292. Минея Общая с дополнениями, в четвертку, 190 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–10 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Живоначалныя Троицы что в Перебатине». Состав: кроме служб общих святым (1–94), в рукописи находятся службы следующим Господским и Богородичным праздникам и избранным святым: 1) архистратигу Михаилу – 6 сентября (125–139), 2) Рождеству Богородицы (130–134 об.), 3) Воздвижению животворящаго Креста (134 об.–140 об.), 4) Зачатию Иоанна Предтечи – 23 сентября (140 об.–144 об.), 5) Покрову Богородицы (144 об.–151), 6) Димитрию Селунскому (151–156), 7) Введению Богородицы (156–161 об.), 8) Николаю чудотворцу (161 об.–172 об.), 9) Рождеству Христову (172 об.–179), 10) Богоявлению (179–185) и 10) Сретению Господню (185–190). На 108–125 л.л. избранные псалмы с величаниями. 293. Минея Общая , в четвертку, без начала и конца, 143 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. 95 л. порван с ущербом для текста. Рукопись начинается службою (без начала) апостолу единому, а оканчивается службою (без конца) Господским праздникам, которая следует за службою исповеднику. 294. Минея Общая , в четвертку, неполная, 130 лл., полууставом XVI в., в дощатом с остатками кожи переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 24, 25, 31, 50, 51, 62, 65–68, 98. На л. 130 об. послесловие полууставом: «Лета 7022 (1514) списана бысть (с)еа Минеа Общая многогрешною десницею Ивашком Володимеров …» «… Бога деля собою исправливайте, а не клените в миру живучи и з другом и з суседом пром....» На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви пророка Илии что на Устюге». За службами общими святым следуют: 1) светильны «чрез всю седмицу» (104–107); 2) апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (107–117 об.); 3) апостольския и евангельския чтения в службах восьми гласов (118–130 об.). 295. Минея Общая , в четвертку, 126 лл., полууставом конца XVI в., в дощатом переплете. На полях листов 1–42 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая Борисоглебской пустыни на острову Казерском, подписал сию книгу вышеозначенной пустыни многогрешный строитель иеромонах Аарон 1756 года марта 25 дня». За службами следуют: 1) «многомилостивое» (96–120 об.) и 2) канон Ангелу хранителю (120 об.–126 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разд., к-рый условно можно назвать Ритуалом или Бенедикционалом (Fol. 273-286), содержатся формулы благословений (воды, елея, свечей), молитва на благословение брака и др., утренние и вечерние молитвы, уставные указания, а также благодарственные молитвы после Причащения (Fol. 299v - 300). В Миссале из Б. содержится самое раннее свидетельство об обряде благословения пальмовых ветвей в Пальмовое воскресение (PL. 72. Col. 572). В чинопоследованиях, связанных с таинством Крещения, исследователи отмечают сир. влияние. Листы 286-290 представляют собой Пенитенциал, состоящий из 2 молитв и 47 покаянных канонов, в основном ирл. происхождения (из Правил св. Колумбана и др.) или взятых из постановлений поместных Соборов эпохи Меровингов. Листы 296-299 содержат объяснение службы часов, Апостольский Символ веры и канон библейских книг. Иной рукой в рукописи вписаны евангельские глоссы на средневек. латыни (листы 1-7), наставления о времени совершения мессы, чинах церковной иерархии, времени Рождества Христова, покаянии и др. (листы 292-295). Лит.: Wilmart A. Bobbio (Manuscrits de)//DACL. T. 2. Col. 935-939; idem. Bobbio (Missel de)//Ibid. Col. 939-962; The Bobbio Missal: a Gallican Mass-Book/Ed. E. A. Lowe, J. W. Legg. L., 1917, 1920. Vol. 1: Facs.; Vol. 2: Text. 1924; Vol. 3: Notes and studies/Ed. E. A. Lowe, A. Wilmart and H. A. Wilson. 1991r; Gamber K. Sakramentartypen. Beuron, 1958. P. 39; Wright Ch. D. Two Additions to the Bobbio Missal: The Sermon «De dies malus» and «Joca monachorum» (ff. 6r - 8v)//The Bobbio Missal/Ed. Y. Hen. Camb., 2002. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/149407.html

