4 марта прямая трансляция открытия конференции будет доступна на платформе PRO.Kyльmypa.PФ в разделе «Культурный стриминг» - Конференция состоится при поддержке учебно – методического и информационного центра работников культуры и искусства Ярославской области. По итогам конференции будет издан сборник материалов. Заявки и тексты докладов принимаются до 30 декабря 2020 года. Условия участия здесь. Ответственные за проведение конференции: Данилова Марина Дмитриевна, координатор конференции, главный специалист Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого телефон (4852)53-68-24, e-mail: mus-cdb@mail.ru Савельева Лариса Александровна, заведующая организационно-методическим отделом Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого: e-mail: cdbomo@gmail.com    Тематика: - Новые исследования и интерпретации по истории Древнерусского государства - Памятники Древней Руси: проблемы изучения, реставрации, использования - Историческое, литературное, церковное, библиотечное краеведение - Роль библиотек в приобщении населения к русской истории, культуре, литературе: практические результаты. -Новые издания научной, научно-популярной, художественной, методической литературы по истории Древнерусского государства, Ярославского края - Туристические маршруты по историческим местам, музейные и библиотечные коллекции Доклады могут быть приурочены к значимым памятным историко-культурным датам 2021 года: - 1110 лет со дня заключения Первого договора Руси с Византией - 1000 лет со дня освящения храма в честь благоверных князей Бориса и Глеба - 800 лет со дня рождения государственного деятеля и полководца благоверного великого князя Александра Невского - 200 лет со дня рождения классика русской литературы Н.А. Некрасова   4 марта   Пленарное заседание   Председатель – Труфанова Татьяна Алексеевна , директор Централизованной системы детских библиотек г. Ярославля   Приветствия участникам конференции 10.00–10.30   Работа конференции 10.30–14.30   Кокоулин Владислав Геннадьевич , доктор исторических наук, профессор юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» (г. Новосибирск)

http://e-vestnik.ru/db/yaroslavl_yarosla...

В «П. е. в.» неоднократно появлялись публикации, посвященные памяти еп. Пензенского и Саратовского Иннокентия (Смирнова) , подробно освещались торжества по случаю 100-летия со дня его рождения, подготовка к юбилею: «Освящение храма при склепе преосвящ[енного] Иннокентия, еп[ископа] Пензенского» (1883. 2. С. 22-23), «Столетний юбилей со дня рождения почивающего в Пензенском кафедральном соборе преосвященнейшего Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского» (1884. 10. С. 40-41), «Преосвященный Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, как проповедник» (1885. 20. С. 1-12; 23. С. 1-13; 24. С. 1-13). Особую группу публикаций составляют материалы о чудесной помощи по молитвам к свт. Иннокентию: «Благоговейное воспоминание о преосвященном Иннокентии, епископе Пензенском и Саратовском» Г. С. Рыбакова (1875. 18. С. 12-15), «Чудесное спасение» еп. Владимира (Благоразумова) (1883. 2. С. 18-22), «Памяти святителя Иннокентия» свящ. С. Архангельского (1885. 5. С. 26-27), «Исцеление по молитвам святителя Иннокентия» (1913. 1. С. 33), «О чудесных знамениях и исцелениях по молитвам святителя Иннокентия» (1915. 21. С. 903-916). В 1911 г. еп. Митрофан (Симашкевич) отправил эти статьи в Синод, их сведения были учтены при канонизации свт. Иннокентия в 2000 г. Среди статей этнографического характера примечательны «Краткий обзор благочестивых обычаев и установлений, существующих в Пензенской епархии» (1879. 24. С. 14-22; 1880. 2. С. 1-12); «Взгляд на историческое развитие славяно-русского язычества» (1875. 23. С. 1-9; 24. С. 15-27), «Исторический очерк видоизменения основных начал славяно-русского язычества под влиянием перемены местных и бытовых условий» (1876. 4. С. 1-24) и «Взгляд на происхождение суеверий и предрассудков» (1878. 13-15, 17-19, 23, 24) Озерецкого; «Очерки религиозно-нравственной жизни простого народа» (1892. 9. С. 348-355; 10. С. 388-392; 13. С. 509-519) и «Вера в колдунов при свете современной науки» (1897. 12. С. 416-423) свящ. Н. М. Соколова; «Город Саранск в религиозно-нравственном отношении 80 лет назад и в настоящее время» (1881. 6. С. 5-14; 7. С. 7-13) прот. А. Масловского; «Религиозное состояние русского православного народонаселения в пределах Пензенской епархии» (1876. 14. С. 1-11; 15. С. 1-9; 16. С. 1-10; 17. С. 1-13) и «Нравственное состояние русского народонаселения в пределах Пензенской епархии» (1876. 20. С. 1-7; 21. С. 1-9; 22. С. 1-6) Н. К. Смирнова; «Народное верование в русалок» (1892. 19. С. 767-782; 22. С. 941-954) и «Пятница в народном почитании» (1893. 21. С. 836-853; 22. С. 885-896; 23. С. 903-916) преподавателя ДС А. И. Троицкого. Публиковались также этнографические материалы, напр. «Обряды мордвов при погребении и поминовении умерших и вероучение их о загробной жизни» свящ. М. П. Иллюстрова (1866. 3. С. 76-82), «Мордовское население Пензенской губернии» Н. К. Смирнова (1874. 1, 2, 3, 5, 6, 9, 22, 24; 1875. 1, 2, 4-7, 10).

