Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви. БЕЛГРАД. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР АРХАНГЕЛА МИХАИЛА . Мощи: КЛАДБИЩЕ ВВЕДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ : МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи: МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи: МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»): МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ГОРНЯК (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Мощи: Д. МЕЛНИЦА (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). МОНАСТЫРЬ ВИТОВНИЦА : МОНАСТЫРЬ МАНАСИЯ (ок. 15 км. к северо-востоку от Ягодины, близ Деспотовца). Мощи: С. СЕНЕ, к юго-востоку от Ягодины, близ Чуприи. МОНАСТЫРЬ РАВАНИЦА . Мощи и икона: прп. Ромил Раваницкий (XIV в.), МОНАСТЫРЬ ДРАЧА (9 км. от Крагуевца). Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. РОМАНА (20 км. от Крушевца). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЛЮБОСТЫНЯ (ок. 15 км. к юго-востоку от Кралево, близ Трстеника). Мощи: МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА (39 км. к юго-западу от Кралево). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЙОВАНЕ : МОНАСТЫРЬ ГРАДАЦ (к северо-западу от Рашки). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЦРНА-РЕКА (к северо-востоку от Нови-Пазара, близ с. Рибаричи). Мощи: МОНАСТЫРЬ КУМАНИЦА (на границе с Черногорией, у железной дороги Белград – Бар). Мощи: МОНАСТЫРЬ МИЛЕШЕВА (ок. 20 км. к северо-западу от Нови-Пазара, близ Приеполе). Мощи: АРИЛЕ (ок. 30 км. к юго-востоку от Ужице). ХРАМ СВ. АХИЛЛЫ . Мощи: С. ЛЕЛИЧ (6 км. к юго-западу от Валево). МОНАСТЫРЬ СВТ. НИКОЛАЯ (ЛЕЛИЧ) . Мощи: МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы): Храмы [ править править код ] Список всех храмов Сербии смотрите ЗДЕСЬ . Собор Святого Саввы Сербского (Белград) [ править править код ] Храм Святого Саввы (серб. Храм светог Саве) в Белграде на Врачаре — храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175—1236). Сооружён на месте сожжения мощей святого Саввы оттоманскими властями в 1594 году. Один из самых крупных православных храмов в мире. Именуется мемориальным храмом. Образцом построенного храма послужил собор Святой Софии в Стамбуле.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗРЗЕ Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии, кафедра еп. Иераклейского Климента, секретаря Св. архиерейского собора не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви. Находится близ с. Зрзе, в 25 км к северо-западу от г. Прилеп (Республика Македония). Однонефную ц. в честь Преображения Господня построил во время правления серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355) мон. Герман, его имя упомянуто в надписи (после 1400) над юж. входом в храм. Мон. Герман мог быть выходцем из Рашки и происходил из знатной семьи, к-рой З. принадлежал до кон. XIV в. Позже с запада к храму был пристроен притвор, где был похоронен ктитор Хайко (мон. Харитон), вероятно сын Германа. В 1368/69 г. притвор был расписан по заказу вдовы Хайко Феодоры и их сыновей Прибила и Приезды. По-видимому, это мирские имена будущих художников Пелагонийского митр. Иоанна и иером. Макария, к-рые были приближенными серб. кор. Марко Мрнявчевича (1371-1395; см. ст. Мрнявчевичи ). После гибели кор. Марко и смерти митр. Иоанна иером. Макарий передал З. на попечение кмета (старосты) Константина и его сыновей Якова, Калояна и Димитрия. В нач. XVI в. мон-рь находился в запустении, затем был возобновлен. В 1538 г. чума унесла жизни 7 монахов, к 1544-1545 гг. в некогда многонаселенном З. осталось 6 монахов. В 1616 г. иером. Виссарион по заказу Стояна Петкова из с. Крапа написал Минею на февр. для нужд обители. Известны имена 2 игуменов З.- Дамаскин (1625; Записи. 6. 10128) и Петроний (1636; Там же. 4. 6761). В это время к ц. Преображения была пристроена ц. святых апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, на месте новой церкви албанцы убили пастуха, и поэтому она стала называться «пастушья». В 1791 г. З. захватили турки и осуществляли с его территории набеги с целью грабежа местного населения. В XIX в. к зап. стене ц. св. апостолов Петра и Павла была пристроена колокольня. В 1853 г. с целью исследования рукописей обитель посетил этнограф Стефан Веркович, а в 1899 г.- проф. Лазар Дума. После второй мировой войны русские монахини во главе со схиигум. Ириной возобновили мон-рь, восстановили пострадавшее от национализации хозяйство и создали б-ку рус. эмигрантской лит-ры. З. был жен. мон-рем до 1997 г.

