейшею ясностью относится к лицу Господа Христа, откуда становится очевидным, что в нем оттенен некий образ, а в Христе представлена сама истина. Известно, например, какими пределами ограничивалось царство Соломона; а между тем в упомянутом псалме среди прочего, о чем я умалчиваю, можно прочесть: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли» ( Пс. 71:8 ). Это мы видим исполнившимся в Христе. Обладание Его началось от реки, где Он получил крещение от Иоанна и по указанию последнего стал узнан учениками, которые называли Его не только Учителем, но и Господом. И начал царствовать Соломон еще при жизни отца своего Давида, чего не случалось ни с одним из царей Иудейских, не ради чего иного, как ради того, чтобы и этим уяснилось, что он не тот, кого предуказывало пророчество, обращенное к отцу его: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его». Каким же образом на основании следующих за этим слов: «Он построит дом имени Моему» полагают, что это пророчество о Соломоне, а не думают на основании слов предшествующих: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое», что обещан другой миротворец, о котором предсказано, как об имеющем быть воздвигнутым не прежде, как Соломона, а после смерти Давида? Как ни велик был промежуток времени до пришествия Иисуса Христа, без всякого сомнения по смерти Давида, как Он и был обещан ему, должен был прийти Тот, Кто создал бы дом Богу не из дерева и камней, а из людей, – такой, создание которого Пришедшим мы и приветствуем. Этому дому, т. е. верным Христа, говорит апостол: «Храм Божий свят; а этот храм – вы» ( I Kop. III, 17 ). Глава IX. О большом сходстве пророчества о Христе, изложенного в восемьдесят восьмом псалме, с теми обетованями, которые даны в книгах Царств словами пророка Нафана

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Но мы, причащаясь Святых Тайн, в молитве обращаясь к Господу, разве не прикасаемся к Нему? Всякая подлинная вера есть прикосновение к Господу, а раз это прикосновение было живым, к Богу, Воскресшему Христу, спасшему нас, то, значит, мы можем честно и смело свидетельствовать перед миром о нашем уповании, о нашей надежде и нашей радости. Наша радость — Господь, возлюбивший мир, спасающий каждого человека и ищущий каждую душу, если она заблудилась. И мы не просто это говорим с чужих слов, а мы должны быть свидетелями Его Духа, свидетелями Его силы. Будем сегодня молиться о самом главном, о том, чтобы Дух Господень, который обещан нам, обещан каждому, пришел к нам и коснулся нашего сердца. Чтобы мы не говорили зря, а говорили от опыта сердца, что мы знаем нашего Господа, испытали прикосновение Духа Христова, Духа Божия, и поэтому мы имеем право сказать: “Да, мы знаем Того, Кого возлюбили, Кто нас возлюбил, спас и даровал нам жизнь вечную”. К Нему мы все взываем: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны”. Аминь. Праздники в честь святых и памятные дни 11 октября/24 октября Апостола Филиппа, диакона Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Не так давно к нам в Лавру, в Загорск, приезжал представитель Эфиопской Церкви. Темнокожий, в особом одеянии, с повязкой на голове, которая у них заменяет митру, он как будто бы сошел с какой-то старинной картины. И в самом деле, Эфиопская Церковь — древняя Церковь, быть может одна из самых древних, потому что, как мы знаем из Деяний апостольских, в числе первых иноплеменников, крещенных во имя Иисуса Христа, был эфиоп. Крестил этого эфиопа иерусалимский диакон Филипп, память которого мы сегодня отмечаем. Это было всего через несколько лет после Пятидесятницы, когда вся Церковь Христова на земле ограничивалась теми, кто жил в Иерусалиме и в его ближайших окрестностях. Во всех странах, во всех великих городах, — и в тех, которые исчезли с лица земли, превратившись в развалины, и в тех, которые, как Рим, до сих пор продолжают быть славными и знаменитыми, никто тогда не слыхал ни звания христианина, ни имени Христова. Из святого града Иерусалима, из этого малого центра, должны были апостолы понести Благую Весть о спасении, которое