Содержание От издательства От редактора Τ. В. Коваль. Жизнь, посвященная науке Библиография трудов Η. И. Сагарды А. Г. Дунаев. Лекции Η. И. Сагарды и патрология XX века Введение Значение изучения святоотеческих творений и необходимость научного исследования их Христианская литература. Церковная литература Понятие об отцах Церкви Признаки отца Церкви в отличие от других церковных писателей Учители Церкви. Церковные писатели Авторитет отцов Церкви История изучения древнецерковной письменности Господствующий у протестантских церковных историков взгляд на задачи и постановку изучения древнецерковной литературы Научно-церковная точка зрения на предмет Состав древнецерковной литературы, подлежащий специальному исследованию в патрологической науке Задача изучения древнецерковной литературы Метод изучения древнецерковной литературы Наименование науки Критическое исследование произведений древнецерковной литературы Ход развития древнецерковной литературы Первый отдел. Доникейская церковная литература. Первый период. Древнецерковная литература времени мужей апостольских «Учение 12-ти апостолов» Надписание памятника Содержание «Учения 12-ти апостолов» Древние свидетельства о памятнике Вопрос о происхождении Διδαχ; отношение его к другим памятникам древнецерковной письменности и источники его Время написания Διδαχ Место происхождения Διδαχ Отношение Διδαχ к Священному Писанию Характеристика Διδαχ со стороны языка и общего тона изложения Богословская точка зрения писателя Διδαχ Историко-каноническое и литургическое значение Διδαχ Послание апостола Варнавы Текстуальное предание Содержание послания Анализ содержания послания Вопрос об авторе послания Краткие сведения о жизни и деятельности ап. Варнавы Время происхождения послания Читатели послания и место его происхождения Св. Климент Римский Сведения о жизни св. Климента Послание к коринфянам Так называемое «Второе послание Климента Римского» Два послания «О девстве» Краткие сведения о «Климентинах» Св. Игнатий Богоносец Сведения о жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Монументальная живопись Храмовая монументальная живопись является значительной областью церковного искусства. Непосредственно связанная с архитектурой, она физически – пространственно – окружает созерцающего ее человека, погружает его в мир своих образов. Корнями она уходит в глубину веков: две тысячи лет христианства неразрывно связаны с великой историей христианского искусства. Декорация храма представляет собой сложную систему образов, расположенных в соответствии со строгой иерархией и ориентированных на Литургию. Церковная живопись создается для определенной архитектурной среды, она требует индивидуального подхода к каждому храмовому интерьеру. Создание росписи храма – сложный процесс коллективного творчества, требующий высокого профессионализма. Самая ответственная часть этого процесса –разработка проекта росписи. В проект закладывается образ пространства храма. От художника зависит, насколько этот образ будет зримо являть истины Евангельского учения и Православной веры. Наиболее распространенной техникой монументальной церковной живописи является роспись. Возрождение прерванной традиции канонического церковного искусства вызвало интерес к древним техникам стенной живописи. Возникли вопросы о воссоздании технических способов ее выполнения, проверенных временем и обеспечивающих наибольшую сохранность росписи. Древнейшая из этих техник – фреска, живопись по сырой известковой штукатурке – была известна еще в Древней Греции, она же применялась в росписи многих византийских и древнерусских храмов. В настоящее время практическое изучение фресковой живописи ведется на Кафедре церковной монументальной живописи в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Под руководством действительного члена Российской академии художеств профессора Евгения Николаевича Максимова преподавателями и студентами кафедры было изучено множество древних памятников, от пещерных храмов Каппадокии и романской живописи Франции и Каталонии до многодельных росписей македонской школы и знаменитых образцов древнерусской монументальной живописи. На выставке представлены работы студентов Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выполненные в древних техниках истинной фрески, росписи по сухой известковой штукатурке.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/fresco/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные, национальные или региональные собрания клириков и мирян Римско-католической Церкви, посвященные поклонению Евхаристии и обсуждению различных аспектов евхаристического служения ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения

http://pravenc.ru/rubrics/122642_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЭДШОУ [англ. Bradshaw] Пол Фредерик (род. 9.08.1945, Престон, Великобритания), литургист, специалист по истории раннехрист. богослужения; англикан. свящ. (рукоположен в 1970), почетный каноник собора св. Иакова (епархия Сев. Индианы Епископальной Церкви США). Изучал богословие в Кембридже; в Лондонском ун-те защитил докт. дис. по истории чинопоследования ординации в англикан. Церкви (The Anglican Ordinal: Its History and Development from the Reformation to the Present Day. L., 1971). В 1983-1985 гг. зам. декана Рипон-колледжа в Каддесдоне (Оксфорд), с 1985 г. профессор литургики фак-та католич. теологии ун-та Нотр-Дам (шт. Индиана, США). Д-р теологии Оксфордского ун-та (1994), главный редактор ж. «Studia Liturgica» (с 1987), президент Североамериканской академии литургики (1993-1994) и Литургического об-ва (Societas Liturgica) (1993-1995), член Британского королевского исторического об-ва и др. Б. является автором 20 книг и более 70 статей, редактор и соредактор неск. сборников по истории христ. богослужения (напр.: The Study of Liturgy: Rev. ed. N. Y., 1992). Основные работы посвящены исследованию суточного круга богослужения до IV в. (Daily Prayer in the Early Church. N. Y., 1982) и чинов рукоположений (Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990). Им также разработаны общие принципы и методика исследования раннехрист. богослужения (The Search for the Origins of Christian Worship. N. Y., 1992; L.; N. Y., 20022), совместно с др. учеными Б. издал комментированные переводы ряда литургико-канонических памятников, таких как «Каноны Ипполита» и «Апостольское предание» (The Canons of Hippolytus. Nottingham, 1987; The Apostolic Tradition: A Comment. Minneapolis, 2002). С 1992 г. Б. является одним из руководителей международного проекта по исследованию истоков христ. и иудейской литургических традиций (сер. «Two Liturgical Traditions»). Под редакцией Б. вышел подробный комментарий на новую серию англиканских богослужебных книг (L., 2000-2002) (A Companion to Common Worship. L., 2001. Vol. 1; 2-й т. находится в процессе подготовки). В наст. время готовится издание новой монографии Б. по ранней истории чинопоследования Евхаристии.

http://pravenc.ru/text/153517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

126. Послание неизвестного ростовского архиепископа к князю, о брадобритии Из синодального сборника 562, л. 124–126. Тон послания напоминает известного Васиана Рыло, автора послания Ивану III на Угру. Издается в первый раз. Послание от… архиепископа к князю…, о пользе душевной и о пострижении брады Благословение… архиепископа ростовского и ярославского о Святом Духе сыну моему, христолюбивому и благородному князю…, иже моему николиже забываемому, веры ради твоей и любви, яже к Богу, и нашего ради любовного к тебе порадования и поминания, еже в молитвенном предложении, паче же и в литургиях, за спасение души твоего благородствия, якоже 3275 да представиши свою душу чисту и непорочну и непостыдну в день страшного суда [и] испытания и приемши мзду верного строительства; понеже вем тя разумеюща 3276 божественные писания святых Апостолов и святых Отцов и православную веру чисту и непорочну отъискони навыкъша от своих праотцов и отцов. Ты же, сыну, помяни апостольское слово: «аще кто ведый волю господина своего сотворит недостойный раб, бьен будет много; а не ведый волю господина своего сотворит не по воле его, бьен будет мало». Ты же, сыну, всяко и достоверно и исполнено веси волю Божью, но творишь достойные наказания. Понеже подал ти Бог земную власть и мира сего славу и величество и честь, того ради много взыщется от тебя; ты же смотряй разумне, что воздаси воздавшему ти сия, противу сих, ихже еси от него приял. Но слыши, чего Бог от тебя требует против того: ничтоже иное, точию исполнения заповеди его; не точию сам должен еси исполнить евангельские заповеди и апостольские, но и обладаемы тобой научить человеки всякому благочестию должен еси; понеже вы есте пастыри Христова стада, да не предайте их на расхищение волкам; понеже душа их от руки ваш[е]й взыщется. Не 3277 вем, сыну, откуда пострамися мудрование разума твоего: поползнулся еси, яко человек; мню, яко воздремал еси, безместного ради от пременения, или непоминания ради горних, или запомышляеши долних, забвения ради страха смертного и исхода души своей: иже православную веру держа, и побежаеши ю зловерием, латынские мудрствуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

