Иерусалим, считающий себе сорок веков, лежит на двух каменных холмах, на высоте 2400 футов над уровнем моря. С запада, юга и востока он окружен долинами, соединяющимися на юго-востоке. О происхождении Иерусалима нет положительных сведений, и только полагают, что первыми его жителями были Иевуситы. История Иерусалима представляет ряд осад, завоеваний, разрушений, построек и перемен властителей. Осада Иерусалима Титом Веспасианом в 68 году по Р.Х. самая славная осада по той упорной защите, которою встретило римлян Иудейское племя. В Иерусалиме сосредоточились тогда остатки евреев на защиту своей самостоятельности и пали геройскою смертью под неотразимыми ударами римлян, после борьбы, славной, почти беспримерной по упорству. Читая ход этой осады, нельзя не удивляться героизму евреев, полных величия в минуты предсмертных содроганий своего погибавшего царства. Затем замечательна осада Иерусалима крестоносцами в 1099 году, когда под его стенами собралось одушевленное верою христианское воинство из представителей почти всей Европы. И эта осада окончилась поголовным истреблением мусульман, защищавших город. В цветущее время народонаселение Иерусалима доходило до громадного числа; теперь оно не превышает 15.000, из которых 3500 христиан и 3000 евреев. В настоящее время весь город можно объехать в один час; во времена же царства Иудейского Иерусалим окружали три стены с цитаделями: на Сионской горе замок Давида, на горе Мариахе храм Соломона, выстроенный на террасе и представлявший собою трудно доступную крепость, соединенную крытыми ходами с цитаделью Антония на горе Визефе, севернее Мариаха. Из Русского подворья мы проехали в Гефсиманскую долину, к церкви Успения Божией Матери, в которой покоятся Иоаким и Анна. Снаружи храм имеет чрезвычайно простой вид, и похож на каменный амбар. Четыре стены с плоскою крышей одною стороной примыкают к горе; со стороны входа окованная железом дверь в трех готических арках. Трещины между цоколями обросли лишаями и мхом; в иных местах торчат целые пучки каких-то растений. Переступив порог, тотчас же начинаешь спускаться по широкой лестнице с площадками в обширную пещеру. Со света все кажется погруженным во тьму, которую прорезают гирлянды огоньков от висящих вдоль стен и сводов лампадок. У входа нам дали восковые свечи, и мы спустились в пещеру с пением шедшего впереди Великого Князя духовенства. Гроб, или место, где почила Божия Матерь, высечено в скале так же, как и все могилы Палестины, только вокруг него можно обойти. Во многих местах устроены алтари, а в месте, противоположном гробу, богатый армянский алтарь, где совершалась служба. Поклонившись святыне, мы пошли дальше; глаз уже привык к полусвету и ясно различал стены и украшения храма, исключительно составленные из висящих гирляндами всевозможных лампад.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Он выражается, что осада долженствовала быть снята, как скоро «наступил 7-ой год», который Иудеи, как седьмой день, праздновали полным от дел воздержанием. Так как известно из Пятокнижия, что на такое сопоставление Иосиф отнюдь не имел права, и что покой седьмого года вовсе не был покоем субботнего дня и требовал только лишь прекращения обработки полей (срв. особенно Лев.25:1–7 ), то, нет сомнения, в данном случае, списывая языческие источники, Иосиф позволил себе повторить лишь ошибочное мнение языческих писателей, выражение коего можно видеть у Тацита: dein blandiente inertia septimum quoque annum ignaviae datum. 629 Чтобы исправить теперь эту его неосмотрительность, следует допустить, что действительным побуждением к снятию осады было не наступление субботнего года, но оказавшийся его следствием недостаток продовольствия . Не успев выручить дорогих пленников и отмстить убийцам своего семейства, Иоанн сам подвергся мести со стороны Антиоха VII Благочестивого (Sidetes) за причиненные ему отцом Иоанна (– Симоном) бедствия. Антиох вторгся в Иудею, и забрав, по-видимому, несколько городов 630 , вынудил Иоанна запереться в Иерусалиме, обложив последний продолжительной осадой. Это было, по словам Иосифа в данном месте, в 4-й год царствования Антиоха, в 1-й Иоанна, и в 162-ю Олимпиаду, чтó, однако, явная несообразность. Если 4-й год Антиоха и 1-й Иоанна, действительно, совпадают ( 135 / 134 г.) то 162-я Олимпиада, обнимающая 132–129 включ. до Хр., никоим образом не прилаживается к этому совпадению. Затруднение это только еще более увеличивается сообщением Порфирия 631 , о взятии Иерусалима Антиохом в 162, 3 Ол.