1187. Каноны на линейных нотах , в четвертку, 346 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Листы чистые 296–345; 346 лист о помарками. На переплете записи скорописью: 1) «Книга иеродиакона Феодосия Лисянского списана 1727 г. месяца июня 23 дня», 2) «Сия книга принадлежит города Новгород-северска церкви соборно Успенской». Там же с подписью известнаго директора Придворной Капеллы А. Львова заметка: «Каноны двунадесятых праздников малаго греческого распева 1727 года». Состав: каноны: 1) на дни двунадесятых праздников (1–259 об.); 2) в 39 день месяца августа о мире, 2– го гласа (260–263 об.); 3) апостолам Петру и Павлу (264–279 об.); 4) в неделю Ваий, гласа 4 (280–287), по распеву отличный от канона в ту же неделю («веханию Господню») на листах 147–160 об.; стихиры: 5) 5 гласа: Тебе одеющагося, Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго (288–291); 6) Успению Богоматери, 4 гласа. Егда изшла еси (291–292 об.); 7) Александру Невскому, 4 гласа. Да веселится днесь новый Израиль (292 об.); 8) на литии на «И ныне … : «Приидите возрадуемся Господеве» (292 об.– 293 об.); 9) задостойники: а) Да молчит всяка плоть человеча (293 об.–294 об.) и б) О тебе радуетсл (294 об.–295). 1188. Канон и неполное последование часов в Светлую седмицу на крюковых нотах , в восьмушку, 22 л., полууставом XVIII в., с разрисованною буквою (1 л.), в бумажной обложке. 1189. Несколько кафизм на крюковых нотах , в четвертку, без начала и конца, 17 лл., полууставом XVIII в., от древеснаго переплета сохранилась только часть верхней доски; от последняго листа нижняя часть оторвана. 1190. Начальное учение кто хощет знать (по линейным нотам) пение , в четвертку, без конца, 16 лл., полууставом начала XIX в., без переплета. На нижнем поле перваго листа запись: «Писана лета (1802)». За изъяснением нотных знаков (1–14) следуют песнопения: «Свете тихий» 6 гласа и «Господь воцарися» двух напевов. 1191. Псалмы 148,149 и 150 на крюковых нотах , в четвертку, 6 лл., полууставом начала XVIII в., в порванной цветной бумажной обложке; 6-й лист чистый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

615. Сборник богослужебный , в восьмушку, 295 лл., полууставом разных почерков XVII в., листы 1–96 московской печати, в кожаном переплете с застежками. Листы 115, 159, 160 и 230–232 чистые; 287 и 288 листы подклеены с ущербом для текста. Нет нескольких листов между 284 и 285 листами. Состав: службы: 1) воскресная 6 гласа (1–47); 2) по вся дни ко Господу Иисусу Христу (48–69 об.); 3) вечерния молитвы инока в келье, «егда должно есть спати» (70–77); 4) святаго Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и к трудолюбствующим к еже спастися. та же и к живущим в мире к мужем и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (77 об.–83); 5) правило внегда случитея кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю (83 об.–96); каноны: 6) за болящаго (97–106); 7) молебен Пречистей Богородице, «певаемый в наведении печали» (107–114); 8) молебен Пресвятей Богородице, «егда от оклеветания в печали, да поет сий канон» (116–123); 9) Пресвятей Богородице (161–172), отличный от предыдущих; 10) безсребренникам Козме и Дамиану (194 об.–204 об.); 11) преподобному Онуфрию (205–213); 12) преподобному Касьяну (213–221); 13) преподобному Аврамию (221 об.–229 об.); 14) тропари и кондаки от недели мытаря и фарисея до недели Веех Святых включительно (172 об.