Согласно сведениям Ухтанеса, К., по происхождению грузин, был родом из с. Скутри (Сакудрия) (близ совр. Ахалкалаки) южногруз. исторической пров. Джавахети. В юношеские годы он «пришел в страну Ромейскую», т. е. в Византию, и жил в греч. части Армении - в Никополе в пров. Колония близ Трапезунда, где проживало много грузин (лазы и калды (халибы)). Владея арм. и груз. языками, К. в совершенстве изучил здесь греческий язык и «их злое (халкидонское.- Авт.) учение» ( Ухтанес. 1975. С. 21). Грузины также составляли основную часть населения и соседних провинций Тао (арм. Тайк) и Басиани (арм. Басен), поэтому К., как видно, решил остаться в этом регионе и переехал после получения образования в Двин. Тао и Басиани в тот период входили в состав Армении и относились к юрисдикции Армянской Апостольской Церкви (ААЦ); между ней и ГПЦ существовало каноническое общение, и этнические грузины этих областей составляли паству и клир ААЦ. По сведениям Ухтанеса, К. принял хиротонию, занял кафедру Айраратского епископа ААЦ и стал настоятелем кафедрального монастыря в Двине. Через 5 лет он вернулся на родину и был избран католикосом Картли (Там же. С. 21-23). По сведениям арм. историка католикоса Ованнеса Драсханакертци, в кон. VI в. К., «согласно прежним законам», был возведен в сан католикоса «иверов, гугаров и эгров (лазов - в визант. источниках.- Авт.)» ( Ованнес Драсханакертци. 1984. С. 55). По мнению груз. историка И. А. Джавахишвили , эта дефиниция позволяет определить границы юрисдикции Картлийской Церкви (древней ГПЦ) не только при К., но и в более раннее время: «Гугарети принадлежала пастве католикоса Картлийского. Упоминание Кириона католикосом Мегрельским означало, что паства Картли, т. е. католикоса Мцхетского, была в Западной Грузии и границы Католикосата были расширены в Лихт-Имерети (т. е. доходили до границ Чёрного м.- Авт.). Политическому объединению Западной и Восточной Грузии предшествовал и готовил почву начавшийся намного раньше процесс объединения Церкви» ( Джавахишвили. 1960. С. 341-342).

http://pravenc.ru/text/1840497.html

Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1947 (авт. — правосл. специалист по Новому Завету). Ле Блон Ж. М. После христианства? — «Логос». Париж — Брюссель. 1971. Ном. 3 (авт. — католич. богослов). Лейтон И. П. Иисус Христос и современная цивилизация/Пер. с англ. СПб., 1909 (авт. — протестантский философ). Матьюс Ш. Социальное учение Христа. СПб., 1911. Мережковский Д. С. Было и будет. Пг., 1915 (авт. — русск. лит. критик и эссеист). Михаил (Семенов), архим. Христианство и свобода. В. 1-8. М.,1906 (авт. — правосл. публиц., впоследствии старообр. епископ). Навилль Э. Христос: Публичные чтения/Пер. с фр. СПб., 1901 (авт. — швейц. протест. мыслитель). Освальд Шпенглер и Закат Европы (Статьи Н. Л. Бердяева, Я. М. Букшпана. Ф. А. Степуна, С. Л. Франка). М., 1922. Петров Г., свящ. Евангелие как основа жизни. М., 1903 (авт. — правосл. писат. радикального направления). Пибоди Ф. Иисус Христос и социальный вопрос/Пер. с нем. М., 1907 (авт. — либер. протестант). Пфеннигсдорф Е. Иисус Христос в современной духовной жизни/Пер. с нем. Харьков, 1907 (авт. — протест, богослов). Рейснер М. А. Государство и верующая личность. СПб., 1905 (авт. — либер. правовед). Руффини Ф. Религиозная свобода: История идеи. Ч. 1. СПб., 1914. Свенцицкий В. Христианское отношение к власти и насилию. — «Вопросы религии». В. 1, М., 1906 (авт. — правосл. писатель, впоследствии свящ.). Секретан Ш. Цивилизация и вера/Пер. с фр. М., 1900 (авт. — швейц. протест. философ). Соловьев Вл. Три силы. — В кн.: Собр. соч. Вл. Соловьева. Т. 1 (авт. — русск религ. философ). Его же. Мир Востока и Запада. — Собр. соч. Т. VII. Его же. Об упадке средневекового миросозерцания. — Собр. соч. Т. VI. Соловьев С. М. Богословские и критические очерки. М., 1916 (авт. — русск поэт и религ. мыслитель). Социальное значение религиозной личности. М., 1913 (Сб. произвед. правосл. авторов). Спасский А. Христианство и эллинизм. Серг. Пос., 1914 (авт. — правосл. истор. Церкви). Тихомиров А. Личность, общество и Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

