Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Под южным крестом, у тропика Козерога… Краткий курс истории русской диаспоры в Латинской Америке 10.07.2023 687 Время на чтение 15 минут Фото: Федор Каржавин (1745 - 1812) Русская диаспора в Латинской Америке – общее название совокупности жителей латиноамериканских стран русского происхождения или потомков выходцев с территории исторической России. Абсолютное большинство латиноамериканских россиян проживают в странах «Южного конуса» - южной части материка Южная Америка, расположенной южнее тропика Козерога, в субтропическом и умеренном климате. Сегодня в Южной Америке насчитывается около 600 тысяч русских и русскоязычных жителей и весьма значительное число местных жителей, численностью в несколько миллионов человек, имеют русские корни. В основном это потомки дореволюционной, белой и послевоенной волн эмиграции из России, поселившиеся в Аргентине, Парагвае и Уругвае. Является одной из самых «старых» по происхождению диаспор, начавшейся складываться еще во второй половине 19 века. Также русские в Латинской Америке являются одной из самых экономически преуспевших диаспор континента. И вместе с тем русские латиноамериканцы остаются почти неизвестными для соотечественников. Во многом это объясняется раздробленностью самой диаспоры, не представляющей из себя ничего единого. Русские континента разделены на потомков различных «волн» эмиграции, политически и религиозно разобщенные. Начало сложения диаспоры. Первые русские путешественники появлялись на континенте еще в 18 веке. Так, известный путешественник Федор Каржавин посетил в 1776 году острова Вест-Индии. В период войн за независимость Латинской Америки в рядах армии С.Боливара сражались некие Иван Минута, Иван Миллер, Михаил Скибицкий и др. Но все же значительная эмиграция выходцев из Российской империи началась позднее. Во второй половине 19 века ряд латиноамериканских стран, в первую очередь малонаселенные страны Южного конуса, начали активную вербовку эмигрантов, желая заселить обширные пустынные территории белым населением.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/10/...

В.В. Симонов Глава 6. Христианский Запад в раннем Средневековье: формирование папской теократии После изучения данной главы студент должен: знать • терминологию, связанную с развитием раннесредневекой латинской церкви, и ее содержание; • особенности системы управления Римской церковью в раннем Средневековье и процесса расширения ее территориальных канонических полномочий; • особенности формирования папского dominium temporale, его экономики и управления; • предпосылки, причины и основные события григорианской реформы; • историческую динамику процесса эмансипации папства от диктата светского государства; • основные решения III и IV Латеранских соборов; уметь • определить причины упадка папства в раннем Средневековье; • выявить негативные последствия доминирования светского государства над латинской церковью; • выделить отличия конгрегационной организации монашеского общежития от традиционной орденской; владеть • навыками выделения политической и собственно религиозной составляющих в процессе развития раннесредневековой латинской церкви. § 1. Рим в составе Византийской империи (536–735 годы) 1. Папство в эпоху переселения народов Упразднение императорской власти в Италии в 476 г. стало результатом бурных политических процессов, начавшихся в последней четверти IV в. с массового проникновения на римскую территорию германцев и иных племен, мигрировавших под натиском гуннов. Этот период, известный как великое переселение народов, произвел столь разительные перемены в этнической, политической и культурной картине Европы, что в исторической науке его принято считать рубежом между двумя большими эпохами – Античностью и Средневековьем. В течение вв. на обломках Империи сложились государственные образования – «варварские» королевства, которые сформировали основу современной западноевропейской цивилизации. Характерными признаками новой эпохи стали политическая рыхлость новых «варварских» королевств, деградация экономической и культурной жизни, дезурбанизация и феодализация. На месте достаточно однородной и универсальной позднеримской гражданско-правовой системы возникло социально стратифицированное общество с иерархическим сословным правом, возникшим как результат подчинения варварами-завоевателями гражданского населения бывшей Империи. В этих условиях на первые роли в новом общественном устройстве, наряду с родовой военной аристократией, сформировавшей сеть политической системы феодальной Европы, довольно быстро вышло христианское духовенство. Огромный авторитет, которым Рим издавна пользовался в глазах варваров, после заката политического могущества Империи перешел к главному епископу западной (латинской) церкви – папе Римскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.