36. После 1410 г. Постановление Иоанна, архиепископа новгородского, о суде Божьем Из Служебника новгородско-софийской библиотеки (ныне с.-петерб. Духов. Академии), 836, л. 114–116 (начала XVI века); издано было преосвящ. Макарием в «Материалах для истории русской церкви», стр. 33–34 и в самой «Истории», т. IV, стр. 382–384. Постановление Иоанна вызвано «знамением», бывшим в 1410 г. (см. под текстом прим. 3). I. Благословение архиепископа новгородского Иоанна к христианам святой Софии 1569 Буди вам ведомо: слышу зде, что у вас о великой гибели и о малой 1570 ходят к кресту; ино то деете не по Божьему закону. Зде наш Бог дал знамение святых исповедников: Гурья, Самона и Авива дьякона 1571 ; ино Божьей милостью правые правы бывают, а виноватые в казни. И мы к вам послали икону святых исповедников в церковь Божью. 1572 А что ходите к кресту, ино то в вас отнимаем, но ходите к знамению Божьих святых исповедников. Поп служит святую литургию, и пишет имя Божье на хлебце, и дает всем приходящим ко имени Божьему. А кто изъяст хлебец со именем Божьим, тот прав бывает; а кто не снест хлебца, тот по Божьему суду виноват будет. А кто не пойдет к хлебцу, тот без Божьего суда и без мирского виноват будет. А то вам о нашей гибели и о вашей писано, что нами ся корыстуют. 1573 А ся грамота дана вам в прок; а кто сее грамоты не послушает, без суда виноват будет и кажнен. 1574 А вы, попове, опроче хлеба Божьего к рту не пущайте, а нашего слова не ослушайтесь. А аз вас, попов и всех христиан, благословляю. II. Указ о проскормисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону, Авиву Егда у кого что будет украдено, или на кого ти будет непот 1575 , вы же священники проскуру велите испечь крестообразную, и укажите вообразить на ней четыре креста. А священники, входяще в церковь , [первое] глаголите молитву святым исповедникам; а другое: вшедше в церковь , пред иконой святых исповедников и молебен пой 1576 ; а третье: и на проскомидии глаголите, выимая просфору, молитву сию: «Молите, святые Божьи исповедници, Гурие, Самоне и Авиве дьяконе; якоже есте милосердием Божьим возвратили девицу в град свой Едес, тако и ныне святые три исповедници, Гурие, Самоне и Авиво, и Авидане, и Аврааме, и Афений, чудо свое сотворите к вам с верой приходящим, гибельникам помогите, виноватых обличите, гортани шкодником затворите. Исаче, свяжи и ; Иакове, и пути их загради и на все стороны темны сотвори, да будут пути их ползки, и ангел Господень погоняяй их». 1577 Таже «Господи помилуй» 12. И потом, выимая просфору, первый крест выимая, глаголи: «се имя Бозие пишется на хлебце, молитвами святых Божьих исповедались, в честь и славу святому Гурью»; а второй крест выимая, глаголи: «в честь и славу святому Самону», а третий крест выимая, глаголи: «в честь и славу святому Авиву дьякону»; а четвертый креста выимая, глаголи, поминая тых по имени, которым есть, виноватым на обличение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

50. 1422 г. августа 8. Его же грамота тверскому епископу Илие, с разрешением рукополагать ставленников из соседних местностей вдовствующей новгородской епархии Эта еще неизданная грамота издается по двум спискам, находящимся в августовской книге Макарьевских Миней-Четьих (Успен. сп. – основной – л. 1533–1534 об. Синод. сп. л. 767 об.–769). Благословенье Фотия, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения, епископу тверскому Илие. Веси убо, еже ныне епископа Великого Новгорода без епископа есть, и христианству православному нужно есть без священников быть, а поставлять их тамо несть кому. Ино преже, как есмь пришел на святейшую митрополию русскую с грамотой святого патриарха и всего святого вселенского собора, и послы святого царя и святого патриарха и святого собора, со вселенскими грамотами посланные к ним о церковной старине, и были у них, чтобы старины церковные – суда позывного отпустились церкви Божьей и мне, святителю, по старине митрополии киевские и всея Руси: и они старины не отпустились. И потом был у меня владыка Иван и ял ми ся был ту старину церковную отправить 2110 , да не отправил. А потом прислали ко мне Симеона, а после того Евфимия, и аз тех обоих поставил им во владыки, и те владыки такоже ми ся были яли старину церковную отправить. А и все те ми послы Новгородские давали таково слово, что им было старины отступиться церкви Божьей и мне. Да как те владыки тое старины церковные не отправили: тако и те новгородцы не отступились тое старины Божьей и до сего времени. А та Божья церковь вдовствует, а христианам пастыря несть. И ныне что еси ко мне приказал с моим боярином с Иваном с Ильичем с Сурмой, чтобы ти поставлять во священство от той архиепископии к тебе приходящих, новгородские, из Бежицкого Верха и с Волока, диаков в диаконы и диаконов во священство свершать: и наше убо смирение, за настоящую о сем нужу времени и за несмотрение о том Великого Новгорода, волю дает твоему боголюбию, яко да литургисаеши церкви своей епископии, и от тех двоих властей приходящих к тебе, по правилам и со истязанием и со испытством всяким духовным, достойных и благоговейных да поставляешь в великое Божье священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