богослов, философ и экономист, впосл. священник). Его же. Церковь и социальный вопрос. — «Вопросы религии». В. 1. М., 1906. Его же. Церковь и государство. — «Вопросы религии». В. 1. М., 1906. Его же. Два Града: Исследования о природе общественных идеалов. Т. 1-2. М., 1911. Его же. Философия хозяйства. Т. 1. М., 1912. Его же. Христианство и социализм. М., 1917. Его же. Тихие думы. М., 1918. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма/Пер. с нем. — В кн.: Макс Вебер и методология истории. М.: ИНИОН, 1985. Его же. Хозяйственная этика мировых религий/Пер. с нем. (В сокращ.) — «Атеист». 1928. Ном. 25. Воинов Н. Христианство и культура. М., 1911 (авт. — правосл. духовный писатель). Вышеславцев Б. Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929 (авт. правосл. религ. мыслитель). Его же. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1952. Гизо П. Г. Размышления о сущности христианской веры/Пер. с фр. СПб., 1863 (авт. — историк и полит. деятель XIX века). Глок П. Г. Социология религии. — В кн.: Социология сегодня: Проблемы и перспективы/Пер. с англ. М., 1965 (авт. — америк. социолог). Гусев П. Религиозность как основа нравственности. Казань, 1894 (авт. — правосл. богослов). Джонсон X. Христиане и коммунизм/Пер. с англ. М., 1957 (авт. — англик. церк. деятель прокоммунистич. направления). Жилов И., свящ. Что говорят знаменитые люди о Библии? Юрьев, 1913 (авт. — правосл. духовн. писатель). Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1902-1903). СПб, 1906 (Протоколы собеседований между представителями интеллигенции и богословами). Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви/Пер. с нем. Предисл. С. Булгакова. М., 1913 (авт.-австрийск. католич. ученый и церк. деятель). Иванов Вяч. Родное и Вселенское. М., 1917 (авт. — поэт-символист и мыслитель). Ильин Вл. Атеизм и гибель культуры. Париж: YMCA, 1929. (авт. — правосл. писатель). Ильин И. А. Основы христианской культуры. Женева, 1937 (авт. — русск. религ. мыслитель). Карсавин Л. Н. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922 (авт. — русский медиевист и философ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Т. XI. СПб., 1877. Иноземцев А. Единобожие как первоначальная форма религии. М., 1881. Иоанн (Шаховской), архиеп. Книга свидетельств: (Философия человеческой жизни). 1965 (авт. — правосл. религ. писатель). Кант И. Религия в пределах только разума/Пер. с нем. СПб., 1908. Карп Э. Идеи Бога и бессмертия души и их новейшие критики/Пер. с фр. М., 1898 (авт. — религ. писатель). Карсавин Л. П. Saligia. Пг., 1922. Его же. О началах. Берлин, 1925. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. Киреевский И. О необходимости новых начал для философии. — В кн.: Сочинения И. Киреевского. Т. 1. М., 1910 (авт. — один из основоположн. славянофильства). Козлов А. Сознание Бога и знание о Боге. — «Вопросы философии и психологии». Кн. 29. 1895 (авт. — русск, философ-идеалист). Крылов А. Происхождение и сущность религии. СПб., 1901. Кудрявцев П. П. Абсолютизм или релятивизм? Киев, 1908, (авт. — правосл. историк философии). Кудрявцев-Платанов В. Д. Религия, ее сущность и происхождение. — В кн.: В. Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Т. II. В. 1. Серг. Пос., 1892 (авт. — правосл. философ и богослов). Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 (без м. изд.: автор — католич. неомодернист). Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения/Пер. с нем. М., 1908 (авт. — нем. философ и математик XVIII века). Леруа Э. Догмат и критика/Пер. с фр. Предисл. Н. Бердяева. М., 1915 (авт. — католич. философ-модернист). Линицкий П. И. Пособие по апологетическому богословию. Киев, 1904. Ладыженский М. Мистическая трилогия. Т. 1. Сверхсознание, 3-е изд. М., 1915 (авт. — правосл. религ. писатель). Лоратин Л. М. Положительные задачи философии, 2-е изд. СПб., 1911 (авт. — русск. философ-идеалист). Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Пер. с фр. — Богословские труды. Сб. 8. М., 1972 (авт. — правосл. богослов). Лосский Н. О. Мир как органическое целое. Пг., 1917 (авт. — русский философ-интуитивист). Его же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж: YMCA, 1938. Лютард Хр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

