епископ Серафим (Сигрист) Скачать epub pdf Братья и сестры. Думая о том, какую тему выбрать для моего доклада на Библейских Чтениях, я вспомнил свое первое задание по Ветхому Завету в Свято-Владимирской Семинарии. Нужно было взять одну главу из книги Бытия и проанализировать ее в соответствии с «документарной гипотезой», то есть определить, какая часть книги может принадлежать документам J, E, D и P. Я выбрал историю о сне Иакова в Вефиле, так как это достаточно простой отрывок для подобного анализа ( Быт.28:10–19 ). Несомненно, на мой выбор повлияла некоторая притягательность образов сна и лестницы, соединяющей землю и небеса, по которой восходят и снисходят ангелы Божьи. Почему бы нам сейчас не взять этот же фрагмент и не рассмотреть его дальше? На этот раз я не буду касаться проблем текстологии, в которой я недостаточно компетентен, чтобы добавить что-либо новое. Я также не буду касаться интерпретации этого отрывка у святых отцов, так как в патристических комментариях он недостаточно отражен. (В конце доклада я привожу краткий обзор высказываний ранних отцов Церкви на эту тему). Итак, после того, как мы упомянули о научных и богословских проблемах, почему бы нам просто не поразмышлять о том, кто же такой этот Вефильский сновидец и что за сон он увидел? 1. Сновидец Сновидец Иаков – это человек, оказавшийся ночью в пути. Он покинул свой дом, где ему когда-то удалось с помощью ловкого трюка выманить право первородства у отца и старшего брата, и теперь он боится, что после смерти отца брат будет ему мстить. Это хитрый человек, любимец своей матери (описание Иакова одним словом в Быт.25:27 означает что-то вроде «скромный», «сдержанный»). Я думаю, эпитет, данный Гомером Одиссею – «многохитростный» 1 – подойдет в этом случае. Или «искусный». И вот, подобно Одиссею,странствующему по морю, он отправляется навстречу неведомому будущему. Можно также сравнить его со Стивеном Дедалом из романа Джеймса Джойса «Портрет художника в юности», который верил, что его судьбой управляют «Молчание, изгнание и хитроумие 2 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/son-ia...

В. Обетования и богоявления Иакову (седьмикратные) Глава XXVIII, 10–22. Первое богоявление Иакову, в видении таинственной лестницы Иаков вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, – пошел один, без проводников и рабов, и оставляя все отцовское достоянии в наследие брату своему Исаву (Ст. 10). По справедливому примечанию толковников, здесь обнаруживается необыкновенная сила душевная, бескорыстие и крепкая вера в Божии обетования – в благословенном сыне Исааковом. И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце ... (Ст. 11). Иосиф Флавий с вероятием полагает, что Иаков решился ночевать один в поле, дабы избегнуть всякого общения с Хананеянами. И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.... (Ст. 12). Что означало видение таинственной лестницы Иаковлевой? В ближайшем приложении к Иакову, оно служило ему ободрением на безопасное продолжение дальнейшего пути в Месопотамию; ибо открывало ему, что Господь бодрствует над рабами своими с неба своего, и что промыслу Его известно все, что происходит на земле 337 . Но к общей истории ветхозаветных прообразов и откровений сие видение таинственной лестницы поясняло прежние обетования, и дополняло откровения о будущем Избавителе. Она давала разуметь, что, несмотря на отпадение человека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным ко спасению 338 , и что в определенное время сам Господь сойдет на землю, и соединится с человеческим естеством в благословенном потомстве Авраама, Исаака и Иакова, над которым Он неусыпно бодрствует, и откроет человеку возвратный путь к небу» 339 . Самая же лестница Иаковлева, по общему мнению христианских учителей, прообразовала Матерь Божию, соединившую и помирившую небо с землею чрез воплощение от Нее Спасителя мира. Посему и положено уставом православной церкви на паремиях в богородичные праздники читать библейское повествование о лестнице, виденной патриархом Иаковом посему же и поет церковь Богоматери: «радуйся лествице, юже Иаков виде»! 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

День православной книги отметили на приходах апреля 2023 Прихожанка Валентина Балабанова выступила с сообщением " Ярослав мудрый - собиратель церковных книг " . Она рассказала, что первая библиотека на Руси находилась в Софийском соборе Киева. Двадцать человек переводили книги на русский язык с греческого, латинского, болгарского. В основном это были церковные книги, но было небольшое число светских, около 2 процентов. При Ярославе Мудром составлен первый русский летописный свод - " Повесть временных лет " , создано " Сказание о Борисе и Глебе " Иакова Черноризца. Рассказала докладчица и о других древнерусских памятниках - в частности, о " Поучениях Владимира Мономаха " , а также о том, какие материалы использовались людьми для письма до появления бумаги. Прихожанка Марина Ержемская посвятила свое сообщение книгопечатанию. Она рассказала, что первые русские книги печатались в Венеции, о первопечатнике Франциске Скорине, который печатал книги в Праге и Вильно. Рассказала она и о легендарной библиотеке