74. 1455 г. Повинная Феодосия, архиепископа ростовского, по случаю неправильного разрешения им поста в навечерие праздника Богоявления Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 116 об.–118; издана была, по тому же списку , в Ι-м томе Актов Исторических под 57. Прощальная грамота Феодосию, архиепископу Ростовскому, о мясном искушении: понеже прилучися навечерию Богоявления Господня быти в день недельный, сам разрешил на сыр и млеко и рыбу, и мирским человекам на мясо Аз смиреный Феодосий, архиепископ ростовский и ярославский, по диаволю искушению, а по своему скудоумству, или истинно рещи, по невнимательству, паче же и по мнетельству, дерзнух сотворить новоначальственно в церкви Божьей и бесчинство, сопротивно божественным и священным правилам, преданным 2736 Божьим церквам святыми Апостолами и богоносными святыми Отцами, и чрез уставленное узаконоположение, в святых уставах, Иерусалимском же и в Святой Горы, и в Студитове, и в прочих иных уставах писанное и сице реченное 2737 : «яко аще прилучится, рече, навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня в субботу или в неделю, то не повеленно вам инокам разрешить на сыр и рыбу, а мирским на мясо, но повеленно, по отпущении литургия, нечто мало причаститься скудно от пищи; по вечернем же отпущении, ясти совершенно, но постное ядение, якоже тамо пишет, а не сыр, ни рыбу, ни мирские человеки – мясо». По прилучаю же, якоже ныне прилучися, семи тысяч последнего ста 63-го лета, индикта третьего, навечерию Богоявления Господня быть в день недельный, аз же смиренный и худой, грешный, повеленное по уставу церковному о пениях литургийных и вечерних свершив, и седох за трапезой, и не вем как, по искушению диаволю, или по своему греху, вмени ми ся тако, яко да и сам ямы сыр и млеко и рыбу, и прочим инокам повелел таж ядения 2738 ясть, и мирским человекам мясо. Мнози же прилучишася тогда ту от священников и иноков, и от мирских благоразумных человеков, много возбраняху ми таковых не творить; аз же, обьят дьявольским искушением, а своим грехом, не послушах их, ни внимах глаголам их, и отвещах им токмо единой речью, недельным днем, не ставя себе греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 1560-1561 гг. М. создал первоначальный вариант Номоканона на древнегреч. языке. В 1562-1563 гг. он сам перевел его на новогреческий. Текст Номоканона, согласно традиции, делится на следующие части: 1) об архиереях; 2) о священниках; 3) о священных облачениях; 4) о монахах; 5) о крещении; 6) о литургии и прочих богослужениях; 7) о степенях родства как препятствии к браку; 8) о разводе; 9) о наследственном праве; 10) главы пенитенциарного характера; 11) о постах; 12) списки митрополий; 13) образцы писем; 14) неск. глав различного характера - географические, медицинские и проч. Номоканон составлялся с целью служить энциклопедией для любого священника или юриста. Автор стремился приспособить имеющиеся статьи по церковному и гражданскому праву к действующему законодательству, однако это ему не удалось; отсюда пестрая смесь параграфов, повторы и явные анахронизмы. Номоканон М.- произведение компилятивное: среди источников его следует назвать Правила Вселенских и Поместных Соборов, толкования к ним Иоанна Зонары и Феодора IV Вальсамона , а также Матфея Властаря, т. н. Номоканон Иоанна Постника, сочинения Симеона Фессалоникийского, Константина Арменопула, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста Ксанфопула, прп. Анастасия Синаита, Иоанна Ксифилина, имп. новеллы. Конкретные канонические постановления иллюстрируются пассажами из патерика, многие из них не имеют аналогов среди известных патериковых рассказов. Количество глав в разных рукописях колеблется от 200 с небольшим до 694. Критическое издание всего текста Номоканона отсутствует, хотя в лит-ре неоднократно высказывалось мнение о необходимости издать и изучать его как важнейший источник по истории права времен тур. господства. В 1985 г. появилось издание части новогреч. текста по 438 рукописям. Полный перечень существующих рукописей новогреч. варианта Номоканона не составлен. В С.-Петербурге хранится более 10 списков памятника (включая отрывки) в Российской национальной б-ке и Б-ке Академии наук. Наиболее интересна из них рукопись, принадлежавшая протосинкеллу патриарха Кирилла I Лукариса Иосифу , а затем митр. Киевскому свт. Петру (Могиле).

http://pravenc.ru/text/2561698.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010