Библиография. Труды святителя Луки 1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) . Дух, душа [и] тело. Сыктывкар, 1993; Симферополь, 1995; М., 1997. 2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) . « Я полюбил страдание...» Автобиография. М., 1995 4 . 3. Архиепископ Лука (проф. В.Ф. Войно-Ясенецкий). Моя жизнь во Христе. Мемуары. [Автобиография]. СПб., 1996. 4. Лука, архиепископ Красноярский. Кровавый мрак фашизма. Проповедь. – Журнал Московской Патриархии. 1943, 4. 5. Лука, архиепископ Тамбовский. Памяти Святейшего Патриарха Сергия. – Журнал Московской Патриархии. 1944, 8. Документы и исследования Архивные материалы 6. Архив Белогорского благочиния при Свято-Никольском храме. Переписка с Епархиальным управлением. Архиерейские у казы.1948–1959. 7. Архив Крымской епархии. Материалы Комиссии по канонизации архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). 8. Архив Крымской епархии. Рапорт архиепископа Луки 380 от 11 ноября 1950 г. 9. Архив Московской Патриархии. Личное дело архиепископа Луки. 10. Архив Московской Патриархии. Личное дело архиепископа Луки. Письмо протопресвитеру Николаю Колчицкому от 14 июня 1942 г. 11. Архив Московской Патриархии. Личное дело архиепископа Луки. Письмо митрополиту Сергию от 9 ноября 1942 г. 12. Архив Московской Патриархии. Личное дело архиепископа Луки. Прошение в Св. Синод архиепископа Красноярского Луки от 15 октября 1943 г. 13. Архив Московской Патриархии. Личное дело архиепископа Луки. Отчет о состоянии Красноярской епархии за 1943 год. 14. ГАРФ, ф. 6691, оп. 2, д. 225, л. 7–11. 15. ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 4, л. 24–26. 16. Крымский государственный архив, ф. 721, с/р-2647, оп. 1, д.4. Архивные материалы 17. Вострышев М. Донос из Крыма. – Православная Москва. 1995, (53). 18. Грекова Т. Два служения доктора Войно-Ясенецкого. Наука и религия. 1986, 8. 19. Кассирский И.А. Воспоминания о профессоре В.Ф. Войно-Ясенецком. – Наука и жизнь. 1989, 5. 20. Крестный путь патриарха Сергия: документы, письма, свидетельства современников (к 50-летию со дня кончины). Отечественные архивы. 1994,

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Епископ Бачский Ириней: Епископ Артемий еще не преступил Рубикон раскола, хотя уже встал на его берег Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа Бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! 30 июля, 2010 Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа Бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! Напомним, что 4 мая Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви большинством голосов принял решение об «умировлении», т. е. почислении на покой епископа Артемия (Радосавлевича). В феврале этого года Синод Сербской Церкви отстранил владыку Артемия от управления Рашско-Призренской епархией из-за финансовых злоупотреблений в епархии, а конечное решение о его судьбе оставил на усмотрение Архиерейского Собора как высшего церковного органа. Епископ Бачский Ириней заявил, что после того заседания Синод невольно и вопреки традициям был вынужден наряду с принятием канонических решений выдвинуть и уголовное обвинение и потребовать от соответствующих государственных органов возбуждения уголовной ответственности в отношении лиц из окружения епископа Артемия, причастных к выявленным злоупотреблениям в финансово-экономической деятельности епархии. В ходе изучения епархиальной документации было установлено, что архимандрит Симеон (Виловский), секретарь владыки Артемия, самовольно брал средства из фонда НВО «Майка Юговича», предназначенного для финансирования четырех народных кухонь, и тратил эти средства на личные цели. Предлагаем Вашему вниманию официальное, а также личное письмо епископа Бачского Иринея Пашко-Призренскому епископу на покое Артемию.