М. Тюленев Содержание Введение Глава I. У истоков латинской христианской историографии: Лактанций и его De mortibus persecutorum § 1. Первые христианские хроники и «интеллектуальный переворот» начала IV в § 2. Лактанций: история от апостолов до Великого § 3. Лактанций: история Великого гонения и гражданской войны начала IV в Глава II. Восточно-христианское влияние и судьбы христианской историографии на латинском Западе в конце IV – начале V в § 1. Иероним Стридонский и рождение латинской христианской хронистики § 2. Руфин Аквилейский: рождение церковной историографии на латинском Западе Глава III. Универсальная священная история Сульпиция Севера § 1. «Хроника» Сульпиция Севера: к вопросу о жанре § 2. Ветхозаветное прошлое в представлении Сульпиция Севера § 3. Концепция христианской истории Сульпиция Севера § 4. Сульпиций и Руфин: церковно-историческая мысль на латинском Западе в начале V в Глава IV. Рождение универсальной христианской историографии: Павел Орозий § 1. Историографические взгляды Орозия и его композиционные приемы § 2. Концепция мировой истории Орозия: общие положения 2.1. Универсальное пространство и время 2.2. Первородный грех и «механизмы» исторического развития 2.3. Теория четырех Империй 2.4. «Теология Августа» и проблема исторического прогресса § 3. Представления Орозия о дохристианской истории § 4. Представления Орозия о христианской истории 4.1. Первый христианский период: от Августа до Константина 4.2. История «христианской Империи» от Константина до кризиса 410 г. 4.3. Кризис 410 г. и судьба теории «христианской империи» Заключение Руфин Аквилейский. Церковная история Список основных сокращений     Се бо истину возлюбил еси, Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся Беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушён:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 2. Латинская империя и Латинские государства Романии. Греки в XIII в. Первым актом завоевателей было избрание латинского императора, согласно договору 31 марта. Двенадцать избирателей, по шести от франков и венецианцев – от первых одни духовные лица – имели перед собою трех главных вождей крестового похода: дожа Дандоло, Бонифация Монферратского и знатнейшего из франкских крестоносцев, Балдуина, графа Фландрии и Гено (Геннегау), потомка Карла Великого и родственника короля Франции. Против двух первых кандидатов подали голос и венецианцы, для которых дож не мог быть константинопольским императором, а Бонифаций был нежелателен как сосед Венеции, который стал бы опасным. Единогласно был избран в начале мая 1204 г. Балдуин, за которого говорили и молодость, и храбрость, и благочестие. Бонифаций был разочарован, но первый принес присягу. Через три недели Балдуин был коронован папским легатом. На развалинах Византийской империи образовалась Латинская константинопольская, феодальное государство поверх греческого крестьянства, целая политическая система, включившая в свой состав самостоятельно основанные государства, как Солунское королевство и княжество Ахейское. Осуществил и поддерживал феодальное единство Романии (так называлась в латинских источниках территория разрушенной Византийской империи), заставил и греческих подданных примириться со своей властью не первый император Балдуин, но второй – Генрих (1205–1216). При них обоих внутренняя история Романии заполнена церковными делами. На почве церковных интересов прежде всего столкнулась западная культура с византийской. История латинской патриархии носит международный характер, и над ней доминирует воля Вселенского первосвященника Иннокентия, решают его идеи церковного, т. е. культурного, объединения христианского мира под рукою преемника Петра. Решают судьбы патриархии Иннокентий и венецианцы, лишь в конце правления Генриха императорская власть вступает в свои права 2 . Судьба, казалось, улыбалась молодому императору Балдуину. Фландрский граф сел на престол Константина, его окружал энтузиазм участников неслыханной удачи; он не нуждался в деньгах, сыпал подарками и писал в Европу восторженные письма. Двор свой он устроил по французскому образцу, чины двора были сановниками государства и подписывались на важнейших актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Заключение Итоги развития латинскогобогословия в доникейский период Подведем краткие итоги развития латинской христианской письменности и богословия в доникейский период. Мы проследили, как возникла и достигла своего расцвета латинская христианская письменность в Италии, Северной Африке иПаннонии. Начавшись с апологетики – Октавия Минуция