Отдел первый: происхождение и история Литургии Божественная Литургия «Велия благочестия тайна», Воплощение Сына Божия, «таинство, от века утаенное и несведомое ангелом», обновляется в литургической жизни христиан ежедневно в евхаристическом священнодействии. Евхаристия была, есть и будет центральным нервом христианской жизни. Если в наше время евхаристическая жизнь ослабела настолько, что мы утратили почти совершенно подобающее евхаристическое сознание и относимся к совершающейся в храмах Божественной Литургии, как к одному из обрядов, и почитаем служение благодарственного молебствия или акафиста чуть ли не более важным в богослужении, то во времена подлинной церковной жизни было не так. Евхаристия в сознании древних византийцев и москвитян до XV-XVI вв. была основой и завершением всей богослужебной жизни. Последующая жизнь докончила постепенно совершавшийся процесс расцерковления быта. Всё то, что концентрировалось около Евхаристии, как центра богослужебной жизни, все таинства, молитвословия и чинопоследования Православной Церкви постепенно превратились в сознании христиан в частные требы, стали частным делом данного человека, данной семьи, до которого соборному сознанию общины, казалось бы, нет и дела. Между тем, как во времена древнейшие, апостольские, так и в период роста и расцвета церковного сознания, в Византии, да и в древней Руси дело обстояло не так. Всё, совершавшееся в церковной и храмовой жизни христиан, концентрировалось около Литургии, связывалось с ней, включалось в ее состав. Действительно: уже во времена седой древности христианства крещение катихуменов совершалось во время Литургии, во дни, особо для того предназначенные, как-то: Пасха, Рождество, Богоявление и некоторые другие. О таких «крещальных Литургиях» говорят писатели II и последующих веков (св. мч. Иустин Философ , Сильвия Аквитанка и др.). Брак и елеосвящение также включались в состав Литургии; венчание совершалось до евхаристического канона, вероятно, во время литургии оглашенных, приблизительно, около времени чтения Апостола и Евангелия, и после молодые причащались Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Скачать epub pdf Опыт служения дает нам возможность почувствовать, что, прежде всего, человек – существо литургическое. Он был создан, чтобы служить. Дарить себя и весь мир Богу с благодарностью, славословием и любовью. И в этом непрестанном дарении-жертве-служении соединяться с Богом, освящаться и жить. Разумность, независимость и другие царские качества были даны человеку не случайно. Они дают ему возможность находиться в литургических взаимоотношениях с Троичным Богом. В этом литургическом приношении человек действует “по образу Божьему” и постепенно возвышается к “подобию”. Жизнь человека в Раю – это Божественная литургия. Человек служит Святой Троице вместе с ангелами. Впав в себялюбие, человек утратил способность с благодарностью дарить себя и мир Богу и принимать участие в Райской литургии. Добровольно отлучившись от Райской литургии, человек оказался и на земле без литургии. Как “образ Божий” он перестал существовать. Но какие-то остатки и искры этой способности к литургии, имевшей место до грехопадения, остались в нем. Они подвигли его приносить жертвы и воздавать почести Богу. И даже в самом лучшем случае это служение было не полноценным, а лишь некой тенью настоящего служения. Оно не вело человека к совершенному общению и единению с Богом. Не дарило ему Духа Святого. Не избавляло от смерти. Но, тем не менее, взращивало в нем стремление к истинной Божественной литургии. Именно эти стремление и мечта давали надежду человеку, пребывающему во тьме и находящемуся в тени смерти. Любовь Небесного Отца не могла оставить человека без литургии, устроив воплощение Слова. Иисус Христос , Великий Архиерей, положил начало новозаветному сослужению. Новозаветную литургию мог начать лишь Иисус Христос , ибо только Он обладал способностью всецело отдать Себя и весь мир Троичному Богу. Жрецы существовали и во времена Ветхого Завета. Но не было жертв. Иисус Христос же олицетворяет собой совершенную жертву и совершенного жреца. Непорочного Агнца Божия, берущего на себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Конспекты лекций по литургике Я буду читать вам тот курс, который в расписании обозначен одним кратким словом — «Литургика». Понятно, что слово это является однокоренным со словом «литургия». Вероятно, нет нужды напоминать о том, что в переводе с греческого языка слово «литургия» (а значит и родственное слово «литургика») означает «общее дело». Предметом литургики в самом широком смысле слова является общественное церковное православное богослужение. Итак, литургика — это наука о богослужении. Но понятие это очень широкое, поскольку литургическими аспектами пронизана вся жизнь Православной Церкви. Если мы будем говорить о Священном Писании, то вспомним, что это есть слово Божие, данное Церкви и обращенное к каждому из ее членов. Прежде всего мы слышим Св. Писание в церкви, за богослужением. Такой раздел богословского знания, как догматика (догматическое богословие), устанавливается и раскрывается Церковью. Приложения, которые имеют догматы, реализуются и актуализируются в литургической жизни Церкви. Поэтому фактически все, что мы ни возьмем, любое богословие, — церковно, а значит литургично. Тот курс, который буду читать я, точнее было бы назвать курсом изучения Богослужебного устава. Мы будем рассматривать прежде всего чинопоследование общественного церковного богослужения. Период Октоиха Я буду читать вам тот курс, который в расписании обозначен одним кратким словом — «Литургика». Понятно, что слово это является однокоренным со словом «литургия». Вероятно, нет нужды напоминать о том, что в переводе с греческого языка слово «литургия» (а значит и родственное слово «литургика») означает «общее дело». Предметом литургики в самом широком смысле слова является общественное церковное православное богослужение. Итак, литургика — это наука о богослужении. Но понятие это очень широкое, поскольку литургическими аспектами пронизана вся жизнь Православной Церкви. Если мы будем говорить о Священном Писании, то вспомним, что это есть слово Божие, данное Церкви и обращенное к каждому из ее членов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Скачать epub pdf Литургия верных – Еще в начале 90-х годов после «Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии» можно было заметить людей, покидающих храм: некрещеные знали, что им нужно уйти. Сейчас этого не стало: то ли все уже крещены, то ли просто перестали значение этому придавать. А для ранних христиан это было принципиально – чтобы при принесении бескровной жертвы присутствовали только те, кто родился уже во Христе? – Полагаю, да. Более того: в греческих храмах той эпохи оглашенные могли пребывать только в специальном притворе, не там, где совершалась Евхаристия. И, когда она совершалась, диаконы закрывали двери основной части храма, чтоб никто из оглашенных не вошел. Отсюда (забежим немного вперед) возглас диакона «Двери, двери, премудростию вонмем», говорящий о том, что сейчас происходит священнодействие и присутствовать должны только верные. – В начале Литургии верных звучит Херувимская песнь – таинственная, волнующая, трогающая даже тех, кто очень мало еще знает о смыслах богослужения. Почему ее поют именно в этот момент? – Уточним: Литургия верных начинается двумя небольшими ектениями, первая из которых – «…да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Вторая представляет собой мирную ектению в сокращенном виде, содержит четыре ее начальных и два заключительных прошения. А Херувимская – довольно древний гимн, датируемый примерно VI веком. Почему он поется именно в начале Литургии верных? Потому что в нем говорится о том духовном состоянии человека, которое необходимо для участия в Таинстве Евхаристии. Не все знают, что Херувимская песнь в чинопоследовании Литургии разделена на две части. А чтобы понять смысл первой части – «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…», нужно знать, что «херувимы» здесь – вовсе не подлежащее. Слово «херувимы» стоит в винительном падеже, который в данном случае совпадает с именительным. Подлежащее в этой фразе скрыто, а смысл ее таков: мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Вторая часть Херувимской песни говорит о том, ради чего мы должны отрешиться от житейского: «Яко да Царя всех подымем», чтобы принять Царя всех. Профессор Николай Дмитриевич Успенский , разбирая глагол «подымем», приходит к выводу, что наиболее точный перевод его – примем Царя всех. Но вторая часть поется, уже когда священник, предваряемый диаконом, входит в алтарь и предложение Честных Даров помещается на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Предисловие Сергей Иосифович Фудель родился в Москве 13 января 1900 года (31 декабря 1899 года по старому стилю). Отец его священник Иосиф Фудель через всю свою жизнь пронес горение истинно христианской души и сумел передать его своим детям. С детства и до самой смерти Сергей Иосифович был в Церкви, и его жизнь принадлежит