http://pravmir.ru/episkop-bachskij-irine...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символы веры 30.07.2007 327 Время на чтение 3 минуты Признаюсь, сам я к церковным вопросам отношусь, что называется, без фанатизма. Впрочем, это сугубо личное чувство нисколько не мешает мне понимать, что люди на свете существуют разные, способные впадать в любые крайности. Вот и разгорелся, кажется, уже самый настоящий скандал, дошло даже до призывов привлечь к уголовной ответственности нобелевского лауреата академика Виталия Гинзбурга. Что же произошло? Десяток академиков РАН написали президенту открытое письмо о " клерикализации российского общества " . Дескать, православная церковь, хоть и отделена от государства де-юре, де-факто с ним сращивается. Примерно те же слова прозвучали и со стороны Общественной палаты. На мой взгляд, применительно к нашей стране нападки эти кажутся довольно странными, ведь близость Церкви к верховной власти заложена в самой нашей исторической традиции. И в имперский период никто предстоятеля Церкви не избирал, правил назначенный царем Синод, за что еще Петру Первому надо сказать спасибо. Церковь во все времена была сложная, важная, во многом государствообразующая машина, и ничего страшного я в этом не вижу. Да и какую страну ни возьми, даже самую что ни на есть светскую, влияние Церкви на общественное устройство переоценить трудно. И в исламе, и у католиков, чьи заявления о совершенной самостоятельности Святого престола не должны заслонять истинное положение дел, Церковь - один из важнейших государственных институтов. Так устроен мир, так почему же нас это так пугает? Потому, что патриарх Алексий II поддерживает президента? Неужели если бы он, напротив, постоянно критиковал власть, кому-то стало бы легче? Да, сегодня мнение официальной Церкви совпадает с мнением правительства. Конечно, меня могли бы раздражать свечки в руках практически всех наших высших чиновников, то рвение, с которым они начали вдруг посещать храм в дни православных праздников. Но как человек, достаточно поживший, я отношусь к этому вполне терпимо. Каждая бюрократия живет, подчиняясь собственным законам. У советской они были одни, у западной другие, у нынешней российской - третьи. Если этими правилами предписано посещать Божий храм - да пожалуйста! А искренне они там стоят, не искренне - в конце концов, взаимоотношения с Богом - личное дело каждого. И никто не дал нам права кого-то обсуждать, а тем более осуждать. Так что пускай в церковь ходят. Проблема в том, чтобы бюрократия делала то, что ей по должности предписано, чтобы коррупции в стране стало наконец поменьше. Но на это, к сожалению, никакая религия повлиять не в состоянии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрийкина перверсия, или о честности протодиакона Кураева 09.01.2014 4015 Время на чтение 3 минуты Каким постом, молитвами, воздержанием мы приуготовляли путь Господу, чтобы воспеть явившемуся Солнцу Правды Христу: С нами Бог! Чтобы в Святейшую Рождественскую ночь слухом услышать, очесами узреть, душой и сердцем уразуметь радостную весть о Боговоплощении: Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Не для того, чтобы предатель предавал, скверный сквернился, кощунник кощунствовал. Не для того, чтобы сегодняшние христоненавистники, ухмыляясь, потирали руки: «Андрийка наш хорошо грязью поливает. Пусть они православные в свой праздник передерутся, похулим имя Божие. Тогда богохульно сплясали и сейчас спляшем». Как известно, несчастным плясуньям уготовлен вечно-печальный конец (если не покаются), не двушечка, а вечность. С комсомольским задором бывший профессор заговорил о «честности». Бесы болтают ногами, - как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), книги которого скандальный протодиакон рекомендует подальше убрать на полку. Клеветой на святых он давно «прославился»: на святого Предтечу Иоанна, на святых Царственных мучеников, на святую праведную Матрону Московскую. Так вот, теперь о дьявольской «честности». Протодьяконом опубликовано открытое письмо содомита. Аллюзия – письмо из преисподней. Вероятно там таких писем множество. На либерального священнослужителя и на предателя в рясе (что одно и то же) века не хватит. И вся честность в одном: «Почему Вы, заступившийся, хотя бы частично, за пусек, почему Вы ничего не скажете ничего о идиотской травле геев, какой не было и в СССР … Ладно, я знаю, что не наследую Царствия Божиего, но ведь, согласитесь, это мое личное дело. Я рискую только тем, что окажусь в аду с такими малосимпатичными лицами, как " блудники просто, идолослужители, прелюбодеи, малакии (а таковых, насколько я понимаю, уж настолько много, что и сосчитать нельзя), воры, лихоимцы (осужденные или нет?), пьяницы (ну уж тут вы меня не смешите, треть России сюда прикатит), злоречивые (да уж ладно, стерпим), хищники (а вот кто это такие, я даже и понять не могу, думаю, что и Вы тоже). Я знаю, что не наследую Царства Божия только потому, что я родился геем, и я с этим смиряюсь» (из открытого письма извращенца, опубликованного протодиаконом Кураевым).

http://ruskline.ru/special_opinion/andri...