–187 об.); 15) тропари и кондаки праздником Господским и Богородичным (187 об.–192 об.); на л. 193 тропарь и кондак Максиму исповеднику ; службы: 16) Явлению чудотворныя иконы Тихвинския Божия Матери (124–141 об.); 17) Сретению чудотворныя иконы Владимирския Божия Матери (142–158 об.); 18) Сергию Радонежскому (233–284 об.); 19) молитва за умерших и исповедание иноку и мирянину по вся дни (285–291); 20) толковая азбука (292–295). 616. Сборник богослужебный , в восьмушку, 287 лл., полууставом нескольких почерков XVII в., с заставкою, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 38, 123, 202, 214, 216, 217, 219, 237, 248, 256 и 287; листы 272 и 273 без текста. На полях внизу листов: 1–7, 11–13, 15–25 и на обороте 118 л. приписки скорописью: 1) «Сия книга Канонник Вологодского окологородья от церкви пророка Илии что на Выгалове»; 2) «Сия книга глаголемая Канунник Ильинскова попа Григория Васильева сына Свыгалова а подпи(са)л своею рукою»; 3) «Сия книга глаголемая Кануник попа Ильинскова Григория Васильева сына что на Выгалове а никому до нея дела нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет: а) 3 слова: ες κατν κυριακν; б) 6 слова: ες τν μρτυρα Κυπριανν и в) 12-го: ες Γργοριον, δελν Βασιλεου, πιστντα ματ τν χειρτονεαν). H. 283 (284). ρμογνους ρητορικ, κα ριστοτλους κατηγοραι. Эрмогенова реторика и Аристотелевы категории. «Без досок и оболочка ветха». (По описи 142). 284 (285). σιδου εργα κα μραι. Исиодовы писания. «Во оболочке ветхой». (По описи 237). 285 (286). στορα ’Αλεξνδρου το Mακεδνος, γνμαι ιλοσοικα, περ αρσεως τν ρμενων, Συμεν μαγστρου διγησις περ ραβος Στεαντου, κα βος Αισπου. История Александра Македонского, философские пословицы, повесть о ереси армянской. Симеона магистра о Стефаните Аравлянине, и житие Эсопово. Без начала «и оболочка и листы пообились». 286 (287). ’Ομρου ποιματα. Омировы писания. «У коей книги оболочка отчасти пообилась». (По описи 344). 287 (288). ρολγιον. Часослов церковный. «Во оболочке ветхой». (По описи 445). 288 (289). Στχοι, εχα, μνοι, διηγσεις, κα νουϑεσαι διαρων αγων. Стихи, молитвы, песни, повести, и наставления разных святых. «У коей книги оболочка, переплет и листы вельми ветхи». (По описи 382). I. 289 (290). Nιχηρου πρεσβυτρου ιλοσοας βιβλον δετερον μετ σχολων. Никифора пресвитера философии книга вторая с толкованием. «У коей книги оболочка пообилась и без начала». 290 (291. Л. 37 об.). ωννου το Δαμασχηνο, κα λλων πτερων λγοι διοροι, η ξαμρος Βασιλεου, κα " ωννου Κλαβδας περ ζυμων. Иоанна Дамаскина и других отцев слова разные, шестоднев Василиев, и Иоанна Клавдийского о опресноках. 1535. «У коей отчасти оболочка пообилась». (По описи 119). 291 (292). Απστολος. Апостол церковный. «Во оболочке ветхой». (По описи 31). 292 (293). θεουλκτου Βουλγαριας ξγησις ες τν πρς Κορινϑους πρτην πιστολν. Феофилакта болгарского толкование на первое к Коринфяном послание. Без начала. «Листы, переплет и оболочка весьма ветхи». 293 (294). σακ το Σρου λγοι παραινετικο μετ σχολων. Иоанна Сирина слова поучительные с толкованием. «Оная книга без оболочки, ветха и без конца». (По описи 234). 294 (295). «Ετεροι ομοιοι. Другие такие же. «У коей книги оболочка и переплет ветхи».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