== 130 / 129 до Хр. Примирение этих показаний, по мнению Schürer’a, было бы возможно только чрез предположение, что осада и война тянулась в продолжении 4 лет, в то время как Иосиф, по-видимому, дает основание считать её только свыше одного года, замечая, что с началом ее совпало захождение Плеяд, каковое падало на Ноябрь 632 , и что осада еще не была снята, когда наступил праздник Сенниц, след.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Эта глава – поворотный пункт в книге. Если раньше Иезекииль в основном предвещал грядущие бедствия, то теперь настал черед исполнения этих пророчеств. Назад пути нет. Осада Иерусалима началась. Дата этого откровения зафиксирована точно: 15 января 588 г. до н. э. В этот день Навуходоносор начал осаду города. После 18 месяцев осады Иерусалим пал и был предан огню. Эта была вторая осада Иерусалима за последние двенадцать лет. Иезекииль сам был уведен в плен после первого захвата города. Весть пророка передается языком притчи. Котел символизирует Иерусалим, а его содержимое – народ. Накипь в котле остается и после огня, т. е. даже после первой осады Иерусалим не очистился от скверны. Второе огненное испытание (вторая осада) потребовалось для очищения от накипи, т. е. наказание за беззакония людей необходимо как очистительная мера (ср.: 22:17–22). 1–14 Слово Господне было к Иезекиилю: «Запиши себе имя этого дня, эту дату, потому что в этот самый день Навуходоносор начнет осаду Иерусалима» (2). Пророк должен представить весть в форме притчи: «Поставь котел с водой и положенным туда мясом на огонь и вскипяти его. Накипь, которая не отходит от него, есть нечистота Иерусалима (3–7, 13). Еще раз разведи огонь, вывари мясо, пусть кости перегорят. Поставь котел на уголья, чтобы он расплавился и накипь его сошла бы с него» (9–12). Суд и неминуемая расплата ждет Иерусалим. «Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю» (13–14). Примечания. 6 «Накипь» – вещество, которое остается на стенках котла после выкипания жидкости. «Не выбирая по жребию» – подразумевается, что содержимое котла, т. е. народ, будет рассеян весь. 12 «Останется на нем накипь его» – это может означать, что все прежние попытки потерпели неудачу. 24:15–27 Смерть жены Иезекииля и отмена скорбного ритуала Сердце Иезекииля, судя по всему, было разбито вестью о том, что смерть отнимет у него жену его. Это откровение должно было стать средством для передачи послания о горестной судьбе Иерусалима и Храма. Но и в момент тяжелой утраты Иезекииль продолжал оставаться пророком Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

После битвы при Кархемише, по свидетельствам вне библейским (Бероз у Иосифа Флавия Antiqu. 10, 11, 2. Contra Appionem 1, 19), Навуходоносор, возвратился тотчас в Вавилон, где должен был воцариться на место умершего в его отсутствие отца (Duncker, Gesch. d. Alterthums, 506). В 2Пар.36:6  и сл. дело представляется так, что нашествие Навуходоносора на Иудею имело место в последний год царствования Иоакима. Пророк Иеремия ( Иер.22:18,19 ) предсказывал Иоакиму смерть в Иерусалиме, только без почетного погребения, подобавшего его царскому сану; и если слова пророка, как слова Господни (ст. 18), не могли не исполниться, то нужно предположить, что Иоаким умер во время осады его столицы халдеями (см. толк. на Иер.). Осада не кончилась со смертью Иоакима, а продолжалась и те три месяца, которые Иехония царствовал в Иерусалиме. Она кончилась пленом Иехонии ( 4Цар.24:11  и сл. Иер.24:1 ). Это была и могла быть единственная при Иоакиме осада Иерусалима халдеями. Но пленения иудеев халдеями при Иоакиме и совсем не было. Осада, начавшаяся при Иоакиме, кончилась