К вопросам муз. эстетики и воздействия музыки на человека обращались Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс; ум. в 1198) в парафразе «Государства» Платона и в комментарии к соч. «О душе» Аристотеля, францисканец Хиль (Иоанн Эгидий) де Самора в соч. «Искусство музыки» (Ars musica, между 1296 и 1304). Изд.: Alfonso X el Sabio. Cantigas de Santa María/Ed. A. de Cueto et al. Madrid, 1899-1922. 3 vol.; Coussemaker C.-E.-H., de. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. Mil., 1931r. Vol. 1; El códex musical de Las Huelgas/Introd., facs. y transcriptión por H. Anglés. Barcelona, 1931. 3 vol.; Prado G. Supplementum ad Kyriale ex codicibus hispanicis excerptum. P.; Tournai; R., 1934; idem. Cantus Lamentationum pro ultimo Triduo Hebdomadae Majoris juxta hispanos codices. P.; Tournai; R., 1934; idem. El Kyrial español//Analecta sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 97-128; Vol. 15. P. 43-64; La música de las Cantigas de Santa María del Rey Alfonso el Sabio/Facs., transcriptión y estudio critico por H. Anglés. Barcelona, 1943-1964. 3 t.; Liber Sancti Jacobi: Codex Calixtinus. Santiago de Compostela, 1944. [T.] 2: Música/Reproducción en fototipia, seguida de la transcriptión por G. Prado; Mettman W., ed. Alfonso X, el Sabio: Cantigas de Santa María. Coimbra, 1959-1964. 3 t., glossary. (Acta Univ. Coimbrigensis); Gillingham B., ed. Paris, Bibliothèque Nationale, fonds latin 3549 and London, British Library, Add. 36, 881. Ottawa, 1987. (Veröffentlichungen Mittelalterlicher Musikhandschriften; 16); El Códice de Las Huelgas/introd., ed. y transcriptión musical e índices: J. C. Asensio Palacios; introd., ed. y traducción de los textos: J. Lorenzo Arribas. Madrid, 2001. Лит.: Ribera J. La música de las cantigas: Estudio sobre su origen y naturaleza con reproducciones fotográficas del texto y transcripción moderna. Madrid, 1922 (сокр. англ. пер.: Idem. Music in Ancient Arabia and Spain. Madrid, 1929. N. Y., 1970); Farmer H. G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. L., 1930; Rojo C.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

76 В письме к игумену Антонию (Путилову) в Оптину пустынь от 14 декабря 1835 г. о. Арсений добавляет, что грыжа «завелась» от «непомерного крику», царящего во время лаврского богослужения. Одновременно он признается: «Я после общежительных монастырей тупо [туго?] привыкаю к лаврским обычаям». Возможно, из-за этого он подал прошение об оставлении священнослужения. Его просьба была исполнена: «И так я теперь уже по праву освобожден от всех действ иерейских; даже не надеваю и епитрахили, и не благословляю трапезы, и сообщаюсь у врат» (ОР РГБ, ф. 213, к. 58, д. 2, л. 1 об.). 77 Киевский Златоверхий Михайловский монастырь – резиденция Чигиринских епископов. Перемещение туда о. Арсения состоялось 23 января 1836 г., а членом Чигиринского духовного правления он был назначен 6 февраля того же года (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.; ГА ГС, ф. Р–567, оп. 6, д. 96, л. 30). 78 Игнатий (Брянчанинов ; 1807–1867 гг.), архимандрит, впоследствии епископ Кавказский. О. Арсений был зачислен в братство Троице-Сергиевой пустыни (Санкт-Петербургской епархии) 11 января 1837 г. (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). 81 Московский комитет для разбора и призрения просящих милостыни к этому времени только что открылся (в 1838 г.). Состоя в нем, о. Арсений должен был вернуться к священнослужению. Вдобавок, как указано в его формулярном списке, он «преподавал призиравшимся духовные поучения с отличною ревностию и благим успехом». В результате 6 человек, «принадлежавших разным сектам и расколам», его стараниями присоединились к православной Церкви (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). В это время иеромонах познакомился с президентом комитета и бывшим обер-прокурором Синода С. Д. Нечаевым. 83 Переход в Симонов монастырь состоялся 7 ноября 1845 г. (ГА ГС, ф. Р–567, оп. 6, д. 96, л. 30). 84 Должность наместника он временно исправлял с 25 июня 1846 г. из-за болезни наместника иеромонаха Паисия (Там же). 