Марина Чижова Скачать epub pdf «Самый маленький, а будет архиереем» Александр Жадановский (мирское имя святителя) происходил из священнической семьи. В храме Рождества Пресвятой Богородицы города Чугуева Харьковской губернии по очереди настоятельство сменяли несколько поколений рода Жадановских. В их числе был и отец епископа Арсения Иван Андреевич . Сын Александр родился в его семье 6 марта 1874 года в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Трое из четырех братьев мальчика впоследствии тоже стали священниками. В возрасте 10 лет Александр поступил в Харьковское духовное училище. Во время его обучения здесь произошел примечательный случай: однажды училище посетил архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарёв). Нужно сказать, что Александр среди других учеников отличался своим малым ростом. Однако именно его выделил архиепископ, поставил перед другими и сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Ему эти слова запомнились, хотя никто тогда им не придал никакого значения. Письмо от Иоанна Кронштадтского После училища в 1888 году Александр Жадановский продолжил свое духовное образование в Харьковской семинарии, по окончании которой в 1894 году он преподавал Закон Божий в приходской школе вместо своего отца. Далее он получает должность надзирателя в Сумском духовном училище. Уже тогда Александр серьезно задумывался о монашестве, хотя вопрос этот для него не был еще решен окончательно. И когда сильно заболел отец Александра, он уже был готов принять настоятельство в том самом Рождество-Богородичном храме, где служило не одно поколение священников из его рода. Но для этого нужно было жениться. И тогда Александр решается написать письмо отцу Иоанну Кронштадтскому , прося его молитв о здоровье отца и вкратце объясняя свое личное положение. На ответ молодой человек особенно не рассчитывал, надеясь хотя бы на то, что отец Иоанн помолится о нем и об его отце. Но известный Кронштадтский пастырь, к его радости и удивлению, ответил. В письме он благословлял Александра на монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827, посад Воронок Стародубского у. Черниговской губ.- 23.02.1907, Белая Криница, Австрийская империя (ныне Черновицкой обл., Украина)), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии , публицист. Род. в семье купца 3-й гильдии, беглопоповца . В 19 лет поселился в келье при доме отца, занявшись помимо молитвенного правила изучением «старопечатных, уважаемых старообрядцами книг». В 1851 г. ушел за границу, ок. года жил в Молдавии, где познакомился с сочинениями инока Павла (Великодворского) , апологета Белокриницкой иерархии. Желая установить личное знакомство с ним, отправился в Белокриницкий мон-рь (см. в ст. Белая Криница ). Архимандритом мон-ря Аркадием (Ивановым) был пострижен в монашество, в 1853 г. Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) рукоположен во диакона, вскоре возведен в сан архидиакона. В 1855 г. переселился в Тисский мон-рь. В 1857 г. по приглашению Владимирского архиеп. Антония (Шутова), главы российских старообрядцев белокриницкого согласия, приехал в Москву. 20 сент. 1858 г. архиеп. Антонием совместно с Казанским и Вятским еп. Пафнутием (Шикиным) рукоположен во епископа. Специально для П. была учреждена Коломенская кафедра, т. к. предполагалось, что он станет помощником Московского архиепископа: П. должен был ездить по России и поставлять старообрядческих священников, «в Москве же не объявлять себя епископом и удаляться от службы, а ежели необходимость заставит, то служить без омофора (священническим чином.- В. Б.)». Поскольку Московская старообрядческая кафедра еще не была учреждена, для временного управления делами в Москву приехал представитель Белокриницкого митрополита Браиловский еп. Онуфрий (Парусов). П. получил от Онуфрия разрешение совершать богослужения в Москве «в омофоре, по-епископски», начал служить, говорить проповеди и вступил в борьбу с архиеп. Антонием за Московский престол (Переписка раскольнических деятелей. М., 1899. Т. 3. С. 199-201). В 1860 г. П. отправил архиеп. Антонию письмо, извещая, что слагает с себя сан. Письмо разбиралось 23 июня 1860 г. на заседании совета епископов (присутствовали помимо П. архиеп. Антоний, епископы Афанасий (Кулибин) Саратовский и Онуфрий), П. просил благословения удалиться в мон-рь. Ему разрешили поселиться в мон-ре без права на епископское служение. П. решение не признал. Ради примирения архиеп. Антоний отказался от присланной ему митр. Кирилом грамоты с благословением занять Московский престол. 7 июля на 2-м заседании совета П. отказался от Коломенской кафедры и просил разрешения уйти «на уединение»; благословение было дано.