ей. Почти полная потеря связи с прежней Россией во всех сферах жизни — это роковая черта сегодняшней русской действительности. И самым трагичным, конечно, является разрыв духовной преемственности. Уже и в Русской Церкви заметно исчезает ощущение непосредственной связи с ее недавним еще прошлым. Ни мучеников, ни их подвига большая часть сегодняшних христиан не понимает, так как не знает их духа и не способна по-настоящему оценить его. Знаменательно, что этого никто почти не замечает ни в России, ни на Западе. Сергей Иосифович Фуделъ не писал церковную историю XX века, но был участником ее событий. Судьбы Церкви стали его жизнью. Революция, страшные, но исполненные подвигом годы церковного правления святого Патриарха Тихона, трагическая церковная смута, катакомбная церковная жизнь — все эти пути были пройдены им. Он трижды сидел в тюрьмах, отбывал ссылки вместе со многими крупнейшими церковными деятелями, со многими мучениками. Он впитывал дух тихой, гонимой русской святости, на протяжении всей своей жизни, подобно пчеле, собирая ее крупицы на быстро оскудевавших церковных полях. И этим подлинным духом наполнены его сочинения, что делает их столь драгоценными сегодня. Все, что писал Сергей Иосифович, проходило горнило его собственного духовного опыта, несет в себе свидетельство о духе времени и о Церкви. Его сочинения не открывают, вероятно, столь много новых страниц в богословской науке, как у богословов на Западе (в частности, русских), они, наверное, не блещут той ученой эрудицией, но, читая “Записки о литургии и Церкви”, написанные Сергеем Иосифовичем, легко почувствовать, как служили литургию в тюрьмах новые русские священномученики, можно приобщиться и научиться их трепету и умилению, их страданию и торжеству их святости. Кажется, что святоотеческие толкования литургии, положенные в основу работы Сергея Иосифовича, написаны не сотни, не тысячу лет назад, а теперь, нашими современниками, каждое это слово скрепившими своей кровью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сортировать по Исключить новости О том, что православным христианам необходимо часто причащаться Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан… 27 июля, 2012 Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан… Из «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением. 1. Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, — это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих — это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни. Но поскольку эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться (как говорит Апостол, духа не угашайте (1Фес.5:19)), а должна быть постоянной и непрерывной, дабы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (по тому же Апостолу), то есть чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес, — с необходимостью, таким образом, требуется, чтобы было постоянным и то, что ее составляет, то есть Божественное Причащение. И в другом месте Господь говорит повелительно: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:5З). Из этих слов становится ясно, что Божественное Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Поскольку то же самое двойное повеление, которое Он сказал о Крещении, Он сказал и о Божественном Причащении. О святом Крещении Он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). И о Божественном Причащении подобным же образом: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить и без Божественного Причащения. Однако поскольку эти два [Таинства] имеют то различие, что Крещение происходит один раз, а Божественное Причащение совершается постоянно и ежедневно, отсюда делается вывод, что в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во-первых, оно должно совершаться, а во-вторых, совершаться постоянно.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-pravoslavny...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Вопросы и ответы Вы упомянули слово Апостола о том, что «духи пророческие послушны пророкам». Но я знаю многих монахов, и не только монахов, которые не могут сдержать своих слез, не только в келлии, но и во время Божественной Литургии. Как им сдержать это состояние, чтобы не быть замеченными другими? Я узнал от своего отца в Господе, Отца Софрония, что на Святой Горе отцы не позволяли молодым иеромонахам, например, плакать во время Литургии. Это было позволено только старым игуменам или старым епископам, но не молодым. Истинная пророческая жизнь является смиренной жизнью, которая не допускает, чтобы было видно хоть какое-либо