Дмитрий Евменов Скачать epub pdf Содержание Введение Глава 1. Предыстория «Общества Сторожевой Башни» 1.1. Исторические и идейные предпосылки возникновения секты 1.2. История и учение адвентизма 1.3. Секта иеговистов (Десных братьев) Глава 2. История и особенности деятельности «Свидетелей Иеговы» 2.1. История секты от возникновения до смерти Рассела 2.2. История секты от смерти Рассела до смерти Руттерфорда 2.3 История секты от смерти Руттерфорда до настоящего времени 2.4. Структура секты и методы ее регистрации в разных странах 2.5. Деятельность секты «Свидетели Иеговы» в России и в других странах 2.5.1. Краткая история деятельности российских «Свидетелей Иеговы» 2.5.2. Правила и нормы, ограничивающие поведение «Свидетелей Иеговы» 2.5.3. Отношение «Свидетелей Иеговы» к Библии 2.5.4. О запрете на переливание крови 2.5.5. Об экономической основе деятельности культа 2.6. Ложные «пророчества» о втором пришествии 2.7. О душевном здоровье членов секты «Свидетели Иеговы» 2.8. Переводы Священного Писания «Свидетелей Иеговы» Глава 3. Разбор основных теологических мнений «Общества Сторожевой Башни» 3.1. О Святой Троице 3.2. О Божественной Природе Господа Иисуса Христа 3.3. О Божественности Духа Святого 3.4. О возможности отнести Имя JHWH ко всем Лицам Пресвятой Троицы 3.5. О бессмертии души 3.6. Учение об Аде и вечных мучениях 3.7. О Воплощении Бога Слова. (Как «Свидетели Иеговы» представляют себе это Воплощение?) 3.8. Таинства Церкви и «Свидетели Иеговы» 3.8.1. О Крещении 3.8.2. О Священстве 3.9. Учение Хилиазма у «Свидетелей Иеговы» 3.10. Учение «Свидетелей Иеговы» о Воскресении Христа в ином теле, как предпосылка теории невидимого пришествия Заключение Библиографический список использованной литературы Тексты священного писания Литература Издания «Свидетелей Иеговы» Адвентистские издания Приложение 1. Доказательства распятия Господа на Кресте Приложение 2. Отношение «Свидетелей Иеговы» к праздникам     (кандидатская диссертация по кафедре сектоведения в Православном Богословском Свято-Тихоновском Институте (Москва), декабрь 1998 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

М.И. Одинцов ЛИТЕРАТУРА Архивы Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ) Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) Российский государственный социально-политический архив (РГАСПИ) Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ) Периодические издания Антирелигиозник. 1938. 2. Былое. 1917. 1. Владимирские епархиальные ведомости. 1917. 31. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 29, 95. Дело народа. 1917. 31 декабря. Диспут. 1992. 3. Журнал Московской патриархии. 1943. 1, 3; 1944. 2; 1990. 5. Известия. 1918. 3 июля, 30 августа. Известия. 1922. 26 февраля, 15 марта. Известия. 1925. 15 апреля. Известия. 1927. 19 августа. Известия ЦК КПСС. 1989. 4; 1990. 4. Исторический архив. 1994. 3; 2000. 1. Красный архив. М.; Д., 1932. Т. 2. Миссионерское обозрение. 1900. 1. Наука и религия. 1987. 11; 1998. 2, 5. Отечественные архивы. 1993. 2; 1995. 2. Последние новости. Париж, 1927. 13 сентября. Правда. 1936. 26 ноября. Правда. 1941. 23 июня, 3 июля. Прибавления к «Церковным ведомостям». 1908. 2; 1906. 26, 38. Христианское чтение. СПб., 1900. Май. Церковно-исторический вестник. 1999. 2–3, 4–5; 2002. 9. Церковно-общественный вестник. 1917. 22. Церковные ведомости. 1901. 9. Церковный вестник. 1905. 2. Воспоминания, сборники, документы Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России. Позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. Аманжолова Д. А. «Горячо живу и чувствую…». Петр Гермогенович Смидович: Опыт исторического портрета. М., 1998. Бернев К. К. Православная миссия в оккупированном Пскове. Докладная записка Управления НКГБ по Ленинградской области. 1944 г.//Исторический архив. 2008. 5. Борис (Рукин). О современном положении Русской православной патриаршей церкви. М., 1927. Бухарин Н. И. Реконструктивный период и борьба с религией: Доклад на 2-м Всесоюзном съезде безбожников. М., 1929.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Литература раннего старообрядчества как историческое свидетельство 13 мая 1667 года собравшемуся в Успенском соборе Москвы народу было объявлено об отлучении протопопа Аввакума от Церкви. С этого дня его имя, вместе с именами других противников Никоновых реформ, ежегодно предавалось анафеме в первое воскресенье Великого поста, когда читался Чин торжества православия 1 . Но были другие Чины. Там протопопу Аввакуму провозглашалась вечная память. Раскроем старообрядческие Синодики и прочтём: «Помяни, Господи, души усопших раб своих, за благочестие пострадавших: священнопротопопа Аввакума, священноиерея Лазаря, священнодиакона Феодора, инока Епифания ‹...›. Рабом Божиим, иже за благочестие пострадавшим и згоревшим, о нихже и поминание творим, – вечная память!» 