Феликса , К язычникам и Апологии Тертуллиана , – очень скоро она достигла больших успехов в этой области. Юристы Минуций Феликс и Тертуллиан указали на нарушение норм судопроизводства в процессах над христианами и сформулировали основные ответы на ложные обвинения христиан в безнравственности, безбожии и непочтении к императору. Последующие апологеты – Арнобий и Лактанций , – в свою очередь, дали достойный христианский ответ на вызов со стороны языческого общества, культуры и философии, показав неизмеримое духовное превосходство христианства над язычеством. Лактанций в своей книге О смерти гонителей, впервые описал историю гонений на христиан, страшную смерть их гонителей и долгожданное признание римскими властями христианства в качестве законной религии. Наряду с апологетикой быстрыми темпами развивалась полемика. Более всех в данной области сделал Тертуллиан , написав специальные полемические трактаты против Маркиона, Валентиниан, Апеллеса, Праксея, Гермогена и еретиков в целом (Скорпиак и О прескрипции против еретиков). В последнем трактате он сформулировал основные принципы истинности Церковного учения – древность и апостольское преемство. Свт. Киприан Карфагенский продолжил дело Тертуллиана в другой области – полемике с церковными расколами Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме. Попутно он сформулировал основные принципы церковного единства.В ходе полемики с ересями и расколами постепенно развивалась и христианская догматика, включая как теологию, таки икономию. Тертуллиан , которого по справедливости следует назвать «отцом латинского догматического богословия», установил основные источники христианского вероучения, определил место веры и разума в богопознании, указал основные разновидности последнего – богопознание естественное и откровенное. Эту тему продолжил Лактанций , выяснивший отношения между христианской религией и мудростью, которые подобны двум рекам, проистекающим из одного Божественного источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Период 5. Расчленение империи Глава 1. Норманнский поход. Начальный период движения в Болгарии С насильственной смертью последнего из царей Комнинов начинается период внешних потерь и внутренних потрясений, период упадка и разрушения империи. В сущности, только 20 лет прошло от вступления на престол Исаака Ангела до латинского завоевания и знаменитого акта распределения частей Византийской империи между завоевателями, и нельзя, конечно, думать, что на царях из династии Ангелов лежит вся ответственность за беспримерный в истории провал всей хитрой системы, осуществлением которой служила византийская политическая и административная система. Тем не менее упомянутый кратковременный период представляет такое обилие фактов, свидетельствующих, с одной стороны, о распущенности и дегенерации высших классов византийского общества, с другой – об утрате центростремительной силы в идее самой империи и о преобладании таких стремлений, которыми окраины были отторгаемы от центра, что историку предстоит здесь особенно важная задача: дать посильное объяснение всемирно-исторических проблем о падении царств и народов. Еще более, чем в предшествующих частях, мы находим здесь необходимым пожертвовать биографическими данными царей и административных чинов и остановиться главнейше на фактах, так или иначе подготовлявших почти неизбежную катастрофу. Выше мы говорили, что более просвещенные умы отдавали себе отчет о современном ходе вещей. Так, в истории Никиты Акомината находим трезвый и не ослепленный пристрастием взгляд на современную правительственную систему. Вся история после Мануила есть постепенное и неудержимое падение могущества империи. Начало разложения кроется в том, что византийские вельможи стремились к независимости в провинциях и опирались на союзы с врагами-соседями, возбуждая их против отечества. Падение патриотизма и измельчание характеров объясняется тем, что цари были подозрительны ко всем выдающимся душевными и телесными преимуществами людям и старались устранить их со своей дороги. Истребляя лучших людей, они создавали себе такую среду, в которой могли беспутствовать без помехи. Получив власть, они теряют здравый смысл и забывают, чем они были за несколько времени 204 . Любя праздность и роскошь, они тратили государственную казну на частные нужды, а провинции поручали родственникам, которые также заботились лишь о своей наживе. В особенности Исаак и Алексей Ангелы своими поступками окончательно испортили дела империи. Алексей обманул ожидания греков, так же как и брат его Исаак. Объявив, что государственные должности не будут более предметом купли и продажи, он не сдержал обещания, так как царские родственники, привыкшие к хищениям казенной