Иерархия. Хиротония Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Высшие и низшие клирики. Иерархическое священство - богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую. Епископы - преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположении благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. По учению св. Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь. Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан. Диакон помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в алтаре. Согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их.» Высшие клирики, священнослужители, получают благодать священства чрез хиротонию в алтаре. Низшие клирики (иподиаконы, чтецы и певцы) поставляются на свое служение чрез возложение руки епископской, хиротесию, вне алтаря, в храме. Они прислуживают при отправлении богослужения в храме. Избрание на священные степени. «Поставление на священные степени, - по словам профессора И. С. Бердникова. - состоит из двух моментов: избрания и посвящения.» Избрание в Древней Церкви производилось общим голосованием клира и народа, но решающим был голос епископов. Впоследствии в Византии при избрании епископов мирян стал представлять император, Избрание ставленников в пресвитеры и диаконы производилось в Древней Церкви по усмотрению епископа, но с участием клириков и народа. Феофил Александрийский в 7-м правиле так описывает порядок избрания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432383/

На 3-м часе – кафизма 13-я. На 6-м часе – кафизма 14-я; тропарь пророчества (из Триоди), глас 3-й: «Заступник наш...» (см. во вторник 5-й седмицы), 1-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Нищ есмь аз...» (см. во вторник 5-й седмицы), чтение паримии Триоди (см. во вторник 5-й седмицы), 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Блажени людие...» (см. во вторник 5-й седмицы). На 9-м часе – кафизма 15-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю). На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля. На вечерне – кафизма 16-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 5-й: «Поползнувся от праваго пути…» (единожды), ин самогласен дня, глас 8-й: «Из Иерусалима снидох...» (единожды), и мученичен, глас тот же: «Мученицы Твои, Господи...» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечерни во вторник вечера 5-й седмицы); и подобны Триоди, глас тот же: «Брашно любовь творяще...», «Древом древле...», и глас 2-й: «Живоносный Твой Крест...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» вечерни во вторник вечера 5-й седмицы); и стихиры предпразднства Благовещения, глас 4-й – 4 (см. в Минее 24 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Людие: Аминь. Диакон же, став посреди солеи и зря к людям глаголет: Господу помолимся. И ничтоже людем отвещавшим, приемлет архиерей (или иерей) кадильницу и глаголет молитву сию пред святою трапезою, зря к востоку: Боже, приемый Авелевы дары, Ноеву и Авраамову жертву, Аароново и Захариино кадило, приими и от рук нас грешных кадило сие в воню благоухания и во оставление грехов наших и всех людей Твоих. Яко благословен еси и подобает Тебе слава, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И отвещают людие: Аминь. Диакон же входит во святый алтарь южною дверию. И абие певцы начинают пети со сладкопением тропарь: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Архиерей же или иерей кадит святую трапезу трижды с предния страны и отдает кадильницу единому от диаконов. И дает архиерей единому от иерей книгу писаний апостольских, иному же книгу писаний пророческих, сам же, прияв в десницу свою жезл, в шуйцу приемлет святое Евангелие и творит вход, обходя святую трапезу с южныя страны. Аще един есть иерей служай, дает иерей диакону в десную руку святое Евангелие, в щуйцу же писания апостольская, сам же приемлет писания пророческая и держит я у левыя страны персей. И тако творят вход предыдущима лампадома, диакону предходящу иерееви. Исходят же северными враты и идут даже до западныя стены храма, аще же мощно есть, исходят в притвор. Предходят же два диакона со свечами два два, последуют има два иных диакона с кадильницами, паки два два, последуют сим един пресвитер с книгою пророческою, паки же иный пресвитер с книгою апостольскою, последи же всех архиерей. И входят в храм великими дверми, иже суть в западной стене храма. Пришедше же ко аналогию, иже есть на амвоне среди храма, восходит на него архиерей (или иерей) и полагает книгу на аналогий, таже прием от диакона (или пресвитера) святое Евангелие и Апостола, такожде полагает я на аналогии, и идут вси далее даже до ступеней солеи и зде станут, дóндеже скончают певцы тропарь: Единородный Сыне. Пресвитеры и диаконы позади же стоят. Егда же скончают певцы пение, глаголет архиерей или иерей молитву сию в слышание всем, зря к востоку:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прокимен гласа. Апостол – Кор., зач. 135. Аллилуиарий гласа. Евангелие от Лк., зач. 79. Причастен «Хвалите Господа с небес». Глава 3. Суббота мясопустная. Поминовение усопших Служба обычная вседневная в соединении с Триодью. На вечерне, на «Господи, воззвах» – стихиры Октоиха – 3 и Триоди – 3. «Слава» – «Плáчу и рыдаю», «И ныне» – догматик гласа. Вместо прокимна – «Аллилуиа», глас 8-й. Стих 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род». Стих 2-й – «Души их во благих водворятся». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу». На стиховне – мученичен Октоиха, гласа и два мéртвена св. Иоанна Дамаскина . «Слава», глас 6-й – «Начаток ми», «И ныне», глас тот же – «Молитвами Рождшия Тя, Христе», «Ныне отпущаеши». Тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подавáяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего». «Слава, и ныне», Богородичен, глас тот же: «Тебе и стéну, и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу: егоже родилá еси, Богородице Безневестная, верных спасение». На утрене, вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа», глас 8-й. Стих 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи». Стих 2-й – «Память их в род и род». Стих 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь «Глубиною мудрости» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен его. Стихословится 16-я кафизма. Ектения малая обычная. Седальны Октоиха. Затем стихословится 17-я кафизма, то есть «непорочны» на две статии (части). По установившейся практике, в начале пения 17-й кафизмы священнослужители чрез отверстые царские врата исходят к поставленному среди храма панихидному столу. Предстоятель раздает возжженные свечи. Певцы поют на глас 5-й первые стихи 118 псалма, припевая к каждому стиху «Благословен еси, Господи». Затем обычно священнослужители или чтец читают дальнейшие стихи псалма, а певцы припевают тот же припев. Диакон во время чтения 17-й кафизмы кадит панихидный стол (тетрапод). На «Слава» «Аллилуиа» не поется, но конечные слова первой статии. Затем произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Малое каждение. После нее стихословится вторая статия «непорочных» в таком же порядке, как стихословилась первая. Припев 2-й статии: «Спáсе, спаси мя». Тропари по «непорочнах», глас 5-й – «Святых лик обрéте». Каждение всего храма. Затем малая заупокойная ектения. По возглáсе седален, глас 5-й – «Покой, Спасе наш», «Слава, и ныне» – Богородичен «От Девы возсиявый». Псалом 50-й. Канон храма на 6 и Триоди на 8. К тропарям канона Триоди – припев «Покой, Господи, души усопших раб Твоих». Катавасия – «Песнь возслéм, людие». Поется обязательно и 2-я песнь. По 3-й песни – ектения и седальны Триоди. По 6-й песни ектения заупокойная. Малое каждение. Кондак, глас 8-й:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это клир и миряне. Клир – духовенство, т. е. совокупность всех церковно- и священнослужителей. Н. С. Суворов пишет: «Клир есть сословие лиц, получающих особое посвящение... особые благодатные дары и способность к руководству. Церковное руководство выражается в трех направлениях церковной власти: в священнодействии... в учительстве... и в управлении» 37 . Высшие и низшие клирики 38 . Иерархическое священство – богоустановленный институт. Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую. Епископы – преемники апостолов, имеющие через череду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей, которым, по учению святого Иоанна Дамаскина , вручена Церковь . Пресвитер – священник, который по полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии 39 , хиротесии 40 , освящения антиминса 41 и миро. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет 42 вверенных его попечению христиан. Диакон – священнослужитель низшей (первой) степени христианской церковной иерархии. Помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в алтаре. Согласно 39-му Апостольскому правилу «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской (низшая), пресвитерской (средняя) и епископской (высшая). Все они апостольского происхождения и пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней. Помимо высших клириков-священнослужителей, в Церкви существует также институт низших клириков-церковнослужителей. К ним относятся иподиаконы, певцы, чтецы, которые прислуживают при отправлении богослужения в храме. Высшие клирики-священнослужители получают благодать священства через хиротонию (рукоположение) в алтаре. Низшие клирики (иподиаконы, чтецы и певцы) поставляются на служение через возложение руки епископской, хиротесию, вне алтаря в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Священник речет велегласно, Яко свят еси боже наш, и тебе славу всылаем отцу и сыну и святому духу. Дьякон, во веки веков. Певцы поют, Святый Боже. Посем диакон речет, Вонмем. Священник, Мир всем. Диакон. Премудрость. Прокимен: Дивен Бог в святых. Стих: в Церквах благословлю тя, Господи. Апостол к Коринфом послание. Братие вы есте тело Христово ( 1Кор. 12:27–31; 13:1–8 ). Аллилуия, гл. 4. Се ныне что добро или что красно. Стих: Блажен муж бояйся 584 . Евангелие от Иоанна. Во время оно, возвел Иисус очи свои на небо и рече: Отче, ты мя посла в мир. ( Иоанна 17:18–26 ). Таже целуют святое евангелие и сами себе. Таже диакон ектению сию глаголет: Помилуй нас, Боже, по велицей милости. Еще молимся о благоверных князех имрек. Еще молимся о рабех божиих имрек, имрек. Еще молимся за всю братию, за все христианы. Возглас: Яко милостив человеколюбив бог. Таже глаголет поп велегласно. Господи вседержителю, створивый человека по образу своему и по подобию и живот вечный дав ему, изволивыи святыми апостолы Петра и Павла, Филиппа и Варфломея, братиа быти, не юзою рожденною, но верою и любовию, духовною, и сподобивый святая своя мученикы Сергея и Вакха братма быти, благослови рабы своя имрек не юзою рожденою но верою и любовию дружнею, независтно любовию: безблазна да будет в них сила единаго духа о Христе Иисусе Господе нашем. С нимже тебе славу всылаем отцу... Священник, мир всем. Диакон, Главы ваша Господеви. Тажь священник глаголет молитву сию тайно. Господи боже наш, любве свершитель, мирови наставник, всем подаяй же спасение, и любовь свою сверши в нас: да иже туне даровати о Христе Иисусе единароднаго ти сына и бога нашего сподобитися нам приимати любовью и служите самем присно свершен закон Христа твоего со всем дерзновением. Яко милостив щедротами бог еси, и тебе славу всылаем. Тажь иерей взглашает, О сподоби нас, Владыко, с дрзновением. Людие, Отче наш . Возглас, Яко твое есть царство. Тажь взглашает велегласно, Вонмем, Преждесвященная святая святых. Людие, Един свят. Тажь причащает их, руце разрешив.