http://pravenc.ru/text/200097.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Панагия Диотисса чудотворная икона из монастыря Панагия тон Влахернон на острове Зевса (Diac), сохраняется в Священном монастыре Воздвижения Святого Креста Пессада (о. Кефалония). Остров Зевса в полумиле от деревни Пессада, в дохристианские времена был кумирней главного эллинского беса Зевса, жертвы приносились согласовано, при помощи дыма, с кумирней на горе Энос (или Айнос). В христианские времена на месте кумирни был построен Монастырь в честь положения ризы Богородицы во Влахерне. В 1953[...] Файл 35505.jpg:   Размер: 586x768, 0.45 MPix, 66 Kb. Дата: 2021-05-16, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (23) , (0) . Описание: Монастырь Градац расположен на возвышенном плато над рекой Градачка, на краю лесистых склонов Голии. Он находится в 21 км к северо-западу от Рашки и в 12,5 км к западу от дороги Брвеник и Ибар. Точный год постройки монастыря неизвестен. Считается, что он был завершен в последней четверти 13 века. Это дар Елены Анжуйской. Он построен в традициях школы Рашка. Файл 35510.jpg:   Размер: 1200x750, 0.9 MPix, 240 Kb. Дата: 2021-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (27) , (0) . Описание: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а под эгидой Санкт-Петербургской митрополии и Преосвященного митрополита Варсанофия в Санкт-Петербурге 23 декабря 2015 г. открылась рождественская выставка. В этом году на выставку была приглашена епархия Жичка. По благословению епископа Иустина представители епархии принесли на выставку икону Пресвятой Богородицы Одигитрии (16 века), которая хранится на верхнем месте алтаря церкви Вознесения в Чачаке (бывшая Богородица Града[...] Файл 35511.jpg:   Размер: 1200x750, 0.9 MPix, 235 Kb. Дата: 2021-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (29) , (0) . Описание: Παναγα η Θεραπεουσα Panagía i Therapevousa Панагия Терапевуса Дева Мария Целительница Икона продается в греческих магазинах. История неизвестно в некоторых местах упоминается Монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Парнита либо как место изготовления, а возможно прототип Файл 35595.jpg:   Размер: 1269x1600, 2.03 MPix, 474 Kb. Дата: 2021-09-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (23) , (0) . Описание: Григорьев Борис Иконный образец. Богоматерь Консолационе. Период создания: Конец XVIII в. (?) Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " Файл 35687.jpg:   Размер: 609x800, 0.49 MPix, 122 Kb. Дата: 2022-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (22) , (0) .