собственности, не допускали к царю никого, прежде чем не получат взятки, вследствие чего продажность должностей сделалась общим явлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Скачать epub pdf Предисловие Личность и писания византийского императора Мануила II Палеолога (1350–1425 г.) еще не были предметом специального изучения русской церковно-исторической науки. Правда, в историях Византии, написанных нашими знаменитыми византологами: у Васильева 1 , Георгиевского 2 и особенно у Успенского 3 , мы находим общия описания деятельности и эпохи императора Мануила. Этим все и ограничивается. Что касается многочисленных писаний ученого и благочестивого царя, то ни одно из них не было переведено ни на какой язык, кроме латинского, нам не удалось обнаружить ни одного из его сочинений в переводе на какой нибудь современный язык; так и в библиографическом обзоре русских патристических текстов, сделанном покойным архимандритом Киприаном (Керн) 4 не имеется русских переводов сочинений Императора Мануила. Западная церковно-историческая наука, имевшая большия возможности, в большей мере и оценила значение личности императора Мануила Палеолога и его писаний. Интерес к сочинениям сего ученого православного Монарха возник на Западе издавна. Итальянский монах 17-го века Ипполит Марачи (Maracci) сделал перевод на латинский язык двух его сочинений, посвященных Божией Матери: слово на Успение и молебный канон по поводу угрожавшей Константинополю опасности 5 . Фабриций (17 в.) в своей монументальной “Bibliotheca Graeca” приводит все известные ему сочинения царя Мануила 6 . Минь поместил целый ряд сочинений царя Мануила в 156-м томе греческой серии «Круга Патрологии», латинские переводы монаха Марачи, биографическия данные о царе Мануиле, а также выдержки из Фабриция. Легран издал 64 письма императора Мануила и греческий текст молебного канона Божией Матери 7 , который доселе был опубликован лишь в латинском переводе монаха Марачи. Мгр. Жюжи поместил греческий текст Слова на Успение (известный доселе также лишь в латинском переводе) в 16-м томе “Patrologia Orientalis”, присовокупив предисловие к сему 8 . Недавно были изданы два важнейших документа, относящихся к деятельности императора Мануила в Фессалониках в 1382–7 гг.: письмо его к Кавасиле и Речь к гражданам Фессалоники 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Сортировать по Исключить новости Принцип перевода Филолог Юрий Шичалин о том, зачем учить греческий и латынь и почему нельзя перевести Библию на русский язык дословно 18 сентября, 2015 Филолог Юрий Шичалин о том, зачем учить греческий и латынь и почему нельзя перевести Библию на русский язык дословно Можно ли перенести принцип перевода из гуманитарной области в религиозную? Что нужно, чтобы сделать новый перевод Библии? На эти и другие вопросы о «трудностях перевода» отвечает профессор кафедры классической филологии МГУ, преподаватель кафедры древних языков и древнехристианской письменности Богословского факультета ПСТГУ Юрий Шичалин. Греческое начало – По словам французского профессора Карлоса Леви, первыми стали переводить тексты греческих философов на родной язык римляне. Почему вопрос о языке и переводе так важен? – Римляне перевели не только философов. Они начали с того, что перевели на латинский язык «Одиссею» Гомера, став первым народом, который понял, что может выразить чужую культуру на своем языке. Так они создали механизм вхождения в европейскую культуру для других народов. Перевод на свой язык сделал возможным восприятие чужой культуры как своей без отказа от собственной: прекрасные и сложные тексты, созданные на греческом языке, становятся образцами для литературы, создаваемой на латыни, а потом и на европейских национальных языках. Греческое начало остается фундаментом европейской культуры именно потому, что прочие народы, входящие в нее, воспроизводят греческое наследие на своем языке. Эта потрясающая целостность европейской цивилизации – принципиально важная вещь. Перевод греческих текстов на латинский язык можно назвать событием общечеловеческого масштаба: римляне стали образцом мудрого смирения для всех народов, приобщающихся к европейской цивилизации. Без переводов с греческого не существовало бы римской культуры, а без переводов с греческого и латинского не было бы и всей последующей европейской культуры в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Возьмем пример развития так называемой Византийской империи, а собственно говоря, Римской империи, или империи ромеев. Что там происходило? На греческом языке сохраняется вся греческая литература, всех классиков переписывают, толкуют, изучают, пишут схолии и, разумеется, создают школы, где всё это изучается и преподается.