http://pravenc.ru/text/2579818.html

     В предыдущей статье о Послании к Колоссянам («Православная вера», 17(589)) был затронут вопрос об отношении апостола Павла к рабству. Интересно, что среди Павловых посланий есть одно, полностью посвященное отношению господина к рабу. Поэтому, немного нарушая последовательность, обратимся к самому маленькому из текстов апостола Павла — Посланию к Филимону. Кто такой Филимон? Письмо к Филимону состоит всего из одной главы. Смысл письма предельно прост: Павел просит не наказывать Онисима — раба, сбежавшего от Филимона. Но не следует думать, что если текст простой, значит, он не очень интересный. Послание к Филимону очень ярко раскрывает умение апостола Павла тонко и одновременно красочно аргументировать свою позицию. Но обо всем по порядку. Согласно тексту послания, Филимон был богатым христианином, проживавшим или в Колоссах, или неподалеку (прямо место жительства не указано, но восемь из десяти имен, упомянутых в этом послании, упоминаются также и в послании к Колоссянам). Филимона знали как добродетельного человека, оказывавшего помощь странникам, бедным христианам и, возможно, предоставлявшего дом для собраний местных верующих. Об этом было известно и Павлу: Мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых (Флм. 1, 7). Вот тут и начинается самое интересное… Но сначала следует более подробно описать ситуацию, хорошо знакомую апостолу Павлу и его адресату, но не знакомую нам. В полной власти Как человек в древнем мире оказывался рабом? Рабами могли стать пленники, захваченные во время боевых действий; должники, не имевшие возможности выплатить долги; люди, похищенные работорговцами и проданные затем в рабство. Дети, родившиеся в семьях рабов, также становились рабами. Рабов имел каждый более или менее состоятельный римлянин. Людей, находившихся в рабстве, было довольно много, и в социальной иерархии того времени они занимали самое низшее место. При этом их личное положение могло быть буквально противоположным. Самая незавидная участь была у тех из них, кто трудился на рудниках и в каменоломнях, а также у закованных в цепи гребцов на кораблях. Рабы, исполнявшие обязанности домашней прислуги, находились в куда более лучших условиях. «Верхушку» же составляли образованные рабы — они могли быть домоправителями или учителями детей господ. Эти люди получали плату за труд и чаще всего рано или поздно обретали свободу, переходя в число вольноотпущенников. Однако независимо от должности рабы находились в полной власти господина. Римские законы запрещали наказывать и казнить рабов без какой-либо веской причины, но это не меняло жестокого отношения ко многим из них.

