К 1995 году удалось узнать, что монастырь является памятником архитектуры и внесен в так называемые «Списки вновь выявленных памятников в 1982 году»; никаких документов по оформлению этого памятника подписано не было. Судьбой нашей обители заинтересовался Алексей Дмитриевич Тверитинов 899 и вместе с главным архитектором Еленой Викторовной Севериной содействовал решению нашего вопроса – 22 сентября 1995 года администрация Метрополитена была вынуждена подписать «Охранные обязательства», по которым ей вменялось в первую очередь «произвести работы по восстановлению кровли на колокольне». Существенным шагом для вновь создаваемой общины «Зосимова пустынь» было обращение в мае 1996 года к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, в ответ на которое владыка дал распоряжение благочинному Наро-Фоминского района «изучить вопрос организации общины и возможностей возвращения зданий Церкви». К осени 1996 года благое дело поддержали инициативные группы москвичей, среди которых неоценимое значение имела помощь Галины Михайловны Архиповой и Анатолия Георгиевича Серегина. Община начала организовывать молебны; соборные молитвы сотен человек на молебнах 1996, 1997, 1998 годов услышал милосердный Господь и открыл путь к возобновлению обители. Молебен в ознаменование 170-летия обители 1996 год оказался юбилейным (причем троекратно) для Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Исполнялось 170 лет со дня основания, 155 лет со дня утверждения общежития и 140 лет со дня получения статуса монастыря. Еще одну православную обитель удалось спасти от полного забвения. Даже окрестные жители не знали, где расположен монастырь, спрятавшийся за вековым еловым лесом. На слуху было только название железнодорожной платформы перед Наро-Фоминском – «Зосимова пустынь». Отпраздновали 170-летний юбилей обители молебном – 7 декабря 1996 года, в ближайшую субботу ко дню основания пустыни в предпразднство Введения в храм Девы Марии. Пришли жители соседних селений, приехало очень много паломников из Москвы, всего человек 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1950-х годах была проведена крупномасштабная реконструкция здания – снесены последние напоминания о куполах, изменен вид колокольни – так, чтобы ничто не напоминало о церкви. Сохранились лишь некоторые архитектурные элементы, напоминающие о величественном соборе. Медперсонал десятой больницы зачастую даже не догадывался о церковном прошлом здания, пока в начале 90-х известный старец Василий Болящий подарил больнице икону Успения Божьей Матери и предсказал, что больница снова станет собором. Уже в 1999 году пророчество осуществилось - при больнице начали править службы. А в 2012 году городские депутаты передали помещения Украинской Православной Церкви, а в июле 2013 года начали восстанавливать первоначальный вид здания. Во всей красоте собор предстанет перед горожанам только в 2018 году, а до того времени предстоит еще много работы. http://ekaterinoslav.org/sobor/history.html В 2016 г. исполнилось 220 лет одному из старейших храмов Днепропетровска - Успенскому собору, который всего лишь на 20 лет младше города. Деревянная церковь. Каменный собор, долгое время считавшийся главным в городе. Городская больница, в которую он был перестроен по прихоти советской власти. И, наконец, радостное, но очень трудное возрождение из больничных руин. Через эти четыре жизни прошел храм... Успенский собор одно из главных и самых почитаемых культовых зданий нашего города, на долю которого выпали очень сложные исторические перипетии, - рассказывает Максим Эдуардович Кавун, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого. Храм трансформировался из деревянного в каменный, затем пережил почти полную потерю облика и стал больницей. Сегодня, наконец, здание медленно возвращает свое первоначальное назначение и облик. В 2015 г. г. исполнилось 165 лет со дня освящения каменного Успенского собора. А в 2016 г. исполняется 220 лет начала храмовой истории, юбилей от даты начала созидания в Екатеринославе деревянного Успенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=35654