Бог принес на Землю. И среди них был Филипп, служитель иерусалимской Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Я сам был в этой пещере – удивительная там пещера, там пролезть и в удобной одежде сложно. А он вышел, будучи связанным, с руками и ногами связанный пеленами, с завязанным лицом, он прошел, он смог подняться, действительно, по этим ступеням высоким. Чудо в чуде, как сказано в песнопениях Церкви. И фарисеи, которые услышали об этом, вместе с руководителями народа, священниками, – были в ярости, они говорили, что сейчас Он поднимет мятеж, а мы лишимся власти, и римляне нападут и нас победят всех; лучше нам убить Его. А Каиафа, который был тогда первосвященником, прямо говорил: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » ( Ин.11:49-50 ). Он невольно, таким образом, пророчествовал, он предсказал, что Христос умрет не за Себя, а за других людей, чтобы людей привести к Богу. И через несколько дней после того, как Лазарь был воскрешен из мертвых, в тот день, когда выбирали пасхального ягненка для совершения пасхальной жертвы, Иисус идет в Иерусалим. Он садится на осленка и торжественно въезжает в город. Перед Ним расстилают одежды, Его встречают пальмовыми ветвями и кричат: «… Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних! » ( Мк.11:9-10 ). Весь народ Иерусалимский, толпы народа с ликованием встречают Христа, они все выходят навстречу Господу с радостью. Они надеются, что Он таким образом провозглашает Себя Мессией, Который обещан был пророками. Но они ждут в Нем не того Мессию, Который обещан пророками, не страдающего Мессию, они ждут политического руководителя, главу, который свергнет иго оккупантов, и воздвигнет царство Израилю, и покорит им все земли. А Христос, спускаясь с горы, не радуется, а начинает плакать об Иерусалиме. Он говорит: « О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего » ( Лк.19:42-44 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

В октябре, под моросящий шум осеннего затяжного дождя, Петр снова пришел к отцу Борису уже с женой – венчаться. Пришел, сильно смущаясь: самому ему стукнуло 59, да и жена отставала лишь года на два. Он сказал батюшке: «Всю жизнь прожили невенчанные… А сейчас вот хочу – чтобы Господь нас с женой благословил. Поздновато, конечно… Уже внуки ведь у нас… А вот – будто чувствую: так нужно. Очень сильно нужно. Как покрестился – так и почувствовал… Обвенчаешь нас, отец Борис?» Жена Петра Романовича сначала предложение мужа встретила без энтузиазма: что это и зачем это – когда они и так живут хорошо? И для чего людей смешить в их возрасте? Но потом на венчании стояла рядом с мужем притихшая, разрумянившаяся, помолодевшая – счастливая. И батюшка с радостью обвенчал их. После венчания сказал: «Петр Романович, жду вас теперь на службы и на исповедь регулярно. Хорошо?» «Хорошо», – улыбнулся тот. Но первая исповедь так и осталась первой и единственной в жизни Петра. Потому что в этом же месяце он умер – 14 октября, на Покров Пресвятой Богородицы . Сердце. Падал снег, покрывая черную землю кладбища чистым белоснежным покровом. На похоронах Петра провожала половина города, и компаньоны по бизнесу плакали на его могиле. Вы когда-нибудь видели, чтобы акулы бизнеса рыдали на могиле коллеги? Вам нужно было всего лишь заглянуть на похороны Петра Романовича. Как он сумел прожить почти до 60 неверующим и некрещеным человеком, а за три месяца до смерти окреститься, обвенчаться, исповедаться и причаститься – сие есть тайна Божия. Суды Господни – бездна многа… – Вот такая история. Геннадий подумал и спросил тихо: – Так, значит, можно и обождать с крещением-то? Бог Сам всё управит? Ответил Иван Николаевич: «Всем нам обещано отпущение грехов, если мы покаемся. Но никому не обещан завтрашний день…» Отец Борис замешкался: как бы ответить правильно. Ответил Иван Николаевич: – Всем нам обещано отпущение грехов, если мы покаемся. Но никому не обещан завтрашний день… И они замолчали, думая каждый о своем. А поезд стрелой мчался через весенние поля, и до конечной станции оставалось совсем немного времени.