http://pravenc.ru/text/2579944.html

Митрополит Иларион: Конечно, у Церкви уже есть позиция, которая неоднократно озвучивалась. Приближается 100-летие со дня трагической гибели последнего русского императора и всей Царской семьи. Несколько лет назад я сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла во время его поездки в Сербию, и мы участвовали в удивительном действии: в самом центре Белграда под проливным дождем Предстоятель Русской Церкви и Святейший Патриарх Сербский Ириней совершили освящение памятника царю страстотерпцу, последнему российскому императору Николаю II. Это был очень трогательный момент, ибо Сербия в благодарность российскому императору за то, что он поддержал сербский народ, поставила этот памятник. В нашей стране, насколько мне известно, нет ни одного памятника последнему русскому императору. У нас множество памятников Ленину, которого есть за что критиковать. Различные сомнительные исторические личности до сих пор представлены у нас в названиях улиц и площадей, а последнему русскому императору, в правление которого для страны было сделано много доброго и важного, до сих пор нет памятника. Приближается 100-летие его трагической кончины, ужасающего расстрела, который был совершен, по сути дела, без суда и следствия, причем, вместе с ним были расстреляны его жена и несовершеннолетние дети. И с чем страна встречает эту дату? Она встречает ее, по сути, кощунственным фильмом, который якобы основан на исторических фактах, но на самом деле все исторические факты в нем передергиваются. Этот фильм представляет собой, на мой взгляд, апофеоз пошлости. Е. Грачева: Вы видели эту картину? Митрополит Иларион: Я видел эту картину, меня пригласил сам режиссер. Должен сказать, что еще два-три года назад он мне показывал проект этого фильма, и даже хотел, чтобы я в нем принял участие, например, чтобы в фильме использовалась моя музыка. Я сразу сказал, что сценарий фильма весьма сомнительный и все это будет встречено неоднозначно. И тем не менее, после того, как фильм уже был, по сути, готов, Алексей Ефимович предложил мне его посмотреть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4883943...