2 Кроме Аввакума в том разделе, куда вписаны имена «за благочестие пострадавших», старообрядческие Синодики поминают дьякона Феодора, священника Лазаря, иноков Епифания, Авраамия, боярыню Морозову, княгиню Урусову и многое множество других. Эти имена, символы еретичества и крамолы для одной части русского общества, для другой его половины стали именами мучеников и исповедников. Что более наглядно может охарактеризовать «Раскол», чем эта взаимозаменяемость «анафемы» и «вечной памяти»! В своё время Владимир Павлович Рябушинский – представитель известной старообрядческой династии промышленников, закончивший жизнь в эмиграции бессменным главой общества «Икона» при Сергиевском институте в Париже, – так сформулировал последствия раскола Русской церкви, случившегося в XVII веке: реформы патриарха Никона (а вслед за ними – Петра I) «раскололи русских на два народа, каждый со своей культурой, – на мужика и на барина» 3 . В середине – второй половине XVII века, когда создавалась литература раннего старообрядчества, признаки этого культурного раздвоения ещё только зарождались: боярыня Морозова и протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович и устюжский юродивый Феодор, думный дворянин Федор Прокопьевич Соковнин и старица Мелания – все они принадлежали к одному «народу», говорившему, в широком смысле, на одном языке и читавшему одни книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Волоколамский Иларион и генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, доктор филологических наук Екатерина Гениева об Архиерейском Соборе и о некоторых темах, связанных с его работой. Программа «Церковь и мир», 2 февраля 2013. 2 февраля 2013 года гостем программы «Церковь и мир», которая выходит на телеканале «Россия 24» и которую ведет председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, стала генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, доктор филологических наук Е.Ю. Гениева. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Наша передача выходит в дни, когда в Москве идет работа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Сегодня у меня в гостях генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева. Мы поговорим с ней об Архиерейском Соборе и о некоторых темах, связанных с его работой. Здравствуйте, Екатерина Юрьевна! Е. Гениева: Здравствуйте, владыка! Я понимаю, что Собор — очень важное событие в жизни Церкви, в жизни общества, в жизни государства. Меня как члена Церкви, конечно, волнует такой вопрос: какие будут приняты, принимаются или уже приняты решения, связанные с увеличением количества пастырей и архипастырей, окормляющих различные территории России? Я задаю этот вопрос с точки зрения моего собственного церковного опыта, даже если он достаточно ограничен. Я объехала и облетела всю страну. Понятно, что страна у нас необъятная и часто трудноуправляемая. И поэтому, конечно, когда видишь территории, где нет этого окормления, становится грустно, обидно и печально. Есть ли у Собора какие-то решения по этому поводу? Митрополит Иларион: Надо сказать, что решения по этому поводу уже принимались в межсоборный период. Будут они приниматься и после Собора. Речь идет о реструктуризации церковного управления в нашей Церкви, которая происходит в последние два-три года. Его инициировал Святейший Патриарх Кирилл.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Шмеман. Исторический путь; Мейендорф. Введение; Meyendorff. The Orthodox Church; Chadwick; Runciman. Byzantine Civilization; Quasten. 1. Мы уже не раз упоминали монашество и монахов, что и естественно, ибо в эпоху великих догматических споров монашество играло значительную, если не ключевую роль. Поговорим о его возникновении. Монашеская жизнь появилась, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Конечно, это не случайно, что монашество появилось в то время, когда завершились гонения и христианство стало модным. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. Они послужили некоторым противовесом «официальному христианству». Жители христианской империи подвергались опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью; опасность была в отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческое и эсхатологическое призвание Церкви, они напоминали христианам, что Царство Божие - не от мира сего. Основная черта монашества - его фундаментально библейский характер. Пустыня - это место, где нет воды, нет жизни. Там царит смерть и дьявол. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. И чем благополучнее общество, тем более суровые испытания накладывали на себя монахи. Немного позже монашество вернулось в города, осознав, что присутствие диавола сильно и там... 2. Довольно быстро в монашеском движении выкристаллизовались три основные формы. I. Отшельничество. Обычно его появление связывается с именем преп. Антония Великого, чье житие написал сам св. Афанасий Великий. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христианской семье. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греческим языком он не владел. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной». Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее и далее от человеческого жилья. Однако очевидно, что он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретенному пустынножительству. Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. Первый период его жизни, столь любимый живописцами и писателями, - это открытая борьба с диаволом. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

http://sedmitza.ru/lib/text/434727/