http://pravicon.com/icon-4178-photo

Храм Св. Феодоры. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. АНАСТАСИИ (ок. 30 км. к юго-востоку от Салоник, близ с. Василики). Мощи: МОНАСТЫРЬ СУРОТИ (ном Халкидики, близ Суроти). Мощи: НЕА-МИХАНИОНА (ок. 20 км. к юго-западу от Салоник). Кафедральный собор Успения: НЕА-ИРАКЛИЯ (ном Халкидики): С. ПИРГАДИКИЯ (ном Халкидики): НЕА-ОЛИНТОС (к юго-западу от Полийироса): НЕА-МУДАНЬЯ (54 км. к юго-востоку от Салоник). Храм Панагия-Корифини: МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (подворье афонского монастыря Ксенофонт; 12 км. к северо-востоку от Сереса). Мощи: МОНАСТЫРЬ ИКОСИФИНИССИС (близ Драмы). Мощи и икона: С. СИПСА, близ Драмы. Монастырь Вознесения. Мощи: НЕА-КАРВАЛИ (8 км. от Кавалы). Храм Св. Григория. Мощи: КЕРКИРА. Храм Св. Спиридона. Мощи: Кафедральный собор Св. Феодоры. Мощи: Епископская часовня при Митрополии. Мощи: Храм Свт. Николая: Храм Св. Иасона и Сосипатра (район Горица). Мощи: Храм «Влахернской» иконы Божией Матери (район Канони): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ПАЛЕОКАСТРИЦА (ок. 20 км. к северу от Керкиры): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ФАНЕРОМЕНИ (3 км. к западу от Лефкаса): ГИРАС (о. Лефкас). Храм Успения: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ГЕРАСИМА (о. Кефалиния, близ Аргостолиона). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СИССИОН (о. Кефалиния, ок. 15 км. к юго-востоку от Аргостолиона): Д. МАРКОПУЛО (о. Кефалиния, к юго-востоку от Аргостолиона). Храм Успения: С. ПАСТРА (о. Кефалиния, к юго-востоку от Аргостолиона). Храм Панагия-Крини: МОНАСТЫРЬ АГРИЛИОН (о. Кефалиния, ок. 20 км. к востоку от Аргостолиона, близ Сами): ЛИКСУРИОН (о. Кефалиния, к северо-западу от Аргостолиона). Храм Св. Панагия. Мощи: МОНАСТЫРЬ КОРОНАТУ (о. Кефалиния, 3 км. от Ликсуриона): МОНАСТЫРЬ КИПУРЕОН (о. Кефалиния, к северо-западу от Ликсуриона). Мощи и иконы: МОНАСТЫРЬ УСПЕНИЯ (о. Кефалиния): МОНАСТЫРЬ МЕЛАПИДИАС (о. Кефалиния): МОНАСТЫРЬ КАФАРОН (о. Итака, к северо-западу от Вати, близ д. Агро): СТАВРОС (о. Итака, к северу от Вати). Храм Св. Варвары. Мощи: ЗАКИНФ. Собор Св. Дионисия. Мощи: С. ГИТАНИ, к западу от Закинфа. Храм Пантократора. Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЭЛЕВФЕРОТРИЯ (к юго-западу от Закинфа, близ д. Пантократорас):

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

С. МЕСАНАГРОС (о. Родос, ок. 20 км. к юго-западу от Линдоса). Храм Панагия-Кирмиссис: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СКИАДИ (о. Родос, близ с. Месанагрос): МОНАСТЫРЬ ПАНОРМИТИС (о. Сими, близ д. Панормитис): МАНДРАКИ (о. Нисирос). Монастырь Панагия-Спилиани: МОНАСТЫРЬ ВСЕХ СВЯТЫХ (ПРЕП. САВВЫ) (о. Калимнос, к западу от Потии). Мощи: ПЛАТАНОС (о. Лерос). Храм Панагия-ту-Кастру: Д. ДРИМОНАС (о. Лерос, к западу от Платаноса). Храм Панагия-Гурломата: ХОРА (ПАТМОС) (о. Патмос). Монастырь Зоодогос-Пиги: МОНАСТЫРЬ АП. ИОАННА БОГОСЛОВА (о. Патмос, к востоку от Хоры). Мощи: МОНАСТЫРЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ (о. Патмос, к юго-западу от Хоры): КАФИСМА ПАНАГИЯ-ТУ-ХАРУ (о. Липси): МОНАСТЫРЬ МУНДЕ (о. Икария, ок. 40 км. к западу от Айос-Кирикос, близ д. Христос-Рахес). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ХОЗОВИОТИССА (о. Аморгос, к северо-востоку от Хоры (Аморгоса): Д. ЭКСО-ГОНЬЯ (о. Тира, к востоку от с. Афиньос). Храм Панагия-Эпископи: ПАРИКЬЯ (ПАРОС) (о. Парос). Собор Екатонтапилиани (Ста Ворот). Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ДАСОС (о. Парос, 7 км. от Парикьи, близ с. Дасос). Мощи: С. ФАПСАНА (о. Парос). Монастырь Панагия-Миртидиотисса: Д. АНО-МЕРА (8 км. к востоку от Миконоса). Монастырь Панагия-Турлиани: ТИНОС. Собор Панагия-Евангелистрия: С. СТЕНИ, к северо-востоку от Тиноса. Монастырь Св. Пелагии. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВТ. НИКОЛАЯ (о. Андрос, к северу от Хоры (Андроса), близ д. Аликия). Мощи и иконы: С. ФАЛЛИКА (о. Андрос, к северо-западу от Хоры). Монастырь Панахранту: С. БАЦИ (о. Андрос, ок. 20 км. к западу от Хоры). Монастырь Зоодогос-Пиги. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. МАРИНЫ (5 км. от Хоры): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КАСТРИАНИ (о. Кея, к северу от Иулиса (Кеи), близ Оциаса): ХИОС. Кафедральный собор Св. Николая. Мощи: Монастырь «Панагии-Помощницы» (Преп. Анфима). Мощи и икона: С. ВРОНДАДОС (к северу от Хиоса). Храм Св. Георгия в Ресте (в лесу, около села; обычно закрыт). Мощи: Д. ВОЛИСОС (ок. 20 км. к северо-западу от Хиоса). Храм Св. Маркеллы. Мощи: МИТИЛИНИ (о. Лесбос). Кафедральный собор Св. Афанасия Великого. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. РАФАИЛА (Гуменисс). Мощи:

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

МОНАСТЫРЬ БИСТРИЦА (жудец Вылча, близ Костешти): прп. Григорий Декаполит (IX в.). МОНАСТЫРЬ ЛАЙНИЧИ (близ Тыргу-Жиу): прп. Иродион Лайничский (XIX в.). ТИСМАНА (25 км. к западу от Тыргу-Жиу). Тисманский монастырь: прп. Никодим Тисманский (XIV в.) (часть мощей). ТИМИШОАРА. Кафедральный собор Трех Святителей: свт. Иосиф Новый (XVII в.). МОНАСТЫРЬ РЫМЕЦ (жудец Алба): свт. Геласий Рымецкий (XIV в.) (глава). С. НИКУЛА (жудец Клуж, близ Герлы). Монастырь Никула: икона Божией Матери «Одигитрия». МОНАСТЫРЬ НЯМЦ (РУМЫНСКАЯ ЛАВРА) (к северо-западу от Тыргу-Нямца): прп. Паисий (Величковский) (XVIII в.) (часть мощей), прп. Симеон Дивногорец (VI в.) (глава), «Нямецкая» икона Божией Матери, «Румынская» икона Спасителя, икона мч. Георгия Победоносца. МОНАСТЫРЬ СЕКУ (ок. 20 км. к северо-западу от Тыргу-Нямца): свт. Варлаам Молдавский (XVII в.), чтимая могила архим. Викентий (Мэлэу) (ХХ в.), чтимая могила архим. Анфим (Гэинэ) (ХХ в.), «Кипрская» икона Божией Матери. МОНАСТЫРЬ СИХАСТРИЯ (к северо-западу от Тыргу-Нямца): икона Божией Матери «Скорбящая-Румынская», чтимая могила протосингела (игум.) Иоанникия (Мороя) (ХХ в.), чтимая могила иером. Паисия (Олару) (ХХ в.). МОНАСТЫРЬ ДУРЭУ (65 км. к юго-западу от Тыргу-Нямца): чтимая могила архим. Клеопа (Илие) (ХХ в.). СУЧАВА. Монастырь Св. Иоанна Нового: мч. Иоанн Новый, Сочавский (XIV в.). Старообрядческий Сучавский монастырь: «Сучавская» («Процветшая») икона