— Дело в том, что само слово цензура при его появлении вызовет шквал критики в некоторых кругах. Мы создали Издательский Совет и при нем — Издательский отдел Московской Патриархии и рекомендуем всем приходам, монастырям и частным издательствам, занимающимся выпуском духовной литературы, проходить экспертизу этого Совета, который дает разрешение на издание той или иной книги. Но мы не называем это цензурой. Однако страна наша большая, а порядка в ней мало, почему и появляются отдельные книги и брошюры, часто мало поучительные и даже соблазнительные по своему содержанию. — Ваше Святейшество, не могли бы Вы прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг православного приюта «Никита» в Подмосковье. — Я пока не знаю официальной позиции Московской епархии. Я только слышал, что есть такая проблема. Но мое мнение таково — ни один приют, ни одно учебное или воспитательное учреждение не могут и не должны быть закрыты. Православные приюты, детские садики, лицеи и гимназии, если они уже существуют, должно всемерно поддерживать и сохранять. — Ваше Святейшество, это год посвящен преподобному Савве Сторожевскому в связи с 600-летием со дня его кончины. В следующем году исполняется 500 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского. Какое значение для современного человека, для возрождения духовной жизни на современном этапе истории Православной Церкви имеют эти подвижники периода расцвета духовной жизни Древней Руси? — Преподобный Савва Сторожевский был учеником преподобного Сергия Радонежского и очень сильно почитался уже вскоре после своей кончины. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович. Торжества по случаю юбилея преп. Саввы будут проходить как в монастыре, так и за его пределами, в частности, будет освящен собор в Звенигороде. Но в этом году мы отмечаем не только юбилей преподобного Саввы, но и празднуем 600 лет со дня преставления святой великой княгини Евфросинии, супруги святого Дмитрия Донского, а также 500 лет со дня рождения святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского и всея Руси. Также на этот год приходится празднование 400-летия со дня кончины первого Русского Патриарха св. Иова, а, кроме того, исполняется 90 лет восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. 45 лет исполняется и со дня кончины святой блаженной Матроны Московской.

http://patriarchia.ru/db/text/223639.htm...

Воистину земная жизнь отца Парфения была подвижнической, преподобнической, а его кончина – мученической, ради Христа Спасителя и во имя Христовой Церкви Русской. Его имя как одного из первооснователей Святого Русского Елеона, золотыми буквами стоит рядом с именем преподобного основателя Святой Русской Палестины, отца архимандрита Антонина (Капустина). На мученической, христианской, святой, русской крови отца игумена Парфения, согласно Священного Писания и Предания, созидался и утверждался нынешний Спасо-Вознесенский русский женский монастырь Русской Православной Зарубежной Церкви в составе Московского Патриархата. 2024 год - особый в истории величайшей Елеонской русской женской обители. Помимо 115-тилетия со дня священно-мученической кончины отца Парфения, на Благовещенские святые дни исполняется 130 лет со дня преподобной кончины Основателя Святой Русской Палестины отца архимандрита Антонина. В декабре сего года исполняется 110 лет со дня преподобной кончины первой начальницы и строительницы Святого Русского Елеона монахини Евпраксии (Миловидовой). И наконец, в 1924 году, ровно 100 лет назад, решением Священноначалия Русской Зарубежной Церкви, с благословения Иерусалимского Патриархата, Спасо—Вознесенская русская женская монашеская обитель на Елеоне была удостоена статуса русского ставропигиального монастыря. И имя отца Парфения в этих памятных датах сияет особым светом. Вне всяких сомнений, что преподобнический и мученический подвиг отца игумена Парфения (Нарциссова), одного из первооснователей Святой Елеонской русской женской обители, будет по Божьему Промыслу официально оценен Священноначалием. Отец Парфений будет прославлен Церковью как Елеонский преподобный священномученик. Не случайно на нынешнем Русском Елеоне существует традиция ставить масло-елей у надгробной Голгофы на могилке отца Парфения для последующего освящения и употребления в спасительно-лечебных целях. И по молитвам к отцу Парфению, действительно, происходят чудеса. Обязательно все насельницы и паломники Святого Русского Елеона, в будущем будут иметь постоянную возможность восклицать: «Священномучениче, отче Парфение, моли Бога о нас»!

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/14/...