http://pravoslavie.ru/78198.html

В Ис.9:6–7 , одном из известнейших отрывков Ветхого Завета, говорится: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это». Здесь мы вновь видим четкую связь между этим отрывком и предыдущими упоминаниями о Божьем обетовании. Обещанный младенец, который займет престол Давида и чье царство пребудет вовек, также обещан в Быт. 3, 15 , а затем неявно упомянут в Быт.12 и снова обещан в 2Цар.7 . Однако, что примечательней всего в этом отрывке, так это два имени, данные обещанной личности, а именно «Отец вечности» и «Бог крепкий». Это говорит о том, что обещанная личность будет не просто сыном, а Сыном с большой буквы, то есть вторым лицом Троицы. Младенец, которому должно родиться, будет самим Богом. Настолько же поразителен и другой отрывок: Мих.5:2 . Говоря о сокрушительной гибели Израиля, пророк возвещает о владыке, который будет пасти свой народ и обеспечит ему защиту. В Мих.5:2  сказано: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Евреи понимают эти слова как пророчество о том, что обещанная личность (ныне называемая Мессией, что означает «помазанный») родится в Вифлееме (см. Мф.2:1–8 ). Впрочем, вторая часть этого отрывка еще примечательней, чем первая. Михей говорит о том, что упомянутый владыка из Вифлеема будет иметь «происхождение из начала, от дней вечных». Использованное здесь выражение «от дней вечных» можно перевести точнее, как «от вечности». 76 Кроме того, слова «произойдет» и «из начала» – перевод одного и того же еврейского слова, что свидетельствует о намерении Михея подчеркнуть вечную природу грядущего. 77 Форма его выражения в этом месте схожа с утверждением Иоанна Крестителя: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Иисуса Христа Магомет признавал последним пред собой посланником Божиим и несколько сказаний из Евангелия внес в свой Коран в испорченном виде, так как он получил сведения о христианстве не из Евангелия, а из рассказов христиан необразованных. В Коране с большими отступлениями от Евангелия говорится о рождестве Иоанна Предтечи, о рождестве Марии Матери Иисусовой; есть целая глава, девятнадцатая, под именем: Мария; ибо каждая глава в Коране имеет свое название. Мария, посвященная Богу и воспитанная Захарией, зачала Иисуса от духа (то есть по Магомету от ангела) и родила Его в пустыне. Когда люди стали укорять Ее, видя с новорожденным младенцем, Иисус младенец будто сказал им: «Я раб Бога; Он дал Мне писание и поставил пророком», и другое подобное (стр. 257, 258). Магомет говорит, что христиане Марию считают за Бога. По Алкорану Иисус исцелил слепого, прокаженного и воскрешал мертвых (стр. 110). Он был пророк и чудотворец, укрепленный Духом Святым (стр. 14 и 38). Иудеям показалось, что они убили и распяли Его, но они не убили и не распяли Его, а только призрак являлся им. По Магомету, Христос умер естественной смертью, но Бог вознес Его к Себе (стр. 50 и 88). И вот, несмотря на все это, Магомет, рожденный не от духа, подверженный падучей болезни, имевший многих жен, не сотворивший чудес, едва, не отравленный одной из жен, оказался посланником высшим Иисуса Христа! Будто Иисус Христос даже предсказал о пришествии Магомета: некогда Иисус Сын Марии сказал: «Сыны Израиля! Я Божий посланник к вам, для подтверждения закона с для благовестия о посланнике, который придет после Меня, которому имя Ахмед» (стр. 477); то есть, Магомет пророчество Иисуса Христа о ниспослании Св. Духа, отнес к себе. Но Дух Святой обещан и действительно ниспослан апостолам спустя 10 дней по вознесении Господа, а Магомет явился спустя около 600 лет по Р. X. 113 Чтο касается до учения Магомета о будущей жизни; то он утверждал, что блаженство праведников будет состоять в чувственных наслаждениях. «Вот очерк рая, который обещан благочестивым, пишет Магомет; в нем река из воды, не имеющей смрада; реки из молока, которого вкус не изменяется; реки из вина, приятного для пьющих; реки из меда очищенного; там в изобилии плоды и мяса, каких они ни пожелают» (стр. 436 и 450). Они будут жить среди садов и источников, покоясь на расставленных рядами ложах, будут одеты в атлас и шелк, сочетаются с черноглазыми, очистыми (стр. 426, 450).