Новый храм освятили в 1800 г. в честь Святой Живоначальной Троицы уже после смерти полководца. Кроме главного он имел еще приделы во имя прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев и прор. Илии. Храм отличался симметрией и изяществом, имел двухъ­ярусную колокольню, крест которой был вознесен на шпиле. Главный иконостас храма представлял копию иконостаса церкви Зимнего дворца в Петербурге. Император Николай II в честь столетия храма щедро выделил на его ремонт четыре тысячи рублей. Две церкви с. Сопины и находившееся рядом старинное кладбище имели красивое металлическое ограждение. В 1935 г. Троицкий храм закрыли и разграбили. Хрустальные паникадила разбили. Здание храма использовалось под склад. Уже много лет эта ценнейшая православная святыня пустует и разрушается. К храмам с. Сопины было приписано 11 часовен. В память о спасении от смерти императора Николая II в Японии крестьянин д. Юрьево Дмитрий Васильев построил часовню во имя вмч. Георгия Победоносца. Она была деревянная, красивая, имела звонницу с колоколом. В д. Дурилино крестьяне поставили деревянную часовню во имя святого Александра Невского в память о 100-летнем юбилее со дня смерти полководца А.В. Суворова. Особый интерес представляла часовня, построенная крестьянами деревень Сергейкова и Лядинки во имя вмц. Параскевы Пятницы на старинном кладбище. http://novodev.narod.ru/borovichi.html В деревне Сопины Новгородской области 15 февраля 2022 года состоялось знаменательное событие – спустя 80 лет после начала разрушения и пяти лет с начала реставрации открылся храм Святой Живоначальной Троицы, возведенный на средства выдающегося русского полководца Александра Суворова. В открытии отреставрированного храма вместе с прихожанами, духовенством и епископом Боровичским и Пестовским Ефремом приняли участие губернатор Новгородской области Андрей Никитин, президент Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Алексей Иванченко и гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб Лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Сергей Глухов.

http://sobory.ru/article/?object=14387

Служба Александра Ивановича в духовном училище началась в давно прошедшее и для нас историческое уже время. – 21 сентября 1850 г. он поступил учителем в Муромское училище, через год перешёл в Переславское духовное училище, где и служил непрерывно до дня своей смерти в течение 55 лет – с 1851 года по 1866 г. учителем, а с 1866 г. (40 лет) смотрителем этого училища. Прослужить 55 лет на одном месте, почти до последних дней жизни сохранить бодрость духа, ясность и живость мысли и чувства, сохранить до 76 лет и относительную крепость тела – одно это уже в наши дни заставляет преклониться пред почившим, видеть в нём незаурядного человека. Шли годы и десятилетия, протекло более полувека, сменились четыре царствования на Руси, не однажды изменялось течение и направление русской общественной жизни, не однажды видоизменялась и реформирована была жизнь духовно-учебных заведений, различные течения проникали и в жизнь русской церкви, а Александр Иванович бессменно стоял при одном и том же деле, направляя себя и его соответственно изменявшимся условиям жизни. Свою духовно-учебную службу покойный начал во времена императора Николая I при таких условиях её, которые нам теперь кажутся сказочными, затем он пережил царствование Царя-Освободителя со всем его реформационным движением, затронувшим и русские духовные школы, пережил царствование с. 563 императора Александра Третьего с его реформами в жизни государства и церкви, дожил до начала XX века и видел грустные и светлые стороны нарождающихся новых условий жизни на Руси. – Какой широкий кругозор, какой богатый опыт должен был приобрести Александр Иванович за эти долгие годы своей службы! Немудрено, что он стал смотреть несколько свысока на окружающих. Не следует строго осуждать его за это. Никто из окружающих его столько не видел, столько не пережил... Нас ещё и на свете не было, когда он начал свою службу. Но могут сказать: «Не велика ещё заслуга человека в том, что он прожил на свете 76 лет, из коих 56 лет прослужил в глухом провинциальном городке при низшем духовно-учебном заведении. В этом примере нет ещё ничего поучительного. Долголетняя служба говорит только о крепком здоровье человека, служба же в провинциальной глуши скорее говорит о том, что это был не выдающийся работник, который не мог пробиться выше и дальше». Но говорить так могли бы только те, кто совсем не знал Александра Ивановича, не знал, как он жил и что он делал. Всякий же, кто хотя сколько-нибудь знал покойного, согласится с нами, что он был довольно крупною величиною в нашем духовно-учебном мире, что он очень заметно выдавался из среды своих коллег-смотрителей духовных училищ и по своим достоинствам заслуживал и высшего поста, и если не достиг его, то только вследствие особых условий замещения высших должностей в наших духовно-учебных заведениях... Познакомимся же несколько с покойным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Конечно, первый раз лучше ехать с теми, кто уже был и сможет помочь увидеть Афон. Мы знаем выражение: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В любом месте есть определенные стандарты поведения, и Святая Гора – не исключение. Должна быть соответствующая одежда, на службе нужно придерживаться конкретных правил, на многие вещи стóит обратить особое внимание. Также надо подсказать, какой маршрут выбрать, потому что монастырей много, и хотя внешне они похожи, но различаются внутренним устройством и отношением к паломникам. Для начала хорошо бы попасть в наиболее гостеприимные, где будет возможность пообщаться с братией и настоятелем. Наш Ионинский монастырь больше десяти лет дружит с монастырем Дохиар на Афоне. Это греческая обитель, известная тем, что в ней прославилась чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», а также своим настоятелем старцем Григорием. Я обязательно бываю там дважды в году: весной Великим постом на праздник Входа Господня в Иерусалим и осенью на престольный праздник Дохиара, Собор Архангела Михаила. В поездки стараюсь брать с собой тех священников или монахов, кто ни разу не был на Афоне и вряд ли попадет. Это становится возможным благодаря помощи фонда «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон», который каждый год помогает поехать на Святую Гору нескольким священнослужителям. Поскольку все мои спутники едут впервые, я общаюсь с ними, рассказываю об Афоне, занимаюсь расселением, договариваюсь о службе, помогаю сориентироваться, сопровождаю в пеших прогулках. Как правило, поездки сопряжены также с особенно длительными богослужениями: уже рассказывал когда-то, что служба на престольный праздник в Дохиаре длится в общей сложности 22 часа. Начинается в четыре часа дня, а снимают облачение с меня по окончании братской трапезы около двух часов следующего дня. Вот такие получаются насыщенные молитвой и общением дни. Радости простого паломника Но помимо этого раз в несколько летсожалению, чаще не получается) я стараюсь приехать на Афон так, чтобы в одиночку походить по монастырям и помолиться. Очень хочется в месте уединения многих отшельников также уединиться, ведь наш Ионинский монастырь расположен в центре города, и местом покоя его назвать сложно.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-iona-tayny...