289) Депутация от германского великого приорства ордена св. Иоанна иерусал. к имп. Павлу I с предложением принять сан Великого магистра ордена, Сев. Архив 1822 г., ч. 3, стр. 222, ст. А. Корниловича. 290) Просьба, поданная имп. Павлу от имени ордена графом Литтою, «Сочин. Державина, Спб. 1865», т. 2, стр. 228. 291) Державный орден св. Иоанна иерус., Спб. 1800. Список лиц, принадлежавших к ордену в России, «Соч. Державина. Спб. 1865», т. II, стр. 212 (Смирд. 3297). 292) Описание орденского праздника, в письме кн. М.П. Долгорукого, 1799 г., Русск. Архив 1865, вып. 10 и 11, стр. 1400. 293) Иоанна иерус. орден рыцарей или мальтийский, Журн. для Чтен. воспит. Воен. – Учебн. Заведений, 1841, т. XXIX, стр. 82, т. XXX, стр. 270 и 1844, т. LI, 316. 294) Мальтийские рыцари, Библ. для Чтен. 1858, т. 148, Прескотта. 295) Орден рыцарей св. Гроба – А. Н. Муравьева, в его путешествии ко св. местам 1830 г., Спб. 1840, ч. II, стр. 321–342, (см. там же, стр. 175, «Следы рыцарства»). 296) Виновность тамплиеров, соч. Гаммера, статья о нем, Отеч. Зап. 1856, т. 105, отд. 5, стр. 32–33. 297) Повесть о св. и Богопроходных местах св. града Иерусалима, рукопись скороп. XVII в., в 4 , 20 лист., в библ. Ундольского, Сл. Сборн. XVIII в. л. 62 «Сказание о граде Иерусалиме», также Сборник XVII в. Топография или описание св. земли, перевод с латинского и польского, листы 434–504. 298) Повесть к пользе слышащим и прочитающим о св. граде Иерусалиме и о окрестных его местах. Повесть о св. горе Синайской. Рукопись конца 16 века в Имп. Публ. Библ. (Библ. Норова, стр. 128, 299) Книга в четверть, описание Иерусалима и в нем св. мест – см. «Описание патр. библиотеки 1718 г.». Р. Арх. 1864, стр. 39, (здесь же упоминается об Апокрисисе, 300) О Иерусалиме, О Иордане и пр., описание Палестины – см. Опис. Румянц. Муз., стр. 552, Сборн. л. 43. (На 42 л. сказано, что лукавые духи поведаша царю Соломону, колико от Едема до Иерусалима, яко 50063 мили, а миль по 5 верст, или как где словут, а в Перми слывут чюкласы по 5 верст).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с этими документами, вполне благоприятными для посольства Мелетия, он предоставил царю донесение думного дворянина Ивана Чаадаева, которое поставляло в большое сомнение только что приведенные патриаршие грамоты. Чаадаев доносил царю, что он посылали к гетману нарочного и писал, к воеводам Петру Скуратову и Василию Кикину, объявляя им, что едет дьякон Мелетий с грамотами по важным государевым делам, чтобы они оберегли его от неприятеля и велели бы проводить за Днепр. Но Мелетий 26 Апреля писал ему, Чаадаеву, что казаки, присланные для его обереженья от гетмана, в Черкасах ограбили его, и листы, которые он вез от четырех патриархов, у него похитили. Чаадаев отправил к гетману майора Ивана Сипягина и велел говорить ему, чтоб листы и другие вещи, которые у Мелетия похищены, сыскать 137 . В похищении скарба и патриарших листов у Мелетия участвовали с казаками войсковой есаул Нужной, лубенский полковник Гамалей и переяславский полковник Данко. Сипягин говорил гетману: «если каких вещей сыскать нельзя, или из корысти казаки не захотят отдать, и о тех бы вещах не объявлять в войске пока листы сыщутся, а сыскать бы одни листы, выкупая, если бы пришлось, дорогою ценою». – «Не знаю, как мне тот грабеж и сыскивать; войско велико» – отвечал Брюховецкой. – «Говорят, что многое из покраденного – продолжал Сипягин – досталось, гетман, тебе; старшины и казаки передали тебе подушки золотые, ножики, чернильницу». – Эти вещи Брюховецкой отдал Сипягину и сказал, что многие вещи были отобраны у казаков и положены в церковь , а та церковь сгорела. Сипягин слышал, что под тем местом и скрыня была, а листы все были за печатью патриаршею, и из тех листов сысканы только три листа, – «по этим листам – говорили Сипягин – можно сыскать и остальные листы; я слышал от войскового есаула, что те все листы были у Савицкого, писаря есаула Нужного; нужно бы его сыскать». – «Он отъехал в Мошны» – был дан ответ Сипягину. Гетман хотел о том писать, а потом замолчал и никакого ответа не дал. Сипягин расспрашивал у есаула Нужного, и он ему сказал: которые листы сысканы и принесены к гетману, те листы он, Нужной, взял у писаря переславского. Сипягину казалось, что поэтому можно бы сыскать те листы, так как и лошадей Мелетиевых он видели у войскового писаря Захарки; но для того и не сыскивали при нем, Сипягине, что многим покорыстовался писарь Захарко и сам гетман 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

