Рубрики Фото Что такое нимб и каким он бывает? 1 мин., 20.11.2015 Поделиться Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Нимб (от лат. nimbus — туча, облако) принадлежит к тем символическим формам, которые в нашем сознании прочно связаны с христианским искусством. Между тем с лучистым сиянием вокруг головы представляли своих богов и героев еще древние греки. Тем самым они хотели показать внеземное происхождение этих персонажей. Нимб также был известен изобразительной культуре Древнего Египта, Древнего Рима и Индии. Так что христианским художникам этот символ достался как бы в наследство. В раннехристианскую эпоху с нимбом почти всегда изображали Христа, редко Богоматерь и ангелов и уж совсем в исключительных случаях — особо почитаемых святых. В то же время им награждали земных правителей, то есть персон царского происхождения. На мозаиках V века в римской базилике Санта-Мария-Маджоре дважды с нимбом представлен царь Ирод: в сценах с волхвами и с избиением вифлеемских младенцев. А вот нимбы у апостолов впервые встречаются только в мозаиках Арианского баптистерия в Равенне, которые выполнены на рубеже V-VI веков. В христианском искусстве можно встретить нимбы различных форм и цветов. Самые распространенные, традиционно встречающиеся — это круглые золотые или серебряные. Но помимо того существуют еще треугольные, шестигранные, звездчатые, а по цвету — голубые, розовые, зеленые и даже радужные. Пожалуй, самая необычная форма нимба — прямоугольная. Оказывается, таким способом художники показывали, что представленный на иконе, на мозаике или фреске человек на момент создания произведения был жив. Он мог быть его ктитором, то есть жертвователем и заказчиком росписи. Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 Запомнить меня Δ Подписаться на e-mail рассылку Подписаться Наверх

http://foma.ru/chto-takoe-nimb-i-kakim-o...

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к Которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Христа Пантократора отводилось большое место в храме не только на переносных иконах, но и в стенописи. Очень часто встречается фреска или мозаика с изображением Спаса Вседержителя в центральной купольной части храма. Спас в силах. Икона письма преп. Андрея Рублева, XV в. Господь на престоле. Спас в силах Царь царей и грозный Судия – таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Икона " Спас в силах " показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, Таким, Каким Он явится в конце времен. Здесь изображены символы евангелистов (ангел символизирует Матфея, лев – Марка, телец – Луку, орел – Иоанна), проповедующих Благую весть во все концы света, ангелы, окружающие Престол Господень, и фигура Самого Христа с книгой в руке. С точки зрения богословской, эта икона непосредственно связана с темой Страшного суда и грядущего преображения Вселенной. Это своего рода целый богословский трактат в красках, и недаром икона " Спас в силах " является центральной в иконостасе. Основные элементы иконографии Спасителя 1. Нимб (c лат.облако, туча) – символ святости, сияния Божественного света. Нимб с вписанным крестом (крестчатый нимб) и с буквами own (греч. Сущий) изображается только на иконах Спасителя. 2. Гиматий – верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета. 3. Хитон – нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа имеет красный цвет. Красный хитон и синий гиматий символизируют Божественную и человеческую природы Христа. Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы. 4. Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – знак патрицианского достоинства, символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя.