внешнее проявление благочестия, так как мы не хотим провоцировать совесть ближнего. Поэтому литургическое служение и служение в церкви, в целом, должно быть нейтральным. Потому что, например, нас может быть сто людей, присутствующих на службе, но, скажем, из этих ста десять или пятнадцать, или двадцать человек провели ночь в молитве, и приходят на Литургию с определенным расположением сердца и определенной напряженностью молитвы, тогда они хотят продолжить свою внутреннюю духовную работу в том духовном, внутреннем тайном месте, о котором я говорил, не смущаясь. Однако если чтение и служение имеют очень личный тон и характер, становится очень трудно, тем, кто имеет внутреннюю молитву, стоять на службе и продолжать свое предстояние перед Господом. Мы должны сделать все возможное, чтобы наше поведение, когда мы находимся с братьями, оставалось незамеченным. Таким образом, из христианской любви мы стараемся отдать ближнему все место, не узурпировать его место. Мы должны быть осторожны и не проявлять свое внутреннее состояние перед братьями, чтобы не провоцировать их совесть. Потому что все монахи и монахини принесли одинаковую жертву: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6, 14 ). И когда мы пытаемся показать, что являемся лучше других, то не делаем ничего другого, как только бесчестим их жертву перед Богом. А это может зародить в ближнем либо печаль, либо зависть, и мы должны сделать все, чтобы защитить совесть ближнего. Но если мы готовимся к Литургии заранее и каемся перед Богом, тогда мы приходим на Литургию с подготовленным сердцем, и молитва может совершаться с силой в наших сердцах, но внешне мы совсем не должны этого проявлять. И мы не нуждаемся ни в каком внешнем проявлении, чтобы молиться и продолжать свое предстояние перед Господом. Потому что мы, в своей келлии, уже сполна помолились, сполна покаялись и сполна пережили слово Божие в своем сердце. Как можно преодолеть уныние?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

27.03.2024 Выдержки из печатных трудов протопресвитера Армии и Флота Георгия Шавельского Жизнь – в совершенствовании; кто не идет в перед, тот остается позади; а совершенствование – прежде всего в распознавании ошибок и устранении их; не изучивший пути может спотыкаться каждый раз на одном и том же месте; начинать каждый раз с начала – самая безотрадная история, не могущая сулить добра. Роль священника в армии – почтенная и ответственная роль, роль молитвенника, просветителя и вдохновителя русского воинства. Такова роль священника в мирное время. Пусть даже слаборерующие и неверующие идут сюда гонимые бездельем, не почистому влечению сердца, а лишь для того, чтобы скоротать время, разогнать скуку, но разве слово пастыря не дойдет до их слуха, разве благодать Божия не может коснуться и их сердца и оставить на них след на всю жизнь? Как часто это бывало! Непонимание священнослужителем условий военного времени, неумение ориентироваться в окружающей его обстановке может ослаблять, а то и совсем парализовать его работу. Задачи для деятельности священника в военное время в общем те же, что и в мирное время: 1) священник обязан удоволетворять религиозное чувство и религиозные нужды воинов, чрез совершение богослужений и треб; 2) священник пастырским словом и примером должен влиять на свои паству. Исключительная обстановка боевого времени и возникающие у воинов под ее влиянием особенные религиозно-нравственные нужды и запросы требуют лишь, чтобы священник в выполнении основных задач своего служения применился к такой обстановке, угадал запросы и нашел способы удовлетворения их. Священник, не имеющий возможности совершать литургии, явление ненормальное; богослужение без Литургии – не полное богослужение. Дела, мало занятий, а здоровых развлечений нет. В мирное время можно скоротать время книжкой, газетой, а тут нет ни того ни другого. И вот в минуты безделья тоска по Родине, по семье, как заберется в сердце, как загложет его, не трудно тогда человеку отдаться первому развлечению, как бы пошло не было оно. Безделье и отсутствие добрых развлечений – самые страшные враги человека перед которыми и сильные здаются.Война страшна этой своей стороной. Сильные и храбрые гибнут в бою, а слабые, безвольные слабовольные и неосторожные — в затишье, гибнут от того врага, который не переставая бродит по русской земле, унося тысячи, сотни тысячь жертв, — от хмельного вина. Другие ищут развлечения в картежной игре, нередко принося этому Молоху в жертву и свое, и своих семейств благополучие, а иногда и жизнь свою.