85 Здесь автор сокращает ход событий. Сначала он по своему прошению в июле 1847 г. переместился в Саввино-Вишерский монастырь (Новгородской губернии), где его ожидала «беспокойная жизнь». Весной 1849 г. иеромонах Арсений отправился в «годичное странствие» по обителям, в частности в октябре обнаруживаем его в Глинской пустыни. В 1850 г. он уже вернулся в Саввино-Вишерскую обитель. Вероятно, в июле 1851 г. он был командирован из монастыря на Балтийский флот и назначен благочинным 1-й дивизии (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.; ( Арсений (Троепольский) , иером. Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве. Л. 6 об., 15 об.– 16, 20 об.; он же. Письма о плодотворности… С. 535).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Церковь Преображения Господня на Нередице. 1198 г. Фотография. 2008 г. В 1172 г. заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построил Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино («в Аркажах»). С 80-х гг. и до кон. XII в. строительство в Н. р. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1-2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180-1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185-1192), Вознесения на Прусской ул. (1185-1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188-1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения ризы и пояса Пресв. Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195-1196), св. Кирилла (1196), Преображения Господня в Ст. Руссе (1198), Преображения на Нередице (1198), прор. Илии на Славне (1198-1202), Сорока мучеников (1199-1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князья. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологами. В 10-30-х гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварином мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор - ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлеве ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.- ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится возведение единственного сохранившегося памятника - ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из этих построек (помимо перынской церкви) изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

В 1172 г. была заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построили Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино. Далее с 80 гг. и до конца XII в. строительство в Н. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1–2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180–1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185–1192), Вознесения на Прусской ул. (1185–1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188–1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения Ризы и Пояса Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195–1196), Кирилла (1196), Преображения в Ст. Русе (1198), Преображения Господня на Нередице (1198), св. Илии Пророка на Славне (1198–1202), Сорока мучеников (1199–1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князь. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологически. В 10–30-е гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварине мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор заложили ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлевой ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.— ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится единственный сохранившийся памятник — ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из всех этих построек помимо Перынской ц. изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования В. А. Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

В 1551 г. царь Иоанн IV Грозный выдал обители жалованную грамоту на рыбные ловли на р. Оке, озерах Долгое и Стоватое близ с. Тульчина в Каширском у. (ныне деревня городского окр. Серпухов Московской обл.; см.: Писцовые книги. 1877. С. 1506). В 1561 г. М. И. Скрябина пожертвовала «по своей душе и на поминовение мужа» мон-рю 8 пустошей в Верейском у. (РГАДА. Ф. 1209. Д. 11833. Л. 250-252 об.). Крупнейшими монастырскими вкладчиками начиная с XVI в. были князья Репнины. Вдова кн. М. П. Репнина, Мария, в 60-х гг. XVI в. пожертвовала мон-рю с. Ульяновское в Тверском у. (Там же. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 293. Л. 4), в XVII в. кн. Б. А. Репнин в общей сложности пожертвовал более 2929 р. деньгами, лошадьми и церковной утварью ( Осипов. 2018. С. 164). В посл. трети XVI в. крупным благотворителем П. Б. м. был окольничий А. П. Клешнин, пожаловавший обители деревни Михалки (Михалково) и Шишкино в Ржевском у., а также с. Нащокино в Старицком у. (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 293. Л. 4). Братья думный дьяк А. Я. Щелкалов и окольничий В. Я. Щелкалов пожаловали мон-рю села Отепцево (Атепцево), Котово и сельцо Башкино в Боровском у., а также с. Ловцево в Московском у. ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 115). К кон. XVI в. П. Б. м. принадлежало 11 сел, 8 селец, селище, 73 деревни, 55 пустошей, слободка, мельница, находившиеся в 15 уездах ( Осипов. 2002. С. 38). После разорения 1610 г. П. Б. м. приступил к восстановлению утраченных документов, подтверждавших право собственности на земельные владения. В 1617 г. грамотой царя Михаила Феодоровича к обители приписан боровский Высокий Покровский мон-рь (до 1764) с принадлежавшими ему Высоковской слободой и 5 пустошами. Грамотами царя Михаила Феодоровича от 22 нояб. 1621 г. и от 25 февр. 1624 г. подтверждались права П. Б. м. на основную часть его земельных владений и ряд льгот (опубл.: он же. 2018. С. 60-77. Прил. 1, 2). В 1622 г. П. Б. м. получил тарханную грамоту на вотчины в Тарусском у.: «в Селитском стане село Васильевское, Татьянинское тож» с 2 деревнями, «да в Мыщецком стану сельцо Семеновское на речке Головенке, сельцо Ленинское на речке Мышеге» ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 148-149). Жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича 1627 г. П. Б. м. было отдано с. Федотово (числившееся позднее одновременно в Боровском и Верейском уездах) с 7 деревнями (Там же. С. 147-148). Грамота 1635 г. подтвердила право на владение дер. Бовыкино (Осеево) в Сурожском стане Московского у., «как издавна монастырю принадлежавшей» (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 240. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папство на вершине власти: Иннокентий III (1198-1216) Е. Гергей. История папства XII и XIII века были вершиной церковно-политической и духовной власти папства. Но высшей точки папская власть достигла в период понтификата Иннокентия III. История церкви однозначно считает Иннокентия III самым выдающимся папой средневековья. Папство достигло вершины власти в результате такого же исторического процесса развития, который в период развитого феодализма привел к укреплению централизованной королевской власти. Иннокентий III смог стабилизировать свое положение также и потому, что власть императора стала приходить в упадок. В Италии власти императора был фактически положен конец, но его место еще не смогла занять другая феодальная власть. При понтификате Иннокентия III одно время казалось, что мечта Григория VII о мировом господстве папы осуществляется. Примат папства во всех отношениях оказался реализованным; понтификат Иннокентия - действительное подтверждение этого постулата. Он превзошел своих предшественников в области практического осуществления политической власти папства. Как государственный деятель, он оставил далеко позади Григория VII, но вовсе не пользовался славой святого. Своей реалистичной политикой Иннокентий III максимально приблизил к осуществлению идею Григория VII об универсальной теократии. Вступивший на папский престол в 1198 году Иннокентий III был сыном графа Трайсмундского, отпрыском древнего известного рода Конти (из Ананьи). Он был ученым теологом и юристом. В Париже освоил диалектический метод, а в Болонье получил образование в области римского права. В 1189 году его дядя Климент III возвел 29-летнего графа в сан кардинала. При Целестине III племяннику бывшего папы пришлось покинуть курию. Ему еще не было 38 лет, когда кардиналы в день смерти Целестина III единогласно избрали его папой.

http://sedmitza.ru/lib/text/441614/