2 . АНКИРСКИЙ в Галатии Натольской 314 или 315 года, при Римском Императоре Диоклетиане, об отступниках паки обращающихся. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 16, 20, 41. 3 . НЕОКЕСАРИЙСКИЙ в Каппадокии при Понте в 315 году при Императоре Константине Великом , о благочинии церковном. Смотри Кормчую чacmь I, листы 17, 20, 52. 4 . СОБОР в Гангре Пафлагонской близ Тавра, 340 года по свидетельству Созомена или несколько попрежде. А Сократ относит даже к 360 году. По Гардуину же полагается в 330 году. Собор сей был на Евстафия Армянина и его единомышленников. Смотри Кормчую чacmь I, листы 17, 19, 57. 5 . ЛАОДИКИЙСКИЙ во Фракии 317 года, а другие весьма разно полагают, иные позже, иные ранее, при Императоре Валентиане, о благочинии церковном. Смотри Кормчую чacmь I, листы 18, 20, 72. 6 . САРДИКИЙСКИЙ в Булгарии Иллирийской, 347 года при том же Императоре на Ариан и Евсевиан. Смотри Кормчую чacmь I, листы 17, 20, 107. 7 . КАРФАГЕНСКИЙ в Каркидоне Африканском, бывший в 418 году при Греческом Императоре Феодосии младшем о благочинии церковном. Смотри Кормчую, часть 1, листы 18, 21, 116. 8 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I во Фракийской Романии 449 года в Апреле при том же Императоре на Монофизитов. Смотри Кормчую, чacmь I, лист 218. 9 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II, там же, 536 года при Императоре Иустиниане на Евтихиан. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 218, 222. Глава II. О Соборах собственно Российской Церкви 1 . КИЕВСКИЙ I, в 6559 или от Р. Х. 1051 году, о рукоположении Всероссийского Митрополита Илариона, при Великом Князе Ярославе Владимировиче. Смотри Летопись по Никонову списку чacmь I, стр. 139. 2 . KUEBCKUЙ II, в 6655 или от Р. Х. 1147 году, при Великом Князе Uзяcлabe II Мстиславиче, о поставлении Всероссийского Митрополита Климента. Смотри Летопись Никона, часть 2, стр. 92, Степенную книгу, изданную в 1775 году чacmь I, стр. 250. 3 . KUEBCKUЙ III, в 6664, или от Р. Х. 1156 году при Митрополите Константине на Мартина, еретика монаха, родом Армянина. Смотри Пращицу Питирима, Епископа Нижегородского, листы 168, 172 и 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Книга III Отделение I. О Соборах, относящихся к Иерархии Российской Церкви Глава I. О древних Греческих Соборах, приемлемых Российской Церковью Статья I. О Вселенских Греческих Соборах 1 . HUKEЙCKUЙ I, бывший в Вифинии в 325 году, Мая 20 (а по Кормчей – в 318 году), во время Константина Великого , Греческого Императора, на суемудренного Ария. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 5, 19, 20 и 81. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, Фракийский, 381 года в Мае бывший при Греческом Императоре Феодосии Великом на духоборца Македония. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 6, 18,19, 20 и 85. 3 . ЕФЕССКИЙ в Ионии, в 431 году после Пятидесятницы (а по Кормчей – в 5915 году или от Р. Х. в 407 году), при Греческом Императоре Феодосии младшем, на суемудренного Нестория. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 7, 18, 20, 89. 4 . ХАЛКИДОНСКИЙ в Вифинии Натольской, 451 года (а по Кормчей – 5945 года или от Р. Х. 437 года), при Греческом Императоре Маркиане, на Единоестественников или Монофизитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 9, 18, 20, 93. 