День первый Молитва о заключенных в Бутырской тюрьме (СИЗО 2) В малиново-багровом Бутырском тюремном замке с круглыми башнями с зубцами в форме ласточкиных хвостов звучали проникновенные слова молитвы о заключенных. Первый день недели молитвы был посвящен именно им. Сам день начала акции, 14 декабря, был выбран не случайно. В этот день Церковь чтит память Филарета Милостивого, святого, жившего в Византии в VIII веке и прославившегося особым милосердием к страждущим и обездоленным. Кроме того, место и время начала акции совпало со следующей датой: девять лет назад в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме была перенесена копия чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». В этом году торжественный крестный ход с этой иконой в десятый раз обошел храм, построенный в 1782 году в самом центре тюремного двора. Состояние человека, находящегося в узах, с особенной остротой выразил в своем 141-м псалме царь Давид, величайший поэт и пророк древности. Он написал его, казалось бы, в безвыходной ситуации: в пещере, окруженный со всех сторон врагами: «Голосом моим ко Господу взываю, голосом моим Господу помолюсь. Изолью Ему моление мое, печаль Ему возвещу. Когда изнемогал во мне дух мой, были ведомы Тебе стези мои. На пути, котором я шел, расставили сети мне. Взглянул я направо и вижу: нет человека, близкого мне; некуда мне бежать, и нет защиты душе моей. Воззвал я к Тебе, Господи, и сказал: Ты упование мое, от Тебя приемлю участь мою на земле живых! Внемли молению моему, ибо смирился я глубоко! Избавь меня от гонителей моих, ибо они стали сильнее меня. Изведи из темницы душу мою, да прославлю имя Твое!» Не случайно стих прокимна на службе этого дня («Изведи из темницы душу мою…») взят именно из этого псалма, который так перекликается с нуждами современных заключенных. Ведь только за освобождением духовным можно ожидать окончательного и бесповоротного физического освобождения, которое дается Господом в ответ на молитвы человека и на смиренное принятие своей участи, какой бы она ни была.

http://e-vestnik.ru/reports/izvedi_iz_te...