при Иехонии – пленом последнего и наиболее значительных из его подданных. Возвращаясь к Дан.1:1 , можно спросить: не читалось ли здесь первоначально имя Иояхин вместо Иоаким? Вопрос может быть оправдан затруднительностью удовлетворительного объяснения общепринятого масоретского чтения. Отвечать на вопрос в утвердительном смысле дают основание следующие данные. Имя Иояхин в списках греч. Библии многократно заменяется (неправильно, вероятно по ошибке переписчика) созвучным Иоаким (см. Хр. Чт. 1878 г., т. I, стр. 735), и наш славянский перевод имеет однажды имя Иоаким там, где по-еврейски читается Иояхин=Иехония, – именно в 1 ст. I гл. книги прор. Иезекииля. Можно предположить, что в 1 ст. I гл. книги пророка Даниила переписчиком еврейского текста допущена и до сих пор осталась неисправленной такая же ошибка, какая так часто делаема была переписчиками греческого текста. И еврейские имена Иехонии и Иоакима, также созвучны, как я греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Содержание К.Я. Кожурин. Соловецкое сидение (1668–1676) Т.Г. Сидаш От составителя издания Вероучительные и литературные памятники Исторические документы до начала вооруженного конфликта (до 1668 г.) Исторические документы. Время соловецкой осады (сидение Соловецкое) 1668–1676 гг. Историческте документы. После падения Соловецкой обители Приложение     Соловецкая осада является границей существования Московского Царства – феномена настолько же политического, насколько и религиозного. Знаком разрушения этого синтеза, высвобождения составлявших его стихий в свободное, противостоящее друг другу существование, как раз и стала соловецкая осада, где войска Московского (еще совсем недавно православного) государя вступили в схватку с монашеским ополчением величайшей обители Русского Севера. Настоящее собрание документов является самым полным из издававшихся сборников, и впервые охватывает все входившие ранее в состав разных книг документы, из которых можно понять ход развития, и самого события, и современного ему богословского его осмысления. Для историков Российского государства и Русской церкви. Книга издана при финансовом участии Невской Старообрядческой Поморской Общины К.Я. Кожурин. Соловецкое сидение (1668–1676) В 1668 году началась беспримерная в русской истории осада царскими войсками главной святыни Русского Севера – Соловецкого монастыря, с самого начала никоновской реформации ставшего одним из главных оплотов старой веры. «Соловецкий монастырь был четвертой по значению обителью северной Руси – первым форпостом христианства и русской культуры в суровом Поморье, в «лопи дикой», опередившим и направлявшим поток русской колонизации... Преподобные Зосима и Саватий выдержали необычайно суровую жизнь на острове. Но уже Зосима, настоящий организатор монастыря, представляется нам не только аскетом, но и рачительным хозяином, определившим на века характер северной обители. Соединение молитвы и труда, религиозное освящение культурно-хозяйственного подвига отмечает Соловки XVI и XVII веков. Богатейший хозяин и торговец русского Севера, с конца XVI века военный страж русских берегов (первоклассная крепость), Соловки и в XVII веке не перестают давать Русской Церкви святых». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Была сечь кровавая. День и ночь бились. Мосальский пал в битве. Большая часть его людей погибла, а остальные, в отчаянии, чтоб не достаться победителям, сели на бочки с порохом, зажгли их и взлетели на воздух 54 . Воеводы, осаждавшие Калугу, обрадовались этому успеху и думали, что Болотников теперь, лишившись подмоги, упадет духом. Известили его о поражении Мосальскаго и предложили просить милости. Болотников посмеялся над ними. В Калуге еще не истощился запас и хлеба, и меду, и пшена, и пороху, и свинца; а казаки были воины храбрые и терпеливые... Осада продолжалась целую зиму и походила на осаду Кром. Царские войска расположились станом: пьянствовали, играли в зернь; в стане набилось много веселых женщин; часто ратные люди были оплошны и терпели за то. Не раз из Калуги Болотников