http://pravmir.ru/printsip-perevoda/

В.М. Тюленев Глава III. Универсальная священная история Сульпиция Севера Почти одновременно с появлением на свет «Церковной истории» Руфина Аквилейского свой исторический труд завершает Сульпиций Север, чья «Хроника» оказалась по-настоящему оригинальным произведением в раннесредневековой историографии. Во-первых, сочинение Сульпиция формально не повторяет ни того, что уже было создано историками на Востоке христианского мира, ни того, что оставляла в наследство античная историографическая культура. Сульпиций не пишет ни монографию, как Лактанций , ни «Церковную историю» в понимании, предложенном Евсевием, ни всемирную хронику, призванную решать традиционные задачи по синхронизации библейского и языческого прошлого. Поэтому именно с определения феномена «Хроники» Сульпиция Севера мы и начнем ее изучение. Во-вторых, труд Сульпиция – по-настоящему западноевропейское историческое сочинение раннего Средневековья. Если Лактанций равно сообщал о событиях, имевших место в западной и восточной частях Империи, чувствуя целостность государства и его истории, если Руфин Аквилейский почти вытеснил из «Церковной истории» события, связанные с Западной церковью, ориентируясь на традиционно сильные религиозные центры Востока Римской империи, то Сульпиций находит продолжение ветхозаветного прошлого именно в истории Западной церкви. В-третьих, очевидно, что создавая необычное историческое сочинение, Сульпиций Север должен был предложить определенную концепцию, способную выразить его понимание всей священной истории. § 1. «Хроника» Сульпиция Севера: к вопросу о жанре Предмет своего внимания Сульпиций Север определяет, как того и требовали законы античной исторической прозы, в начале сочинения: «Я попытался кратко изложить события от сотворения мира, переданные в Священных Писаниях, и, разделив времена, рассказать о них по порядку, доведя до наших дней, поскольку об этом настойчиво просили меня те многие, кто хотел бы познакомиться с кратким изложением Священного Писания» (I.1.1). Попытки привлечь материал Ветхого Завета для реконструкции далекого прошлого предпринимались в христианской литературе и ранее, вспомним хотя бы рассуждения Феофила Антиохийского о появлении технологий и элементов цивилизации в допотопный период, 208 однако все эти попытки не выходили за рамки экзегезы и апологии. В случае с Сульпицием Севером мы впервые встречаемся с желанием христианского интеллектуала изложить событийную историю на основе библейских книг. Подобная попытка была, безусловно, ответом на поиски Антиохийской школы богословия, 209 которая в отличие от Александрийской, искавшей аллегорический смысл на страницах Библии , традиционно сосредоточивалась на буквально-историческом прочтении книг Ветхого Завета. 210 Ничего подобного историческим опытам Сульпиция Севера ни по масштабу, ни по качеству мы не встретим ни в греческой, ни в латинской христианской исторической прозе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русское образование и Император Николай 8.К 104-й годовщине мученической кончины 03.08.2022 2697 Время на чтение 22 минут О бразование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 1.Русское образование и Император Николай II 2.1.Русское образование и Император Николай II 2.2. Русское образование и Император Николай II 3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность» 4. Народное образование в Российской Империи  1.Православие как основа народного образование России 2.Православие как основа народного образование России 1.Подвижники народной школы   Подвижники народной школы   Считаем вместе. Но сначала читаем…   Классическое образование для деревенской школы   Хотя жизнь Сергея Рачинского как школьного учителя была связана с начальной, народной сельской школой, он был убежденным сторонником классического образования. Когда в начале ХХ века в России развернулась дискуссия о реформе средней школы и некоторые педагоги либерального толка ратовали за упразднение классического образования, Рачинский в 1901 году издает сборник статей по реформе школы под названием «Absit omen!» . В этой своей последней публикации он выступил в защиту традиционного курса на преподавание в большом количестве древних языков (латинского, греческого), оговаривая при этом, что «никто не берет на себя труда отличить этот классицизм от превратных способов преподавания древних языков, внедрившихся в нашу среднюю школу» . Во всемерном утверждении традиций классического образования Рачинский видел определенное противоядие от радикальных увлечений молодежи. Преподавание древних языков и математики должно при этом сопровождаться усилением религиозного компонента в школьном образовании, поскольку «в этом отношении наша интеллигенция слишком часто обнаруживает невежество, по истине изумительное. Этот пробел должен быть заполнен правильною постановкою преподавания Закона Божия» .

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/03/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010