Нередко приходится слышать, что экуменизм есть в высшей степени рациональная концепция, лишенная всевозможных «суеверий» магического характера. Утверждается, что экуменический диалог между Православной Церковью и иными религиозными общинами направлен сугубо на координацию миротворческих действий в нехристианском мире и не несет в себе никакого деструктивного потенциала. Однако, подобное заключение совершенно ошибочно: именно экуменизм имеет в основании магический, оккультный подход, магическое мировосприятие мироздания и верований в нем, что подробно обосновывается, например, в статье «Без догмата. О взглядах о. Георгия Кочеткова в их связи с масонской идеологией»: В ней приведены достаточно веские аргументы, доказывающие, что адогматическая мировоззренческая система как основа экуменической концепции, отрицая догматику и канонику, ставит на их место чувственный мистериальный опыт интерпретации символов, что представляет собою чистой воды магический, оккультный подход. Естественно, никакого отношения к христианству он не имеет, являясь, по сути, подрывным элементом для него. Напомним, что оккультизм (от лат. «occultus» - скрытый, тайный) - общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвященным». К таким учениям относятся эзотеризм и его практические формы: алхимия, астрология, каббала, розенкрейцерство, спиритуализм, теософия, теургия. С которыми тесно связаны: гадания, онейрокритика, некромантия, хиромантия, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстрасенсорика, верования в связь с потусторонним миром и другие учения, основанные на суеверии и сохраняемые в тайне. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским, а термин «оккультизм» был введен французом Элифасом Леви (1810-1875). Оккультизм часто понимается как синоним эзотерики, или обозначает лишь традиции ритуальных практик. Иногда называется герметизмом, по имени одного из его мифических пророков, Гермеса Трисмегиста. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как псевдонауку или как паранормальные верования.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/5/missi...

Что такое оккультизм Начнем с маленькой реальной истории. Приходит ребенок домой – а там весь пол рисом посыпан. «Мама, что такое случилось?» «Это, сынок, я дурную энергию прогоняю из дома» – пояснила мама одну из практик какой-то восточной мистики, согласно которой пол посыпают наговоренным зерном. Кто бы мог подумать, что в XXI веке, наряду с развитием электроники, новейших видов техники и перспективных отраслей науки, останется старое, суеверное увлечение оккультными знаниями. Известно, что современные певцы и актеры увлекаются каббалой, например, Мадонна, которая лично основала Центр изучения каббалы в Лондоне, а по ее примеру – Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Пэрис Хилтон, Кортни Лав, Филипп Киркоров, Лолита Милявская и мн. др. Норвежская принцесса Марта Луиса в 2010 году открыто заявила о своей приверженности к эзотерическим учениям и спиритизму. Бизнесмены внимательно слушают астрологические прогнозы, политики же и спортсмены накануне серьезных предприятий спешат за поддержкой к экстрасенсам, ясновидящим и колдунам. Оккультизм (от лат. occultusтайный, скрытый) – это таинственные учения и культы, выражающие стремление проникнуть в духовный мир, познать потусторонние силы и овладеть ими. Эта кажется таким же таинственным, как и скрип старой двери, открывшейся в заброшенном сарае, когда детям одновременно боязно и любопытно туда заглянуть. В оккультизме считается, что в человеке, природе и космосе присутствуют таинственные, сверхъестественные силы, которые можно вскрыть, обнаружить. Оккультизм призывает овладеть этими силами и таким образом достичь более совершенной жизни на земле. Но разве не к этому же призывает людей и религия? В религии (под которой мы подразумеваем, прежде всего, христианство как истинную религию) познание духовного мира следует неразрывно за приобщением Богу. В оккультизме же человек пытается прорваться к духовным силам минуя Бога. «Когда я стал заниматься оккультизмом, – рассказывал автору этих строк один бывший колдун, достигший экстрасенсорных способностей, – то я был поражен тем эффектом и теми возможностями, какие приоткрывала мне магия. Приходившие ко мне за советом и с просьбой о помощи люди наглядно убеждались в невидимой силе, действовавшей на них посредством моей практики». Сам духовный мир в оккультизме рассматривается как инструмент к личному корыстному благополучию – эгоизм есть основная движущая сила оккультиста. Поэтому и жизненный девиз преуспевшего оккультиста – «я не такой, как другие; что недоступно окружающим, то для меня возможно». Наиболее наглядно оккультизм выражается в магии. Магия же есть попытка овладеть сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и особых мистических действий.