Сбор сведений о праведной жизни К. был начат при папе Целестине III (1191-1198); для изучения информации была созвана комиссия, в состав которой вошли епископы Аугсбурга, Вюрцбурга и Айхштетта, а также аббаты цистерцианских обителей Эбрах, Лангхайм и Хайльбронн ( Petersohn. 1977. S. 23). После смерти Целестина III канонизационный процесс К. был на время приостановлен, но снова возобновился 1 авг. 1198 г.- этим днем датируется 1-е зафиксированное чудо К.: некоему священнику явилась императрица вместе с супругом и пообещала стать покровительницей еп-ства Бамберг (ActaSS. Mart. T. 1. P. 275). В Житии К., составленном в 1199 г., еще до офиц. канонизации, сообщается и о др. чудесах: напр., будучи обвиненной в супружеской неверности, К., чтобы с Божией помощью опровергнуть навет, прошла босиком по 12 раскаленным лемехам и не получила ожогов (этот сюжет получил широкое распространение в иконографии К.). Описан также случай, когда императрица легла спать, а упавшая свеча подожгла ее ложе; К. осенила пламя крестным знамением, и оно немедленно угасло. К. была провозглашена святой Римско-католической Церкви 29 марта 1200 г. папой Римским Иннокентием III (1198-1216) (булла «Cum secundum» от 3 апр. 1200 - PL. 140. Col. 219). Лит.: Priest G. Die Handschriften der «Vita Heinrici» und «Vita Cunegundis»//NA. 1916. Bd. 40. S. 249-263; Braun J. Tracht und Attribute der Heiligen in der deutschen Kunst. Stuttg., 1943. S. 447-450; Ulrich G. Die hl. Kaiserin Kunigunde. Saarbrücken, 1953; Klauser R. Der Heinrichs- und Kunigundenkult im mittelalterlichen Bistum Bamberg: Festgabe aus Anlass des Jubiläums «950 Jahre Bistum Bamberg 1007-1957». Bamberg, 1957; Hlawitschka E. Kunigunde//LTK. 1960. Bd. 6. S. 680-681; Schr ö pfer H.-J. Heinrich und Kunigunde: Untersuch. z. Verslegende d. Ebernand von Erfurt u. z. Geschichte ihres Stoffs. Göppingen, 1969; Petersohn J. Die Litterae Papst Innocenz " III. zur Heiligsprechung der Kaiserin Kunigunde (1200)//Jb. f. Fränkische Landesforschung. Erlangen, 1977.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГЕНТИЙ [греч. Γρηγντιος; латиниз. Gregentius; в церковнослав. традиции часто - Григорий Омиритский, иногда - Григентин], архиеп. Зафара, столицы Химьяритского царства в сер. VI в. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.). Согласно греч. пространной версии Жития Г., сохранившейся в рукописи синайского мон-ря вмц. Екатерины (Sinait. gr. 541) и частично изданной А. А. Васильевым, он род. в сел. Блиарес, пограничном со страной аваров и принадлежавшем им. Издатель толкует его название как искаженное Лоплиани и локализует его в Дардании (Мёзии). В синаксарных версиях Жития местом рождения Г. ошибочно называется Медиолан (совр. Милан). Его родители Агапий и Феодота, имея 2 дочерей, мечтали о мальчике и обещали посвятить его Богу. Сын род. 6 дек. и при крещении был наречен Григентием в честь старца, подвизавшегося недалеко на горе, что указывает на местное (фригийское или лидийское?) происхождение этого необычного имени. В 7 лет Г. отдали в школу для изучения Свящ. Писания, он обнаружил склонность к обучению. С детства его жизнь была отмечена необычайными событиями: чудесным спасением из горной реки, избавлением от варваров, захвативших его родное селение, и проч. Следуя за представшим ему в видении мужем, юный Г. покинул родных и странствовал по городам: был в Акраганте (Агригенте, совр. Агридженто) на Сицилии, в Милане усердно молился у гробницы свт. Амвросия Медиоланского, в Карфагене встречался со св. Филофеей, в Риме ему явились апостолы Петр и Павел и Г. впервые исцелял больных и одержимых бесом. В Августополе он познакомился с арм. проповедником, затем морем отправился в Александрию, неск. раз посетил мон-рь святых Александра и Антонины, молился в усыпальнице ап. Марка и встретился с блж. Архонтией. После того как аксумский царь Калеб Элла Ацбэха (Елесвоам) разгромил химьяритского царя-иудея Йосефа Асъара Ясъара (Юсуфа зу Нуваса), отомстив ему за гибель Награнских мучеников , Г. попросил Александрийского патриарха Протерия, отождествляемого нек-рыми учеными с Тимофеем III, послать епископа для восстановления церковной жизни у химьяритов. По указанию явившегося Протерию во сне ап. Марка патриарх остановил свой выбор на диаконе Г., к-рого рукоположил сначала во иерея, а затем сразу же - во епископа. Этот эпизод Жития вполне реален: именно так рукополагали копт. монахов, к-рых посылали митрополитами в Эфиопию.