http://sedmitza.ru/text/400041.html

Неопалимая Купина - Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (Исх. 3.2). Важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа (этот эпитет появляется в Акафисте). Наименование чудотворной иконы Богоматери, составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с Младенцем (тип " Одигитрия " ), которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: гору из пророчества Даниила, лестницу Иакова, врата Иезекииля и т.п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками - зеленым и красным (цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы - служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы - их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них - ангелы и архангелы как олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений. В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах. Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Память 4(17) сентября. Нерушимая Стена - особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (например, Богоматерь в конце апсиды Софии Киевской); заимствован из Акафиста Богоматери ( " Радуйся, царствия нерушимая стено " - икос 12). Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т.д. Известен в античности начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный, восьмиугольный) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т.н. " крестчатый нимб " ) - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Общее название рокового дня – «день гнева», иом эора (ст. 15), т. е. гнева Божия (ср. Ис 13.9 ; Иез 21.36 ; Пс 77.49 и др.), как последней причины и единственного источника всех других многоразличных бедствий этого дня. Dies irae dies illa (Vulg) – вот классическое определение дня Господня. Частнейшее раскрытие этого общего определения дается у пророка в форме целого ряда парных слов синонимического значения, что сообщает всей речи необыкновенную выразительность и поэтическую прелесть. Первая пара слов: царя, θιλψις, tribulatio, скорбь, и – мецука, LXX: νγκη, Vulg.: angustia, слав.: нужда, русск.: теснота (ср. Рим 2.9 ) означает главным образом то внутреннее состояние скорби и подавленности, наказываемого Богом грешника, которое является отголоском в его душе различных внешних бедствий (см. Иов 15.24 ). Вторая пара – однокоренные слова шоа и мешоа ωρα и φανισμς, слав.: день безгодия и исчезновения, Vulg.: calamitas, miseria, русск.: опустошение и разорение. Сочетанием двух этих понятий пророк наиболее полно выражает мысль о совершенном запустении (ср. Иов 30.3, 38.27 ), ожидающем Иудею. Вторую половину ст. 15 образуют четыре синонимических слова, выражающих идею мрака, помрачения, причем все эти слова встречаются у прор. Иоиля в его изображении «дня Господня» ( Иоиль 2.2 ). евр.: хошех (мрак), афела (сгущенный мрак), анан (облако), арафел (туча); греч.: γνφος, σκοτος, νεφλη, μχλη и лат.: lenebrae caligo, nebola, turbo – все выражают разные оттенки понятия тьмы, мрака, бури, что все, по библейскому представлению, является обнаружением не только вообще чрезвычайного явления Иеговы в мире (как на Синае, Втор 5.19, 23, 4.11 ), но и преимущественно карательных действий правды и суда Божия ( Пс 96.2–4 : Ам 5.18 ; Иоиль 2.2 и др.). И если свет является синонимом жизни и радости ( Пс 35.10 ), то тьма всегда служила синонимом скорбей всякого рода и самой смерти. «Тьмою, мраком, облаком и мглою – говорит блаж. Феодорит, – пророк называет приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло в день ясен; но все покажется исполненным мрака» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– А вот что! Смотри! Лоскутик указала пальцем на выглянувшее из-за угла Облако. Облако было круглое, рот растянут до ушей. Короткие кривые лапы прижаты к животу. – Кто это? – тихо спросил Сажа и чуть не свалился с голубятни. – Только не спрашивай его об этом. Ох, не любит! – поспешно прошептала Лоскутик. – Облако это. Ну просто Облако. Я тебе потом объясню. – Облако!.. – Сажа в восторге заулыбался, отчего со щёк у него отвалились и посыпались кусочки копоти, а с ресниц полетела чёрная пыль. Облако огляделось по сторонам и взлетело на голубятню. – Познакомьтесь. Это – Облако, а это – Сажа, – весело сказала Лоскутик. Но Облако только что-то невнятно квакнуло. Его жабьи глаза разъехались в разные стороны. Оно потемнело. В животе у него сердито повернулся гром. Ни на кого не глядя, оно уселось на крышу и с угрюмым видом стало щекотать молнией голубей. В этот вечер Лоскутик, как всегда, устраивала Облаку постель у себя под кроватью. Она взбивала подушки, а Облако, мрачно насупившись, сидело на шкафу и рисовало мокрым пальцем узоры на пыльных обоях. – Не хочу, чтобы ты с ним дружила, и всё, – вдруг сказало Облако, не глядя на Лоскутика. – Вот те раз! – огорчилась Лоскутик. – Это почему? Я совсем одна. Ты целые дни пропадаешь у жабы Розитты. Тебе и не до меня вовсе. – Не забывай, у меня с жабой Розиттой важные дела, – строго сказало Облако. – Ну да. Вон какое ты стало худое, тёмное. Пьёшь, наверное, не вовремя, кое-как. Совсем одичало. Прилетишь – и сразу спать. Со мной даже не поговоришь ни о чём. – А о чём ты будешь говорить с этим грязнулей? – Он не грязнуля вовсе. Где он, по-твоему, возьмёт воду, чтобы помыться? – Небось говорил тебе, что ты красивая? – ревниво спросило Облако, продолжая водить пальцем по стене. – Ничего он не говорил. – А ты и не верь. Ты некрасивая, – сказало Облако и добавило подозрительно: – А не говорил он: «Вот вырасту и женюсь на тебе»? – Ну что ты! Мы же только познакомились. Облако больше ничего не сказало и с мрачным видом полезло под кровать.

http://azbyka.ru/fiction/loskutik-i-obla...