Иоанна Грозного, относительно которой ученые так и не пришли к единому мнению, существовала она или нет. Разумеется, речь не могла не зайти о русском первопечатнике диаконе Иоанне Феодорове и его ученике Петре Мстиславце. Завершила докладчица свое сообщение рассказом о книжной справе XVII века, приведшей к церковному расколу. Протоиерей Вячеслав Помаскин выступил с сообщением об преподобном Иоанне Лествичнике и его книге " Лествица " . Книга написана игуменом Синайского монастыря Иоанном в середине VI века по просьбе игумена Раифского монастыря. Центральный образ книги - лествица (лестница) восхождения к Богу - заимствован из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). День православной книги отметили 25 марта в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах . Протоиерей Игорь Илюшин выступил с докладом о традиционных семейных ценностях и важном древнерусском документе - книге " Домострой " . Эта книга была сформирована к XVI веку, когда Русь стали называть Святой и Русская Церковь учредила патриаршество, отвергнув унию. С первых глав книги человек призывается к благочестию, исполнению заповедей Божиих, регулярному участию в Таинствах Церкви, молитве, миру в семье.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 сложных цитат из Великого покаянного канона 10 мин., 26.02.2023 Великий покаянный канон Андрея Критского — самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания. Мы отобрали для вас 10 особо сложных цитат из текста Великого покаянного канона с их переводом на русский язык и пояснениями. «Лествица, юже виде древле великии в патриарсех» Когда читается: понедельник первой недели Великого поста Песнь 4 Церковнославянский текст : «Лествица, юже виде древле великии в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися» (Быт 28:12). Перевод : «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит, душа моя, указанием на восхождение делами и равно также на возвышение разумом; посему, если желаешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, обновляйся». Толкование : Ветхозаветныи патриарх Иаков, одновременно скрываясь от гнева брата Исава и желая наити праведную невесту, совершал путь в Харран, где проживали родственники их семеиства. Взять хорошую жену было очень важно для Иакова: получив благословение отца, он становился следующим патриархом рода, в котором должен будет родиться Спаситель мира. Во время привала Иакову открылось таинственное видение: он увидел чудесную лестницу, по которои поднимались и спускались ангелы. Во время этого откровения к праведнику обратился Сам Бог, Он одобрил деиствия Иакова и подтвердил обетование, данное его деду Аврааму. «Якоже Дафан и Авирон» Когда читается: понедельник первой недели Великого поста Песнь 6 Церковнославянский текст : «Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон; но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет» (Чис 16:32).

http://foma.ru/10-slozhnyih-tsitat-iz-ve...

16-е Св. Апостола и Евангелиста Матфея Св. апостол и Евангелист Матфей принадлежит к числу 12-ти Апостолов и в Писании называется также Левий ( Лк.5:27 ). Он есть брат св. Апостола Иакова Алфеева и, до призвания своего в Апостольство, был Галилейский мытарь, т. е. сборщик податей ( Лк.5:27 . Мк.2:14). Господь узрел его седяща на лестнице, и призвал: по Мне гряди, и, востав, по Нем иде. Оставив все, он пошел за Господом и сделал для Господа в доме своем учреждение велие, т. е. угощение; великое множество мытарей и других, близких Матфею по родству в занятиям, возлежали с Иисусом Христом за трапезою. Господь окружен был тогда совозлежащими Ему учениками, и потом, ближе всех, мытарями и грешниками: это, может быть, оскорбило книжников и фарисеев, и они начали упрекать учеников за Учителя, говоря: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? Упрек сей услышал Сам Спаситель и кротко ответил фарисеям: не требуют здравии врача, но болящии. Шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. Фарисеи замолчали, но тогда же отозвались ученики Иоанна Крестителя, здесь бывшие, и предложили Самому Господу новый вопрос: почему ученики Его не постятся, тогда как они сами и фарисеи постятся много? Ответил и сим совопросникам Спаситель и открыл им в притче, что теперь не время поститься ученикам Его; они еще не приготовлены к истинному посту: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? приидут же дние, егда отнимется от них жених, и тогда постятся. Никто же бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет и проч. ( Мф.9:10–16 ). С тех пор св. Матфей, вместе с другими учениками Господа Иисуса, пребывал с Ним неотлучно; но в Евангелии ничего более не говорится о Матфее. По сошествии Св. Духа, Апостол Матфей проповедал Евангелие, как и все 12 Апостолов ( Деян.6:2 ), Евреям в Иудее. Здесь, по сказанию Евсевия, св. Афанасия Великого , Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоуста , чрез 8 лет по вознесении Господа и ранее прочих Евангелистов, Матфей написал Евангелие к уверовавшим Евреям Палестинским на их языке для того, чтобы, по удалении его, Евангелие могло заменить им его отсутствие, и передал свое Евангелие Иакову, брату Господню