| ... марта 2017 г. 16: 54 15 марта 2017 года, в среду третьей седмицы Великого поста, день 100-летия обретения иконы Божией Матери «Державная», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском г. Москвы. В Казанском храме хранится чудотворный Державный образ Божией Матери, обретенный в Коломенском 2 15 марта 1917 года, в день отречения от власти страстотерпца императора Николая II. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Гурий (Шалимов) , настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском г. Москвы; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах г. Москвы; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье г. Москвы; протоиерей Алексий ... далее ... |
| | ... Даров. По завершении вечерней и Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, после небольшого перерыва, было отслужено Великое повечерье с чтением Великого Канона Андрея Критского. Великий пост охватывает собою дни св. Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы. В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного состояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. В первые четыре дня Великого поста в храмах совершается служба ... далее ... |
| | ... Литургия Преждеосвященных Даров может быть названа апостольским установлением, то не потому что она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина. Она не была устно передана апостолами в своем настоящем виде, но важнейшая ее часть – причащение Святыми Дарами – сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства святого Иустина мученика. Он говорит, что диаконы относили Святые Тайны к не бывшим в церкви при богослужении, и те могли принимать Святые Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай: уносить с собой часть Святых Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан, священномученик Киприан Карфагенский, святитель Григорий Богослов и другие отцы Церкви. Святитель Василии Великий говорит о египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили у себя Святые Дары и причащались ими. В Египте, в частности, в городе Александрии верующие хранили у себя Святые Дары для причащения. Причащение за богослужением Преждеосвященными Дарами, сохранявшимися в храме, восходит ко ... далее ... |
| | ... Поэтому во многих евхологиях в последовании литургии Иоанна Златоуста приводились только молитвы, отличные от основного чина Василия. Для остальных молитв, в том числе и «Никтоже достоин», делалась отсылка к литургии Василия. Со временем литургию Иоанна Златоуста стали совершать чаще, полный текст ее стали помещать перед чином литургии Василия Великого, соответственно, вместе с молитвой херувимской песни. Несомненно, византийские пресвитеры очень полюбили молитву «Никтоже достоин» и читали ее, какая бы литургия ни совершалась. Так, в конце концов молитва стала появляться даже в литургии преждеосвященных даров. Об этом свидетельствуют запреты в евхологиях в чине Великого входа на этой литургии: «Ού λέγεται δέ εύχή χερουβικού» [38]. Итак, эта молитва херувимской песни вошла в состав литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста уже после того, как чины их приобрели сложившийся, законченный вид. В таком случае, какого же ее истинное происхождение? Среди исследователей пока нет определенного мнения по этому вопросу. Профессор Роберт Тафт, тщательно проанализировав существующие в литургической науке гипотезы и найдя в каждой свои недостатки, приходит лишь к ... далее ... |
| | ... такое Литургия Преждеосвященных Даров, в чем ее отличие от полной литургии, когда её служат, как на ней причаститься и всем ли можно? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы. Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. В последовании Преждеосвященной литургии:: нет первой части полной литургии – проскомидии; литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных; по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии) ; на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров Когда служится Литургия Преждеосвященных даров? Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день. Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых ... далее ... |