– Дождя? – удивилась Лоскутик. – Что это… дождь? – Не знаешь? – в свою очередь удивилось Облако. – Самое лучшее, а не знаешь. Это когда с неба течёт вода. – С неба?! – Ну да. – Просто так? Не за деньги? – недоверчиво спросила Лоскутик. – Ага. – Так не бывает. – Ещё как бывает. Когда мне исполнилось сто дождей, ого какой бабка устроила мне ливень! Проснулось, а под подушкой что, думаешь? Молния. Это мне бабка подарила. Каждое облако больше всего мечтает, чтоб ему молнию подарили. А моя бабка – старая Грозовая Туча. – Грозовая Туча? Ливень? – Лоскутик уже устала удивляться. – Грозовая Туча – это большое облако, с громом и молниями. Ого! Огреет – не обрадуешься. Весь день будешь летать с рыжими синяками. А ливень – это большущий дождь и непременно чтоб пузыри по лужам. – Пузыри по лужам… – зажмурилась Лоскутик. – Прыгают… – Облако даже проглотило слюну. – У нас так не бывает, – печально сказала Лоскутик. – Раньше бывало. Какая у вас река была! Добрая, ласковая. Текла через весь город. А ручьи? Славные ребята. Только ничего по секрету им не скажешь. Всё разболтают. А какое болото у вас было! Умное. Всё о чём-то думало. Бывало, всё вздыхает, вздыхает по ночам… – А куда же всё подевалось? – Не знаю. И никто не знает. Даже моя бабка, Грозовая Туча, и та только руками разводит. Говорит: «Ничего не понимаю!» Представляешь: река вдруг пересохла ни с того ни с сего. Ручьи пропали. От болота не осталось и мокрого места. Теперь у вас что? Пустыня. – А королевские сады? – Так пока туда долетишь, – испаришься. А думаешь, это приятно – испаряться? Нет, теперь в ваше королевство не заманишь ни одно порядочное облако. – А ты? – Я – другое дело. – Облако придвинулось к Лоскутику: – В королевском саду живёт мой друг – старая жаба Розитта. Ты бы видела, какая красавица! А уж умница! – Твой друг… – тихо повторила Лоскутик. – Думаешь, бабка мне разрешила сюда лететь? Как же! Разгремелась вовсю: «И не думай! Там небо как сковородка. Ты что – облако или отбивная?» А я взяло да улетело потихоньку. Мне так хотелось повидать жабу Розитту… – Глаза Облака почему-то наполнились слезами. – Я старалось не глядеть на мёртвые деревья…

http://azbyka.ru/fiction/loskutik-i-obla...