Закрыть itemscope itemtype="" > «За други своя» Духовные основы подвига в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 27.02.2013 1944 Время на чтение 15 минут Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя. Ин. 15,13 Всех нас озаряет свыше небесный Полководец... Н.В. Гоголь Промыслом Божиим нам уготовано жить в удивительное и трудное время - время болезненных перемен в общественно - политической жизни страны, время мучительных поисков идеологических ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Обращение к нашим духовным корням поможет нам сегодня обрести почву под ногами, восстановить нравственный стержень нашего народа, поможет нам вернуться на свою стезю на путях истории. В этом контексте необычайно важен для нас духовный потенциал русской классической литературы и особенно творческое наследие Николая Васильевича Гоголя. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский. Гоголь долгое время оставался «неизвестным», не открытым в полной мере не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений печально известных времен просто не способны были осмыслить ни судьбу писателя, ни его зрелую прозу. Оценить значение Гоголя для России и для каждого русского человека может только глубокий знаток как творчества писателя, так и святоотеческой литературы - и непременно находящийся в лоне Православной церкви, так как сам Николай Васильевич «всегда, с детства, был православен, обращен к Богу настолько, насколько вмещала душа его Господа, насколько это вообще было возможно в миру...»(2,3) Художественное наследие Гоголя уникально по своему масштабу, многогранности, жанровому разнообразию. «Тарас Бульба» - одно из самых удивительных произведений не только отечественной, но и мировой литературы, не случайно современник писателя К.С. Аксаков ставил имя Гоголя в один ряд с именами Гомера и Шекспира, отмечая присущую ему «всесторонность, истину и ...полноту жизни»(3,129), отраженную в его творениях. Сам Николай Васильевич, всегда строго оценивающий все, что выходило из-под его пера, считал этот труд одной из вершин своего творчества.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/28/...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Подступы к решительным переменам в строении литературы Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы Повесть о житии царя Федора Ивановича Житие царевича Димитрия Угличского Писание о преставлении и погребении Михаила Скопина-Шуйского Новая повесть о преславном Российском царстве Плач о пленении и конечном разорении Московского государства «Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия «Иное видение» Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде Повесть о видении во Владимире в 1611 году Видения Евфимия Чакольского 1611–1614 гг. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Житие Иринарха Ростовского Из Хронографа 1617 года Из «Временника» Ивана Тимофеева Псковская летописная повесть о Смутном времени Хворостинин Иван Андреевич «Словеса дней, и царей, и святителей московских» О причинах гибели царств     Подступы к решительным переменам в строении литературы С конца XVI века в России создается бурная обстановка надвигающейся, а затем развившейся «Смуты», всколыхнувшей все русское общество снизу доверху. Террор Ивана Грозного сдерживал, но одновременно и усиливал классовое напряжение, а когда смерть его положила начало династическим неурядицам и борьбе за власть, за престол, то борьба эта быстро перешла в могучий классовый взрыв. Иноземная интервенция породила всенародное патриотическое движение, освободившее Россию. Царистские иллюзии повлекли за собой многочисленных самозванцев, в какие-то не слишком длинные периоды времени опиравшихся на население посадов и крестьянские массы. Самозванцы сменяли друг друга. Наряду с насильственными захватами власти появились и совсем новые формы решения государственных вопросов – добровольные или полудобровольные ополчения, затем выборы, земский собор; обсуждались не только наследственные права, но и характеры претендентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Введение. Предмет исследования. Литература Глава I. Новозаветные харизмы и их разделение 1. Понятие о харизме 2. Классификации харизм Глава II. Специальное учение св. апостола Павла о духовных дарованиях 1 Кор. 12:1–11. Глава III. Специальное учение св. ап. Павла о духовных дарованиях. (Продолжение) 3. Перечисление даров Св. Духа (7–11) Глава IV. Сравнение Церкви с человеческим телом 1. Церковь, хотя и имеет много членов, едина (12, 13) 2. Церковь едина, но имеет много членов (14–16) 3. Многочисленность членов необходима: 4. Важнейшие члены тела не могут обходиться без слабых; последним воздается даже больший почет сравнительно с первыми (21–24) 5. Все члены тела Христова, или Церкви, должны заботиться друг о друге (25 и 26) Глава V. Христианское служение 1. Общее новозаветное учение о христианском служении 2. Разные виды христианского служения. 1 Кор. 12:27–30 Глава VI. Христианское служение. (Продолжение) Глава VII. Учение о любви. 1 Кор. 12:31 и 13 гл. 1. 