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 1-й: «Приидите, вернии...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга приидет...», 1-й лик – тропарь, глас 4-й: «Слыши, Небо, и внуши, земле...». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой...», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 5-й: «Приидите, христоноснии людие...», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь. По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Из чрева прежде денницы родих Тя...»; стих: «Рече Господь Господеви моему...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (главы 7 и 8). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 304). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 3). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предварят...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил...». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (109-го, 110-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ради рождейся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-05/

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Отроча родися нам…»; стих: «Егоже начальство бысть на раме Его». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Варухова чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (главы 3 и 4). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Галатом послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Гал., зач. 208). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Луки святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Лк., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благословен…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…». Чтец : «Приидите, поклонимся…» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (71-го, 131-го и 90-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не имамы дерзновения…». Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 1-й: «Приидите, вернии…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга приидет…», 1-й лик – тропарь, глас 4-й: «Слыши, Небо, и внуши, земле…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 5-й: «Приидите, христоноснии людие…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-06/

По молитве диакон глаголет: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую... Возглас: Яко Твоя держава... Начинаем вторую статию литии и поем ин тропарь, глас тойже. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. По тому же чину поет канонарх или возглашает предстоятель псалом 101 по два стиха за един. Певцы же припевают к ним тропарь. Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Не отврати лица Твоего от Мене, воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое; воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася, уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея, яко вознес низвергл мя еси. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, вовек пребываеши, и память Твоя в род и род. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его и персть его ущедрят. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона и явится во славе Своей. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их, да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1я канона стихословится от стиха: «Господеви поем…» до «Огустеша, яко стена…» (по Ирмологию ). После стиха «Огустеша, яко стена…» поется ирмос канона Минеи. Певцы – стих : «Рече враг…». Чтец – 1й тропарь канона Минеи. Певцы: «Послал еси дух Твой…». Чтец – 2й тропарь . Певцы: «Кто подобен Тебе…». Чтец – 3й тропарь. Певцы: «Простерл еси…». Чтец – 4й тропарь. Певцы: «Утешил еси…». Чтец – Богородичен канона. Певцы: «Тогда потщашася…». Чтец – 1й и 2й тропари первого трипеснца Триоди (за один). Певцы: «Нападет на ня…». Чтец – 3й тропарь. Певцы: «Дондеже пройдут…». Чтец – 4й тропарь. Певцы: «Введ, насади я…». Чтец – Богородичен 1го трипеснца. Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век…». Чтец – 1й тропарь 2го трипеснца Триоди. Певцы: «И наведе на ня…». Чтец – 2й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Единице простая…». Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим…». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – тропарь: «Колесница огненная…». Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде…». Затем на катавасию поется ирмос 2го трипеснца Триоди, глас 2й: «Грядите, людие…». Примечание. Песнь 2я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы. Песнь 3я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1й песни певцы – стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец – 1й тропарь канона. Певцы – стих: «И даст крепость…». Чтец – 2й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи. Певцы – ирмос 3й песни Минеи (в данном случае – глас 4й: «Не мудростию, и силою…»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия. По 3й песни – ектения малая. Седален преподобного, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Песнь 4я (из Минеи). Певцы – ирмос 4й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1й тропарь.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010