В каждую палату он заходил со словами «Христос воскресе!», и маленькие пациенты еле слышно отвечали: «Воистину воскресе». А за тех, кто не знал, что сказать, отвечали родители. Перед причастием отец Иоасаф обязательно разговаривал с ребенком и его мамой (реже – с папой), старался поднять настроение. Ему удается найти общий язык и с малышами, и с подростками. Некоторым малышам он давал рассмотреть свой крест и Евангелие, разрешал дотронуться до них. «Когда служил здесь впервые, – рассказывает батюшка, – обратил внимание на то, как дети тянутся ручками к Евангелию. Такого я нигде не видел. Вообще очень важно, что у пациентов и их родных есть возможность регулярно исповедоваться и причащаться. Я лишь против того, чтобы к причастию относились как к магическому обряду – мол, причастился и выздоровел, хотя такие случаи бывали в моей практике. Поэтому объясняю, что главное – соединение с Богом, обретение веры». Уходя из палаты, освященной Благодатным огнем, батюшка вместе со своим помощником Сергеем Гришиным пел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а малыши махали им вслед своими слабыми ручками… Обойдя четыре отделения из девяти (отделения хирургии, клинической онкологии, онкогематологии и подростковое отделение онкогематологии, а также пансионат, где лежат 90 детей), игумен Иоасаф не жаловался на усталость, как его спутники. Впервые за день он смог перекусить лишь в 16 часов. За трапезой речь зашла о Елисавете Феодоровне, которая очень близка ему тем, что всей своей жизнью она доказывала, что вера без дел мертва, что необходимо совмещать молитвенный подвиг Марии с жертвенным служением Марфы ближнему своему. Памятные даты — не пустой звук В 2012 году отмечаются сразу несколько памятных дат, связанных с именем святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. 31 марта в подмосковном селе Усово прошли торжества, посвященные 20-летию со дня ее канонизации. 21 апреля отметили 100-летие со дня освящения Покровского собора. 105 лет назад в мае была куплена усадьба на Большой Ордынке для создания Марфо-Мариинской обители. В начале мая будет праздноваться 130-летие ИППО, председателем которого Елисавета Феодоровна стала после гибели ее супруга Великого князя Сергея Александровича. 11 мая будет отмечаться 155 лет со дня его рождения.

http://pravmir.ru/blagodatnyj-ogon-dla-b...