по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ I. Ипатьевский монастырь, в древности «Преименитая Лавра», основан был в 1-й половине XIV в. татарским мурзой Четом, обращенным в христианство чудесным видением Богоматери, ап. Филиппа и священномуч. Ипатия. Благодаря щедрости Чета и его потомков, а также русских царей Василия Васильевича, Ивана Васильевича, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей, монастырь достиг блестящего состояния. Обширные земельные владения и угодья в разных губерниях, драгоценные вклады церковных предметов и принадлежностей монастырского обихода, все это выделяло его из ряда других монастырей. В XVIII и XIX в. монастырь утратил свое прежнее величие; но и до настоящего времени уцелели здесь многие, хотя и далеко не все, остатки прежнего благополучия, которые воскрешают перед нами многие важные моменты русской истории. 1 Ипатьевский собор, неоднократно перестроенный, сохранил в своей архитектуре черты блестящего периода московской архитектуры XVI – XVII в., с крытыми галереями. Уцелели и те кельи, в которых по преданию жил царь Михаил Фёдорович перед избранием на царский престол, хотя уже в виде, измененном до неузнаваемости реставрацией Рихтера. В соборе Ипатьевском сохранились, с некоторыми новейшими исправлениями, настенные живописи, которые могут быть названы одним из лучших произведений московской стенописи второй половины XVII века. Общий иконографический характер этой росписи повторяет установившиеся в XVII в. типы настенной живописи: письмо столповое; на стенах ветхозаветные и новозаветные события; песнь песней; на столбах – единоличные фигуры святых и наряду с ними портретные изображения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, в нимбах. В галерее Страшный суд и лестница Иакова, так как, вследствие недостаточного освещения, стенописи эти не поддаются фотографированию, без особых приспособлений, то мы по необходимости даем здесь снимок со стенописи притвора недавно отреставрированной, но сохранившей все черты иконографии и стиля первоначальной живописи, лишь освеженной в красках (табл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Дмитриевское. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты ДМИТРИЕВСКОЕ (ДМИТРОВСКОЕ) ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, 1 -я четв. 19 в. Стоит на южной окраине села, расположенного на высоком правом берегу р. Березовка, впадающей в Шохну. Возведена в 1815 г. из кирпича и побелена. Храм сохранил традиционные композиционные особенности и детали барокко в сочетании с декором раннего классицизма. Высокий двусветный четверик завершен выпуклой четырехскатной кровлей. Пять небольших луковичных глав установлены на квадратные со срезанными углами основания - барабаны (центральный световой). К основному объему примыкают пониженные апсида со скругленной восточной стеной и широкая трапезная с двумя приделами под общей высокой кровлей; придельные апсиды выступают у западных углов четверика. В центре западного фасада трапезной поставлена трехъярусная колокольня с высокой восьмигранной кровлей (диагональные грани узкие) и шпилем на барабане. Углы храма и трапезной скруглены, что придает объемам особую пластичность. Первый ярус колокольни, трапезная, нижний ярус четверика и апсида объединены общим антаблементом с высоким фризом и модульонами под карнизом; окна — в барочных рамочных наличниках с ушами и филенками. Под окнами - фигурные фартуки. Во втором ярусе четверика скругления слегка заглубленных углов фланкированы плоскими пилястрами. Барабаны угловых глав украшены ложными окнами. Стены всех ярусов колокольни прорезаны высокими арками. В нижнем ярусе по их сторонам поставлены парные пилястры; второй, самый выразительный, ярус оформлен портиками из полуколонн с треугольными фронтонами; третий, также с полуколоннами на флангах, завершен антаблементом с сухариками под карнизом. У боковых входов в храм сохранились декоративные металлические решетки 2-й трети 19 в. с ромбовидно-волнистым рисунком. Четверик перекрыт восьмилотковым сводом с более узкими диагональными гранями и световым кольцом барабана, апсида - коробовым, переходящим в конху. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов и конхи в придельных алтарях, над окнами распалубки. Клеевая роспись в четверике и апсиде - характерный пример провинциальных стенописей 1-й трети 19 в. В яркой цветовой гамме превалируют красные, зеленые и чистые голубые тона. Поновлена маслом (в апсиде частично переписана) одновременно с росписью трапезной (почти полностью утрачена) во 2-й пол. 19 в. Наибольшего внимания заслуживает свод, где располагаются ограниченные штукатурными тягами библейские сцены. В динамичных по композиции " Жертвоприношении Авраама " , " Лестнице Иакова " и " Убийстве Авеля " прослеживается влияние барокко. На южной и северной стенах между окнами верхнего света написаны отцы церкви и митрополиты, на западной стене - евангельские сюжеты в три яруса; две сцены Страстного цикла помещены на восточной стене над иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=07996