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

Слово на литургии в неделю 24-ю по Пятидесятнице 25/12 ноября 1979 года «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2: 19 ). «А кто мой ближний?.. Иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10:29, 37 ). Одной из важнейших истин благочестивой нашей веры является то, что мир, в котором мы живем, существует не сам по себе, но создан Всемогущим Творцом по Его неизреченной любви и благости. Другой, не менее важной и спасительной истиной является то, что любовь Бога к созданному Им миру не оскудела и после грехопадения людей, которое внесло в этот мир расстройство, нравственную испорченность, физическую и духовную смерть. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Творец не хочет погубить Свое создание. Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). Он есть Спаситель всех человеков ( 1Тим. 4:10 ), и потому терпеливо ждет обращения каждого грешника и готов каждому искренне кающемуся и желающему исправить свою жизнь открыть Свои любвеобильные отцовские объятия. Но, увы, люди часто остаются глухими и равнодушными к спасительным Божественным призывам. Беспечная и суетная греховная жизнь делает многих жалкими безвольными существами, рабами собственных пороков, а иногда и активными поборниками зла. В том мире, который вышел некогда из рук Творца чистым, светлым и прекрасным, мы видим подчас примеры глубокого нравственного падения, видим проявления гордости, эгоизма, вражды, ненависти и злобы. Наряду с Царством Божиим, с Царством света и красоты существует в мире и мрачная область, греха, которую Слово Божие называет «областью темной» ( Лк. 22:53 ), областью «сынов противления» " ( Кол. 3:6 ) и «сынов века сего» ( Лк. 16:8 ). Нельзя указать точно границу между Царством Божиим и областью «мира сего». О Царстве Божием Господь сказал однажды: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:20–21 ). Но и об области «мира сего» нельзя сказать с полной уверенностью: «вот, оно здесь», или: «вот, там», ибо граница между Царством Божиим и царством греха проходит через сердце каждого из нас. Размышляя об этом, великий русский писатель сказал, что в мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

B. H. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа Символика воды и предназначавшихся для нее культовых сосудов, их связь с божественными силами известны с момента зарождения цивилизации. В ритуале почитания этой природной стихии каждая эпоха имела свои отличительные черты. Проявились они и в период средневековья как непосредственно в богослужении, так и в окололитургической практике, связанной с нуждами паломников. В собрании византийского отделения Эрмитажа имеется несколько предметов, на примере которых может быть раскрыта символика воды в литургическом действе: 1. как символа очищения и возрождения; 2. как знака присутствия Бога. Для первого случая достаточно характерным образцом являются изображения на евхаристическом блюде епископа Патерна (конец V в.) 403 . На бортике этого сосуда в извивах виноградной лозы представлены девять сцен: голуби по сторонам корзины, агнцы в виноградной лозе, павлины у вазы, голуби, клюющие грозди винограда, козлики по сторонам вазы, клюющие виноград павлины, голуби по сторонам вазы, утки по сторонам корзины, олени, пьющие из вазы. Перед нами типичные для ранневизантийских памятников, полные сакрального смысла изображения животных и птиц, заключенных в так называемую «населенную лозу» 404 . В такой символической конструкции лоза отождествлялась с древом Иессевым 405 , а последнее – с древом жизни. Корзины намекали на чудо с хлебами и рыбами, помещенные в них грозди винограда и хлеб – на таинство евхаристии, вазы – фонтаны жизни – связывались с крещением в его эсхатологическом понимании 406 . Птицы, прежде всего голуби и павлины, олицетворяли бессмертие души 407 , олень – Христа, победившего змея 408 , а птицы и животные по сторонам вазы – души, стремящиеся к истине. Таким образом, на блюде была символически представлена сцена евхаристии, суть которой – утверждение истинного учения, побеждающего смерть и силы зла и дающего вечную жизнь душам приобщившихся. Такие композиции типичны для мозаичных полов IV–VI вв. 409 , но редки в изображениях на литургической утвари. Единственной и не очень близкой аналогией бортику блюда Патерна может считаться золотая чаша из Врапа (Албания) 410 , а наибольшее сходство по структуре и характеру декора – сочетанием «живописного» бортика и графически врезанной хризмы – обнаруживает блюдо епископа Евтихиана (VI в.), найденное в 1963 г. в Кумлуке (древняя Коридалла) около Анталии 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010