Выставочный и исследовательский проект «И светит, и греет» представила игумения Иоанна (Калашникова), настоятельница Свято-Тихоновского женского монастыря г. Торопец Тверской области. Проект посвящен юбилейным датам двух величественных храмов монастыря — Никольскому и Покровскому. В 2016 году первая каменная постройка города — Никольский храм (1666) праздновал 350-летие, а самый высокий и красивый храм города — Покровский (1766) — 250-летие со дня основания. Основными мероприятиями проекта стали: подготовка и проведение выставки архивных материалов и фотографий «И светит и греет» о жизни монастыря с XI века по настоящее время, проведение конференции по истории монастыря и ознакомление с собранными материалами жителей соседних городов. Желание рассказать всем, проявляющим интерес к истории своего края и малого исторического города, каким является г. Торопец, о прошлом и настоящем обители, стало главной целью в организации выставки «И светит, и греет». О проекте « " Калужане — достойные сыны Отечества " : земные и духовные пути капитана Яновского» рассказал Юрий Холопов, методист редакционно-издательского отдела Калужского государственного института развития образования, краевед, член Союза писателей России и Союза журналистов России, автор книги «Земные и духовные пути капитана Яновского». В 2015 году проект Калужского государственного института развития образования был поддержан грантом конкурса «Православная инициатива». Цель проекта соответствовала задачам института, входящего в систему образования: решать задачи духовно-нравственного воспитания молодого поколения средствами краеведения на примере конкретной исторической личности. Издание книги «Земные и духовные пути капитана Яновского» — только часть работы, которую проделала небольшая группа создателей проекта за прошедший год. Издание книги в рамках проекта «Земные и духовные пути капитана Яновского» получило благословение митрополита Калужского и Боровского Климента. Книга охватывает большой временной отрезок, около 200 лет, от начала XIX до начала XXI вв. Особенностью книги является то, что в ее основе органически переплетены три составляющие: краеведческие документы Калужского государственного архива, научная литература и материалы по истории Русской Православной Церкви. Среди самых активных участников проекта оказались учителя, а именно — педагоги лицея 48 г. Калуги, создавшие методические рекомендации к историческому повествованию «Земные и духовные пути капитана Яновского».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4796404...

Оно описано им самим: «В 1856 голу я сделался болен лихорадкой, которая признана докторами Крымской. Болезнь эта с небольшими промежутками продолжалась до сентября 1859 года, и нередко во время параксизмов сидевшие при мне слышали треск в моих костях, и меня поднимало на постели на четверть аршина, чего не могли остановить двое и трое державших меня. Лечившие врачи употребляли всевозможные и самые сильные средства, но в течение трех лет не могли даже ослабить болезни. После каждого промежутка лихорадка возобновлялась с новой силой, и я, наконец, ослабел телом и духом. В сентябре 1859 года к лихорадочной болезни присоединилась еще другая ужасная и нестерпимая, так что я не мог выносить ее, но при всем этом я не отчаивался и единственное находил утешение в надежде на непосредственную милость Божию, будучи твердо убежден, что если я могу еще выздороветь, то не иначе, как только чудесным образом. При этом я вспомнил о чудотворной иконе Святителя Николая в Николо-Угрешском монастыре и послал туда своих детей, чтобы они попросили отслужить молебен всем собором с водоосвящением пред иконой Угодника и сделали бы вкладом в монастырь имевшиеся у меня частицы святых мощей. Когда служили молебен на Угреше, в тот час в Москве совершилось со мной чудо: я почувствовал явное облегчение от болезни, встал с постели после постоянного двухмесячного лежания, и когда мои возвратились, я вышел к ним навстречу. С тех пор здоровье мое улучшилось и лихорадка совершенно меня оставила». 3. Исцеление московского купеческого сына И. С. Ш., 1860 год Он был подвержен сильной золотухе. К лету 1858 года до того она усилилась, что трудно было надеяться на излечение. Покрытый не одним десятком страшных ран, больной страдал невыносимо. В одно время ему пришло на мысль, не видя пользы от врачей земных, прибегнуть к Небесному, вследствие чего и дал обет поклониться чудотворной иконе Святителя Николая, что на Угреше. Лишь только он объявил домашним эту мысль, как болезнь начала мгновенно облегчаться: рана за раной исчезали, и в короткое время он совершенно оправился. Получив возможность возблагодарить Святителя, исцелевший откладывал это день за день, хлопотал о мирских делах, и наконец, вовсе забыл о своем обете. Болезнь снова возвратилась к нему с большей силой, ударила в голову и врачи объявили ему, что он раньше нескольких месяцев едва может встать с постели. Это крайне тягостное положение пробудило его совесть, он вспомнил об обете своем и твердо положил в мысли исполнить его, нисколько не медля при первой возможности. Как и прежде, болезнь тотчас же начала ослабевать, так что через два дня по вторичном обете он в силах был отправиться в монастырь. Отслужив молебен Угоднику Божию и приложившись к иконе его, он вдруг почувствовал себя совершенно здоровым. Возблагодаривши Святителя, он объявил об этом чуде и отправился обратно в самом радостном настроении духа, чувствуя себя совершенно здоровым. 4. Исцеление крестьянской девицы от горячки