5 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II во Фракийской Романии в 553 году или, вернее, в Мае 554 года (а по Кормчей – в 6047 году, или от Р. Х. в 539 году), при Греческом Императоре Иустиниане, на Оригена и его единомышленников. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 11, 19, 20, 173. 6 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III 680 года, с 7 Ноября по 16 Сентября (681 года, а по Кормчей – 6076 года, или от Р. Х. 568 года), там же, при Греческом Императоре Константине Погонате или Брадатом, на Монофелитов и Мононергитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 12, 19, 20, 174. 7 . HUKEЙCKUЙ II, в Вифинии Натольской бывший. В 786 году в Константинополе собран, но в 787 году переведён в Никею и там, начавшись в Октябре, кончился в Ноябре (а по Кормчей – в 6306 году или в 898 году от Р. Х.), при Греческом Императоре Константине и матери его Ирине, на иконоборцев. Смотри Кормчую чacmь I, листы 14, 19, 20 и 208. Статья II. О поместных Греческих Соборах 1. AHTUOXIЙCKUЙ в Сирии, бывший в 265 году при Греческом Императоре Аврелиане на Павла Самосатского, Епископа Антиохийского. Смотри Кормчую чacmь I, листы 16, 20 и 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

(л. 16 оборот) В суботу Дмитровскую. По преподобнем отце нашем началнице святые обители сея игумене Иосифе и по всей братьи дачя святейшаго митрополита Данила всея Русии, первого игумена бывшего во святей обители сей. По преподобнем отце нашем Иосифе служит игумен всем собором и список брацкой при(о)читают весь, иже зде лежащих братий наших, а в вечере на понахиде на гроб чудотворцов ходят и после обедни корм болшой, квас медвен”. Род Малюты Скуратова в Волоколамском монастыре: Инок Леонид Скуратов Бельский; дача по нем Малютина, – лист 16 оборот (15 Окт.). Инока Варсонофия, Малютина мать Скуратова, – лист 19. Малюта Григорий Лукьянович Скуратов; дача по нем государева и жены его, – лист 15 и 31 оборот. Максим Зарянской (?) Григориев сын Малютин Скуратова, – лист 23 оборот Л. 18 оборот. (Память) по Григорье по казаке Гриденине, по монастырском слуге, дачи 100 рублев. Л. 27 оборот. „В 30 день (Декабря) по святейшем митрополите Макарие всея Руси, дачи его 200 рублев, да апостол болшой в десть, золотом прописан весь, писмо великое монастырское 987 , цена 50 рублев, да поникодило болшое, да книга в десть Григорей Селунский, да 150 братин медяных, служить игумен, корм болшой, квас медвен”. Обиход этот составлен Евфимием Турковым не ранее 1579 года, – лист 71 („По благоверной великой княгине Елене, по государьской матери, дача государьская в лето 7087”) и до поставления в игумены, – лист 92 (ибо составлен „по благословении и совету настоятеля святые обители сея и преимущих старцов”. Поставлен в игумены 26 Июля 1575г., Строева, Списки иерархов. На последнем листе. Евфимий называет себя составителем обихода). Освящение церквей. [В требниках XIV-XV вв. читаются только две молитвы „на основание церкви и потчение кресту” (рукописи Московской Синодальной библиотеки (900), листы 30–31, конца XIV в. и (326), лист 68, 1481 года). В Требнике XVI в. встречается уже особый „чин основанию церкви и потычению кресту” (рукопись той же библиотеки (310), листы 109–110). – Особый „чин бываемый на освящение церкви и на въдружение еже в нём св. трапезы” находим в тех же рукописях листы 31–57; листы 69–92 и листы 120 оборот – 130). „Чин и устав, бываемый внегда некако позыблется святая трапеза” – в рукописи листы 57 оборот – 63; листы 93–98. В Требнике XVI в. (рукопись листы 110–118) читаем „чин священию церкви малого освящения, поне антимис священ есть великым освящением от святителя”].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010