http://pravoslavie.ru/jurnal/44484.htm

Оккультный связан с стремлением человека проникнуть в " тот " , неподвластный законам этого мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся: магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия и др. Во всех их человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред. Прелестный (от слова прелесть) мистицизм приносит человеку, как правило, видения, откровения, наслаждения. Находящийся в прелести думает, что он познает тот мир, в действительности же оказывается игрушкой своих фантазий и дьявольских наваждений Мистицизм, таким образом, уводит человека от Бога, от подлинной цели жизни и дает такое направление развитию духа, при котором необычайно возрастает утонченная гордость, делающая человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Развитию гордости способствует и ложный аскетизм, и развиваемые нередко экстрасенсорные способности (например, в йоге), а также глубокие нервно-психические переживания, наслаждения, доводящие до экстаза. Все это постепенно приводит человека к убеждению, что он " как боги " . Такой путь нередко приводит к мистическому атеизму (например, буддизм, санкхья), к сумасшествию, истерии, самоубийству. Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 г. С. 295. Там же. С. 297. Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81. Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - учение, признающее наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей. Разновидностей оккультизма много. См. гл. VI: Откровение: 3. Индивидуальное откровение и его признаки. Гл. IX. Духовная жизнь: 1,7 Прелесть. 4. Магизм Магия (от греч. mageia - колдовство, чародейство, волшебство) - это вера в то, что законы этого мира подчинены оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов и т.д.). Оккультизм есть сфера магии по преимуществу, т.е. необходимости, а не свободы. Магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира. Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами - оккультная сила владела ими. Антропософия разлагала целость человеческой личности, потрошила душу не менее психоанализа... Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер Ни одного луча, падающего сверху. Все хотел он добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Оккультизм (от лат. occultusтайный, сокровенный) – общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Так говорит нам об оккультизме толковый словарь русского языка . Прежде всего, для ясности дальнейшего изложения позволим себе коротко напомнить основные положения христианского взгляда на сотворение мира. Все мироздание, включающее и видимый, и невидимый мир, сотворено Богом. В этом тварном мире есть не только материальные предметы, силы и энергии, существование которых подчиняется известным физическим законам, познаваемым наукой, но и мир невидимый, недостижимый «взгляду» никакой, даже самой совершенной человеческой науки. Каков он, мы достоверно сказать не можем. Из Писания и Предания Церкви нам известно, что есть ангельские чины, о которых апостол Павел коротко сказал: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1: 14). Но есть и духи от лукавого, называемые в христианской традиции бесами или демонами. Кроме того, есть так называемый космический мир, включающий в себя различные силы и энергии, невидимые, и, возможно, также неопределимые научными методами, но, как и всё в этом мире – тварные. Человек, поставленный Богом над всем творением Божиим «возделывать» и «хранить» Эдемский сад (Быт. 2: 15), а через него – и весь сотворенный Богом мир, в том числе, и невидимый космический, в результате грехопадения пал сам, и через него пал и тварный мир. Библейские повествования современному человеку не всегда легко осмыслить и безоговорочно принять умом. Даже на протяжении ста лет затемняется смысл слов и выражений, что говорить о тысячелетиях и первоисторических временах? О непослушании Богу и падении человека говорится с помощью истории о дереве познания добра и зла, яблоке и змее. О пагубности гордыни мы узнаем через поучительную историю строительства Вавилонской башни, задуманного без всякого понимания истинного места человека в этом мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Индийская духовность в представлении нвюэйджеров – пестрая каша из обрывков восточных и псевдовосточных учений, теософии, герметизма, гностицизма и т. д. Нвюэйджерство подогревает массовый интерес к практике экстрасенсов, астральным путешествиям, паранормальным явлениям, контактам с духами и инопланетянами, приобщению к космическим энергиям. Так Нвю Эйдж сливается с массовой кулвтурой и эклектическим мировоззренческим хаосом в головах современных людей – от «утонченных» оккультистов и эзотериков до любителей астрологии, уфологии, псевдотамплиерства, экстрасенсорики, парапсихологии, пирамидологии, всевозможных газетных сенсаций и «чудес». Обожение (греч. θωσις – обожествление) – предельное приобщение спасенного человека к Богу и Его божественному бытию, при котором человек становится сыном Божиим и богом по благодати. Наиболее емко это выражено в известных словах св. Афанасия Великого : «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Учение об обожении – сердцевина религиозной жизни христианского Востока и идея, вокруг которой концентрируются основные вопросы православной догматики, этики и мистики. Обскурантизм (от лат. obscurus – темный) – крайне враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу вообще: ретроградность, реакционность и мракобесие. Атеисты и материалисты в XVIII и марксисты в XX в. часто обвиняли в реакционности и обскурантизме христианскую Церковь , которая, по их мнению, враждебна научному познанию и мешает социальному прогрессу и счастью человечества. Оккультизм (от лат. occultusтайный, скрытый) – мистическое учение о существовании таинственных скрытых магических сил, которыми можно овладеть через магические методы, известные только избранным, посвяшенным людям, например теософам, дыновцам, рейкистам и др. К оккультным практикам и учениям относятся магия, хиромантия, гадание, спиритизм (вызывание умерших), сатанизм, астрология, теософия Блаватской и Рерихов, антропософия, масонство, каббала, алхимия и др. Оккультный характер имеют и занятия экстрасенсорикой, биоэнергетикой, бесконтактным массажем, чародейством, контакты с духами, с «высшим разумом», подключение к «космическим энергиям», парапсихология и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Игорь Ковалев 25 января 2021, 11:55 Андрей. " Не только по книге нужно учиться,но и на практике,да ещё и наставники нужны многоопытные... "/-Совершенно с вами согласен, но в настоящее время особенно для мирян: " Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей.Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания,вере правой, жительству по заповедям евангельским,глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. " (Свт.Игнатий Брянчанинов,прп.Нил Сорский) Игорь Ковалев 25 января 2021, 10:43 инокиня Наталья.По аскетике привёл вам слова святителя Игнатия,которые прямо опровергают ваши,а не своё мнение транслировал.По поводу нарушений в головном мозге,не спорю,есть случаи, когда надо идти к врачу и принимать лекарства.Но я же говорю о тех проблемах,которыми занимается психотерапевт,и их уже перечислял:депрессии,резкие перепады настроения, панические атаки,навязчивые мысли,приступы гнева и страха и т.п.Это явные признаки душевного расстройства в большинстве случаев по причине страстей,грехов и влияния падших духов,и лечатся " постом и молитвой " ,а не таблетками.И человека из вашего примера,который из-за пьянства разрушил семью,надо лечить покаянием и молитвой,а не антидепрессантами. Игорь Ковалев 25 января 2021, 10:14 инокиня Наталья. " Оккультизм (от лат. occultus– тайный, скрытый)–это таинственные учения и культы,выражающие стремление проникнуть в духовный мир,познать потусторонние силы и овладеть ими. " Как раз какие-нибудь шаманские ритуалы и есть оккультизм.А по вашей логике получается Спиридон Тримифундский,по молитве,которого ящерица превратилась в золото(а это явное изменение материи), занимался оккультизмом.Ваше неправильное определение приводит к нелепостям.А у меня вполне православная вера во всемогущество Создателя,который может изменить и материю,и физические законы.И кстати,в молитве на принятие святой воды произносим:во здравие ДУШИ и ТЕЛА.