Божией Матери. МОНАСТЫРЬ ПУТНА (62 км. к северо-западу от Сучавы): чтимая могила св. господаря Стефана III Великого (XV в.), свт. исп. Илия Трансильванский (XVII в.). МОНАСТЫРЬ ВОРОНЕЦ (26 км. к юго-западу от Сучавы, близ Гура-Хуморулуй): прп. Даниил Пустынник (XV в.). ЯССЫ. Митрополичий собор: прп. Параскева-Петка Сербская (Болгарская) (XI в.). Храмы [ править править код ] Собор спасения нации (Бухарест) Собор Трёх Святителей (Тимишоара) Успенский собор (Куртя-де-Арджеш) Церковь Святого Николая (Брашов) Монастыри [ править править код ] Монастырь Сэпынца-Пери Воронец (монастырь) Монастырь Кьяжн Нямецкая лавра Монастырь Петру Водэ Монастырь Прислоп Путна (монастырь)    Монастырь Синая   Славский Введенский монастырь    Славский Успенский монастырь Сучевица (монастырь) Хорезу (монастырь) Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Румы...

Византийский музей: икона Божией Матери «Фанеромени» («Явленная»). С. МЕНИКО (14 км. к западу от Никосии). Храм Св. Киприана. Мощи и икона: мчч. Киприан и Иустина (IV в.) (частицы мощей), икона мч. Киприана. С. НИСУ (ок. 15 км. к югу от Никосии). Храм Св. Евтихия. Мощи: : прп. Евтихий (VII в.) (гробница около храма). С. МАЛУНДА, близ Никосии. Храм Панагия-Хрисопантанасса: один из мучеников Илиофотов (VII в.) (глава). С. ПОЛИТИКО (21 км. к юго-западу от Никосии). Монастырь Св. Ираклидия. Мощи и икона: свмч. Ираклидий Томасский (I – II вв.) (глава и десница; доступ к мощам открыт лишь во время Литургии), икона свмч. Ираклидия. С. КАЛО-ПАНАЙОТИС (ок. 40 км. к западу от Никосии). Монастырь прп. Иоанна Лампадиста: прп. Иоанн Лампадист (X – XI вв.) (глава), икона прп. Иоанна Лампадиста. ЛАРНАКА. Собор Св. Лазаря. Мощи и иконы: св. Лазарь Четверодневный (часть мощей), икона Божией Матери «Одигитрия-Русская», икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет», икона св. Лазаря. С. МОСФИЛОТИ (20 км. к западу от Ларнаки). Монастырь Св. Феклы. Мощи и иконы: равноап. мц. Фекла (часть мощей), икона равноап. мц. Феклы. С. ТРУЛИ (ок. 10 км. к северу от Ларнаки). Монастырь Мавровуни: икона мч. Георгия Победоносца. С. КИТИ (ок. 10 км. к юго-западу от Ларнаки). Храм Панагия-Ангелоктистисса: икона Божией Матери «Ангелоктистисса» (в алтаре), икона Архангела Михаила. ЛИМАССОЛ. Храм Св. Марины: икона вмц. Марины. МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СФАЛАНГИОТИССА (близ Лимассола): икона Божией Матери «Сфалангиотисса». Д. КЕЛЛИЯ, близ Лимассола. Монастырь Панагия-Глосса: икона Божией Матери «Живоносный Источник». МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-АМИРУ (близ с. Аксью, к северо-западу от Лимассола): икона Божией Матери «Амиру». МОНАСТЫРЬ АЛАМАНУ (19 км. к востоку от Лимассола, близ д. Пендакомо): икона мч. Георгия Победоносца. МОНАСТЫРЬ СИМВУЛАС (ок. 10 км. к юго-западу от Лимассола, близ британской военной базы Эпископи). Мощи и икона: части мощей местных преподобномучеников, икона вмч. Георгия Победоносца. МОНАСТЫРЬ АМАСГУ (18 км. к северо-западу от Лимассола, близ д. Монагри): икона Божией Матери «Монагритисса» («Амасгу»).