Иерей Павел Хондзинский. И затворены быша двери… Выпуская в свет доселе неизвестные православному читателю лекции по пастырскому богословию митр. Вениамина (Федченкова) , читанные им в Санкт-Петербургской духовной академии, мы видим необходимость предварить их не биографией автора «Записок архиерея», кажется не нуждающегося в представлении, но кратким очерком историко-богословского характера. В XIX веке по традиции русских духовных школ ректору в них полагалось читать курс догматики. Неписаный обычай в 1866 году был нарушен протопресв. И.Л. Янышевым, предложившим своим воспитанникам в СПбДА лекции по нравственному богословию. Известнейший его ученик – митр. Антоний (Храповицкий) в годы своего ректорства в Московской духовной академии преподавал также достаточно нетрадиционную тогда для ректора науку – пастырское богословие. Откуда у обоих этот интерес к областям, всегда почитавшимся прикладными в богословии? Отвечает ли он только логике внутреннего пути авторов или логике развития русского богословия вообще? Как общую закономерность можно отметить, что мысль всегда чувствует себя свободней на периферии устоявшихся воззрений. Там легче объявиться и обжиться новому. При взгляде оттуда в неожиданном ракурсе часто является вдруг и уже известное и привычное. Там подготавливается почва для будущих наступлений и прорывов. Применимо ли, впрочем, сказанное к богословию? Нет, если мы смотрим на него с точки зрения великой формулы: «изволися Духу Святому и нам»; да, если нас интересует, как и что в живой истории богословской мысли предваряло и подготовляло непререкаемое слово церковной веры. Взглянув на «пути» русского пастырского богословия, мы убедимся, что именно в конце XIX столетия оно занимает не свойственное ему прежде место. Наряду с этим мы видим возрастающую потребность разграничиться с западной церковной мыслью и отыскать область собственно православного во всем, начиная с догматики и кончая бытом. Видим потребность воплотить в реальность хомяковский «гимн» Церкви. Видим стремление к восстановлению канонического церковного строя и евхаристической жизни. Видим, что русская святость выходит за стены монастырей и является прямо среди седящих во тьме и сени смертной в лице кронштадтского светильника, открывающего собою практически неизвестный прежде в России, но с тех пор уже не иссякающий лик праведного белого духовенства. Во всех этих явлениях выступает вперед потребность свести воедино богословие и повседневность, церковность и общественность, святость и быт. Необходимость «лестницы Иакова» чувствуется во всем 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из Степенной книги царского родословия Степенная книга представляет собой первую попытку изложения русской истории, предназначенную для широкого читателя. Ее можно назвать первым учебником русской истории. Степенную активно переписывали, она служила источником при создании произведений разных жанров – житий, повестей, летописей и пр. Все предшествующие произведения, посвященные русской истории, излагали материал в хронологическом порядке. Степенная книга впервые представляет русскую историю как процесс, развивающийся по определенным законам. Таким образом, Степенная книга является также памятником отечественной историософии. Основными принципами развития русской истории составителям Степенной представлялись благочестие и праведность, присущие роду Рюриковичей. Из поколения в поколение запас добродетелей увеличивался, что сказывалось и на благосостоянии государства. Этот процесс начался с принятия христианства. Не случайно именно с этого момента Степенная книга начинает русскую историю. Предшествующие события упоминаются вскользь, внимание читателя на них не акцентируется. Композиция произведения также отличается оригинальностью. Русская история уподоблена в Степенной книге лестнице, ведущей русский народ к Богу. Ступенями «лествицы» являются поколения русских «самодержцев». Каждому поколению, от Владимира Святого до Ивана Грозного, соответствует отдельная ступень (по-церковнославянски – «степень», почему и произведение называется Степенной книгой), каждой степени посвящен особый раздел в тексте – «грань». Образ лестницы, ведущей человека к Богу, хорошо известен в христианской и особенно в православной книжности, начиная с «Лествицы Иакова» в Ветхом Завете этот образ широко использовался в литературе. Среди произведений святых отцов известно несколько «Лествиц». Наиболее распространенной из которых является Лествица Иоанна Синайского (VII в.). Однако Степенная книга лишь по формальным признакам примыкает к традиции Лествиц. Лествицы святых отцов повествуют о нравственном восхождении человека от грехов к добродетелям. В Степенной книге действие разворачивается во времени. Ступенями лестницы здесь являются периоды отечественной истории. Каждая последующая эпоха превосходит предыдущую тем, что к накопленному уже «багажу» святости прибавляет свою долю, а каждый очередной самодержец как бы концентрирует в себе святость и благочестие всех предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Новодевичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево. После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова. Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=02285

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010