http://pravoslavie.ru/136683.html

114 Besant A. 1875–1891. A Fragment of Autobiography – Annie Besant’s Farewell to Secularism./Supplement to The Theosophist (Madras). Volume XIII, 1, October 1891. P. X. 116 Ibidem. P. 341; примечательна произнесённая при этом люцеферическая похвала Безант. Она почувствовала сильное желание склониться перед Блаватской, но из-за гордости не сделала этого. «Дитя мое, – сказала она мне впоследствии, – твоя гордость ужасна, ты горда, как сам Люцифер». 118 Мифы о жизни Ч.У. Ледбитера блестяще развеял на основании обширных архивных исследовний Грегори Тиллет сначала в своей книге: Tillett G. The Elder Brother: a Biography of Charles Webster Leadbeater. London, Boston: Routledge & Kegan Paul, 1982, а затем более полно в докторской диссертации: Tillett G. Charles Webster Leadbeater, 1854–1934: A Biographical Study. Thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Sydney: Department of religious studies University of Sydney, 1986. 120 Campbell B. Ancient wisdom revived. Berkeley, California: University of California Press, 1980. P. 115. 121 Ледбитер заявил, что Джинараджадаса является следующей инкарнацией его якобы умершего брата Джеральда, которого, надо сказать, не существовало вообще (Jinarajadasa C. Occult investigations: a description of the work of Annie Besant and Charles. Leadbeater. Adyar, Madras: Theosophical Publishing House, 1938. P. 122–123); концепция реинкарнации в теософии будет рассмотена далее. 122 Jinarajadasa C. Introduction./Leadbeater Charles. The Astral Plane: Its Scenery, Inhabitants and Phenomena. San Diego: The Book Tree, 2007. P. XIV. 123 Jinarajadasa C. Occult investigations: a description of the work of Annie Besant and C.W. Leadbeater. Adyar, Madras: Theosophical Publishing House, 1938. P. 73. 124 Наиболее значительные: « Оккультная химия » (« Occult Chemistry: A Series of Clairvoyant Observations on the Chemical Elements»); « Человек , откуда , куда и как » (« Man, Whence, How, and Whither: A Record of Clairvoyant Investigation»); « Жизни Алсиона » (« The Lives of Alcyone: A Clairvoyant Investigation of the Lives Throughout the Ages of a Large Band of Servers»); «Мыслеформы» («Thoughtforms»). Кроме книг, написанных в соавторстве, целый ряд других работ Безант несут печать влияния идей Ледбитера.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Р. Гусева Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория . М., Белые альвы, 1998; Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев,  под редакцией Н. Р. Гусевой. М., Институт этнологии и антропологии, 1998. 16 А. Дугин Гиперборейская теория. М., Об оккультных корнях этого мифа см.: B. G. Rosenthal Political implications of the early twentieth-century occult revival, in B. G. Rosenthal (ed.) The Occult in Russian and Soviet culture. Ithaca and London: Cornel Univ. Press, 1997, p. 415. 17 Об этом мифе см.: В. А. Шнирельман «Второе пришествие арийского мифа», в Восток, 1998, 1; V. A. Shnirelman, G. A. Komarova «Majority as a minority: the Russian Ethno-Nationalism and its ideology in the 1970s – 1990s», in H.– R. Wicker (ed.) Rethinking nationalism and ethnicity: the struggle for meaning and order in Europe  . Oxford: Berg, 1997; V. A. Shnirelman. Archaeology and Ethnic Politics: the Discovery of Arkaim . Museum International (UNESCO, Paris), 1998, vol. 50, N 2, pp. 33-Имеется и несколько менее радикальная форма этого мифа, не претендующая на арктическую прародину, но отождествляющая «древних русов» с праиндоевропейцами. См.: Ю. Д. Петухов Дорогами богов. Историко-мифологический детектив-расследование . М., 1990; он же. Дорогами богов. Этногенез и мифогенезис индоевропейцев. Решение основной проблемы индоевропеистики . М., 1998. 20 В. Н. Топоров. Указ. соч., с. 163–169, 172; Е. Е. Левкиевская «Низшая мифология славян», в Очерки истории культуры славян . М., 1996, с. 175, 177. 22 В. М. Кандыба История русской империи . СПб., Подробно о взглядах Кандыбы см.: В. А. Шнирельман «Неистовый Кандыба. “Русский Ведизм”, ксенофобия и антисемитизм», в Социология. Психология. Краеведение. Образование. Материалы Шестой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике, ч. М., 2000. 29 Там же, с. 52, Поэтому, заимствуя из буддизма принцип любви, Кандыба отказывается видеть в нем некий абсолют и критикует буддизм за «преувеличение роли этики». См.: там же, с. 97–147. 