неожиданно выскакивал и причинял опустошения: казаков убьют человека три, четыре, а московских ратных людей, захваченных врасплох, человек пятьдесят. Воеводы, когда им надоела осада, предпринимали приступы, и всегда дело оканчивалось большою потерею людей и лошадей. Осада продолжалась до самой весны. Царю было видно, что не представлялось возможности взять Болотникова в Калуге, а в других местах дела шли неудачно – и мятеж прибывал и усиливался... Тут явился к услугам Шуйского один немец, живший в Москве; имя его было Фридрих Фидлер. Был он родом из Кенигсберга, занимался аптекарским делом. Он велел передать Шуйскому, что берется освободить русскую землю от Болотникова. – Я знаю яды – говорил он Шуйскому, когда его призвали. – Я передамся Болотникову и изведу его! Я покажу свое раденье к тебе, государь, и государству Московскому. – Если ты верно сослужишь мне эту службу, я дам тебе поместья и много денег! – сказал ему царь – только ты мне присягнешь, что не учинишь измены. Фидлер произнес такую присягу: «Во имя всехвальной Троицы, клянусь отравить ядом врага государства и всей русской земли, Ивана Болотникова. Если ж я этого не сделаю, если, ради корысти, я обману государя, – то не будет мне части в царствии небесном, и подвиг Господа Христа, сына Божия, пребудет на мне тощ, и сила Духа Святого да отступится от меня, и не почиет на мне утешение Его! Святые ангелы, хранители христианских душ, да не помогают мне, – и все естество, созданное на пользу человека, да будет мне во вред! Пусть тогда всякое зелье и всякая еда станет мне отравою! Пусть земля живым поглотит меня и дьявол овладеет душею и телом, и буду мучиться во веки! И если я обману своего государя, не учиню так, как обещал, и не погублю отравою Болотникова, да пойду к исповеди, и священник меня разрешит от этих клятв, то священническое разрешение не должно иметь силы!» Клятва эта до того была страшною, говорит современник, что волосы дыбом поднимались у тех, кто слышал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Польская осада В середине XVI в. по количеству населения Псков был вторым городом Московского царства после Москвы, обойдя даже Новгород. Немецкий путешественник того времени И. Вундерер писал: «Псков по величине может быть сравнен с Римом, число домов простирается до огромной цифры 41568, хотя они все деревянные». В 1581 г., когда Московское царство воевало с Польшей, Псков осадило 100-тысячное войско одного из лучших полководцев того времени, польского короля Стефана Батория. Обороной города руководил известный воевода Иван Петрович Шуйский, но рать противника была гораздо более многочисленной и профессиональной. Не надеясь на свои силы, псковичи вспомнили о помощи Небесной. Принесли из Псково-Печерского монастыря две чудотворные иконы Богоматери и со слезами молились перед ними. Слепому старцу Дорофею явилась Пречистая Дева со многими святыми. «Скверные дела ваши сделали этот город подобным Содому, а теперь, как отяготела над вами беда великая, теперь только вспомнили вы Сына Моего, Господа Бога и Меня», – сказала Богоматерь. Она показала место, где следует поставить икону Успения из Печерского монастыря и установить пушки. Вскоре противник пошел на приступ в этом самом месте. В течение двух суток стреляя из 20 тяжёлых пушек, враг разбил 50 метров стены, овладел Покровской и Свинской башнями и вломился в город. Уже изнемогали ополченцы, народ в Троицком соборе кричал от отчаяния, как вдруг всё изменилось. К пролому прискакали на конях три давно умерших старца из псковских монастырей, ободрили защитников, вслед за ними подошел крестный ход из Троицкого собора с печерской иконой Успения Богородицы и мощами князя Всеволода-Гавриила. Под выстрелами, среди сечи, начался молебен. Ратники, воодушевившись, бросились на изумлённых врагов. Пушки, установленные на месте, указанном Богородицей, потрясли Свинскую башню, а воеводы подорвали её. Даже женщины и дети бросились в погоню за отступающими. Наутро всё поле за проломом было усеяно телами врагов… Осада Пскова длилась 5 месяцев, в течение которых враг предпринял более 200 приступов, а псковичи – более 70 вылазок за стены города. Осада была снята при заключении 10-летнего перемирия.