(4) Несли они охрану, не получая от римлян ни денег, ни войска. С римлянами они никогда не отправлялись в походы, но всегда вели морскую торговлю с римлянами, живущими у моря. (5) Нет у них ни соли, ни зерна, никаких других благ; продавая невыделанные шкуры, кожи и добытых на войне рабов, они приобретают себе все необходимое. (6) Когда произошли события, касающиеся царя ивиров Гургена, о чем я рассказал в предшествующем повествовании 332 , римские солдаты расположились в стране лазов, чем эти варвары были очень недовольны и больше всего военачальником Петром, которому ничего не стоило оскорбить всякого встречного. (7) Этот Петр был родом из Арзанены, которая расположена по ту сторону реки Нимфий и издавна подвластна персам. Еще мальчиком он был взят в плен василевсом Юстином, когда после захвата Амиды Юстин вместе с войском Келера вторгся в персидскую землю. Пользуясь большим расположением хозяина, он стал посещать грамматиста. (8) Сначала он был у Юстина писцом, но когда после смерти Анастасия Юстин овладел державой ромеев, Петр стал военачальником и как никто другой предался жажде наживы, проявляя во всем полную тупость 333 . (9) Впоследствии василевс Юстиниан послал в Лазику и других военачальников, в том числе Иоанна, которого называли Цив, человека неизвестного и низкого происхождения, поднявшегося до звания стратига только потому, что был самым негодным из всех людей и самым способным в изыскании средств для незаконного приобретения денег. Он-то и расстроил и привел в беспорядок дела римлян и лазов 334 . (10) Он убедил василевса Юстиниана построить в Лазике приморский город по имени Пéтра 335 . Расположившись здесь, как в крепости, он грабил имущество лазов, (11) Соль и другие товары, которые считались необходимыми для лазов, больше нельзя было торговцам доставлять в Колхиду, равно как покупать что-либо в другом месте, но установив так называемую монополию 336 , он сам стал купцом и распорядителем всего, что здесь было, все покупая и продавая колхам не так, как было принято, а как ему было угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Если он пожелает это сделать, раздоры наши с римлянами тотчас прекратятся и наше старое и привычное братство с ними в трудах и походах возобновится. Если же он откажет в нашей просьбе, то тогда только надлежит нам обсудить, не выгоднее ли нам вступить на другой путь» . Народ принял совет Фартаза: в Константинополь были направлены посланцы лазов с просьбой провести расследование, покарать виновных и поставить им царем брата павшего жертвой коварного заговора Губаза – Цату, который тогда находился в столице империи. Святой Юстиниан удовлетворил просьбу лазов. Расследовать обстоятельства гибели Губаза был послан Афанасий, который приказал арестовать подозреваемых в заговоре Иоанна и Рустика. Когда их преступность была доказана, по приговору Афанасия им были отрублены головы. Подозрение в организации заговора против Губаза пало и на командующего римскими войсками на Кавказе Мартина, о чем было доложено императору. Цата получил от императора царские инсигнии, которыми, по словам Агафия, служили «золотая корона, усеянная драгоценными камнями, и хитон, шитый золотом, опускающийся до пят, пурпуровые сапоги и митра… украшенная золотом и ценными камнями. Пурпуровую же хламиду носить царям лазов не положено. Но разрешена только белая» с «золотым шитьем, с императорской фибулой» . Посланец императора, его дети и его охрана были убиты, а деньги, которые он вез для раздачи, разграблены. Царя при его возвращении на родину сопровождал римский военачальник Сотерих, которому поручено было императором выдать денежную субсидию варварским народам, жившим по соседству с лазами. Один из этих народов, мисимияне, обитавшие к северу от апсилиев и абасгов и зависевшие от царя лазов, возмутились тем, что Сотерих решил передать их укрепленное место Бухлон аланам, которые также получали субсидии от императора. В ответ на возмущение, которое Сотерих расценил как граничащее с бунтом, он «приказал своим телохранителям избить их палками» , что те и сделали. За этим последовало нападение мисимиян на Сотериха, сопровождавших его детей и телохранителей во время их ночлега.