2. Характеристика христианской любви с различных точек зрения 3. Противоположение любви временным дарам (8–13) Глава VIII. Глоссолалические теории 1. Святоотеческая теория глоссолалии 2. Экстатические теории Глава IX. Дар языков и пророчество 1 Кор. 14:1–40 1. Преимущества пророчества пред глоссолалией (1–6) 2. Сравнение глоссолалии с звуками музыкальных инструментов (7–12) Глава X. Дар языков и пророчество. (Продолжение) 3. Отношение глоссолалии к умственной деятельности (13–19) 4. Глоссолалия и пророчество в общественных собраниях (20–25) 5. Порядок говорения глоссолалистов и пророков в собраниях (26–33) 6. О поведении женщин в церковных собраниях (34–36) 7. Общие заключения (37–40) Заключение. Глоссолалия в пятидесятницу     Введение. Предмет исследования. Литература Задача настоящего труда заключается в исследования содержания и объяснений трех глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам, именно двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой. У комментаторов отдел этот обыкновенно имеет такое заглавие: «духовные дарования». Принятое ими заглавие удерживаем, в уверенности, что оно достаточно ясно определяет предмет, подлежащий нашему рассмотрению. Такое определение делается, впрочем, независимо от значения τν πνευματιχν (слав. «о духовных»; русск. «о дарах духовных») в 1Кор. 12:1 , которое, как увидим, понимается различно, и соответственно такому или иному пониманию могло бы различно определять и границы речи ап. Павла о духовных дарованиях. Здесь заметим только, что если бы апостол даже и выпустил означенное выражение или же заменял его каким-нибудь другим, напр. «не хочу оставить вас, братия, в неведении и о другом предмете», то и тогда было бы видно, что «духовные дары» составляют действительно главную идею, которая проходит чрез все содержание указанных глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Г. Э. Щеглов Содержание К читателю Список сокращений Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы 1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды 1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности 1.4. Магистерская диссертация 1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси 1.6. «Народная Академия» Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты 2.2. Доктор церковной истории 2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи 2.4. Предсоборное Присутствие Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения 3.2. В Учебном комитете 3.3. К вопросу о кодификации церковных законов 3.4. В духовных семинариях 3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору 4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов 4.4. Делегация Высшего церковного управления 4.5. Архивы Высшего церковного управления Послесловие Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича Издания под редакцией С.Г. Рункевича Готовились к печати (в 1914 г.) Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 1.3. Делопроизводственная документация 2. Архивные материалы 3. Фотоматериалы Литература Приложение Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями Под редакцией С.Г. Рункевича     Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–haчaлo XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь . Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Г. Подскальски VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Быт………………… Бытие Втор……………….. Второзаконие Дан………………… Книга пророка Даниила Езд…………………. Книга Ездры Иез…………………. Книга пророка Иезекииля Иер………………… Книга пророка Иеремии Иис…………………. Книга Иисуса Навина Иов…………………. Книга Иова Ион…………………. Книга пророка Ионы Ис…………………… Книга пророка Исайи Исх…………………. Исход Лев…………………. Левит 1, 2 Макк…………. 1-я и 2-я книги Маккавеев Неем……………….. Книга Неемии 1, 2 Пар…………… 1-я и 2-я книги Паралипоменон Прем……………….. Книга Премудрости Соломона Притч……………… Притчи Соломона Пс…………………… Псалтирь Суд…………………. Книга Судей израилевых 1–4 Цар……………. Книги Царств (с 1-й по 4-ю) Числ……………….. Числа Новый Завет: Деян………………… Деяния Апостолов Евр………………….. Послание к Евреям Еф …………………… Послание к Ефесянам Ин…………………… Евангелие от Иоанна 1, 2 Ин……………… 1-е и 2-е Послания Иоанна 1, 2 Кор…………….. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам Лк……………………. Евангелие от Луки Мк……………………. Евангелие от Марка Мф…………………… Евангелие от Матфея Откр………………… Откровение Иоанна (Апокалипсис) 1 Петр……………… 1-е Послание Петра Рим…………………. Послание к Римлянам 1, 2 Тим……………. 1-е и 2-е Послания к Тимофею Флп…………………. Послание к Филиппийцам Прочие сокращения: АЕ ............................ Археографический ежегодник БиблЛет ................. Библиографическая летопись БогВест .................. Богословский Вестник БСт .......................... Български старини БТр…………………… Богословские труды ВАИ ......................... Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом ВВ ............................ Византийский временник Вест. ЛГУ ............... Вестник Ленинградского Гос. университета Вест. МГУ ............... Вестник Московского Гос. университета ВИ ............................ Вопросы истории ВИД …………………. Вспомогательные исторические дисциплины ВРА .......................... Вопросы истории религии и атеизма ВремОИДР ............ Временник Московского общества истории и древностей Российских ВО ............................ Византийские очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010