42 А.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Это просто опасно… (Открывает папку.) Так… Пункт четвертый — выполнен… (Углубляется в чтение.) Входят Принцесса и Тайный советник. Тень выпрямляется во весь рост, смотрит пристально на принцессу. Принцесса. Тайный советник, где же он? Почему его нет здесь? Тайный советник (шепотом). Он сейчас придет, принцесса, и все будет прекрасно. Принцесса. Нет, это ужасное несчастье! Молчите, вы ничего не понимаете. Вы не влюблены, вам легко говорить, что все идет прекрасно! И кроме того, я принцесса, я не умею ждать. Что это за музыка? Тайный советник. Это в ресторане, принцесса. Принцесса. Зачем у нас в ресторане всегда играет музыка? Тайный советник. Чтобы не слышно было, как жуют, принцесса. Принцесса. Оставьте меня в покое… Ну что же это такое? (Тени.) Эй, вы, зачем вы смотрите на меня во все глаза? Тень. Я должен заговорить с вами и не смею принцесса. Принцесса. Кто вы такой? Тень. Я его лучший друг. Принцесса. Чей? Тень. Я лучший друг того, кого вы ждете, принцесса. Принцесса. Правда? Что же вы молчите? Тень. Мой ответ покажется вам дерзким, принцесса. Принцесса. Ничего, говорите. Тень. Я молчал потому, что ваша красота поразила меня. Принцесса. Но это вовсе не дерзость. Он вас послал ко мне? Тень. Да. Он просил сказать, что сейчас придет, принцесса. Очень важное дело задержало его. Все благополучно, принцесса. Принцесса. Но он скоро придет? Тень. Да. Принцесса. Ну вот мне опять стало весело. Вы будете меня занимать до его прихода. Ну? Тень молчит. Ну же! Мне неловко напоминать вам об этом, но ведь я принцесса. Я привыкла, чтобы меня занимали… Тень. Хорошо, я исполню ваше приказание. Я буду рассказывать вам сны, принцесса. Принцесса. А ваши сны интересны? Тень. Я буду рассказывать вам ваши сны, принцесса. Принцесса. Мои? Тень. Да. Третьего дня ночью вам приснилось, что стены дворца вдруг превратились в морские волны. Вы крикнули: «Христиан!» — и он появился в лодке и протянул вам руку… Принцесса. Но ведь я никому не рассказывала этот сон!.. Тень. И вы очутились в лесу… И волк вдруг поднялся в кустах.

http://pravmir.ru/ten/

Юлия. Ах, вы не понимаете… Ну, оставайтесь. Нет! Я не хочу быть добродетельной сентиментальной мещанкой. Я вовсе не собираюсь предупреждать вас. Дело касается меня! Христиан, простите… Идемте со мной, иначе я погибну. Ну хотите, я стану перед вами на колени? Идемте же! Ученый. Хорошо. Я скажу только два слова моему другу. (Подходит к Тени.) Слушай, сейчас сюда придет принцесса. Тень. Да. Ученый. Скажи ей, что я прибегу через несколько минут. Я не могу отказать этой женщине. Произошло какое-то несчастье. Тень. Иди спокойно. Я все объясню принцессе. Ученый. Спасибо. Уходят. Тень. Проклятая привычка! У меня болят руки, ноги, шея. Мне все время хотелось повторять каждое его движение. Это просто опасно… (Открывает папку.) Так… Пункт четвертый – выполнен… (Углубляется в чтение.) Входят принцесса и тайный советник . Тень выпрямляется во весь рост, смотрит пристально на принцессу. Принцесса. Тайный советник, где же он? Почему его нет здесь? Тайный советник (шепотом.) Он сейчас придет, принцесса, и все будет прекрасно. Принцесса. Нет, это ужасное несчастье! Молчите, вы ничего не понимаете. Вы не влюблены, вам легко говорить, что все идет прекрасно! И кроме того, я принцесса, я не умею ждать. Что это за музыка? Тайный советник. Это в ресторане, принцесса. Принцесса. Зачем у нас в ресторане всегда играет музыка? Тайный советник. Чтобы не слышно было, как жуют, принцесса. Принцесса. Оставьте меня в покое… Ну что же это такое? (Тени.) Эй вы, зачем вы смотрите на меня во все глаза? Тень. Я должен заговорить с вами – и не смею, принцесса. Принцесса. Кто вы такой? Тень. Я его лучший друг. Принцесса. Чей? Тень. Я лучший друг того, кого вы ждете, принцесса. Принцесса. Правда? Что же вы молчите? Тень. Мой ответ покажется вам дерзким, принцесса. Принцесса. Ничего, говорите. Тень. Я молчал потому, что ваша красота поразила меня. Принцесса. Но это вовсе не дерзость. Он вас послал ко мне? Тень. Да. Он просил сказать, что сейчас придет, принцесса. Очень важное дело задержало его. Все благополучно, принцесса.

http://azbyka.ru/fiction/ten-evgenij-shv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010