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Дека, на которой написаны Священные изображения дубовая; величиною она в вышину 13½ вершков до рукояти, с рукоятью же 1 аршин 13½ вершков, в ширину 12 вершков. Под Чудотворною Иконою изображен красками древний В. Новгород и осада его союзными войсками. Город представляется укрепленным тройными редутами со многими башнями кремля и внешней его ограды и со всеми многочисленными церквами внутри их. Кругом кипит Суздальская осада, пешие и конники стремятся к тому самому месту города, где стояла Икона Богоматери, но падают пораженные собственными стрелами; ибо от Чудотворной Иконы исходит невидимое поражение на дерзающих против осененного Ею великого Новгорода. План писан на дереве и привлекает внимание поклонников Новгородской святыне. Нельзя, однако, сказать ничего положительного о времени его написания, но нельзя предполагать и того, чтобы здесь был верный очерк Северной Славянской столицы XII столетия. В описании Русских достопамятностей 2-й части говорится, что Икона Знамения Богородицы с планом Новгорода точно известна была в XII веке 16 . Конечно, благочестивые, внимательные к судьбам промысла предки наши, желая увековечить дивное спасение Новгорода, тогда же могли изобразить его на картине в память будущим родам; но существующий ныне, кажется, есть произведение позднего потомства, как можно судить об этом по абресу города и самых фигур. Археологи время написания его относят к XVII столетию 17 . II. Случай к прославлению Иконы Богоматери: осада Новгорода в 1170 году По кончине Великого Князя Георгия Владимировича Долгорукого, последовавшей в 1157 году, спор за престол Киевский опять является причиною войн между Князьями Северскими и Черниговскими. Наконец в 1169 году грозное ополчение одиннадцати Князей 18 под предводительством Мстислава Андреевича окружило Киев. Великий Князь Киевский мужественно оборонялся два дня; но в третий союзники взяли город приступом и в течении трех дней грабили древнюю столицу, не щадя ни жителей, ни самой святыни 19 . Летописец, желая извинить такую жестокость, сказывает, что «наказал Бог Киевлян за грехи» 20 . С сего времени Киев утратил навсегда первенство между Русскими городами 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

В ответ последовали следующие распоряжения: 1) отписаны на царя все монастырские земли, 2) не велено пропускать монастырю запасов и 3) послан в обитель стрелецкий сотник Чадуев с сотнею стрельцов. Монастырь ответил новой челобитной: «и повели Государь прислать на нас свой царский меч и переселить нас от сего жития на безмятежное и вечное». Пришедшее же войско, вместо хлеба-соли, было встречено пушечными выстрелами. В это время в монастыре собралось до 2.000 человек разного звания людей, главным образом – мирян, имелось 90 пушек на стенах, 600 пудов пороху и на 9-ть лет хлеба и прочих запасов. Главными действующими лицами были: упоминаемый нами выше Архимандрит Никанор, незаконно избранный келарь Азарий и послушник Бородин. Так началась знаменитая в истории православной церкви осада Соловецкой обители, продолжавшаяся с 1667 г. по 1676. Мы видим, что горсть безумных, ослепленных людей выдержала почти десятилетнюю правильную осаду. Невольно являются вопросы: каким образом могла продержаться обитель столь долгое время против вполне обученных войск? Объяснить это можно только тем, что Соловецкая крепость была в то время одна из самых сильных твердынь Московского государства, что в изобилии имелись все средства для сопротивления, и что среди осаждавшего войска было много тайных доброжелателей и помощников. Не будем подробно останавливаться на этих мрачных событиях. Скажем, что переменилось несколько военачальников и только со времени назначения воеводы Мещеринова, т. е. с 1674 г., началась действительная правильная осада. Мещеринов, укрепившись на самом Соловецком острове, окружил весь монастырь батареями и повел, хотя и не вполне удачную