http://pravoslavie.ru/68129.html

19 Пролог. Памятн. древне-рус. церковно-учит. литерат. Вып. 2, Спб. 1896. Стр. 55–58. Прим. авт. 20 Слова и речи Преосв. Макария еп. Томского и Семипалат. Вып. 1. Речь при встрече Государя Императора. Стр. 1. Прим. авт. 21 Прибавление к Казанским Губ. Вед. 1845 г. 1. При Иоанне III некоторые племена Северо-Западной Сибири уже были обложены данью; следовательно, сюда уже простиралось русское влияние и власть. Прим. авт. 27 Древняя Росс. Вивлиофика. Изд. 2. Часть IV. М. 1784 г. Стр. 120–140 Сибир. Вестн. 1818. Прим. авт. 30 Настоящий документ, как и следующие за ним из архива Воеводской канцелярии нигде до сих пор не были напечатаны. Пользуясь случаем, передаем текст их дословно, для иллюстрации взаимоотношений, при обязательности для всех путешествующих в Китай и Монголии тех правил и условий, какие, согласно договоров, были установлены. Прим. авт. 33 По Китайскому тарифу тогда пошлина взималась с тюков, ящиков, мешков, бочек, коробьев и ломовых телег, полагая в них известный вес товара, или известное число кусков материи, лекарств, листов и т. п. (Китай в граждан. и нравств. состоянии. Сочин. м. Иакинфа. ч. 1. Основания Государ. Управл. Спб. 1848. Стр. 80). Прим. авт. 34 Историч. очерк сношений русских с Китаем и описание пути с границы Нерчинского округа и Тянь-дзин. Ст. Бр. Бутиных Иркутск. 1871. Прим. авт. 35 Сибирская торговая монета, только что появившаяся в Китае, возбудила подозрение, относительно надписи непонятных Китайцами трех слов, а не Царского имени. Прим. авт. 36 В 1864 г. пишущему эти строки, в бытность Забайкальским миссионером, доводилось говорить о Цаган-Убугуне в Гусиноозерской кумирне с ширетуем Гыденовым. Желая удостовериться, действительно ли буряты чтут Свят. Николая, я просил лам указать мне в кумирне его изображение. Ширетуй предупредил, что в дацане такого бурхана нет, но по юртам у народа он имеется везде. На вопрос: почему народ почитает его? Ширетуй объяснил, что Цаган-Убугун являет свою чудесную помощь погибающим на морях и водах. Впоследствии чрез гл. Тайшу Минеева ширетуй выслал мне это изображение. Цаган-Убугум представлен созерцающим пустынником и не со сложенными под себя ногами, как изображаются обычно будды языческие, в одеянии с широкими рукавами и с посохом странника, около него мирно пасутся звери и птицы. За эту посылку я отдарил ширетуя житием святителя Николая с изображением его, снятым с чудотв. Новгородской иконы 1113 г. (Труды православн. миссий Восточн. Сибири. т. I. стр. 144). Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Ввысь. – Авт. «Осанна» – «спасение» (приветственный возглас евреев). Косно – медленно. – Авт. Умиляемся. Ледник – погреб, где держали умерших от несчастных случаев, ожидающих вскрытия, что случалось, пожалуй, не каждое десятилетие. – Авт. Воспитанницам епархиального училища. Четырехугольный плат с изображением креста, который в виде первой награды дается священникам и носится на правом боку поверх облачения. Учреждение при архиерее для управления епархией. Подловка – чердак. Искаженная цитата. См.: 3Цар. 19:11-12 . Принадлежала к поморскому толку – одному из направлений в старообрядчестве. Одинцом назывался единственный мужчина в семье или последний немобилизованный сын старых родителей. Их освобождали от военной службы для прокормления семьи. – Авт. Ратники ополчения, или ополченцы 2го разряда, – запасные старших возрастов. – Авт. Питирим (Окнов, 1858–1920), архиепископ Самарский и Ставропольский с декабря 1913 г. по июнь 1914 г. Впоследствии (с ноября 1915 г.), митрополит Петроградский и Ладожский, член Священного Синода. 6 марта 1917 г. смещен с кафедры как ставленник Г. Распутина. Михаил (Богданов, 1867–1925), епископ Самарский и Ставропольский с июля 1914 г. по декабрь 1918 г. Филарет (Никольский, 1858–1922), епископ Самарский и Ставропольский в 1920–1921 гг. Умер в ссылке. Так в оригинале. Возможно, имеется в виду более распространенная афонская икона – Иверская. Имя его никому не запомнилось, все называли его просто «австриец». – Авт. Половня – сарай для мякины и с/х орудий. – Авт. Впоследствии епископ Петр Сердобский. По независящим ни от Священного Синода, ни от комиссии обстоятельствам расследование не состоялось. – Авт. Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Сражение в Русско-японской войне, состоялось 10–11 июля 1904 г. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1954  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим...