Облако сделало ещё один круг по залу и повисло над чёрным котом. Вообще-то кошачье племя терпеть не могло Облако, считая его близким родственником дождю и лужам. Поэтому Облако никогда не вступало с котами в разговоры. Но это была последняя надежда. – Эй, кот! – окликнуло Облако чёрного кота. – Ты ведь здешний. Послушай, может, ты знаешь: откуда берёт король столько воды? Нет ли тут тайного источника? – Может быть, и есть, – фыркнул кот, брезгливо дёрнув шерстью на спине, когда Облако пролетело над ним. – Источник? И ты знаешь, где он? – воскликнуло Облако. От волнения оно трижды перевернулось в воздухе. – Может быть, и знаю. – Кот приоткрыл ослепительные зелёные щёлки глаз. – Тогда будь другом, скажи! – Облако присело на ручку кресла. – С какой это стати я буду открывать тайны своего хозяина, своего любимого хозяина? Ни за что в жизни! Никогда. Я не предатель, – оскорблённо фыркнул кот и неожиданно добавил: – Давай мышь, тогда скажу! – Превратись в мышь. Скорей! – шепнуло Облако своему носовому платку. – Не желаю! – заупрямился носовой платок. – В кошку – с удовольствием. – Один раз, пожалуйста, – прошептало Облако торопливо. – Это очень важно. – Ладно уж!.. – буркнул носовой платок. И тотчас из-под кресла, где мирно лежал кот, выбежала мышь. Вертляво, суетливо побежала по полу. – Говори, говори, где источник? – закричало Облако. – Сперва скажи! Но кот и не слушал его. Одним скачком, как будто под шкурой у него была туго сжатая пружина, перелетел половину зала. Ещё прыжок. Кот настиг мышь – раздался вопль разочарования. – Мошенник! – зашипел кот. Где-то вдалеке послышались шаги. Облако заметалось по залу в растерянности, не зная, куда спрятаться. Шаги приближались. В углу стояла белая мраморная русалка с чешуйчатым хвостом. Облако нырнуло в другой угол, превратилось в точно такую же русалку и тоже встало на хвост. Знаменитые часы под стеклянным колпаком задумались, перестали тикать, наконец печально пробили три раза. Двери распахнулись. Вошли двое. Один нёс фонарь, обернув его краем плаща.

http://azbyka.ru/fiction/loskutik-i-obla...

Темно-серая туча бережно укрыла солнце. Пошел дождь. Желтеют среди нитей его березы, поблескивают красные ягоды рябины, не боятся дождя орехи золотистые. Ворона, та, что обидела солнышко, похоже, рада туче и дождю. «Вот теперь точно все хорошо, — она сразу двумя глазами удовлетворенно посмотрела на тучу, — прекрасная темно-серая туча! Мне под цвет. И дождь замечательный: светло-серый. Подойдет мне». Туча не обращала внимания на довольную ворону. Дождь нашептывал что-то спокойное ярким деревьям, поил водой их корни. Вороне это было как-то все равно, ее другое занимало. — Приветствую вас! Добро пожаловать в мой лес! — Ворона даже крыльями взмахнула, но в ответ не услышала ни слова. Тогда она продолжала — Я рада, что вы закрыли солнце. Оно меня раздражало. — Мне, кажется, что-то послышалось, — прошелестел дождь. — По-моему, я тоже слышу чьи-то странные слова, — ответила туча своему дождю. — Странные слова?! Это мои слова! Это я, ворона, столько всего умного прокаркала. Ворону немного задело невнимание тучи и дождя, она взъерошилась еще больше. Но наконец к ней обратилась сама туча: — Ворона? Где-то здесь ворона? И говорит что-то умное? — Конечно, конечно! — Ворона подпрыгнула на ветке. — Вот, вот здесь я! — Что-то я вас не вижу, ворона, — правду, нет ли сказала темно-серая осенняя туча. — А вы какая из себя? — Да, о вашей внешности, пожалуйста, — прошелестел дождь. — Какая я? — Ворона вытаращила глаза. — Моя внешность?! Она у меня очень замечательная. Просто серая! Я немного светлее вас, туча, и немного темнее вас, дождь. Я средне-просто-серая и в перьях. — Ворона устроилась на кончике самой длинной ветки, чтобы быть виднее. — Я смотрю и вижу, — туча будто бы прищурилась, — желтые березы, рыжие молодые шишки, красную рябину, — медленно перечисляла туча. Нарочно, нет ли… — Ой, ну при чем здесь все это разноцветное. Я просто серенькая, обыкновенно серенькая. Ну? Видно? — Поливая орешник, — прошелестел дождь, — я обратил внимание на блестящие, красивые орехи. — Ну, знаете! Ну!.. — совсем рассердилась ворона. — Оба вы, туча и дождь, какие-то странные! Золотые орехи всякие, рябины, березы красные и желтые видите! А меня, родственную, можно сказать, родную вам по цвету, серую ворону, разглядеть не можете! Как же так?!

http://azbyka.ru/fiction/skazki-dlya-dob...