http://pravenc.ru/text/166481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАМАНЖ [Клеманж; латиниз. Clemangiis; франц. Clamanges, Clémanges; наст. имя - Пуайевилен (Poillevillain)] Никола де (1363 или 1364, Кламанж, Шампань - 1437, Париж), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви , католич. теолог. С 1375 г. обучался в Наваррской коллегии Парижского ун-та. В 1381 г. стал лиценциатом «свободных искусств» (см. ст. Artes liberales ) и начал преподавательскую деятельность в коллегии. Одновременно продолжил учебу на теологическом фак-те под рук. католического богослова Пьера д " Айи ; в 1393 г. получил степень бакалавра теологии. В 1394 г. стал капелланом собора в Шалоне (Шампань); впоследствии получил и другие бенефиции - должность каноника ц. св. Петра в Лилле, каноника и декана капитула ц. св. Клодоальда в Сен-Клу (1395). Во время учебы в Наваррской коллегии сблизился со многими интеллектуалами, которых принято считать представителями 1-го поколения французских гуманистов,- Пьером д " Айи, Жаном Жерсоном , Гонтье Колем, Жаном де Монтрёем, Жаном Мюре и др. В течение жизни поддерживал дружеские отношения с ними, а также с Жераром Маше (ок. 1380-1448), духовником франц. кор. Карла VII, и с Никола де Баем, секретарем Парижского парламента. Сохранилась обширная переписка К. По просьбе опекунов короля герц. Жана Беррийского и герц. Филиппа Бургундского К. вместе с Пьером д " Айи и Жилем Дешаном участвовал в составлении письма от Парижского ун-та франц. кор. Карлу VI о необходимости прекращения схизмы в Церкви (1394). Считая причиной схизмы противоборство папы Бонифация IX и антипапы Климента VII , авторы письма видели единственный способ преодоления кризиса - отречение обоих от папской власти. Однако обращение к королю не имело успеха, т. к. под давлением своего брата, герц. Людовика Орлеанского, франц. монарх поддержал избранного в 1394 г. в Авиньоне антипапу Бенедикта XIII . Карл VI приказал представителям Парижского ун-та не вмешиваться в вопрос о схизме в католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/1841239.html

А. К. Лявданский, Б. А. Тихомиров Новозаветная И. Гуманизм и Реформация Поскольку для протестантов Библия стала единственным источником вероучения, весьма важными представлялись вопросы библейского канона и проблема надежности и сохранности текста. Популярным становится и термин «исагогика». Так, итал. ученый экзегет Сантес Пагнино издал книгу, озаглавленную «Isagoges seu introductionis ad sacras litteras liber» (Lugdini, 1528). Франц. реформат, гугенот Андре Риве озаглавил свой труд «Isagoge, seu introductio generalis ad Scripturam Sacram Veteris et Novi Testamenti» (Lugd. Batav., 1627). Самым значительным исследованием XVI в. о Свящ. Писании, включавшим исагогические вопросы, была изданная 1566 г. в Венеции «Священная библиотека» (Bibliotheca Sancta), состоявшая из 8 книг. Ее автором был крещеный иудей, францисканец, а потом доминиканец Сикст Сиенский. Его колоссальный труд долгое время оставался непревзойденным в католич. и протестант. среде. Он получил широкое признание и неоднократно переиздавался (полностью и частями). Гуманисты Лоренцо Валла (ок. 1407-1457), Эразм Роттердамский (1466-1536), Ж. Лефевр д " Этапль (латиниз. Якоб Фабер Стапуленсис;† 1536) и кард. Каэтан (итал. Томазо де Вио; 1469-1534) занимались вопросами И., обсуждая, в частности, вопрос о подлинности текстов Библии. Их выводы не были восприняты учеными ведущих ун-тов того времени и современниками. Подлинным основоположником научной И. может считаться франц. католич. ораторианец Р. Симон, к-рый написал «Критическую историю текста Нового Завета» ( Simon. 1689), «Критическую историю версий Нового Завета» ( Idem. 1690), «Критическую историю основных комментариев Нового Завета» ( Idem. Histoire critique des principaux commentaires du NT. Rotterdam, 1693) и «Новые наблюдения над текстом и версиями Нового Завета» ( Idem. Nouvelles observations sur le texte et les versions du NT. P., 1695). Его работы содействовали появлению научной критики текста, прежде всего лит. и историко-филологической критики НЗ. При этом, считая себя верным сыном Церкви, он стремился согласовать гипотезы научной критики с Преданием Церкви. Его взгляды, однако, осудили не только отрицавшие Предание протестанты, но и католики. Особенно резко выступил проповедник еп. Ж. Б. Боссюэ (1627-1704). Симон был изгнан из об-ва ораторианцев, часть его книг была сожжена, 10 включено в Индекс запрещенных книг. Только после смерти Симона его труды были высоко оценены нем. протестант. библеистами. Более чем через 2 века католич. Церковь также положительно оценила его труды. Вопрос о каноне и об аутентичности новозаветных писаний как предмет И. в протестантизме XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/674796.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010