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Потомок южно-русского дворянского рода Максимовичей, еще прежде давшего Руси иного святителя, митрополита Тобольского Иоанна, Владыка Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн никогда не забывал земную свою родину – Киевскую Русь. Не раз бывал он в детстве и юности в Богородице-Успенской Святогорской Лавре, где в наши дни, чуть ли не у святых стенъ ее, льется кровь погибающих в братоубийственной войне. В акафисте святителю Иоанну он по праву зовется «последних времен чудотворцем», но святитель был не одинок. Не случайно, что почти в самые годы его служения в рассеянии, на тех же отечественных ему родных землях, включенных в современное Украинское государство, преподобные Лаврентий Черниговский (отошедший ко Господу в январе 1950 года) и Кукша Одесский (50-летие преставления которого выпадает на декабрь сего года), болезновавшие о своей родной Украине. Как же они взирают на то, что сегодня, буквально в эти часы и минуты, происходит в их многострадальных краях? Да не попустит Господь, чтобы в 100-летнюю годовщину начала Первой мировой войны, которой явно означилось начало страшных бед не только для России, но и для всего мира, начались сегодня новые губительные страдания и убийства, в восточной части Европы. Война всегда ведет за собой иную новую войну. Едва миновали два отъ начала Первой мировой, в 1934 году, 80 лет тому назад, был злодейски убит благочестивый монарх, крестник Императора Александра III , Югославский король Александр – друг Православной Руси и защитник русских изгнанников, нашедших приют в его Королевстве. С этих-то дней и стала неизбежной Вторая мировая война. Но 2014 год не следуетъ связывать исключительно с грозными предзнаменованиями. В этом году мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое, промыслительное значение как для основанной преподобным Троице-Сергиевой Лавры, так и для судебъ всей исторической России. По слову историка В.О. Ключевского, при имени преподобного Сергия народ вспоминаетъ свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и государственное.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

В беседе с корреспондентом сайта «Религия и СМИ» игумен Тихон рассказывает о нынешней ситуации на севере Израиля, о жизни православных приходов в условиях вооруженного конфликта с Ливаном. 18 липня 2006 р. 12:07 Игумения Сергия: «Прошедшие 15 лет явились для меня настоящей школой жизни» [Ihmepb " ю] 2006 год для настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) юбилейный. Исполняется 180 лет Мельничной обители, которую преподобный Серафим основал внутри Канавки. 15 лет назад начала возрождаться монашеская жизнь во вновь открытом монастыре. 19 травня 2006 р. 17:33 Уврачевание давних ран. Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента газете «Московские новости» [Ihmepb " ю] Пресс-служба Московской Патриархии републикует интервью митрополита Калужского и Боровского Климента, помещенное в газете «Московские новости» 19.05.2006). В предпоследний день работы Архиерейского Собора РПЦЗ митрополит Климент прокомментировал значение и перспективы восстановления церковного единства. 12 травня 2006 р. 12:25 Протоиерей Николай Балашов: «Мы вплотную приблизились к тому моменту, когда между двумя частями Русской Церкви будет окончательно восстановлено полное каноническое единство» [Ihmepb " ю] Делегаты IV Всезарубежного собора Русской Православной Церкви Заграницей подавляющим большинством голосов приняли резолюцию, в которой выразили «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями в Отечестве и за рубежом». Это событие в интервью порталу «Интерфакс-Религия» прокомментировал секретарь комиссии Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов. 26 2006 р. 12:38 Блаженнейший митрополит Владимир: «Чернобыльская трагедия должна стать вразумлением для будущих поколений…» [Ihmepb " ю] 26 апреля исполняется двадцать лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Пресс-служба Московской Патриархии републикует интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, помещенное на вэб-сайте Пресс-службы УПЦ незадолго до скорбной даты и посвященное трагическому юбилею.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010