– Это моя вода! Моя! – закричал дядюшка Буль, по колено входя в реку. Глаза у него были пустые и мёртвые. Он начал хватать воду руками, но она убегала у него между пальцами. Вода поднялась уже ему по самую грудь. – Всё моё!.. Никому бесплатно не дам ни одной капли, ни одной капельки! – бормотал он. – Он сошёл с ума от жадности и злобы, – сказали люди. И женщины отогнали мальчишек и запретили им дразнить сумасшедшего. Наконец все пришли на дворцовую площадь. Ворота в парк были широко распахнуты. Девушки нарвали полные корзины цветов. Они плели венки и бросали их в реку. – Нет, больше я не могу сидеть на одном месте! Никогда в жизни так не уставала… – проворчала старая бабка Грозовая Туча, вылетая из окна мастерской художника Вермильона. Но Вермильон уже закончил портрет. Он был счастлив. Правда, он сидел почти по пояс в воде. Вся штукатурка на стенах и на потолке размокла и обвалилась. Но портрет получился очень похожим. Старая бабка Грозовая Туча была на портрете как живая. Этот портрет и до сих пор висит в городском музее. Если ты, мой читатель, когда-нибудь попадёшь в этот город, обязательно загляни в музей и посмотри на портрет старой бабки Грозовой Тучи. Не пожалеешь! – Ну, пора прощаться! – громыхнула старая бабка Грозовая Туча, появляясь над площадью. – Не улетай! – крикнула Лоскутик, обнимая Облако. – Ох уж эти мне прощания! – Старая бабка Грозовая Туча сердито дёрнула Облако за руку и подняла его в воздух. – Сейчас оба начнут ныть и проливать дождик! – Прощай, Лоскутик! – крикнуло сверху Облако, стараясь вырвать руку из лиловой лапищи своей бабки. Рука Облака всё удлинялась и удлинялась, но старая бабка Грозовая Туча всё-таки уводила Облако за собой. Слёзы лились из глаз Облака прямо на Лоскутика. – Я побегу за тобой! – плача, закричала Лоскутик. Но Барбацуца крепко ухватила её за руку. – Пусти же меня, пусти! – попробовала вырваться Лоскутик. – Девочки не бегают по всей земле за облаками, – печально сказала Барбацуца. – Так не бывает. – Когда ты прилетишь опять? – крикнула Лоскутик.

http://azbyka.ru/fiction/loskutik-i-obla...

    П. Правда.     К. Итак, поистине, избравшим для себя путь любоучения особенно надлежит избегать нетерпения в перенесении трудов, малодушного ропота и неблагодарного пустословия и не допускать осквернения себя, происходящего от испорченности и плотолюбия, что нечестивее всего другого. Ибо таковой колеблется на обе стороны и имеет храмлющие голени рассудка, как написано: «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям!» (Сир. 2:12). Тем же, которые придают полное значение твердости в перенесении страданий и постоянству в терпении, должно, я думаю, приводить на память слово Христа, Который говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24), то есть, если кто хочет быть Моим учеником, тот пусть охотно идет путем одинаковых с Моими страданий, пусть ходит как бы тою же стезею и любит ее. Потому что тогда он найдет себе успокоение и будет жить вместе со Мною. Этого Сам Он просил нам от Бога и Отца, говоря: «хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17:24). Впрочем, мы пребываем со Христом и тогда, когда ходим по земле, но живем не плотски, а духовно и сами стараемся устроить себе обитель и место покоя, т. е. творить угодное Ему. Прообраз сего представлен тебе в книге Чисел. В тот день, — сказано, — когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы. По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли; и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись; иногда же облако немного времени было над скиниею: они по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь; иногда облако стояло только от вечера до утра, и поутру поднималось облако, тогда и они отправлялись; или день и ночь стояло облако, и когда поднималось, и они тогда отправлялись; или, если два дня, или месяц, или несколько дней стояло облако над скиниею, то и сыны Израилевы стояли и не отправлялись в путь; а когда оно поднималось, тогда отправлялись; по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному чрез Моисея» (Чис.9:15-23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010