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глава 7. Крестоносцу обещан венец ( «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10)) Видя, что путь креста тернист, тесен и прискорбен, и страшит продолжительностью, Ставрофила впала в великую печаль. Отягощенная малодушием, она уже помышляла было оставить путь, отложить крест, и понесши столько трудов, в одно мгновенье потерять все плоды оных. Но «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13); внезапно воссияла в печальной душе Ставрофилы благодать милосердого Господа, и увеселила ее. «Будь, — сказал ей Ангел, — верна даже до смерти, и даст тебе Господь венец жизни» (Откр.2:1). Прискорбен путь сей, и много скорбей претерпеваешь ты, но не изнемогай: болезни и труды временные ходатайствуют тебе венец вечный. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). СТАВРОФИЛА. Возвеселяют душу мою надежды на неувядаемый венец славы небесной; но увы, силы меня оставляют, и я совершенно изнемогаю. АНГЕЛ. Оставь жалобы. Если не будет искушений, не будет и венца; без подвигов нет и воздаяний, без трудов нет почестей, без скорби и злостраданий нет прощения, как и без зимы не бывает лета. Итак, когда тебя постигают скорбные искушения, знай, что тебе уготовляется венец (Св. Иоанна Златоуст, бесед. 5 к Антиох.). Не искушение ли Иосифа послужило к прославлению его добродетели? Не скорбь ли темницы соделала более светлым его венец чистоты (Св. Амврос. Медиол. на Ев. Лук. Кн. 4. гл. 4). Как во время бури познается искусство кормчего, во время сражения искусство полководца и храбрость воина; так и скорбные искушения являют истинного христианина. СТАВРОФИЛА. Но я немощный воин; изнемогают силы мои; я не могу мужественно вести брань, а тем более победить. АНГЕЛ. Не сопротивляться поучаю я тебя, но терпеть. Венец обещан не тому, кто наносит зло, а тому, кто терпит зло. Побеждать злом, это закон сатанинский. И потому на народных позорищах, совершаемых в честь сатаны, увенчиваются побеждающее. Но на поприще духовном противоположен сему закон раздаяния венцов. Ибо здесь узаконено увенчивать приемлющего на себя, а не наносящего удары. Это поистине небесное поприще, Ангельское зрелище (Исидор Пелусиот. Кн. 2, посл. 669).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Вопрос очень важный. По объяснению наших авторитетнейших многих святых, в данном случае под хулой на Духа Святого разумеется ни что иное, как сознательное противление тому, что я знаю, вижу, убежден, и является истиной. Вот потому-то, что это истина, я и противлюсь этому. Вы помните, когда Синедрион иудейский приговорил Иисуса Христа к смерти после того, как Он воскресил четверодневного Лазаря? То есть когда стало совершенно очевидно, что это не какой-то просто святой или праведник, пророк, а уже ясно, что только Бог может такое сделать. Такого никогда в истории не было. Были воскрешения мертвых? Были. Илья пророк, например. Но четверодневного, о котором родная сестра сказала: «Господи, так он уже смердит». Представляете, жарища 40-50 , четвертый день, объяснения не требуются. Так Синедрион постановил: убить Христа и Лазаря, как свидетеля этого потрясающего чуда, прямо свидетельствующего о том, что это Мессия. Тот долгожданный Мессия, который был обещан устами еврейских пророков, которого они ждали уже столетия многочисленные. Тот Мессия, который был обещан изначала человеческому роду. И вдруг – убить их. Вот это хороший пример, чтобы понять, что такое хула на Духа Святого. Дух Святой в Евангелии часто называется Духом Истины. Т.е. это сознательное противление истине. Так грех даже одного лица самым серьезным образом может повлиять на состояние всего общества. Это была небольшая кучка судей, которые приговорили Христа к смерти. Приговорили. А последствия какие были? Какие ужасные последствия, которые предсказал Христос! Вы знаете, что в 70-м году, когда они восстали, то три римские армии сошлись, в кольцо взяли Иерусалим, и начались ужасы, о которых Христос и говорил: «От начала мира не было такого». Ужасы: любого, кто пытался бежать из этого города, распинали, Иерусалим оказался окруженный лесом крестов. Когда взяли, наконец, штурмом Иерусалим, представляете, какое было побоище? А в Иерусалиме что было? Голод страшный, передают даже так, что иногда матери поедали своих детей. Действительно, как Христос сказал: от начала мира не было такой скорби. А ведь фактически этим грехом против Духа Святого согрешила небольшая кучка людей.

http://pravmir.ru/hochesh-byit-schastliv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010