Итак, Похвальное слово было написано для произнесения в церкви Троицы на память Преподобного Сергия. Как известно, монастырь был сожжен в 1408 г. во время нашествия Едигея, и церковь Троицы была восстановлена только в 1412 г. Об этом читаем в приписке монаха Варлаама: «В лето 6920. Написася божестъвнаа Лествица месяца октовриа в 14 день, на память святых мученикъ Назариа, Геврасиа, Протасиа, Келесиа, в обители преподобнаго иигоумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в тои же обители месяца семптямриа в 25 день» (Троиц. 156, л. 252 об.). 25 сентября 1412 г. мы имеем пересечение следующих событий: 1) день памяти Преподобного Сергия; 2) 20-летний юбилей со дня кончины Преподобного; 3) освящение монастырского храма – церкви Троицы; 4) этот день являлся воскресным – единственный раз в промежутке между 1408 и 1418 гг. Думаю, что самым подходящим случаем для произнесения Похвального слова в честь Сергия был праздничный день 25 сентбяря 1412 г. – день памяти, причем юбилейный, Преподобного Сергия Радонежского, совпавший с днем освящения Троицкого собора. Похвальное слово Сергию Радонежскому имеет заголовок (по списку Троиц. 755): «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию, сътворено бысть учеником его священноиноком Епифанием». Текст сохранился в одной редакции, важнейшее разночтение, отличающее древнейшие списки от более поздних, таково: согласно первым, Сергий жил 70 лет, в монашестве – 50 лет, в других списках даты исправлены на основании одной из Пахомиевских редакций Жития Сергия – 78 лет и 55 лет соответственно. Выявлены следующие списки Похвального слова Сергию Радонежскому: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 755 (л. 84–105: 70 лет и 50 лет) (число 70 позднее исправлено на 78) – 50-е годы XV в. Филигрань: Корона – типа Лихачев, 2570 (1461 г.). 2) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевы Лавры), 763 (л. 79–98: 70 лет и 50 лет – число 70 позднее исправлено на 78)- 50-е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Троицкого вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 мая 2007 г. правящим архиереем для звонницы возрождающегося Успенского храма были торжественно освящены колокола, купол и крест. Также в этот день состоялась презентация макета первого деревянного храма, построенного в 1780 г. Его проект активу общины удалось обнаружить во время работы в областных архивах. Еще во время поисковых работ было обнаружено древнее Священное Писание, которое до революции принадлежало храму. В настоящее время реликвии хранятся в новом храме. 4 июня 2009 г. управляющий Днепропетровской епархией митрополит Ириней освятил нижний придел Успенского храма – в честь Архангела Гавриила. До сего дня это единственный храм в Днепропетровской епархии, который посвящен одному из семи главных ангелов, принесшего Деве Марии весть о рождении от Нее Спасителя мира. 2010-й год для общины был юбилейным: исполнилось 230 лет со дня освящения первого храма. Торжественное празднование, которое состоялось 9 декабря, возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Впервые в верхнем приделе Успенского храма было совершено архипастырское богослужение. С каждым годом храм обретал свое величие и красоту. Многое уже сделано: возведены стены храма, на колокольне появились бронзовые колокола, звон которых разносится на десять километров вокруг. Есть позолоченные купола, наружная мозаика. Приобретены позолоченные паникадила и различная церковная утварь, установлен иконостас. В настоящее время идет подготовка храма к росписи. При общине действует воскресно-приходская школа, приход оказывает благотворительную помощь малообеспеченным и одиноким людям. В будущем на территории храма архитекторы планируют создать мемориальную стелу, на которой будет размещена информация обо всех фундаторах, строителях и меценатах храма, начиная со дня его основания. Новый Успенский храм в Новоселовке – это яркое свидетельство мудрого и гармоничного сочетания в деле воссоздания исторической правды. По проекту новый храм двухпрестольный: верхний храм наименован в честь праздника Успения Божьей Матери, а нижний придел – в честь Архангела Гавриила. В этом есть доля исторической закономерности. Правящий архиерей благословил архитекторов создать проект таким образом, чтобы возродить первичное название разрушенного деревянного храма в честь Успения Божьей Матери, который был построен стараниями запорожских казаков в 1780 г., а также сохранить историческую летопись возрождения прихода в 1996 г., когда новая община была зарегистрирована в честь архангела Гавриила.