даже, подземную войну. Приступ 23 декабря 1675 г. был отбит, а 8-го уже ноября следующего года, благодаря указанию, сделанному иноком Феоктистом, о тайном не защищенном проходе, ведущем из рва церкви св. Онуфрия через Белые ворота, Мещеринов со стрельцами проник ночью в монастырь и участь его была решена. Большинство иноков, сопротивлявшихся до последней возможности с оружием в руках, были перебиты, многие казнены, а остальные разосланы по другим отдаленным монастырям. По взятии войсками обители, в нее были переведены иноки из других монастырей, архимандритом назначен Макарий из Москвы и, кроме того, был прислан особый экклесиарх или уставщик для заведения правильного богослужения и вообще порядка в монастыре – Игнатий, впоследствии митрополит Тобольский, написавший знаменитые обличения раскола. Хотя указом царским все земли Соловецкой обители и были отписаны на имя царя, но, тем не менее, все время, пока длилась осада, управление этими землями не смешивалось с царскими и сосредоточивалось в Сумском остроге. По замирении же возмущения и окончательном умиротворении монастыря, все монастырское имущество, по благости и милости царской, было обратно возвращено обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта мятежническая партия взяла монастырскую власть в свои руки и стала распоряжаться в монастыре по своему произволу. В 1673 году она положила «за великаго государя богомолье оставить» и начала говорить про великого государя такие неистовые слова, «которых не только написать, но и слышать страшно». Кто из священников не хотел оставить молитву за царя, тех притесняли и морили в тюрьме голодною смертью . Службы стали совершать без священников, исповедовались у простолюдинов и умирали без причащения св. Таин. Очевидно, таким образом, что политический характер восстания Соловецкого зависел не столько от монахов Соловецких, сколько от чуждых им людей. Осада монастыря длилась 8 лет. Сначала правительство медлило принять решительные меры: начальник отряда Волохов большую часть времени проводил в Сумском остроге и ничего почти не делал. Через 4 года на место его прислан был голова московских стрельцов Клементий Иевлев. Но и этот ничего не сделал. Тогда был послан воевода Мещеринов с приказанием «искоренить мятеж вскоре». Он тесно обложил монастырь. Между тем в монастыре начались распри, и более благоразумные старцы старались убежать из монастыря. Один из них, по имени Феоктист, указал воеводе пункт, чрез который можно было проникнуть в монастырь. 22 января 1676 г. часть войска вошла в монастырь через указанное место и, отворив ворота, впустила остальное войско. Таким образом монастырь был взят. Виновные отчасти были казнены, отчасти же оставлены для допросов, а монастырь был заселён новыми монахами. Осада Соловецкого монастыря имела крайне вредные последствия для православной Церкви и много способствовала распространению и усилению раскола, а) Монастырь исстари пользовался и теперь пользуется особенным уважением в народ е, как место подвигов препп. Зосимы и Савватия и как обитель, где процветало благочестие, и сюда стекалось и стекается множество богомольцев. Между тем во время осады в монастырь проникнуть было нельзя. Поэтому в народе быстро распространилась молва, что монастырь осаждается войском, что монахи отстаивают старую веру, и производила сильное смущение в народе, б) До и во время осады многие из монахов ушли из монастыря и рассеялись по всей России, всюду рассказывая о царе-гонителе, о духовной и гражданской властях – слугах антихриста, о тех мучениях, которые им приходится переносить и т. п. Рассказы их производили сильное впечатление на народ, и раскол быстро рос, в) Наконец, эта осада, дала повод раскольническому писателю Семёну Денисову составить «Историю об отцех и страдальцех Соловецких», где Соловецкие монахи-мятежники изображаются как мученики, а воеводы – как мучители и описываются разные видения и чудеса. История эта написана языком прологов и производила (да и теперь производит) сильное впечатление на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010