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Кипр

Св. Савва прожил на Афоне шестнадцать лет (1191-1207). В 1199 г. он съездил в Константинополь, чтобы получить имперское одобрение на основание им и его отцом Хиландарского монастыря. После смерти Симеона св. Савва на время удалился в уединенную келью, где в одиночестве нес свой монашеский подвиг. Там же он составил свой Типикон. Он вернулся в Сербию в 1207 г., привезя с собой тело своего отца. С этого времени начинается непосредственное участие св. Саввы в политической жизни Рашки. Некоторое время он возглавлял основанный его отцом монастырь Студеница, где св. Савва и поместил мироточивые мощи преп. Симеона. Ситуация в стране была сложной. Два брата св. Саввы - Стефан, правитель Рашки, и Вукан, правитель Зеты, - находились в постоянном конфликте. Все усилия св. Саввы были направлены на обеспечение единства страны под династией Неманичей, символом которой стали мощи преп. Симеона, и утверждение ее в единой православной вере. 9. В первой половине XIII в. - века катастроф - казалось, что византийское христианство отступает перед Римской церковью, быстро воспользовавшейся ситуацией в Восточной Европе после основания Латинской империи. Но эта тенденция наступления католичества на Балканы проявилась гораздо ранее - еще в конце XII в., когда мощь Византии начала ослабевать. Рассмотрим несколько примеров. Ранее мы видели, что «турки», т.е. мадьяры (венгры), были помещены Василием II под юрисдикцию архиепископа Охридского. Конечно, это были венгры, проживавшие на территории империи Василия. Однако в XI и XII вв. империя поддерживала тесные политические - а следовательно, религиозные и церковные - контакты с Венгерским королевством. Венгерские правители долго колебались между принятием восточной или западной церковной культуры. В начале XI в. венгерский принц Айтоний был крещен в Видине на имперской территории. Айтоний основал греческий монастырь в своем городе Марошваре. Но и на севере Венгрии существовали многие греческие и славянские монастыри, принадлежавшие к Константинопольской юрисдикции. Весьма частыми были браки между семьями венгерских и византийских правителей. Самыми наглядными символами этих контактов являются «корона Константина Мономаха» и знаменитая «корона св. Стефана» - самое драгоценное сокровище венгерской государственности. Первая корона была послана императором Константином IX королю Андрею I (1046-1060), который был крещен в Киеве и женат на дочери Ярослава Мудрого. Вторую корону император Михаил VII послал королю Гизе I (1074-1077). Обе короны - типичные образцы византийского искусства и византийской политической идеологии, подчеркивающей принадлежность Венгрии к византийскому содружеству. Лишь брак короля Белы III с Маргаритой Капет Французской (1186 г.) обозначил окончательный поворот Венгрии к Западу. Это был тот самый Бела, который ранее был женихом сестры императора Мануила Комнена.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Были причины для недовольства положением и у сербских правителей. На подвластных им землях имелось лишь одно православное епископство с центром в Расе, подчиненное также Охридскому архиепископству. Освободиться законным путем от церковной зависимости от Константинопольского Патриархата представлялось маловероятным, и уже поэтому взгляды южнославянских правителей должны были обращаться в сторону Рима. Наконец, у сербских правителей была еще одна важная причина для установления контактов с папским престолом. К концу 80-х гг. XII в. Стефану Немане удалось подчинить своей власти территорию сербского Приморья, и тогда встал вопрос об урегулировании отношений между представителями власти великого жупана и католическими епископствами в подчинившихся великому жупану городах на Адриатическом побережье. Первоначально утверждение власти православных правителей Рашки над территорией Поморья не обошлось без конфликтов с местными католическими учреждениями. Так, брат Стефана Немани, Мирослав, утвердив свою власть над Захумьем, присвоил имущество убитого местной знатью Сплитского