http://sobory.ru/article/?object=13279

Мощи преподобного Стефана были оставлены под спудом, а над ними вскоре была сооружена каменная церковь (в честь преподобного), ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящён в 1558 году в присутствии самого Ивана Грозного и царевны Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства в Стефановском храме обновляется стенная живопись и предалтарный иконостас. Все настенные росписи в монастыре выполняет с 1885 года александровский живописец Фёдор Дмитриевич Лавровский (1844-1927). Вместе со своими сыновьями Фёдором и Дмитрием, получившими художественное образование в Московском Строгановском училище, он часто бывал в Махре, выполнял многие живописные работы, в 1906 году расписывал реконструированный Стефановский храм, обновлял иконы. По случаю предстоящего празднования 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Стефана (14 июля 1906 г.) был значительно перестроен Стефановский храм. Освящение перестроенного храма совершил 5 июня 1906 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Товия в сослужении Махрищского строителя Мелхиседека с братией. Монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1942 году разобрали Стефановскую и Троицкую церкви и колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В 1995 году насельницы обратились за помощью к президенту концерна " Росэнергоатом " Поздышеву Э.Н. С тех пор на протяжении уже более десяти лет Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают все возможное для возрождения этой древней обители. Сегодня концерном руководит преемник Э.Н. Поздышева - Сергей Александрович Обозов. Новый руководитель не оставляет монастырь своими заботами и вниманием. Летом 1996 года начались изыскательные и археологические работы по исследованию остатков Стефановского храма. Фундамент его, состоящий из больших валунов, оказался в хорошем состоянии. 14 октября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня. Привезли колокола. Впервые после 75-летнего безмолвия окрестности огласились полнозвучным звоном. 14 октября 1997 года над храмом был поднят крест. 25 ноября было назначено освящение храма. Из летописи монастыря, датированной 25 ноября 1997 года: " Около десяти часов утра прибыл Святейший Патрирах Московский и всея Руси Алексий II. С пением тропаря Святой Троице Предстоятеля Русской Православной Церкви проводили в новый храм. Сей храм, построенный над обретёнными мощами преподобного Стефана Махрищского и считавшийся ранее северным приделом Троицкого собора, первоначально был освящён в 1558 году в присутствии царя Иоанна Грозного. И вот теперь, спустя почти 440 лет, престол во имя преподобного Стефана Махрищского освятил Святейший Патриарх. Впервые после стольких лет запустения Его Святейшеством была принесена Бескровная Жертва над местом погребения Махрищского чудотворца... "

http://sobory.ru/article/?object=05788

После сего собрал он весь народ Израильский в Иерусалим, для празднования Пасхи, с точным исполнением всех обрядов, написанных в книге Моисеевой, так что от времен Самуила Пророка, ни одного раза не была столь свято празднуема Пасха. Сам Иосия наблюдал, чтобы жрецы и Левиты исполняли священный долг свой и чреду служения, во дни Пасхи и опресноков, и чтобы прежде освящены были все люди, он дал от себя для всесожжений тридцать тысяч овец и три тысячи волов. Старейшины, Первосвященник и жрецы подражали его примеру, обильным даянием жертв, и в течении целого дня до поздней ночи, священники закалали их для народа, с помощью Левитов, при пении псалмов Давидовых: Подобной Пасхи уже не было более в Иерусалиме, как и не восставало подобного благочестием Царя после Иосии, ибо Господь вспомнил все беззакония Царей Иудовых и отринул Иерусалим, избранное свое жилище. Тридцать лет царствовал уже Иосия, когда Фараон Нахао, Царь Египетский, пошел бранью на Царя Ассирийского; Иосия вооружился против Египтян. «Что мне и тебе Царь Иуды?» послал сказать ему Фараон, «не на тебя пошел я ратью, и со мной Бог, ибо по Его внушению начал я брань; отойди, чтобы я не поразил тебя;» но не послушал его Иосия и был поражен стрелой в битве. – Чувствуя приближение смерти, он велел служителям своим вынести себя из битвы, и они привезли его на колеснице в Иерусалим, где скончался и погребен был с предками. Весь Иерусалим и вся Иудея горько плакали о нем, и плач сей сохранился на веки, чрез Иеремию Пророка, который написал плачевную песнь. Народ поставил Царем сына Иосии, Иоахаза, который не последовал стезям благочестивого отца. Фараон лишил его престола и переселил в Египет, избрав вместо него другого сына Иосии, Елиакима, которого назвал Иоакимом, и обложил тяжелой данью все его царство. Но и сей новый Царь не подражал примеру родителя и навлек на себя гнев Божий. Правнуком Царя Езекии предполагают Пророка Софонию, который возвещал во дни Царя Иосии, о разрушении ветхого Иерусалима. Страшны его обличения и угрозы на город, и на окрестные народы, которым предрекал близость великого дня Господня, когда огнем ревности Его поядена будет вся земля. Но, посреди наступающих зол, он видел и обновление Иерусалима, и Господа, который рано обнаружит посреди него судьбы свои, и велит ожидать дня своего воскресения; тогда, после великого очищения земли, все будут призывать имя Господне и поработают ему под игом единым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010