| | ... Воскресения, а о храмах на Елеоне, где совершалась служба во вторник страстной седмицы. По принятому в практике Иерусалимской церкви обычаю, для полного совершения τῆς ἀκολουθίας этого дня были необходимы два храма на Елеоне. В первом храме «дивной красоты» (basilica mirae pulchritudinis) , построенном на том месте, где «Господь пред страданием учил своих учеников», патриарх с клиром совершали девятый час песненно, чин вечерни, литургию оглашенных и читал дневное евангелие в воспоминание беседы здесь Господа с учениками ( Мф. XXIV, 3–51, XXV, XXVI, 1–2 ) , а затем, для совершения литургии преждеосвященных даров, или διὰ τὴν ἁ γίαν κοινωνίαν, переходил с литанией в соседний храм-ротонду на Имвомоне (᾽ Ενβώμιον) , или, как говорит Типикон, εἰθ ’ ο ὕ τως λιτὴ ἐπί τὴν ἁ γίαν Ἀνάληφιν. Если же спорное место читать – ἐπί τὴν ἁ γίαν Ἀνάστασιν, то придется заключать, что здесь речь идет «об обратной литии с горы Елеона, где совершался девятый час и вечерня, в храме Воскресения для литургии преждеосвященных даров», но это не оправдывается ни другими подробностями греческого текста Типикона, ни литургическими потребностями Иерусалимской церкви, ни свидетельством ... далее ... |
| | ... будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Это богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы Литургия Преждеосвященных Даров Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения. К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас. Богослужение начинается Великой Вечерней, но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков! », такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост. ... далее ... |
| | ... – дважды; см. в Триоди на «Господи, воззвах» во вторник 4-й седмицы вечера) . «Слава, и ныне» – Триоди (Креста) , глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь…» (см. в Триоди на стиховне во вторник 4-й седмицы вечера) . «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» после стихир не произносится. На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честно́му Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 7 марта) . Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения) . Примечание 4. «Ве́домо же да бу́дет и сие́, я́ко в сию́ средопо́стную сре́ду на трапе́зе не досто́ит разреша́ти на еле́й и вино́, я́ко па́че день пла́ча есть, а не ра́дости: поне́же и Бог Госпо́дь не пое́тся на у́трени в сию́ сре́ду, но Аллилу́иа » (Типикон, гл. 49, «В среду 4-я седмицы… вечера») . 54 В среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста службы рядовых святых переносятся на повечерие (по причине совершения в эти дни триодной службы Креста) . В текущем году ... далее ... |
| | ... чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров Литургия Преждеосвященных Даров — чин Божественной литургии, который совершается Православной Церковью только в дни Великого Поста. Божественная литургия — это великое торжество для каждого христианина и всей Церкви Христовой. В дни Великого поста, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и не нарушать при этом постового покаянного настроя совершением полной торжественной Литургии Шестой Вселенский Собор постановил совершать неполную Литургию — Литургию Преждеосвященных Даров. Чин этой Литургии был составлен и введён в богослужебную практику во второй половине шестого века Римским святителем Григорием Двоесловом. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, в четверг пятой седмицы Великого Поста, в день памяти сорока мучеников Севастийских и ещё в ряде предусмотренных уставом случаев. На Страстной седмице Литургию Преждеосвященных Даров положено совершать в первые три дня. На этой Литургии верующие причащаются Святыми Дарами, освящёнными на предыдущей полной Литургии святителя Василия Великого или ... далее ... |
| | ... совершенно необходимой для всякого епископа и пресвитера. Проповедь он считал важнейшей обязанностью священников, и сам в этом отношении подавал блестящий пример. Со светскими науками он был знаком недостаточно и не придавал им никакого значения в богословии. Св. Писание изучил хорошо, а также сочинения бл. Августина. Сочинения Григория полны высоких нравственных мыслей. Название Двоеслов (Собеседователь) усвоено св. Григорию на Востоке за его сочинение: «Разговоры (собеседования) о жизни и чудесах италийских отцов». Оно представляет собой весьма назидательное чтение. Им составлена Литургия Преждеосвященных Даров. Им же произведен полный переворот в церковном пении. Вместо Амвросиева пения, он ввел свое, так называемое «Григорианское пение». К четырем главным гласам св. Амвросия он прибавил еще четыре гласа, усвоив им значение побочных. Благодаря его изменениям прежнее амвросианское пение утратило свой речитативный характер. Оно превратилось в одну сплошную мелодию, в которой музыка выдвигается над текстом и господствует над ним. Система Григорианского пения, называемого «равным», доселе служит основанием для богослужебного пения Римско-католической Церкви. Беда, ... далее ... |
|