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Такие большие четки используются на Афоне при совершении келейного монашеского правила. Узелки на них значительно меньших размеров, нежели на четках русских, поэтому они получаются не такими уж длинными.– Перев. Схимонах Паисий (Эзнепидис; 1924–1994) – известнейший из современных старцев Святой Горы, сподобившийся от Бога разнообразных духовных дарований, на протяжении долгого времени наставлявший и утешавший во множестве притекавших к нему за советом и помощью людей.– Ред. Видимо, после того, как эта обитель также была преобразована из идиоритмического монастыря в киновию.– Перев. Иеросхимонах Тихон (Голенков; 1884–1968) – известный афонский подвижник, духовник. Подробнее о нем см.: Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997; Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.– Ред. Имеется в виду, вероятно, отец Харалампий.– Ред. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. С. 139.– Ред. То есть «если у нас есть силы, но мы все равно лежим».– Ред. Имеется в виду преподобный Иоанн Лествичник.– Авт. Σκληραγωγα (греч.).– Перев. То есть «молись за него по четкам».– Перев. То есть на каждую молитву совершал крестное знамение.– Перев. То есть при поминовении за богослужением.– Перев. Мф. 25, 40.– Авт. Моноксилит – метох (греч. μετχι – «подворье, сельскохозяйственные угодья») монастыря святого Дионисия, находящийся в западной части Афона.– Перев. Гал. 5, 22–23.– Авт. νψεοθ ρωταθ (греч.).– Перев. 2 Тим. 4, 7.– Авт. То есть отцу Харалампию, ставшему игуменом обители святого Дионисия.– Ред. Медицинский термин, обозначающий потерю сознания.– Перев. Известный своим благочестием и ученостью монах нашего монастыря отец Феоклит написал фундаментальную книгу, посвященную его старцу. Называется она «Мой старец игумен Гавриил».– Авт. См.: Флп. 3, 14.– Авт. Ср.: Евр. 11, 38.– Авт. См.: Мф. 16, 24; Мк. 8, 34.– Авт. Участники национально-освободительного движения.– Перев. Отец Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – старец из Афин, известный в Греции духовник, основатель обители Благодатной Богородицы в Тризине.– Ред.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

  На грузинско-турецкой границе воздвигнут монастырь в память о мучениках-лазах 6 февраля 2007 года состоялось освящение фундамента мужского монастыря на горе Сарпис-мта, на самой границе Грузии с Турцией. Обитель будет посвящена мученикам из народа лазов, погибших здесь от турок в XVI–XVII веках. Монастырь будет виден с территории Турции, где и сейчас на территории исторической Лазики проживают этнические лазы, исповедующие ислам. Что касается аджарских лазов, то они, как сообщил заместитель руководителя пресс-центра Грузинской Патриархии Зураб Цховребадзе, почти все приняли крещение, и их крестным отцом стал Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. В современной Турции лазы учитываются как турки, так как в настоящее время исповедуют ислам, поэтому точная их численность неизвестна (по разным оценкам от 50 до 500 тысяч человек). В древности они исповедовали Православие . Как кажется, замечательный символ – живущие в Турции лазы-мусульмане будут видеть обитель, свидетельствующую о той религии, которую исповедовали их предки, и посвященную подвигу тех из них, кто сохранили верность Христу до смерти. Уже сейчас известно о случаях крещения грузинскими священниками лазов, живущих в Турции. Можно надеяться, что возведение монастыря послужит укреплению этой тенденции.   В горах Дагестана освящена часовня Александра Невского В высокогорном Ахтынском районе Дагестана в расположении пограничного отряда 6 февраля 2007 года в торжественной обстановке состоялось освящение часовни, возведенной во имя святого благоверного князя Александра Невского. Как сообщили в пресс-службе Каспийского пограничного управления ФСБ РФ по Дагестану, часовня возведена на пожертвования военнослужащих, а также местных жителей, в том числе тех из них, кто исповедует ислам .   В православном храме Антарктиды впервые совершено венчание В Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен в храме Святой Троицы впервые совершено венчание. Венчались гражданка России Ангелина Игоревна Жулдыбина и гражданин Чили Эдуардо Алиага Илабака, проходящий военную службу на чилийской антарктической базе. На таинстве венчания присутствовали сотрудники станции Беллинсгаузен, чилийской базы Фрей и аэродрома Марч. Храм в честь Святой Живоначальной Троицы – единственная православная церковь, возведенная на самом южном континенте и освященная в феврале 2004 года. В настоящее время храм приписан к Троице-Сергиевой лавре. Купол церкви с золоченым православным крестом на высоком холме – первое, что увидишь с теплохода, который доставляет в Антарктиду туристов с Огненной Земли .

http://pravoslavie.ru/5000.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010