http://pravoslavie.ru/107128.html

Глава 16 Заключение послания: распоряжения, известия и приветствия (1–24) 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых по­ступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько по­зволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я при­ду. 1Кор.16:3 .  Когда же при­ду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставле­ния вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если при­лично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. «Сбор для святых» или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. 2Кор. 8:4, 9:1, 12 ) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, – а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы – всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. Иак. 2:6, 5:1–6 ). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах ( Гал. 2:10 ; Деян. 11:27–30 ), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. – «В первый день недели». т. е. в каждый первый день по истечении недели, или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. Деян. 20:7 ). – «С письмами», т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολα имеет значение латинского litterae=письмо). «Если прилично будет». Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении. 1Кор.16:5 .  Я при­ду к вам, когда прой­ду Македонию; ибо я иду через Македонию. 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, по­живу, или и пере­зимую, чтобы вы меня про­водили, куда пойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тоталитаризм и русофобия – нормы церковной политики в Литве Митрополит Виленский Иннокентий обвинил власти во вмешательстве во внутренние дела православной общины страны 23.09.2022 1135 Время на чтение 3 минуты Фото: Saint-Petersburg Theological Academy Глава Виленско-Литовской епархии Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Иннокентий считает действия светских властей республики, вмешивающиеся в дела веры и осуществляемые за спиной епархии, тревожными для верующих, сообщает литовский портал Sputnik со ссылкой на епархиальный сайт . Поводом для столь резкой реакции главы православной общины Литвы стала встреча делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Литвы Мантасом Адоменасом с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Как писала «Русская народная линия» эта встреча состоялась 19 сентября с.г. МИД Литвы проинформировал, что в ходе встречи стороны «обсудили служение Матери-Церкви», ситуацию в Православной церкви в Литве, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Митрополит Иннокентий заявил, что действия властей вызывают крайнее сожаление и внушают тревогу, поскольку вновь вопросы, касающиеся православной общины страны, решаются за ее спиной и без ее участия. «При этом общественность не информируется о предпринимаемых властями шагах и их целях», — отметил он. «Мы считаем, что обеспечение церковного мира в стране – это наше общее дело, и здесь священноначалие Виленско-Литовской епархии полностью открыто к диалогу. В то же время мы не можем согласиться с вмешательством государственных властей во внутренние дела Церкви», — подчеркнул митрополит Иннокентий.  По его словам, защищая интересы маленькой группы верующих, конфликтующих с законной православной иерархией, власти не должны пренебрегать интересами абсолютного большинства православных, которые и не помышляют о смене церковной юрисдикции, говорится на сайте Виленско-Литовской епархии. Также глава епархии заявил, что не получил ответа на свое отправленное в мае личное письмо к премьер-министру с предложением о встрече, и отметил, что именно открытый диалог между государством и канонически законной православной иерархией помог бы снять растущую напряженность.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/23/to...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ [Греч. Νικηφρος Κλλιστος Ξανθπουλος] (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335, К-поль), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель. О его жизни известно крайне мало. Даты рождения и смерти Н. К. К. неизвестны и устанавливаются предположительно. Н. К. К. учился и большую часть жизни работал в патриаршей школе при соборе Св. Софии, был священником соборного клира; здесь же пользовался богатой б-кой (PG. 145. Col. 609). Расцвет его творчества приходится на 2-ю половину правления визант. имп. Андроника II Палеолога (1-я четв. XIV в.), к-рому Н. К. К. посвятил свой главный труд - «Церковную историю». Как преподаватель риторики для своей работы Н. К. К. составил прогимнасмы, сборник учебных упражнений ( Glettner. 1933) и др. Он был дружен с ученым и политиком Феодором Метохитом , к-рый посвятил Н. К. К. одну из своих поэм ( Cunningham, Featherstone, Georgiopoulou. 1983). Н. К. К. также состоял в переписке с крупными деятелями визант. культуры - Михаилом Гаврой, Никифором Хумном; ок. 1300 г. ему было отправлено письмо от Каллиника, архимандрита мон-ря Кузина в Иерусалиме. Визант. ритор Мануил Фил посвятил Н. К. К. неск. похвальных слов, Феодор Метохит - одно. Вероятно, незадолго до смерти Н. К. К. принял монашеский постриг с именем Нил. Писательское наследие Н. К. К. весьма значительно. Наряду с «Церковной историей» сохранилось много небольших сочинений Н. К. К., отражающих широту его профессиональных и научных знаний. Вместе с тем труды Н. К. К. изучены далеко не в полной мере: нет научно-критического издания «Церковной истории», многие прочие труды оценены фрагментарно, ряд работ не издан. Остается во многом неясным, существовала ли у Н. К. К. некая идея, объединяющая столь разнородные произведения, насколько их материал отражает личное мировоззрение автора, или же он работал, в основном лишь ориентируясь на вкусы своих заказчиков из ведомства К-польской Великой ц. и имп. двора. Сочинения « Церковная история»

http://pravenc.ru/text/Никифор Каллист ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010