архиепископа, не допускал местных епископов на их кафедры, не впустил в свое княжество папского легата Теобальда, за что был им отлучен от Церкви . Одна из причин конфликтов состояла в том, что католическое духовенство Приморья поддерживало местных правителей, с которыми оно было традиционно связано, в их борьбе против экспансии Рашки. Известно, например, что архиепископ Бара Григорий в 1189 г. бежал от войск Немани вместе с вдовой последнего зетского князя из местной династии Михаила и больше не вернулся в свою епархию . В этих условиях для сербского правителя было важно, что курия проявила намерения наладить с ним отношения. Тем же 1189 г. датировано письмо папы Климента III Стефану Немане и его братьям, в котором папа предлагал оказать хороший прием и проявить повиновение при решении церковных дел новому архиепископу Дубровника Бернарду . По-видимому, Немане удалось наладить дружественные отношения с курией. Позднее его сын и преемник Стефан писал папе Иннокентию III, что он намерен всегда следовать за «святой римской церковью, как доброй памяти отец мой» .

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Такие взгляды были присущи образованной элите городов не только хорватского, но и сербского Приморья. Во вводной части «Летописи попа Дуклянина» — памятника, созданного в одном из главных центров этого региона в Баре,— помещен вымышленный рассказ о существовавшем некогда в прошлом королевстве Святополка (в его состав входили и сербские, и хорватские земли). Согласно этому рассказу, после принятия жителями королевства христианства его религиозные и политические учреждения были созданы на основе изучения «древних привилегий», а их тексты были доставлены из Рима и Константинополя при участии папских легатов и послов византийского императора Михаила . Если, как полагают некоторые исследователи, создание этой легенды отнести к XIV в. , то это было бы еще более веским свидетельством устойчивости тех воззрений, о которых говорилось выше. Отношения между Церквами на сербских землях в XI–XII вв. отличались особой сложностью. Здесь не только сталкивались границы сфер юрисдикции церковных центров разных конфессий, но и сами эти центры постоянно выдвигали притязания на земли, находившиеся в ведении другой Церкви. Византийская митрополия в Диррахиуме притязала на господство над католическими епископиями сербского Приморья, ссылаясь на решения императора Льва III, которые не признавала Римская курия, а учрежденная в 1089 г. католическая митрополия в Баре стремилась расширить сферу своей юрисдикции на земли континентальной Сербии, входившие в сферу действия православного архиепископства в Охриде . Учитывая, что главный источник, содержащий сведения о жизни сербских земель в XI–XII вв., «Летопись попа Дуклянина», был написан клириком, связанным с интересами митрополии в Баре, можно было бы ожидать, что соперничество, о котором говорилось выше, отразится на страницах летописи и его составитель будет следить за связью между политическими успехами отдельных правителей и распространением той конфессии, к которой они принадлежат. С этой точки зрения особый интерес представляют заключительные разделы памятника, посвященные описанию борьбы за власть на территории прилегавшей к Приморью Зеты. В этой борьбе участвовали не только представители разных ветвей местной династии, исповедовавшей католицизм, но и православные правители Рашки. Но конфессиональные пристрастия автора не находят в этих текстах никакого отражения. Более того, его одобрительной оценки удостаиваются такие правители, как Владимир, возведенный на престол жупаном Рашки Вуканом и женатый на его дочери, а также Грубеша и Градихна, занявшие трон при прямой поддержке византийского императора ,— все они обеспечивали мир в стране и справедливо правили народом. Из самого повествования клирика из Бара, не располагая другими данными, вообще нельзя было бы сделать вывод, что участвовавшие в событиях византийские полководцы и князья Зеты принадлежали к разным конфессиям.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010